Гекбори
Музаффар ад-Дин Гокбори | |
---|---|
![]() Музаффар ад-Дин Гекбори. 563–630 гг. хиджры (1167–1233 гг. н. э.). Эрбильская мята. Датировано 587 годом хиджры (1191–1192 годы нашей эры). Бюст с непокрытой головой и драпировкой слева; имя и титулы Музаффар ад-Дина Гекбори на внешнем поле. | |
Рожденный | 13 апреля 1154 г. Мосул , Зенгид Атабегате |
Умер | 28 июня 1233 г. [ 1 ] (78 лет) Балад , Аббасидский халифат |
Похороненный | |
Верность | Дзен-гид Айюбиды Аббасиды |
Классифицировать | Эмир |
Команды | Генерал, командующий армиями и дивизиями армий. Губернатор различных городов и областей. Лорд Эрбиля |
Битвы/войны |
Гекбори , [ а ] или Музаффар ад-Дин Гокбори , [ б ] был главным эмиром и генералом султана Саладина (Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб) и правителем Эрбиля . [ 3 ] Он служил Зенгидам и Айюбидам правителям Сирии и Египта . Он сыграл ключевую роль в завоевании Саладином Северной Сирии и Джазиры ( Верхней Месопотамии ), а позже занимал главное командование в ряде сражений против государств крестоносцев и сил Третьего крестового похода . Франкам государств крестоносцев он был известен как Манафарадин, искаженное его главное хвалебное имя.
Гекбори был первым мусульманским правителем, публично отпраздновавшим рождение исламского пророка Мухаммеда на впечатляющей церемонии, во время которой читался аль-Мавлид ан-Набави (Мавлид или Мавлид, стихи, посвященные Дню рождения Пророка). [ 4 ] [ 1 ]
Происхождение и молодость
[ редактировать ]означает «Синий волк» Гекбори, чье имя на древнетюркском языке , был сыном Зайн ад-Дина Али Кутчека, эмира Эрбиля (известного как Арбела в современном арабском использовании). Родословная Гекбори была тюркской , а его семья, известная как Бегтегиниды, была связана с турками-сельджуками . После смерти своего отца в августе 1168 года четырнадцатилетний Гёкбори унаследовал власть над Эрбилем. Однако атабег Эрбиля Каймаз сверг Гекбори в пользу его младшего брата Зайн ад-Дина Юсуфа. Гекбори, изгнанный из своего города, в конце концов поступил на службу к зенгидскому принцу Саиф ад-Дину Гази ибн Маудуду из Мосула . Владыка Мосула предоставил Гекбори город Харран в качестве феодального владения. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Выдающийся зенгидский военачальник
[ редактировать ]В течение десятилетия с 1164 года Саладин , первоначально подданный Нур ад-Дина, зенгидского правителя Сирии, стал хозяином Египта. Саладин стремился объединить Египет и Сирию под своим правлением и утверждал уровень независимости, который его титульный хозяин Нур ад-Дин не мог принять. В 1174 году Нур ад-Дин подготовил свою армию к походу на Египет, но умер, не успев выступить против Саладина. После смерти Нур ад-Дина Саладин вторгся в Сирию. Гекбори командовал правым крылом армии Зенгидов, разбитой Саладином 13 апреля 1175 года у Рогов Хамы . Во время битвы правое крыло армии Зенгидов прорвало левый фланг Саладина, прежде чем было разбито атакой гвардии Саладина. [ 8 ]
Способствует завоеванию Саладином Северной Сирии и Джазиры (Верхняя Месопотамия).
