Бахшамия
Бахшамия ( араб . البهشمية , также известный как «Ба Хашимия»). [1] ) была школой мысли, находящейся под влиянием мутазилитов, соперничающей со школой Абд аль-Джаббара ибн Ахмада , основанной главным образом на более раннем учении Абу Хашима аль-Джуббаи , [2] сын Абу Али Мухаммад аль-Джуббаи .
Родом из Мутазилы
[ редактировать ]Мутазила — это школа рационалистического исламского богословия, известная как Калам. Ранние практики подчеркивали верховенство человеческого разума и свободной воли (аналогично Кадарийе ) и продолжали развивать эпистемологию, онтологию и психологию, которые обеспечивают основу для объяснения природы мира, Бога, человека и религии. По мнению Мутазилиса, добро и зло легко примиряются человеческим разумом без эзотерических методов.
Часть серии о Крид |
---|
![]() |
Включая:
![]() |
Школа Мутазилов возникла в 8 веке; его итеративное усовершенствование продолжалось с конца 10 века до середины 11 века нашей эры. Мутазила на короткое время был официальной теологией халифов Аббасидов в 9 веке. Влияние доктрины мутазилитов продолжает ощущаться в первую очередь в трех группах: шиитском ( исмаилитском ) , караимском иудаизме и, в гораздо меньшей степени, раббанитском иудаизме сефардского обряда исламе и йеменском обряде .
Две школы
[ редактировать ]К концу 9 века Мутазила раскололась на две школы:
- 1. Багдадская школа Ихшидийа — с последующими модификациями Абу Якуба Юсуфа аль-Шаххама , который принял идею «приобретения» (касб, иктисаб), применил ее только к непроизвольным действиям человека, Богобытию, по их мнению, никоим образом. «причина» свободных человеческих действий; для аль-Джуббая, напротив, Бог сохраняет Высшую власть даже над действиями, которые человек совершает свободно. Но, в отличие от более поздней идеи Ашари , Аль-Джуббаи отказывается применять теорию касб к свободным действиям; и он называет человека «творцом» (Халик) своих действий в том смысле, что человек действует или его действия исходят от него с решимостью (Кадар), исходящей от Бога. У аль-Джуббая было два ученика, которые позже прославились: 1) его сын Абу Хашим и 2) Абуль-Хасан аль-Ашари, который после отделения от него должен был посвятить себя опровержению Мутазилита и стать «основателем» «так называемой школы Ашарии » . Традиции ильм аль-калам с удовольствием рассказывают о диалоге, который, как считается, привел аль-Ашари и его учителя к конфликту по поводу судьбы «трех братьев» - благочестивого, нечестивого и умершего в младенчестве. В этом вопросе была поставлена проблема рационального обоснования божественного Указа. Аль-Джуббай не смог дать вразумительного ответа, и аль-Ашари оставил его, чтобы открыть собственную школу.
- 2. Школа Басры Бахшамия - см. ниже.
Вознесение Бахшамии
[ редактировать ]Школой Басры руководили Абу Али аль-Джуббаи и его сын Абу Хашим . Студенты и последователи Абу Хашима сформировали подшколу, известную как Бахшамия . Наиболее примечательными практиками были:
1. Абу Али ибн Халлад
2. Абу Абдаллах аль-Басри
3. Абу Исхак ибн Айяш
Абд аль-Джаббар аль-Хамадани , судья, был учеником Абу Абдаллаха и Абу Исхака и очень плодовитым автором доктрины мутазилитов. Когда-то считалось, что один из Абд аль-Джаббара учеников , Абуль Хусейн аль-Басри , основал последнюю творческую школу мысли среди мутазилитов - Хусайнийа Мутазила .
Бахшамия Мутазила и иудаизм
[ редактировать ]В иудаизме (раббанитах и караимах) Бахшамия Мутазила была принята в вавилонских академиях Суры и Пумбедиты в той или иной степени, начиная с 9 века. Еврейские гаонимы написали произведения, которые отразили влияние мутазилитов, а также перевели многие арабские тексты мутазилитов на иврит (например, «аль-Китаб аль-Мухтави » Юсуфа аль-Басира и «Китаб аль-Тамииз »). Влияние Бахшамии Мутазилы быстро стало центральным в еврейской религиозной и интеллектуальной жизни на Востоке, медленно мигрируя по Северной Африке вместе с Фатмимидами и пробиваясь в Аль-Андалус. В число гаонимов, которые поддерживали Бахшамию Мутазилу, входил Самуэль бен Хофни Гаон , который был знаком с работами Ибн Халлада и Абу Абдаллаха аль-Басри, а также Саадия Гаон .
Доктрины и терминология мутазилитов послужили основой для дискуссий и полемических обменов между еврейскими и шиитскими учеными. Фактически запрещенная в суннитском исламе, доктрина мутазилитов остается неотъемлемой частью исламской интеллектуальной истории. Рационалистический подход мутазилитов к обоснованным теологическим вопросам привел к классификации мутазилитов как вольнодумцев в исламе, находившихся под глубоким влиянием греческой философской мысли и, таким образом, практиковавших отступничество и ересь. Аналогичное отношение было у тосафистов и каббалистов к « еврейскому каламу ».
