Хизб ут-Тахрир в Центральной Азии
Хизб ут-Тахрир Хизб ут-Тахрир | |
---|---|
![]() | |
Лидер | Ата Абу Рашта |
Основатель | Такиуддин ан-Набхани |
Основан | 1953 год |
Членство | 10 000–1 миллион |
Идеология | Панисламизм исламизм Мусульманское превосходство Халифализм Салафизм Джихадизм Антисекуляризм Антизападные настроения Антииндуистские настроения Антихристианские настроения Антинационализм Антисемитизм Антисионизм Антидемократия Антилиберализм Антикоммунизм |
Религия | Суннитский ислам |
Флаг | |
![]() | |
Веб-сайт | |
www |
Часть серии о исламизм |
---|
![]() |
Хизб ут-Тахрир ( араб . حزب التحرير Хизб ат-Тахрир ; Партия освобождения , часто сокращенно ХТ) — панисламистская и фундаменталистская группа, стремящаяся восстановить «исламский Халифат ( Халифат )» как исламское «сверхгосударство». где страны с мусульманским большинством едины [1] и правил в соответствии с законами исламского шариата , [2] и которая в конечном итоге распространяется по всему миру, включая немусульманские государства. [Примечание 1] [Примечание 2] В Центральной Азии в начале 1990-х годов партия расширилась после распада Советского Союза от небольшой группы до «одной из самых влиятельных организаций», действующих в Центральной Азии. [5] Сам регион называют «основным полем битвы» партии. [6] Узбекистан является «центром» деятельности «Хизб ут-Тахрир» в Центральной Азии. [7] а ее «штаб-квартира», как сообщается, сейчас находится в Кыргызстане . [8]
«Хизб ут-Тахрир» запрещена на всей территории Центральной Азии. [9] и был обвинен правительствами Центральной Азии в террористической деятельности или незаконном ввозе оружия в свои страны. По данным сайта globalsecurity.org, группа «считается, что некоторые тайно финансируют и оказывают логистическую поддержку широкому спектру террористических операций в Центральной Азии и других местах, хотя нападения могут совершаться от имени местных групп». [10] Правозащитные организации и бывший посол Великобритании обвинили правительства стран Центральной Азии в пытках членов «Хизб ут-Тахрир» и нарушении международного права в своих кампаниях против этой группировки. [11]
Среди факторов, объясняющих успех ХТ в регионе, можно назвать религиозный и политический «вакуум» постсоветского общества; хорошо организованная структура партии; использование местных языков; относительно полные и простые для понимания ответы, которые он дает на социально-экономические проблемы, такие как бедность, безработица, коррупция, наркомания, проституция и отсутствие образования; его призыв к объединению государств Центральной Азии, который обращается к торговцам и другим лицам, разочарованным серьезным воздействием на приграничную торговлю жестких и неблагополучных границ в регионе. [12] [13]
«Хизб ут-Тахрир» впервые возникла в Центральной Азии, в Ферганской долине в Узбекистане. [14] а большинство членов ХТ в бывшем Советском Союзе являются этническими узбеками . [10]
В дополнение к пяти бывшим советским государствам – Казахстану , Кыргызстану , Узбекистану , Туркменистану и Таджикистану – соседняя республика Афганистан , которая никогда не была частью Советского Союза, и китайская провинция Синьцзян находятся (или, по крайней мере, традиционно находились в составе Советского Союза). случай Синьцзяна) Районы Центральной Азии с мусульманским большинством.

История
[ редактировать ]Ислам утвердился в Центральной Азии на протяжении веков, начиная с битвы при Таласе в 751 году. Однако в 1920-30-х годах «культурное нападение» советской Красной Армии и сил безопасности ослабило религию до такой степени, что «можно говорить как следствие «утраты коллективной памяти о суфизме в Центральной Азии». [15] Советы запретили исламское образование, суфийские тексты, молитвы и хадж, закрыли религиозные школы (где передавались религиозные знания). [16] В самой густонаселенной стране региона – Узбекистане – в советское время на всю страну было всего 89 мечетей. [16]
Все медресе и все средние и высшие исламские учебные заведения закрылись в конце 1920-х годов. Два исламских института с очень искаженной и сокращенной учебной программой снова открылись с 1952 года в крошечных масштабах. Обучение на арабском языке продолжалось только тайно или (после тщательного правительственного контроля) в Восточных институтах Москвы, Ленинграда и некоторых других мест. В результате количество улемов существенно уменьшилось; например, в Бухаре их число снизилось сОт 45 000 во время русской революции до 8 000 в 1955 году. [16] [17]
Когда в 1991 году распался Советский Союз, интерес населения узнать больше об исламе был велик, и религиозные институты получили возможность расширяться, но интерпретация ислама, заполнившая религиозный вакуум, была не местным суфизмом, а исламистскими интерпретациями, финансируемыми внешними нефтедолларами. . [16]
Партия была создана в регионе в начале 1990-х годов, но ее расширение "началось всерьез" в 1995 году, когда иорданец по имени Салахуддин начал распространять литературу ХТ среди этнического узбекского населения Ферганской долины, откуда она и распространилась. [14] ХТ превратилась из небольшой группы в одну из тысяч членов и стала «безусловно крупнейшим» радикальным исламистским движением в этом регионе. [18]
Движение нашло много новобранцев после Взрывы в Ташкенте в феврале 1999 г. (где правительство Узбекистана обвинило его в участии в разрушениях), [14] и после 2001 года, когда она выиграла – особенно в Узбекистане – от упадка другой важной радикальной исламской группы в Узбекистане, салафитской джихадистской группировки «Исламское движение Узбекистана» . [7] Поскольку правительственные репрессии вынудили членов ХТ покинуть Узбекистан, они переехали в узбекские районы других республик и распространяли идеи ХТ. Со временем оно распространилось и на другие этнические группы в остальной части Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. [13] [14] К 2004 году среди арестованных членов ХТ оказались даже этнические русские и корейцы. [13] Поддержка ХТ растет среди других секторов, учителей, офицеров армии, политиков (особенно тех, чьи родственники были арестованы) и других членов элиты. [13]
Структура/операции/размер
[ редактировать ]По данным Фонда Джеймстауна | Terrorism Monitor, в Центральной Азии целью вербовки ХТ являются «социально уязвимые люди», такие как безработные, пенсионеры, студенты и матери-одиночки; «представители местных властных структур», способные защитить партийные ячейки от слежки и преследования; и «сотрудники правоохранительных органов», которые могут «облегчить доступ к конфиденциальной информации». [19]
