Мухаммад аль-Джавад
Мухаммад аль-Джавад | |
---|---|
Мухаммад Аль-Джавад | |
![]() | |
Девятый шиитский имам | |
В офисе 819 г. н.э. – 835 г. н.э. | |
Предшественник | Али аль-Рида |
Преемник | Али аль-Хади |
Заголовок | Посмотреть список |
Персональный | |
Рожденный | в. 8 апреля 811 г. н.э. (10 раджаба 195 г.х. ) |
Умер | в. 29 ноября 835 г. ( 29 лет (29 лет Зу аль-Када 220 г. хиджры) ( 835-11-29 ) Багдад , Аббасидский халифат |
Причина смерти | Отравление аль-Мутасимом (большинство шиитских источников) |
Место отдыха | Мечеть Аль-Казимия , Багдад, Ирак 33 ° 22'48 "N 44 ° 20'16,64" E / 33,38000 ° N 44,3379556 ° E |
Религия | Шиитский ислам |
Супруг |
|
Дети | |
Родители |
|
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Мухаммад ибн Али аль-Джавад ( араб . محمد بن علي الجواد , латинизированный : Мухаммад ибн Али аль-Джавад , ок. 8 апреля 811 — 29 ноября 835) был потомком исламского пророка Мухаммеда и девятым из Двенадцати имамов , преемником его отец Али аль-Рида ( ум. 818 ). Он известен под эпитетами аль-Джавад (араб. الجواد , букв. «щедрый») и аль-Таки (араб. التقي , букв. «благочестивый»). Как и большинство своих предшественников, Мухаммад держался в стороне от политики и занимался религиозным обучением, организуя при этом дела имамитской шиитской общины через сеть представителей ( вокала ). обширная переписка аль-Джавада с его последователями по вопросам исламского права В шиитских источниках сохранилась , ему приписывают также многочисленные содержательные религиозно-этические высказывания.
Мухаммад аль-Джавад родился в Медине в 810–811 годах и был сыном Али ар-Риды, восьмого из Двенадцати имамов. В 817 году аббасидский халиф аль-Мамун ( годы правления 813–833 ) вызвал аль-Риду в Хорасан и назначил его своим наследником , возможно, чтобы смягчить частые шиитские восстания. Это назначение вызвало сильную оппозицию в Ираке , которая вынудила аль-Мамуна вернуться в столицу Багдад в 818 году и отказаться от своей прошиитской политики. На обратном пути в Багдад аль-Рида внезапно заболел и умер в Тусе , вероятно, отравленный по приказу аль-Мамуна, когда тот пошел на уступки оппозиции. После смерти ар-Риды в 818 году наследование имамата его единственного сына Мухаммеда в возрасте около семи лет стало спорным. Большинство шиитов-имамитов приняли имамата аль-Джавада, потому что, по их мнению, имам получил свои совершенные религиозные знания через божественное вдохновение, независимо от его возраста. В то время некоторые вместо этого обратились за лидерством к дяде аль-Джавада, Ахмаду ибн Мусе аль-Казиму, а некоторые другие присоединились к Вакифиты , но преемственность аль-Джавада, очевидно, не создала каких-либо постоянных разделений в шиитском сообществе. Двенадцать источников часто оправдывают имамата молодого аль-Джавада, проводя параллели с Иисусом и Иоанном Крестителем , оба из которых в Коране получили свою пророческую миссию в детстве.
В 830 году аль-Джавад был вызван в Багдад аль-Мамуном, который женил на первом свою дочь Умм Фадль. Однако этот брак должен был быть беспроблемным и мог оказаться неудачным. Его преемник Али аль-Хади родился уже в 828 году в семье Саманы, освобожденного раба ( умм валад ). В 833 году аль-Мамун умер, и ему наследовал его брат аль-Мутасим ( годы правления 833–842 ), который вызвал аль-Джавада в Багдад в 835 году и принял его и его жену, возможно, для расследования каких-либо связей. между аль-Джавадом и новыми шиитскими восстаниями. Там аль-Джавад умер в том же году в возрасте около двадцати пяти лет. Все основные суннитские источники умалчивают о способе его смерти, в то время как шиитские власти почти единодушны в том, что он был отравлен своей недовольной женой Умм аль-Фадл по наущению ее дяди аль-Мутасима. Мухаммад аль-Джавад был похоронен рядом со своим дедом, Мусой аль-Казимом , седьмым из Двенадцати имамов, на кладбище курайшитов , где храм Казимайн позже был воздвигнут . Казимайн с тех пор стал важным центром паломничества.
Титулы
[ редактировать ]Мухаммад ибн Али, девятый из Двенадцати Имамов , иногда известен в шиитских источниках как аль-Таки (араб. التقى , букв. «Благочестивый»), [1] но чаще всего как аль-Джавад (араб. الجواد , букв. «щедрый») за его щедрость. [2] Имам упоминается в шиитской хадисной литературе как Абу Джафар аль-Тани (араб. ابو جعفر الثاني , букв. «Абу Джафар, второй»), [3] с титулом Абу Джафар, зарезервированным для его предшественника Мухаммада аль-Бакира ( ум. 732 ), пятого из Двенадцати Имамов. [4] Его зовут Абу Али (араб. ابو علي ), [4] хотя современники также знали его как Ибн ар-Рида (араб. ابن الرضا , букв. «сын ар-Риды»), потому что он был единственным ребенком Али аль-Риды . [3]
Жизнь
[ редактировать ]Рождение ( ок. 810 г.)
