аль-Амир би-Ахкам Аллах
аль-Амир би-Ахкам Аллах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имам – халиф Фатимидского халифата | |||||
Царствование | 1101–1130 | ||||
Предшественник | аль-Мустали | ||||
Преемник | |||||
Рожденный | 31 декабря 1096 г. Каир , Фатимидский халифат | ||||
Умер | 7 октября 1130 г. Каир, Фатимидский халифат | (33 года) ||||
Проблема | аль-Тайиб | ||||
| |||||
Династия | Фатимид | ||||
Отец | аль-Мустали |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
-Мансур ибн аль-Мустали декабря аль Амир. 1096 г. Абу Али аль ( 31 - 7 октября 1130 г.), более известный под своим царственным именем - би-Ахкам Аллах ( арабский : الآمر بأحكام الله , латинизированный : аль-Амир би-Аккам Аллах , букв. «Правитель, исполняющий постановления Бога») был десятым халифом Фатимидов , правившим с 1101 года до своей смерти в 1130 году, и 20-м халифом Фатимидов. имам мустали Исмаилитская ветвь шиитского ислама
Аль-Амир сменил своего отца аль-Мустали в возрасте пяти лет. Первые двадцать лет своего правления аль-Амир был марионеткой своего дяди и тестя, визиря аль-Афдаля Шаханшаха , который правил государством Фатимидов и заточил аль-Амира, как раньше аль-Мустали. его во дворец. В декабре 1121 года аль-Афдал был убит, официально агентами конкурирующей низаритской ветви исмаилизма, хотя в некоторых средневековых источниках вместо этого обвиняются аль-Амир и главный секретарь аль-Афдаля аль-Мамун аль-Батаихи . . Аль-Амир и аль-Батаихи быстро предприняли действия, чтобы предотвратить преемственность одного из сыновей аль-Афдаля, заключили их в тюрьму и перевезли огромные сокровища, которые аль-Афдал накопил, в халифский дворец. Аль-Батаихи был назначен новым визирем, но аль-Амир стал играть все более важную роль в правительстве и активно участвовал в зрелищных публичных церемониях. Наконец, в 1125 году аль-Амир уволил и заключил аль-Батаихи в тюрьму, правя с тех пор без визиря.
Несмотря на неоднократные военные усилия аль-Афдаля и аль-Батаихи против крестоносцев в Палестине , во время правления аль-Амира происходила постепенная потеря прибрежных опорных пунктов Фатимидов в Леванте, за исключением Аскалона . Аль-Амир позаботился об укреплении отношений с мусталитов-исмаилитов -сулайхидов царством йеменским и в 1122 году опубликовал заявление об ортодоксальности мусталитов, аль-Хидая аль-Амирия , опровергая притязания низаритов на легитимность. Его убийство агентами Низарита в 1130 году, в результате которого наследником остался только его малолетний сын аль-Тайиб , привело режим Фатимидов к борьбе за престолонаследие, в ходе которой он почти рухнул. Правление Фатимидов было восстановлено с приходом кузена аль-Амира аль-Хафиза ли-Дина Аллаха в 1132 году, что привело к разделению мусталитского исмаилизма на конкурирующие ветви хафизи и тайиби .