По словам Зейно Барана, ХТ более активна в сельской местности. Это связано с тем, что уровень бедности и безработицы выше, а семейные, клановые связи и другие неформальные сетевые связи сильнее, чем в более анонимных городах, что обеспечивает больший доступ к потенциальным новобранцам и большую безопасность, поскольку любой, кто отвергает предложения ХТ, вряд ли сделает это. сообщить властям о члене семьи или клана. [20] HT также активен среди коммерческого класса (по словам Барана), особенно среди тех, кто занимается оптовой торговлей.операций и в тюрьмах, которые являются одними из «лучших» мест для обращения людей в радикальный ислам. Особенно легко вербовать родственников заключенных, особенно женщин. Вербовка влиятельных людей в государственных учреждениях имеет решающее значение для свержения правительства, что является третьим этапом стратегии ХТ. [21] ХТ "известно, что успешно проникла в казахстанские СМИ, узбекскую таможню и парламент Кыргызстана". [22] В Кыргызстане в 2002 году председатель Службы национальной безопасности Иманкулов публично обвинил заместителя спикера парламента Жогорку Кенеша и омбудсмена Турсунбая Бакира Уулу в связях с исламистами. По словам Барана, Бакир Уулу «известно, что защищает ХТ». [23]
Свою партийную работу ХТ начинает с «обращения к лицам, которые, скорее всего, примут радикальный ислам, общения и установления связей с ними, а также распространения пропагандистской литературы, переведенной на местные языки». [24] Листовки являются удобным инструментом пропаганды, особенно в регионах, где доступ в Интернет ограничен или отсутствует, поскольку их можно распечатать на месте и легко распространить. [24] Только в 2003 году власти Узбекистана закрыли две подпольные типографии и конфисковали 144 757 листовок, содержащих призывы к свержению конституционного строя страны. Также было обнаружено более 10 000 экземпляров конституции ХТ, тысячи различных выпусков «Аль-Вайе» и два десятка экземпляров книг ХТ ан-Набхани и Заллума. [20] Международная кризисная группа сообщает, что в 2004 году организация выпустила «видеокассеты, магнитофонные записи и компакт-диски с речами и проповедями лидеров». [25] Набор членов ХТ основан главным образом на личном общении. Каждому участнику предлагается привлечь новых рекрутов.лично знакомы с ними по местам работы, школам или мечетям. «Прежде чем член ХТ вручит листовку человеку (тому, кого он, скорее всего, встретил в мечети), активист обычно знакомится с человеком и садится, чтобы объяснить, что ХТ — это политическая организация.не военная, организация». [26]
Полноправные члены ХТ (известные как «хизби» ) получают второй этап образования и подготовки (в Центральной Азии это включает в себя сравнение социально-политических условий в республиках Центральной Азии с другими исламскими странами путем обращения к публикациям партии), а наиболее перспективные новые члены назначаются на пост Мушрифа . Мушриф обучены организовывать практические действия и проводить обучение рядовых членов. [19] В начале третьего этапа обучения «наиболее активные, плодовитые и блестящие» новые члены, «доказавшие свою лояльность реальными действиями», получают звание « Накиб» . Накиб руководит общей партийной работой на районном уровне, а также организует обучение, пропагандистскую работу и распространение листовок. [19] Над накибом стоит Мусаид – помощник главы региональной организации. Выше всего стоит позиция Масула - руководителя региональной организации, подчиняющейся Мутаамаду - лидеру "Хизб ут-Тахрир" в среднеазиатской республике. Мутаамад . отвечает за поддержание и укрепление национального отделения партии в соответствии с «уникальными социальными, экономическими и политическими обстоятельствами» этой республики Все мутааматы разных республик подчиняются одному амиру. [19]
По оценкам Караянниса и Макколи, «грубые оценки» численности ХТ в Центральной Азии варьируются от «20 000 до 100 000 человек». [7] По состоянию на 2003 год Международная кризисная группа заявляет, что оценки численности партии в Центральной Азии «сильно различаются», но «приблизительная цифра, вероятно, составляет 15–20 000». [18] Сам Эммануэль Караяннис «по оценкам, насчитывает около 30 000 членов и гораздо больше сочувствующих», основываясь на его «обширных полевых исследованиях в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане с сентября 2003 года по февраль 2005 года». [7]
ХТ называют «без сомнения одной из самых влиятельных организаций», действующих в регионе (по словам Игоря Ротаря из Джеймстаунского фонда). [5] Хотя другой источник (Всемирный альманах исламизма) описывает его поддержку как не «широко распространенную… нигде в Центральной Азии» примерно по состоянию на 2013 год. [27] Международная кризисная группа также заявляет, что влияние партии «не следует преувеличивать - у нее мало общественной поддержки в регионе, где ограничен аппетит к политическому исламу», тем не менее, она стала «безусловно крупнейшим» радикальным исламистским движением в этом районе. [18]
Политика/вопросы
[ редактировать ]Хотя ХТ является централизованной и иерархической транснациональной партией, она адаптирует свои послания к сферам своей деятельности. В Центральной Азии его «основное внимание» уделяется «социально-экономическим вопросам и вопросам прав человека». Он способствует «справедливости» в отличие от того, что широко считается «коррумпированными и репрессивными государственными структурами». [28] Отсюда он стремится «направить» жителей Центральной Азии к поддержке восстановления Халифата. [28]
Основная цель ХТ, по словам Зейно Барана, состоит в том, чтобы убедить узбекистанцев и других жителей Центральной Азии, «что все их проблемы являются виной» правительств Узбекистана и других центральноазиатских правительств и что «единственным решением является разрушение нынешнего политического режима». порядка» и создание «Халифата, основанного на шариате». [29] В литературе ХТ главы центральноазиатских государств «назначаются» русскими и следуют их «инструкциям» по борьбе «против ислама, исламских законов и исламских мнений». Правительства (ХТ настаивает) "воспитывают детей мусульман в школах, институтах, техникумах и во всех других учебных заведениях в духе атеизма, по программам, написанным неверующими". ХТ энергично атакует не только российское влияние в регионе, но и попытки Запада увеличить торговлю, развитие и «экономические реформы» как эксплуатацию куфров :