[ редактировать ]Мухаммад аль-Джавад родился в Медине . [5] [3] или в деревне недалеко от Медины, основанной его дедом Мусой аль-Казимом ( ум. 799 ). [6] [7] Источники, похоже, сходятся во мнении, что он родился в 195 г. хиджры (810–811 гг. н.э. ), но точная дата оспаривается. [3] Большинство источников-двунадесятников отмечают в середине Рамадана день рождения Мухаммеда 195 года хиджры (середина июня 811 года нашей эры), но Ибн Айяс ( ум. 1522/4 ) отдает предпочтение 10 раджабу 195 года хиджры (8 апреля 811 года нашей эры). Эта последняя дата согласуется с Зиярат ан-Нахия аль-мукаддаса , мольбой, приписываемой Мухаммаду аль-Махди , последнему из Двенадцати Имамов. [3] Именно эту дату шииты отмечают ежегодно. [3] [8] Его отец Али ар-Рида, восьмой из Двенадцати Имамов, был потомком Али ибн Аби Талиба ( ум. 661 ) и Фатимы ( ум. 632 ), которые приходились двоюродным братом и дочерью исламского пророка Мухаммеда соответственно. Большинство записей сходятся во мнении, что мать Мухаммада аль-Джавада была освобожденной рабыней ( умм валад ) из Нубии , [5] хотя в источниках ее имя указывается по-разному: Сабика или Дурра (иногда Хайзуран). [3] [6] Возможно, она принадлежала семье Марии аль-Кибтии , вольноотпущенной рабыни пророка и матери его сына Ибрагима , умершего в детстве. [3] [6]
Правление аль-Мамуна ( годы правления 813–833 )
[ редактировать ]Брак ( ок. 817 г. )
[ редактировать ]Мухаммед остался в Медине, когда его отец ар-Рида отправился в Мерв в Хорасане по просьбе аббасидского халифа аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ). [9] Халиф назначил аль-Риду своим наследником в 202 году хиджры (817 г. н. э.). [9] а также изменил официальный цвет Аббасидов с черного на зеленый , возможно, чтобы обозначить это примирение между Аббасидами и Алидами . [7] [10] Чтобы создать политический союз, [11] халиф также женился на одной из своих дочерей по имени Умм Хабиб. [4] аль-Риде в 202 году хиджры (817 г. н.э.) и пообещал еще одну дочь по имени Умм аль-Фадл, [12] Мухаммеду, который в то время был еще несовершеннолетним, [13] [9] в возрасте около семи лет. [12] Среди суннитских историков ат-Табари ( ум. 923 ), Ибн Аби Тахир Тайфур ( ум. 893 ) и Ибн аль-Асир аль-Джазари ( ум. 1232-1233 ) согласны с этим сообщением. [14] Вполне вероятно, что Мухаммед отсутствовал на церемонии. [4] [15] хотя Абу'л-Хасан Байхаки ( ум. 1169 ) сообщает, что он посетил своего отца в Мерве в 202 году хиджры (817 г. н.э.). [4] Напротив, суннитский историк аль-Хатиб аль-Багдади ( ум. 1071 ) [16] и шиитские историки аль-Масуди ( ум. 956 ). [12] и аль-Якуби ( ум. 897-898 ) [6] поместите помолвку Мухаммеда после смерти ар-Риды в 204 году хиджры (819 г. н.э.), после возвращения аль-Мамуна в свою столицу Багдад . В частности, аль-Масуди в своей книге «Итбат аль-васия» пишет, что аль-Мамун вызвал Мухаммеда в Багдад, поселил его возле своего дворца, а позже решил женить его на своей дочери Умм Фадл. [12] чье имя было Зайнаб. [6] [3] По словам аль-Багдади, Мухаммеду на момент обручения было около девяти лет. [16]
Смерть отца ( ок. 818 г. )
[ редактировать ]Али аль-Рида был видным Алидом , потомком Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Алиды рассматривались как соперники за халифат Аббасидами, которые были потомками Аббаса , дяди Мухаммеда по отцовской линии. [17] Таким образом, назначение Алида ар-Риды халифом Аббасидов вызвало сильную оппозицию, особенно среди членов династии Аббасидов и иракских сторонников легитимизма Аббасидов. [7] [13] Они восстали и назначили дядю аль-Мамуна, Ибрагима ибн аль-Махди , антихалифом в Багдаде. [13] [18] [19] Таким образом, халиф и его окружение покинули Хорасан и направились в Багдад в 203 году хиджры (818 г. н.э.). [15] в сопровождении аль-Риды. [7] [19] Последний вскоре умер в Тусе после непродолжительной болезни. [20] возможно, после отравления. [13] [15] Смерть аль-Риды последовала за убийством аль-Фадла ибн Саля ( ум. 818 ), персидского визиря аль-Мамуна. [13] который стал фигурой, вызывающей разногласия. [21] Обе смерти в шиитских источниках связываются с аль-Мамуном и рассматриваются как уступки арабской стороне, чтобы облегчить его возвращение в Ирак. [22] [23] [15] Современные ученые также склонны подозревать халифа в смерти аль-Риды. [7] [24] [22] [20] После возвращения в Багдад в 204 г. хиджры (819 г. н. э.) [25] [6] аль-Мамун отказался от своей прошиитской политики, [15] [13] [26] и восстановил традиционный черный цвет Аббасидов. [13] Мухаммеду было около семи лет, когда умер его отец. [6] Есть многочисленные сообщения шиитов о том, что он рассказал другим о смерти своего отца до того, как новости дошли до Медины. [27] а некоторые традиции указывают, что он чудесным образом присутствовал при погребении ар-Риды в Хорасане и молился над его телом. [4] [28]
Вызван в Багдад ( ок. 819 г. ).
