аль-Мансур Биллах
аль-Мансур Биллах Аль-Мансур Биллах | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Золотой динар аль-Мансура, отчеканенный в его новой столице аль-Мансурии в 949/50 году. | |||||
Имам – халиф Фатимидского халифата | |||||
Царствование | 17 мая 946 г. - 18 марта 953 г. | ||||
Предшественник | аль-Каим би-Амр Аллах | ||||
Преемник | аль-Муизз ли-Дин Аллах | ||||
Рожденный | Январь 914 г. Раккада | ||||
Умер | 18 марта 953 г. (39 лет) | ||||
Проблема | аль-Муизз ли-Дин Аллах | ||||
| |||||
Династия | Фатимид | ||||
Отец | аль-Каим би-Амр Аллах | ||||
Мать | Карима | ||||
Религия | Исмаилитский шиитский ислам |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу Тахир Исмаил ( арабский : أبو طاهر إسماعيل , латинизированный : Абу Тахир Исмаил ; январь 914 - 18 марта 953), более известный под своим царственным именем аль-Мансур Биллах ( арабский : المنصور , латинизировано : аль-Мансур биллах , букв. халиф «Победитель через Бога») — третий Фатимидского халифата в Ифрикии , правивший с 946 года до своей смерти. Он председательствовал в период кризиса, когда ему приходилось противостоять крупномасштабному хариджитскому восстанию Абу Язида . Ему удалось подавить восстание и восстановить стабильность режима Фатимидов.
Ранняя жизнь и присоединение
[ редактировать ]Будущий аль-Мансур родился Исмаилом в начале января 914 года в городе-дворце Раккада недалеко от Кайруана . Он был сыном тогдашнего наследника и будущего второго фатимидского имама - халифа Мухаммада аль-Каима би-Амра Аллаха ( годы правления 934–946 ) и местной рабыни-наложницы Каримы, которая когда-то принадлежала к последний аглабидский эмир Ифрикии Зиядат Аллах III . [1] Исмаил не был старшим сыном аль-Каима, но первенец, аль-Касим, как сообщается, умер раньше своего отца. [2]
Согласно официальной версии событий, 12 апреля 946 года аль-Каим публично провозгласил Исмаила своим наследником с царственным именем аль-Мансур Биллах, а когда он умер 17 мая, аль-Мансур стал имамом. и халиф. [1] [3] Современные историки периода Фатимидов, такие как Хайнц Хальм и Майкл Бретт , подозревают, что приход аль-Мансура к власти был результатом дворцовой интриги, возглавляемой влиятельным рабом-камергером Джаудхаром , с участием других деятелей из династии аль-Каима. гарем . [3] [4] Известно, что его мать Карима и кормилица Салаф помогали ему в борьбе за власть против сводных братьев и описываются как одни из немногих женщин, участвовавших в политических делах. [5] На это указывает несколько факторов: учитывая изнурительную болезнь аль-Каима, неясно, был ли он вообще способен провозгласить преемника; Первым действием нового халифа было заключение своих дядей и братьев под домашний арест во дворце под надзором Джавдара; Джавдар в своих мемуарах утверждает, что Исмаил был тайно назначен наследником отца уже во время восшествия на престол Аль-Каима в 934 году, причем сам Джавдхар был единственным, кому доверили свою тайну; и сам аль-Мансур, по-видимому, был вынужден составить трактат в защиту своего преемства, что указывает на спорный характер его восшествия на престол. [3] [6]
Царствование
[ редактировать ]Подавление восстания Абу Язида
[ редактировать ]Во время его восшествия на престол Фатимидский халифат переживал один из самых критических моментов: крупномасштабное восстание под руководством хариджитского берберского проповедника Абу Язида захватило Ифрикию и угрожало самой столице Аль-Махдии . [7] В результате, по словам историка Фархата Дахрауи , «[аль-Мансуру] пришлось немедленно принять на себя самые тяжелые обязанности, не проходя никакого обучения в качестве правителя». [1] Аль-Мансур справился бы с этой задачей: как исмаилитские (сторонники Фатимидов), так и суннитские (антифатимидские) источники сходятся во мнении, что аль-Мансур был образцовым правителем, восхваляя как его эрудицию и красноречие на классическом арабском языке , так и его храбрость и энергичное лидерство в бою. [1] [8]