[ редактировать ]
После поражения Зенгидов при Хаме и продолжающегося отсутствия какой-либо объединяющей фигуры типа Нур ад-Дина Гекбори понял, что власть Зенгидов в Сирии и Джазире идет на убыль, и принял важное решение перейти на сторону Саладина в 1182 году. Саладин был отброшен из Бейрута и двинулся на Алеппо, когда Гекбори посетил его с приглашением пересечь Евфрат и попасть в Джазиру. где его заверили, что его будут рады. Его поддержка Саладина сыграла важную роль в разгроме власти Зенгидов в регионе; вскоре под контролем Зенгида остались лишь города Мосул и Алеппо. [ 10 ] [ 11 ]
В 1185 году Саладин вел кампанию против Изз ад-Дина Масуда , зенгидского правителя Мосула. В это время Гекбори попал под подозрение в сговоре с Изз ад-Дином. Гекбори пообещал султану крупную сумму денег на покрытие расходов на кампанию, но не смог ее предоставить. Саладин арестовал Гекбори, но быстро освободил его. Во время этой кампании Саладин серьезно заболел, но его вылечили в замке Гекбори в Харране. В 1186 году война закончилась, когда Изз ад-Дин Масуд согласился стать вассалом Саладина. [ 12 ] [ 13 ]
После завоевания Северной Сирии и Джазиры Саладин присоединил Эдессу ( Урфу ) и Самсат к землям Гекбори сестру Саладина, ас-Ситт Рабию Хатун . . Затем ему выдали замуж [ 10 ]
Война против государств крестоносцев
[ редактировать ]
Гекбори стал известен как надежный и опытный военачальник. Секретарь Саладина, историк Имад ад-Дин аль-Исфахани , описывал его как: «...дерзкий, герой хорошо продуманных проектов, лев, направляющийся прямо к цели, самый надежный и твердый вождь». [ 10 ]
В кампаниях Саладина против государств крестоносцев Гекбори получал важные командования. В битве при Крессоне (1187 г.) он возглавил армию численностью 700–7000 человек, которая разгромила христианскую армию, содержащую большой контингент военных орденов . Христианская армия была уничтожена, а магистр рыцарей госпитальеров - Роже де Мулен убит. [ 14 ] Военные подвиги Гекбори были записаны в современных отчетах его врагов-христиан, которым он был известен как Манафарадин. [ 15 ]
Самым выдающимся военным достижением Гекбори была битва при Хаттине в 1187 году, где он командовал левым флангом армии Айюбидов. Саладин командовал центром, а его племянник Таки ад-Дин — правым. В этой битве армия Иерусалимского королевства была уничтожена , что привело к падению большей части королевства, включая священный город Иерусалим , под власть Саладина. Ибн Халликан описывает, как Гёкбори и племянник Саладина твердо стояли, когда остальная часть армии бежала. Они сплотили силы Айюбидов и повели их в контратаку, которая решила исход битвы. [ 16 ] [ 17 ]
В 1190 году во время осады Акры силами Третьего крестового похода погиб брат Гекбори Зайн ад-Дин Юсуф. Затем Гекбори обратился к Саладину с просьбой вернуть ему отцовское наследство города Эрбиль. Он получил Эрбиль и Шахрозур , но отдал Эдессу, Харран и Самсат, которые были пожалованы Таки ад-Дину. Хотя осада продолжалась, Саладин позволил Гекбори отправиться в Эрбиль, чтобы установить свою власть в городе. Таки ад-Дин был призван принять на себя командование войсками, которыми ранее командовал Гекбори. Гёкбори вошел в Эрбиль в январе 1191 года. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Правитель Эрбиля
[ редактировать ]
Гекбори оставался правителем Эрбиля до своей смерти. После смерти своего покровителя Саладина в 1193 году он фактически стал независимым правителем, не признававшим никого вышестоящего, кроме халифа . Он был большим покровителем писателей, поэтов, художников и ученых, которых он пригласил в Эрбиль. [ 4 ] Его управлению Эрбилем помогал ученый Ибн аль-Муставфи , один из его визирей , написавший историю Эрбиля в четырех томах. Гёкбори также был покровителем биографа и историка Ибн Халликана. Он был набожным мусульманином- суннитом и широко строил в своих владениях как духовные, так и телесные нужды своих подданных, создав религиозный колледж Дар аль-Хадис аль-Музаффария (основанный в 1198 году), суфийские монастыри ( ханка ), ' постоялый двор и ряд учреждений для слепых, сирот и вдов. [ 21 ] [ 22 ]
