Муртада аль-Забиди
Муртада аль-Забиди Мортада аль-Зубайди | |
---|---|
Заголовок | Аль-Хафиз |
Персональный | |
Рожденный | 1732 Билграм, Хардой, Уттар-Прадеш , Индия |
Умер | 1790 (57–58 лет) Каир , Египет |
Религия | ислам |
Эра | Ранний современный период |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Ханафитский [1] |
Крид | Матуриди [2] |
Основной интерес(и) | Хадисы , Лексикография , Лингвист , Филология , Генеалогия , История , Теология , Тасаввуф , География , Медицина |
Известные работы | Тадж аль-Арус мин Джавахир аль-Камус Итхаф ас-Сада аль-Муттакин Асанид аль-Кутуб ас-Ситта |
Занятие | Мусульманский ученый , Мухаддис , филолог , лингвист , лексикограф генеалог , биограф , историк , мистик , теолог |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием |
Аль-Муртада аль-Хусейни аз-Забиди ( араб . المرتضى الحسيني الزبيدي ), или Мухаммад ибн Мухаммад Муртада аз-Забиди 1732–1790/1145–1205 гг. хиджры ), ( был индийским суннитским эрудитом , жившим в Каире. [3] Он был ханафитским учёным, специалистом по хадисам , филологом , лингвистом , лексикографом , специалистом по генеалогии , биографом , историком , мистиком и теологом . [4] [5] [6] Его считали одним из ведущих интеллектуалов XVIII века. [7] Он также считался величайшим знатоком хадисов своего времени и одним из выдающихся филологов арабской постклассической эпохи . [8] [9]
Биография
[ редактировать ]Муртада родился в 1732 году (1145 г. хиджры) в Билграме , Хардой, Уттар-Прадеш, Индия. Его семья происходила из Васита в Ираке , откуда его родители эмигрировали в регион Хадрамаут на востоке Йемена , где проживает племя Хусайни. Муртада получил свою нисбу «аз-Забиди» в Забиде на юго-западных прибрежных равнинах Йемена, который был центром академического образования, где он проводил время, учась. Он начал изучать хадисы в Дели под руководством самого выдающегося учёного своего времени, шаха Валиуллы Дехлави . [10] Он отправился в Хиджаз ( Джидда , Мекка и Медина ), а затем поселился в Египте . Он был известен в исламском мире. правители Хиджаза , Индии , Йемена , Леванта , Ирака , Марокко , Турции , Судана и Алжира С ним переписывались ; люди присылали ему подарки и подарки отовсюду. Его так почитали и восхищались им, что некоторые люди в Западной Африке считали, что их хадж был бы неполным, если бы они не планировали увидеть Муртаду Забиди. Он умер в Каире во время эпидемии чумы в 1205 году хиджры/1790 году нашей эры. [11]
Прием
[ редактировать ]Аль-Каттани утверждает в своей книге «Фахрис аль-Фахарис»: «Забиди был несравненным в свое время и в своем возрасте. Никто после Ибн аль-Хаджара аль-Аскалани и его учеников не может сравниться с Аз-Забиди с точки зрения его энциклопедических знаний (пророческих) традиций и связанных с ними наук; ни в славе, ни в списке учеников». [11]
Огромные познания Забиди в различных науках и его процветающая торговля книгами, а также собственными сочинениями были с похвалой описаны одним из его посетителей из Магриби, Ибн Абдал аль-Саламом ан-Насири: [12]
«Он был мастером [сборников] хадисов, тафсира, арабской лексиграфии и других разнообразных наук, не имеющим себе равных среди тех ученых, которых мы встречали на Востоке или Западе [...] Вы видите, что он постоянно покупает и копирует за плату, беря взаймы книги из отдаленных регионов, другие книги присылают ему в подарок. Кроме того, он делает подарки и пожертвования. [...] Он очень плодовитый автор. Клянусь Аллахом (Богом), он действительно является Суюти своего времени, как и сам Суюти или Ибн Сахин и Ибн Хаджар, далеко превосходящий обычных людей. (Даже) если бы те объединились с ним, они наверняка признали бы, что превосходство не за первыми (аль-Фадиля лям танкин ли'л-уваль)».
