Шах Джалал
Шейх аль-Машаих Махдум Джалал Муджаррад Куньяи | |
---|---|
Шах Джалал | |
![]() Могила Шаха Джалала в Дарге Шах Джалал , Силхет | |
Персональный | |
Рожденный | Спорный, см. ниже | 25 мая 1271 г.
Умер | 15 марта 1346 г. | (74 года)
Место отдыха | Шах Джалал Дарга |
Религия | ислам |
Родители |
|
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Ханафитский |
Тарикат | Сухраварди |
Другие имена | Шах Джалал |
Родственники | Джалалуддин Сурх-Пош Бухари (дед по материнской линии) |
Организация | |
Философия | суфизм |
Мусульманский лидер | |
Базируется в | Джелалабад |
Предшественник | Сайед Ахмед Кабир Сухраварди |
Преемник | Шах Паран |
Почта | Суфийский святой , религиозный лидер и мистик |
Джалал Муджаррад Куньяи ( Шейх Джалал Муджаррад Куньяи ), [1] широко известный как Шах Джалал ( бенгальский : শাহ জালাল , латинизированный : Шах Джалал ), был знаменитым суфийским деятелем Бенгалии . Его имя часто связывают с мусульманским завоеванием Силхета и распространением ислама в регионе, что является частью долгой истории взаимодействия между Ближним Востоком , Центральной Азией и Южной Азией . [2] В его честь названы различные комплексы и религиозные места, в том числе крупнейший аэропорт Бангладеш , международный аэропорт Хазрат Шахджалал и многочисленные мечети по всему Соединенному Королевству .
Место рождения и происхождение
[ редактировать ]Говорят, что Джалал родился 25 мая 1271 года. Различные традиции и исторические документы различаются по месту его рождения, и между жизнью святого и литературой, в которой пытались определить его происхождение, существует разрыв в два столетия. Местные баллады и преданные продолжают называть его Шахом Джалалом Йеменцем , связывая его с Большим Йеменом, особенно из региона Хадрамаут . Надпись, датируемая примерно 1505 годом нашей эры, во время правления султана Алауддина Хусейна Шаха , упоминает Шаха Джалала с суффиксом Куньяи . [3] Ближе к концу этого столетия, в 1571 году, биография Шаха Джалала была записана в «Шарх Нужат аль-Арвах» (Комментарий к путешествию душ) шейха Али Шер Бангали. Автор был потомком одного из старших соратников Шаха Джалала, Нура аль-Худа , и его рассказ также использовался его учителем Мухаммадом Гаутом Шаттари в его «Гульзар-и-Абраре» 1613 года. Согласно этому рассказу, Шах Джалал был туркестанцем. происхождения уроженец бенгальского и духовный ученик Ахмада Ясави . [4] Мухаммад Насируддин Хайдар в 1859 году составил полную биографию Шаха Джалала под названием «Сухайль-и-Яман Тарих-и-Джалали» , в которой он упоминался как йеменец. Хотя он был написан через пять столетий после смерти Джалала, в работе Хайдара использовались две ныне утерянные рукописи; Рисала (Послание) Мухиддина Хадима от 1711 года и Равда ас-Салатин (Сад султанов) от 1721 года. [5]
Ряд ученых утверждали, что суффикс из надписи Хусейна Шахи относится к городу Куния (Конья) в современной Турции (тогда в Султанате Рум ), и они далее утверждали, что Джалал, возможно, переехал в Йемен в его дальнейшая жизнь. Другие связывают этот суффикс с деревней Канина в йеменском регионе Хадрамаут . [6] а некоторые даже в Кению в Восточной Африке . [7] [8]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Его мать, Сайеда Хасина Фатима, и его отец, Сайид Махмуд ибн Мухаммад ибн Ибрагим, были потомками племени курайшитов в Мекке . [9] Его матерью была дочь Джалалуддина Сурх-Поша Бухари . [10] Отец Джалала был священнослужителем и современником суфийского мистика Руми и умер через пять лет после рождения сына. Джалала получил образование и воспитание его дядя по материнской линии Сайед Ахмад Кабир Сухраварди. в Мекке. [8] Он преуспел в учебе; стал хафизом и освоил фикх . Он стал махдумом , учителем Сунны , и за совершение молитв в уединенной среде и ведение уединенной жизни аскета к аль -Муджаррад его имени был прикреплен . Утверждается, что он достиг духовного совершенства ( Камалият ) после 30 лет обучения, практики и медитации. [11]
Путешествие в Южную Азию
[ редактировать ]Дядя Джалала по материнской линии, Сайед Ахмад Кабир, дал ему горсть земли и попросил поехать на Индийский субконтинент . Он посоветовал ему поселиться и распространить призыв в любом месте Индии, где почва по запаху и цвету точно соответствует той, которую он дал ему. [6] Шах Джалал отправился на восток из Мекки и встретил многих великих ученых и суфийских мистиков . [6] Шейх Али из Йемена отказался от своего долга принца и присоединился к Джалалу в его экспедиции. Многие люди присоединились к Джалалу с Аравийского полуострова, в том числе его племянник Шах Паран . Джалал также встретил шейха Чашни Пира, почвоведом, который проверял почву в местах, которые посещал Шах Джалал, чтобы найти подходящую почву, данную шейхом Ахмадом Кабиром. Джалал проезжал через Багдад и присутствовал там во время убийства последнего аббасидского халифа Аль-Мустасима в 1258 году. [12] Отогнанные монгольским вторжением в Багдад , они продолжили путь на восток.