Жизнь
[ редактировать ]Будущий аль-Амир родился 31 декабря 1096 года как Мансур, старший сын девятого фатимидского имама - халифа ( аль-Мустали годы правления 1094–1101 ). Его мать была сестрой всемогущего визиря аль- Афдала Шаханшаха , который возвел аль-Мустали на трон в 1094 году и был фактическим правителем государства Фатимидов. [ 1 ] [ 2 ]
Царствование под опекой аль-Афдаля
[ редактировать ]Аль-Мустали умер 11 декабря 1101 года, и в тот же день, в возрасте пяти лет, аль-Амир был провозглашен халифом аль-Афдалем. [ 1 ] [ 2 ] Аль-Афдал уже был дядей аль-Амира по материнской линии и еще больше укрепил семейные связи с молодым халифом, женив его на своей собственной дочери. [ 3 ] Это было отходом от обычной практики, поскольку халифы Фатимидов до этого имели детей от наложниц и никогда не вступали в законный брак . Официальный брак, очевидно, был попыткой аль-Афдала обеспечить наследование любого потомства от этого союза над другими детьми халифа. [ 4 ] Указ, продиктованный аль-Афдалем, продлил его назначение на пост визиря с полномочными полномочиями и обеспечил ему власть над ребенком-халифом. [ 3 ] Таким образом, первые двадцать лет правления аль-Амира прошли под властью аль-Афдаля, который контролировал правительство и ограничивал аль-Амира несколькими церемониальными обязанностями. [ 1 ] [ 5 ] Как и его отец до него, аль-Амир жил в основном в халифских дворцах, в то время как аль-Афдал присвоил себе большую часть церемониальных функций. [ 6 ]
При правлении аль-Афдала государство Фатимидов было в основном занято конфликтом с крестоносцами королевства Иерусалимского . Эта священная война также послужила основным средством легитимизации правления аль-Афдаля и самой династии. В течение предыдущего десятилетия как Фатимидское государство ( давла ), так и Фатимидская исмаилитская миссия ( да'ва ) потерпели неудачи: большая часть Леванта была отдана туркам -суннитам -сельджукам , а переворот аль-Афдаля, приведший к власти восшествие аль-Мустали на трон привело к отколу низаритских исмаилитов от приверженности Фатимидам. Как пишет историк Майкл Бретт, борьба с крестоносцами «дала династии новую цель». [ 7 ] Несмотря на непрерывные кампании аль-Афдаля, большая часть Палестины была потеряна для крестоносцев вместе с левантийскими прибрежными городами Тартус (1102 г.), Акра (1104 г.), Триполи (1109 г.) и Сидон (1111 г.). Сам Египет подвергся кратковременному вторжению короля Иерусалима Балдуина I в 1117 году. [ 1 ] Фатимиды в значительной степени отступили от прибрежного города Аскалон , который превратился в крупную крепость и форпост ( рибат ) священной войны: в течение следующих полувека он должен был оставаться центром набегов на территории крестоносцев и охраной пути из Палестины в Египет. [ 8 ] Средневековые мусульманские историки часто обвиняют аль-Амира в этих бедствиях, но на самом деле он не играл никакой роли в правительстве Фатимидов в те годы; [ 5 ] халиф был ограничен дворцом и публичными церемониями, в то время как аль-Афдал правил почти как султан через своих собственных секретарей, сначала Мухтара Тадж аль-Маали , а затем аль-Каида аль-Батаихи . [ 9 ] В 1115 году все более больной и слабый аль-Афдал назначил своего сына Сама аль-Мулька Хусейна своим заместителем и предполагаемым наследником, но после неудавшегося покушения в 1118 году визирь лишил всех привилегий своих сыновей, которых он подозреваются в причастности, что положило конец перспективе династической преемственности. [ 10 ] [ 11 ]
Убийство аль-Афдаля
[ редактировать ]Опека Аль-Афдаля закончилась его убийством 11 декабря 1121 года, накануне Ид аль-Фитр . [ 5 ] [ 12 ] В этом деянии официально возложили ответственность на агентов Низари . [ а ] [ 1 ] [ 13 ] но оба средневековые историки [ б ] и современные ученые настроены скептически: учитывая его собственное негодование по поводу второстепенной номинальной роли, на которую аль-Афдал отвел его, аль-Амир подозревается в том, что он был истинным зачинщиком убийства. [ 5 ] [ 15 ]
