Муртазеки
Муртазеки (Охранник) | |
---|---|
( араб .: наемник ) | |
![]() Молитва Шамиля перед боем. Муртазеки на конях. | |
Активный | 1833–1859 |
Страна | Кавказский Имамат черкесский |
Верность | имам |
Ветвь | Армия |
Тип | Пехота Кавалерия |
Роль | Пограничные войска, личная охрана |
Размер | 1300 (1836), до 4000 (1843) |
Девиз (ы) | «Нет бога, кроме Аллаха» ( араб .: «Нет бога, кроме Аллаха »). |
Цвета | |
Оборудование | Шашки сабли кинжалы оружие пистолеты |
Помолвки | |
Командиры | |
известные командиры | Имам Шамиль Шуайб-Мулла из Центары Мухаммад Амин Асиялав Ахбердил Мухаммад Султан-Мурад Беноевский |
Знаки отличия | |
Идентификация символ | Сторожить |
Муртазеки или Муртазик ( араб . مرتزق , букв. «избранный, наемный воин») — военное формирование Кавказского Имамата и Черкесии . Это были профессиональные наемные солдаты, составлявшие охрану государства. Первоначально организованные Шамилем как боевая единица, пограничные войска в мирное время выполняли функции полиции, а также являлись личной охраной имама. Они подразделялись на десятки, сотни и пятьсот; каждая из этих частей имела своего начальника.
Этимология
[ редактировать ]Муртазеки (муртизикатун) — в переводе с арабского «избранный, обеспеченный, наемный воин». Помимо этой формы, существуют варианты «муртазикяты, муртазигаты, муртазигаты». Муртазека можно перевести как солдат, получающий пайки, в отличие от бойца ополчения, который ест то, что взял из дома. Муртазикат — множественное число от Муртазек. [ 1 ]
История
[ редактировать ]
О появлении особой гвардии из муртазеков до вступления Шамиля на пост имама в 1834 году свидетельствует свидетельство Мухаммада Тахира аль-Карахи, содержащееся в его летописях.
Точная дата появления муртазеков неизвестна. Уже в 1833 году, сообщает летописец, к Шамилю прибыл гонец от Хамзата с приказанием ему и муртазекам того округа выступить против селения Мушули и сломить неповиновение жителей...
О том, что в период имамата Хамзат-бека существовали отряды наемных воинов-муртазеков, причем некоторыми из них командовал Шамиль, свидетельствует первое упоминание о муртазеках. Отряды муртазеков существовали не только под непосредственным руководством самих имамов, но и под руководством отдельных наибов . [ 2 ]
Целью создания муртазеков было иметь подразделения, всегда готовые к бою. За исключением команды Шамиля, остальных муртазеков рассылали по селам и общинам, как к тем, откуда они прибыли, так и к тем, в лояльности которых имам сомневался. Контролируя выполнение правил шариата, но постоянно готовые к действию по первому требованию Шамиля, они несли там на границе с русскими специальную, кордонную или сторожевую, службу, выполняя роль таможенной службы и пограничных войск. Муртазеки были освобождены от домашних дел и получили поддержку со стороны своих общин; их выбирали из каждых 10 дворов (семьй), по другим данным, содержали за счет тех аулов, куда их направляли. Каждые 10 дворов платили такому человеку 10 туманов в год. Таким образом, в любое время (1836 г.) Шамиль имел в своем распоряжении около 1500 человек, называемых муртазеками. При необходимости помимо муртазеков собирались специальные партии и отряды.
