Jump to content

Абдулла Юсуф Аззам

Абдулла Юсуф Аззам
عبد الله يوسف عزامАбдулла Юсеф Аззам
Персональный
Рожденный ( 1941-11-14 ) 14 ноября 1941 г.
Умер 24 ноября 1989 г. ) ( 1989-11-24 ) ( 48 лет
Причина смерти Убийство с помощью заминированного автомобиля
Религия Суннитский ислам
Гражданство Иорданский (1948–1989)
Крид Салафизм [1]
Движение Братья-мусульмане
Альма-матер Дамасский университет (бакалавр)
Университет Аль-Азхар (доктор философии)
Известный Наставничество Усамы бен Ладена и соучредитель Мактаб аль-Хидамат
Занятие `Алим и богослов
Отношения Абдулла Анас (зять)

Абдулла Юсуф Аззам [а] ( ( 1941-11-14 ) 14 ноября 1941 — ( 1989-11-24 ) 24 ноября 1989) — арабский исламист , джихадист и богослов из Палестины . Принадлежащий к салафитскому движению в суннитском исламе , он и его семья бежали с аннексированного Иорданией Западного берега после арабо-израильской войны 1967 года и получили высшее образование в Иордании и Египте , прежде чем переехать в Саудовскую Аравию . В 1979 году Аззам издал фетву, призывающую к «оборонительному джихаду» в свете начала советско -афганской войны , и впоследствии переехал в Пакистан, чтобы поддержать афганских моджахедов . [2]

Будучи учителем и наставником саудовского боевика Усамы бен Ладена , он был одной из ключевых фигур, убедивших бен Ладена поехать в Афганистан и лично контролировать действия моджахедов в этой стране. [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] В 1984 году Аззам и бен Ладен основали «Мактаб аль-Хидамат» , исламскую правозащитную организацию, которая стремилась собрать средства для моджахедов, а также вербовала для своего дела боевиков неафганского происхождения (известных как афганские арабы ). [5] После вывода советских войск из Афганистана в 1989 году он продолжал пропагандировать джихадистскую воинственность от имени других мусульман в других странах, что привело к тому, что во многих кругах он стал известен как «отец глобального джихада ». [8] [9]

24 ноября 1989 года Аззам был убит в результате взрыва заминированного автомобиля, взорванного неизвестными в Пешаваре, Пакистан . [10]

Ранняя жизнь и гражданство

[ редактировать ]

Аззам родился 14 ноября 1941 года в Силат аль-Харития , на территории тогдашнего британского мандата в Палестине , в семье палестинских арабов . [11] В рамках аннексии Западного берега Иорданией после арабо-израильской войны 1948 года Аззаму, как и большинству палестинцев, было предоставлено иорданское гражданство. Большинство его биографов описывали Аззама как человека исключительно умного в детстве. Он любил читать, преуспел в учебе и изучал темы, превышающие его уровень. [12] [13]

Образование

[ редактировать ]

Братья-мусульмане

[ редактировать ]

В середине 1950-х годов Аззам присоединился к «Братьям-мусульманам» под влиянием Шафика Асада Абд аль-Хади, пожилого местного учителя, который был членом «Братьев-мусульман». Признавая острый ум Аззама, Шафик Асад дал Аззаму религиозное образование и познакомил его со многими лидерами «Братьев-мусульман» в Палестине. Аззам стал больше интересоваться исламоведением и основал учебную группу в своей деревне. Затем Шафик Асад представил Аззама Мухаммаду Абд ар-Рахману Халифе, Муракибу Аму (генеральному руководителю) «Братьев-мусульман» в Иордании . Халифа встречался с Аззамом во время нескольких визитов в Силат аль-Харитию. В этот период своей жизни Аззам начал читать произведения Хасана аль-Банны и другие произведения «Братьев-мусульман». [12]

В конце 1950-х годов, после завершения начального и среднего образования, Аззам покинул Силат аль-Харитию и поступил в сельскохозяйственный колледж Хадури в Тулькарме , примерно в 30 километрах к юго-западу от своей деревни. Хоть он и был на год младше одноклассников, но получал хорошие оценки. [12] [13] После окончания колледжа студентов отправляли преподавать в местные школы. Аззама отправили в деревню Адир недалеко от города Керак в центральной Иордании. [12] [13] По словам одного из его биографов, Аззам хотел занять должность поближе к дому, но после ссоры с деканом колледжа его отправили в далекую школу. [12] Проведя год в Адире, Аззам вернулся на Западный берег, где преподавал в школе в деревне Буркин , примерно в четырех километрах к западу от Дженина. Его коллеги в Буркине вспоминали, что он был заметно более религиозным, чем они. Во время перерывов, пока другие ели, Аззам сидел и читал Коран . [12]

