Вакифитские шииты
Вакифитские шииты были шиитской сектой, которая приняла имамата Мусы аль-Кадхима , но отказалась принять имамат его преемника Али ар-Ридхи .
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Убеждения
[ редактировать ]Вакифиты верили в Махди и сокрытие имама Мусы аль-Казима . Они верили, что Муса жив, не умер и никогда не умрет, что он был вознесен на небеса так же, как был воскрешен Иисус , и что он был тем долгожданным человеком, который наполнит мир справедливостью и справедливостью, хотя он был наполнен угнетением и насилием. тирания. [1] Однако позже они разошлись между собой по поводу смерти Мусы и разделились на четыре подгруппы. Три подгруппы считали, что Муса умер, тогда как другая оставшаяся подгруппа упорно отрицала смерть Мусы аль-Кадхима. [2]
Причины создания верований вакифитов
[ редактировать ]Наиболее вероятной причиной создания верований вакифитов является то, что, когда Муса аль-Кадхим находился в тюрьме аббасидского халифа Харуна ар-Рашида , он назначил от его имени некоторых агентов, чтобы получить законные денежные права от его Шииты. В число этих агентов входили Зияд ибн Марван аль-Канди и Али ибн Абу Хамза (в Куфе ), которые собрали средства в размере 70 000 и 30 000 динаров соответственно. Среди других таких агентов были Усман ибн Иса ар-Раваси (в Египте ), а также Хайян и аль-Саррадж (в Куфе). [3] Когда Муса умер, эти агенты купили загородные поместья и дома на деньги, собранные от имени Мусы. Когда Али ар-Рида потребовал, чтобы они отдали деньги ему (как законному преемнику его отца Мусы), они отказались передать их ему, поскольку отрицали смерть Мусы. Таким образом, эти агенты отрицали смерть Мусы и отвергли имамата Али ар-Ридхи, чтобы у них было оправдание невозвращению денег. Такие агенты затем распространяли убеждения вакифитов, щедро тратя деньги, чтобы купить умы людей и ввести их в заблуждение. [4] [5]
Другая (менее вероятная) причина возникновения верований вакифитов заключается в том, что отец Мусы, Джафар ас-Садик (шестой имам), сообщил о многих традициях, касающихся затмения и возвышения аль-Каима , но не указывает явно, кто из его потомков будет аль-Каимом. Поэтому значительное число мухаддисов подумали , что Джафар ас-Садик указал на своего сына Мусу, и поэтому остановились на нем, утверждая, что он был Махди и находился в состоянии оккультизма. [6]
Вымирание секты
[ редактировать ]Вакифиты продолжали придерживаться своей веры в течение длительного времени, но с течением времени их число уменьшалось, вплоть до смерти теории и исчезновения тех, кто в нее верил. Исчезновение секты особенно ускорилось, когда имам Али ар-Ридха (который сам столкнулся со многими трудностями в доказательстве своего права на имамата не только видным последователям своего отца, но и своему брату Ахмаду) [7] подтвердил смерть своего отца и сказал вакифитам:
«Доказательство Аллаха о Его творении будет только через Имама, который жив и хорошо известен. Слава Аллаху. Посланник Аллаха умер, а Муса бин Джафар не умер? Да, клянусь Аллахом, он умер, и его имущество было роздано, а его рабыни выданы замуж».
Он заподозрил во лжи тех, кто утверждал, что его отец не умер, и сказал:
«Они не верят в то, что Аллах Всевышний ниспослал Мухаммаду. Если бы Всевышний Аллах продлил жизнь кому-либо из-за потребности творения в нем, Он продлил бы продолжительность жизни Посланника Аллаха».
Выдающиеся вакифитские деятели
[ редактировать ]Среди выдающихся деятелей и лидеров вакифитов были: Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Шамун, [8] Али ибн Абу Хамза, аль-Хусейн ибн Махран и ибн Абу Саид. [9] Еще одним выдающимся человеком, приписываемым вакифитам, был Язид ибн Халифа аль-Харити, который считался одним из сподвижников Джафара ас-Садика (который, как сообщается, хвалил его). [10]
Книги, написанные вакифитами
[ редактировать ]'Али ибн аль-Хасан ат-Таи ат-Татари (сподвижник Мусы аль-Кадхима) назвал Мусу аль-Кадхима скрытым имамом. В защиту своей точки зрения он написал «Китаб аль-Гайба», который стал основой для работ более поздних авторов-вакифитов по проблеме аль-Гайба (затмения). Одним из таких авторов был Аль-Хасан ибн Мухаммад ибн Сумаа (ум. 263 г. хиджры / 877 г. н.э.), вакифитский ученик ат-Таи ат-Татари. Информация, содержащаяся в написанной им книге, позже использовалась шиитами-двунадесятниками , жившими в период 260–329 гг . Якуб аль-Кулайни , чтобы поддержать их утверждение о том, что скрытый имам был не 7-м имамом (т.е. Мусой аль-Кадхимом), а скорее 12-м имамом (т.е. Мухаммадом аль-Махди ). [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Ихтияр Марифах ар-Риджал, автор Аль-Каши, стр.379
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вакифиты и их доктрины
- ^ Деятельность имамитов в период Имама аль-Казима (А.С.)
- ^ Деятельность имамитов в период Имама аль-Казима (А.С.)
- ^ Вакифиты и их доктрины
- ^ Деятельность имамитов в период Имама аль-Казима (А.С.)
- ^ Деятельность имамитов в период Имама аль-Казима (А.С.)
- ^ Деятельность имамитов в период Имама аль-Казима (А.С.)
- ^ Деятельность имамитов в период Имама аль-Казима (А.С.)
- ^ Вакифиты и их доктрины
- ^ Рассказчики имама Джафара ас-Садика (AS)
- ^ Книги по вопросу Гайбы.