Публично демонстрируя скорбь по своему визирю и тестю и устраивая публичную церемонию захоронения в халифском дворце , [ 16 ] аль-Амир быстро предпринял шаги, чтобы заключить в тюрьму сыновей аль-Афдала и конфисковать огромное состояние, дома и поместья аль-Афдаля, в то время как движимые предметы были перевезены из дворца визиря в его собственный дворец. [ 5 ] [ 17 ] За время своего долгого правления в Египте в качестве квази-султанов аль-Афдал и его отец Бадр аль-Джамали накопили огромное богатство. [ 17 ] «Материалы которых никто не знал, кроме Бога», по словам энциклопедиста XIII века Ибн Халликана . [ 14 ] Считалось, что он был больше, чем у любого предыдущего короля, и на его перемещение ушло сорок дней. [ 5 ]
Визирь аль-Мамуна аль-Батаихи
[ редактировать ]Поскольку аль-Амир был исключен из правительства и не был знаком с его тонкостями, он выбрал визирем аль-Каида аль-Батаихи, давнего начальника штаба аль-Афдаля. [ 5 ] Источники, обвиняющие аль-Амира в убийстве аль-Афдала, также указывают на причастность к этому деянию амбициозного аль-Батаихи или, по крайней мере, в сокрытии смерти аль-Афдала до тех пор, пока аль-Амир не сможет прибыть в визирьский дворец, чтобы назначить аль-Бату. Ихи как преемник аль-Афдаля. [ 18 ] После наблюдения за передачей сокровищ аль-Афдаля аль-Батаихи был официально провозглашен визирем 13 февраля 1122 года и получил почетное звание аль-Мамун («доверенный»), под которым он известен. [ 19 ]
Аль-Батаихи формально взял на себя те же полномочные полномочия, которыми обладал аль-Афдал. [ 20 ] и был способным администратором, но его положение было намного слабее по отношению к халифу, чем положение его старого хозяина: аль-Амир возобновил многие из старых церемониальных функций халифа, которые аль-Афдал присвоил себе, и отныне он имел право голоса в правительстве. [ 5 ] Как пишет историк Майкл Бретт: «Сами отношения были союзническими, в которых министру, как и прежде, были поручены обязанности правительства в обмен на то, что он выведет монарха из его уединения на всеобщее обозрение». [ 21 ] Самое главное, аль-Амир позаботился о том, чтобы все налоговые поступления и драгоценные ткани хранились в халифском дворце и распределялись оттуда. [ 22 ] Как правитель, аль-Амир изображается в источниках как «необычайно умный и знающий» и, как говорят, наизусть Коран выучил . [ 5 ] Изменение баланса сил было очевидно для аль-Батаихи, который стремился закрепить свое положение, получив письменное обещание аль-Амира сообщать любые доносы или обвинения непосредственно ему. Документ должен был действовать до смерти аль-Батаихи, и халиф, кроме того, обязался после этого присматривать за потомками визиря. [ 22 ]
После убийства аль-Афдаля угроза со стороны низаритов, которые были непримиримо враждебны правлению аль-Амира и его отца, стала серьезной проблемой правительства, учитывая широкую сеть агентов, которыми они располагали. учредил. [ 5 ] [ 23 ] В сообщениях, полученных в Каире, утверждалось, что главный лидер низаритов Хасан-и Саббах праздновал убийство аль-Афдаля и ожидал той же участи аль-Амира и аль-Батаихи. [ 24 ] Охоту на низаритских агентов начал визирь, который создал собственную обширную шпионскую сеть для противодействия проникновению низатов в Каир. [ 25 ] Кроме того, в декабре 1122 года аль-Амир созвал собрание официальных лиц в Каире, на котором претензии низаритов на то, что Низары являются законными преемниками халифа аль-Мустансира ( годы правления 1036–1094 ), были публично осуждены, а легитимность аль-Амира была публично осуждена. Преемственность Мустали подтверждена никем иным, как человеком, представленным единственной сестрой Низара. По этому поводу была издана прокламация « аль-Хидая аль-Амирийя» , публично зачитанная с кафедр мечетей, а затем разосланная низаритским общинам в Персии. [ 1 ] [ 5 ] [ 26 ]
Весной 1122 года флоту Фатимидов удалось вернуть контроль над левантийским портовым городом Тиром у его турецкого губернатора, назначенного Тогтекином , турецким суннитским правителем Дамаска . [ 27 ] Этот триумф был недолгим, поскольку вскоре после этого венецианский флот под командованием дожа Доменико Михеля начал поддерживать государства крестоносцев Леванта . В то время как ранние венецианские набеги на дельту Нила были разбиты, в 1123 году венецианцы разгромили флот Фатимидов у Аскалона , а армия Фатимидов, посланная для захвата Яффо, была разбита крестоносцами в битве при Йибне . Теперь, когда Тир снова был отрезан и ему грозила опасность попасть в руки крестоносцев, Фатимидам пришлось признать возобновление турецкого контроля; оставшись без поддержки, город капитулировал перед Иерусалимским королевством в июле 1124 года. [ 28 ] [ 29 ] В 1123 году Лувата берберы вторглись в Египет и дошли до Александрии , прежде чем были отброшены и вынуждены платить дань. [ 1 ] [ 14 ] В том же году зиридский эмир Ифрикии также Абуль-Хасан аль-Хасан ибн Али отправил послов в Каир, чтобы объявить о своем возвращении к признанию сюзеренитета Фатимидов, и обратился к Фатимидам за помощью в отражении возможного нормандского вторжения. [ 5 ]