Исламоведение в Сирии

[ редактировать ]

В 1963 году Аззам поступил на факультет шариата Дамасского университета в Сирии . Находясь в Дамаске, он встретился с исламскими учеными и лидерами, в том числе с шейхом Мухаммадом Адибом Салихом, шейхом Саидом Хаввой, шейхом Мохамедом Саидом Рамаданом аль-Бути , муллой Рамаданом аль-Бути и шейхом Марваном Хадидом. [12] Наставник Аззама Шафик Асад Абд аль-Хади умер в 1964 году. Это укрепило решимость Аззама работать на благо ислама. На каникулы Аззам возвращался в свою деревню, где преподавал и проповедовал в мечети. [12] Аззам окончил его с отличием в 1966 году, получив степень бакалавра искусств по шариату . После этого он вернулся на Западный берег , где преподавал и проповедовал в окрестностях своей деревни.

Арабо-израильская война 1967 года и палестинское дело

[ редактировать ]

1967 года После того, как Шестидневная война закончилась Израилем военной оккупацией Западного берега , Аззам и его семья покинули Западный берег и последовали за исходом палестинцев в Иорданию. [12] [13]

В Иордании Аззам участвовал в военизированных операциях против израильской оккупации, но разочаровался в светском и провинциальном характере коалиции палестинского сопротивления, сплоченной под эгидой Организации освобождения Палестины (ООП) и возглавляемой Ясиром Арафатом . [ нужна ссылка ]

ООП Вместо продолжения марксистско -ориентированной национально-освободительной борьбы , поддерживаемой Советским Союзом , Аззам представлял себе панисламское транснациональное движение, которое выйдет за пределы политической карты Ближнего Востока, нарисованной европейскими колониальными державами. [14]

Исламоведение в Египте

[ редактировать ]

В Египте Аззам продолжил обучение в престижном университете Аль-Азхар , получив в 1973 году докторскую степень по принципам исламской юриспруденции , одновременно познакомившись во время своего пребывания с идеями Сайида Кутба . [15] Свою докторскую диссертацию на 600 страниц он завершил примерно за 16 месяцев. [16]

Некоторые исследователи полагают, что он сыграл роль идеолога в основании исламистского движения Хамас в Палестине. [17]

Профессор в Саудовской Аравии

[ редактировать ]

Аззам занял должность преподавателя в Университете короля Абдель Азиза в Джидде , Саудовская Аравия, где он оставался до 1979 года. Усама бен Ладен был зачислен в университет в период с 1976 по 1981 год и, вероятно, впервые встретил Аззама именно в это время. [18]

Участие в советско-афганской войне

[ редактировать ]

Когда Советский Союз вторгся в Афганистан по просьбе правительства Халкиста в 1979 году, Аззам издал фетву « Защита мусульманских земель — первое обязательство после веры» . [14] заявив, что борьба как в Афганистане, так и в Палестине является джихадом и что все трудоспособные мусульмане обязаны бороться против иностранной оккупации исламских стран. [5] Указ поддержал верховный муфтий Саудовской Аравии Абд аль-Азиз бин Баз . [ нужна ссылка ]

Деятельность в Пакистане и Афганистане

[ редактировать ]

Аззам начал преподавать в Международном исламском университете в Исламабаде , Пакистан, в 1981 году. [19] Вскоре после этого он переехал в Пешавар , ближе к афганской границе, где основал Мактаб аль-Хадамат (Управление службами) для организации гостевых домов в Пешаваре и военизированных тренировочных лагерей в Афганистане для подготовки международных новобранцев для афганского военного фронта. Примерно 16 000 [20] до 35 000 мусульманских добровольцев [21] со всего мира приехали воевать в Афганистан. [21] [22] Еще тысячи мусульман посещали «приграничные школы, наполненные бывшими и будущими боевиками». [22] Оттуда Аззам смог организовать сопротивление прямо на афганской границе. Пешавар находится всего в 15 км к востоку от исторического Хайберского перевала , через горы Цфат-Кох , соединенные с юго-восточным краем хребта Гиндукуш . Этот маршрут стал основным путем переброски иностранных боевиков и материальной поддержки в восточный Афганистан для сопротивления Советскому Союзу и их союзникам из ДРА. [ нужна ссылка ]

