Jump to content

Ислам в Узбекистане

Ислам является доминирующей религией в Узбекистане . Исламские обычаи были широко переняты правящей элитой, и они начали покровительство таким ученым и завоевателям, как Мухаммад аль-Бухари , Ат-Тирмизи , Исмаил Самани , аль-Бируни , Авиценна , Тамерлан , Улугбек и Бабур . Несмотря на свое преобладание и историю, практика ислама была далека от монолитности с момента создания Узбекской Советской Социалистической Республики . В сегодняшней Республике Узбекистан практикуется множество разновидностей веры. Большинство из них отходят далеко от традиционных исламских традиций и законов и придерживаются гораздо более спокойного подхода. О крайне авторитарных интерпретациях Корана , включая законы шариата , которые наблюдаются в некоторых частях Ближнего Востока , в Узбекистане почти не слышно. Есть также традиции зороастрийской эпохи, которые все еще практикуются до введения в стране ислама. [ нужна ссылка ]

Управление мусульман Узбекистана хранит «Мушаф Османи», самую раннюю из существующих копий Корана . [1]

Демография

[ редактировать ]

Почти 90% населения – мусульмане. [2] По оценкам ЦРУ, 88% из них составляют в основном сунниты. [3] Страна считается культурным и религиозным центром в Центральноазиатском регионе. [2]

По другой оценке, мусульмане составляют 87% населения, в то время как 9% населения исповедуют русское православие , 4% исповедуют другие религиозные и нерелигиозные взгляды. [4] [5] Когда-то здесь проживало около 93 000 евреев .

Согласно отчету Pew Research Center за 2009 год , 96,3% населения Узбекистана составляют мусульмане. [6] около 54% ​​идентифицируют себя как неконфессиональные мусульмане , 18% как сунниты и 1% как шииты . [7] И около 11% говорят, что принадлежат к суфийскому ордену. [7]

Средневековый ислам

[ редактировать ]
Имама Аль Бухари Мемориал
The Po-i-Kalyan Mosque in Bukhara
Амир Тамерлан обратил в ислам почти всех лидеров борджигинов.

Ислам пришёл к предкам современных узбеков в VIII веке, когда арабы пришли в Среднюю Азию. Ислам первоначально прижился в южных частях Туркестана , а затем постепенно распространился на север. [8] Ислам укоренился также благодаря ревностной миссионерской деятельности иранских правителей Саманидов , поскольку значительное число тюркских народов приняло ислам. Эта территория стала ведущим мировым центром науки, медицины, философии и изобретений, положив начало периоду Золотого века ислама . [9] В 14 веке Тамерлан построил множество религиозных сооружений, в том числе мечеть Биби-Ханым . Он также построил одно из своих лучших зданий у могилы Ахмеда Есеви , влиятельного тюркского суфийского святого , который распространял суфизм среди кочевников. Тимура Омар Акта, придворный каллиграф Говорят, что , переписал Коран настолько мелкими буквами, что весь текст книги поместился на перстне с печаткой . Говорят также, что Омар создал Коран настолько большого размера, что тачка для его перевозки потребовалась листы . Были найдены того, что, вероятно, является более крупным Кораном, написанного золотыми буквами на огромных страницах. Ислам также распространился среди узбеков с обращением Узбек-хана . Принятый в ислам Ибн Абдул Хамидом, бухарским сайидом и шейхом ордена Ясави , Узбек-хан распространял ислам среди Золотой Орды и способствовал распространению мусульманской миссионерской деятельности по всей Центральной Азии . В конечном итоге ислам позволил хану устранить межфракционную борьбу в Орде и стабилизировать государственные институты.

