Jump to content

аль-Мансур Биллах

аль-Мансур Биллах
Аль-Мансур Биллах
Золотой динар аль-Мансура, отчеканенный в его новой столице аль-Мансурии в 949/50 году.
Имам халиф Фатимидского халифата
Царствование 17 мая 946 г. - 18 марта 953 г.
Предшественник аль-Каим би-Амр Аллах
Преемник аль-Муизз ли-Дин Аллах
Рожденный Январь 914 г.
Раккада
Умер 18 марта 953 г. (39 лет)
Проблема аль-Муизз ли-Дин Аллах
Имена
Кунья : Абу Тахир
Имя : Исмаил
Прозвище : Аль-Мансур Биллах
Династия Фатимид
Отец аль-Каим би-Амр Аллах
Мать Карима
Религия Исмаилитский шиитский ислам

Абу Тахир Исмаил ( арабский : أبو طاهر إسماعيل , латинизированный : Абу Тахир Исмаил ; январь 914 - 18 марта 953), более известный под своим царственным именем аль-Мансур Биллах ( арабский : المنصور , латинизировано : аль-Мансур биллах , букв. халиф «Победитель через Бога») — третий Фатимидского халифата в Ифрикии , правивший с 946 года до своей смерти. Он председательствовал в период кризиса, когда ему приходилось противостоять крупномасштабному хариджитскому восстанию Абу Язида . Ему удалось подавить восстание и восстановить стабильность режима Фатимидов.

Ранняя жизнь и присоединение

[ редактировать ]

Будущий аль-Мансур родился Исмаилом в начале января 914 года в городе-дворце Раккада недалеко от Кайруана . Он был сыном тогдашнего наследника и будущего второго фатимидского имама - халифа Мухаммада аль-Каима би-Амра Аллаха ( годы правления 934–946 ) и местной рабыни-наложницы Каримы, которая когда-то принадлежала к последний аглабидский эмир Ифрикии Зиядат Аллах III . [1] Исмаил не был старшим сыном аль-Каима, но первенец, аль-Касим, как сообщается, умер раньше своего отца. [2]

Согласно официальной версии событий, 12 апреля 946 года аль-Каим публично провозгласил Исмаила своим наследником с царственным именем аль-Мансур Биллах, а когда он умер 17 мая, аль-Мансур стал имамом. и халиф. [1] [3] Современные историки периода Фатимидов, такие как Хайнц Хальм и Майкл Бретт , подозревают, что приход аль-Мансура к власти был результатом дворцовой интриги, возглавляемой влиятельным рабом-камергером Джаудхаром , с участием других деятелей из династии аль-Каима. гарем . [3] [4] Известно, что его мать Карима и кормилица Салаф помогали ему в борьбе за власть против сводных братьев и описываются как одни из немногих женщин, участвовавших в политических делах. [5] На это указывает несколько факторов: учитывая изнурительную болезнь аль-Каима, неясно, был ли он вообще способен провозгласить преемника; Первым действием нового халифа было заключение своих дядей и братьев под домашний арест во дворце под надзором Джавдара; Джавдар в своих мемуарах утверждает, что Исмаил был тайно назначен наследником отца уже во время восшествия на престол Аль-Каима в 934 году, причем сам Джавдхар был единственным, кому доверили свою тайну; и сам аль-Мансур, по-видимому, был вынужден составить трактат в защиту своего преемства, что указывает на спорный характер его восшествия на престол. [3] [6]

Царствование

[ редактировать ]

Подавление восстания Абу Язида

[ редактировать ]

Во время его восшествия на престол Фатимидский халифат переживал один из самых критических моментов: крупномасштабное восстание под руководством хариджитского берберского проповедника Абу Язида захватило Ифрикию и угрожало самой столице Аль-Махдии . [7] В результате, по словам историка Фархата Дахрауи , «[аль-Мансуру] пришлось немедленно принять на себя самые тяжелые обязанности, не проходя никакого обучения в качестве правителя». [1] Аль-Мансур справился бы с этой задачей: как исмаилитские (сторонники Фатимидов), так и суннитские (антифатимидские) источники сходятся во мнении, что аль-Мансур был образцовым правителем, восхваляя как его эрудицию и красноречие на классическом арабском языке , так и его храбрость и энергичное лидерство в бою. [1] [8]