После того как Усама бен Ладен окончил университет в Джидде в 1981 году, он также какое-то время жил в Пешаваре; Аззам убедил бен Ладена лично помочь финансировать обучение новобранцев. [23] Некоторые предполагают, что именно Мохаммед Атеф убедил Аззама отказаться от своих академических занятий и посвятить себя исключительно проповеди джихада. [24]

Через «Аль-Хадамат» состояние бен Ладена оплачивало авиабилеты и проживание, оформляло документы с властями Пакистана и оказывало другие подобные услуги бойцам джихада. Чтобы поддерживать деятельность «Аль-Хадамат», бен Ладен создал сеть курьеров, курсирующих между Афганистаном и Пешаваром, которая продолжала действовать и после 2001 года, по словам Рахимуллы Юсуфзая, исполнительного редактора The News International. [ нужна ссылка ]

После ориентации и обучения новобранцы-мусульмане добровольно пошли на службу в различные афганские ополченцы, связанные с Аззамом. В 1984 году Усама бен Ладен основал Байт уль-Ансар (Дом помощников) в Пешаваре, чтобы расширить возможности Аззама по поддержке добровольцев джихада « афганских арабов », а затем создать собственное независимое ополчение. [ нужна ссылка ]

В 1988 году Аззам убедил Ахмеда Хадра собрать средства для предполагаемой новой благотворительной организации « Аль-Тахадди» , базирующейся в Пешаваре. Он вручил Хадру благодарственное письмо, которое он должен был вернуть канадским мечетям, с призывом к пожертвованиям. Однако между ними произошла сенсационная схватка, когда Хадр настоял на том, что он имеет право знать, как будут потрачены деньги, а сторонники Аззама заклеймили Хадра западным шпионом. суд , и Аззам был признан виновным в распространении обвинений против Хадра, хотя приговор не был вынесен. шариатский В резиденции бен Ладена был созван [25]

Применяя тактику асимметричной войны , афганское движение сопротивления смогло дать отпор превосходящим в военном отношении Советским Вооруженным Силам на протяжении большей части войны, хотя легковооруженные афганские моджахеды понесли огромные потери. Правительство Саудовской Аравии США и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) постепенно увеличивали финансовую и военную помощь силам афганских моджахедов на протяжении 1980-х годов, пытаясь остановить советский экспансионизм и дестабилизировать Советский Союз.

Аззам часто присоединялся к афганским ополченцам и международным мусульманским формированиям, когда они сражались с войсками Советского Союза в Афганистане. Он стал вдохновляющей фигурой среди афганского сопротивления и борющихся за свободу мусульман во всем мире благодаря своей страстной приверженности джихаду против иностранной оккупации. [ нужна ссылка ]

В 1980-х годах Аззам путешествовал по Ближнему Востоку, Европе и Северной Америке, включая 50 городов США, чтобы собрать деньги и проповедовать о джихаде. Он вдохновлял молодых мусульман рассказами о чудесных делах, о моджахедах, которые практически в одиночку разгромили огромные колонны советских войск, которые были сбиты танками , но выжили, которые были застрелены, но не пострадали от пуль. [26] По его рассказам, также были свидетелями того, как ангелы въезжали в бой верхом на лошадях, а падающие бомбы перехватывались птицами, которые мчались впереди самолетов, образуя защитный купол над воинами. [26] [27] [28] Телевизионный документальный фильм Стивена Эмерсона 1994 года «Террористы среди нас: Джихад в Америке» включает отрывок из видео Абдуллы Аззама, в котором он призывает свою аудиторию вести джихад в Америке (который, как объясняет Аззам, «означает только борьбу, борьбу мечом»), а его двоюродный брат Фаиз Аззам говорит: «Кровь должна пролиться. Должны быть вдовы, должны быть сироты». [29] Аззам нанял Центр беженцев Аль-Кифах в качестве официального филиала Марктаб аль-Хидамат в Соединенных Штатах, единственной стране, где он есть, кроме Пакистана. Аззам также радикализировал Эль Сайида Носайра , человека, ответственного за убийство Меира Кахане в 1990 году. В 1989 году офис ФБР в Далласе начал расследование в отношении Аззама на предмет его роли в вербовке боевиков для советско-афганской войны. [30]