Работает
[ редактировать ]Его произведения как эрудита и плодовитого писателя охватывают широкий спектр тем: [11]
- Тадж аль-Арус мин Джавахир аль-Камус («Корона невесты из жемчужин словаря)»]; расширение Файрузабади Аль -Камуса , [13] наиболее часто цитируемый словарь классического арабского языка после Лисан аль-Араб Ибн Мансура .
- Итхаф ас-Сада аль-Муттакин («Подарки от благочестивых вождей»), наиболее полный комментарий к » аль-Газали знаменитому «Ихья Улум ад-Дину . Недавно он был опубликован в 14 томах и является вторым из двух шедевров Забиди. [14]
- Асанид аль-Кутуб ас-Ситта («Цепочки аутентификации шести книг»]: Бухари, Муслим, Тирмизи, Насаи, Абу Дауд, Ибн Маджа — шесть материнских книг хадисов, называемых Кутуб ас-Ситта . Забиди собрал рассказчиков и их цепи в этой книге, как видно из названия.
- Укуд аль-Джавахир аль-Мунифа фи Адиллати Мазхаб аль-Имам Абу Ханифа («Нанизывание благословенного жемчуга на доказательства, использованные в мазхабе Абу Ханифы»]
- Кашф аль-Литам ан Адаб аль-Иман валь Ислам («Поднимаем занавес над этикетом в вере и исламе»]
- Рафа аш-Шаква ва Тарвич аль-Кулуб фи Зикр Мулуки Бани Айюб («Устранение обиды и утешение сердец при упоминании царей Бани Айюб»]
- Муджам аш-Шуюх [«Словарь учителей Забиди»]
- Альфия ас-Санад («Тысяча лайнеров на цепях аутентификации»] в Хадисе; стихотворение объемом более 1500 строк и его объяснение.
- Мухташар аль-Айн («Сокращение Аль-Айна»), книга «Аль-Айн» приписывается Халилу ибн Ахмеду, грамматисту [ум. 175 г.х.].
- Книга Ат-Такмала ва «Шилах ва'з Дхайл ли'л Камус» («Заполнение, дополнение и приложение к словарю Аль-Камус») в двух огромных томах.
- Эдах аль-Мадарик би'л Ифшах ани'л Аватик [«Проливающий свет на представления о благородных женщинах»]; монография.
- Íqd al-Jumān fī Bayani Shuab al-Iman [«Жемчужная нить: описание книги «Ветви веры»»]
- Тухфату'л Камайил фи Мадхи Шейх аль-Араб Исмаил («Подарок вождей в честь дедушки арабов Сайидуна Исмаила алейхи салам»]
- Таккик аль-Васаил ли Марифати'л Макатабат ва'р Расайил («Анализ средств познания букв и посланий»]
- Джадхвату'л Иктибас фи Насаби Бани аль-Аббас («Извлеченный уголек по генеалогии Бани Аббаса»]
- Хикматул Ишрак ила Куттаб аль-Афак [«Искрящаяся мудрость для писателей мира]: Книга по каллиграфии.
- Ар-Раудж аль-Мийсар фи Насаби Садати Али Джафар ат-Кайяр («Благоухающий сад: о генеалогии потомков Джафара ат-Кайяра»]
- Музил ан-Никаб аль-Хафа ан Куна Садатина Бани аль-Вафа («Снятие скрывающей завесы с обращения наших господ из Бани Вафа»), который, вероятно, также назывался: Рафа ан-Никаб аль-Хафа' а амман Интама иля Вафа ва Абиль Вафа [«Поднятие покрова, закрывающего тех, кто связан с Абилом Вафой»]
- Булгатул Гариб фи Мушталахи Атар аль-Хабиб: [«Необходимые условия для незнакомца: в понимании терминологии традиции любимого человека, да благословит его Аллах и приветствует»]
- Танбих аль-Ариф аль-Башир ала Асрари'л Хизб аль-Кабир [«Предупреждение для проницательных знатоков о тайнах «Великого собрания»»] в Хизбе Имама Шадхили.