Аль-Амир также уделял внимание оставшимся профатимидским общинам мусталитов-исмаилитов за границей, особенно в Йемене , во главе с сулейхидской королевой Арвой . [ 5 ] Аль-Афдал послал посланника Али ибн Ибрагима ибн Наджиба ад-Даула в 1119 году, чтобы привести йеменских исмаилитов к более тесному сотрудничеству с Каиром; после смерти аль-Афдаля действия Фатимидов в Йемене еще больше активизировались с отправкой вооруженных сил. Это позволило Ибн Наджибу ад-Дауле проводить свою собственную политику независимо от королевы Арвы, но он потерпел тяжелое поражение при попытке захватить Забид в 1124 году, при этом большая часть его войск, снабженных Фатимидами, погибла. Его независимая деятельность и высокомерное поведение встретили подозрение, а затем сопротивление со стороны йеменских вождей, которые начали заговор против него и предупредили Каир, что он занимается низаритской пропагандой; фальшивые монеты с именем Низара ибн аль-Мустансира Для этой цели даже выпускались . Другой военный отряд был отправлен в Йемен в конце 1125 года (после падения аль-Батаихи) и вернул опального посланника в цепях. После публичного унижения на улицах Каира Ибн Наджиб ад-Давла был брошен в тюрьму. [ 30 ] [ 31 ]
Личное правило
[ редактировать ]3 октября 1125 года аль-Амир внезапно приказал арестовать аль-Батаихи, его брата Хайдару аль-Мутамана и его главных помощников. [ 5 ] [ 32 ] Для этого были выдвинуты разные причины: аль-Амир не простил аль-Батаихи потерю Тира; что секретарь Ибн Аби Усама убедил аль-Амри, что визирь вступил в сговор с Джафаром, единственным родным братом аль-Амира, с целью свергнуть его; или что аль-Батаихи был истинным зачинщиком чеканки фальшивых низаритских монет в Йемене. [ 32 ] [ 33 ] На самом деле аль-Амир, как и другие халифы прошлого, начал возмущаться властью своего всемогущего визиря. [ 5 ] [ 32 ] Визирь также стал жертвой своей собственной политики: в отличие от Бадра и аль-Афдала, аль-Батаихи не имел собственной опоры в армии и полагался на халифа как на своего покровителя; [ 33 ] а возрождение общественной роли аль-Амира, щедро организованное самим аль-Батаихи, только послужило укреплению авторитета и уверенности халифа в себе. [ 6 ] [ 33 ] Наконец, обещание, полученное аль-Батаихи от халифа, призванное защитить его, могло иметь неприятные последствия, поскольку аль-Амир воспринял это как личное унижение. [ 34 ] Хайдара умер в тюрьме, но аль-Батаихи был казнен вместе с Ибн Наджибом ад-Даулой в ночь с 19 на 20 июля 1128 года. [ 32 ] [ 35 ]
Аль-Амир не назначал нового визиря, став первым халифом Фатимидов со времен аль-Хакима ( годы правления 996–1021 ), который лично возглавил правительство, полагаясь при этом на профессиональных специалистов глав различных административных ведомств. [ 5 ] [ 35 ] Частично это произошло из-за отсутствия подходящих кандидатов; Главный кади Абу'л-Хаджадж отказался взять на себя работу по надзору за департаментами, сославшись на отсутствие у него опыта в таких вопросах. [ 35 ] Вскоре один из руководителей департамента, бывший коптский христианский монах Ибн Куса, приобрел известность благодаря своей способности обеспечивать халифа деньгами путем конфискации денег у христиан, евреев, а затем и у мусульман, что вызвало большое негодование среди последних. Его правление длилось три года, с октября/ноября 1126 по 1129 год, и он был удостоен таких великих титулов, как «Святой Отец», «Господь [Коптского] Патриархата», «Отец отцов» и даже « Тринадцатый апостол ». . Его конец наступил, когда его требования распространились на придворных евнухов, которые сообщили аль-Амиру о народном недовольстве и о том, что, если ничего не будет сделано, назревает восстание. После этого Ибн Куса был арестован и забит до смерти ботинками; его труп был прибит к доске и брошен в Нил. [ 5 ] [ 36 ] [ 37 ] Поскольку аль-Амир так долго игнорировал этот вопрос, его собственная репутация была запятнана этим делом, а также его расточительностью и расточительством: говорят, что дворец съедал 5000 овец в месяц, а богатые подарки, которые он делал своим фаворитам, были запятнаны. были отмечены. [ 5 ] Халиф считал себя обязанным публично выразить раскаяние, освободив рабов, раздав милостыню и, по совету своих юристов, продлив пост Рамадан на два месяца. [ 38 ] [ 39 ]