Среди известных ученых из региона, известного сегодня как Узбекистан, есть имам Бухари , чья книга «Сахих Бухари» считается мусульманами -суннитами самым достоверным из всех сборников хадисов и самой авторитетной книгой после Корана . Среди других мусульманских ученых из региона - Имам Тирмизи и Абу Мансур Матуриди, который был одним из пионеров. [10] ученых исламской юриспруденции, и его две работы считаются авторитетными по этому вопросу. [11] В Самарканде развитие наук в мусульманском мире значительно процветало, размахивая тимуридским ренессансом . Работа Али Кушджи (ум. 1474), который работал в Самарканде , а затем в Стамбуле , рассматривается как поздний пример новаторства в исламской теоретической астрономии, и считается, что он, возможно, оказал некоторое влияние на Николая Коперника из-за аналогичных аргументов относительно Земли вращение . Астрономическая традиция, заложенная школой Мараги, была продолжена в обсерватории Улугбека в Самарканде . Основанная Улугбеком в начале 15 века, обсерватория добилась значительных успехов в наблюдательной астрономии.

Под Российской Империей

[ редактировать ]

Непосредственным основателем джадидизма был крымскотатарский просветитель и политик Исмаил Гаспринский . [12] который в 1883 году начал издавать газету «Переводчик- Тержиман » на крымскотатарском и русском языках. В том же году он открыл первую джадидскую школу в Бахчисарае . Гаспринский уделял большое внимание образованию женщин.

15 августа 1905 года джадидистам Гаспринского удалось создать Иттифак аль-Муслимин (اتفاق المسلمين: «Союз мусульман»), первый съезд которого состоялся в Нижнем Новгороде. [13] на пароходе «Густав Струве» и включало 150 делегатов. [14] из Крыма, Закавказья, Урала, Туркестана и Сибири. Эта партия была представлена ​​в Госдуме России. Самаркандский Махмудходжа муфтий Бехбуди [15] принимал активное участие в работе партии. примером просвещенного правителя был Тамерлан . Другой представитель партии «Иттифак» Муса Бигеев в 1912 году перевел Коран на татарский язык, за что получил прозвище «мусульманин Лютер». Другой представитель партии Абдурашид Ибрагимов предложил преодолеть распри между шиитами и суннитами и предложил сосредоточиться на Японской империи. В 1905 году сподвижник Гаспринского Насиб-бек Усуббеков подпольную организацию «Дифай» создал в Елизаветполе .

Младотурецкая революция 1908 года дала определенный толчок развитию джадидизма и способствовала его окончательной политизации. В 1908 году джадиды начали в Оренбурге издавать журнал «Шуро» (شورا, «Совет»), где Ризаитдин Фахретдинов продвигал идею преемственности Волжской Булгарии , Золотой Орды и Казанского ханства . В 1917 году, на волне распада Российской империи, был образован Шура-и-Ислам («Совет ислама») в Ташкенте , а в Коканде была провозглашена Туркестанская автономия , светская республика. [12] Местной разновидностью джадидистов были младобухарцы , исповедовавшие аналогичные идеи на территории Бухарского эмирата . [ нужна ссылка ] а также младохивинцы в Хивинском ханстве .

По отношению к советской власти джадиды заняли противоречивую позицию. Некоторые вступившие в союз с большевиками принимали участие в формировании среднеазиатских социалистических стран ( Файзулла Ходжаев) . [16] Абдурауф Фитрат , Садриддин Айни , Мирзо Мухиддин Мансуров , Маджид Кадири и другие присоединились к антисоветскому движению басмачей ( Усман Ходжа ). [ нужна ссылка ]

Советская эпоха

[ редактировать ]
Медресе в Бухаре (фото 1911 года)

Великий муфтий , возглавлявший совет, ежегодно в своем официальном качестве встречался с сотнями иностранных делегаций, а совет издавал журнал по исламским вопросам « Мусульмане советского Востока» . [ нужна ссылка ] Однако мусульмане, работающие или участвующие в любой из этих организаций, тщательно проверялись на предмет политической благонадежности. Более того, поскольку правительство с одной стороны якобы пропагандировало ислам, с другой стороны оно усердно работало над его искоренением. Правительство спонсировало официальные антирелигиозные кампании и жесткие репрессии против любого намека на исламское движение или сеть, находящуюся вне контроля государства. Многие мечети были закрыты. [17] [ ненадежный источник? ]