Пока продолжалось восстание Абу Язида, аль-Мансур и его правительство держали в секрете смерть его отца. Все государственные дела и церемонии по-прежнему проводились от имени аль-Каима, а Исмаил якобы действовал только как назначенный ему наследник. [1] [9] Действительно, царственное имя аль-Мансур было публично принято только после окончательного подавления восстания. [8] Тем не менее новый правитель быстро показал свои способности. Еще до смерти своего отца, 16 мая, он отправил морем оружие и припасы в осажденный город Сус и через несколько дней начал скоординированную атаку, чтобы освободить город: 26 мая гарнизон Суса при поддержке Кутамы берберской кавалерии с юга, а войска, высадившиеся по морю с севера, прорвали осаду и вынудили Абу Язида отвести свои войска вглубь страны, в сторону Кайруана . [1] [8]

Битва за Кайруан

[ редактировать ]

Абу Язид обнаружил, что Кайруан восстал против него, и городские ворота закрылись, так что он разбил лагерь в двух днях пути от города. Тем временем аль-Мансур встретился с делегацией знатных людей Кайруана в Суссе и объявил полную амнистию в обмен на их возобновленную лояльность. 28 мая в городе была зачитана прокламация халифа, и в тот же день армия Фатимидов во главе с самим халифом разбила лагерь к югу от города. [8] Принц Фатимидов был вынужден своим примером убедить непокорного Кутаму укрепить лагерь рвом и стеной, поскольку берберы считали это признаком трусости и считали раскопки рабской работой. Только после того, как аль-Мансур сам взял лопату и начал копать, их уговорили помочь. [8]

Это оказалось удачей, поскольку Абу Язид атаковал лагерь утром 5 июня и был отброшен с большим трудом. По словам очевидца, аль-Мансур сыграл ведущую роль в отражении нападения, его церемониальный зонтик был на виду и служил объединяющим фактором, но возможно, что его роль была приукрашена для дальнейшей легитимизации его позиции. [10] Две армии оставались закрепившимися вокруг Кайруана в течение следующих двух месяцев, участвуя в частых столкновениях. Абу Язид несколько раз пытался штурмовать городские ворота, но аль-Мансур построил для их защиты небольшие укрепленные лагеря. Абу Язид пытался заставить Фатимидов отступить, отправив своего сына совершить набег на окрестности аль-Махдии, где многие из кутамов поселились своими семьями; но хотя аль-Мансур послал несколько войск для их защиты, он отказался двинуть свою основную армию. [11]

В то время как аль-Мансур медленно наращивал свои численно уступающие силы за счет контингентов из отдаленных провинций империи Фатимидов, поддержка Абу Язида начала уменьшаться, и его последователи покинули его лагерь. Лишь берберы Хавара и Бану Камлан остались ему непоколебимо верны. С растущей уверенностью аль-Мансур вывел свою армию, чтобы спровоцировать генеральное сражение, но Абу Язид отказался принять вызов. Наконец, 13 августа Фатимиды штурмовали лагерь повстанцев, а войска Абу Язида сломались и обратились в бегство. [12] Победа оказалась для аль-Мансура вдвойне случайной. В поисках поддержки против Фатимидов Абу Язид вступил в контакт с испанскими Омейядами и признал сюзеренитет омейядского халифа Абд ар-Рахмана III . На помощь ему был отправлен флот Омейядов, но когда его командир услышал известие о победе Фатимидов при Кайруане, он повернул назад. [13]

Даже в своем победном послании в столицу, зачитанном камергером Джаудхаром, аль-Мансур поддержал вымысел о все еще живом аль-Каиме, назвав себя просто «Меч Имама». [13] Правитель Фатимидов приступил к достижению примирения с гражданами Кайруана: он воздержался от повторного назначения исмаилитского кади над городом, вместо этого выбрав старого и уважаемого маликитского юриста Мухаммада ибн Абил-Мансура ; губернатором он назначил не Кутаму, а военного офицера славянского происхождения Кудама аль-Фата; он уплатил все налоги в течение двух лет; и предложил большую часть захваченной добычи в качестве милостыни городской бедноте. [14] В то же время аль-Мансур приказал превратить место своего лагеря к югу от города в новый город-дворец, официально известный как аль-Мансурия , а на местном уровне - как Сабра. Помимо увековечения его победы, перспектива возвращения резиденции халифа в окрестности Кайруана, старой столицы Ифрикии, была еще одним признаком благосклонности халифа к кайруанцам. [15] [16] Находясь в Кайруане, 18 октября аль-Мансур принял посланника Византийской империи . Неизвестно, какое было дело у посланника с халифом, но оно, скорее всего, касалось возобновления действовавшего на юге Италии перемирия , которое в то время устраивало обе державы. [17]

