Аль-Хаким ат-Тирмизи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2010 г. ) |
Аль-Хаким ат-Тирмизи | |
---|---|
Заголовок | Хаким у Тирмизи |
Персональный | |
Рожденный | 750–760 гг. н. э. 133–143 г. хиджры |
Умер | 869 г. н. э. 255 г. хиджры |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Ханафитский [1] [2] |
Основной интерес(и) | Фикх , хадисы , суфизм , калам |
Известные работы | Наводир Аль-Усул фи Марифат Ахбор Ар-Расул и Хакийкат Аль-Одамия |
Аль-Хаким ат-Тирмизи ( араб . Аль-Хаким ат-Тирмизи ; перевод « Мудрец из Термеза» ), полное имя Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али ибн аль-Хасан ибн Башир ат-Тирмизи (ок. 869 г.) был персом. [3] [4] Суннитский юрист ( факих ) и традиционалист ( мухаддис ) из Хорасана , но его больше всего помнят как одного из великих ранних авторов суфизма .
Сведения о его жизни, научной и творческой деятельности можно найти в трудах Таджа ад-Дина ас-Субки (Табакат Аш-Шафия Аль-Кубра), аль-Хатиба аль-Багдада (Тарих Багдад), Ибн Хаджара аль-Аскалани ( Лисан ал-Мизан), Сулами (Табакат Ас-Суфийа) и в ряде других трактатов.
Он подвергся критике со стороны других традиционалистов, однако ад-Захаби защищал его, говоря: «Он является лидером в хадисах». [5]
Аль-Хаким ат-Тирмизи рассказывает о своей жизни в своей книге « Баду Шаани Абу Абдулла» («Начало преследования Абу Абдаллы»), опубликованной в Бейруте в 1965 году Яхьей Исмаилом Усманом, вместе с работами учёного в Хатм аль-Аулия («Печать Святых»).
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Жизнь
[ редактировать ]Тирмизи, по-видимому, родился между 820 и 825 годами нашей эры в Термезе , Хорасан, современный Узбекистан. Его отец был знатоком хадисов и юристом; его раннее образование, по-видимому, было очень ортодоксальным. Он был воспитан как знаток хадисов и фикха (права), точнее, ханафитской школы права, которая доминировала на восточных территориях Ирана. Однако он также очень уважал ханбалитов. [6] В сферу образования Тирмизи действительно входили такие науки, как греческое естествознание и философия. Его последующее упоминание об обучении использованию астролябии, подразумевающее знание астрономии и математики, получило разные интерпретации. «В его трудах нет и следа влияния «естествознания». Но быть суфийским мастером достаточно, чтобы признать, что он это сделал. Его работы касаются Калама и Акиды , и он вступил в рациональный спор с Мутакиллимунами своей эпохи и сохранял критическое отношение к ним. [7] Его труды, содержащие разнообразное содержание, нельзя рассматривать целиком ни в категории мистических произведений, ни в категории хадисоведения, ни в категории философских трудов, ни в категории каламов или юриспруденции. [7] Однако его общее стремление к знаниям принесло ему прозвище « аль-Хаким ».
Ранние годы
[ редактировать ]В письменных источниках и современной литературе для обозначения даты рождения и смерти аль-Хакима ат-Тирмизи используются разные даты. Некоторые авторы, в частности Ходжа Халиф, в своем «Кашф ас-Зунун» указывают 255 год по хиджре / 869 год нашей эры как дату смерти Аль-Хакима ат-Тирмизи. Такая же дата была написана на могиле аль-Хакима ат-Тирмизи. Если исходить из того, что Аль-Хаким ат-Тирмизи жил более ста лет, в некоторых источниках говорится 112, 116 или 120 лет, то он родился примерно между 750 и 760 годами нашей эры. В то же время Абдулфаттах Абдулла Барака, написавший тридцать лет назад свой великий «Аль-Хаким ат-Тирмизи и Назарийятуху фил» («Аль-Хаким ат-Тирмизи и его теория»), сказал, что Аль-Хаким ат-Тирмизи был родился в 205 г. по хиджре / 820 г., умер в 320 г. по хиджре / 932 г. и прожил 112 лет.
Мусульманские исследователи хадисов сообщают, что существуют разногласия относительно его рождения и смерти, но он умер около 280 г. по хиджре, прожив от 70 до 80 лет. [5]
Подробных сведений о детстве и юности Аль-Хакима ат-Тирмизи в источниках нет. Согласно его «автобиографии», он начал изучать религиозные науки в восемь лет, а совершил хадж в Мекку в двадцать восемь .
