Имам Шамиль
Имам Шамиль | |
---|---|
![]() Шамиль в 1859 году | |
Имам Чечни и Дагестана | |
Царствование | 1834–1859 |
Предшественник | Хамзат Бек |
Преемник | Свергнут Российской империей. |
Рожденный | 26 июня 1797 г. Гимры , Дагестан , Аварский Нуцалдом. |
Умер | 4 февраля 1871 г. Медина , Хабеш Эялет , Османская империя | ( 73 года
Похороны | Джаннатул Баки , Медина |
Отец | Шум |
Религия | Суннитский ислам |
Подпись | ![]() |
Имам Arabic: الشيخ شامل, romanized: al-Šaykh Šāmil; Avar: Шейх Шамил, romanized: Sheykh Shamil; Chechen: имам Шемал, romanized: imam ShemalШамиль [1] Кумыкский : Шамиль , латинизированный: Шамиль ; Русский : Имам Шамиль ; 26 июня 1797 — 4 февраля 1871) — политический, военный и духовный лидер северокавказского сопротивления императорской России в 1800-х годах. [2] третий имам Кавказского имамата (1840–1859) и мусульманский шейх- суннит из суфиев Накшбанди . [3]
Семья и ранняя жизнь
[ редактировать ]Имам Шамиль родился в 1797 году в аварской мусульманской семье. [4] [5] [6] [7] [8] Он родился в небольшом селе ( ауле ) Гимры (современный Дагестан , Россия ). Некоторые источники утверждают, что он имел кумыкскую линию по отцовской линии. [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] Первоначально его звали Али, но, следуя местной традиции, его имя было изменено на Шамуил ( арабское : شمویل , эквивалент Самуэля ), когда он заболел. Это имя произносится Шамиль на Кавказе, и современные источники называли его этим именем (либо شامل Шамиль , либо شمیل Шамиль по-арабски), хотя в своих сочинениях он всегда использовал форму Шамуил . [16] Его отец, Денгау, был землевладельцем, и эта должность позволяла Шамилю и его близкому другу Гази Мухаммаду изучать многие предметы, в том числе арабский язык и логику .
Шамиль вырос в то время, когда Российская империя расширялась на территории Османской империи и Каджарского Ирана (см. Русско-персидская война (1804–1813) и Русско-турецкая война (1806–1812) ). Многие кавказские народы объединились в сопротивлении имперским устремлениям России в так называемой Кавказской войне (1817-1864). Ранее лидерами кавказского Шейх сопротивления были Хаджи-Дауд, Мансур и Гази Молла. Шамиль, друг детства Моллы, стал его учеником и советником. [ нужна ссылка ]
У Шамиля было несколько жен, в том числе одна армянка, родившаяся в России, по имени Анна Ивановна Улуханова (или Улыханова; 1828–1877). [17] [18] Попав в плен в набеге в 1840 году, она через шесть лет вышла замуж за Шамиля. Еще подростком она приняла ислам и взяла имя Шуанет. Шуанет осталась верна Шамилю даже после его пленения и ссылки в Россию. После смерти Шамиля (1871) переехала в Османскую империю , где султан назначил ей пенсию. [17]
Война против России
[ редактировать ]



В 1832 году Гази Молла погиб в битве при Гимрах, а Шамиль был одним из двух мюридов, которым удалось спастись, но он получил тяжелые ранения. В ходе этого боя его ударили штыком. Сообщается, что после прыжка с возвышения «чисто через головы той самой линии солдат, которые собирались стрелять в него ... [он приземлился] позади них, вращая мечом в левой руке, он зарубил троих из них, но был заколот штыком. четвертым, сталь вонзилась ему глубоко в грудь. Он схватил штык, вытащил его из собственной плоти, зарубил человека и еще одним сверхчеловеческим прыжком преодолел стену и исчез в темноте». [19] Он скрылся, и и Россия, и Мюриды сочли его мертвым. Выздоровев, он вышел из укрытия и воссоединился с Мюридами во главе со вторым Хамзатом имамом Беком . Он будет вести непрерывную войну с русскими в течение следующей четверти века и станет одним из легендарных партизанских командиров столетия. Когда Хамзат-бек был убит в 1834 году, Шамиль занял его место в качестве главного лидера Кавказского сопротивления и третьего имама Кавказского имамата . [20] [21]
августе 1839 года Шамиль и его последователи, насчитывавшие около 4000 мужчин, женщин и детей, оказались в осаде в своей горной твердыне Ахульго В июне - , расположенной в излучине Анди-Койсу , примерно в десяти милях к востоку от Гимров. Под командованием генерала Павла Граббе русская армия прошла через земли, лишенные припасов из-за стратегии Шамиля «выжженной земли». География крепости защищала ее с трех сторон, что усложняло ведение осады. В конце концов обе стороны согласились вести переговоры. Выполняя требования Граббе, Шамиль в знак доброй воли отдал в заложники своего сына Джамалдина. Шамиль отклонил предложение Граббе, чтобы Шамиль приказал своим войскам сдаться и согласился на изгнание из региона. Русская армия атаковала опорный пункт, после двух дней боев русские войска захватили его. Шамиль избежал осады в первую ночь нападения. Войска Шамиля были разбиты, и многие дагестанские и чеченские вожди заявили о своей лояльности царю. Шамиль бежал из Дагестана в Чечню. Там он быстро распространил свое влияние на кланы. [22]