После вывода советских войск из Афганистана Аззам разочаровался в начале гражданской войны в Афганистане, в которой бывшие мусульманские моджахеды воевали друг с другом. Первоначально Аззам поддерживал Гульбуддина Хекматияра и Хезбе Ислами Гульбуддина в войне, но после встречи с Ахмад Шахом Массудом в Панджшерской долине переключил свое предпочтение на Джамиат-и-Ислами . Он сравнил Масуда с Наполеоном и сказал аудитории в Саудовской Аравии и Кувейте : «Я видел будущее джихада. Это Масуд!» [5] [31] Это привело его к разногласиям с бен Ладеном, который продолжал поддерживать «Хизб-и-Ислами Гульбуддин». [31]

Глобальный джихад

[ редактировать ]

Фирменным лозунгом Аззама было «Джихад и только винтовка: никаких переговоров, никаких конференций и никаких диалогов». В книге «Присоединяйтесь к каравану» Аззам призывал мусульман сплотиться в защиту мусульманских жертв агрессии, восстановить мусульманские земли от иностранного господства и поддержать мусульманскую веру. [32] Он подчеркнул насилие религии, проповедуя, что «те, кто верят, что ислам может процветать [и] побеждать без джихада, борьбы и крови, заблуждаются и не понимают природы этой религии». [33]

Аззама критиковали за оправдание убийства мирных жителей, которых считали мушрикинами (многобожниками) в ходе джихада. [34] рассказывая подписчикам, что:

Многие мусульмане знают о хадисе, в котором Пророк приказал своим сподвижникам не убивать ни женщин, ни детей и т. д., но очень немногие знают, что из этого случая есть исключения. Таким образом, мусульманам не обязательно прекращать нападение на мушрикинов , если присутствуют невоюющие женщины и дети. [35]

Учитывая широкое определение мушрикинов , используемое некоторыми мусульманами, по крайней мере один автор ( Дор Голд ) задался вопросом, могло ли это привести к тому, что последователи стали меньше беспокоиться об убийстве женщин и детей. [34]

Однако сын Аззама, Хутаифа Аззам, рассказал журналисту Генри Шустеру, что его отец в целом не одобрял нападения на мирных жителей. [36]

Аззам создал научную, идеологическую и практическую военизированную инфраструктуру для глобализации исламистских движений, которые ранее были сосредоточены на отдельной национальной, революционной и освободительной борьбе. Философское обоснование глобального джихада и практический подход Аззама к вербовке и обучению мусульманских боевиков со всего мира расцвели во время войны в Афганистане против советской оккупации и оказались решающими для последующего развития боевого движения Аль-Каиды . [2]

Как и ранее влиятельный исламист Сайид Кутб , Аззам призвал к созданию «новаторского авангарда» как ядра нового исламского общества. «Этот авангард представляет собой прочную основу [Каида по-арабски] для общества, на которое возлагаются надежды. ... Мы будем продолжать джихад, независимо от того, как долго он будет идти, до последнего вздоха и последнего удара пульса – или до тех пор, пока мы не увидим установлено Исламское государство ». [37] Благодаря своей победе в Афганистане джихад освободит мусульманскую землю (или землю, где мусульмане составляют меньшинство в случае с Филиппинами или бывшую мусульманскую землю в случае с Испанией), управляемую неверующими: южные советские республики Средней Азии , Филиппины , Боснию , Кашмир , Сомали , Эритрея и Испания . [ нужна ссылка ]

Связи с ХАМАС

[ редактировать ]

Он считал, что естественным местом для продолжения джихада является его родина, Палестина. Аззам планировал обучать бригады боевиков Хамаса в Афганистане, которые затем вернутся, чтобы продолжить борьбу против Израиля». [38] Он рассматривал ХАМАС как «острие религиозного противостояния между мусульманами и евреями в Палестине ». [39] Во время Первой интифады он поддерживал Хамас политически, финансово и логистически со своей базы в Пакистане. [40]

Это поставило его в противоречие с другой влиятельной фракцией афганских арабов — « Египетским исламским джихадом» (EIJ) и его лидером Айманом аз-Завахири . [41] Следующей группой «неверующих», против которых EIJ хотел устроить джихад, были самопровозглашенные мусульмане египетского правительства и других светских мусульманских правительств. [41] не израильские евреи , европейские христиане или индийские индуисты . Для египетского исламского джихада центральное место занимал такфир (отлучение) якобы нечестивого египетского правительства. [41] но Аззам выступал против такфира мусульман, включая такфир мусульманских правительств, который, по его мнению, распространял фитну и разобщенность внутри мусульманской общины. [ нужна ссылка ] Ближе к концу своей жизни он сказал: «Я очень расстроен из-за Усамы. Этот посланник небес, словно ангел. Я беспокоюсь о его будущем, если он останется с этими людьми». [31]