Открытие в Йемене
[ редактировать ]В 1950-х годах в библиотеке Великой мечети в Сане, Йемен, было обнаружено несколько рукописей. Они содержали тексты Абу Хашима аль-Джуббаи, Бахшамия; они также включали 14 из 20 томов энциклопедии «Китаб аль-Мугни фи абваб ат-таухид ва-л-'адль» Абд аль-Джаббара аль-Хамадхани . Другие сочинения последователей школы Бахшамия, которые были найдены, включали Талик шарх аль-усул аль-хамса , редакцию Шарх усуль аль-хамса Абд аль-Джаббара, написанную одним из его последователей, Манакдима, а также аль- Китаб аль-Маджму фи ль-мухит би-л-таклиф, редакция книги Абд аль-Джаббара аль-Китаб аль-Мухит би-л-таклиф, написанная Ибн Маттавайхом. Однако никаких текстов до Абд аль-Джаббара обнаружено не было; то же самое относится и к конкурирующим с бахшамией группам, таким как Ихшидия или школа Багдада, чьи доктрины были в значительной степени сформулированы Абу ль-Касимом аль-Кааби аль-Балхи.
После открытия Йемена школа Бахшамия ошибочно считалась последней новаторской и динамичной школой в мутазилизме; Уилферд Маделунг и Мартин МакДермотт обнаружили фрагменты книги Рукн ад-Дина Махмуда ибн Мухаммада аль-Малахими « Китаб аль-Мутамад фи усул ад-дин» . Ибн аль-Малахими был последователем Абу'л-Хусейна аль-Басри . Изучение Китаба аль-Мутамада доказывает, что взгляды Абуль-Хусейна аль-Басри отличались от взглядов его учителя Кади Абд аль-Джаббара . Книга Ибн аль-Малахими «Китаб аль-Мутамад» была опубликована в 1991 году; Недавно был опубликован «Китаб аль-Фаик фи усул ад- Дин» .
Противники Бахшамии Мутазила
[ редактировать ]Все они
[ редактировать ]Дхаммия -шииты — гулатская секта шиитского ислама. Имя Дхаммийя происходит от арабского слова «дхамм» (винить). Поэтому арабское имя Дхаммия переводится как Обвиняющие . «Бламеры» использовались для шиитской Дхаммии, потому что они считали, что:
1. Али был Богом, и,
2. Мухаммад был его Посланником и Пророком, и
3. Мухаммада следует винить в том, что он был послан Али призвать людей к Али, но вместо этого призвал их к себе.
Дхаммийа-шииты были одной из сект, которая считалась происходящей от сабаии последователей Абдуллы ибн Сабы . Секта была также известна как Ульания или Аляия, названная в честь Ульяна или Алии ибн Дхира аль-Асди, и, по-видимому, действовала около 800 г. н.э.
Ихшидия
[ редактировать ]Багдади Мутазили, который бежал из суннитской Аравии в Египет в поисках безопасности под защитой шиитов Фатимидов.
Кафурия
[ редактировать ]Коренные североафриканские фатимиды, которые были достаточно хороши, чтобы их завербовали и умерли в качестве солдат, но были исключены из арабской культуры и общества из-за цвета кожи.
Кабия
[ редактировать ]Кабийя прослеживают свое имя и происхождение от Абуль-Касима аль-Каби , уроженца Багдада. Он отказался признать, что Аллах всеслышащий и всевидящий, и отрицал, что Аллах навязывает свою волю человеку. По его учению, воля Аллаха по отношению к действию Его рабов – это повеление совершить действие; поэтому воля Аллаха в отношении собственных действий Аллаха – это знание Аллаха и отсутствие принуждения.
Абуль-Касим аль-Каби также утверждал, что вся Вселенная представляет собой единое целое; что все, что движется, — это не более чем первый слой физических тел; что человек, даже если бы он был смазан маслом и как бы скользил по масляному листу, не был бы тем, что на самом деле находится в движении, поскольку двигалось бы только масло.
Он исповедовал учение о том, что Коран является мухдатом [созданным, возникшим и, следовательно, не существующим от вечности], но он не называл его махлюком [сотворенным] – это было бы отступничеством и ересью.
См. также
[ редактировать ]Систематическое сравнение доктрин бахшамиитов ( и Абу ль-Хусейна ) было написано между 1141 и 1276 годами нашей эры Таки ад-Дином аль-Бахрани . Этот текст иллюстрирует влияние Абу ль-Хусейна на богословские рассуждения имамитов-шиитов, начиная с XII века. Изучение еврейского мутазилизма (еврейского калама) началось в течение последних 150 лет с работ Шрейнера и Мунка. Шрайнер и Мунк, однако, не знали о первоисточниках, которые можно было найти среди различных материалов Генизы. Недавние исследования еврейского мутазилизма были написаны Гарри Острином Вольфсоном в книге «Последствия калама в еврейской философии » и работами Жоржа Вайды о Юсуфе аль-Басире. Сара Струмса опубликовала « Ишрун Макалу еврейских мутакаллимов 9-го века Давида ибн Марвана аль-Мукаммаса». . Абд аль-Джаббар согласовал некоторые взгляды мутазилитов с суннитской доктриной о соотношении разума и откровения и приблизился к шиитской позиции по вопросу лидерства (имама). Он также является важным источником информации о древних иранских и других монотеистических религиях. [3] Школа мысли Бахшамия считала, что сходство существенных атрибутов влечет за собой сходство самих сущностей. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гуманизм в эпоху возрождения ислама: культурное возрождение в эпоху буидов, Джоэл Крамер, ISBN 90-04-07259-4 , ISBN 978-90-04-07259-6
- ^ Фрэнк, Ричард М. «Автономия человеческого агента в учении Абд аль-Габбара». Le Muséon 95 (1982): 323–355.
- ^ Хемскерк, MT «Страдания в мутазилитской теологии: учение Абдал-Джаббара о боли и божественном правосудии»
- ^ Хурани, Джордж Ф. «Исламский рационализм: этика Абд аль-Джаббара». Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press, 1971.