Шамиль сумел объединить многочисленные враждебные кавказские племена для борьбы против русских благодаря силе своей харизмы, набожности и справедливости в применении законов шариата. Один российский источник охарактеризовал его как «человека большого такта и тонкого политика». Он считал, что распространение алкоголя в этом регионе Россией исказило традиционные ценности. Против крупных регулярных российских вооруженных сил Шамиль эффективно использовал нерегулярную и партизанскую тактику. В 1845 году колонна численностью 8-10 тысяч человек под командованием графа Михаила Воронцова последовала за войсками имамата в леса Чечни. Силы Имамата окружают российскую колонну и уничтожают ее. [23] Это разрушило план Воронцова отрезать Чечню от Имамата. [24]
Шамиль проявляет в этом году большую активность и он вынужден это сделать, так как мы... принимаем меры, которые должны рано или поздно... уничтожить его влияние и оторвать от него чеченцев, без которых он будет ничем.
— Граф Михаил Воронцов
Его судьба как военачальника возросла после того, как к нему присоединился Хаджи-Мурат, который дезертировал от русских в 1841 году и утроился благодаря своим боям на территории, находившейся под контролем Шамиля, за короткое время. Хаджи-Мурат, которому предстояло стать героем знаменитой новеллы Льва Толстого (1904), десять лет спустя отвернулся от Шамиля, очевидно, разочарованный тем, что ему не удалось помазать преемника Шамиля на пост имама. Это назначение было дано старшему сыну Шамиля, и на тайном совете Шамиль обвинил своего лейтенанта в измене и приговорил его к смертной казни, после чего Хаджи-Мурат, узнав о приговоре, перешел на сторону русских. [20] [21]
Хотя Шамиль надеялся, что Великобритания, Франция или Османская империя придут ему на помощь и вытеснят Россию с Кавказа, этого не произошло. После Крымской войны Россия удвоила свои усилия против Имамата. Теперь добившись успеха, русские войска серьезно сократили территорию Имамата, и к сентябрю 1859 года Шамиль сдался. Хотя главный театр военных действий закрылся, конфликт на Восточном Кавказе будет продолжаться еще несколько лет. [25]
Последние годы
[ редактировать ]
После пленения Шамиль был отправлен в Санкт-Петербург для встречи с царем Александром II . После этого его сослали в Калугу , тогда небольшой подмосковный городок . После нескольких лет пребывания в Калуге он пожаловался властям на климат, и в декабре 1868 года Шамиль получил разрешение переехать в Киев , торговый центр юго-запада Империи. В Киеве ему предоставили особняк на Александровской улице . Императорские власти приказали киевскому смотрителю держать Шамиля под «строгим, но не слишком обременительным надзором» и выделили городу значительную сумму на нужды ссыльного. Шамилю, казалось, понравилось его роскошное содержание, как и город; это подтверждают письма, отправленные им из Киева. [26]
В 1859 году Шамиль писал одному из своих сыновей: «По воле Всевышнего, Абсолютного Правителя, я попал в руки неверующих... Великий Император... поселил меня здесь... в высоком просторном дом с коврами и всем необходимым». [27]
В 1869 году ему было дано разрешение совершить хадж в священный город Мекку . Сначала он проехал из Киева в Одессу , а затем отплыл в Стамбул , где его приветствовал османский султан Абдулазиз . Он на короткое время стал гостем императорского дворца Топкапы и покинул Стамбул на корабле, зарезервированном для него султаном. В Мекке во время паломничества он встретился и беседовал с Абделькадером Эль-Джезаири . После завершения своего паломничества в Мекку он умер в Медине в 1871 году во время посещения города и был похоронен на Джаннатул Баки , историческом кладбище в Медине, где похоронены многие выдающиеся деятели исламской истории. Два старших сына ( Джемаледдин и Мухаммед Шефи ), которых ему пришлось оставить в России, чтобы получить разрешение на посещение Мекки, стали офицерами российской армии, а двое младших сыновей ( Мухаммед Гази и Мухаммед Камил) служили в турецкой армии, а их дочь Питмат Шамиль вышла замуж за шейха Мансура Федорова, имама, который позже сбежал из Российской империи из-за страха за себя и жизнь своих детей. У него было 11 детей, одним из которых был Джон Федоров, который сменил имя на Джон Федерофф после миграции в Чайлдерс в Квинсленде, Австралия. [28] где он основал империю по выращиванию сахарного тростника.
