Отправьте нам
Отправьте нам | |
---|---|
![]() Портрет Титумира. | |
Рожденный | Сайед Мир Нисар Али 27 января 1782 г. |
Умер | 19 ноября 1831 г. | (49 лет)
Движение | Тарикат-и-Мухаммадия [1] |
Родители |
|
Ислам в Бангладеш |
---|
![]() |
Сайед Мир Нисар Али (27 января 1782 — 19 ноября 1831), более известный как Титумир , был бенгальским революционером в Британской Индии , который развил направление мусульманского национализма в сочетании с аграрным и политическим сознанием. Он известен тем, что построил большой бамбуковый форт для сопротивления британцам, который передался бенгальской народной легенде. [2] [3] [4]
Титумир занял 11-е место в опросе BBC о величайшем бенгальце всех времен . [5]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Титумир родился как «Сайед Мир Нисар Али» 27 января 1782 года ( 14 Магха 1182 года ) в деревне Хайдарпур или Чанд Пур , согласно некоторым источникам, в семье Саеда Мира Хасана Али и Абиды Рукайи Хатун. [2] [3] Семья заявила о своем арабском происхождении от халифа Али ; Шахадат Али эмигрировал в Бенгалию, чтобы проповедовать ислам , и его сын Сайед Абдулла был назначен главным кади Джафарпура Сайед императором Дели . [2]
Титумир получил образование в местном медресе стал хафизом Корана языками , где к двадцати годам , а также овладел бенгальским , арабским и персидским . [2] [6] служил телохранителем местного заминдара . Хороший борец и гимнаст, он некоторое время [3] Однако Титумир был заключен в тюрьму из-за конфликта и после освобождения в 1822 году оставил свою работу, чтобы отправиться в хадж . [3]
Религиозно-политический активизм
[ редактировать ]Исламское возрождение
[ редактировать ]В Мекке Титумир находился под влиянием Сайеда Ахмада Барелви , индийского проповедника исламского возрождения , который выступал за джихад, чтобы очистить общественно-политическую жизнь от всей неисламской коррупции и примесей и обеспечить соблюдение шариата . [3] [2]
По возвращении из Мекки он начал мобилизовать мусульманское крестьянство, проповедуя против отклонений от Корана — почитание пиров , строительство дарг , взимание процентов по займам и т. д. — все это осуждалось — и заявляя, что заминдары — которые были в основном, Индус — быть в сговоре с режимом Компании. [2] [3] [7] Диктаты Титумира проникли и в общественную жизнь: мужчины должны были носить бороды с подстриженными усами , а женщины носить паранджу ; те, кто не подчинился, должны были быть бойкотированы. [2] [3]
Низшие классы мусульманского общества отреагировали положительно, но его упор на исламский фундаментализм обеспечил незначительную поддержку со стороны индуистского крестьянства. [3] Однако сообщество Заминдар, независимо от вероисповедания, выступило против его деятельности. [3]
Противостояние с заминдарами
[ редактировать ]В июне 1830 года Кришнадева Рай, Заминдар Пунры, которого в некоторых источниках поочередно называют Талукдаром Сарфаразпура, ввел ежегодный налог на всех бородатых мусульманских подданных для борьбы с влиянием Титумира. [3] По совету Титумира крестьяне отказались платить, и разгневанный Кришнадева возглавил группу вооруженных людей, устроивших поджоги и даже разрушивших местную мечеть. [3] Мусульмане ответили взаимностью, но рукопашный бой остался безрезультатным; Жалобы были поданы в полицейский участок Бадурии с обеих сторон, и в конечном итоге районный судья Барасата отклонил этот вопрос, но только после получения заявления от крестьян о приверженности миру. [3]
Воодушевленные отсутствием какого-либо наказания для Кришнадевы, собратья-заминдары — Рамнараян Наг Чаудхури из Тарагонии и Гуру Прасад Чоудхури из Нагарпура — установили аналогичный налоговый режим для своих подданных и заключили в тюрьму инакомыслящих. [3] Крестьяне организовались и подали в суд на заминдаров, но безуспешно. [3] Это побудило Титу выступать за полноценное вооруженное сопротивление тому, что, по его мнению, было связующим звеном Заминдаров и Компании; Атис Дасгупта, исследователь крестьянских восстаний в ранней колониальной Индии, отмечает, что здесь то, что по сути было социально-религиозной агитацией, превратилось в политико-экономическую классовую борьбу. [3]
Конфронтации с Компанией и Заминдарами