- Safinatu'n Najah Al-Muĥtawiyah álā Biđāatin Muzjāh mina'l Fawayidi'l Muntaqah («Спасательный корабль, перевозящий редкие припасы из «выдающихся благ»»), вероятно, комментарий к книге шейха Абу Абдуллы Аль «Аль-Фавайид аль-Мунтака» - Касим ибн Фадель ат-Сакафи аль-Ашбахани [ум. 489 г.х./1095 г. н. э.] – книга о хадисах.
- Гаятул Ибтихадж ли Муктафи Асаниди Муслим ибн Аль-Хаджадж («Сильная радость последователя цепей Муслима ибн Аль-Хаджаджа»]
- Акд аль-Лаали аль-Мутанатира фил Ахадит аль-Мутаватира [«Ожерелье из рассыпанного жемчуга: собрание широко передающихся хадисов»]
- Нишвату'л Иртия фи Баяни Хакикати'л Майсири ва'л Акдах [«Ликование от удовлетворения: объяснение реальности азартных игр и употребления алкоголя»]
- Аль-Арайис аль-Маджлувва фи Зикри Аулияйи Фувва [Представление великолепных женихов - Хроники аулий Фувва]: Фувва - известное место в Йемене.
- Ит'хаф аль-Ихван фи Чукми'д Духхан («Подарки братьям о запрете курения»]
- Иршаду'л Ихван ила'л Ахлак аль-Хисан [«Руководство для братьев по благородному характеру и морали»]
- Аль-Ишгхаф бил Хадис аль-Мусалсал бил Ашраф [«Любовь: о хадисах, передаваемых только через благородных потомков»]
- Иклиль аль-Джавахир аль-Галия фи Риваяти'ль Ахадит аль-Алия («Корона из драгоценных камней, касающаяся передачи высоких традиций»]
- Тухфату'л Маудуд фи Хатми Сунан Абу Дауд («Подарок возлюбленного в заключении Сунан Абу Дауд»]
- Хусн аль-Мухадара фи Адабиль Бахти валь Мухадара [«Прекрасная проповедь об этикете дебатов и дискуссий»]
- Бадхл аль-Маджхуд фи Тахриджи Хадис 'Шайябатни Худ («Затраты усилий на анализ хадиса: «Сура Худ поседела меня»»]
- Ит'хаф аль-Ашфия би Силаки'ль Аулия (Подарки Чистых на цепях Аулии)
- Ит'хаф Ахль аль-Ислам бима Яталлаку би'л Муштафа ва Али Байтихил Кирам («Подарки мусульман относительно Муштафы и его благородного семейства»]
- Ит'хаф Сайиду'л Хай би Саласили Бани Тай («Подарки живых мастеров на цепях Бану Тай»]
- Ситти мин Шавваль Аль-Итифала би Савми («Радость дополнительных шести постов Шавваля»]
- Аль-Арбаун аль-Мутахаллаф из Варады и сорок унаследованных хадисов, в которых, как сообщается, упоминается Арафат»
- Исааф аль-Ашраф («Помощь потомства»]
- Исааф ар-Рагибин фи Сирати'л Муштафа ва Али Байтихи'т Тахирин («Спасение стремящихся на пути Мушафы и его чистого дома»]
- Илям аль-Алам би Манасики Байтиллахи'ль Харам ["Декларация знающих о ритуалах Священного Дома Аллаха"]
- Манакиб Ашаб аль-Хадис («Заслуги и похвала знатоков хадиса»]
- Аль-Интишар Ли Валидин Набийил Мухтар («В защиту отца избранного Пророка»]
- Ат-Талика ала Мусалсалати Ибн Алика [«Комментарий к цепям Ибн Алики»]
- Ат-Тафтиш фи Мана Лафж 'Дурвиш' [«Исследование значения слова «Дурвиш» или «Нищий»»]
- Тансик Калайид аль-Матан фи Такики Калами'ш Шадхили Аби'л Хасан [«Составление прочных ожерелий при изучении высказываний Абул Хасана Шадхили»]
- Шафа фи Валидэй аль-Муштафа шааллаху алейхи ва саллям Хадикату («Непорочные сады: о родителях Муштафы шаллиАллаху алейхи ва саллям»]
- Рашфу Зулал ар-Рагик фи Насаби Хаграти «Шиддик, радийАллаху анху» («Употребление чистого нектара: о происхождении Абу Бакра ас-Сиддика, радийАллаху анху»]
- Рашкату'л Мудам аль-Махтум аль-Бикри мин Шафвати Зулали Шибги'л Кутуб аль-Бакри ["Запечатанное вино из чистоты чистого ароматного напитка духовного полюса Аль-Бакри"]
- Сирри ван Наджва Рафу'ш Шаква Ли Алими [«Выдвижение жалобы на знающего открытое и скрытое»]
- Рафу'л Калал áni'л Илал («Устранение усталости в деле оправдания»), предполагая, что иляль – это не «болезнь».