Убийство

[ редактировать ]

В 1989 году первое покушение на него провалилось, когда смертельное количество тротила , заложенное под кафедру, с которой он каждую пятницу произносил проповедь, не взорвалось. Арабская мечеть находилась в районе Университетского города в западном Пешаваре, на улице Гульшан Икбал. , Абдулла Аззам использовал мечеть в качестве центра джихада. агентства Reuters Согласно исследованию Если бы бомба взорвалась, она, как сообщается, разрушила бы мечеть и убила бы всех, кто находился в ней. [42] После первой попытки принц Турки бин Фейсал Ахмед Бадиб посоветовал Аззаму покинуть Афганистан. глава администрации Саудовской Аравии [5] [ нужны разъяснения ]

24 ноября 1989 года Мухаммад Аззам вез своего отца и брата на пятничную молитву в мечеть Саба-э-Лейл в Пешаваре, когда неизвестные убийцы взорвали бомбу при приближении автомобиля. Находившееся на узкой улице напротив заправочной станции взрывное устройство имело 50-метровый детонационный шнур , который вел к канализационной системе, где предположительно ждал нападавший. [43] [31] По данным Time , за день до убийства политолог Вахид Мужда заметил, как он предположил, бригаду, выполняющую плановые работы по ремонту дорог на водопропускной трубе , где была заложена бомба. [44] Аззам и его сыновья были похоронены недалеко от того же места, что и его мать годом ранее, на кладбище шухадаа (мучеников) Паби в Пешаваре. [ нужна ссылка ]

Подозреваемые

[ редактировать ]

Подозреваемые в убийстве включают конкурирующих лидеров исламских боевиков, таких как Хекматияр, а также ЦРУ , Моссад и ХАД . [45] [31] После убийства президент Афганистана Мохаммад Наджибулла раскритиковал иностранных арабских боевиков, посоветовав им отправляться на «джихад поближе к дому». Наджибулла был очень активным противником ваххабизма , который он считал противоречащим традиционным афганским ценностям. [46] [47] Бывший ФБР агент Али Суфан в своей книге «Черные знамена» упомянул , что Айман аз-Завахири . в причастности к убийству подозревается [48] [49] Зять Аззама, Абдулла Анас , обвинил египетский исламский джихад в убийстве его тестя за то, что он издал фетву о том, что «как только русские будут изгнаны из Афганистана, нам будет запрещено принимать чью-либо сторону». [41]

Несколько соратников Аззама подозревают, что убийство было частью чистки тех, кто выступал за перенос джихада в Палестину. В марте 1991 года Мустафа Шалаби , который руководил « Мактаб аль-Хидмат» , Бюро услуг в Нью-Йорке и, «как говорят, предпочитал стратегию «Палестина следующая», был найден мертвым в своей квартире». Его сменил Вадих эль-Хаге , который позже стал личным секретарем бен Ладена. [50]

Усаму бен Ладена также обвиняли в подозрении в убийстве, но, судя по всему, он все это время оставался в хороших отношениях с Аззамом. [51] Однако сообщалось, что бен Ладен и Аззам также имели серьезный спор о том, где Аль-Каиде следует сосредоточить свои операции. [2] Бен Ладен выступал за использование этой организации для подготовки боевиков в различных частях мира, в то время как Аззам выступал за сохранение тренировочных лагерей в Афганистане. [2] Аззам также возражал против поддержки Бен Ладеном Хекматияра. [31]

Еще одним действующим лицом, обвиняемым в убийстве, является Министерство разведки Ирана . [52] активный противник ваххабизма . В 2009 году иорданский двойной агент Хумам Халил Абу-Мулал аль-Балави заявил, что знает о сотрудничестве Главного управления разведки Иордании с ЦРУ в организации убийства. [53]

Наследие

[ редактировать ]

После его смерти воинственная идеология Аззама и связанные с ней военизированные руководства пропагандировались через печатные и интернет-СМИ компанией Azzam Publications. [54] издательство , действовавшее из Лондона почтового ящика [55] и Интернет-сайт . Оба были закрыты вскоре после терактов 11 сентября и больше не активны, хотя зеркальные сайты существовали еще некоторое время после этого. Бабар Ахмад , администратор сайта azzam.com, был экстрадирован из Великобритании в США, где признал себя виновным в «заговоре и оказании материальной поддержки терроризму».