Они проводят экономические реформы по указаниям колонизаторов. Они внедряют рыночную экономику путем создания совместно с колонизаторами акционерных обществ и совместных предприятий. Они грабят и грабят богатства мусульман. Они вносят основанные на ростовщичестве инвестиции в непромышленные сферы национальной экономики, получают кредиты под высокие проценты и загоняют мусульман в долги. . . . Они подло обманывают мусульман, являющихся владельцами плодородных земель и огромных месторождений полезных ископаемых. Эти власти превращают местных мусульман в бедняков, которые просят есть крошки отходов со стола конституций неверующих [и] колонизаторов. [30] [31]
По состоянию на 2004 год, по словам Барана, ХТ была «самым популярным радикальным движением» в Центральной Азии. Более того, (по словам Бэрана) эти движения, хотя и многочисленны, имеют разные названия и тактику, общие цели, региональных лидеров и коммуникационные сети, и «часто» полагались на «всеобъемлющие» учения ХТ в качестве «идеологической и теологической основы», которая оправдывала их действия. [14]
Причины успеха
[ редактировать ]Среди факторов, объясняющих успех ХТ в регионе, можно назвать религиозный и политический «вакуум» постсоветского общества, недостатки конкурирующих местных суфийских и финансируемых Саудовской Аравией ваххабитских интерпретаций ислама, ощущение смысла и цели быть частью ХТ. глобальная умма HT предлагает. [12] Для молодых мусульман, особенно тех, у кого нет работы или каких-либо перспектив на улучшение ситуации, [29] Социальная сеть партии, созданная ее учебными кружками, противодействует «одиночеству и бесцельности». [29]
Клановая система поддержки в Центральной Азии порождает подозрения в отношении демократической модернизации западного образца с ее индивидуализмом и меритократией, которой ХТ решительно противостоит. [28] Конкурирующая интерпретация ислама, предлагаемая коренными суфийскими мусульманами-неисламистами региона, находится в невыгодном положении как из-за огромных разрушений, нанесенных его институтам руками Красной Армии, так и из-за советских сил безопасности в 1920-30-х годах, [15] и из-за его связи с преемниками Советов — непопулярными постсоветскими режимами. В 1990-е годы неспособность новых независимых государств (управляемых авторитарными лидерами советской эпохи) «обеспечить адекватные образовательные, правоохранительные и судебные услуги» своему народу подорвала легитимность местных исламских институтов, спонсируемых этими государствами. [32] В отличие от другого религиозного конкурента, хорошо финансируемого ваххабитского движения, ХТ не требует соблюдения «дресс-кода и других юридических аспектов» исламской традиции, которые менее чем популярны в постсоветской Центральной Азии. [31]
Призыв ХТ к объединению государств Центральной Азии обращается ко многим, разочарованным жесткими и нефункциональными границами пяти республик, установленными сталинской политикой «разделяй и властвуй» и увековеченными корыстными интересами государственных торговых монополий. [12] «Разногласия и конфликты» среди правительств региона «часто мешали совместному решению общих проблем». [12] «Идея единого государства, напоминающего советскую эпоху, без национальной границы между государствами Центральной Азии, поддерживается торговцами, покупателями и многими другими, участвующими в приграничной торговле, которая обеспечивает средства к существованию значительной части населения Центральной Азии. ». [33] (Ни одна из границ не основана на границах «какого-либо исторического государства или княжества» и не разделяет регионы, которые «на протяжении веков действовали как политическая и экономическая единица, такие как Ферганская долина». [12] )
Секретные, подпольные операции, «марксистско-ленинская методология» и «антигосударственный характер» ХТ имеют смысл в странах, правительство которых укомплектовано бывшими коммунистами, боящимися религии. [29]
По сравнению с другими исламистскими группами, партии помогает ее хорошо организованная структура, использование местных языков в своей деятельности (в отличие от некоторых более пуристских салафитских движений. Это главное преимущество для большинства местных жителей, которые не знают арабского языка и хотят подняться в рядах партии). движение ХТ), относительно полные и простые для понимания ответы, которые оно дает на социально-экономические проблемы, такие как «крайняя бедность, высокий уровень безработицы, коррупция среди государственных чиновников, наркомания, проституция и отсутствие образования». [13] ХТ также апеллирует к жителям Центральной Азии, которых не устраивают жестокие нападения группировок джихада, а также строгость и законничество ориентированных на ваххабит исламистских группировок. [29]
Локации
[ редактировать ]Афганистан
[ редактировать ]После терактов 11 сентября и нападения США на Талибан ХТ опубликовала «коммюнике», в котором говорилось: «Два врага ислама и мусульман, Америка и Великобритания, вели несправедливую войну противбедный и беззащитный афганский народ..." [34] Тема «Кто есть кто в Афганистане?» Веб-сайт описывает ХТ как верующую в то, что борьба Талибана против афганского правительства и международных сторонников является защитой от иностранного вторжения. [35] В ноябре 2015 года генеральный директор Афганистана Абдулла Абдулла заявил, что ХТ «действовала в академической среде и на уровне общества, особенно среди молодежи» и использовала демократию и свободу в Афганистане, чтобы служить «гражданской ветвью террористических сетей» и убеждать афганцев для поддержки террористической деятельности. [36] Группа «усиливала свое влияние» на молодежь Афганистана и «активно поощряла молодых людей присоединяться к повстанческим группам» во время гражданской войны в Афганистане. Министерство юстиции Афганистана признало, что группа действовала во многих провинциях, несмотря на отсутствие лицензии на ведение деятельности. [36]
Азербайджан
[ редактировать ]Считается, что по состоянию на 2002 год в Азербайджане «Хизб ут-Тахрир» насчитывала несколько сотен членов . Десятки ее членов были арестованы. [37] (Многие могут считать Азербайджан скорее западноазиатским, чем центральноазиатским, но, как и многие государства Центральной Азии, он обладает тюркской культурой.)