Джалал достиг Уча в Пенджабе , где он и многие из его товарищей были посвящены в орден Сухравардийя суфийский . [13] На протяжении всего путешествия к Джалалу присоединилось множество других учеников. Он проезжал через Дели , где был гостем суфийского святого Низамуддина Аулии . Низамуддин подарил ему двух редких голубей, которых позже назовут Джалали Кобутор (Голуби Джалала). Говорят, что эти голуби продолжают размножаться, и их потомки остаются вокруг дарги Джалала . [8]
Завоевание Силхета
[ редактировать ]
В 1303 году султан Шамсуддин Фироз Шах из Лахнаути был вовлечен в войну с соседним королевством Гоур в регионе Силхет , находившимся тогда под властью индуистского короля Гоур Говинды . Это началось, когда Шейх Бурхануддин , мусульманин, живущий в Силхете, принес в жертву корову для акики (празднования рождения) своего новорожденного сына. [14] Говинда, в ярости из-за того, что он считал кощунством, приказал убить новорожденного, а также отрезал Бурхануддину правую руку. [15]
армия под командованием его племянника Сикандар-хана , а позже и его Сипаха Салара (главнокомандующего) Саеда Насируддина была послана Когда весть об этом дошла до султана Фироз-шаха, против Гоура . Были предприняты три последовательных удара, но все они закончились неудачей из-за неопытности бенгальской армии в чужой местности, а также из-за превосходной военной стратегии Говинды. [16] [15]
Была предпринята четвертая атака, теперь уже с помощью Шаха Джалала и его товарищей (на данный момент их насчитывалось 360 человек). [17] Джалал, возможно, был вызван Фирозом Шахом на помощь после первых неудачных атак на Гоур-Говинду. Альтернативно, он, возможно, уже присутствовал в Силхете, сражаясь против индуистского короля самостоятельно, прежде чем к нему обратился султан. [17] [18] Объединенные мусульманские силы в конечном итоге одержали победу над Гауром. Говинда был вынужден отступить, а Силхет оказался под контролем мусульман. Согласно традиции, в этот момент Шах Чашни Пир сравнил землю в Силхете с той, которая ранее была подарена Джалалу его дядей, посчитав их идентичными. В любом случае, после битвы Джалал и его последователи обосновались в Силхете. [14] [17]
надпись персидская Джалала была обнаружена С тех пор в дарге 1303 года . В нем упоминается победа Сикандара в Арсах Шрихате с помощью святого во время правления Фироз-шаха. Эту надпись сейчас можно найти в Национальном музее Бангладеш . [1]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
На более поздних этапах своей жизни Джалал посвятил себя распространению ислама. Знаменитый путешественник Ибн Баттута , находясь тогда в Сатгаоне , [19] совершил месячное путешествие через горы Камарупы , к северо-востоку от Силхета, чтобы встретиться с ним. [20] По пути в Силхет через Хабунг Ибн Баттуту встретили несколько учеников Джалала, которые пришли помочь ему в путешествии за много дней до его прибытия. На встрече в 1345 году Ибн Баттута отметил, что Шах Джалал был высоким и худым, со светлой кожей и жил рядом с мечетью в пещере, где его единственной ценностью была коза, которую он держал для молока, масла и йогурта. Он заметил, что сподвижники шаха Джалала были иностранцами и известны своей силой и храбростью. Он также упоминает, что многие люди приходили к Джалалу в поисках совета. [10] Встреча Ибн Баттуты и Шаха Джалала описана в его арабском путеводителе «Рихла» ( «Путешествие» ).
