Раккада
Лежа | |
Расположение | Тунис |
---|---|
Область | Кайруан, провинция |
Координаты | 35 ° 35'46 "N 10 ° 03'25" E / 35,596243 ° N 10,0569 ° E |
Раккада ( араб . رقّادة ) — это место второй столицы династии Аглабидов 9 - го века , расположенное примерно в десяти километрах к юго-западу от Кайруана , Тунис . Сейчас на этом месте находится Национальный музей исламского искусства.
История
[ редактировать ]В 876 году девятый аглабидский эмир Ибрагим II ибн Ахмад (875-902) почувствовал необходимость сменить место жительства из аль-Аббасийи , чтобы найти тихое место вдали от городского шума. Новый город снабжен несколькими дворцами и мечетью. Аглабиды основали фабрику текстиля и бумаги для снабжения Дома мудрости и науки (Байт аль-Хикма). В свое время Раккада стала даже больше Кайруана. [1]
В 909 году Абдулла аль-Махди Биллах , основатель династии Фатимидов , переселившийся в Кайруан, окончательно поселился в Раккаде. Он выбрал другую столицу и основал город Махдия . Он провозгласил себя имамом в 909 году. [2]
7 июля 969 года войска четвертого фатимидского халифа Аль-Муиза Лидиниллы вошли в Фустат в Египте. Халиф основал новый город Каир , который теперь должен был стать столицей. Раккада была снесена после строительства Каира. [3]
После 1960 года на участке в двадцать акров был построен президентский дворец, некоторые остатки которого видны до сих пор, в нем с 1986 года размещается Национальный музей исламского искусства Раккады. [4]
В ходе раскопок, начатых в начале 1960-х годов на месте древних дворцов, были обнаружены многочисленные фрагменты глазурованной керамики, в том числе черепки и плитки с металлическим блеском с цветочными и растительными (стилизованными под виноградные листья) и тщательно декорированными вырезами (вырезка птицы, датируемая вторая половина IX века). [5]
Археологические останки
[ редактировать ]Остатки исторических дворцов в Раккаде раскопаны лишь частично. [6] : 25 Останки были обнаружены на территории площадью около 9 квадратных километров, что позволяет предположить, что в то время город стал довольно большим. [7] : 3 фрагменты резного лепного декора, аналогичного украшениям Аббасида Самарры . На городище были найдены [8]
Археологами исследовано только одно дворцовое здание. Он был построен из сырцового кирпича и прошел несколько этапов строительства и расширения. Первоначально он был построен как ограждение с примерно квадратными стенами размером 55 на 55 метров, внешний вид которого был укреплен круглыми башнями или контрфорсами. Подобные опорные стены были характерной чертой римской архитектуры каструма , а также встречались в ранней исламской архитектуре . [7] Здание имело центральный прямоугольный двор, окруженный комнатами, в том числе большой приемной в середине северной стороны. Судя по планировке, это здание может соответствовать тому, что исторические источники называют Qaṣr aṣ-Ṣaḥn («Дворец во дворе»). [7] Вход в здание осуществлялся с юга через изогнутый вход (проход дважды поворачивался на 90 градусов), что стало обычным явлением в период Аббасидов как в качестве защитной меры, так и как средство сохранения конфиденциальности жителей внутри. Вход вел прямо во двор. использования . В центре двора существовала цистерна, в которой собиралась дождевая вода и хранилась для будущего Приемная на севере, примерно квадратной формы, была разделена на три нефа с севера на юг двумя рядами по четыре колонны. Небольшая апсида или полукруглая ниша в задней части зала, вероятно, обозначала местонахождение эмира или трона. [7] Этот тип базиликального зала с колоннами стал постоянной чертой дворцовой архитектуры в западном исламском мире . [9] На более позднем этапе строительства этот дворец был расширен на север и запад, пока его размеры не составили 105 на 105 метров. Дополнительное пространство было заполнено жилыми помещениями. [7] Фатимидами и Зиридами . Внутренняя часть подверглась дальнейшей реорганизации позже, во время оккупации этого места [9] : 48–49