Пока продолжалось восстание Абу Язида, аль-Мансур и его правительство держали в секрете смерть его отца. Все государственные дела и церемонии по-прежнему проводились от имени аль-Каима, а Исмаил якобы действовал только как назначенный ему наследник. [1] [9] Действительно, царственное имя аль-Мансур было публично принято только после окончательного подавления восстания. [8] Тем не менее новый правитель быстро показал свои способности. Еще до смерти своего отца, 16 мая, он отправил морем оружие и припасы в осажденный город Сус и через несколько дней начал скоординированную атаку, чтобы освободить город: 26 мая гарнизон Суса при поддержке Кутамы берберской кавалерии с юга, а войска, высадившиеся по морю с севера, прорвали осаду и вынудили Абу Язида отвести свои войска вглубь страны, в сторону Кайруана . [1] [8]
Битва за Кайруан
[ редактировать ]Абу Язид обнаружил, что Кайруан восстал против него, и городские ворота закрылись, так что он разбил лагерь в двух днях пути от города. Тем временем аль-Мансур встретился с делегацией знатных людей Кайруана в Суссе и объявил полную амнистию в обмен на их возобновленную лояльность. 28 мая в городе была зачитана прокламация халифа, и в тот же день армия Фатимидов во главе с самим халифом разбила лагерь к югу от города. [8] Принц Фатимидов был вынужден своим примером убедить непокорного Кутаму укрепить лагерь рвом и стеной, поскольку берберы считали это признаком трусости и считали раскопки рабской работой. Только после того, как аль-Мансур сам взял лопату и начал копать, их уговорили помочь. [8]
Это оказалось удачей, поскольку Абу Язид атаковал лагерь утром 5 июня и был отброшен с большим трудом. По словам очевидца, аль-Мансур сыграл ведущую роль в отражении нападения, его церемониальный зонтик был на виду и служил объединяющим фактором, но возможно, что его роль была приукрашена для дальнейшей легитимизации его позиции. [10] Две армии оставались закрепившимися вокруг Кайруана в течение следующих двух месяцев, участвуя в частых столкновениях. Абу Язид несколько раз пытался штурмовать городские ворота, но аль-Мансур построил для их защиты небольшие укрепленные лагеря. Абу Язид пытался заставить Фатимидов отступить, отправив своего сына совершить набег на окрестности аль-Махдии, где многие из кутамов поселились своими семьями; но хотя аль-Мансур послал несколько войск для их защиты, он отказался двинуть свою основную армию. [11]
В то время как аль-Мансур медленно наращивал свои численно уступающие силы за счет контингентов из отдаленных провинций империи Фатимидов, поддержка Абу Язида начала уменьшаться, и его последователи покинули его лагерь. Лишь берберы Хавара и Бану Камлан остались ему непоколебимо верны. С растущей уверенностью аль-Мансур вывел свою армию, чтобы спровоцировать генеральное сражение, но Абу Язид отказался принять вызов. Наконец, 13 августа Фатимиды штурмовали лагерь повстанцев, а войска Абу Язида сломались и обратились в бегство. [12] Победа оказалась для аль-Мансура вдвойне случайной. В поисках поддержки против Фатимидов Абу Язид вступил в контакт с испанскими Омейядами и признал сюзеренитет омейядского халифа Абд ар-Рахмана III . На помощь ему был отправлен флот Омейядов, но когда его командир услышал известие о победе Фатимидов при Кайруане, он повернул назад. [13]
Даже в своем победном послании в столицу, зачитанном камергером Джаудхаром, аль-Мансур поддержал вымысел о все еще живом аль-Каиме, назвав себя просто «Меч Имама». [13] Правитель Фатимидов приступил к достижению примирения с гражданами Кайруана: он воздержался от повторного назначения исмаилитского кади над городом, вместо этого выбрав старого и уважаемого маликитского юриста Мухаммада ибн Абил-Мансура ; губернатором он назначил не Кутаму, а военного офицера славянского происхождения Кудама аль-Фата; он уплатил все налоги в течение двух лет; и предложил большую часть захваченной добычи в качестве милостыни городской бедноте. [14] В то же время аль-Мансур приказал превратить место своего лагеря к югу от города в новый город-дворец, официально известный как аль-Мансурия , а на местном уровне - как Сабра. Помимо увековечения его победы, перспектива возвращения резиденции халифа в окрестности Кайруана, старой столицы Ифрикии, была еще одним признаком благосклонности халифа к кайруанцам. [15] [16] Находясь в Кайруане, 18 октября аль-Мансур принял посланника Византийской империи . Неизвестно, какое было дело у посланника с халифом, но оно, скорее всего, касалось возобновления действовавшего на юге Италии перемирия , которое в то время устраивало обе державы. [17]