Саид Шамиль, внук имама Шамиля, стал одним из основателей Горской республики Северного Кавказа , которая была основана в 1917 году и просуществовала до 1920 года, когда была завоевана Советской Россией . «Комитет независимости Кавказа» Вынужденный покинуть регион, в 1924 году он учредил в Германии .
Наследие
[ редактировать ]Российская историография
[ редактировать ]Хотя России удалось завоевать Чечню и Дагестан в ходе серии кровавых завоеваний, русские прониклись большим уважением к Шамилю. [29] царь Российский Александр II открыто восхищался его сопротивлением, поэтому в конце своей жизни российские власти разрешили Шамилю совершить хадж. [30]
Карьера и наследие Шамиля продолжают изучаться российскими властями и учеными, несмотря на его неповиновение российской власти. [31] Энтомолог с реформистскими идеями назвал в его честь большую быструю бабочку . [32]
Музыкальная композиция
[ редактировать ]На собрании в 1958 г. [33] Любавичский Ребе рассказал историю о великом вожде племени по имени Шамиль, который восстал против преследовавших его русских сил. Соблазненный ложным мирным договором, он был схвачен и сослан. Во время своего изгнания он сочинил проникновенную, бессловесную песню, отражающую его взлет, падение и стремление к свободе. Песню, по-видимому, услышал проходящий мимо хасид, мелодия оставалась неясной до тех пор, пока Ребе не научил ее на вышеупомянутом собрании. Песня необычным образом была принята движением Хабад (которые обычно сочиняют свои собственные мелодии), поскольку они воспринимают более глубокий смысл ее строф как аналогию души, которая спускается в мир смертности и телесности, запертая в теле, зная что однажды он вернется к своему создателю. [33] (Еще одна песня, нехарактерно адаптированная для движения Хабад , — это мелодия « Марсельезы» , которая была поставлена на мелодию молитвы Ho'aderes V'hoemunah. [34] Вскоре, в 1974 году, французское правительство изменило мелодию. [35] )
См. также
[ редактировать ]- Кавказская война
- Завоевание Россией Чечни и Дагестана.
- Русско-черкесская война
- Муртазеки
- Сайид Абдуррахман
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гапуров Ш. А. Тяжелые страницы истории Чечни // Таллам. - 2015. - Нет. 1. – П. 24-29.
- ^ Николай Владимирович Рясановский (1984). «Глава 29: Царствование Александра II, 1855-81». История России (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 389 . ISBN 978-0-19-503361-8 .
- ↑ Великий Шамиль, имам Дагестана и Чечни, шейх Накшбандийского тариката.
- ^ Будак, Мустафа. «ШЕЙХ ШАМИЛЬ» . Исламская энциклопедия Турецкого религиозного фонда .
- ^ «Шейх Шамиль» . Биография . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Доган, Шахин. «Журнал евразийских исследований (АВИД), IV/1 (2015), 121-145» . Дергипарк Перевод .
- ^ Тирьякиоглу, Хорошо (март 2019 г.). Шейх Шамиль — Кавказский орел . Публикации Тимаса. ISBN 978-6050829860 .
- ^ Басман, Севги. Шейх Шамиль (на турецком языке). Zafer Basin Yayin Ve Turizm ve Bilg.ürünleri San.tic. ООО шти. ISBN 978-975-261-372-0 .
- ^ Блиев М. М. Россия и горцы Большого Кавказа: на пути к цивилизации. — М. : Мысль, 2004; ISBN 5-244-01004-2 .
- ^ Халилов А. М., Идрисов М. М. Шамиль в истории Северного Кавказа и народной памяти. - Махачкала, 1998. - 119 с.
- ^ Халилов А. М. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. — 181 с.
- ^ Шамиль на Кавказе и в России, Биографический очерк / сост. М.Н. Чичагова — СПб.: Типография и литография С. Муллер и И. Богельман, 1889
- ^ Шейх Шамиль Даглы, Не подчинившийся царям, Самих Тансу, 1963, с. 14-15
- ^ Дауев, Саламу Ахмедович. Чечня: коварные таинства истории / Саламу Дауев. - М. : Русь, 1999, стр. 133-136
- ^ "НЕКОТОРЫЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ О ШАМИЛЕ" . www.vostlit.info . Retrieved 16 April 2021 .
- ^ Гаммер, Моше (1994). Мусульманское сопротивление царю: Шамиль и завоевание Чечни и Дагестана . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 69, 329.