Аззам популяризировал идею вооруженной исламской борьбы (которая в дальнейшем была развита такими группами, как Вооруженная исламская группа Алжира (ВИГ)). [56] До его работы декларации джихада в двадцатом веке (например, против Израиля) были по сути риторическими и служили скорее религиозным благословением войн, уже объявленных и организованных светскими организациями. Но благодаря его неутомимым путешествиям и призывам к активистам, тысячи из которых отправились на обучение и воевать в Афганистан, то, к чему Аззам «призывал, действительно осуществилось». [57]

Аззам также расширил идею джихада. Аззам проповедовал, что джихад – это

  • трансцендентное по важности – «один час на пути джихада стоит больше, чем 70 лет молитвы дома»;
  • и имело глобальное значение: «если посягается на кусок мусульманской земли размером с ладонь, то джихад становится фард айн [личным обязательством] для каждого мусульманина мужчины и женщины, где ребенок должен идти вперед без разрешения своих родителей и жены без разрешения мужа» [58]

Считается, что Аззам оказал влияние на джихадистов, таких как Аль-Каида, на третьем этапе своего «четырехэтапного процесса джихада». Этот третий этап назывался «рибат», определяемый как «помещение себя на передовую, где ислам находился в осаде». Считается, что эта идея усиливает у боевиков «восприятие цивилизационной войны между исламом и Западом». [59] Его сын Хутаифа Аззам, который принимает на себя наследие своего отца, с другой стороны, говорит, что методы Аль-Каиды, направленные против гражданского населения на Западе или где-либо еще, были бы осуждены Аззамом, как и использование похищений и обезглавливаний. [60]