- Захр аль-Акмам аль-Муншак ан Джуюбил Ильхам би Шархи Шайгати Абд ас-Салам («Одинокий цветок из карманов вдохновения в объяснении формулы Абд ас-Салама»]
- Шарх ас-Шадр фи Шарх Асмайи Ахли Бадр [«Расширение сундука с именами тех, кто участвовал в походе Бадра»]
- Аль-Аруш аль-Муджлия фи Цуруки Хадис аль-Аввалийя («Сияющие невесты о цепях «Первого хадиса»»]
- Аль-Икд ат-Тамин фи Сурукил Ильбаси ва'Т Талкин [«Драгоценная струна о путях ношения плащей и наставлениях»]
- Акилату'л Атраб фи Санади'т Тарикати валь Ахзаб («Лорды одного возраста: о «Пути» и «Группах»»]
- Калансувату'т Тадж [«Диадема»]
- Аль-Кавль аль-Масбут фи Такики Лафжит Табут [«Истинное утверждение, исследующее этимологию слова «Ковчег»»]
- Кашф аль-Гица ан Салати'л Вуста [«Поднимая завесу, чтобы раскрыть «Среднюю молитву»»]
- Лукат аль-Лаали миналь Джаухар аль-Гали [Добыча жемчуга из сокровищницы бесценных драгоценных камней]
- Аль-Мурабби аль-Кабили фиман Рава ан Шамс аль-Бабили [«Краткий мастер о том, что было рассказано от Шамса аль-Бабели»]
- Аль-Миркат аль-Алия би Шархи'л Хадис аль-Мусалсал би'л Аввалийя («Высокие шаги в объяснении непрерывно пересказываемых первых хадисов»]
- Аль-Макам аль-Индийя фил Машахид ан-Накшбандийа [«Станция «близости» рядом со станциями Накшбанди»
- Аль-Минах аль-Алия фи'т Тарикатин Накшбандия («Высокие подарки, касающиеся пути Накшбанди»]
- Минах аль-Фуюдат аль-Вафия фима мин Сурати'р Рахман мин Асрари'ш Шифати'л Илахийа [«Обильные и щедрые дары: о тайнах атрибутов Господа Всемогущего в главе Ар-Рахман»]
- Аль-Мавахиб аль-Джалилия из Яталлаку би Хадис аль-Аввалийя [«Выдающиеся подарки: относительно первого хадиса»]
- Мавахибу Рабб аль-Барийя Биль Имлайиш Шайхуния («Подарки Господа Вселенной относительно диктовки Шейхунии»]
- Ан-Нафхату'л Кудсийя фи Васитати'л Биджати'л иид ар-Русийя [«Эфирный бриз: о новаторстве российского фестиваля»]
- Ан-Навафих аль-Микийя ала'л Фавайич аль-Кишкийя ["Аромат мускуса в духах Кишка"]
- Хадияту'л Ихван фи Шаджарати'д Духхан («Подарок братьям: о табачной травке»]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Браун, Джонатан (30 сентября 2007 г.). Канонизация Аль-Бухари и Муслима. Формирование и функции суннитского канона хадисов . Брилл . п. 237. ИСБН 978-90-04-15839-9 .
