Сари аль-Сакати
Сари аль-Сакати | |
---|---|
Почитается в | ислам |
Влияния | Маруф Кархи |
Под влиянием | Джунайд Багдадский |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Сари ибн аль-Мугхаллис ас-Сакати ( персидский : السري بن المغلس السقطي , романизированный : Сари ибн аль-Мугхаллис ас-Сакати) был одним из первых мусульманских суфийских святых Багдада . [1] Он был одним из самых влиятельных учеников Маруфа Кархи и одним из первых, кто представил суфизм (тасаввуф). систематически [2] Он также был другом Бишра аль-Хафи . Он был дядей по материнской линии и духовным учителем Джунайда Багдадского . [3]
Биография
[ редактировать ]Он родился в 155 г. хиджры (772 г. н. э.) в районе Карх Багдада. Он зарабатывал на жизнь, продолжая бизнес своего отца по переработке металлолома (сакати). В первый период своей жизни он отправился в Мекку , чтобы собрать хадисы . Его учитель Маруф Кархи и Хабиб аль-Аджами (ар-Рай) оказали влияние на его вступление на путь суфизма (тасаввуф). По слухам, Маруф Кархи пришел в лавку Сари с ребенком-сиротой и попросил его одеть ребенка, Сари выполнил просьбу и по благословению молитвы, которую он получил от Кархи, вступил на путь аскетизма. Он дал Хабибу аль-Аджами 10 монет, чтобы тот потратил их на дервишей. По молитве аль-Аджами его сердце охладело от мирских интересов и обратилось к суфизму. [4] [5] Сари ас-Сакати беседовал с известными суфиями того периода, такими как Маруф Кархи, Харит аль-Мухасиби и Бишр Хафи, и является дядей и учителем Джунайда Багдадского. Его рассказы, слова и идеи обычно передавались Джунайдом. [6]
Во время своего путешествия из Багдада в северные регионы Сари ас-Сакати имел возможность встретиться со многими суфиями. Он поступил в завию в Абадане , принадлежавшую суфиям суфийской школы Басры . Али аль-Джурджани , которого он встретил во время путешествия, посоветовал ему отправиться в Сирию. В Сирии он находился под влиянием суфиев, которые продолжили Ибрагима бин Адхама понимание мистицизма , основанное на футувве и искренности. он жил в Дамаске , Рамле , Иерусалиме и Тарсе Некоторое время . После участия в джихаде против византийцев в этом регионе, когда ему было за шестьдесят, он поселился в Багдаде в 218 (833 г.) и прожил там до конца своей жизни. Могила Сари аль-Сакати находится рядом с Джунаидом аль-Багдади на кладбище Шунузия в Багдаде. [6]
Аль-Сакати был шейхом выдающихся суфиев своего времени, таких как Джунейд аль-Бахдади, Абу Саид аль-Харраз , Абу аль-Хусейн ан-Нури , Самнун бин Хамза и Ибн Масрук из Багдада и Хорасана, а также Али аль-Гада. Ири и Исмаил бин Абдулла аль-Шами из Сирии. Сулами говорит, что большинство поздних суфиев следовали пути Сари. [7] Абу Нуайм аль-Исфахани и Фаридуддин Аттар писали о нем как о суфии, обладающем знанием, мудростью, любовью, изобретательностью и состраданием. [8] [9]
Известный своим аскетизмом ( зухд ) и богобоязненностью ( таква ), Сари ас-Сакати был чувствителен и избегал еды и употребления вещей, халяльный статус которых был сомнителен, и решительно осуждал тех, кто сделал религию средством существования. [10] [11] Он советовал им выбрать уединение ( халва ), говоря: «Тот, кто хочет отправиться в уголок уединения», [12] и он советовал тем, кто занимался торговлей, ни на мгновение не отделять свои сердца от Истины ( аль-Хакк ), чтобы они зарабатывали на жизнь ручным трудом и чтобы божественный свет не отражался на сердце кого-либо. чья еда была сомнительной. [13] Он был настолько соблюдающим манеры перед Аллахом, что не лежал на спине и не ставил ноги в направлении киблы. [14] Согласно источникам, он был довольно смиренным, всегда следил за собой, избегая впадения в грех, и избегал лицемерия до такой степени, что желал умереть в месте, где его никто не знал, опасаясь, что земля не примет его тело после его смерти. смерть. [15] Источники утверждают, что он был суфием, который предпочитал других себе, говоря: «Я бы хотел, чтобы все почувствовали облегчение, даже если бы я пострадал от них». На самом деле, по преданию, когда он услышал, что его собственная лавка не сгорела после пожара на базаре, он был благодарен Аллаху, сказав: « Альхамдулиллах », но за то, что не разделял горя тех, чья магазины были сожжены, он понял, что совершил ошибку, и тридцать лет просил у Бога прощения. [16]
Сари ас-Сакати придерживается мнения, что ученикам необходимо изучать хадисы, прежде чем они вступят на путь аскетизма и мистицизма, иначе религиозная жизнь будет втянута в вялость. [17] Он молился за своего ученика Джунайда, говоря: «Пусть Аллах дарует тебе быть человеком, который изучает не сначала тасаввуф, а затем хадис, а сначала хадис, а затем тасаввуф». [18] Однако, как и Бишр аль-Хафи, он придавал значение пониманию смысла хадиса, а не его изложению, поэтому он не передавал многие хадисы. По мнению Сари, быть человеком, усердным на пути Сунны, лучше, чем многие дела, совершенные в бидаа . [19]
В его понимании мистики существенное значение имеет соблюдение Священного Закона ( шариата ) и внешних правил. Знания ценны лишь в той мере, в какой они ведут к действию, и свет знаний, достигнутых суфием, не должен гасить в нем свет богобоязненности. предпочтение их эго ( нафс ). Признаком обладания знанием об Аллахе является соблюдение Его законов и максимальное [20] Сари описывает существо ариф, подобное солнцу, которое освещает каждое место, земле, несущей бремя каждого, воде, являющейся источником жизни, и факелу, освещающему все стороны. По его мнению, эзотерические знания, противоречащие видимому смыслу Корана и хадисов, недействительны. [21] Чтобы достичь эзотерических знаний, душу необходимо учитывать и тренировать, проделывая большую работу. На такое отношение Сари повлиял Харит аль-Мухасиби, который берет за основу в суфизме самоотчет.