Преследование Абу Язида
[ редактировать ]Пока аль-Мансур оставался в Кайруане, на севере аль-Хасан ибн Али аль-Кальби собрал свежие силы Кутамы в Константине и отбил Бежу и Тунис , обеспечив безопасность северного фланга халифа. [18] [19] Подкрепленный тысячей кавалеристов из Киренаики , аль-Мансур 24 октября выступил из Кайруана в направлении Сбибы . Оттуда армия Фатимидов двинулась в Баджайю , которая сопротивлялась атакам повстанцев, и приветствовала войска Фатимидов как освободителей. [19] Ибн Хазар , лидер берберов Зената , отправил посла, чтобы заявить о своей преданности аль-Мансуру. Это, в свою очередь, вынудило Абу Язида бежать на юг и обойти территории Зената через пустыню. Аль-Мансур следовал за ним до Бискры , но местные проводники советовали не следовать за лидером повстанцев, поскольку маршрут был опасен для армии. [19] В Бискре губернатор Мсилы и Заб региона Джафар ибн Али ибн Хамдун явился халифу в знак покорности, взяв с собой юношу, которого провозглашали пророком в регионе Орес . Проведя его через лагерь, аль-Мансур приказал заживо содрать с юноши кожу и набить чучело. [19]
Когда халиф узнал, что Абу Язид нашел убежище в горах Джебель-Салат, к западу от озера Шотт-эль-Ходна , он повел свою армию на север, к Тубне , а затем на запад, вдоль северного берега Шотт-эль-Ходна. Абу Язид противостоял армии Фатимидов у города Магра 9 декабря, но потерпел поражение. [19] После победы в Мсилу начали прибывать делегации из племен и поселений региона, чтобы заявить о своей лояльности аль-Мансуру, включая сына Ибн Хазара, Якуба. [20] Вскоре после этого Абу Язид начал атаку на армейский лагерь аль-Мансура возле Мсилы, но снова был отбит. Аль-Мансур отправил свои войска в горы Ходна, чтобы преследовать мятежника, но Абу Язид снова бежал в Джебель Салат. Когда войска Фатимидов преследовали его там, он снова бежал в пустыню, и на этот раз аль-Мансур был полон решимости последовать за ним. После изнурительного одиннадцатидневного марша по пустыне он был вынужден повернуть назад, но суровая зима нанесла еще больший урон его армии. [21]
Не имея возможности следовать за Абу Язидом, аль-Мансур вместо этого повернул на север, на территорию берберов Санхаджа , чей лидер Зири ибн Манад когда-то подчинился халифу аль-Каиму. Зири вышел и лично представился правителю Фатимидов и был щедро вознагражден. [21] Отдав приказ повернуть обратно на восток, аль-Мансур 10 января 947 года тяжело заболел лихорадкой и в течение двух недель оставался прикованным к постели. После выздоровления он направился в Мсилу. [21] византийской эпохи Абу Язид теперь поселился в разрушенной крепости Азбих ( Заби Юстиниана ) недалеко от Мсилы. Аль-Мансур послал приказ о введении новых сборов Кутамы на их родине в Малой Кабилии , в то время как Ибн Хазар повторил свои заявления о лояльности, которые включали просьбу о правильной формуле хутбы, которая будет использоваться в пятничной молитве и чеканке монет. Этот запрос [а] ознаменовало окончательное признание Зенатой власти Фатимидов. [23] Приверженность «Зенате» также означала, что Абу Язид был отрезан от поставок. 6 марта аль-Мансур в сопровождении 4000 своей кавалерии и 500 санхаджей выступил в Азбих. Они обнаружили крепость заброшенной, но когда они повернули назад, арьергард был внезапно атакован Абу Язидом и его людьми. В завязавшейся битве правитель Фатимидов вновь одержал победу, и раненому Абу Язиду едва удалось спастись. Вместе с письмом, объявляющим о своей победе, аль-Мансур отправил в Кайруан 1070 отрубленных голов повстанцев. [24]
Осада Кияны и смерть Абу Язида