[ редактировать ]Вскоре после прибытия в Багдад в 204 г. хиджры (819 г. н. э.) [25] аль-Мамун вызвал молодого Мухаммеда, который затем остался при дворе халифа. [29] Помолвке Мухаммеда и Умм Фадл или ее предложению, очевидно, противостояли некоторые Аббасиды. [30] [6] как сообщается, из-за смуглого цвета лица Мухаммеда. [6] Отчет об их протестах содержится в биографическом труде «Китаб аль-Иршад» , написанном богословом-двунадесятником аль-Шейхом аль-Муфидом ( ум. 1022 ). [31] хотя исламист Шона Ф. Уордроп подозревает, что на самом деле это может относиться к назначению аль-Риды прямым наследником. [32] В любом случае, аль-Муфид предполагает, что оппозиция на самом деле опасалась политического подъема Мухаммеда, подобного его отцу аль-Риде. [4] и точка зрения исламиста Вильферда Маделунга аналогична. [6] Противники брака устроили публичные дебаты, на которых главный судья Яхья ибн Актам задавал молодому Мухаммеду сложные богословские вопросы, на которые он ответил правильно. [3] [4] Об этом сообщает аль-Масуди: [33] но сборник хадисов семнадцатого века Бихар аль-Анвар добавляет, что Яхья также задавал Мухаммеду провокационные вопросы о статусе первых халифов Абу Бакра ( годы правления 632–634 ) и Умара ( годы правления 634–644 ), включая предполагаемое пророчество. традиция, сравнивающая двух халифов с архангелами Гавриилом и Михаилом . Эти утверждения аль-Джавад опроверг в мягких выражениях. [34] Однако приписывание этого последнего диалога Мухаммаду аль-Джаваду сомнительно, поскольку аналогичный обмен между аль-Мамуном и некоторыми суннитскими учеными описан в сборнике хадисов десятого века Уюн аль-ахбар ар-Рида . [35] В любом случае, по словам аль-Масуди и аль-Муфида, именно в конце этого собрания аль-Мамун официально выдал свою дочь замуж за Мухаммеда. [36] [4] Таким образом, этот эпизод рассматривается двунадесятниками как свидетельство исключительных знаний Мухаммада аль-Джавада. [3]
Китаб аль-Иршад подразумевает, что Мухаммед вернулся в Медину после этого эпизода в Багдаде. [37] Однако, по некоторым сведениям, он пробыл в Багдаде около восьми лет, занимаясь в основном преподаванием, прежде чем вернуться в Медину со своей семьей после смерти аль-Мамуна в 218 году хиджры (833 г. н. э.). [38] [30] Историк Джассим М. Хусейн рассматривает это как домашний арест. [39] со ссылкой на сообщение аль-Масуди. [40] Об этом периоде его жизни известно немного. [41]
Вызван в Багдад (830)
[ редактировать ]Брак аль-Джавада с дочерью халифа был заключен в 215 году хиджры (830 г. н.э.). [15] когда аль-Мамун пригласил первого в Багдад из Медины. [6] [3] Пара оставалась там до сезона хаджа (январь 831 г.), когда они вернулись в Медину после завершения ритуала хаджа. [3] [16] Возможно, надеясь ослабить шиитскую оппозицию с помощью Аль-Джавада, [42] Говорят, что халиф проявил к молодому человеку большую привязанность. [3] [30] Выдавая свою дочь замуж за аль-Джавада, ученый-двунадесятник Мухаммад Х. Табатабай ( ум. 1981 ) предполагает, что аль-Мамун, возможно, хотел внимательно следить за ним как снаружи, так и внутри его семьи. [43] Хусейн аналогичным образом предполагает, что аль-Мамун намеревался контролировать аль-Джавада и разделить шиитскую оппозицию. [39] надеясь таким образом смягчить свои восстания, в том числе несколько новых восстаний в Куме. [44] Эту точку зрения отвергает историк Муджан Момен , который говорит, что аль-Мамуну, возможно, нечего было бояться восстаний в Куме. [30] Медофф считает, что аль-Мамун проводил политику одновременного умиротворения и сдерживания проалидских группировок. [3] в то время как Уордроп пишет, что брак был призван отговорить шиитов от революции. [45] Хусейн и Эсмаил Багестани говорят, что этот брак не принес аль-Мамуну поддержки шиитов и не остановил шиитские восстания. [42] [4]
Правление аль-Мутасима ( годы правления 833–842 )
[ редактировать ]По словам Медоффа , халиф аль-Мамун умер в 218 году хиджры (833 г. н. э.), и ему наследовал его брат аль-Мутасим , который продолжил политику своего предшественника по одновременному умиротворению и сдерживанию проалидских групп. [3] Возможно, для продолжения этой политики аль-Мутасим вызвал аль-Джавада в Багдад в 220 г. хиджры (835 г. н.э.) и принял его и его жену. [3] Уходу аль-Джавада, очевидно, способствовал Абд аль-Малик аз-Зайят по велению халифа. [46] Исключением здесь является сообщение аль-Масуди, в котором прямо не говорится, что аль-Джавад был вызван аль-Мутасимом. [47] Во всяком случае, аль-Джавад умер там в том же году, примерно через десять месяцев после своего прибытия. [46] в возрасте около двадцати пяти лет. [30] [6] В течение этого короткого периода шиитские источники обвиняют аль-Мутасима в многочисленных попытках дискредитировать аль-Джавада и, наконец, в его убийстве. [46] Эта предполагаемая враждебность аль-Мутасима, возможно, была усугублена недавней волной шиитских восстаний в Куме и Таликане, хотя нет никаких доказательств того, что аль-Джавад был причастен к ним. [48] Одну такую попытку против аль-Джавада предотвратил один из его сторонников, Ахмад ибн Хаммад аль-Марвази, который, тем не менее, был советником Ибн Аби Дауда, влиятельного кади . Халиф, очевидно, отказался от своего плана опозорить аль-Джавада, выставив его напоказ в состоянии алкогольного опьянения после того, как Ахмад убедил кадия в тщетности этого плана, заявив, что гнев халифа только укрепит лояльность имамитов к аль-Джаваду. Кади . передал совет халифу [49] Другой рассказ Ибн Аврама, цитируемый в «Бихар аль-анвар» и «Манакиб» , описывает, как аль-Джавад разоблачил лжесвидетелей, обвинявших его в заговоре против халифа, хотя чудесный финал этого рассказа ослабляет его исторический вес. [50] Другой рассказ передан Зурканом, сахибом кади Ибн Аби Дауда: « Говорят, что халиф добивался и предпочитал судебное постановление аль-Джавада об ампутации руки вора в присутствии других ученых. Это разозлило кади , который позже посетил халифа и предупредил его о непреднамеренном усилении общественной поддержки аль-Джавада как альтернативы аль-Мутасиму. Это положило начало заговору с целью отравить аль-Джавада. [51]