Преследование Абу Язида

[ редактировать ]

Пока аль-Мансур оставался в Кайруане, на севере аль-Хасан ибн Али аль-Кальби собрал свежие силы Кутамы в Константине и отбил Бежу и Тунис , обеспечив безопасность северного фланга халифа. [18] [19] Подкрепленный тысячей кавалеристов из Киренаики , аль-Мансур 24 октября выступил из Кайруана в направлении Сбибы . Оттуда армия Фатимидов двинулась в Баджайю , которая сопротивлялась атакам повстанцев, и приветствовала войска Фатимидов как освободителей. [19] Ибн Хазар , лидер берберов Зената , отправил посла, чтобы заявить о своей преданности аль-Мансуру. Это, в свою очередь, вынудило Абу Язида бежать на юг и обойти территории Зената через пустыню. Аль-Мансур следовал за ним до Бискры , но местные проводники советовали не следовать за лидером повстанцев, поскольку маршрут был опасен для армии. [19] В Бискре губернатор Мсилы и Заб региона Джафар ибн Али ибн Хамдун явился халифу в знак покорности, взяв с собой юношу, которого провозглашали пророком в регионе Орес . Проведя его через лагерь, аль-Мансур приказал заживо содрать с юноши кожу и набить чучело. [19]

Когда халиф узнал, что Абу Язид нашел убежище в горах Джебель-Салат, к западу от озера Шотт-эль-Ходна , он повел свою армию на север, к Тубне , а затем на запад, вдоль северного берега Шотт-эль-Ходна. Абу Язид противостоял армии Фатимидов у города Магра 9 декабря, но потерпел поражение. [19] После победы в Мсилу начали прибывать делегации из племен и поселений региона, чтобы заявить о своей лояльности аль-Мансуру, включая сына Ибн Хазара, Якуба. [20] Вскоре после этого Абу Язид начал атаку на армейский лагерь аль-Мансура возле Мсилы, но снова был отбит. Аль-Мансур отправил свои войска в горы Ходна, чтобы преследовать мятежника, но Абу Язид снова бежал в Джебель Салат. Когда войска Фатимидов преследовали его там, он снова бежал в пустыню, и на этот раз аль-Мансур был полон решимости последовать за ним. После изнурительного одиннадцатидневного марша по пустыне он был вынужден повернуть назад, но суровая зима нанесла еще больший урон его армии. [21]

Не имея возможности следовать за Абу Язидом, аль-Мансур вместо этого повернул на север, на территорию берберов Санхаджа , чей лидер Зири ибн Манад когда-то подчинился халифу аль-Каиму. Зири вышел и лично представился правителю Фатимидов и был щедро вознагражден. [21] Отдав приказ повернуть обратно на восток, аль-Мансур 10 января 947 года тяжело заболел лихорадкой и в течение двух недель оставался прикованным к постели. После выздоровления он направился в Мсилу. [21] византийской эпохи Абу Язид теперь поселился в разрушенной крепости Азбих ( Заби Юстиниана ) недалеко от Мсилы. Аль-Мансур послал приказ о введении новых сборов Кутамы на их родине в Малой Кабилии , в то время как Ибн Хазар повторил свои заявления о лояльности, которые включали просьбу о правильной формуле хутбы, которая будет использоваться в пятничной молитве и чеканке монет. Этот запрос [а] ознаменовало окончательное признание Зенатой власти Фатимидов. [23] Приверженность «Зенате» также означала, что Абу Язид был отрезан от поставок. 6 марта аль-Мансур в сопровождении 4000 своей кавалерии и 500 санхаджей выступил в Азбих. Они обнаружили крепость заброшенной, но когда они повернули назад, арьергард был внезапно атакован Абу Язидом и его людьми. В завязавшейся битве правитель Фатимидов вновь одержал победу, и раненому Абу Язиду едва удалось спастись. Вместе с письмом, объявляющим о своей победе, аль-Мансур отправил в Кайруан 1070 отрубленных голов повстанцев. [24]