В феврале/марте 1130 года у аль-Амира наконец родился сын, которого назвали аль-Тайибом . Его рождение отмечали публичными праздниками, и за границу были разосланы письма, в которых сообщалось о его рождении и его преемником назначении . [ 5 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Убийство и последствия
[ редактировать ]7 октября 1130 года аль-Амир был убит агентами Низари. Он оставил своим преемником только своего шестимесячного сына ат-Тайиба, без назначенного регента или служащего визиря. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Убийство Аль-Амира не только свело на нет его попытки снова сосредоточить власть в руках халифа вместо чрезмерно могущественных генералов и министров, но также, учитывая хрупкость преемственности, поставило под угрозу само выживание династии Фатимидов . [ 43 ]
Аль-Тайиб был быстро отстранен, и его судьба неизвестна; [ 5 ] современные историки предполагают, что он умер в младенчестве или был убит. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Новый режим был установлен под регентством двоюродного брата аль-Амира, Абд аль-Маджида, который сначала утверждал, что правит от имени будущего сына одной из наложниц аль-Амира. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] В течение двух недель армейский мятеж привел к власти последнего выжившего сына аль-Афдаля, Кутайфата . Кутайфат упразднил имамата Фатимидов и заключил в тюрьму Абд аль-Маджида, но сам был убит сторонниками Фатимидов в декабре 1131 года. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] Не имея другого наследника, Абд аль-Маджид вступил в должность имама и халифа с царственным именем аль-Хафиз ли-Дин Аллах в январе 1132 года, заявив, что он тайно получил это звание от аль-Амира перед своей смертью. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Преемственность Аль-Хафиза прервала непрерывную линию преемственности от отца к сыну, продолжавшуюся десять поколений, что является чрезвычайно редким явлением в исламском мире и на которое много внимания обращали средневековые авторы. [ 5 ] Таким образом, вступление аль-Хафиза на престол представляло собой беспрецедентное отклонение от принятых норм и вызвало еще один раскол в исмаилизме, поскольку секта мусталитов разделилась на тех, кто принял преемственность аль-Хафиза (« хафизы »), и тех, кто не сделал этого, вместо этого поддержав имамата исчезнувшего ат-Тайиба (« Тайиби »). [ 56 ] [ 57 ] Хафизи были в основном сконцентрированы на контролируемых Фатимидами территориях в Египте, Нубии и Леванте, тогда как тайибиты проживали в Йемене, где королева Арва взяла на себя ведущую роль в формировании отдельного тайибитского да'ва , сохранившегося до наших дней. . [ 56 ] [ 57 ]
Тайибиты считают, что ат-Тайиб был поручен аль-Амиром некоему Ибн Мадьяну и что Ибн Мадьян и его помощники спрятали младенца, когда Кутайфат пришел к власти. Ибн Мадьян был убит Кутайфатом, но его зять сбежал вместе с ат-Тайибом, который скрылся . Считается, что Аль-Тайиб умер, все еще скрываясь, а его потомки продолжают оставаться скрытыми имамами и по сей день. Вместо этого общественное руководство общиной тайиби взяла на себя череда «абсолютных миссионеров» ( даи аль-мутлак ). [ 58 ] [ 59 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Список жертв убийства Низари из Аламута также берет на себя ответственность за смерть аль-Афдаля. [ 13 ]
- ↑ Современный сирийский летописец Ибн аль-Каланиси прямо обвиняет аль-Амира: [ 13 ] в то время как историк 15-го века Ибн Тагрибирди утверждает, что аль-Амир заказал убийство в ответ на попытку аль-Афдаля отравить его. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стерн 1960 , с. 440.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 131.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 234.