[ редактировать ]Абу Язид снова бежал в горы Ходна, и аль-Мансур преследовал его там. Войска Фатимидов безжалостно преследовали лидера повстанцев по узким горным тропам. Лагерь Абу Язида был захвачен и подожжен, но ему удалось найти убежище в крепости Кияна (недалеко от того места, где форт Бени-Хаммад ). позже был построен [18] [24] Аль-Мансур не сразу напал на него там, а сначала дождался дальнейшего набора Кутамы. Затем он приступил к методичному покорению гор, тем самым не позволяя Абу Язиду найти убежище, если ему снова удастся сбежать. Только после окончания Рамадана , 26 апреля, он двинулся на крепость под проливным дождем. [24]
Расположенная на крутой скале на горном плато, Кияна была подвергнута осаде, осадные машины были доставлены из Ифрикии по морю и перенесены через горы. Защитники неоднократно пытались прорвать осаду вылазками, но каждый раз были отброшены. В начале июня соседние крепости Шакир и Аккар, также удерживаемые повстанцами, сдались, а 14 августа 947 года была предпринята последняя атака на Кияну. [25] Одетый в расшитую золотом красную одежду, аль-Мансур лично участвовал в бою верхом на своей лошади. После ожесточенного боя около полудня крепость была прорвана, и последние защитники отошли в крепость . Аль-Мансур предложил помилование, если они выдадут Абу Язида, но они отказались. На рассвете следующего дня осажденные попытались прорваться в безопасное место, но снова потерпели поражение. Абу Язиду удалось бежать, но он упал в овраг и попал в плен. Тяжело раненный, он был допрошен халифом и скончался от ран через четыре дня, 19 августа. Его шкуру засолили и набили, чтобы выставлять напоказ в каждом городе, мимо которого победоносный халиф проходил на обратном пути. [26] [27]
Поражение Абу Язида стало переломным моментом для династии Фатимидов. Как комментирует историк Майкл Бретт, «при жизни Абу Язид поставил династию [Фатимидов] на грань разрушения; после смерти он был настоящей находкой», поскольку это позволило династии возобновить свою деятельность после неудач аль-Ка' я правлю. [28] С этой целью Абу Язид был увековечен в историографии Фатимидов как не что иное, как «Ложный Мессия» ( аль-Масих ад-Даджаль ), [29] [30] и его восстание было задумано как апокалиптическое событие, которое было предвидено аль-Махди, для чего он построил аль-Махдию, «как убежище для династии от великого врага и цитадель, из которой затем будет разрушен весь мир». завоеван». Таким образом, победа над восстанием рассматривалась как настоящее возрождение династии. [28] В самый день смерти Абу Язида аль-Мансур объявил себя имамом и халифом и публично принял свой царственный титул аль-Мансур би-Наср Аллах , «Победитель с помощью Божией». [28] [31]
Укрепление правления Фатимидов в Магрибе
[ редактировать ]Во время возвращения армии в Мсилу на них напали некие зенаты, отказавшиеся подчиниться вместе со своим лидером Ибн Хазаром. По словам Хайнца Хальма, это было «последнее восстание против правления Фатимидов в центральном Магрибе». Даже самые решительные сторонники Абу Язида, Бану Камлан, вскоре подчинились власти Фатимидов в обмен на помилование. [31]

Аль-Мансур теперь намеревался вернуться на восток, но ему помешали новости о потере Тахерта . [31] Город был завоеван Фатимидами еще в 909 году. [32] но удерживался лишь незначительно, под полуавтономным правлением вождей берберского племени Микнаса . [33] Один из них, Хамид ибн Ясал , был заключен в тюрьму аль-Каимом в аль-Махдии, но сумел бежать в суд Омейядов. С их помощью он отплыл обратно в Магриб и захватил Тахерт от имени Абд ар-Рахмана III. [31] Халиф Фатимидов выступил из Мсилы 7 сентября, чтобы вернуть город, но когда он прибыл в Тахерт 20-го числа, он обнаружил, что Хамида больше нет: он и его последователи отплыли обратно в Испанию. [31] В отместку халиф выкопал кости своих родственников и приказал сжечь их, а также минбар мечети, из которого читалась пятничная молитва во имя его соперника Омейядов. [34] Находясь в Тахерте, аль-Мансур снова тяжело заболел и был близок к смерти, вплоть до того, что его последнее завещание было написано. [35] После выздоровления он возглавил экспедицию против берберов Лувата , но по мере того, как последние отступали в пустыню, добиться ничего не удалось. [35] Халиф также провел некоторое время, осматривая достопримечательности, посетив водопады в Уэд-Тигуесте и Джедары , позднеантичные курганы Уэд -Мина . была переведена надпись, воздвигнутая Соломоном , полководцем византийского императора Юстиниана I. В последнем месте ему [36] [б]