Осада Кияны и смерть Абу Язида

[ редактировать ]

Абу Язид снова бежал в горы Ходна, и аль-Мансур преследовал его там. Войска Фатимидов безжалостно преследовали лидера повстанцев по узким горным тропам. Лагерь Абу Язида был захвачен и подожжен, но ему удалось найти убежище в крепости Кияна (недалеко от того места, где форт Бени-Хаммад ). позже был построен [18] [24] Аль-Мансур не сразу напал на него там, а сначала дождался дальнейшего набора Кутамы. Затем он приступил к методичному покорению гор, тем самым не позволяя Абу Язиду найти убежище, если ему снова удастся сбежать. Только после окончания Рамадана , 26 апреля, он двинулся на крепость под проливным дождем. [24]

Расположенная на крутой скале на горном плато, Кияна была подвергнута осаде, осадные машины были доставлены из Ифрикии по морю и перенесены через горы. Защитники неоднократно пытались прорвать осаду вылазками, но каждый раз были отброшены. В начале июня соседние крепости Шакир и Аккар, также удерживаемые повстанцами, сдались, а 14 августа 947 года была предпринята последняя атака на Кияну. [25] Одетый в расшитую золотом красную одежду, аль-Мансур лично участвовал в бою верхом на своей лошади. После ожесточенного боя около полудня крепость была прорвана, и последние защитники отошли в крепость . Аль-Мансур предложил помилование, если они выдадут Абу Язида, но они отказались. На рассвете следующего дня осажденные попытались прорваться в безопасное место, но снова потерпели поражение. Абу Язиду удалось бежать, но он упал в овраг и попал в плен. Тяжело раненный, он был допрошен халифом и скончался от ран через четыре дня, 19 августа. Его шкуру засолили и набили, чтобы выставлять напоказ в каждом городе, мимо которого победоносный халиф проходил на обратном пути. [26] [27]

Поражение Абу Язида стало переломным моментом для династии Фатимидов. Как комментирует историк Майкл Бретт, «при жизни Абу Язид поставил династию [Фатимидов] на грань разрушения; после смерти он был настоящей находкой», поскольку это позволило династии возобновить свою деятельность после неудач аль-Ка' я правлю. [28] С этой целью Абу Язид был увековечен в историографии Фатимидов как не что иное, как «Ложный Мессия» ( аль-Масих ад-Даджаль ), [29] [30] и его восстание было задумано как апокалиптическое событие, которое было предвидено аль-Махди, для чего он построил аль-Махдию, «как убежище для династии от великого врага и цитадель, из которой затем будет разрушен весь мир». завоеван». Таким образом, победа над восстанием рассматривалась как настоящее возрождение династии. [28] В самый день смерти Абу Язида аль-Мансур объявил себя имамом и халифом и публично принял свой царственный титул аль-Мансур би-Наср Аллах , «Победитель с помощью Божией». [28] [31]

Укрепление правления Фатимидов в Магрибе

[ редактировать ]

Во время возвращения армии в Мсилу на них напали некие зенаты, отказавшиеся подчиниться вместе со своим лидером Ибн Хазаром. По словам Хайнца Хальма, это было «последнее восстание против правления Фатимидов в центральном Магрибе». Даже самые решительные сторонники Абу Язида, Бану Камлан, вскоре подчинились власти Фатимидов в обмен на помилование. [31]

Один из Джедаров , который посетил аль-Мансур во время своего пребывания в Тахерте в 947 году.