Казахстан
[ редактировать ]В Казахстане у ХТ гораздо меньше членов, чем в соседних странах — не более 300 по состоянию на 2004 год. [13] «Хизб ут-Тахрир» была запрещена судом в Казахстане в 2005 году и включена в национальный список террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территории Республики Казахстан. [38]
Кыргызстан
[ редактировать ]«Хизб ут-Тахрир» была запрещена в Кыргызстане примерно в конце 2004 года. [39] [40] но на тот момент там насчитывалось примерно 3 000–5 000 членов ХТ. [13]
По данным Джеймстаунского фонда, до 2004 года правительство Кыргызстана было «самым толерантным» из всех режимов Центральной Азии по отношению к ХТ. Штаб-квартира партии переехала из Узбекистана в Кыргызстан. [8] В интервью правительственному чиновнику в середине 2004 года (Закиров Шамшибек Шакир, советник Государственной комиссии Кыргызстана по делам религии в южном регионе) представителю Джеймстаунского фонда рассказали, что члены ХТ активно распространяли листовки в Фергане . В долине (самый густонаселенный район Центральной Азии), но власти обычно не задерживали их, поскольку против этого не существовало закона. Однако по мере того, как партия росла в «уверенности и смелости», правительство пересмотрело свою позицию. 23 октября 2004 года президент Кыргызстана Аскар Акаев заявил Совету безопасности страны, что «Хизб ут-Тахрир» является одной из «наиболее значимых экстремистских сил» в Кыргызстане и ее целью было четкое создание исламского государства в Ферганской долине и, таким образом, «объявить идеологический джихад против всей Центральной Азии». [19] [41]
Таджикистан
[ редактировать ]По состоянию на 2004 год в Таджикистане насчитывалось примерно 3000–5000 членов ХТ.
Около 60 000 человек погибли в гражданской войне в Таджикистане с 1992 по 1997 год , когда исламисты и либеральные демократы боролись против советской старой гвардии, и по состоянию на 2016 год беспорядки продолжаются. [42] Деятельность «Хизб ут-Тахрир» в Таджикистане осуществляется преимущественно на севере, в районе Ферганской долины . Правительство Таджикистана арестовало 99 членов «Хизб ут-Тахрир» в 2005 году, шестнадцать из которых были женщинами, и 58 членов в 2006 году. Из 92 подозреваемых в экстремизме, задержанных в 2006 году, более половины подозревались в членстве в «Хизб ут-Тахрир». [43] [44]
19 мая 2006 года Худжандский городской суд приговорил десять человек, призывавших к свержению правительства, к тюремному заключению на срок от 9 до 16 лет за членство в ХТ. [45] Двое членов ХуТ в Худжанде были приговорены 7 июня к 10 и 13 годам лишения свободы. [46] Махмадсаид Джуракулов, начальник полиции Согда , объявил 31 июля 2006 года, что полиция задержала Могадам Мадалиеву, предполагаемого лидера женской организации «Хизб ут-Тахрир» на севере страны. [43] В 2006 году полиция Таджикистана арестовала 92 террориста, 58 из которых были членами ХуТ. [47] 17 октября 2006 г. Федеральная служба безопасности России арестовала Рустама Муминова, члена «Хизб ут-Тахрир» , воевавшего против правительства Таджикистана в гражданской войне, и экстрадировала его в Узбекистан. В ФСБ заявили, что Муминов "участвовал в боевых действиях против сторонников таджикского президента, а также участвовал в контрабанде оружия, наркотиков и золота в Таджикистан из Афганистана". [48]
В 2007 году таджикские суды признали членов ХТ Махмуджона Шокирова виновными в «публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя в Таджикистане» и «разжигании этнической, расовой и религиозной вражды»; и Акмаля Акбарова, виновных в членстве в «Хизб ут-Тахрир», и приговорили их к 10 1/2 и 9 3/4 годам лишения свободы соответственно. [44] [47]
Туркменистан
[ редактировать ]По состоянию на 2004 год HT не имела «заметного» присутствия. [13] [49] [50] в Туркменистане отчасти, по крайней мере, из-за кочевого характера населения, относительно поверхностных исламских корней в его культуре и крайних репрессий со стороны правительства. [51] (По состоянию на 2013 год Американский совет по внешней политике также сообщает, что политический ислам в целом не добился заметных успехов в Туркменистане. [52] )
Узбекистан
[ редактировать ]Узбекистан называют местом «главной идеологической битвы за будущее региона». [53] Это самая густонаселенная страна бывшей советской Центральной Азии, обладающая «самой большой и самой эффективной армией региона». [53] Являясь «древним духовным и культурным центром» ханафитской школы ( мазхаба ) суннитского ислама, он более религиозен, чем другие бывшие советские страны и территория, где ХТ впервые развернула свою деятельность в Центральной Азии. [53] По состоянию на конец 2004 года у ХТ было гораздо больше членов в Узбекистане, чем в других бывших советских государствах: по оценкам, от 7 000 (западная разведка) до 60 000 (правительство Узбекистана). [13]
ХТ возникла в Узбекистане «в начале-середине 1990-х годов». [54] В 1999 году шесть заминированных автомобилей взорвались за полтора часа в Узбекистана столице Ташкенте . [55] убито шестнадцать и ранено более 120 человек. Правительство Узбекистана обвинило исламских боевиков и ответило массовыми арестами и пытками набожных мусульман.и создал «политический вакуум» между «жестоким авторитарным режимом» и воинствующими исламистскими группировками. [56] В июле 2009 года несколько членов и сторонников ХТ были арестованы после того, как в столице Ташкенте были убиты проправительственный имам и высокопоставленный офицер полиции. [57] [58]
ХТ решительно атаковала узбекскую политическую систему и президента Ислама Каримова , назвав их нелегитимными и коррумпированными. В одной брошюре ХТ говорится: «Только одно может объяснить бесстыдство и лицемерие Каримова: это не только то, что он еврей, но и то, что он наглый и злой еврей, который ненавидит вас и ваш Дин » [т.е. религию]. [59] [60]
Начиная с 28 марта 2004 г., «четыре дня подряд взрывов, взрывов и нападений», включая «первые в регионе взрывы женщин-смертниц», погибли 47 человек, а три месяца спустя последовали нападения на посольства США и Израиля и прокуратуру. Генеральская канцелярия, в которой погибли семеро. Сообщается, что узбекские чиновники «усердно пытались» связать эти события с «Хизб-ут-Тахрир», хотя некоторые из них, весьма вероятно, были организованы самими властями. [56] Позже подозреваемые, как сообщается, показали, что они прибыли в Узбекистан через Иран и Азербайджан. Организация «Джамоат» (Общество) взяла на себя «полную ответственность» за нападения, но позже выяснилось, что это «Таблиги Джамаат». Генеральный прокурор Узбекистана Рашид Кадыров заявил, что боевики джамоата находятся под влиянием идеологии ХТ и расизма Исламского движения Туркестана. [61]