Личная жизнь
[ редактировать ]как и его предшественники, аль-Джавад жил скромно и щедро раздавал бедным. По словам Дуайта М. Дональдсона ( ум. 1976 ), [52] Багестани добавляет, что аль-Джавад раздавал милостыню в начале каждого месяца и ходатайствовал перед властями от имени народа. [4] Его брак по расчету в 215 году хиджры (830 г. н.э.) с Умм аль-Фадл не привел к рождению детей. [6] Есть и другие признаки того, что этот брак не был особенно удачным, в том числе сообщения о том, что она жаловалась аль-Мамуну на свой брак. [3] конкретно о том, что ее муж взял наложницу, [53] но халиф отклонил ее жалобу. [6] [53] В шиитских источниках Умм аль-Фадл также обычно считается ответственной за смерть аль-Джавада в 220 году хиджры (835 г. н.э.) в результате отравления. [3] [6] Али аль-Хади, преемник аль-Джавада, родился у Саманы, освобожденного раба ( умм валад ) марокканского происхождения, [30] примерно 212 г. хиджры (828 г. н.э.). [7] Другими детьми аль-Джавада были Муса аль-Мубаррака и две или четыре дочери. [3] В некоторых генеалогических книгах упоминаются и другие сыновья, но в самых ранних источниках о них нет упоминаний. Дочери аль-Джавада в источниках названы по-разному. Здесь аль-Муфид приводит имена Фатима и Амама, а биографический источник Далаил аль-имама перечисляет Хадиджу, Хакиму и Умм Кульсум. Суннитский богослов Фахр Рази ( ум. 1209 ) добавляет к этим именам Бехджата и Барихе, говоря, что ни один из них не оставил после себя потомков. Все дети аль-Джавада родились у Саманы. [4]
Смерть
[ редактировать ]
Мухаммад аль-Джавад умер 6 зу аль-хиджа 220 года хиджры (30 ноября 835 года н.э.) в Багдаде после прибытия туда в 220 года мухаррама (январь 835 года) по просьбе аль-Мутасима. [6] который принимал его и его жену во время визита. [3] Он умер в возрасте около двадцати пяти лет, будучи самым молодым среди Двенадцати Имамов. [3] [54] Все основные суннитские источники умалчивают о причине его смерти, в том числе источники ат-Табари, аль-Багдади и Ибн аль-Асира. [55] Среди средневековых суннитских авторов исключением является Ибн ас-Саббах, допускающий возможность убийства. [56] Напротив, шиитские источники считают Аббасидов ответственными за смерть нескольких шиитских имамов, включая аль-Джавада. [57] [58] В его случае шиитские источники почти единодушны в том, что он был убит по наущению аль-Мутасима. [57] Молчание суннитских источников здесь шииты объясняют атмосферой страха и запугивания при Аббасидах. В частности, Ибн Шахрашуб сказал, что он написал свой «Манакиб эль Аби Талиб» , «чтобы выявить то, что они [сунниты] подавляли». [57] Исключением здесь является аль-Муфид, который не считает доказательства убийства достоверными. [59] [60] [6] Среди других источников Итбат аль-Вассия приписывает аль-Риде, бездетному в то время, хадис, в котором он, очевидно, предсказывает рождение своего сына аль-Джавада и его убийство. [61]
Хотя способ его смерти шиитские авторы описывают по-разному: [60] большинство говорят, что аль-Джавад был отравлен своей недовольной женой Умм аль-Фадл по наущению ее дяди аль-Мутасима. [43] [3] [6] [62] К ним относятся шиитский историк аль-Масуди, [63] и учёные-двунадесятники Ибн Джарир ат-Табари ас-Сагир, [64] [а] Мохаммад-Бакир Маджлеси ( ум. 1699 ), Аббас Коми ( ум. 1941 ) и Табатабай. [66] Ученый-двунадесятник Шейх Табарси ( ум. 1153 ) не вынес приговора, но упоминает распространенное шиитское мнение о том, что аль-Джавад был отравлен. [67] Суннитские источники обычно сообщают, что Умм аль-Фадл присутствовала в Багдаде, когда умер ее муж. [68] Ссылаясь на суннитского историка аль-Багдади и некоторых других, Багестани пишет, что присоединилась к гарему аль-Мутасима после смерти аль-Джавада. [4] Он был похоронен рядом со своим дедом, Мусой аль-Казимом, седьмым из Двенадцати имамов, на кладбище курайшитов на западном берегу Тигра , где храм Казимайн . позже был воздвигнут [6] Казимайн стал важным центром паломничества. [69]
Имамат
[ редактировать ]Назначение имамом
[ редактировать ]Мухаммеду аль-Джаваду было около семи лет, когда его отец аль-Рида умер в 203 году хиджры (818 г. н.э.). [70] [1] Даже будучи единственным ребенком аль-Риды, правопреемство молодого Мухаммеда на посту имамата вызвало споры. [6] но не привело к постоянным разделениям шиитской общины. [71] [72] В то время аль-Масуди отмечает путаницу ( хайра ) среди имамитов-шиитов по поводу квалификации молодого аль-Джавада на должность имамата. [73] [3] Как передают аль-Масуди и Маджлеси: [74] Таким образом, несколько сторонников ар-Риды собрались в Багдаде в доме Абд ар-Рахмана ибн аль-Хаджаджа, выдающегося сподвижника трех предыдущих имамов, а именно Джафара ас-Садика ( ум. 765 ), аль-Казима, и Аль-Рида. [3] [75] Сообщается, что из присутствующих Юнус ибн Абд ар-Рахман предложил выбрать временного лидера, пока аль-Джавад не достигнет совершеннолетия. Но преобладало мнение, что взрослая жизнь не является обязательным условием для мудрости. [76] и других источниках также есть сообщение В «Итбат аль-Васийа» , в котором говорится, что выдающиеся шииты со всей империи испытали молодого аль-Джавада во время сезона хаджа, и их сомнения относительно него рассеялись. [1] [77] Имеются также сообщения о прямом или косвенном назначении ( насс ) аль-Джавада следующим имамом его предшественником. [78] Об этом часто рассказывает ближайшее окружение аль-Риды. [79] тем самым обозначая их видимую роль в консолидации имамата молодого аль-Джавада. [80] Примером косвенного обозначения может служить утверждение о молодом аль-Джаваде как о «величайшем благословении для шиитов», приписываемое аль-Риде в каноническом « Китаб аль-Иршад» и других источниках. [81] В другом месте, когда аль-Хусейн ибн аль-Кьяяма спросил имамата аль-Риды об отсутствии у него в то время наследника, он ответил, что у него будет сын, который станет его преемником. [82]