Аль-Мансур теперь намеревался вернуться на восток, но ему помешали новости о потере Тахерта . [31] Город был завоеван Фатимидами еще в 909 году. [32] но удерживался лишь незначительно, под полуавтономным правлением вождей берберского племени Микнаса . [33] Один из них, Хамид ибн Ясал , был заключен в тюрьму аль-Каимом в аль-Махдии, но сумел бежать в суд Омейядов. С их помощью он отплыл обратно в Магриб и захватил Тахерт от имени Абд ар-Рахмана III. [31] Халиф Фатимидов выступил из Мсилы 7 сентября, чтобы вернуть город, но когда он прибыл в Тахерт 20-го числа, он обнаружил, что Хамида больше нет: он и его последователи отплыли обратно в Испанию. [31] В отместку халиф выкопал кости своих родственников и приказал сжечь их, а также минбар мечети, из которого читалась пятничная молитва во имя его соперника Омейядов. [34] Находясь в Тахерте, аль-Мансур снова тяжело заболел и был близок к смерти, вплоть до того, что его последнее завещание было написано. [35] После выздоровления он возглавил экспедицию против берберов Лувата , но по мере того, как последние отступали в пустыню, добиться ничего не удалось. [35] Халиф также провел некоторое время, осматривая достопримечательности, посетив водопады в Уэд-Тигуесте и Джедары , позднеантичные курганы Уэд -Мина . была переведена надпись, воздвигнутая Соломоном , полководцем византийского императора Юстиниана I. В последнем месте ему [36] [б]

Оставив придворного евнуха Масрура губернатором Тахерта, он отправился в обратный путь на восток 2 января 948 года. Одиннадцать дней спустя он с триумфом вошел в свою новую столицу аль-Мансурию через «Ворота Побед» ( баб аль- футух ). [35] 14 февраля он покинул Аль-Махдию, чтобы противостоять сыну Абу Язида Фадлу, который все еще сопротивлялся Фатимидам в горах Орес. Армия халифа двинулась через Сбейтлу к Гафсе , а повстанцы отступили перед ними, не вступив в бой, и отступили на свои базы в Оресе. Кампания, по-видимому, была в основном направлена ​​на укрепление авторитета назначенного наследника аль-Мансура, Маада (будущего аль-Муизза ли-Дина Аллаха ), после разграбления крепости Мидес и опустошения ее окрестностей, в результате чего Принц Фатимидов достойно отличился, 28 марта армия вернулась для еще одного триумфального входа в Аль-Мансурию. [38] Вскоре после этого двор покинул новую столицу, строительство которой еще не было завершено, в Аль-Махдию, где аль-Мансур отпраздновал Ид аль-Фитр впервые в качестве халифа 13 апреля с большой помпой. В своей проповеди в мечети аль-Мансур публично истолковал свою победу над «Ложным Мессией» как знак божественной милости, отметив, что Бог «желает обновить и укрепить нашу династию». [39] В знак своего нового доверия аль-Мансур в это время освободил двадцать членов династии Аглабидов, находившихся в плену с 909 года. Им были вручены богатые подарки и разрешено уехать в Египет. [39]

Тем временем сын Абу Язида Фадл был убит в результате предательства губернатором Мдилы. Его отрубленная голова была отправлена ​​халифу, который вместе с чучелом отца отправил ее на Сицилию. Корабль затонул, но труп Абу Язида был выброшен на берег в Аль-Махдии, где он был распят и выставлен на всеобщее обозрение. [39] Другие сыновья Абу Язида, Язид и Айюб, пытались продолжить сопротивление в Оресе, но вскоре были убиты. [39]

Восстание на Сицилии и отношения с Византией и Омейядами

[ редактировать ]

25 апреля 947 года восстание, возглавляемое семьей Бану ат-Табари в Палермо, фатимидского губернатора Сицилии свергло Ибн Аттафа . Повстанцы считали Ибн Аттафа слишком слабым и пассивным против византийцев на юге Италии, позволяя последним прекратить платить согласованную дань в обмен на перемирие. Это было серьезной проблемой для ведущих сицилийских арабских кланов, которые зависели от дани из-за отсутствия возможностей собирать добычу посредством набегов. [40] [41]