Проблема прав человека
[ редактировать ]По оценкам Комиссии США по международной религиозной свободе, по состоянию на 2007 год по меньшей мере 4500 подозреваемых членов и сообщников ХТ отбывали тюремное заключение (некоторые на срок до 20 лет) в Узбекистане за распространение листовок и другую мелкую деятельность. [62]
В число претензий, выдвинутых против авторитарного президента Каримова, входят претензии Крейга Мюррея , бывшего посла Великобритании в Узбекистане . Мюррей утверждает, что членов «Хизб ут-Тахрир» подвергали пыткам, заставляя их прекратить совершать пять ежедневных исламских молитв ( салат ), подписать отказ от своей веры, и что двое членов, которые отказались это сделать, были
... погрузился в чан с кипящей водой и... умер... в результате. В то время я этого не знал, я просто видел фотографии этого тела в таком ужасном состоянии; Я не мог понять, чем это можно объяснить. Я отправил его на факультет патологии Университета Глазго; было много фотографий. Главный патологоанатом Университета Глазго, который сейчас является главным патологом Соединенного Королевства, написал, что единственным объяснением этому было «погружение в кипящую воду». [63]
ХТ осудила убийство имама Рафика Кори Камолуддина в 2006 году, предположительно совершенное службами безопасности Кыргызстана и Узбекистана, когда он направлялся на борьбу с джихадом; [64] и антиузбекского правительства исламистского имама шейха Абдуллы Бухороя в Зейтинбурну в Стамбуле 10 декабря 2014 г. [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] предположительно правительством Узбекистана. [72] [73]
По данным Amnesty International, 70 предполагаемых членов и сторонников ХТ и других исламистских группировок содержались под стражей без предъявления обвинений и суда в течение длительных периодов времени, подвергались пыткам и подвергались несправедливому судебному разбирательству в связи с убийствами в 2009 году проправительственного имама и высокопоставленного полицейского. офицер. [57] [58]
По крайней мере, один аналитик, Зейно Баран , предположил, что ХТ разработала «блестящую пиар-кампанию и пропагандистскую кампанию». [74] представить борьбу между ХТ и правительством Каримова как борьбу между «мирной» религиозной группой, просто участвующей в «битве идей», и правительством, подавляющим религию с помощью пыток - примером могут служить западные правозащитники, описывающие партию просто как набожных мусульман. и «последователи независимых имамов». [57] [58] [75]
Баран утверждает, что более точным было бы изображение порой жестоких попыток авторитарного режима бороться с радикальной идеологией и антиконституционной деятельностью, и цитирует вопрос президента Узбекистана Каримова:
«Если религиозное движение [Хизб-ут-Тахрир] намерено создать в нашем Узбекистане халифат, свергнуть нынешний строй, отказаться от современного образа жизни и создать государство, основанное на законах шариата, то как они смогут сделать это мирным путем?» [76] [77]
Что касается ответа «Хизб ут-Тахрир» на обвинения в терроризме, большинство западных новостных групп и правительств услышали и процитировали традиционное опровержение ХТ на английском языке ее британским филиалом, заявившим, что группа когда-либо прибегнет к насилию ради восстановления Халифата, и что президент Каримов «в очередной раз пытался» использовать террористический инцидент, чтобы расправиться с мусульманами, находящимися вне его контроля. Однако Баран утверждает, что ответ ХТ на таджикском языке (который многие жители Запада пропустили) опровергает заявления ХТ о ненасилии:
Если мы когда-нибудь решим включить насилие в нашу программу, мы не будем взрывать что-то тут и там; мы пойдем прямо во дворец его [Каримова] и ликвидируем его, потому что мы не боимся никого, кроме Всемогущего Бога. Сам Каримов понимает, что мы можем это сделать. Он может узнать от своих служб безопасности, что в наших силах раздавить или ликвидировать его, если выбранный нами путь позволит нам действовать таким образом. ... Однако мы готовим страшную смерть этому тирану при приближающемся с каждым днём Халифате – с позволения Аллаха. Тогда этот тиран получит справедливое наказание в этой жизни. Наказание Аллаха в будущей жизни будет во много раз сильнее. [77] [78]
Синьцзян
[ редактировать ]По состоянию на 2008 год появление «Хизб ут-Тахрир» было «недавним явлением» в автономной китайской провинции Синьцзян . По словам Николаса Беклена из Human Rights Watch , влияние партии «ограничивалось» южным Синьцзяном, но «похоже, растёт». [79] Одним из препятствий для партии в Синьцзяне является то, что большинство уйгурских активистов стремятся к суверенитету Синьцзяна, а не к объединению в халифат. [79] Как и в других частях Центральной Азии, партия была признана правительством «террористической» и запрещена. [79] «Хизб ут-Тахрир» и Исламское движение Узбекистана приняли уйгурских рекрутов из диаспоры Кыргызстана и Узбекистана. [80] Цель движения — захват Синьцзяна и Центральной Азии. [81]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Из брошюры HT: «В ближайшие дни мусульмане покорят Рим, и владычество уммы Мухаммада (мир и благословение ему и его семье) достигнет всего мира, а господство мусульман достигнет день и ночь. И Дин Мухаммада (с.а.с.) будет преобладать над всеми остальными образами жизни, включая западный капитализм и культуру западного либерализма». [3]
- ↑ Основатель Ан-Набхани описывает расширение, следуя примеру ранними мусульманскими салафами вторжения и завоевания Персии и Византии : «она поразила их обоих [Персию и Византию] одновременно, завоевала их земли и распространила ислам почти по всей территории. Что же касается населенных частей мира в то время, то что мы можем сказать об Умме сегодня, насчитывающей более одного миллиарда... Она, несомненно, представляла бы собой фронт, который был бы сильнее во всех отношениях, чем ведущие сверхдержавы, вместе взятые; . [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ахмед и Стюарт, Хизб ут-Тахрир , 2009 : стр.3.