По мнению Уордропа, как единственного сына аль-Риды, следовало ожидать признания аль-Джавада наследником имамата, [83] добавив, что в хадисной литературе имеется немало свидетельств против горизонтального переноса имамата между братьями после Хасана ибн Али ( ум. 670 ) и Хусейна ибн Али ( ум. 680 ), второго и третьего из Двенадцати Имамов. [84] Уордроп отмечает, что достойных альтернатив Аль-Джаваду в любом случае было очень мало. [85] назвав своих дядей Ахмадом ибн Мусой и Абдаллахом ибн Мусой, а также другого Хасанида с последним именем. [86] считает, что альтернативы аль-Джаваду не было Мусульманский юрист Хосейн Модарресси . [87] Внимание, которое аль-Джавад получал от аль-Мамуна, который женил его на своей дочери, возможно, также укрепило аргументы в пользу аль-Джавада. [88] Таким образом, Уордроп заключает, что главной проблемой для имамата аль-Джавада был его юный возраст, учитывая, что шииты рассматривали имамата как высший источник знаний ( илм ) и руководства. [89] Таким образом, группа последователей аль-Рида приняла имамата его брата Ахмада ибн Мусы. [6] [3] который ранее соперничал с аль-Ридой. [82] Другая группа присоединилась к вакифитам , которые считали аль-Казима последним имамом и ожидали его возвращения в качестве Махди , обещанного спасителя в исламе. [6] [3] Некоторые из них, очевидно, утверждали, что их имам не мог быть ребенком. [90] По словам Маделунга, некоторые другие, которые оппортунистически поддерживали имамата аль-Риды после его назначения наследником, теперь вернулись в свои суннитские или зайдитские общины. [6]
Прецеденты
[ редактировать ]Что касается прецедентов, то до аль-Джавада детей-имамов не было, хотя Али ибн Аби Талиб исповедовал ислам примерно в десять лет, а Хасан и Хусейн формально присягнули на верность пророку, когда им было около шести. [91] Авторы-имамиты отмечают, что Иисус получил свою пророческую миссию в Коране, когда он был еще ребенком. [92] [62] предполагая, что аль-Джавад также получил необходимое совершенное знание всех религиозных вопросов через божественное вдохновение со времени его преемственности, независимо от его возраста. [3] [7] Подобные заявления также приписывают аль-Риде: «Этот [его возраст] не причиняет ему вреда [аль-Джаваду], Иса [Иисус] стал худжой Бога ( букв. « доказательство » ), когда ему было три года». [93] Соответствующий стих Корана 19:12 включает в себя: «Мы дали ему [ Иоану Крестителю ] хукм ( букв. « Мудрость » ), когда он был ребенком». [94] Несмотря на это, некоторые шииты все еще спорили о том, равен ли молодой имам взрослому имаму во всех аспектах. [95] [96] о чем свидетельствуют некоторые сообщения в ересиографиях и в аль-Макалате аль-Муфида. Последний сообщает, что некоторые предлагали, чтобы «благочестивые люди с религиозными и юридическими знаниями» возглавляли страну до тех пор, пока аль-Джавад не повзрослеет. [97] Однако преобладающим ответом было то, что и взрослые, и младшие имамы равны, поскольку оба получают свои знания из сверхъестественных источников. [95] Действительно, уже существовали традиции, приписываемые более ранним имамам, утверждающие, что каждый имам унаследует все знания своего предшественника после его смерти. [98]
Сеть представителей
[ редактировать ]Для организации дел растущего шиитского населения, распространившегося далеко на восток Ирака и Аравии, молодой аль-Джавад во многом полагался на своих представителей или агентов ( вокала , сг. вакиль ) по всей империи. [3] Это подземелье [99] Сеть агентов по всей империи Аббасидов была основана его дедом аль-Казимом ( ум. 799 ) и поддерживалась его сыном аль-Ридой. [4] Есть даже некоторые свидетельства того, что ранняя сеть существовала при ас-Садике ( ум. 765 ). [100] [101] Эта сеть руководила финансовыми и религиозными делами имамитов-шиитов. [4] [102] После смерти аль-Риды на консолидацию имамата аль-Джавада, возможно, ушло до четырех лет. [103] В этот период неопределенности сеть вокала , вероятно, продолжала функционировать, но делала это более независимо, чем когда-либо прежде. [104] Уордроп предполагает, что этот уровень автономии сохранялся на протяжении всего детства аль-Джавада. [105] После аль-Риды некоторые агенты остались верны его преемнику, возможно, после того, как подвергли его испытанию во время сезона хаджа. [4] Среди них были Абд аль-Азиз ибн аль-Мухтади, Айюб ибн Нух , [106] И Яхья ибн Аби Имран. [107] Некоторые другие этого не сделали, в том числе, возможно, Сафван ибн Яхья, Мухаммад ибн Синан, Закария ибн Адам и Саад ибн Саад. [108] Имеются противоречивые сведения об этих четверых и о том, удерживали ли они собранную милостыню от аль-Джавада, но, как сообщается, некоторые из них позже вернулись к имаму. [109] Из-за относительной изоляции аль-Джавада Аббасидами, [110] Имамиты-шииты обычно общались со своим имамом через его агентов, за исключением во время хаджа, когда они встречались непосредственно с ним. [4]