- ^ Jump up to: а б Томас М. Барретт, На краю империи: терские казаки и границы Северного Кавказа, 1700–1860 (Westview Press, 1999), 193.
- ^ Дэниел Р. Брауэр и Эдвард Дж. Лаззеринини, ред., Восток России: имперские пограничье и народы, 1700–1917 (Indiana University Press, 1997), стр. 92.
- ^ Невидимые армии: Бланш, сабли («голый»: 70; «дикий зверь»; аль-Карахи, сияющий (вытащенный меч: 22);
- ^ Jump up to: а б Гэри Гамбург, Томас Сандерс, Эрнест Такер (редакторы), Русско-мусульманское противостояние на Кавказе: альтернативные взгляды на конфликт между имамом Шамилем и русскими, 1830-1859 гг ., RoutledgeCurzon, 2004 г.
- ^ Jump up to: а б Малис Рутвен , Террор: скрытый источник , New York Review of Books , 24 октября 2013 г., стр. 20–24.
- ^ Кинг, Чарльз (2008). Призрак свободы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 79–80.
- ^ Гаммер, Моше (сентябрь 2013 г.). «Империя и горы: на примере России и Кавказа». Социальная эволюция и история : 124–125.
- ↑ Граф Михаил Семенович Воронцов подробно описывает план отделения Чечни от Имамата:
"Полтора века назад Чечню удалось победить «системой просек" . April 2009. - ^ Гаммер, Моше (сентябрь 2013 г.). «Империя и горы: на примере России и Кавказа». Социальная эволюция и история : 126.
- ^ Андрей Манчук, Шамиль на печерских холмах Archived 2007-11-15 at the Wayback Machine , "Газета по-киевски" , 06.09.2007
- ^ Pismo Shamilia Mukhammadanu, November 24, 1859, in Omarov, ed. 100 pisem Shamilia.
- ^ «Re: Джон Федерофф родился в России — Genealogy.com» . www.genealogy.com . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ "Теперь Кавказ в Калуге»: как жил имам Шамиль в русском плену" . 14 November 2018.
- ^ «Имам Шамиль: пионер борьбы Кавказа за свободу» . Ежедневный Сабах . 28 августа 2015 г.
- ^ «Русские в государстве Шамиля» . История, археология и этнография Кавказа (28): 7–15. 2011.
- ^ Х. Кристоф: Диагностика некоторых новых чешуекрылых Палеарктической фаунистической области. Хор. Энт Росс. (Санкт-Петербург), т. 22. С. 308 - 314 (1888). Озеро Зенофас .
- ^ Jump up to: а б «Песня — история рабства и свободы, раскрывающая тайну жизни» . www.chabad.org . Проверено 1 января 2018 г.
- ^ «Духовная французская революция: чудо нашего времени, 5752 (1992)» . сайт Chabad.org . Проверено 1 января 2018 г.
- ^ «Марсельеза – фон» . www.marseillaise.org . Проверено 1 января 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Григол Робакидзе . «Имам Шамиль». «Кавказские новеллы» , Лейпциг, 1932; Мюнхен, 1979 г. (на немецком языке)
- Лесли Бланч . Сабли Рая. Нью-Йорк: Викинг Пресс. 1960.
- Николас Гриффин. Кавказ: горцы и священные войны
- Ребекка Рут Гулд. « Имам Шамиль », «Российские народы империи: истории жизни из Евразии с 1500 года до наших дней», ред. Стив Норрис и Уиллард Сандерленд (Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, 2012), 117–128.
- Лев Толстой . Хаджи Мурат
- Джон Ф. Бэддели . Русское завоевание Кавказа. 1908.
- Шапи Казиев . Имам Шамиль . Издательство «Молодая гвардия». Москва, 2001, 2003, 2006, 2010 гг. ISBN 978-5-235-03332-0
- Шапи Казиев . Ахульго . Кавказская война 19 века . Исторический роман. «Эпоха», Издательство. Махачкала, 2008. ISBN 978-5-98390-047-9
- Тамар Зигман. « Суфийский борец за свободу, вдохновивший Любавичского Ребе », веб-сайт Национальной библиотеки Израиля .
- Гаммер, Моше . Сопротивление мусульман царю: Шамиль и завоевание Чечни и Дагестана. Тейлор и Фрэнсис, 2003.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Имамом Шамилем, на Викискладе?
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .
- Американская энциклопедия . 1920. .
- Ниггун Шамиль , хасидский нигун, основанный на опыте Шамиля.
- Великий Шамиль, Имам Дагестана и Чечни, Шейх Накшбандийского тариката
- Фотография аула Шамиля. Архивировано 6 октября 2011 г. в Wayback Machine (деревня-убежище) в Дагестане.
- Бумага колледжа Колорадо
- Портреты Имама Шамиля
- Ислам в Дагестане
- Джихад Имама Шамиля