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2022 г. ) |
Вернувшись из Мекки, Аль-Хаким ат-Тирмизи стал последователем суфия ; он удалился от людей и выучил договоры.Его отец Али бин Хасан был ведущим учёным, специалистом по хадисам , который в поисках знаний отправился в Багдад и принимал активное участие в научных дискуссиях с видными учёными того времени по различным проблемам хадиса. Его мать и дядя считались знатоками хадисов. Следовательно, Аль-Хаким ат-Тирмизи вырос в кругу образованных и научных людей, что оказало большое влияние на его идеологию.
В некоторых письменных источниках содержатся достоверные сведения об учителях Аль-Хакима ат-Тирмизи. Его учителем был его отец Али бин Аль-Хасан у Тирмизи. «История Багдада» Хатиба Аль-Багдади содержит некоторую информацию. Среди других его учителей были Кутайба бин Саид ас-Сакафи Аль-Балхи (798–888 гг. н. э.), Салих бин Абдулла ат-Тирмизи. Много интересных фактов было написано в книге Ибн Хиббаны «Книги о знаменитых людях»; Салих бин Мухаммад ат-Тирмизи, который какое-то время был казием Термеза, Суфьян бин Ваки (умер в 860 году), Хасан бин Умар бин Шафик Аль-Балхи (умер в 840 году нашей эры), Ахмад бин Хадравайх (умер в 854 году нашей эры), Абу Тураб ан-Нахшаби (ссылка) и Яхья бин Мааз Ар-Рази (умер в 875 году нашей эры).
На основании данных письменных источников жизнь Аль-Хакима ат-Тирмизи можно разделить на следующие периоды:
- Первый период включает детство аль-Хакима ат-Тирмизи до семи лет. К сожалению, мы не располагаем точными сведениями об этой части его жизни. Но тем не менее можно сказать, что в отличие от детей своего возраста он проявлял в этом возрасте способности к различным играм, как бы готовил себя к будущей научной жизни, много работал со своими учителями, получал знания по различным наукам (в частности, по богословию). ) и приготовился к мистической духовной жизни.
- Второй период охватывает жизнь Аль-Хакима ат-Тирмизи с восьми до двадцати восьми лет, когда он получал знания от разных учителей ( шейхов ). Для получения знаний он посетил другие восточные города, побывал в Мекке и совершил паломничество. он уделял большое внимание изучению хадисов и проблемам фикха . Некоторые источники указывали на то, что в этот период своей жизни
- Третий период его жизни связан с тщательным изучением Корана . Он усваивал глубокие Божии слова, их суть, посты, молитвы и благочестивые дела и так далее. Большое влияние на него оказал философско- мистический труд Аль-Антахи «Исцеление сердец».
У Аль-Хакима ат-Тирмизи было много учеников, в том числе: Абу Мухаммад Яхья бин Мансур Аль-Кади (умер в 960 году нашей эры), Абу Али Мансур бин Абдулла бин Халид Аль-Зухли Аль Хирави; Абу Али аль-Хасан бин Али аль-Джурджани. Он также обучал Ахмада бин Мухаммада бин Ису, Абу Бакра Мухаммада ибн Умара Аль-Аль Хакима Аль-Варрака, Мухаммада бин Джафара бин Мухаммада бин Аль-Хайсама бин Умрана бин Бурайду и других.
Научная и творческая деятельность Аль-Хакима ат-Тирмизи тесно связана с его путешествиями по другим странам и городам. Он посетил Балх , Нишапур и Багдад , где наука и культура достигли своего апогея, встретился с известными учёными и принял участие в дискуссиях. Тем не менее, Термез , его родной город, сыграл важную роль в его научной и творческой деятельности, и там он создал свои основные труды. Его проповеди, а также некоторые произведения, прежде всего, «Хатам аль-Авлия» («Печать святых»), «Халь аш-Шариа» («Аргументы исламского права»), в которых обсуждаются мусульманские ритуалы, о «любви к Богу» и о различных категориях мистиков, о «Печатях Святых», наряду с существовавшими «Печатями Пророков», вызвало недовольство некоторых слоев фалихов и богатых. Спасаясь от погони своих врагов, Аль-Хаким ат-Тирмизи был вынужден перебраться в Балх , а затем в Нишапур , где его очень хорошо приняли и где он позже приобрел большое количество последователей.
