Хасан ибн аль-Хафиз
Хасан ибн аль-Хафиз был младшим сыном одиннадцатого фатимидского халифа и имама хафизского исмаилизма , аль-Хафиза а также визирем и наследником Фатимидского халифата с 19 июля 1134 года до своей смерти в марте 1135 года. Хасан приехал в власть восстала против своего отца и якобы поддерживала суннизм . Его правление было отмечено жестокостью и репрессиями, которые стоили ему поддержки и спровоцировали новое восстание, которое привело к его падению. Он был отравлен аль-Хафизом, и его преемником стал Бахрам аль-Армани .
Жизнь
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Хасан был младшим сыном фатимидского халифа аль-Хафиза ( годы правления 1132–1149 ). [1] [2] Легитимность правления аль-Хафиза была поставлена под сомнение, поскольку он сменил своего двоюродного брата аль-Амира в результате государственного переворота. Это привело к расколу среди верующих -исмаилитов , разделив их на ветви хафизи и тайибитов . [3] [4]
В 1134 году, пытаясь укрепить линию преемственности, аль-Хафиз назначил своего старшего сына Сулеймана одновременно наследником ( вали ахд аль-муслимин ) и визирем (главой правительства). Это был первый случай, когда на должность визиря был назначен фатимидский принц или даже наследник. [5] [6] Сулейман умер всего через два месяца, что еще раз поставило под сомнение предполагаемую непогрешимость аль-Хафиза как исмаилитского имама и, следовательно, его легитимность. [1] Наследником и визирем сразу же был назначен младший брат Сулеймана Хайдара , но это вызвало ревность Хасана. [5] [2] [1]
Восстание и визирь
[ редактировать ]Хасан заручился поддержкой полка Джуюшия , очевидно, набранного из армян , в то время как аль-Хафиз и Хайдара были поддержаны Черным африканским полком Райхания . [1] [2] Похоже, что военная фракционность имела и религиозную подоплеку: Хасан и его последователи, как сообщается, поддерживали суннизм и нападали на проповедников-исмаилитов. [1] 28 июня 1134 года Джуюшия разгромил Райханию , вынудив Хайдара бежать в халифский дворец , который теперь был осаждён войсками Хасана. Столкнувшись с этой беспрецедентной ситуацией, аль-Хафиз отступил и 19 июля назначил Хасана визирем и наследником. Как комментирует историк Майкл Бретт , аль-Хафиз фактически назначил своего сына «против самого себя». [5] [1] [2]
Чтобы закрепить свое положение, Хасан организовал частное ополчение « Сибиан аль-Зарад» , с помощью которого он терроризировал элиту. [7] [8] Аль-Хафиз подстрекал черный африканский гарнизон Верхнего Египта попытаться свергнуть его сына, но люди Хасана снова вышли победителями. [9] В конце концов именно тираническое правление Хасана привело к его падению. Его жестокое обращение с врагами, казни видных людей и конфискация имущества стоили ему любой поддержки, которую он мог иметь. [2] [10] Сообщалось, что в результате беспорядков, вызванных правлением Хасана, погибло около 15 000 человек. [8]
Падение и смерть
[ редактировать ]После убийства нескольких высокопоставленных командиров в марте 1135 года армия подняла восстание. Хасан бежал в халифский дворец, где аль-Хафиз поместил его под арест. Затем войска собрались на площади перед дворцом и потребовали его казни, в противном случае пригрозив поджечь дворец. Аль-Хафиз призвал на помощь губернатора провинции Гарбия (западная часть дельты Нила ) Бахрама аль-Армани . Прежде чем Бахрам смог прибыть в столицу, халиф подчинился требованиям солдат и приказал своему еврейскому врачу отравить своего сына. Войска не расходились, пока одного из них не пригласили осмотреть тело. На всякий случай перед уходом он несколько раз ударил его ножом. [5] [2] [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Хальм 2014 , стр. 187.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бретт 2017 , с. 268.
- ^ Бретт 2017 , стр. 262–266.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 246–248.
- ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 249.
- ^ Бретт 2017 , с. 267.
- ^ Магуед 1971 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Гюнер 1997 , с. 109.
- ^ Хальм 2014 , стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 188.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Гюнер, Ахмет (1997). «Хафиз-Лидинилла» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 15 (Аид – Ханафи Мехмед) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 108–110. ISBN 978-975-389-442-5 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. дои : 10.17104/9783406661648-1 . ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Магуед, AM (1971). «аль-Хафих » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 54–55. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2612 . OCLC 495469525 .