Этот дворцовый дворец был окружен жилым районом и множеством других построек. К северо-востоку от него находился большой четырехугольный водный бассейн неправильной формы шириной от 90 до 130 метров. Вероятно, он служил резервуаром для водоснабжения королевского города, но также мог быть интегрирован в архитектурный ландшафт дворцов. [9] : 9 Из других дворцов, упомянутых в исторических источниках, одним был Каср аш-Бахр («Водный дворец» или «Морской дворец»), что указывает на дворец, связанный с большим водным бассейном. [9] : 9–11 Этот дворец еще не был найден в Раккаде, но есть свидетельства существования построек рядом с вышеупомянутым четырехугольным водным бассейном, который можно идентифицировать как часть этого дворца. [10] : 137 [9] : 10 Большие водоемы играли бы эстетическую роль, отражая образы соседних зданий и придавая им более светлый вид. [9] : 11 Водоем в Раккаде, возможно, также использовался для вечеринок на лодках и водных турниров . [10] : 137 Каср ас-Бахр в Раккаде является самым ранним примером такого «водного дворца» в Средиземноморском регионе, а более поздние примеры были найдены в столице Фатимидов Аль-Мансурийе и Хаммадидов столице Калат Бани Хаммад . Возможно, он был вдохновлен дворцами Аббасида Самарры, где перед воротами Баб аль-Амма существовал большой бассейн , и, вероятно, он возник в более древней сасанидской дворцовой архитектуре, такой как Каср-э-Ширин в Иране. [9] : 9–11, 129 Третий названный дворец, Каср аль-Фатх («Дворец Победы»), был резиденцией эмира Ибрагима II. [11] но его местонахождение неизвестно. [9] : 9
Национальный музей исламского искусства
[ редактировать ]Музей специализируется на средневековом исламском искусстве и включает в себя произведения из Кайруана и Раккады, а также Аль-Мансурии, бывшего княжеского города, построенного в период Фатимидов. [4] Вход осуществляется в Великую мечеть Кайруана и представляет собой репродукцию ее михраба и модель памятника. [12] В следующем зале представлены коллекции керамики времен оккупации Раккады (IX и X вв.). В другом зале собраны коллекции нумизматических монет разных эпох, иллюстрирующие экономическую историю Ифрикии на протяжении более шести столетий. [13] Самая большая коллекция — это Кораны исключительной каллиграфии, а также коллекция рукописей и страниц, первоначально принадлежавшая библиотеке Великой мечети Кайруана. Среди жемчужин этой коллекции — листы Синего Корана, датируемые 10 веком.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на французском языке) Национальный музей исламского искусства Раккады Мохамеда Ребая .
- ^ Шарль Сен-Про, Ислам, будущее традиций: между революцией и вестернизацией. Эссе , изд. Ле Роше, Париж, 2008, с. 195
- ^ Жанин и Доминик Сурдель (1 января 2004 г.). Исторический словарь ислама . Париж: французские и европейские пабы. п. 702. ИСБН 978-0686564461 .
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Кэролайн Готье-Курхан, Африканское культурное наследие , изд. Мезоннев и Лароз, Париж, 2001, с. 151
- ^ Эрик Дельпон, Андалузии от Дамаска до Кордовы: выставка представлена в Институте арабского мира с 28 ноября 2000 г. по 15 апреля 2001 г. , изд. Хазан, Париж, 2000, с. 194
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Jump up to: а б с д и Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–11. ISBN 9780190624552 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; IV в. 750 – ок. 900; Г. Тунис». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190624552 .
- ^ Jump up to: а б Мазо, Сибилла (2011). «Архитектура Аглабидов». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 132–139. ISBN 9783848003808 .
- ^ Марсе, Жорж (1995). «Ракада» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 414–415. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- ^ (на французском языке) Музей исламского искусства Кайруана (Музей без границ)
- ^ (на французском языке) Национальный музей исламского искусства Раккады (Наследие Туниса)