Даже сегодня в Хадрамауте , Йемен, имя Джалала прочно вошло в фольклор. [21]
Точная дата его смерти обсуждается, но Ибн Баттута сообщает, что он умер 20 зуль-каада 746 года хиджры (15 марта 1346 года нашей эры). [22] Он был похоронен в Силхете в своей дарге (могиле), которая расположена в районе, ныне известном как Дарга Махалла . Есть ли у него потомки, обсуждается. Он назначил своего ближайшего товарища, Хаджи Мухаммада Юсуфа, хадимом (опекуном) своей дарги , и потомки Юсуфа, семья Сарекаум , продолжают выполнять эту роль.
Любимый аулия Аллаха Хазрат Шах Джалал. [23]
Его святыня известна в Силхете и по всей Бангладеш, ее ежедневно посещают сотни верующих-мусульман. Он похоронен рядом с четырьмя своими товарищами. Бывший принц Йемена, Шахзада Шейх Али на юге, Хаджи Юсуф на востоке и Хаджи Халил и Хаджи Дария на западе. Самая большая мечеть Силхета была построена в Дарге (также одна из крупнейших в Бангладеш).
Духовная генеалогия
[ редактировать ]Духовная генеалогия Шаха Джалала такова:
- Пророк Мухаммед
- Али ибн Аби Талиб
- Хасан аль-Басри
- Хабиб аль-Аджами
- Дауд Это
- Маруф Кархи
- Сари аль-Сакати
- Мумшад ад-Динавари
- Ахмад Асвад Диннури
- Абу Мухаммад Амвия
- Ази Уддин Сухраварди
- Абу ан-Наджиб Сухраварди
- Шихаб ад-Дин Сухраварди
- Бахауддин Закария
- Джалалуддин Сурх-Пош Бухари
- Ахмад Кабир Сухраварди
- Шах Джалал [24]
Эпонимы
[ редактировать ]- Джелалабад , историческое название Силхета.
- Жалалабадский медицинский колледж имени Рагиба-Рабеи , частная медицинская школа
- Джелалабадский кантонмент , армии Бангладеш военный квартал .
- Завод по производству удобрений Шахджалал , крупнейший завод по производству удобрений в Бангладеш, расположенный в Фенчугандже.
- Средняя школа Шах Джалала, средняя школа в Джаганнатхпуре
- Международный аэропорт Хазрат Шахджалал , бангладешский аэропорт в Дакке ; крупнейшие международные ворота страны
- Шахджалал Ислами Банк Лимитед , частный коммерческий банк
- Мечеть Шах Джалал и исламский культурный центр архитектуры II степени , мечеть, внесенная в список памятников , расположенная в Кардиффе , Соединенное Королевство.
- Университет науки и технологий Шахджалала , Государственный университет Бангладеш, расположенный в Силхете.
- Шахджалал Упошахар , район в округе 22, Силхет.
- Шахджалал Холл, Университет Читтагонга
Компаньоны
[ редактировать ]- Сайед Насируддин , командующий армией Шамсуддина Фируз Шаха (Чокидехи, Силхет)
- Хайдар Гази , второй визирь Силхета ( Сонаргаон )
- Хаджи Юсуф остался с Шахом Джалалом в Човкидиги.
- Гази Бурхануддин , первый мусульманин Силхета (Тултикар/Бурханабад, округ 24)
- Шах Паран , его племянник (Хадимнагар, Силхет Садар )
- Азиз Чишти (Нидж Гохорпур, Балагандж )
- Адам Хаки (Деорейл, Бадарпур )
- Сайед Якуб (Хорипур, Барлеха )
- Шах Малум (Раджонпур, Фенчугандж )
- Шах Халимуддин (Канихати, Кулаура )
- Шах Мустафа ( Мулвибазар )
- Шах Габру (Габхуртеки, Османи Нагар )
- Шах Сиддик (Панчпара, Османи Нагар)
- Кханда Джокмок (Райнагар, округ 19/20)
- Фатех Гази (Фатехпур-Шахджибазар, Мадхабпур )
- Пир Горачанд ( Ароа, Северные 24 Парганаса , Западная Бенгалия)
Более поздние товарищи:
- Шах Камаль Кухафа ( Шахарпара , Джаганнатхпур )
- Шах Таджуддин (Лама Таджпур, Османи Нагар)
- Шах Рукнуддин (Кадамхата, Раджнагар )
См. также
[ редактировать ]- Мухаммад бин Бахтияр Халджи
- Мойнуддин Чишти
- Сикандар Хан Гази
- Низамуддин Аулия , его духовный друг, также подарил ему две пары черных голубей, позже названных Джалали кобутор.