Для борьбы с восстанием аль-Мансур выбрал человека, отличившегося при подавлении восстания Абу Язида, губернатора Туниса аль-Хасана ибн Али аль-Кальби, который был назначен новым губернатором Сицилии. [40] [41] аль-Мансурию в январе 948 года, он привел с собой византийских стратегов Калабрии Когда он прибыл в . Его миссия неясна, но, вероятно, византийцы стремились возобновить перемирие, которому угрожали события на Сицилии, где новая доминирующая фракция могла возобновить набеги на них во имя джихада в поисках грабежа. [41] Весной 948 года аль-Хасан аль-Кальби прибыл в Мазару с флотом и армией, при этом без его ведома повстанцы отправили делегацию с петицией к новому губернатору из аль-Мансура. Когда аль-Кальби прибыл на Сицилию, он был проинформирован о миссии делегации, но, тем не менее, двинулся на Палермо. Повстанцы быстро потеряли поддержку, и ведущие знатные люди сдали ему город без боя. Аль-Кальби заключил в тюрьму лидеров повстанцев, как это сделал аль-Мансур с делегацией повстанцев в Ифрикии. [42] Быстрое восстановление контроля Фатимидов над Сицилией, по-видимому, также привело к возобновлению перемирия с Византией на три года и, вероятно, к выплате задолженности в виде дани. [43] Аль-Хасан аль-Кальби станет первым из серии калбидских губернаторов острова, которые будут править им как наместники Фатимидов до 1053 года. [44]

Великая мечеть Кайруана

В начале сентября 948 года двор Фатимидов переехал в Аль-Мансурию, которая теперь стала официальной резиденцией халифа. Государственный монетный двор, казначейство и швейные фабрики остались в аль-Махидье под контролем Джавхара. [45] Поскольку мечеть новой столицы была незавершенной, аль-Мансур стал единственным халифом Фатимидов, который молился и проводил пятничную молитву в Великой мечети Кайруана . [45]

Перемирие с Византией продлилось недолго. В 949 году византийцы и Омейяды обменялись посольствами при своих дворах и, очевидно, договорились о союзе против Фатимидов: следующим летом византийцы атаковали позиции Фатимидов на юге Италии, а в 951 году флот Омейядов захватил Танжер , отдав Омейядам искать другую базу (наряду с Сеутой ), с помощью которой можно оказывать влияние на племена и правителей западного Магриба и продвигать среди них антифатимидскую коалицию. [46] Узнав о прибытии свежих византийских войск в Италию, аль-Хасал аль-Кальби запросил подкрепление у Ифрикии. Аль-Мансур лично руководил приготовлениями в Тунисе, поставив экспедиционный корпус численностью 10 500 человек под командование славянского евнуха Фараджа (или Фараха). [46]

В мае 951 года Фатимиды высадились недалеко от Региона и безуспешно атаковали Гераче , уйдя после уплаты дани, как только византийская армия помощи подошла к городу. То же самое повторилось при Кассано , прежде чем аль-Хасан аль-Кальби и Фарадж повели свои войска обратно на Сицилию, на зимние квартиры в Мессине . Хотя византийцы также отвели свои войска в Апулию , это привело в ярость аль-Мансура, который отругал своих командиров за робость. [47] [48] Следующей весной, подчиняясь приказу халифа, два военачальника Фатимидов снова высадились в Калабрии. 7 мая Фатимиды нанесли тяжелое поражение византийской армии под командованием Малакеноса и Пасхалиса возле Гераче и приступили к разграблению ее и Петракукки . [49] В результате византийцы предложили продлить перемирие при условии выплаты дани. В знак своего успеха аль-Хасан аль-Кальби построил мечеть в Реджо и обязал византийцев не позволять никому из мусульман пользоваться ею и искать там убежища и убежища. [49]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Аль-Мансур провел большую часть своего правления в повторяющихся приступах тяжелой болезни, которая временами приводила его на грань смерти. [49] Тем не менее, он продолжал активно работать в правительстве и, в отличие от своего отца, до конца своей жизни проявлять себя на публичных мероприятиях и фестивалях. Последний такой случай произошел 19 февраля 953 года, когда он возглавил церемонию Ид аль-Фитр, лично прочитав молитву в Кайруане. Он умер 19 марта. [50] оставив свое царство своему сыну Мааду, который стал халифом как аль-Муизз ли-Дин Аллах ( годы правления 953–975 ). [51]

