Jump to content

джедары

Джеддарс
ⴰⴷⴰⵔ ⵏ ⵉⵖⵓⵔⴰⵎⴻⵏСтены Эграмана
Альтернативное название Джеддары из Френды
История
Основан IV-VII вв. н.э.
Периоды поздняя античность
Культуры берберский
Связано с неизвестный
Примечания к сайту
Археологи Луи Сире
Публичный доступ открыт для публики

Джедары ( французское написание: Джеддарс ) — тринадцать берберских мавзолеев, расположенных к югу от Тиарет города в Алжире . Название происходит от арабского слова جدار jidār (стена), которое используется на местном уровне для обозначения древних монументальных руин. Доисламские гробницы датируются поздней античностью (4-7 вв. н.э.). [1]

Строительство

[ редактировать ]

Гробницы расположены на вершинах двух холмов в гористой местности Френда , примерно в 30 км к югу от Тиарета. На Джебель-Лахдаре есть три гробницы (

 WikiMiniAtlas
35°06′47″N 1°12′45″E / 35.113098°N 1.212475°E / 35.113098; 1.212475), and ten on Jabal Arawi (
 WikiMiniAtlas
35 ° 03'48 "N 1 ° 11'01" E  /  35,063391 ° N 1,183733 ° E  / 35,063391; 1.183733
, также известный как Тернатен ) в 6 км к югу от первой группы. Размер могил и их превосходное расположение указывают на то, что они были построены для королевской семьи. Они систематически разграблялись на протяжении многих столетий и поэтому находятся в руинированном состоянии. [ нужна ссылка ]

Памятники устанавливались прямо на грунт или путем очень неглубоких раскопок. Часть камня была добыта из местного известняка и песчаника, часть была переработана из близлежащих поселений и некрополей более ранних времен. [ нужна ссылка ] Материалы самые разнообразные: тесаные каменные блоки 1-1,5 м. длинные, частично одетые блоки до 2,4 м. длинные натуральные каменные плиты с минимальной отделкой, старые надгробия и фрагменты старых построек. Большая часть постройки построена из сухого камня ; известковый раствор используется экономно. [ нужна ссылка ]

Тринадцать джедаров имеют много общих характеристик. Есть также много общего с гораздо меньшими берберскими гробницами, называемыми базинами , которые распространены в зоне предсахары . Это показывает, что они представляют коренную берберскую архитектуру , несмотря на использование ими римских архитектурных приемов и средиземноморской христианской иконографии. [ нужна ссылка ]

Характеристики: [2]

  • Квадратное тело, самый большой из которых составляет 46 м. на борт, а самый маленький 11,55 м., высотой до 4 м. В некоторых случаях тело представляет собой сплошную каменную кладку, в самых крупных экземплярах оно содержит погребальные камеры.
  • Пирамидальная вершина, во всех случаях очень сильно разрушенная, но первоначально должна была иметь высоту до 13 м. высокий, построенный из множества мелких ступенек (подъем и шаг примерно равные, около 0,2-0,25 м). Верх в основном представляет собой сплошную каменную кладку, но в тех джедарах, где есть погребальные камеры, съемные ступени с одной стороны скрывают проход, ведущий вниз в камеры, потолки которых могут выступать вверх.
  • Большинство, а возможно и все, были окружены квадратным двором, за исключением пристройки посередине стороны, обращенной на восток. В более крупных пристройках есть небольшое здание, построенное по образцу главного памятника. Считается, что это здание использовалось для получения гадательных снов во время сна рядом с гробницей.
  • Большинство, если не все, были окружены комплексом низких стен.

Считается, что [ по мнению кого? ] что твердые джедары, не содержащие погребальных камер, могут покрывать одну гробницу, выкопанную в скале. [ нужна ссылка ]

Эпиграфика и иконография

[ редактировать ]

Джедары Джебель-Лахдара, похоже, имели посвятительную надпись на одной стороне вершины. Эта надпись была на латыни. [3] но не глубоко выгравирован и поэтому во всех случаях теперь почти неразборчив; вписанные блоки также сильно повреждены. Остается только подтвердить, что это были могилы, но не чьи они. [4] Однако на этих джедарах имеется огромный диапазон знаков камнерезов: от отдельных букв до частичных имен. Большинство из них также латинские, некоторые предположительно относятся к Тифинагу . [5] Есть несколько ненавязчивых христианских символов и пара грубо вырезанных панно (очевидно, сцены охоты), похожих на многие древние либико-берберские наскальные рисунки.