Он был особенно известен как пылкий празднующий Мавлид, церемониальное чтение хвалебных стихов, прославляющих Мухаммеда в годовщину его рождения. До Гекбори такие торжества представляли собой частные обряды или судебные шествия. Торжества в Гёкбёри проводились публично, им предшествовали охотничьи вечеринки и сопровождались щедрыми жертвоприношениями. Более поздние комментаторы считали, что это представляет собой уровень синкретизма с доисламскими традиционными турецкими практиками, называемыми Сигир и Шолен . [ 23 ]
Длительное правление Гёкбори в Эрбиле, ставшем процветающим центром суннитского образования, во многом объяснялось его высокоразвитой политической проницательностью и разумным выбором союзов. Он всегда был более полезным союзником крупных держав, чем привлекательным как потенциальная цель их агрессии. Хотя он женился на представителях династии Айюбидов, две его дочери вышли замуж за Зенгидов. Позже во время своего правления он использовал союз с аль-Муаззамом Дамасским как противовес угрозам аль-Малика аль-Ашрафа и Бадр ад-Дина Лу'лу' . Бадр ад-Дин Лу'лу был назначен атабегом для последующих детей-правителей Мосула Нур ад-Дина Арслан Шаха II и его младшего брата Насир ад-Дина Махмуда . Оба правителя были внуками Гекбори, и этим, вероятно, объясняется враждебность между ним и Лу'лу. В 1226 году Гёкбори в союзе с аль-Муаззамом напал на Мосул, а его союзник напал на Хомс. В результате этого военного давления аль-Ашраф и Лу'лу подчинились аль-Муаззаму, хотя аль-Муаззам умер в следующем году. Насир ад-Дин Махмуд был последним зенгидским правителем Мосула. Он исчезает из записей вскоре после смерти Гекбори. Он был убит Лу'лу путем удушения или голодания, а затем его убийца формально стал править Мосулом. [ 24 ] [ 22 ] [ 25 ]
Смерть
[ редактировать ]
Не имея наследника мужского пола, Гёкбори завещал Эрбиль аббасидскому халифу аль-Мустансиру . [ 26 ]
В преклонном возрасте он вел кампанию против монголов во время их первых подходов к Месопотамии, которую им вскоре предстояло захватить и опустошить. Заболев, он вернулся в свои земли, где и умер 28 июня 1233 года. [ 27 ] [ 1 ] Три года спустя, в 1236 году, монголы разграбили Эрбиль, но не смогли взять цитадель; В 1258 году, во время осады Багдада , Эрбиль пал под властью монгольского полководца Орокту Нояна. [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Г.Огюн, Энциклопедия ислама TDV , стр. 234-235
- ^ Ибн Халликан, с. 542, все даты и места
- ^ Ибн Халликан, с. 535
- ^ Jump up to: а б Ибрагим Кафесоглу (1994). Эрдоган Мерсил; Хидайет Явуз Нухоглу; и др. (ред.). Краткая история турецко-исламских государств (за исключением Османского государства) . Перевод Ахмета Эдипа Уйсала. Типография Турецкого исторического общества. п. 184. ИСБН 9789751605719 .
- ^ Филлипс, Джонатан (2019). «Прогресс в Сирии и рейд Рейнальда на Красное море». Жизнь и легенда султана Саладина . Случайный дом. п. 391.
Туркменский правитель Харрана Музаффар ад-Дин Кеукбури («Кеукбури» — турецкое имя, означающее «Синий волк») обратился к Саладину с предложением поддержать его планы.
- ^ Ибн Халликан, стр. 535-536
- ^ Новачек и др., с. 4
- ^ Баха ад-Дин, стр. 73-74
- ^ Уилан Тип III, 251 и 253; ШМ 826-36; Альбом 1888.1.
- ^ Jump up to: а б с Николсон и Николь, с. 17
- ^ Опасность, стр. 576-577.
- ^ Рансимен, стр. 445-446
- ^ Эренкройц, с. 189
- ^ Николсон, с. 25
- ^ Стаббс, с. 6
- ^ Ибн Халликан, стр. 536-537
- ^ Рансимен. Мистер. 455
- ^ Баха ад-Дин, с. 218
- ^ Ибн Халликан, с. 537
- ^ Альбом, с. 121
- ^ Ибн Халликан, с. 537-539
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия ислама , «Бегтегиниды»
- ^ Чаатай, с. 129
- ^ Гибб, стр. 700-701.
- ^ Паттон, стр. 152-155.
- ^ Моррей, с. 85
- ^ Николь, с. 59
- ^ Ховорт, стр. 132, 203.