Во время имамата аль-Джавада шиитские активисты были отправлены в Египет и другие страны, как сообщает традиционалист-двунадесятник ан-Наджаши ( ум. 1058 ). Они, очевидно, добились успеха, и в отчете традиционалиста-двунадесятника аль-Кулайни ( ум. 941 ) описывается, как Али ибн Асбат посетил аль-Джавад от имени египетских имамитов. [111] Среди агентов аль-Джавада были Али ибн Махзиар в Ахвазе , Ибрагим ибн Мухаммад Хамдани в Хамедане , Яхья ибн Аби Имран в Райе , Юнус ибн Абдулрахман и Абу Амр аль-Хадда' в Басре , Али ибн Хасан Васети в Багдаде , Али ибн Асбат в Египте, Сафван ибн Яхья в Куфе , Салех ибн Мухаммад ибн Сахль и Закария ибн Адам в Куме. Помимо этих агентов, аль-Джавад иногда отправлял в города специальных представителей для сбора религиозных налогов. [4] включая Хумс . [112] Некоторые последователи аль-Джавада получили разрешение работать в правительстве Аббасидов на благо шиитской общины. [102] [4] В их число входили Мухаммад ибн Исмаил ибн Бази и Ахмад ибн аль-Хамза аль-Коми в визире, Хусейн ибн Абдаллах ан-Нейшабури, правитель Боста и Систана , Хакам ибн Алиа аль-Асади, правитель из Бахрейна , и Нух ибн Даррадж, кади Багдада, а затем Куфы. [102] [4] Теперь известно, что некоторые из этих деятелей тайно платили свои хумсы аль-Джаваду. [102] К концу жизни аль-Джавада организация и деятельность его агентов еще больше расширились. [4] Некоторые из его последователей интегрировались в армию Аббасидов, в то время как он объявил о своем преемнике Али аль-Хади через своего главного агента Мухаммада ибн аль-Фараджа. [42] или через другого товарища, Абу аль-Хайрани. [113]
Роль в шиитских восстаниях
[ редактировать ]Мухаммад аль-Джавад занял молчаливую позицию и держался в стороне от политики , как и многие его предшественники. [52] Тем не менее, Хусейн связывает восстание 210 г. хиджры (825 г. н. э.) в Куме с политической деятельностью агентов аль-Джавада, хотя имамитские источники умалчивают о каком-либо военном участии его подпольной организации. [4] [114] До этого восстания жители Кума, растущего шиитского центра, [115] [30] призвал аль-Мамуна снизить налоги, как он это сделал для города Рай . [102] Халиф отклонил их апелляцию, затем подавил последующее восстание и существенно повысил налоги. [3] Это подробно описано традиционалистом-двунадесятником Ибн Шахрашубом ( ум. 1192 ): [116] который пишет, что армия Аббасидов разрушила стену, окружающую город, убила многих и почти в четыре раза увеличила налоги. [102] Среди убитых был видный участник восстания по имени Яхья ибн Имран. [3] который мог быть представителем ( вакилем ) Мухаммада аль-Джавада. [3] [102] Однако отношение аль-Джавада к этому восстанию остается неясным. [3] поскольку имамитские источники умалчивают об этом восстании и его связи с аль-Джавадом или об отсутствии таковой. [114] Вероятно, связав аль-Джавада с шиитскими восстаниями, аль-Мамун вызвал первого из Медины в Багдад в 215 году хиджры (830 г. н. э.) и выдал за него замуж свою дочь Умм Фазл. Этот брак, однако, не принес аль-Мамуну поддержки шиитов и не остановил восстания в Куме. [4] [114] Действительно, в некоторых сообщениях ат-Табари и Ибн аль-Асира добавлено, что среди лидеров повстанцев, которые были сосланы в Египет , Джафар ибн Давуд аль-Коми позже сбежал и снова восстал в Куме. [102] разгром армии Аббасидов в 216 году хиджры. Восстания шиитов продолжались даже после его казни Аббасидами в 217 году хиджры. Сменив аль-Мамуна, аль-Мутасим вызвал аль-Джавада в Багдад в 220 г. хиджры (835 г. н.э.) и держал его под пристальным наблюдением, вероятно, чтобы выяснить его роль в шиитских восстаниях. [4] [114]
Сподвижники и передатчики хадисов
[ редактировать ]Шейх Туси ( ум. 1067 ) перечислил сто шестнадцать передатчиков хадисов из аль-Джавада, хотя лишь немногие из них были его доверенными товарищами, в том числе Али ибн Махзиар Ахвази, Абу Хашим Дауд ибн аль-Касим аль-Джафари. , Абд аль-Азим аль-Хасани , Ахмад ибн Мухаммад аль-Базанти , Али ибн Асбат Куфи, Усман ибн Саид аль-Асади и Амро ибн Фират. [4] В частности, Ибн Махзиар был агентом аль-Джавада в Ахвазе и написал две книги, а именно, «Китаб аль-Малахим» и «Китаб аль-Каим» , о затмении. [4] Это эсхатологическое убеждение , что Махди , потомок исламского пророка Мухаммеда, уже родился и впоследствии был скрыт от общественности. [117] Два сына Ибн Махзиара, по имени Ибрагим и Мухаммад, позже служили представителями двенадцатого имама в Ахвазе. [118] Имам дистанцировался от гулатов ( букв. « преувеличителей » ), которые верили в божественность имамов. [119] Среди них были Абу ль-Хаттаб , Абу ас-Самхари и Ибн Аби Зарка, которые, как говорят, опорочили шиитов, подделывая традиции, приписывая их имамам и представляясь их представителями. [4]
Жениться
[ редактировать ]В шиитских источниках аль-Джаваду приписывают некий карамат ( сг. карама ), [120] то есть сверхъестественные действия или чудеса, которые в исламе иногда приписывают святым. [121] К ним относятся произнесение во время его рождения тай аль-арда (телепортации в исламском мистицизме) из Медины в Хорасан для погребения его отца аль-Рида, чудесного исцеления больных, исполнения его молитв за друзей и против его врагов, сообщающее о внутренних тайнах человека, предсказывающее будущие события, и в частности его смерть. Шииты часто приводят их в качестве доказательства своего имамата. [4] Тонкая история такого рода в Бихар аль-Анваре и Китаб аль-Кафи рассказана со слов Абдаллаха ибн Разина. Посещая имама, он решил собрать немного земли, на которую ступил аль-Джавад, - желание, которое он позже счел греховным. Однако все его попытки сделать это тактично были сорваны аль-Джавадом, который незаметно изменил свой распорядок дня. Это продолжалось до такой степени, что удивило слугу Имама и позволило Абдаллаху осознать, что аль-Джавад осознавал свое греховное намерение. И только после того, как Абдаллах решил сдаться, аль-Джавад вернулся к своему обычному распорядку дня. [122]
Преемник