- ^ «Пресс-служба Хизб-ут-Тахрир. О Хизб-ут-Тахрир» . Хизб-ут-Тахрир . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Рич, Дэйв (июль 2015 г.). «Почему Guardian предоставляет платформу «Хизб ут-Тахрир»?» . Левая нога вперед . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ ан-Набхани, Исламское государство , 1998 : стр.238-9.
- ^ Перейти обратно: а б Ротарь, Игорь (5 мая 2005 г.). «Хизб ут-Тахрир в Центральной Азии» . Монитор терроризма . 2 (4) . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ Баран, Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама , 2004 : 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д КАРАГИАННИС, ЭММАНУЭЛЬ; МАККОУЛИ, КЛАРК (2006). «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами: оценка угрозы, исходящей от радикальной исламской группы, которая остается ненасильственной» . Терроризм и политическое насилие . 18 (2): 316. дои : 10.1080/09546550600570168 . S2CID 144295028 . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Всемирный альманах исламизма. Узбекистан» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2017 года . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ «Власти Узбекистана задержали предполагаемых членов «Хизб ут-Тахрир»» . Радио Свободная Европа Радио Свобода. 29 октября 2015 года . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская партия освобождения)» . GlobalSecurity.org . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ «Узбекистан: Мусульманских диссидентов заключают в тюрьму и пытают | Хьюман Райтс Вотч» . Hrw.org. 2004-03-30 . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Баран, «Хизб ут-Тахрир: политическое восстание ислама» , 2004 : 80.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Баран, «Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама» , 2004 : 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Баран, «Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама» , 2004 :77.
- ^ Перейти обратно: а б Баран, «Хизб ут-Тахрир: политическое восстание ислама» , 2004 : 70.
- ^ Перейти обратно: а б с д Баран, «Хизб ут-Тахрир: политическое восстание ислама» , 2004 : 71.
- ^ Фэрбенкс, Чарльз; Годлас, Алан (март 2004 г.). «Понимание суфизма и его потенциальной роли в политике США, часть 2 «Суфизм в Евразии» » . Отчет конференции Центра Никсона. п. 14 . Проверено 10 апреля 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с «Радикальный ислам в Центральной Азии: ответ Хизб ут-Тахрир» . Международная кризисная группа. 30 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2016 г. . Проверено 12 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рекрутинг и организационная структура Хизб ут-Тахрир | Фонд Джеймстауна | Монитор терроризма | Том: 2 Выпуск: 22 | 17 ноября 2004 г. | Евгений Новиков
- ^ Перейти обратно: а б Баран, «Хизб ут-Тахрир: политический мятеж ислама» , 2004 : 85.
- ^ Баран, Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама , 2004 : 86.
- ^ 48 Реувен Пас, «Университет глобального джихада», в книге «Вызов Хизб ут-Тахрир: расшифровка и борьба с радикальной исламистской идеологией», изд. Зейно Баран (Вашингтон, округ Колумбия: Центр Никсона, 2004).
- ^ Баран, Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама , 2004 : 87.
- ^ Перейти обратно: а б Баран, «Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама» , 2004 : 84-5.
- ^ Международная кризисная группа, «Радикальный ислам в Центральной Азии», стр. 22.
- ↑ Анонимный американский аналитик по борьбе с терроризмом, интервью Зейно Барана, 13 июля 2004 г.
- ^ «Всемирный альманах исламизма. Узбекистан» (PDF) . Американский совет по внешней политике . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Баран, «Хизб ут-Тахрир: политическое восстание ислама» , 2004 : 81.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Баран, «Хизб ут-Тахрир: политическое восстание ислама» , 2004 : 79.
- ^ «Независим ли Кыргызстан», листовка ХТ.
- ^ Перейти обратно: а б Баран, «Хизб ут-Тахрир: Политическое восстание ислама» , 2004 : 82.
- ^ Баран, Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама , 2004 : 72.
- ^ Анара Табышалиева, «Растущая активность Хизб-ут-Тахрир в Центральной Азии», Анализ Центрально-Азиатского собрания , 14 января 2004 г.
- ^ Хизб ут-Тахрир (9 октября 2001 г.). «Коммюнике Хизб ут-Тахрир – Америка и Великобритания объявляют войну исламу и мусульманам» . Архивировано из оригинала 1 марта 2005 года . Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Афганские биографии. Хизб-ут-Тахрир» . Кто есть кто в Афганистане? . 2015-11-23 . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Абед Джоэнда, Мир (23 ноября 2015 г.). «Абдулла выступает против Хизб ут-Тахрир» . Новости Толо. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Светоховский, « Азербайджан: скрытые лица ислама » | Журнал мировой политики | Осень 2002 г. | п. 75.
- ^ Комитет по делам религии Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. Список запрещенных на территории РК иностранных организаций: «Хизб ут-Тахрир». Архивировано 8 января 2016 г. на Wayback Machine .