Оставив придворного евнуха Масрура губернатором Тахерта, он отправился в обратный путь на восток 2 января 948 года. Одиннадцать дней спустя он с триумфом вошел в свою новую столицу аль-Мансурию через «Ворота Побед» ( баб аль- футух ). [35] 14 февраля он покинул Аль-Махдию, чтобы противостоять сыну Абу Язида Фадлу, который все еще сопротивлялся Фатимидам в горах Орес. Армия халифа двинулась через Сбейтлу к Гафсе , а повстанцы отступили перед ними, не вступив в бой, и отступили на свои базы в Оресе. Кампания, по-видимому, была в основном направлена на укрепление авторитета назначенного наследника аль-Мансура, Маада (будущего аль-Муизза ли-Дина Аллаха ), после разграбления крепости Мидес и опустошения ее окрестностей, в результате чего Принц Фатимидов достойно отличился, 28 марта армия вернулась для еще одного триумфального входа в Аль-Мансурию. [38] Вскоре после этого двор покинул новую столицу, строительство которой еще не было завершено, в Аль-Махдию, где аль-Мансур отпраздновал Ид аль-Фитр впервые в качестве халифа 13 апреля с большой помпой. В своей проповеди в мечети аль-Мансур публично истолковал свою победу над «Ложным Мессией» как знак божественной милости, отметив, что Бог «желает обновить и укрепить нашу династию». [39] В знак своего нового доверия аль-Мансур в это время освободил двадцать членов династии Аглабидов, находившихся в плену с 909 года. Им были вручены богатые подарки и разрешено уехать в Египет. [39]
Тем временем сын Абу Язида Фадл был убит в результате предательства губернатором Мдилы. Его отрубленная голова была отправлена халифу, который вместе с чучелом отца отправил ее на Сицилию. Корабль затонул, но труп Абу Язида был выброшен на берег в Аль-Махдии, где он был распят и выставлен на всеобщее обозрение. [39] Другие сыновья Абу Язида, Язид и Айюб, пытались продолжить сопротивление в Оресе, но вскоре были убиты. [39]
Восстание на Сицилии и отношения с Византией и Омейядами
[ редактировать ]25 апреля 947 года восстание, возглавляемое семьей Бану ат-Табари в Палермо, фатимидского губернатора Сицилии свергло Ибн Аттафа . Повстанцы считали Ибн Аттафа слишком слабым и пассивным против византийцев на юге Италии, позволяя последним прекратить платить согласованную дань в обмен на перемирие. Это было серьезной проблемой для ведущих сицилийских арабских кланов, которые зависели от дани из-за отсутствия возможностей собирать добычу посредством набегов. [40] [41]
Для борьбы с восстанием аль-Мансур выбрал человека, отличившегося при подавлении восстания Абу Язида, губернатора Туниса аль-Хасана ибн Али аль-Кальби, который был назначен новым губернатором Сицилии. [40] [41] аль-Мансурию в январе 948 года, он привел с собой византийских стратегов Калабрии Когда он прибыл в . Его миссия неясна, но, вероятно, византийцы стремились возобновить перемирие, которому угрожали события на Сицилии, где новая доминирующая фракция могла возобновить набеги на них во имя джихада в поисках грабежа. [41] Весной 948 года аль-Хасан аль-Кальби прибыл в Мазару с флотом и армией, при этом без его ведома повстанцы отправили делегацию с петицией к новому губернатору из аль-Мансура. Когда аль-Кальби прибыл на Сицилию, он был проинформирован о миссии делегации, но, тем не менее, двинулся на Палермо. Повстанцы быстро потеряли поддержку, и ведущие знатные люди сдали ему город без боя. Аль-Кальби заключил в тюрьму лидеров повстанцев, как это сделал аль-Мансур с делегацией повстанцев в Ифрикии. [42] Быстрое восстановление контроля Фатимидов над Сицилией, по-видимому, также привело к возобновлению перемирия с Византией на три года и, вероятно, к выплате задолженности в виде дани. [43] Аль-Хасан аль-Кальби станет первым из серии калбидских губернаторов острова, которые будут править им как наместники Фатимидов до 1053 года. [44]