[ редактировать ]После смерти аль-Джавада в 220 г. хиджры (835 г. н. э.) [6] большинство его последователей признавали имаматом его сына Али, [54] позже он стал известен под эпитетами аль-Хади ( букв. « проводник » ) и ан-Наки ( букв. « выдающийся » ). [30] Как и его отец, Али также был несовершеннолетним, когда стал его преемником в 220 г. хиджры (835 г. н.э.) в возрасте около семи лет. [54] Завещание, приписываемое аль-Джаваду в Китаб аль-Кафи, предусматривает, что Али унаследует от него и будет нести ответственность за своего младшего брата Мусу и его сестер. [123] [7] Сообщается также, что Мухаммад аль-Джавад объявил о преемственности Али через своего главного агента Мухаммада ибн аль-Фараджа. [42] или через Абу аль-Хайрани. [113] Этот посланник передал это назначение собранию сподвижников после смерти аль-Джавада, и, как сообщается, большинство из них согласились с выбором имамата Али аль-Хади. [124]
Наследие
[ редактировать ]Мухаммад аль-Джавад занимался преподаванием в течение восьми лет своего пребывания в Багдаде. [38] и, по словам Эдварда Д.А. Халмса, он был известен своей публичной защитой исламских традиций. [62] его обширная переписка со своими последователями по вопросам исламского права ( фикха В шиитских источниках сохранилась ) о браке, разводе и наследовании. Говорят, что Али аль-Рида даже хвалил своего сына за то, что он писал «чрезвычайно элегантные» письма, когда он был еще маленьким мальчиком. [3] По словам Хамида Мавани, большинство шиитских хадисов о хумсе (исламская милостыня, букв. « одна пятая » ) приписываются аль-Джаваду и его преемнику аль-Хади. [125] Мавани считает Хумса примером дискреционной власти имамов как шиитских лидеров, которая в данном случае противодействовала перенаправлению закята (еще одной исламской милостыни) на поддержание репрессивных режимов и поддержку богатого образа жизни халифов. [125] Среди шиитов титулы аль-Каим ( букв. « тот, кто восстанет » ) и реже аль-Махди относятся к мессианской фигуре в исламе. [126] [127] Это, очевидно, создало путаницу, и, как сообщается, аль-Джавад опознал этих двоих, заявив, что аль-Каим - последний имам, а он будет аль-Махди. [128] Стихи 81:15-16: «О, но я призываю во свидетели планеты и звезды, которые восходят и заходят». [129] были также интерпретированы аль-Джавадом и его предшественником аль-Бакиром как относящиеся к новому появлению аль-Махди, сравнивая его таким образом с падающей звездой в темной ночи. [130] Муснад аль-имам аль-Джавад перечисляет сборники хадисов, которые содержат проповеди и высказывания, приписываемые аль-Джаваду, в том числе «Ат-Тазкират аль-Хамдуния» суннитского ученого Ибн Хамдана ( ум. 1295 ). [4] Среди многих содержательных религиозно-этических высказываний, приписываемых аль-Джаваду, [3] Дональдсон цитирует некоторые из них: [38]
- Мухаммад аль-Джавад рассказал от Али ибн Аби Талиба , что однажды, когда Пророк отправил его в Йемен, он сказал ему: «О Али, он никогда не разочаровывается, кто просит добра (у Бога), и у Него никогда нет мотива для кающийся, просящий (Его) совета».
- Мухаммад аль-Джавад сообщил, что пророк сказал Али: «Вставайте вовремя во имя Бога, ибо Бог даровал благословение моему народу в его ранний подъем».
- «Кто приобретет себе брата в Боге, тот приобрел себе обитель в Раю».
- Мухаммад аль-Джавад сообщил от пророка: «Сделайте упор на путешествие ночью, поскольку ночью можно преодолеть больше территории, чем днем». [38]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дональдсон 1933 , с. 190.
- ^ Пирс 2016 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Медофф 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Багестани 2014 .
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Маделунг 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маделунг 2011 .
- ^ Момент 1985 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с Дафтари 2013 , стр. 60, 61.
- ^ Бобрик 2012 , с. 205.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 31–2.
- ^ Jump up to: а б с д Уордроп 1988 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сурдел 1970 , с. 121.
- ^ Уордроп 1988 , с. 32, 56н19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Листы 2013 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Уордроп 1988 , с. 32.
- ^ Момент 1985 , с. 71.
- ^ Глассе 2008 .
- ^ Jump up to: а б Льюис 2012 .
- ^ Jump up to: а б Байхом-Дау 2009 .
- ^ Бобрик 2012 , стр. 205, 206.
- ^ Jump up to: а б Бобрик 2012 , стр. 205–6.
- ^ Куперсон 2013 .
- ^ Кеннеди 2015 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Уордроп 1988 , с. 18н2.
- ^ Рахман 1989 , с. 171.
- ^ Уордроп 1988 , с. 74.
- ^ Уордроп 1988 , с. 74-5.
- ^ Уордроп 1988 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Момент 1985 , с. 43.
- ^ Уордроп 1988 , с. 35, 57н29.
- ^ Уордроп 1988 , с. 36.
- ^ Уордроп 1988 , с. 37.
- ^ Уордроп 1988 , с. 38.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 39, 40.
- ^ Уордроп 1988 , с. 58н35.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 47, 52.
- ^ Jump up to: а б с д Дональдсон 1933 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Хусейн 1986 , с. 28.
- ^ Хусейн 1986 , с. 173н104.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 47–8.
- ^ Jump up to: а б с д Хусейн 1986 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Табатабай 1975 , с. 183.
- ^ Момент 1985 , стр. 43, 327н12.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 3, 31.
- ^ Jump up to: а б с Уордроп 1988 , с. 98.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 102–3.
- ^ Уордроп 1988 , с. 101.
- ^ Уордроп 1988 , с. 99.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 98–9.
- ^ Уордроп 1988 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б Пирс 2016 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 62.
- ^ Пирс 2016 , стр. 43–4.
- ^ Пирс 2016 , с. 183н23.
- ^ Jump up to: а б с Пирс 2016 , с. 44.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 64, 65.