Библиография
[ редактировать ]- Альбом, С. (1977) Numismata Orientalia Illustrata Марсдена , Attic Books Limited, Лондон, Онтарио ISBN 9780915018161 . Перепечатка частной типографии Уильяма Марсдена 1823–1825 годов в Лондоне, Англия .
- Баха Ад-Дин Юсуф Ибн Шаддад (Беха Ад-Дин), пер. К.В. Уилсон (1897) Саладин, или что случилось с султаном Юсуфом , Общество текстов палестинских паломников, Лондон. Перепечатано, 2002 г., Elibron Classics, Adamant Media, Бостон. ISBN 9781402192463 [1]
- Чагатай, Н. (1968) «Традиция чтения мавлидов в исламе, особенно в Турции», StudiaИсламика , № 28, Maisonneuve & Larose (Брилл, Лейден). DOI: 10.2307/1595265 [2]
- Эренкройц, А.С. (1972) Саладин , Государственный университет Нью-Йорка, Олбани, штат Нью-Йорк. ISBN 9780873950954
- Энциклопедия ислама , второе издание. Впервые опубликовано в Интернете: 2012 г., P. Bearman, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Хайнрихс (ред.), Брилл, Лейден, Интернет-версия: раздел о Бегтегинидах [3]. Впервые опубликовано в Интернете: 2012 г. Первое печатное издание (1960–2007): ISBN 9789004161214
- Гибб, HAR (1962) «Айюбиды», в «Истории крестовых походов», том 2: Поздние крестовые походы, 1189–1311 гг ., Вольф, Р.Л. и Хаззард, HW (ред.), гл. XX, стр. 693–714, University of Pennsylvania Press, Филадельфия, Пенсильвания. [4] Архивировано 26 марта 2023 г. в Wayback Machine.
- Хазард, HW (1958) «Возвышение Саладина 1169–1189», в «Истории крестовых походов», том 1 (изд. М.В. Болдуина), University of Pennsylvania Press, Филадельфия, Пенсильвания, стр. 563–589. ISBN 9780299048440 [5]
- Ховорт, сэр Генри Х. (1876) История монголов: с 9 по 19 век , Том 1, перепечатано (2008) Cosimo Inc., Нью-Йорк ISBN 9781605201337
- Ибн Халликан (1843) Книга смерти — Биографический словарь Ибн Халликана , пер. Гийом, барон Мак-Гукин де Слейн, Том 2, Париж. [6]
- Моррей Д.В. (1994) Знаменитый Айюбид и его мир: Ибн Аль-Адим и Алеппо, изображенные в его биографическом словаре людей, связанных с городом , Brill. Лейден. ISBN 9004099565
- Николсон, Х. (пер.) (1997) Хроники Третьего крестового похода: перевод Itinerarium Peregrinorum и Gesta Regis Ricardi , Эшгейт, Фарнхэм. ISBN 0-7546-0581-7
- Николсон, Х. и Николь, Д. (2006) Воины Бога: тамплиеры, сарацины и битва за Иерусалим , Osprey Publishing, Оксфорд. ISBN 1846031435
- Николь, Д. (2001) Крестовые походы , Osprey Publishing, Оксфорд. ISBN 978-1841761794
- Новачек К., Амин Н.А. и Мельчак М. (2013) Средневековый город в пределах ассирийских стен: непрерывность города Эрбиль в Северной Месопотамии , Ирак, Том 75, стр. 1–42, Британский институт исследований Ирака, Лондон. DOI: https://doi.org/10.1017/S0021088900000401 [7]
- Паттон, Д. (1988) Отчет Ибн ас-Саи о последнем из Зангидов , Журнал Немецкого восточного общества , Vol. 138, No. 1, стр. 148–158, Harrassowitz Verlag Stable URL: https://www.jstor.org/stable/43377738 [8]
- Рансиман, Стивен (1952). История крестовых походов, том II: Иерусалимское королевство и франкский Восток, 1100–1187 гг . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. (Перепечатка 1990 г., Penguin, Лондон. ISBN 9780140137040 )
- Стаббс, В. (редактор) (1864) Itinerarium Peregrinerum et Gesta King Richard (исходный текст на латыни), Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин, Лондон. Доступно на французском языке
- Безер, Г. Огюн (2002). «КОКБЁРИ» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 26 (Кили – Кютахья) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. п. 234-235. ISBN 978-975-389-406-7 .