[ редактировать ]Титумир перенес свою базу из Чандпура в Нарикельберию и начал организовывать вооруженное ополчение. [3] В октябре 1830 года в одной из его деклараций он был провозглашен естественным сувереном страны, который, а не Компания, имел одностороннее право перевода местных доходов, собранных заминдарами; в том же месяце на землевладельца-мусульманина совершили набег за неподчинение ему. [3]
31 октября Титумир вместе с 300 вооруженными последователями отправился отомстить за Кришнадеву; его резиденцию разграбили, заведения ростовщиков на местном рынке подожгли, а перед храмом принесли в жертву корову. [3] В ответ заминдары заключили союз с британскими плантаторами Индиго для оказания взаимной помощи в случае нападений ополчения Титумира. [3] Вскоре Калипрасанна Мукерджи, заминдар Хабра-Гобарданги и ключевой член альянса, стал объектом нападения, и хотя Дэвис, управляющий близлежащей плантацией в Моллахати, пришел на помощь примерно с 200 мужчинами, они потерпели полное поражение. [3] Дэвису чудом удалось спастись, и его приютил Дебнат Рой, заминдар Гобра-Гобиндапура; это спровоцировало конфронтацию между ополчением Титумира и силами Дебната в Лаугати в Надии, где последний был убит. [3] Впоследствии было подожжено несколько плантаций Индиго. [3]
Ноябрь был изобилует такими случаями, и местная полиция оказалась бесполезной перед лицом растущего крестьянского сопротивления; многие заминдары бежали в Калькутту . [3] Комиссару президентского отдела было предложено разобраться в ситуации, и, соответственно, 15 ноября 1830 года Александр, объединенный магистрат Барасата , вместе с Рамрамом Чакраборти, главнокомандующим Бадурия Тана, отправились в Титумир с отрядом в 120 человек. полицейские. [3] Превзойденные численностью ополчения численностью 500 человек, они потерпели поражение; Александр едва сбежал в соседнюю деревню, а Рамрам погиб вместе с 14 другими. [3]
Самоуправление
[ редактировать ]К 1831 году на большей части Парганы возник политический вакуум, и Титумир воспользовался этим, назвав себя Бадшахом и имея среди своих последователей тысячи индуистских и мусульманских крестьян. [3] Верные ему люди были назначены на официальные должности — его племянник Гулам Масум-хан занимал должность сенапати , Муизз ад-Дин — вазира и т. д. — и заминдары были вынуждены либо подчиниться его правлению, либо покинуть земельные владения. [3]
С течением времени, когда перспектива полномасштабного конфликта с силами Компании стала неизбежной, он приказал построить бамбуковый форт ( Бансер Келла ) в Наркельберии. [3] 17 ноября 1831 года, получив инструкции от лорда Уильяма Бентинка , действующего генерал-губернатора Индии, Смит, окружной судья Надии вместе с четырьмя другими магистратами двинулся в сторону Наркельберии в сопровождении 300 вооруженных полицейских сил и нескольких сотен частных охранников, набранных из заминдары. [3] Однако план провалился; Голам Масум узнал о передвижении войск и обошёл Смита с ополчением численностью 500 человек в Барагаре, к северо-востоку от Наркельберии; Войска Смита бежали на плантацию, пересекающую Ичамати и призывающую лорда Бентинка принять помощь от армии. [3]
Финальная битва
[ редактировать ]Вечером 18 ноября 1831 года майор Скотт, лейтенант Шекспир и майор Сазерленд возглавили военную колонну, состоящую из кавалерийской части и пехотной части, имевшую 300 вооруженных человек и две пушки, чтобы осадить форт Титумира. [3] Ничего существенного не произошло до следующего утра, когда был установлен согласованный заряд боеприпасов. [3] Сопротивление было сломлено примерно за три часа, и форт уступил место пушкам. [3]
Титумира закололи штыками , как и 50 однополчан. [3] Еще около 800 человек были арестованы и преданы суду в суде Алипура ; Голама Масума повесили перед руинами форта, и около 140 человек пришлось отбыть тюремные сроки различной продолжительности. [3] Командующий британскими войсками не только отметил храбрость Титумира в донесениях в Лондон, но и отметил прочность и стойкость бамбука как материала для укреплений, поскольку ему пришлось удивительно долго обстреливать форт артиллерией. [2]
Современный прием