- ^ Хальм 2014 , стр. 131–132.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Уокер 2011 .
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 164.
- ^ Бретт 2017 , стр. 235–237, 240–241.
- ^ Бретт 2017 , стр. 240–243.
- ^ Хальм 2014 , стр. 132.
- ^ Хальм 2014 , с. 139.
- ^ Бретт 2017 , стр. 251–252.
- ^ Хальм 2014 , стр. 140–141.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 2014 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с Саджади 2015 .
- ^ Хальм 2014 , стр. 141–142.
- ^ Хальм 2014 , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , с. 145.
- ^ Хальм 2014 , стр. 141–143.
- ^ Хальм 2014 , с. 146.
- ^ Хальм 2014 , стр. 146–147.
- ^ Бретт 2017 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 147.
- ^ Хальм 2014 , с. 153.
- ^ Хальм 2014 , с. 152.
- ^ Хальм 2014 , стр. 152–153.
- ^ Хальм 2014 , стр. 154–156.
- ^ Хальм 2014 , стр. 159.
- ^ Хальм 2014 , стр. 159–160.
- ^ Бретт 2017 , стр. 256–257.
- ^ Бретт 2017 , стр. 256, 257–258.
- ^ Хальм 2014 , стр. 161–163.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 165.
- ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 257.
- ^ Беренс-Абусейф 1992 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 258.
- ^ Хальм 2014 , стр. 166–168.
- ^ Бретт 2017 , стр. 258–259.
- ^ Хальм 2014 , стр. 168.
- ^ Бретт 2017 , с. 259.
- ^ Стерн 1951 , стр. 196–198.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 246.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 177–178.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 261.
- ^ Стерн 1951 , с. 204.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 246, 261.
- ^ Бретт 2017 , стр. 262–263.
- ^ Стерн 1951 , стр. 203–204.
- ^ Бретт 2017 , с. 262.
- ^ Хальм 2014 , с. 179.
- ^ Дафтари 2007 , с. 247.
- ^ Бретт 2017 , стр. 263–265.
- ^ Хальм 2014 , стр. 178–181.
- ^ Бретт 2017 , с. 265.
- ^ Хальм 2014 , стр. 182–183.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 247–248.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , стр. 265–266.
- ^ Jump up to: а б Дафтари 2007 , стр. 248, 264.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 261 и далее..
- ^ Хальм 2014 , стр. 184, 185.
Источники
[ редактировать ]- Беренс-Абусейф, Дорис (1992). «Фасад мечети Акмар в контексте церемониала Фатимидов». Мукарнас . 9 : 29–38. дои : 10.2307/1523133 . JSTOR 1523133 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. дои : 10.17104/9783406661648-1 . ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Саджади, Садек (2015). «Аль-Амир би-Акам Аллах» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия . Перевод Фарзина Негабана. Брилл. дои : 10.1163/1875-9831_isla_SIM_0269 .
- Стерн, С.М. (1951). «Наследование Фатимидского Имама аль-Амира, Притязания Поздних Фатимидов на Имамат и рост тайибитского исмаилизма». Ориенс . 4 (2): 193–255. дои : 10.2307/1579511 . JSTOR 1579511 .
- Стерн, С.М. (1960). «аль-Амир» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 440. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0603 . OCLC 495469456 .
- Уокер, Пол Э. (2011). «аль-Амир би-Аккам Аллах» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23060 . ISSN 1873-9830 .