Просмотры
[ редактировать ]Теология
[ редактировать ]Божественная природа
[ редактировать ]Ат-Тирмизи подробно говорил о Мувахидунах как о верующих именно в Танзих (абсолютную божественную трансцендентность) за Единого Бога, а не просто используя термин Муваххид в его традиционном богословском смысле (т.е. как о человеке, который просто утверждает, что численно существует только один Бог – который, по сравнению с этим, допускает и телесность). Аль-Геюши утверждает, что это единственное убеждение, которое Муваххид может утверждать, когда он не видит «ничего с Богом», и что эта точка зрения способствует вере в то, что он видит Бога через Фану (уничтожение). [8]
Действительно, когда ат-Тирмизи спросили, возможно ли увидеть Бога, он ответил просто: «Да». Однако, когда человек узнал больше о том, как именно его можно увидеть, ат-Тирмизи ответил: «Как он известен здесь." На это мужчина ответил: «А откуда он здесь известен?» Ат-Тирмизи ответил: «Как Его увидят там». Он продвигает идею о том, что человек увидит Бога, но не увидит в нем всего, комментируя аят Корана: «Видение не постигает Его, но он постигает (все) видения. .Он Тонкий, Всеведущий». что Бог не полностью виден во всех своих аспектах ни в этом мире, ни в следующем, но люди смогут увидеть некоторые из его качеств, не видя его всего, на что указывает использование слова адрака (постичь или постичь). увидеть все) в стихе. [8]
Поддерживая идею о том, что у Бога были атрибуты (сифат), он уверенно примыкает к суннитам и применил традиционалистский подход в своем опровержении мутазилитов (ар-Радд ала аль-Муатилла). Чтобы опровергнуть мутазилитов, которые отвергли наличие у Бога сифат (атрибутов), он просто привел хадис, в котором так много упоминались атрибуты, что работа, в которой он это делает, причисляется к работам по хадисам. [8]
Другие богословские взгляды
[ редактировать ]Одной из немногих работ, которые содержат только его богословские взгляды, является его опровержение шиитов (ар-Радд ала ар-Рафида), где он опровергает шиитское отрицание права на Халифат со стороны Абу Бакра и Умара. Он также разъясняет саму концепцию Халифата (исламского правительства) и того, кто имеет на него право. [8]
Он также подробно рассказал о разногласиях между двумя группами относительно того, может ли однажды приобретенная вера (иман) увеличиваться/уменьшаться или нет, говоря, что сама вера не увеличивается и не уменьшается, но ее последствия могут различаться по степени и степени, давая пример Солнца и солнечного света - мы не видим увеличения или уменьшения солнечного света, но мы видим увеличение и уменьшение солнечного света на Земле. Таким образом, он утверждал, что вопрос того, какая группа была правильной, и что группу, которая сказала, что вера действительно возрастает, также можно интерпретировать как правильную, поскольку они имеют в виду последствия веры. [8]
Веря в приобретение человеческих действий, Ат-Тирмизи также утверждал, что вера приобретается как действие, но что инструмент приобретения веры (интеллект) является даром от Бога. Ат-Тирмизи использовал это в своем ответе на проблему Зла, говоря, что «добро» и «зло» исходят от Бога по его божественному характеру, но также и от человека в том, что они получают от своих дел. Далее он сказал, что Бог не несет ответственности за свой характер, а человек несет ответственность за свои дела. [8]
Наконец, он поддержал ортодоксальную линию, заявив, что Рай и Ад не закончатся, заявив, что гибель, о которой говорится в стихе: «Все погибнет, кроме Него Самого», отличается от исчезновения (навсегда исчезнет), говоря, что они оба погибнут, но не исчезнут. подлежит исчезновению. [8]
Работает
[ редактировать ]По словам Радтке и О'Кейна, «он первый и вплоть до времен Ибн аль-Араби единственный автор-мистик, чьи сочинения представляют собой широкий синтез мистического опыта, антропологии, космологии и исламской теологии... Система Тирмизи мышления является представителем старой исламской теософии, которая еще сознательно не ассимилировала элементы аристотелевско-неоплатонической философской традиции». [9]
У него было 62 издания и 108 наименований. [10] Его работы можно разделить на шесть частей: Тафсир (толкование Корана), Хадисы (пророческая традиция), Фикх (юриспруденция), арабская терминология, антропология и теория святости. [11] Некоторые из его работ:
- Навадир аль-усул фи ма'рифат хадис ар-расул («Уникальные принципы, вытекающие из знания преданий Посланника»), сборник редких хадисов, состоит из 391 главы.
- Гаур аль-Умур («Глубина вещей»)
- аль-Манхийят («Религиозные запреты»)
- аль-Акьяс («Мудрые»)
- Аль-амталь мин аль-Китаб ва-ль-Сунна («Книга притч, взятая из Корана и Сунны»)
- аль-Фурук ва-ман ат-тарадуф («Терминологические вариации и невозможность синонимии в арабском языке»)
- Хакийкат аль-Одамия («Книга о природе человека»)
- Адаб ан-Нафс («Воспитывание души»).
