Ваки ибн аль-Джарра
Ваки ибн аль-Джарра | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 745–747 |
Умер | 812 (65–66 лет) |
Религия | ислам |
Дети | Суфян |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Ханафитский [ 1 ] [ 2 ] |
Основной интерес(и) | Хадис |
Известные работы | аль-Сунан , аль-Марифа ва аль-Тарих , аль-Зухд |
Абу Суфьян Ваки ибн аль-Джаррах ибн Малих ар-Рухаси аль-Килаби аль-Куфи (745/47–812) был выдающимся знатоком хадисов, жившим в Куфе . Он был одним из главных учителей крупного мусульманского юриста -суннита Ахмада ибн Ханбала .
Происхождение
[ редактировать ]Ваки родился в Куфе , [ 3 ] или в деревне Устува недалеко от Нишапура , [ 4 ] в 128/129 г. хиджры (745–747 гг. н.э.). [ 5 ] Его отец аль-Джаррах ибн Малих принадлежал к клану Убайд ибн Руас племени Бану Килаб и родился в Согдиане , а его мать, дочь Амры ибн Шаддада ибн Саура того же клана, родилась в Бухаре ; [ 4 ] [ 6 ] Убайд ибн Руас поселился в Куфе после завоевания Ирака мусульманами в 630-х годах. [ 7 ] Семья была обеспеченной, и аль-Джаррах был начальником бейт -ад-дарба (монетного двора) в Райе . [ 4 ] до назначения главой бейт аль-мал (казначейства) в Багдаде при аббасидском халифе Харуне ар-Рашиде ( годы правления 786–809 ). [ 3 ] [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]Получив образование в области исламских религиозных наук, особенно хадисов (традиций, приписываемых исламскому пророку Мухаммеду ), Ваки стал ведущим традиционалистом ( мухаддисом ) в своем родном городе, известным передачей многочисленных хадисов, основанных на его заученных знаниях. [ 8 ] [ 9 ] Несмотря на приписываемые ему ошибки передачи, Ваки в целом считался лучшим мухаддисом своего времени. [ 3 ] Его отказ от назначения Харуном ар-Рашидом на должность кади (главного судьи) из-за опасений зависимости от государства еще больше способствовал его репутации набожного и аскетичного человека. [ 3 ]
Ибн Хаджар аль-Аскалани упомянул длинный список своих учителей и учеников в своей работе «Тахзиб ат-Тахзиб» . Он передал хадисы, опираясь на авторитеты более ранних мусульманских ученых Исмаила ибн Аби Халида, Икримы ибн Аммара , аль-Аузаи , аль-Амаша и Малика ибн Анаса , а также своего отца. [ 3 ] [ 9 ] Аль-Захаби в своем «Сияре алам ан-нубала» перечислил имена около 20 учителей Ваки, из которых наиболее известными были Суфьян ат-Саври , Шуба ибн аль-Хаджадж и Ибн Джурайдж . [ 10 ] Он был одним из самых важных учителей Ахмада ибн Ханбала , основателя и тезки ханбалитской школы суннитской мусульманской юриспруденции ( фикха ). [ 11 ] Сам Ваки был отнесен к последователям ханафитского фикха суннитского ислама. [ 12 ]
Ваки построил мечеть в Куфе, назначив ее имамом своего соплеменника Хумейда ибн Абд ар-Рахмана ибн Хумейда ар-Руаси. [ 4 ]
Смерть и потомки
[ редактировать ]По возвращении из хаджа (паломничества в Мекку ) Ваки умер в оазисе Файд в 197 г. хиджры (812 г.). [ 5 ] Его сын Суфьян также был куфанским традиционалистом, хотя и имел плохую репутацию. Суфьян умер в преклонном возрасте в 861 году. [ 13 ] [ 14 ]
Литературные произведения
[ редактировать ]Хотя широко распространено мнение, что у Ваки никогда не было ни одной книги, он является автором ряда работ: [ 3 ]
- Тафсир аль-Коран
- аль-Сунан
- аль-Марифа Ва ат-Тарих
- аль-Мусаннаф (цитируется Ахмадом ибн Ханбалом и Ибн Хаджаром аль-Аскалани) [ 3 ]
- аз-Зухд (копия которого хранится в библиотеке аз-Захирии в Дамаске ) [ 3 ]
- Китаб ас-салат , от которого на листе папируса сохранилась лишь одна страница. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ М. Фетхуллах Гюлен (2009). Посланник Бога: Мухаммад . Книги Тугры. п. 316. ИСБН 9781597846394 .
Ваки ибн Джарра, который воспитывался в школе Абу Ханифы и был наставником имама Шафии.
- ^ Нимрод Гурвиц (2002). Формирование ханбализма: благочестие во власти . Рутледж . п. 51. ИСБН 9781136753138 .
Например, Яхья б. Саид аль-Каттан и Ваки б. аль-Джарра (ум. 196) называются ханафитами.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хури 2002 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Ваки б. аль-Джаррах: Биографические отчеты» . Аль-Ихбар: Переводы классических арабских текстов . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Розенталь 1989 , с. 200, примечание 242.
- ^ Силадьи 2009 , с. 148, примечание 64.
- ^ Каскел 1966 , с. 560.
- ^ Салем 2016 , с. 21, примечание 64.
- ^ Перейти обратно: а б Спекторский 2013 , с. 87.
- ^ Аль-Захаби . Сияр алам ан-нубала , Том 9 . п. 143.
- ^ Спекторский 2013 , стр. 86–87.
- ^ Гурвиц 2002 , с. 51.
- ^ Розенталь 1989 , с. 176, примечание 66.
- ^ Бланкиншип 1993 , с. 134, примечание 726.
- ^ Тилье, Матье; Вантигем, Наим (30 сентября 2018 г.). «Неизвестное произведение Ваки бен аль-Арраха (ум. 197/812?) и его передача в Египте в III/IX веках» . Арабика . 65 (5–6): 675–700. дои : 10.1163/15700585-12341510 . ISSN 0570-5398 . S2CID 195465795 .
Библиография
[ редактировать ]- Бланкиншип, Халид Яхья , изд. (1993). История ат-Табари, Том XI: Вызов империям . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0851-3 .
- Каскель, Вернер (1966). Гамхарат ан-Насаб: Генеалогический труд Хисама ибн Мухаммада аль-Калби, Том II (на немецком языке). Лейден: Брилл.
- Гурвиц, Нимрод (2002). Формирование ханбализма: благочестие во власти . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-7007-1507-Х .
- Хури, Р.Г. (2002). «Ваки б. ад-Джаррах иб Малих» . В Бирмане, Пи Джей ; Бьянкис, Th . Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 101. ИСБН 978-90-04-12756-2 .
- Розенталь, Франц , изд. (1989). История ат-Табари, Том I: Общее введение и от сотворения мира до Потопа . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-562-0 .
- Салем, Ферьял (2016). Возникновение раннего суфийского благочестия и суннитской схоластики: Абдаллах б. аль-Мубарак и формирование суннитской идентичности во втором исламском веке . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-31029-2 .
- Спекторски, Сьюзан А. (2013). «Ахмад б. Ханбал (ум. 243/855)». В Пауэрсе, Дэвид С.; Спекторски, Сьюзен А.; Араби, Усама (ред.). Исламская правовая мысль: сборник мусульманских юристов . Лейден и Бостон: Брилл. стр. 85–106. ISBN 978-90-04-25452-7 .
- Силадьи, К. (2009). «Пророк, подобный Иисусу? Христиане и мусульмане обсуждают смерть Мухаммеда» . Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 36 .