Всемирно признанная террористическая группировка « Бригады Абдуллы Аззама» (ливанское отделение « Аль-Каиды ») названа в честь Аззама.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Арабский : Абдулла Юсуф Аззам 'Абдулла Юсуф 'Аззам'
  1. ^ Ханифф Хасан, Мухаммед (2014). Отец джихада: идеи джихада Абдаллаха Аззама и их последствия для национальной безопасности . Лондон: Издательство Имперского колледжа. п. 224. ИСБН  978-1-78326-287-8 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и «Краткая история Аль-Каиды» . Журнал Билла Мойерса . ПБС. 27 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2012 г. Проверено 22 июля 2024 г.
  3. ^ «Рецензия: биография Бен Ладена» . Новости Би-би-си . 20 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2017 г. Проверено 22 июля 2024 г.
  4. ^ Кепель 2002 , с. 145
  5. ^ Jump up to: а б с д и Райт, Лоуренс (2006). Надвигающаяся башня : Аль-Каида и путь к 11 сентября . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . ISBN  978-0-375-41486-2 .
  6. ^ «Смертельные объятия: Пакистан, Америка и будущее глобального джихада (краткое содержание мероприятия)» . Брукингский институт. Архивировано из оригинала 27 января 2012 года . Проверено 15 марта 2016 г.
  7. ^ «СМЕРТЕЛЬНЫЕ ОБЪЯТИЯ: ПАКИСТАН, АМЕРИКА И БУДУЩЕЕ ГЛОБАЛЬНОГО ДЖИХАДА» (PDF) . Брукингский институт. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2011 года . Проверено 15 марта 2016 г.
  8. ^ Jump up to: а б Ридель, Брюс (11 сентября 2011 г.). «Духовный отец терактов 11 сентября» . Брукингский институт. Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
  9. ^ Питер Брукс (1 марта 2007 г.). Дьявольский треугольник: терроризм, оружие массового поражения и государства-изгои . Роуман и Литтлфилд. стр. 33–. ISBN  978-0-7425-4953-1 . Архивировано из оригинала 21 мая 2016 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
  10. ^ Аллен, Чарльз (2006). Божий террорист . стр. 285–86.
  11. ^ Hegghammer 2020a , с. 11-12 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хеггхаммер, Томас (2008). «Абдаллах Аззам, имам джихада». В Кепеле, Жиль; Милелли, Жан-Пьер (ред.). Аль-Каида своими словами . Газале, Паскаль, пер. Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-02804-3 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Аззам, Абдулла Юсуф. «Биография Шахида Абдуллы Аззама». Защита мусульманских земель: первое обязательство после Имана (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2012 года.
  14. ^ Jump up to: а б Аззам, Абдулла. «Биография Абдуллы Аззама и введение». Защита мусульманских земель; Первое обязательство после Имана . Перевод Brothers in Ribatt. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 июля 2024 г. - через religiscope.com.
  15. ^ МакГрегор, Эндрю (осень 2003 г.). « Джихад и одна винтовка»: Абдулла Аззам и исламистская революция» . Журнал конфликтологических исследований . XXIII (2). Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 22 июля 2024 г.
  16. ^ Хусейн, Там (12 февраля 2020 г.). «Караван: Абдалла Аззам и рост глобального джихада» . аль-Араби . Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 22 июля 2024 г.
  17. ^ Бартал, Шауль (24 июля 2015 г.). Джихад в Палестине: политический ислам и израильско-палестинский конфликт . Рутледж. п. 66. ИСБН  978-1-317-51961-4 . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 23 августа 2017 г.
  18. ^ Колл, Стив (12 декабря 2005 г.). «Молодой Усама: Как он познал радикализм и, возможно, увидел Америку» . Житель Нью-Йорка: Факт . Архивировано из оригинала 7 декабря 2005 года.
  19. ^ Hegghammer 2020a , с. 122 .
  20. ^ Аткинс, Стивен Э. (2004). Энциклопедия современных мировых экстремистов и экстремистских группировок . Издательская группа Гринвуд. п. 35 . Проверено 5 октября 2014 г.
  21. ^ Jump up to: а б Комминс, Дэвид (2006). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . Лондон: IBTauris & Co Ltd., с. 174 . В общей сложности около 35 000 мусульманских боевиков отправились в Афганистан в период с 1982 по 1992 год, в то время как еще тысячи посещали приграничные школы, полные бывших и будущих боевиков.
  22. ^ Jump up to: а б Рашид, Ахмед (2000). Талибан: воинствующий ислам, нефть и фундаментализм в Центральной Азии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 129. ОСЛК   43840039 .
  23. ^ Рахимулла Юсуфзай, исполнительный редактор англоязычной ежедневной газеты The News International. Архивировано 11 марта 2015 г. в Wayback Machine , в заявлении агентству Reuters в Пешаваре 29 декабря 2001 г. Юсуфзай дважды встречался с бен Ладеном в Афганистане в 1998 г.
  24. ^ Раман, Б. (20 ноября 2001 г.). «Операции США в Афганистане» . Аналитическая группа Южной Азии . Архивировано из оригинала 13 июня 2010 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  25. ^ Шепард, Мишель (2008). Дитя Гуантанамо . Джон Уайли. OCLC   191759667 .
  26. ^ Jump up to: а б Аззам, Абдулла. аль-Мехри, AB (ред.). Чудеса джихада в Афганистане . Бирмингем, Англия: КНИЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ И ИЗДАТЕЛИ AL AKTABAH – через archive.org.
  27. ^ 'Аззам, 'Абдулла Юсуф. «Признаки ар-Рахмана в джихаде афганцев» . Исламское пробуждение.com . Архивировано из оригинала 29 июня 2004 года.
  28. ^ 'Аззам, 'Абдулла Юсуф. «Абул-Мундхир аш-Шариф» . Исламское пробуждение.com . Архивировано из оригинала 25 июня 2004 года.