- ар-Радд 'ала ль-му'аттила («Ответ тому, кто отрицает атрибуты Бога»)
- Хатм аль-авлия («Путь святых»)
- Китаб ас-Салат ва Макасидиха (Книга о молитве и ее целях)
- Китаб аль-Хадж ва Асрарихи (Книга о паломничестве и его тайнах)
- Аль-Ихтиятат («Книга мер предосторожности»)
- Китаб аль-Джумаль аль-Лазим Марифитиха (Книга о предложениях, которые следует знать)
- Тахсил назаир аль-Коран («Многозначность в Коране»)
- аль-Акл ва-ль-хава («Интеллект и страсть как противоположности»)
- Китаб ат-Таухид («Книга единобожия»)
- Китаб аль-Масаил аль-Макнуна («Книга скрытых вопросов»)
- Джаваб Китаб Усман ибн Саид мин ар-Рай. («Ответ на Книгу Усмана ибн Саида от разума»)
- Баян аль-Касби («Проповедь о добытчике»)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Радтке, Бернд и Джон О'Кейн. Концепция святости в раннем исламском мистицизме: две работы Аль-Хакима Аль-Тирмизи; Аннотированный перевод с введением. Psychology Press, 1996. стр.15.
- ^ МАСУД, МУХАММАД ХАЛИД. «БУДУВВ САХАН АЛЬ-ХАКИМА АЛЬ-ТИРМИХХИ». Исламские исследования 4.3 (1965): 315–343. «Аль-Хаким ат-Тирмизи, один из самых выдающихся ученых среди ранних мистиков, широко известен как мухаддис, юрист ханафитской школы права и суфий».
- ^ Раффл, Карен Г. (2011). Гендер, святость и повседневная практика в южноазиатском шиизме . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. п. 40. ISBN 9780807834756 .
В девятом веке, до Ибн аль-Араби, аль-Хаким ат-Тирмизи, персидский суфий, разработал первую теоретическую формулировку концепции валаята.
- ^ Шакед, Шауль (20 августа 1999 г.). «Квесты и визионерские путешествия в Сасанидском Иране». Ин Ассманн, Ян ; Струмса, Гай (ред.). Трансформации внутреннего Я в древних религиях . БРИЛЛ. п. 71. ИСБН 978-90-04-11356-5 .
Другой выдающийся персидский мусульманский мистик более раннего поколения, аль-Хаким ат-Тирмизи (9 век н.э.), написал автобиографию, которая гораздо менее схематична и более личная. Уникальной особенностью этой автобиографии является тот факт, что в ней широко используются сны, и, что еще более необычно: большинство изложенных снов принадлежат его жене. Еще раньше, в коротких изречениях другого великого мусульманского мистика персидского происхождения Абу Язида аль-Бистами, записанных по устной передаче, мы имеем несколько примеров подобного схематического движения жизни.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грин, Сухайль; Сомерсет, Мухаммед; Абасумар, Харун (4 апреля 2017 г.). «Имам Хаким Тирмизи (рахимахуллах) » Хадисы Ответы
- ^ https://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclepaedia-of-islam-2/al-tirmidhi-COM_1230?s.num=1&s.f.s2_parent=sfbook.encyclepaedia-of-islam-2&s.q=Al -Тирмизи «Традиционалист, он принял многочисленные темы, характерные для Ахль аль-Хадит , отказался принять обсуждение Корана и Сунны , отверг калам и противоречия, отверг разум и личное мнение ( раи ) и проявил явную симпатию к Ханбалис"
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Два великих мудреца» Убайдуллы Уватова («Шарк», НМАК, Ташкент, 2005 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г АЛЬ-ГЕЙУШИ, МУХАММАД ИБРАГИМ. «Аль-Хаким ат-Тирмизи: его труды и мысли». Исламское ежеквартальное издание 14.4 (1970): 159.
- ^ Радтке и О'Кейн, Концепция святости в раннем исламском мистицизме (Ричмонд, Суррей: Curzon Press, 1996).
- ^ Масарва, Алев (2018). «аль-Хаким ат-Тирмизи» . Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Э. Дж. Брилл. п. 62.
- ^ Гобийо, Женева (2018). «аль-Хаким ат-Тирмизи » Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Э. Дж. Брилл. п. 63.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ю. Марке, Аль-Хаким ат-Тирмиди и неоплатонизм его времени (Университет Дакара, Travaux et Documents № 2, 1976).
- Б. Радтке, «Предтеча Ибн аль-Араби: Хаким Тирмизи о святости», Журнал Общества Ибн Араби (1989) 8: 42–49.
- О. Яхья, «Работа Тирмиди (библиографический очерк)» (411–480) в «Меланж Луи Массиньон» , том. 3 (Дамаск: Французский институт Дамаска, 1957).