- ^ «Имам задержан на юге Кыргызстана за членство в «Хизб ут-Тахрир»» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . 10 февраля 2015 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ «Кыргызстан заставил популярного имама замолчать по обвинению в экстремизме» . EurasiaNet.org . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Информационное агентство ИТАР-ТАСС, Москва, на русском языке, 15:37 GMT, 23 октября 2004 г.
- ^ «Таджикистан готов скатиться обратно к войне» . Аль Джазира. 13 января 2016 года . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Власти Таджикистана заявили, что женщина-лидер запрещенной исламистской группировки арестована RadioFreeEurope/RadioLiberty
- ^ Перейти обратно: а б В Таджикистане осужден активист "Хизб ут-Тахрир" Интерфакс-Религия
- ^ Таджикский суд заключил под стражу членов «Хизб ут-Тахрир» RadioFreeEurope/RadioLiberty
- ↑ В Таджикистане заключены в тюрьму двое предполагаемых членов «Хизб ут-Тахрир» RadioFreeEurope/RadioLiberty
- ^ Перейти обратно: а б Активист "Хизб-ут-Тахрир" осужден в Таджикистане. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine Interfax.
- ^ Россия заявляет, что узбека выслали из террористической группы RadioFreeEurope/RadioLiberty
- ^ «Туркменистан» (PDF) . Всемирный альманах исламизма . 2 октября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2017 г. . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Трещины в мраморе: провал диктатуры Туркменистана, Международная кризисная группа, январь 2003 г., 25, http://www.crisisgroup.org/~/media/Files/asia/central-asia/turkmenistan/044%20Cracks%20in%20the %20Marble%20Turkmenistan%20Failing%20Dictatorship.ashx Архивировано 6 марта 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Баран, Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама , 2004 : 88.
- ^ «Туркменистан» (PDF) . Американский совет по внешней политике. в. 2013. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2017 года . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Баран, Хизб ут-Тахрир: политическое восстание ислама , 2004 : 67-8.
- ^ КАРАГИАННИС, ЭММАНУЭЛЬ; МАККОУЛИ, КЛАРК (2006). «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами: оценка угрозы, исходящей от радикальной исламской группы, которая остается ненасильственной» . Терроризм и политическое насилие . 18 (2): 322. дои : 10.1080/09546550600570168 . S2CID 144295028 . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Хизб ут-Тахрир аль-Ислами на Global Security.org | последнее обновление 07.11.2011
- ^ Перейти обратно: а б Ильхамов, Алишер (15 апреля 2004 г.). «Тайна окружает взрывы в Ташкенте» . Ближневосточный исследовательский и информационный проект . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Годовой отчет: Узбекистан 2011» . Международная амнистия США . 28 мая 2011 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Хизб ут-Тахрир» . Отчет Узбекистана 2004. Создание врагов государства: религиозные преследования в Узбекистане . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Hizb ut-Tahrir Uzbekistan, ‘‘Shto poistenne kroestya za attakoi Karimovim na torgovchev?’’ [What is the Real Meaning of Karimov's Attack on Traders?], July 22, 2002, in Russian.
- ^ КАРАГИАННИС, ЭММАНУЭЛЬ; МАККОУЛИ, КЛАРК (2006). «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами: оценка угрозы, исходящей от радикальной исламской группы, которая остается ненасильственной» . Терроризм и политическое насилие . 18 (2): 323. дои : 10.1080/09546550600570168 . S2CID 144295028 . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Баран, Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама , 2004 : 76-7.
- ^ Комиссия США по международной религиозной свободе, Годовой отчет за 2008 г. (Вашингтон, округ Колумбия: май 2008 г.), стр. 179.
- ^ Мюррей, Крейг (24 февраля 2005 г.). « Патологоанатом также обнаружил, что у него были вырваны ногти. Это явно застало меня врасплох». [Стенограмма выступления]» . craigmurray.co.uk . Архивировано из оригинала 12 октября 2006 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Хизб ут-Тахрир» осудила убийство имама Рафика Кори Камолуддина. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine | Турецкий еженедельник | 12 августа 2006 г.
- ^ «Радикальный узбекский имам застрелен в Стамбуле» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . 10 декабря 2014 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ «Задержан российский подозреваемый в убийстве узбекского проповедника» . Ежедневный Сабах .
- ^ "Турция: В связи с убийством узбекского имама в Стамбуле задержан гражданин России - Информационное агентство "Фергана", Москва" . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ "Турция: Появилось видео убийства "узбекского имама" - Информационное агентство "Фергана", Москва" . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ "Арестованы предполагаемые организаторы, убийцы узбекского имама в Турции, названы - Информационное агентство "Фергана", Москва" . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ «Еще четверо узбекских диссидентов значатся в списке убийц [ sic ] – репортаж – Азиатско-Тихоокеанский регион – Worldbulletin News» . Всемирный бюллетень . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ «Узбекистан: Шведский суд содержит свидетельские показания о предполагаемой международной сети убийц» . EurasiaNet.org . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ «Имам Абдулла Бухари – да помилует его Аллах – убит в Стамбуле!» . 22 декабря 2014 г.
- ^ «ВИДЕО: Шейх Абдулла Бухари застрелен в Стамбуле» . 5 столпов . 27 декабря 2014 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Баран, Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама , 2004 : 52.
- ^ Баран, Хизб ут-Тахрир: Политический мятеж ислама , 2004 : 83.
- ^ (цитата из обращения по национальному радио от 31 июля 2004 г.) «Каримов считает, что за последними взрывами в Ташкенте стоит Хизб ут-Тахрир», Radio FreeЕвропа/Радио Свобода, 2 августа 2004 г., http://www.eurasianet.org/redux/departments/insight/ [ постоянная мертвая ссылка ] статьи/eav080204_pr.shtml.
- ^ Перейти обратно: а б Баран, «Хизб ут-Тахрир: политическое восстание ислама» , 2004 : 84.
- ^ «Хизб-ут-Тахрир объясняет свою позицию по поводу взрывов в Ташкенте», Newscentralasia.com, 5 августа 2004 г., «Новости Центральной Азии» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2005 года . Проверено 17 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бланшар, Бен (6 июля 2008 г.). «Радикальный ислам распространяется на отдаленном западе Китая» . Рейтер . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Касте, Реми (2003). «Уйгуры в Синьцзяне – недомогание растет» . Перспективы Китая . 49 . Французский центр исследований современного Китая.