В начале сентября 948 года двор Фатимидов переехал в Аль-Мансурию, которая теперь стала официальной резиденцией халифа. Государственный монетный двор, казначейство и швейные фабрики остались в аль-Махидье под контролем Джавхара. [45] Поскольку мечеть новой столицы была незавершенной, аль-Мансур стал единственным халифом Фатимидов, который молился и проводил пятничную молитву в Великой мечети Кайруана . [45]
Перемирие с Византией продлилось недолго. В 949 году византийцы и Омейяды обменялись посольствами при своих дворах и, очевидно, договорились о союзе против Фатимидов: следующим летом византийцы атаковали позиции Фатимидов на юге Италии, а в 951 году флот Омейядов захватил Танжер , отдав Омейядам искать другую базу (наряду с Сеутой ), с помощью которой можно оказывать влияние на племена и правителей западного Магриба и продвигать среди них антифатимидскую коалицию. [46] Узнав о прибытии свежих византийских войск в Италию, аль-Хасал аль-Кальби запросил подкрепление у Ифрикии. Аль-Мансур лично руководил приготовлениями в Тунисе, поставив экспедиционный корпус численностью 10 500 человек под командование славянского евнуха Фараджа (или Фараха). [46]
В мае 951 года Фатимиды высадились недалеко от Региона и безуспешно атаковали Гераче , уйдя после уплаты дани, как только византийская армия помощи подошла к городу. То же самое повторилось при Кассано , прежде чем аль-Хасан аль-Кальби и Фарадж повели свои войска обратно на Сицилию, на зимние квартиры в Мессине . Хотя византийцы также отвели свои войска в Апулию , это привело в ярость аль-Мансура, который отругал своих командиров за робость. [47] [48] Следующей весной, подчиняясь приказу халифа, два военачальника Фатимидов снова высадились в Калабрии. 7 мая Фатимиды нанесли тяжелое поражение византийской армии под командованием Малакеноса и Пасхалиса возле Гераче и приступили к разграблению ее и Петракукки . [49] В результате византийцы предложили продлить перемирие при условии выплаты дани. В знак своего успеха аль-Хасан аль-Кальби построил мечеть в Реджо и обязал византийцев не позволять никому из мусульман пользоваться ею и искать там убежища и убежища. [49]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Аль-Мансур провел большую часть своего правления в повторяющихся приступах тяжелой болезни, которая временами приводила его на грань смерти. [49] Тем не менее, он продолжал активно работать в правительстве и, в отличие от своего отца, до конца своей жизни проявлять себя на публичных мероприятиях и фестивалях. Последний такой случай произошел 19 февраля 953 года, когда он возглавил церемонию Ид аль-Фитр, лично прочитав молитву в Кайруане. Он умер 19 марта. [50] оставив свое царство своему сыну Мааду, который стал халифом как аль-Муизз ли-Дин Аллах ( годы правления 953–975 ). [51]
Жизнь Аль-Мансура, сначала как бессильного наследника, а затем как стоически страдающего правителя, была превознесена в более поздних учениях исмаилитов как образец и как жертва, искупившая правоверных. [52] В то же время его бурная жизнь и безвременная смерть разожгли народное воображение. Как отмечает историк Хайнц Хальм , «если аль-Мансур выглядит так же плохо, как и другие Фатимиды в книгах непримиримых Маликитов , юный победитель над ужасными ордами Абу Язида, похоже, все еще пользовался популярностью у жителей Кайруана. и впервые добился чего-то вроде лояльности по отношению к своему дому». [53]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ В средневековом исламском мире право правителя на то, чтобы его имя читалось в пятничной молитве ( хутба ) и упоминалось на чеканке монет ( сикка ), было двумя главными прерогативами и атрибутами королевской власти и суверенитета. [22]
- ^ Этот визит, по-видимому, пробудил интерес к римским древностям Ифрикии в аль-Мансуре: записано, что он посетил римские руины в Ситифисе и Карфагене , и особенно акведук Загуан . [37]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дахрауи 1991 , с. 434.