- Сайед Насируддин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ахмад Хасан Дани (1957). «Анализ надписей» . Азиатское общество Пакистана Том II . стр. 7 и 103.
- ^ Ахмед, Шамсуддин, Бенгальская надпись, том. iv, Дакка (1960), стр. 25.
- ^ Блохманн, Генрих (1873). «География и история Бенгалии» . Журнал Азиатского общества Бенгалии . 42 . Азиатское общество Бенгалии : 293.
- ^ Итон, Ричард М. (1993). Расцвет ислама и границы Бенгалии, 1204–1760 гг. (PDF) . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с Карим, Абдул (2012). «Шах Джалал (справа)» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Ханиф, Н. (2000). Биографическая энциклопедия суфиев: Южная Азия . п. 170 -171.
- ^ Jump up to: а б с Мухаммад Моджлум Хан (21 октября 2013 г.). «Шах Джалал». Мусульманское наследие Бенгалии: жизнь, мысли и достижения великих мусульманских ученых, писателей и реформаторов Бангладеш и Западной Бенгалии . Издательство Кубе. п. 23.
- ^ Рахман, М.Ф., Хазрат Шах Джалал и 360 Аулия, Deshkaal Publications, Силхет, 1992, стр.12-13.
- ^ Jump up to: а б Ислам в Южной Азии на практике. Автор – Барбара Дейли Меткалф, Опубликовано – Princeton University Press, Великобритания, 2009 г., стр. 383–385.
- ^ Ислам в Южной Азии на практике, источник сухель-э-ямани. Автор: Барбара Дейли Меткалф, Опубликовано – Princeton universiti press, 2009. Страница 385 [1]
- ^ Ибн Баттута . Рехла Ибн Баттуты .
Он видел халифа аль-Мустасима Биллаха аль-Аббаси в Багдаде и был там во время его убийства.
- ^ Ханиф, Н., изд. (2000). «Джалал, Шейх (ум. 1357 г. н.э.)» . Биографическая энциклопедия суфиев: Южная Азия . Нью-Дели: Саруп и сыновья. стр. 165–167. ISBN 81-7625-087-2 .
- ^ Jump up to: а б Хусейн, М. Сахул (2014). «Бурхануддин (R)» . Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Jump up to: а б Ханиф, Н., изд. (2002). «Сухарварди Йемани Силхети, Шейхул Машаих Хазрат Махдум Гази Шейх Джалалуддин Муджарад (1271-?)» . Биографическая энциклопедия суфиев: Центральная Азия и Ближний Восток . Том. 2. Нью-Дели: Саруп и сыновья. п. 459. ИСБН 81-7625-266-2 .
- ^ Статистическое бюро Бангладеш, Статистический отдел, Министерство планирования, Правительство Народной Республики Бангладеш, «Перепись населения Бангладеш, 1974 год: отчет о районной переписи» (1979), стр. 15
- ^ Jump up to: а б с Ханиф (2002 , стр. 460)
- ^ Уайз, Дж (1873). «Заметка о Шахе Джалале, покровителе Силхаца» . Журнал Азиатского общества Бенгалии . 42 : 279.
- ^ Хазрат Шах Джалал О Силхет эр Итихас, автор Сайед Муджтаба Али, переиздано Утса Пракашан, Дакка, 1988, стр.60.
- ^ Рила 9, 1344 г.
- ↑ Расцвет ислама и граница Бенгалии, 1204–1760, Ричард Максвелл Итон, Опубликовано – University of California Press, стр. 76
- ^ Рахман, М.Ф., Хазрат Шах Джалал и 360 Аулия, стр.13, Deshkaal Publications, Силхет, 1992.
- ^ Зиаул Хак, доктор медицины, Хазрат Шах Джалал (РА): Эпос , стр. 114, Choitonno Publication, Силхет, 2015 г.
- ^ Ислам в Южной Азии на практике, Барбара Дейли Меткалф, опубликовано издательством Принстонского университета .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Шарх Нужат аль-Арвах работы Али Шер Бангали (1571 г.)
- Гульзар-и-Абрар Мухаммада Гаути Шаттари (1613 г.)
- Сухайль-и-Яман Насир ад-Дина Хайдара (1860 г.)
- Рисалат Мухий ад-Дина Хадима (1711 г.)
- Раузат-ус-Салатин (1721 г.)