Самый большой джедар в Тернатене — единственный в этой группе, достаточно неповрежденный, чтобы отображать эпиграфику и иконографию. Он содержал большие хорошо выполненные полихромные фрески (ныне почти полностью выветрившиеся) с религиозными сценами, типичными для средиземноморской христианской иконографии V века или позже. [6] что указывает на то, что правящий класс к тому времени стал христианским. Этот джедар также содержит множество латинских надписей на переработанных надгробиях и других строительных материалах, датируемых периодами со времен Септимия Севера (202-203 гг. н.э.) до 494 г. н.э. Источник этого переработанного материала точно неизвестен, но в прилегающих районах есть несколько крупных руин городов и некрополей. [7]

Считается, что три джедара Джебель-Лахдара являются самыми древними. Теперь считается, что внутри этой группы известна относительная хронология на основе изучения знаков каменщиков. Самый большой, с погребальными камерами, известный как Джедар А, является самым старым; Очень скоро многие из тех же рабочих построили прочный Джедар Б. Считается, что последний джедар, C, был незавершенным, когда его закончили в спешке. [8] и его обитатель похоронен, возможно, поколение спустя. Принимая во внимание ненавязчивый характер христианских символов, считается, что обитатели этих гробниц сами не были христианами, но правили христианскими подданными. Остатки деревянного гроба из Джедара Б датированы C14: 410 ± 50 г. н.э. [9] Калибровка даты по системе OxCal дает диапазон 410–615 гг. н.э. с вероятностью 95,4%. Недавнее перечитывание посвящения из Джедара А позволило предположить дату IV века. [10]

Единственный джедар в группе Тернатен, для которого была предпринята попытка датировки, - это самый крупный, Джедар F. Поскольку последнее переработанное надгробие датировано 494 годом, оно может относиться к 6 или 7 веку. [11] В отличие от памятников Джебель-Лахдара, его погребальные палаты, похоже, были построены для размещения более чем одного человека, поэтому было высказано предположение, что это династический дом, с окружающими его меньшими джедарами, принадлежащими к меньшей знати или рангу.

История и археология

[ редактировать ]

Самое раннее известное упоминание о джедарах относится к 947 году, когда фатимидский халиф Исмаил аль-Мансур проводил военные операции в районе Тиарета. Согласно дневнику кампании, который был скопирован несколькими более поздними историками, такими как Идрис Имад ад-Дин и Ибн Халдун , халифу показали джедары в Джебель-Лахдаре и он обнаружил надпись «на римском языке» (предположительно на греческом , но также, возможно, на греческом языке). на латыни ). На вопрос о его значении ему ответили, что оно гласит: «Я стратег Соломон . Этот город называется Мавретания . Жители этого города восстали против императора Юстиниана и его матери Феодоры . Поэтому он послал меня против них, и я построил это здание, чтобы отметить победу, которую даровал мне Бог». [12] Хотя Ибн Халдун жил в этом районе несколько лет, он больше не упоминал о джедарах.

Начиная с 1842 года французские военные экспедиции в этом районе осмотрели памятники, в результате чего были сделаны первые археологические описания. Джедар А был открыт очень грубо. [13] в 1875 году антиквары, не опубликовавшие свои исследования. В 1882 году профессор Ла Бланшер из Алжирского университета опубликовал подробное исследование джедаров (в основном основанное на предыдущих раскопках) и попытался поместить их в исторический контекст. Его идентификация их как принадлежащих берберскому королю Массонасу, упомянутая историком VI века Прокопием, сегодня не подтверждается.

В начале 1940-х годов студент-антрополог доктор Роффо получил разрешение на раскопки. Для этого он применил взрывчатку, чтобы открыть Джедар Б, в результате чего получил скелет, находившийся в деревянном гробу в гробнице, раскопанной под зданием; то же самое произошло с одним из меньших джедаров в Тернатене. Местонахождение этих скелетов неизвестно (они могут лежать неузнанными в алжирском музее), и доктор Роффо, как говорят, сжег большую часть своих записей в приступе досады после ссоры с директором отдела древностей (который, вероятно, пронюхал его методов «раскопок»). [14]