Пост-независимость

[ редактировать ]

1990-е годы

[ редактировать ]
Мечеть в Бухаре

В начале 1990-х годов, с падением советской власти, большие группы исламских миссионеров, в основном из Саудовской Аравии и Турции, приехали в Узбекистан для пропаганды суфийских и ваххабитских интерпретаций ислама. В 1992 году в городе Намангане группа радикальных исламистов, получивших образование в исламских университетах Саудовской Аравии, захватила правительственное здание и потребовала от президента Каримова объявить исламское государство в Узбекистане и ввести шариат как единственную правовую систему. Режим, однако, одержал победу и в конечном итоге нанес жестокий удар по группировкам исламских боевиков, лидеры которых позже бежали в Афганистан и Пакистан и позже были убиты в боях против коалиционных сил. В 1992 и 1993 годах из страны были изгнаны около 50 миссионеров из Саудовской Аравии. Суфийские миссионеры также были вынуждены прекратить свою деятельность в стране. [18] Однако по большей части в годы после обретения независимости в Узбекистане произошло возрождение традиционной формы ислама. По данным опроса общественного мнения, проведенного в 1994 году, интерес к исламу растет очень быстро. Очень немногие люди в Узбекистане были заинтересованы в той форме ислама, которая могла бы активно участвовать в политических вопросах. Таким образом, первые годы постсоветской религиозной свободы, похоже, способствовали развитию той формы ислама, которая была связана с узбекским населением скорее в традиционном и культурном плане, чем в политическом.

Правительство выступает против Хизб ут-Тахрир и последователей Саида Нурси в Турции . [19]

Правительство обвиняет беспорядки в Узбекистане в мае 2005 года в попытке свергнуть правительство Узбекистана и сделать его среднеазиатской теократической республикой. Президент Узбекистана Ислам Каримов «возложил вину за беспорядки на исламские экстремистские группировки - ярлык, который он использовал в последние годы для описания политических оппонентов и который, по словам его критиков, используется в качестве предлога для поддержания репрессивного государства». [20] «Хизб ут-Тахрир» отрицает свою причастность к беспорядкам, но выражает сочувствие и солидарность с жертвами беспорядков, твердо возлагая вину на репрессивные методы и коррупцию правительства.

2010-е годы

[ редактировать ]

После смерти президента Каримова в Узбекистане произошел значительный подъем исламского благочестия среди населения.

Исламская архитектура

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Священный Коран Мусхаф Османа» . Программа ЮНЕСКО «Память мира» . Проверено 29 апреля 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б Рохан и Йи, 2016 , с. 404.
  3. ^ «Узбекистан» . ЦРУ. 26 мая 2022 г.
  4. ^ «Узбекистан» .
  5. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2011 г. Проверено 27 ноября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  6. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 мая 2011 г. Проверено 30 ноября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б «Глава 1: Религиозная принадлежность» . Мусульмане мира: единство и разнообразие . Исследовательского центра Пью Проект «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
  8. ^ Атабаки, Турай. Центральная Азия и Кавказ: транснационализм и диаспора , с. 24
  9. ^ Ибн Асир, том 8, стр. 396
  10. ^ Катип Челеби . (1943). Кешфю'з-Зюнун ан Эсами'л-Кютюб вел-Фюнун , (Том I), (стр. 110–11). Стамбул: Типография Маариф.
  11. ^ Али, А. (1963). Матуридизм. В Шарифе, М.М. (ред.), История мусульманской философии: с краткими описаниями других дисциплин и современного возрождения в мусульманских странах (Том 1), (стр. 261). Висбаден: Отто Харрассовиц.
  12. ^ Jump up to: а б / 28 / vozniknovenie-dzhadidizma-kak-pervoosnovyi-natsionalnoy-idei-chast-1 / Karimov N. The emergence of Jadidism as the fundamental principle of the national idea
  13. ^ Кульшанова А. Национальная идея в программных документах "Иттифак аль-муслимин"
  14. ^ [http://milli-firka.org/svet--teni-party-musavat/ Свет и тени партии «Мусават»]
  15. ^ «Место джадидов в развитии узбекского просвещения» . Архивировано из оригинала 16 июня 2019 г. Проверено 19 августа 2021 г.
  16. ^ на политической арене Бухары в начале ХХ века
  17. ^ Мусульмане в бывшем СССР
  18. ^ Ислам и светское государство в Узбекистане: Государственный контроль над религией и его значение для понимания светскости.
  19. ^ Государственный департамент США
  20. Узбеки говорят, что войска безрассудно стреляли в мирных жителей The New York Times