- ^ РОД, ДЭВИД; ЧИВЕРС, CJ (17 марта 2002 г.). «НАЦИЯ, брошенная вызов: списки продуктов Аль-Каиды и руководства по убийствам» . Нью-Йорк Таймс .
Книги и журналы
[ редактировать ]- Абдул Кадим Заллум (2000). Как был разрушен Халифат (PDF) . Лондон: Публикации Аль-Хилафа. Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
- Ахмед, Хурия; Стюарт, Ханна (2009). ИДЕОЛОГИЯ И СТРАТЕГИЯ ХИЗБ УТ-ТАХРИР (PDF) . Общество Генри Джексона . Проверено 28 января 2016 г.
- Зейно Баран, изд. (сентябрь 2004 г.). Вызов «Хизб ут-Тахрир»: расшифровка радикальной исламистской идеологии и борьба с ней. ОТЧЕТ О КОНФЕРЕНЦИИ (PDF) . Центр Никсона.
- Баран, Зейно (декабрь 2004 г.). «Хизб ут-Тахрир: политический мятеж ислама» (PDF) . Центр Никсона . Проверено 30 марта 2016 г.
- Гросс, Ариэла (2012). Достигая пути. Мобилизация и вербовка в «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами». Тематическое исследование, проведенное в Бейруте . Берлин: Клаус Шварц. ISBN 978-3-87997-405-4 .
- Хамид, Садек (2007). «Исламский политический радикализм в Британии: случай Хизб-ут-Тахрир» . В Тахире Аббасе (ред.). Исламский политический радикализм: европейская перспектива . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 145–59. ISBN 978-0-74863-086-8 .
- Хизб ут-Тахрир (1997). Опасные концепции, направленные против ислама и консолидации западной культуры (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2016 года . Проверено 10 февраля 2016 г.
- Хизб ут-Тахрир (февраль 2011 г.). Проект Конституции государства Халифат (PDF) . Халифат . Проверено 15 февраля 2016 г. .
- Хизб ут-Тахрир (2005). Государственные институты в Халифате: управление и администрация (PDF) . Лондон: Хизб ут-Тахрир. Архивировано из оригинала (PDF) 22 октября 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
- Хизб ут-Тахрир Британия (29 марта 2010 г.). «Информационный пакет для СМИ «Хизб ут-Тахрир»» . SlideShare.net . Архивировано из оригинала 9 июня 2016 года . Проверено 17 марта 2016 г.
- Кадри, Садакат (2012). Рай на Земле: путешествие по законам шариата из пустынь Древней Аравии ... Макмиллан. ISBN 9780099523277 .
- Караяннис, Эммануэль (2010). Политический ислам в Центральной Азии: вызов «Хизб ут-Тахрир» . Рутледж. ISBN 9781135239428 . Проверено 14 января 2016 г.
- КАРАГИАННИС, ЭММАНУЭЛЬ; МАККОУЛИ, КЛАРК (2006). «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами: оценка угрозы, исходящей от радикальной исламской группы, которая остается ненасильственной» . Терроризм и политическое насилие . 18 (2): 315–334. дои : 10.1080/09546550600570168 . S2CID 144295028 . Проверено 28 января 2016 г.
- Хизб ут-Тахрир (ок. 2010 г.). Американская кампания по подавлению ислама (PDF) . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ан-Набхани, Такиуддин (1997). Экономическая система ислама (PDF) (4-е изд.). Лондон: Публикации Аль-Хилафа. Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2016 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ан-Набхани, Такиуддин (2002). Концепции Хизб ут-Тахрир ( Мафахим Хизб ут-Тахрир ) (PDF) . Лондон: Публикации Аль-Халифата . Проверено 23 марта 2016 г.
- ан-Набхани, Такиуддин (1998). Исламское государство (PDF) . Лондон: Принтеры класса люкс. ISBN 1-89957-400-Х .
- ан-Набхани, Такиуддин (2002). Система ислама (Нидхам уль Ислам) (PDF) . Публикации Аль-Хилафа . Проверено 15 января 2016 г.
- Таджи-Фаруки, Суха (1996). Фундаментальный поиск: Хизб ат-Тахрир и поиски Исламского халифата . Лондон: Серый тюлень. ISBN 1-85640-039-5 . Проверено 18 февраля 2016 г.
- Валентин, СР (13 мая 2010 г.). «Мониторинг исламской воинственности: Хизб-ут-Тахрир: «Партия освобождения» ». Полиция: журнал политики и практики . 4 (4): 411–420. дои : 10.1093/police/paq015 .
- Валентайн, Саймон Росс (12 февраля 2010 г.). «Борьба с куфром и американским владычеством: Хизб-ут-Тахрир в Пакистане» (PDF) . Краткий номер 56 . Пакистанское исследовательское подразделение безопасности (PSRU) в Университете Брэдфорда . Проверено 19 марта 2014 г.
- Валентин, СР (декабрь 2009 г.). «Хизб-ут-Тахрир в Пакистане». Американская хроника .
- Уайн, Майкл (4 августа 2006 г.). «Хизб ут-Тахрир меняет стратегию или тактику?» (PDF) . Thecst.org.uk. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2013 г. Проверено 18 марта 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Март 2015 г. ) |
- «Хизб ут-Тахрир» , BBC Newsnight , 27 августа 2003 г.
- Кыргызстан: столкновение цивилизаций. Архивировано 20 мая 2008 г. на канале Wayback Machine Channel 4. Новости — Видео о Хизб ут-Тахрир в Кыргызстане и Узбекистане.
- Организации, созданные в 1953 году
- Запрещенные исламистские партии
- Политические партии, созданные в 1953 году.
- Организации, базирующиеся в Азии, признаны террористическими
- Хизб ут-Тахрир
- Ислам и антисемитизм
- Исламские политические организации
- исламистские группы
- Суннитские исламские политические партии
- Панисламизм
- Транснациональные политические партии
- Организации, признанные Россией террористическими