- ^ Пирс 2016 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 37.
- ^ Уордроп 1988 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с Халмс 2008 .
- ^ Пирс 2016 , стр. 45–6.
- ^ Пирс 2016 , с. 47.
- ^ Пирс 2016 , стр. 23–4.
- ^ Пирс 2016 , стр. 49–50.
- ^ Пирс 2016 , с. 48.
- ^ Пирс 2016 , с. 183.
- ^ Кольберг 2012 .
- ^ Момент 1985 , с. 41.
- ^ Табатабай 1975 , с. 69.
- ^ Момент 1985 , с. 60.
- ^ Хусейн 1986 , с. 45.
- ^ Уордроп 1988 , с. 20н25.
- ^ Уордроп 1988 , с. 5.
- ^ Уордроп 1988 , с. 6.
- ^ Уордроп 1988 , с. 7.
- ^ Уордроп 1988 , с. 10.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 12–3.
- ^ Уордроп 1988 , с. 13.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 11, 21n42.
- ^ Jump up to: а б Уордроп 1988 , с. 45.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 28–9.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 45, 54.
- ^ Уордроп 1988 , с. 54.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 45–6.
- ^ Модарресси 1993 , с. 63.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 31, 41–2.
- ^ Уордроп 1988 , с. 53.
- ^ Уордроп 1988 , с. 30.
- ^ Уордроп 1988 , с. 63.
- ^ Момент 1985 , стр. 42–3.
- ^ Уордроп 1988 , с. 65.
- ^ Уордроп 1988 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Медофф 2016
- ^ Уордроп 1988 , с. 69.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 29, 69.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 72–3.
- ^ Уордроп 1988 , с. 178.
- ^ Уордроп 1988 , с. 180.
- ^ Хусейн 1986 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хусейн 1986 , с. 46.
- ^ Уордроп 1988 , с. 198.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 198–9.
- ^ Уордроп 1988 , с. 199.
- ^ Уордроп 1988 , с. 202.
- ^ Уордроп 1988 , с. 203.
- ^ Уордроп 1988 , с. 200.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 199–201.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 14, 213–4.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 45–6.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 204–5.
- ^ Jump up to: а б Уордроп 1988 , стр. 14–5.
- ^ Jump up to: а б с д Хусейн 1986 , стр. 46–7.
- ^ Дрекслер 2009 .
- ^ Хусейн 1986 , с. 173н118.
- ^ Собхани 2001 , с. 116.
- ^ Хусейн 1986 , с. 4.
- ^ Солома 2001 .
- ^ Уордроп 1988 , стр. 212–3.
- ^ Охранник 2012 .
- ^ Уордроп 1988 , стр. 212–213.
- ^ Уордроп 1988 , с. 16.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 14–6.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 147.
- ^ Модарресси 1993 , с. 89.
- ^ Сачедина 1981 , с. 61.
- ^ Хусейн 1986 , с. 23.
- ^ Хусейн 1986 , с. 15.
- ^ Хусейн 1986 , с. 30.
Ссылки
[ редактировать ]- Багестани, Эсмаил (2014). «Джавад, Имам» . Энциклопедия мира ислама (на персидском языке). Том. 11. Фонд Исламской энциклопедии . ISBN 9789644470127 .
- Байхом-Дау, Тамима (2009). «Али ар-Рида» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_22933 . ISBN 9789004181304 .
- Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. ISBN 9781416568063 .
- Куперсон, Майкл (2013). «Мамун (786-833)» . В Бауэринге, Герхард; Кроун, Патрисия; Кади, Вадад; Мирза, Махан; Стюарт, Девин Дж.; Заман, Мухаммад Касим (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 328–9. ISBN 9780691134840 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс. ISBN 9780598503787 .
- Дрекслер, Андреас (2009). «QOM i. История периода Сефевидов» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.). ISSN 2330-4804 .
- Гарде, Л. (2012). «Карама» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0445 . ISBN 9789004161214 .
- Глассе, Сирил, изд. (2008). « Аббасиды» . Новая энциклопедия ислама . Альта Мира. стр. 11–14. ISBN 9781905299683 .
- Хальм, Хайнц (2001). «ШОЛАТ» . Энциклопедия Ираника . Том. XI/1. стр. 62–4. ISSN 2330-4804 .
- Халмс, Эдвард Д.А. (2008). «Мухаммад аль-Таки» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 433. ИСБН 9780700715886 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Затмение Двенадцатого Имама: историческая справка (PDF) . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Кеннеди, Хью (2015). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век (Третье изд.). Рутледж. ISBN 9781317376385 .
- Кольберг, Э. (2012). «Муса аль-Казим» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5563 . ISBN 9789004161214 .
- Льюис, Б. (2012). « Али ар-Рида» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0540 . ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, В. (2012). «Мухаммад б. Али ар-Рида» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5343 . ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, Вт (2011). « Али аль-Хади» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/8. стр. 861–2. ISSN 2330-4804 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Медофф, Луи (2016). «Мохаммад аль-Джавад, Абу Джафар» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.). ISSN 2330-4804 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Модарресси, Хосейн (1993). Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама: Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамитскую шиитскую мысль (PDF) . Дарвин Пресс. ISBN 9780878500956 .
- Пирс, Мэтью (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Рахман, Хабиб Ур (1989). Хронология исламской истории, 570–1000 гг . н.э. ГК Холл. ISBN 9780816190676 .
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . СУНИ Пресс. ISBN 9780873954426 .
- Собхани, Джафар (2001). Доктрины шиитского ислама (PDF) . Перевод Шах-Каземи, Реза. ИБТаурис. ISBN 1860647804 .
- Сурдел, Д. (1970). «Аббасидский халифат». Ин Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард (ред.). Кембриджская история ислама, том 1A: Центральные исламские земли от доисламских времен до Первой мировой войны . Издательство Кембриджского университета. стр. 104–139. LCCN 73-77291 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра (Первое изд.). Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0873953908 .
- Уордроп, Сан-Франциско (1988). Жизни имамов, Мухаммада аль-Джавада и Али аль-Хади и развитие шиитской организации (докторская диссертация). Эдинбургский университет.