Великий индийский хадисовед Каира Мухаммад Муртада аль-Забиди (ум. 1205/1791)
- ^ Йенс Ханссен, Макс Вайс (22 декабря 2016 г.). Арабская мысль за пределами либеральной эпохи к интеллектуальной истории Нахды . Издательство Кембриджского университета . п. 30. ISBN 978-1-107-13633-5 .
По словам Грана, эрудит Матуриди и знаток хадисов Мухаммад Муртада аз-Забиди (1732–1791 гг.), Прибывший в Каир из Южной Азии в 1767 году.
- ^ Йенс Ханссен, Амаль Н. Газаль (11 ноября 2020 г.). Оксфордский справочник по современной истории Ближнего Востока и Северной Африки . Издательство Оксфордского университета . п. 47. ИСБН 978-0-19-967253-0 .
- ^ Райхмут, Стефан (2011). «Мир Муртады аз-Забиди (1732-91) Жизнь, сети и сочинения». Журнал арабских исследований . 19 (1): 142–146. JSTOR 23265818 .
- ^ Мартин, Б.Г. (13 февраля 2003 г.). Братья-мусульмане в Африке девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета . п. 48. ИСБН 978-0-521-53451-2 .
- ^ Нелли Ханна , Рауф Аббас (ноябрь 2005 г.). Общество и экономика в Египте и Восточном Средиземноморье, 1600-1900 гг. Очерки в честь Андре Раймона . Американский университет в Каире Press . ISBN 978-1-61797-240-9 .
- ^ Эспозито, Джон Л. (27 декабря 1999 г.). Оксфордская история ислама . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-988041-6 .
- ^ Фолл, Джон О. (декабрь 1994 г.). Преемственность ислама и изменения в современном мире, второе издание . Издательство Сиракузского университета . п. 61. ИСБН 978-0-8156-2639-8 .
- ^ Райхмут, Стефан (4 мая 2009 г.). Мир Муртады аль-Забиди: 1732–1791 гг. Жизнь, сети и сочинения . Мемориальный фонд Гибба. стр. 54–59. ISBN 9781909724723 .
- ^ Робинсон, Фрэнсис (2001). Улама Фаранги Махалла и исламская культура в Южной Азии . К. Херст . п. 225. ИСБН 978-1-85065-475-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с «МУСУЛЬМАНСКАЯ БИБЛИОФИЛИЯ: Имам Сайид Муртада аз-Забиди» . attahawi.com (на арабском языке). Архивировано из оригинала 7 июля 2014 года.
- ^ Райхмут, Стефан (2009). Мир Муртады аз-Забиди (1732-91). Жизнь, сети и сочинения . Мемориальный фонд Гибба . п. 72. ИСБН 978-0-906094-60-0 .
- ^ Муханна, Элиас (2017). Гуманизм и мусульманская культура: историческое наследие и современные вызовы . Издательство Принстонского университета. п. 55. ИСБН 978-0-691-17556-0 .
- ^ Стефан Райхмут , Йорн Рюзен (2012). Гуманизм и мусульманская культура: историческое наследие и современные вызовы . Ванденхук и Рупрехт . п. 121. ИСБН 9783899719376 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая биография и список произведений: Имам Сайид Муртада аз-Забиди
- Все творчество Тадж аль-Аруса в формате pdf: Тадж аль-Арус - Аль-Зубайди
- Ханафиты
- Матуридис
- Муджаддид
- Ученые хадисов
- Лексикографы арабского языка
- Филологи арабского языка
- сунниты-суфии
- Индийские суфии
- Иракские суфии
- Накшбандийский орден
- Йеменские суфии
- Йеменские писатели
- 1732 рождения
- 1790 смертей
- Лексикографы XVIII века
- Филологи XVIII века
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Мусульманские богословы XVIII века
- Индийские юристы XVIII века
- Лингвисты XVIII века
- Ученые-экзегетики Корана