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лоу, Мария Элизабет. 2007. Повседневный ислам в постсоветской Центральной Азии . Лондон: Рутледж.
  • Такер, Ной. «Внутренние форматоры исламского будущего Евразии: шейх, ученый, общество и государство», в книге «Ислам в Евразии: Политический том» , 77–92. Кембридж, Массачусетс: Центр российских и евразийских исследований Дэвиса.
  • Корнелл, SE, 2005. Наркотики, радикализм и вооруженные конфликты в Центральной Азии: исламское движение Узбекистана. Терроризм и политическое насилие, 17 (4), стр. 619–639.
  • Вайц Р., 2004. Грозовые тучи над Центральной Азией: возрождение Исламского движения Узбекистана (ИДУ)?. Исследования конфликтов и терроризма, 27 (6), стр. 505–530.
  • Мур, К., 2007. Борьба с терроризмом в России и Узбекистане. Кембриджский обзор международных отношений, 20 (2), стр. 303–323.
  • Абдувахитов А., 1993. Исламское возрождение в Узбекистане. Эйкельман, Д. (Херст): Российские мусульманские границы. Новые направления в межкультурном анализе, стр. 79–97.
  • Синай Дж., 2000. Исламский терроризм и наркотрафик в Узбекистане. Стратегическая политика обороны и иностранных дел, 5, стр. 7–8.
  • Наумкин В.В., 2003. Воинствующий ислам в Центральной Азии: на примере Исламского движения Узбекистана.
  • Манн П., 2002. Исламское движение Узбекистана: нанесет ли оно ответный удар? Стратегический анализ, 26 (2), стр. 294–304.
  • Хэнкс, Р.Р., 2007. Динамика ислама, идентичности и институционального правления в Узбекистане: построение парадигмы разрешения конфликтов. Коммунистические и посткоммунистические исследования, 40 (2), стр. 209–221.
  • Шац, Э., 2002. Исламизм и антиамериканизм в Центральной Азии. Текущая история, 101 (657), стр. 337–.
  • Ильхамов А., 2001. Узбекский исламизм: импортированная идеология или массовое движение?. Отчет о Ближнем Востоке, 31(4; ISSU 221), стр. 40–47.
  • Караяннис Э., 2010. Политический ислам в бывшем Советском Союзе: сравнение Узбекистана и Азербайджана. Динамика асимметричного конфликта, 3(1), стр. 46–61.
  • Уокер, Э.В., 2003. Ислам, исламизм и политический порядок в Центральной Азии. Журнал международных отношений, стр. 21–41.
  • Тодуа З., 2005. Радикальный ислам в Узбекистане: прошлое и будущее. Центральная Азия и Кавказ, 1, стр. 37–42.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c25b5865579efadf6a52dfa6395d9b15__1721970780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/15/c25b5865579efadf6a52dfa6395d9b15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Uzbekistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)