В 1968-70 годах Фатима Кадриа Кадра, алжирка, обучавшаяся под руководством Габриэля Кэмпса в Университете Экс-Марсель, провела первое археологическое исследование джедаров с использованием систематических современных методов. Книга, основанная на ее диссертации, была опубликована Алжирским университетом в 1983 году и остается исчерпывающим справочником. [15] Попытки Кэмпса (1995) приписать гробницы известным берберским королям, таким как Мастигас и Гармул, считаются спекулятивными. [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Если не указано иное, информация взята из публикации Кадры (1983), которая является наиболее подробной археологической работой по этой теме. См. также ЛаПорте (2005), который предоставляет некоторую информацию, которая отсутствует в опубликованной работе Кадры.
  2. ^ ЛаПорт (2005) с. 337 сводит в таблицу известные измерения.
  3. Ранние исследователи, в том числе влиятельный археолог Стефан Гселль (1901), утверждали, что они говорили на латыни и греческом языках, что иногда повторяется даже сегодня (например, Алан Рашворт, 2004, «От Арзугеса до Рустамидов: формирование государства и региональная идентичность в до- Зона Сахары» в книге А. Х. Меррилса (ред.) « Вандалы, римляне и берберы: новые перспективы позднеантичной Северной Африки» ; Гай Холсолл, 2007, «Варварские миграции и римский Запад», 376–568 ). Кадра (1983, например, 257 и 261; см. также LaPorte, 2005, стр. 365) показал, что почти весь так называемый греческий язык основан на ошибочно идентифицированных поздних формах латинских букв, а остальная часть представляет собой просто комбинацию греческих букв. и омега используется как христианский символ, а не как текст.
  4. ^ отдельные слова, такие как egregius (выдающийся), duci (герцог), filius (сын) и matri (мать). например, можно выделить
  5. ^ Кадра (1983) стр. 243.
  6. ^ См. LaPorte, 2005, рис. 18 для одного из оставшихся фрагментов.
  7. ^ Каденат (1957). Судя по найденным в округе римским памятникам, неподалеку находился крупный город, название которого было сокращено Cen , возможно, от Cenis (LaPorte, 2005, с. 324).
  8. ^ возможно, верх так и не был закончен.
  9. Кэмпс заявил, что это значение следует скорректировать до 490 г. н.э., и это утверждение не повторялось в его статье 1995 года.
  10. ^ Лепелли и Салама (2006). ЛаПорт (2005) считает, что это слишком рано.
  11. ^ Сколько времени должно пройти, прежде чем христианский правитель станет грабить христианские могилы, чтобы построить свои собственные? спрашивали в оправдание этих дат (Cadenat, 1957), но это не принимает во внимание зачастую жестокое сектантство того времени, а именно. Арианство и монофизитство .
  12. ^ Хальм, Хайнц (1987). «Надпись «Magister Militum» Соломона в арабской традиции: О возвращении «Mauretania Caesariensis» при Юстиниане». Historia: Журнал древней истории (на немецком языке). 36 (2): 250–256. JSTOR   4436011 .
  13. ^ Кадра (1983) стр. 27.
  14. ^ ЛаПорт (2005) с. 328. ЛаПорт отмечает, что Кадра смогла найти некоторые записи Роффо в алжирских архивах, которые она опубликовала в 1985 году.
  15. ^ Работы Кэмпса и ЛаПорта во многом основаны на ее материале.
  16. ^ ЛаПорт (2005) с. 389-390. Совсем недавно Лепелли и Салама (2006) приписали самый старый из джедаров правителю Понта в Малой Азии, жившему в IV веке, но ЛаПорт также считает это сомнительным.

Библиография

[ редактировать ]
  • Стефан Гселль , 1901. Древние памятники Алжира , том. 2. Служба древних памятников Алжира, Париж.
  • П. Кадена, 1957. «Палеохристианские останки в районе Тиарета». Либика об. 5 р. 77-103.
  • Фатима Кадриа Кадра, 1983 год. Джедары. Берберские погребальные памятники в регионе Френда. . Отделение университетских публикаций, Алжир.
  • Габриэль Кэмпс , 1995. « Джедар ». Берберская энциклопедия , том. 16, с. 2049-2422.
  • Клод Лепелле и Пьер Салама , 2006. «Неопубликованная надпись ворот Джедар А (Кесарева Мавритания)». Бюллетень Национального общества антикваров Франции , 2001 (2006), с. 240-251.
  • Жан-Пьер ЛаПорт, 2005 г. «Джедары, берберские погребальные памятники региона Тиарет и Френда». В книге «Тождества и культуры в Древнем Алжире» , Руанский университет ( ISBN   2-87775-391-3 ).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27208977b5d5366a66643edcaca0a0e3__1720631340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/e3/27208977b5d5366a66643edcaca0a0e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jedars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)