В организационном отношении муртазеки делились на десятки, сотни и полтысячи во главе с начальником. Муртазикаты не смешивались с временным ополчением, а всегда оставались отдельными отрядами под командованием своих наибов. Шамиль в начале 1843 года одел муртазеков в единую форму: желтую черкеску и зеленую папаху. У начальников был черный черкес. [ 3 ]
Сбор муртазеков происходил либо по приказу самого Шамиля, либо его наибов. В первом случае мюриды посылались к наибам с приказом собрать определенное количество муртазеков и прийти с ними в назначенное место к определенному времени. Во втором случае каждый наиб собирал определенное количество муртазеков как для защиты своего наибства, так и для набега. Для лучшего контроля над муртазеками во время боя Шамиль разделил их по наибам на отряды по 500 и 100 человек, приказав наибам, пятистам и вождям иметь отличительные знаки. [ 4 ]
По сведениям, предоставленным полковником Р.К. Фрейтагом, наиб иногда назначает для управления муртазикатами одного генерального начальника, под именем мазуна, а иногда и нескольких, выбирая их не за храбрость, а за преданность мюридизму, поскольку им также поручаются с внутренним управлением аулов. По мнению генерал-майора Клюки фон Клюгенау, наиб сам командует муртазикатами и выбирает лишь сотни командиров... Разница в этих объяснениях, возможно, связана с тем, что порядок руководства, проявленный полковником Фрейтагом, существует в Чечне, а последний - в Дагестане [ 5 ]
По мнению военного историка Н. Ф. Дубровиной: Для помощи наибам только в Чечне было создано особое сословие муртазеков. Это были люди, посвятившие себя фактической караульной или кордонной службе и занимавшие охрану по всей границе немирной Чечни. В Дагестане сословия муртазеков вообще не существовало . [ 6 ]
Численность муртазеков, по данным русской разведки, в конце зимы 1843 года от сел Ассы до Сугратала составляла до 4 тысяч человек; в Чечне их было более 1000. По данным А.П. Берже, армия, состоящая из муртазеков, распространилась по всей Чечне численностью до 3000 человек. Вообще у чеченцев были муртазеки и мюриды, но там их численность была не так велика, как в горах. Наиб мог сам созывать муртазеков как для защиты, так и для набега. [ 7 ]
Как пишет Н. Ф. Дубровин (по словам генерал-майора Д. В. Пассека), легче было справиться со сбором нескольких тысяч вольных ополченцев, по крайней мере, под предводительством наиболее храбрых горцев, чем атаковать несколько сотен мюридов, окружавших вождя и силы выбранную ими позицию. Первая, умело направленная и решительная атака обратила в бегство толпы свободной милиции. Напротив, если приходилось иметь дело только с мюридами, то каждую точку приходилось брать после упорного боя, огонь противника был самым смертоносным. Тогда горцы не стреляли по толпе, а всегда целились, направляя несколько ружей в каждый переулок, в каждый угол, поворот, тропинку — откуда могли появиться наши солдаты. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дадаев Ю.У. Муртазеки — воинское формирование Шамиля // Вестник Института истории, археологии и этнографии.
- ^ Дадаев Ю.У. Муртазеки — воинское формирование Шамиля // Вестник Института истории, археологии и этнографии.
- ^ Круглов А.И., Нечитайлов М.В. Вооруженные силы Имамата горцев Северного Кавказа (1829—1859). — М.: Русские Витязи, 2016. — 176 с.
- ^ Бергер А.П. Чечня и чеченцы. — Тф.: Тип. гл. бывший. Наместник Кавказа., 1859. — С. 113. — 159 с.
- ^ Круглов А.И., Нечитайлов М.В. Вооруженные силы Имамата горцев Северного Кавказа (1829—1859). — М.: Русские Витязи, 2016. — С.44-45.
- ^ Дубровин Н. Ф. История войны и господства русских на Кавказе: Т. 1-6. — СПб., 1871—1888. п. 472
- ^ Круглов А.И., Нечитайлов М.В. Вооруженные силы Имамата горцев Северного Кавказа (1829—1859). — М.: Русские Витязи, 2016. — С. 45
- ^ Круглов А.И., Нечитайлов М.В. Вооруженные силы Имамата горцев Северного Кавказа (1829—1859). — М.: Русские Витязи, 2016. — С. 45
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дадаев Ю. У. Муртазеки — воинское формирование Шамиля. Вестник Института истории, археологии и этнографии.
- Круглов А. И., Нечитайлов М. В. Вооружённые силы имамата горцев Северного Кавказа (1829—1859 гг.)
- Берже А. П. (1859). Чечня и чеченцы . Тф.: Тип. гл. упр. Наместника Кавк. p. 113.
- Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Ч. 1. Комм. и пер. Т. Айтберова. Махачкала, 1990.
- Покровский Н. И. (2000). Кавказские войны и имамат Шамиля . М.: РОССПЭН. ISBN 5-8243-0078-Х .