[ редактировать ]Газеты и журналы, издаваемые англичанами и христианскими миссионерами, придерживались линии правительства. [3] Самачар Чандрика , реформатор, Джнананвешан и т. д. встали на сторону заминдаров и осудили Титумира как нарушителя правопорядка. [3]
Наследие
[ редактировать ]В 2004 году Титумир занял 11-е место в опросе BBC о величайшем бенгальце всех времен . [5]
- Бангладеш
Пьеса-драма «Титумир-ер Башер Келла» режиссера Шейха Камаля транслировалась в 1967 году по телевидению Бангладеш (тогда PTV); одноименный графический роман был также популярен в Восточном Пакистане. [8] [9] В Дакке колледж Джинна был переименован в Государственный колледж Титумира в 1971 году. [10] 19 ноября 1992 года, в 161-ю годовщину его смерти, правительство Бангладеш выпустило памятную марку в его честь. [11] Основная база ВМС Бангладеш носит название «БНС Титумир». [12]
- Индия (Западная Бенгалия)
Махасвета Деви написала повесть «Тумир» , в которой стремилась восстановить второстепенную историю. [13] [14] В 1978 году Утпал Датт поставил агитационную драму «Титумир» , в которой подвергалась критике грубое изображение Титумира в колониальной историографии; он получил признание критиков и имел коммерческий успех. [15] Станция метро «Титумир» на 6-й линии метро Калькутты названа в его честь. Главный автобусный вокзал на перекрестке Чападали в Барасат городе на улице Северный 24 Парганас был назван «Центральный автовокзал Титумира». [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ислам, Сираджул ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир, ред. (2012). «Тарикат-и-Мухаммадия» . Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хан, Муаззам Хусейн (2012). «Титу Мир» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Дасгупта, Атис (1983). «Восстание Титу Меера: Профиль» . Социолог . 11 (10): 39–48. дои : 10.2307/3517042 . ISSN 0970-0293 . JSTOR 3517042 .
- ^ Саркар, Сумит (1985). «Социальная история: трудности и возможности» . Экономический и политический еженедельник . 20 (25/26): 1083. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4374537 .
- ^ Jump up to: а б — «Слушатели называют «величайшего бенгальца» » . Би-би-си . 14 апреля 2004 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
— Хабиб, Харун (17 апреля 2004 г.). «Международный: Муджиб, Тагор, Бозе среди «величайших бенгальцев всех времен» » . Индус .
— «Бангабандху судил величайшего бангали всех времен» . Дейли Стар . 16 апреля 2004 г. - ^ Хан, Муин-уд-дин Ахмад . Титу Мир и его последователи в британских индийских записях, 1831–1833 гг . Исламский фонд Бангладеш .
- ^ Бозе, Нилеш (2009). Антиколониализм, регионализм и культурная автономия: мусульманская политика Бенгалии, 1840–1952 гг. (Диссертация). Университет Тафтса. п. 58-59. ПроКвест 305004747 .
- ^ «OP-ED: Наследие шейха Камаля» . Дакка Трибьюн . 15 августа 2020 г. Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Давайте займемся графикой!» . Дейли Стар . 23 февраля 2016 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Джаганнатх Колледж» . Банглапедия . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Меер Нисар Али Титумер» . Марки Бангладеш . Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года.
- ^ «БНС ТИТУМИР» . ВМС Бангладеш . Архивировано из оригинала 14 февраля 2012 года.
- ^ «Махасвета Деви жила так, как писала: Бесстрашно и без ограничений» . Индостан Таймс . 28 июля 2016 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Деван, Прити Гупта (2013). Джайн, Джасбир (ред.). «Сопротивление в культуре и литературе» . Индийская литература . 57 (3 (275)): 235. ISSN 0019-5804 . JSTOR 43856378 .
- ^ «Полон сил: возрождение «Титумира» » . Телеграф . Калькутта . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ «Автовокзал Титумир, KK Mitra Rd, Чампадали, Барасат, Калькутта, Западная Бенгалия 700124, Индия» . Карты Гугл . Проверено 19 августа 2022 г.
- 1782 рождения
- 1831 смертей
- Восстания в Индии
- Бенгальцы XVIII века
- Бенгальцы XIX века
- Индийские мусульмане XIX века
- Бенгальские мусульмане
- Индийские революционеры
- Индийские мусульмане
- Индийские повстанцы
- Индийский народ арабского происхождения
- Люди из Северного 24 Парганасского района
- Люди из Басирата
- Люди из района Пироджпур
- Активисты независимости Индии из Бенгалии
- Индийские ученые-исламоведы
- Ученые Корана
- Индийские исламисты