Джалалуддин Тебризи
Джалалуддин Тебриз | |
---|---|
Абу аль-Касим Джалал ад-Дин Тебриз | |
![]() В Баиш Хазари Дарга находится могила Тебризи. | |
Персональный | |
Рожденный | 12 век |
Умер | 13 век |
Место отдыха | Баиш Хазари Дарга , Пандуа , район Мальда , Западная Бенгалия |
Религия | ислам |
Номинал | сунниты |
Школа | Ханафитский |
Другие имена | Джалал Уддин Табрези |
Организация | |
Заказ | Сухравардия |
Мусульманский лидер | |
Учитель | Абу Сайид Тебризи Шахаб ад-Дин Сухраварди [1] |
Период пребывания в должности | 13 век |
Абу аль-Касим Джалал ад-Дин Табризи ( персидский : ابول القاسم Джалал ад-Дин Тебризи ) был знаменитым суфийским святым Южной Азии . [2] Он прибыл в Бенгалию вскоре после начала там мусульманского правления , где пропагандировал ислам среди местного населения и провел остаток своей жизни. Орден Джалилия, небольшой тарикат , назван в его честь. [3] и он считается главным героем санскритской фантастики Секхашубходая « » («Пришествие шейха » ). [4]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Абул Касим Джалалуддин родился в Тебризе , на северо-западе Ирана . [5] Он учился у Абу Сайида Тебризи, местного ученого -суннита . После смерти этого учителя Джалалуддин Тебризи стал учеником Шахаб ад-Дина Сухраварди . [6] Находясь на службе у Сухраварди, Тебризи часто сопровождал его во время хаджа в Мекку и носил печь , чтобы поддерживать еду теплой. на голове [7]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
Тебризи мигрировал в Дели во время правления мамлюкского императора Илтутмиша примерно в 1210 году, и ему было предоставлено место для проживания рядом с дворцом. Говорят, что его популярность раздражала шейха аль-Ислама Низамуддина Сугру. [8] который якобы обвинил его в супружеской измене с скандально известной женщиной. [9] Однако другие ученые, такие как Кутбуддин Бахтияр Каки и Бахауддин Закария, поддерживали хорошие отношения с Тебризи. Позже обвинения оказались ложными. [10]
Затем он направился в Бенгалию , которая недавно была завоевана Мухаммадом Бахтияром Хилджи . Среди его многочисленных вкладов Тебризи известен тем, что он пригласил многих местных жителей принять ислам и собрал большое количество последователей. Близлежащий город Деотала был назван в его честь Табризабадом, что позволяет предположить, что он тоже жил там какое-то время.
Смерть и наследие
[ редактировать ]
Дата смерти Джалалуддина Тебризи оспаривается. Гулам Сарвар утверждает, что он умер в 1244 году. [8] в то время как Мирза Мухаммад Ахтар Дехлави записывает, что его смерть наступила в 1225 году. [11] Тебризи был похоронен в своей ханке в Хазрате Пандуа . Доход от пожертвованной земли дарги стоил двадцать две тысячи така , и поэтому он стал известен как Баиш Хазари Дарга . [3]
Однако Абу'л-Фазл ибн Мубарак утверждает, что Тебризи умер в месте под названием Девмахал. Историки изо всех сил пытались найти такое место, поскольку в Бенгалии нет места под названием Девмахал. [6] Исследования колониальной эпохи отождествляют Девмахал с Мальдивами . [12] [13]
Влияние Тебризи на мусульманскую Бенгалию в 13 веке можно увидеть в последующих столетиях, учитывая путаницу, возникающую из-за других суфийских святых с общим именем Джалал. Марокканский путешественник XIV века Ибн Баттута упоминает о своей встрече с Джалалуддином Тебризи возле Камарупы, хотя современные историки считают, что Ибн Баттута спутал первого с шахом Джалалом из Силхета из-за обилия подтверждающих надписей и свидетельств, говорящих об обратном. [3] Ибн Баттута написал свою книгу, когда вернулся в Марокко, спустя много лет после путешествия по этим местам.
Во время правления императора Великих Моголов Шах Алама II Мунши Сайед Садруддин (ум. 1796) был назначен мутавалли ( Баиш Хазари опекуном) парганы . Садруддин также построил библиотеку возле своего медресе в Бохаре , которую назвал Медресе-и-Джалалия в честь святого. [14] Медресе последовательно выпустило сотни улемов, в том числе Гулама Мустафу Бурдвани, Ижарула Хака, Абдура Раба Лакхнауи, Абдура Рахмана Лакхнауи и Нурула Хака Ансари. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хан, Гулам Ахмад. Сирадж аль-Маджалис . Дели . п. 55.
- ^ Чишти, Сайед Абдур Рахман. Мират аль-Асрар (на персидском языке). Университет Дакки .
- ^ Jump up to: а б с Ислам, Сираджул ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир, ред. (2012). «Шейх Джалалуддин Тебризи» . Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Ислам, Сираджул ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир, ред. (2012). «Сехашубходая» . Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Мемуары . п. 102.
- ^ Jump up to: а б Абуль-Фазл ибн Мубарак . Айн-и-Акбари . Том. 2.п. 406.
- ^ Низами, Муслим. Иршад-и-Махбуб . Дели . стр. 351–352.
- ^ Jump up to: а б Сарвар, Гулам. Хазинат аль-Асфия . Том. 1.стр. 278–289.
- ^ Хан, Гулам Ахмад. Хвайган-и-Чишт . Дели . п. 129.
- ^ 'Абд аль-Хакк аль-Дехлави . Ахбар аль-Ахьяр фи Асрар аль-Абрар . п. 44.
- ^ Мирза Мухаммад Ахтар Дехлави. Тазкират-и-Аулия-и-Хинд . Том. 1. п. 56.
- ^ Беверидж, Х. (1895). «Хуршид Джахан Нума Сайяда Илахи Бахша аль-Хусайни Ангрезабади» . Журнал Азиатского общества Бенгалии . 64 (3). Азиатское общество Бенгалии : 230.
- ^ Блохманн, Х. (1873). «Вклад в географию и историю Бенгалии» . Журнал Азиатского общества Бенгалии . 42 (3). Азиатское общество Бенгалии : 260.
- ^ Бегум, Шабнам (1994). «Религиозные учреждения Бенгалии в восемнадцатом веке: медресе Бухар». Вклад Бенгалии в исламоведение в XVIII веке (Диссертация). Алигархский мусульманский университет . стр. 44–50.
- ^ Молла, М. Ишарат Али (1993). «4. Жизнь муллы Бахрула Улума, его учителей и учеников, а также взгляды на него видных улемов». Жизнь и деятельность муллы Бахрула Улума (ум. 1225 г. хиджры) (Диссертация). Алигархский мусульманский университет . стр. 48, 68–69.