Жизнь Аль-Мансура, сначала как бессильного наследника, а затем как стоически страдающего правителя, была превознесена в более поздних учениях исмаилитов как образец и как жертва, искупившая правоверных. [52] В то же время его бурная жизнь и безвременная смерть разожгли народное воображение. Как отмечает историк Хайнц Хальм , «если аль-Мансур выглядит так же плохо, как и другие Фатимиды в книгах непримиримых Маликитов , юный победитель над ужасными ордами Абу Язида, похоже, все еще пользовался популярностью у жителей Кайруана. и впервые добился чего-то вроде лояльности по отношению к своему дому». [53]

  1. В средневековом исламском мире право правителя на то, чтобы его имя читалось в пятничной молитве ( хутба ) и упоминалось на чеканке монет ( сикка ), было двумя главными прерогативами и атрибутами королевской власти и суверенитета. [22]
  2. ^ Этот визит, по-видимому, пробудил интерес к римским древностям Ифрикии в аль-Мансуре: записано, что он посетил римские руины в Ситифисе и Карфагене , и особенно акведук Загуан . [37]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дахрауи 1991 , с. 434.
  2. ^ Хальм 1991 , стр. 277.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 276–277.
  4. ^ Бретт 2017 , стр. 59, 229.
  5. ^ Эль-Ажари, Таф. Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Издательство Эдинбургского университета, 2019 г.
  6. ^ Бретт 2017 , с. 59.
  7. ^ Хальм 1991 , стр. 267–276.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Хальм 1991 , стр. 278.
  9. ^ Хальм 1991 , стр. 277–278.
  10. ^ Хальм 1991 , стр. 278–279.
  11. ^ Хальм 1991 , стр. 279.
  12. ^ Хальм 1991 , стр. 279–280.
  13. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 280.
  14. ^ Хальм 1991 , стр. 280–281.
  15. ^ Хальм 1991 , стр. 281.
  16. ^ Дахрауи 1991 , с. 435.
  17. ^ Хальм 1991 , стр. 281, 294–295.
  18. ^ Перейти обратно: а б Стерн 1960 , с. 163.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Хальм 1991 , стр. 282.
  20. ^ Хальм 1991 , стр. 282–283.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 283.
  22. ^ Босворт 1997 , с. 592.
  23. ^ Хальм 1991 , стр. 283–284.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 284.
  25. ^ Хальм 1991 , стр. 284–285.
  26. ^ Стерн 1960 , стр. 163–164.
  27. ^ Хальм 1991 , стр. 285–286.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2017 , с. 60.
  29. ^ Бретт 2017 , с. 24.
  30. ^ Хальм 1991 , стр. 273.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и Хальм 1991 , стр. 287.
  32. ^ Хальм 1991 , стр. 122.
  33. ^ Хальм 1991 , стр. 244–245.
  34. ^ Хальм 1991 , стр. 287–288.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 288.
  36. ^ Хальм 1991 , стр. 288, 289–290.
  37. ^ Хальм 1991 , стр. 290–292.
  38. ^ Хальм 1991 , стр. 289.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 1991 , стр. 293.
  40. ^ Перейти обратно: а б Меткалф 2009 , с. 53.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 295.
  42. ^ Хальм 1991 , стр. 295–296.
  43. ^ Хальм 1991 , стр. 296.
  44. ^ Меткалф 2009 , стр. xv, 53, 70.
  45. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 294.
  46. ^ Перейти обратно: а б Хальм 1991 , стр. 297.
  47. ^ Хальм 1991 , стр. 297–298.
  48. ^ Лев 1984 , стр. 234.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 1991 , стр. 298.
  50. ^ Хальм 1991 , стр. 299.
  51. ^ Хальм 1991 , стр. 299, 301.
  52. ^ Хальм 1991 , стр. 298–299.
  53. ^ Хальм 1991 , стр. 300.

Источники

[ редактировать ]


аль-Мансур би-Наср Аллах
Родился: январь 914 г.   Умер: 19 марта 953 г.
Царственные титулы
Предшественник Фатимидский халиф
17 мая 946 г. - 18 марта 953 г.
Преемник
Титулы шиитского ислама
Предшественник 13-й исмаилитский имам
17 мая 946 г. - 18 марта 953 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef1e84c04684bfaaca6b51c91a5c6634__1716038520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/34/ef1e84c04684bfaaca6b51c91a5c6634.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Mansur Billah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)