Сари ас-Сакати говорил, что сверхъестественным чудесам ( карамату ) не следует доверять и придавать им большое значение, что обладание ими у суфия заставит их разорвать завесу Божественной тайны. [22] Он заявил, что если они вызывают душевное спокойствие, значит, человек находится в плену чудес, [23] и он описал «истидрадж» как «слепоту в восприятии недостатков души». [24]
Любовь к Богу занимает важное место в его мистическом опыте, соответственно Сари говорил: «Если бы людям любви ударили мечом по лицу, они бы не узнали об этом»; "Боже мой! Чем бы вы меня ни наказывали, только не мучайте нас, ставя между нами завесу». [25] [26] По мнению Сари, суфизм (тасаввуф) – это достижение хороших нравов, выполнение обязательных ( фард ) обязанностей, избегание запретного ( харам ), не беспечность, раздача обильной милостыни, раскаяние и сострадание – это нравственность добродетельных людей. [27] Хорошая мораль – не причинять вред людям, терпеть притеснения народа, не держа обид и не думая о мести. [28] После него Сари ас-Сакати оказал влияние на суфиев, обучая Джунайда Багдадского, известного как «Сайид ат-Тайфа», основателя багдадской суфийской школы.
Библиография
[ редактировать ]- Абу Талиб аль-Макки, Кут аль-Кулуб, Каир, 1961, I, 322;
- Сулами, Табакат, с. 48-55;
- Абу Нуайм, Хилия, X, 48, 116–127;
- Хатиб, Багдадская дата, VIII, 211;
- Кушайри, ар-Рисала, с. 64, 65, 761;
- Худжвири, Кашф аль-Махджуб, стр. 137, 558;
- Поэзия, Табакат, с. 96-97;
- Ибн аль-Джаузи, Сифат ас-Сафва, II, 371;
- Феридуддин Аттар, Тазкарат аль-Аулия (тр. Сулейман Улудаг), Стамбул, 1991, с. 354-366;
- Ибн Халликан, Вафаят, II, 357–359;
- Ибн Хаджар аль-Аскалани, Лисан аль-Мизан, Бейрут 1390/1971, III, 13;
- Ламии, Перевод Нафахат, с. 106;
- Шарани, ат-Табакат, I, 74;
- Мунави, аль-Кавакиб, I, 231–233;
- М. Джалал Шараф, Дирасат фи аль-Тасавуф аль-Ислами, Бейрут 1404/1984, стр. 179;
- Абдул Хусейн Заринкуб, Justuju der Tasawwuf-i Иран, Тегеран 1369, с. 114-117;
- Азиз Сайид Джассим, Мутасаввифат Багдад, Багдад 1997, с. 119-130;
- Тахсин Языджи, «Сери-ус-Сакати», IA, X, 520;
- Б. Рейнерт, «Сари ас-Сахати», EI2 (англ.), IX, 56–59.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аль-Рисала аль-Кушайрия .
- ^ Аннемари Шиммель (1980). Справочник востоковедения . п. 30. ISBN 9004061177 .
- ^ Аль-Газали , О дисциплинировании души и разрушении двух желаний , Кембридж, Общество исламских текстов , стр.221.
- ^ Худжвири, с. 137
- ^ Фаридуддин Аттар, с. 355
- ^ Jump up to: а б «СЕРО эс-САКАТО - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Табакат, стр.48.
- ^ Хиля, X, 48
- ^ Тазкарат аль-Аулия, стр. 354
- ^ Сулами, с. 52
- ^ Абу Нуайм, X, 117.
- ^ Сулами, с. 50
- ^ Там же, стр.54.
- ^ Фаридуддин Аттар, с. 355
- ^ Сулами, с. 53
- ^ Ибн аль-Джаузи, II, 371.
- ^ Сулами, с. 55
- ^ Абу Талиб аль-Макки, I, 322.
- ^ Сулами, с. 52
- ^ Там же
- ^ Абу Нуайм, X, 121.
- ^ Кусайри, с. 65
- ^ Абу Нуайм, X, 118.
- ^ Сулами, с. 54
- ^ Там же, с. 51
- ^ Абу Нуайм, X, 120
- ^ Абу Нуайм, X, 123.
- ^ Сулами, с. 53