  29. ^ Гудман, Уолтер (21 ноября 1994 г.). «Телевизионное обозрение; в «Джихаде в Америке», пища для беспокойства» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 июня 2013 года . Проверено 21 января 2010 г.
  30. ^ Хеггхаммер, Томас (6 марта 2020 г.). «Почему джихадисты любили Америку в 1980-е годы» . Атлантика . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж Колл, Стив (2004). Призрачные войны: секретная история ЦРУ, Афганистана и бен Ладена, от советского вторжения до 10 сентября 2001 года . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN  1-59420-007-6 . OCLC   52814066 . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 1 июля 2021 г.
  32. ^ Аззам, Абдулла (1 февраля 2002 г.). «Присоединяйтесь к каравану» . Архивировано из оригинала 22 августа 2004 года . Проверено 22 июля 2024 г. - через religiscope.com.
  33. ^ Шойер, Майкл (2002). Глазами наших врагов: Усама бен Ладен, радикальный ислам и будущее Америки . Потомакские книги. п. 68. ИСБН  978-1-57488-967-3 .
  34. ^ Jump up to: а б Голд, Доре (2003). Королевство ненависти . Издательство Регнери. п. 99. ИСБН  9780895261359 . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 26 марта 2015 г.
  35. ^ Рохан Гунаратна (2002). Внутри Аль-Каиды: Глобальная сеть террора . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 22. ISBN  978-0-231-50182-8 . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 26 марта 2015 г.
  36. ^ Шустер, Генри (23 марта 2006 г.). «Первая семья джихада» . CNN . Проверено 22 июля 2024 г.
  37. ^ "The Solid Base" (Аль-Каида), Аль-Джихад (журнал), апрель 1988 г., № 41.
  38. ^ Райт 2006 , с. 130
  39. ^ Малиах, Асаф (2010). «Абдулла Аззам, Аль-Каида и Хамас: концепции джихада и истишхада» (PDF) . Военные и стратегические вопросы . 2 : 90. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2016 года . Проверено 27 декабря 2016 г.
  40. ^ Хеггхаммер, Томас (2013). «Абдаллах Аззам и Палестина» (PDF) . Мир ислама . 53 (3–4): 377. doi : 10.1163/15685152-5334P0003 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 ноября 2016 года . Проверено 27 декабря 2016 г.
  41. ^ Jump up to: а б с д Сейджман, Марк (2004). Понимание террористических сетей . Издательство Пенсильванского университета. п. 37. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года.
  42. ^ «Профили Аша Шухадаа, АБДУЛЛЫ АЗЗАМА» . Форум Уммы . 4 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2006 г.
  43. Журнал «Джихад», «Кровавая пятница», выпуск 63, январь 1990 г.
  44. ^ Арин Бейкер (18 июня 2009 г.). «Кто убил Абдуллу Аззама?» . Время . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 18 апреля 2012 г. Свидетелем взрыва стал Джамал Аззам, племянник и помощник Абдуллы Аззама, который следовал за машиной Аззама, когда она проезжала через водопропускную трубу, где Мужда накануне заметил бригаду уборщиков.
  45. ^ Берген, Питер Л. (2006). Усама бен Ладен, которого я знаю . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 97.
  46. ^ Предсказания доктора Наджибуллы о будущем Афганистана (английский субтитр) , получено 17 июня 2023 г.
  47. ^ Трогательная речь бывшего президента Афганистана д-ра Наджиба Уллы перед афганскими пуштунами , получено 17 июня 2023 г.
  48. ^ "Читать онлайн "The Black Banners" автора Soufan Ali H. – RuLit – Страница 11" . Rulit.net . Archived from the original on 13 April 2014 . Retrieved 15 March 2016 .
  49. ^ "Читать онлайн "The Black Banners" автора Soufan Ali H. – RuLit – Страница 135" . Rulti.net . Archived from the original on 13 April 2014 . Retrieved 15 March 2016 .
  50. ^ Бенджамин, Дэниел; Саймон, Стивен (2002). Эпоха священного террора . Случайный дом. п. 104. OCLC   50650244 .
  51. ^ Райт 2006 , с. 143
  52. ^ Абедин, Махан (20 мая 2004 г.). «Иранские разведывательные службы и война с террором» . Монитор терроризма . 2 (10). Фонд Джеймстауна. Архивировано из оригинала 21 октября 2007 года.
  53. ^ «Последнее заявление бомбардировщика базы ЦРУ. Рейд Шахида Байтуллы Мехсуда» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года . Проверено 22 июля 2024 г. - через Scribd.
  54. ^, которая называла себя «независимой медиа-организацией, предоставляющей достоверные новости и информацию о джихаде и иностранных моджахедах повсюду».
  55. ^ Публикации Azzam — BMC UHUD, ЛОНДОН, WC1N 3XX
  56. ^ Кепель 2002 , с. 144
  57. ^ Кепель 2002 , с. 147
  58. ^ Горка, Себастьян (3 октября 2009 г.). «Понимание семи этапов джихада в истории» . Центр по борьбе с терроризмом. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
  59. ^ «Заявление Магнуса Рансторпа» . Globalsecurity.org . 31 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. . Проверено 22 июля 2024 г.
  60. ^ Фицджеральд, Мэри (7 июля 2006 г.). «Сын отца джихада» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 22 июля 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хеггхаммер, Томас (2020a). Караван: Абдалла Аззам и рост глобального джихада . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781139049375 . ISBN  978-0-521-76595-4 . S2CID   214002117 .
  • Кепель, Жиль (2002). Джихад: путь политического ислама . Издательство Гарвардского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf37a616d00bcfa9627eff2ec060855d__1722781440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/5d/bf37a616d00bcfa9627eff2ec060855d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abdullah Yusuf Azzam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)