Муса аль-Мубарка
Муса аль-Мубарка | |
---|---|
Муса вуаль | |
Рожденный | 829 г. н.э. Медина , Аравия |
Умер | 909 г. н.э. (80 лет) |
Место отдыха | Кум |
Известный | Предок Ридави сайидов |
Родители |
|
Родственники |
|
Муса ибн Мухаммад аль-Мубарка ( араб . موسى بن محمد المبرقع ) был потомком исламского пророка Мухаммеда . Муса был сыном Мухаммада аль-Джавада ( ум. 835 ) и младшим братом Али аль-Хади ( ум. 868 ), девятого и десятого имамов шиитов -двунадесятников . Он известен как общий предок Ридави сайидов , которые произошли от исламского пророка Мухаммеда через Али аль-Рида ( ум. 818 ), восьмого имама шиитов-двунадесятников и деда Мусы. Он был известен под титулом аль-Мубарка (арабский: المبرقع ), вероятно, потому, что он закрывал лицо паранджой ( арабский: بُرقَع , букв. «вуаль»), чтобы оставаться анонимным на публике. Традиции, рассказанные им, цитируются некоторыми учеными-двунадесятниками, в том числе аль-Кулайни и аль-Муфидом .
Биография
[ редактировать ]Муса аль-Мубарка был младшим сыном Мухаммада аль-Джавада ( ум. 835 ), девятого имама шиитов -двунадесятников . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Его старший брат Али аль-Хади ( ум. 868 ) сменил своего отца аль-Джавада на посту десятого имама. [ 3 ] У Мусы было две или четыре сестры, названные в источниках по-разному. [ 1 ] Богослов-двунадесятник аль-Муфид ( ум. 1022 ) называет их Фатимой и Амамой, а биографический источник Далаил аль-Имама перечисляет их как Хадиджу, Хакиму и Умм Кульсум. Эта книга приписывается ат-Табари ас-Сагиру, ученому XII века. Суннитский историк Фахр Рази ( ум. 1209 ) добавляет к этим именам Бехджата и Барихе, говоря, что ни один из них не оставил после себя потомков. [ 4 ] Все дети аль-Джавада родились у Саманы, [ 4 ] освобожденный раб ( умм валад ) марокканского происхождения. [ 5 ] Именно через Али и Мусу продолжилась линия аль-Джавада. [ 4 ] В частности, Ридави линия сайидов ведет к Мусе. Это потомки исламского пророка Мухаммеда через Али ар-Рида ( ум. 818 ), восьмого имама шиитов-двунадесятников и деда Мусы. [ 6 ]
Муса был маленьким ребенком, когда его отец аль-Джавад умер в 835 году нашей эры в возрасте около двадцати пяти лет, вероятно, отравленный по наущению аббасидского халифа аль-Мутасима ( годы правления 833–842 ). [ 7 ] [ 1 ] [ 8 ] В завещании, приписываемом аль-Джаваду, оговаривается, что его старший сын Али унаследует от него и будет нести ответственность за своего младшего брата Мусу и его сестер. Это завещание можно найти в Китаб аль-Кафи , сборнике шиитских традиций, составленном выдающимся традиционалистом-двунадесятником аль-Кулайни ( ум. 941 ). [ 2 ] [ 3 ] Было также устное назначение ( насс ) Али следующим имамом, переданное аль-Джавадом близкому человеку. [ 9 ] [ 9 ] После его смерти это свидетельство было подтверждено небольшим собранием шиитских видных деятелей. [ 10 ] и большинство его последователей, таким образом, приняли имамата Али, [ 7 ] [ 11 ] который широко известен под титулами аль-Хади ( букв. « проводник » ) и ан-Наки ( букв. « выдающийся » ). [ 5 ] Небольшая группа также собралась вокруг Мусы, но вскоре вернулась к его брату Али после того, как первый отмежевался от них. [ 3 ] [ 11 ] Позже Муса поселился в Куме . [ 6 ] растущий шиитский центр в современном Иране . [ 12 ] [ 5 ] Традиции, рассказанные им, цитируются некоторыми учеными-двунадесятниками, в том числе аль-Кулайни в его «Аль-Кафи» , аль-Муфидом в его «Аль-Ихтисас» и шейхом Туси ( ум. 1067 ) в его «Тахзиб аль-осул» . [ 6 ] Муса был известен под титулом аль-Мубарка (араб. المبرقع ), вероятно, потому, что он закрывал лицо паранджой ( араб. بُرقَع , букв. «вуаль»), чтобы оставаться неопознанным на публике. Он умер в Куме в 909 году нашей эры, и строительство его нынешнего храма спонсировал Сефевидов царь Тахмасп I ( годы правления 1524–1576 ). [ 6 ]
-
Зарих , хранящий его могилу
-
Зеркальная работа внутри храма
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Медофф 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б с Багестани 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с Момент 1985 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вики-шииты, 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2013 , с. 62.
- ^ Маделунг 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Модарресси 1993 , с. 64.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 16, 217.
- ^ Перейти обратно: а б Хусейн 1986 , с. 48.
- ^ Дрекслер 2009 .
Ссылки
[ редактировать ]- Багестани, Эсмаил (2014). «جواد امام» [Джавад, Имам]. Энциклопедия мира ислама (на персидском языке). Том. 11. Фонд Исламской энциклопедии . ISBN 9789644470127 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Дрекслер, Андреас (2009). «QOM i. История периода Сефевидов» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.). ISSN 2330-4804 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Затмение Двенадцатого Имама: историческая справка (PDF) . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Маделунг, В. (2012). «Мухаммад б. Али ар-Рида» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5343 . ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, Вт (2011). « Али аль-Хади» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/8. стр. 861–2. ISSN 2330-4804 .
- Медофф, Луи (2016). «Мохаммад аль-Джавад, Абу Джафар» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.). ISSN 2330-4804 .
- Модарресси, Хосейн (1993). Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама: Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамитскую шиитскую мысль . Дарвин Пресс. ISBN 0878500952 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Уордроп, Сан-Франциско (1988). Жизни имамов, Мухаммада аль-Джавада и Али аль-Хади и развитие шиитской организации (докторская диссертация). Эдинбургский университет.
- Вики-шиитские участники (2023 г.). « Муса Мубаррака» [Муса Мубаррака]. Вики-шииты (на персидском языке).