- ^ Хальм 1991 , стр. 277.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 276–277.
- ^ Бретт 2017 , стр. 59, 229.
- ^ Эль-Ажари, Таф. Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Издательство Эдинбургского университета, 2019 г.
- ^ Бретт 2017 , с. 59.
- ^ Хальм 1991 , стр. 267–276.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хальм 1991 , стр. 278.
- ^ Хальм 1991 , стр. 277–278.
- ^ Хальм 1991 , стр. 278–279.
- ^ Хальм 1991 , стр. 279.
- ^ Хальм 1991 , стр. 279–280.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 280.
- ^ Хальм 1991 , стр. 280–281.
- ^ Хальм 1991 , стр. 281.
- ^ Дахрауи 1991 , с. 435.
- ^ Хальм 1991 , стр. 281, 294–295.
- ^ Перейти обратно: а б Стерн 1960 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хальм 1991 , стр. 282.
- ^ Хальм 1991 , стр. 282–283.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 283.
- ^ Босворт 1997 , с. 592.
- ^ Хальм 1991 , стр. 283–284.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 284.
- ^ Хальм 1991 , стр. 284–285.
- ^ Стерн 1960 , стр. 163–164.
- ^ Хальм 1991 , стр. 285–286.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2017 , с. 60.
- ^ Бретт 2017 , с. 24.
- ^ Хальм 1991 , стр. 273.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хальм 1991 , стр. 287.
- ^ Хальм 1991 , стр. 122.
- ^ Хальм 1991 , стр. 244–245.
- ^ Хальм 1991 , стр. 287–288.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 288.
- ^ Хальм 1991 , стр. 288, 289–290.
- ^ Хальм 1991 , стр. 290–292.
- ^ Хальм 1991 , стр. 289.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , стр. 293.
- ^ Перейти обратно: а б Меткалф 2009 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 295.
- ^ Хальм 1991 , стр. 295–296.
- ^ Хальм 1991 , стр. 296.
- ^ Меткалф 2009 , стр. xv, 53, 70.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 294.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 297.
- ^ Хальм 1991 , стр. 297–298.
- ^ Лев 1984 , стр. 234.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 298.
- ^ Хальм 1991 , стр. 299.
- ^ Хальм 1991 , стр. 299, 301.
- ^ Хальм 1991 , стр. 298–299.
- ^ Хальм 1991 , стр. 300.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE (1997). «Сикка 1. Правовые и конституционные аспекты» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 591–592. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в четвертом веке хиджры, десятом веке нашей эры . Средневековое Средиземноморье. Том. 30. Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-11741-9 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дахрауи, Ф. (1991). «Аль-Мансур Билла» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 434–435. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Лев, Яаков (1984). «Флот Фатимидов, Византия и Средиземное море, 909–1036 гг. Н. Э. / 297–427 гг. Хиджры». Византия: Международное ревю византийских исследований . 54 (1): 220–252. ISSN 0378-2506 . JSTOR 44170866 .
- Маделунг, Уилферд (2003). «Трактат об имамате фатимидского халифа Аль-Мансура Би-Аллаха». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Тексты, документы и артефакты: исламские исследования в честь Д.С. Ричардса . Исламская история и цивилизация. Том. 45. Лейден: Брилл. стр. 69–77. дои : 10.1163/9789047401797_007 . ISBN 978-90-04-12864-4 .
- Меткалф, Алекс (2009). Мусульмане средневековой Италии . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2008-1 .
- Стерн, С.М. (1960). «Абу Язид Макхлад б. Кайдад ан-Нуккари» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 163–164. OCLC 495469456 .