Тачка

Тачка — это небольшое грузоподъемное транспортное средство с ручным приводом, обычно только с одним колесом , предназначенное для толкания и управления одним человеком с помощью двух ручек сзади. Термин «тачка» состоит из двух слов: «колесо» и «тачка». «Курган» — это производное от древнеанглийского слова «барью», обозначавшего устройство, используемое для переноски грузов.
Тачка спроектирована таким образом, чтобы распределять вес груза между колесом и оператором, что позволяет удобно перевозить более тяжелые и громоздкие грузы, чем это было бы возможно, если бы вес полностью переносился оператором. По существу, это рычаг второго сорта . Однако традиционные китайские тачки имели центральное колесо, поддерживающее всю нагрузку. Использование тачек распространено в строительной отрасли и в садоводстве . Типичная емкость составляет примерно 100 литров (3,53 кубических фута) материала.
Двухколесный тип более устойчив на ровной поверхности, тогда как почти универсальный одноколесный тип обладает лучшей маневренностью на небольших пространствах, на досках, в воде или когда наклон земли может вывести груз из равновесия. Использование одного колеса также позволяет лучше контролировать укладку груза при опорожнении.
История
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]


Самые ранние тачки с археологическими находками в виде одноколесной тележки происходят из династии Хань гробниц императора Хуэй фресок второго века и кирпичных рельефов гробниц . [1] Расписная фреска на могиле человека, толкающего тачку, была найдена в гробнице в Чэнду , провинция Сычуань , и датирована точно 118 годом нашей эры. [2] Вырезанный из камня рельеф человека, толкающего тачку, был найден в гробнице Шэнь Фуцзюня в провинции Сычуань , датируемый примерно 150 годом нашей эры. [3] А еще есть история о благочестивом Дун Юане, возившим своего отца в одноколесной тачке лу че , изображенная на фреске гробницы-святыни У Лян в Шаньдуне (датированной 147 годом нашей эры). [4] В более ранних отчетах, относящихся к I веку до нашей эры и I веку нашей эры, в которых упоминается «оленья телега» (luche), возможно, также упоминалась тачка. [2]
V века В «Книге Поздней Хань» говорится, что жена некогда бедного и молодого имперского цензора Бао Сюаня помогла ему вернуть лу че в свою деревню во время их слабой свадебной церемонии около 30 г. до н.э. [2] Позже, во время восстания красных бровей (ок. 20 г. н.э.) против династии Синь из Ван Манга (45 г. до н.э. – 23 г. н.э.), чиновник Чжао Си спас свою жену от опасности, замаскировавшись и толкая ее в своем «лу че» кургане . мимо группы повстанцев- разбойников, которые допрашивали его и позволили ему пройти после того, как он убедил их, что его жена ужасно больна. [2] Первое зарегистрированное описание тачки появляется в Лю Сяна работе «Жизни знаменитых бессмертных» . Лю описывает изобретение тачки легендарным китайским мифологическим персонажем Ко Ю, который построил « деревянного быка ». [5]
Тем не менее, китайский исторический текст « Сангочжи» («Записи трех королевств » ), составленный древним историком Чэнь Шоу (233–297 гг. н.э.), приписывает изобретение тачки премьер-министру Шугэ Ляну (181–234 гг. н.э.) из Шу. Хан из 197–234 гг. [6] Было написано, что в 231 году нашей эры Чжугэ Лян разработал транспортное средство в виде деревянного быка и использовал его в качестве транспорта для военных грузов в кампании против Цао Вэя . [7]
Колесо с центральным расположением
[ редактировать ]
В дальнейших аннотациях к тексту, сделанных Пей Сунчжи (430 г. н.э.), конструкция подробно описывалась как большое одно центральное колесо и ось , вокруг которых была построена деревянная рама в виде быка. [7] Позднее, в XI веке, ученый династии Сун (960–1279) Гао Чэн писал, что небольшая тачка его времени с древками, направленными вперед (так что ее тянули), была прямым потомком деревянного быка Чжугэ Ляна. [8] Кроме того, он отметил, что тачка «скользящей лошади» третьего века отличалась простым отличием: стержень был направлен назад (так что вместо этого его толкали). [8]
Тачки в Китае были двух типов. Более распространенный тип после третьего века имеет большое колесо, установленное в центре. Предыдущие модели представляли собой универсально переднеприводные тачки. [9] Тачка с центральным колесом обычно могла перевозить одновременно шесть человек-пассажиров, и вместо трудоемкого количества энергии, затрачиваемого на животное или человека-водителя, тянущего тачку, вес бремени распределялся поровну между колесом и тягачом. [10] Европейские посетители Китая, начиная с 17 века, ценили это, и этому уделил значительное внимание член Голландской Ост-Индской компании Андреас Эверардус ван Браам Хоукгест в своих трудах 1797 года (который точно описал ее дизайн и возможность вместить большое количество тяжелого багажа). [11] Эти тачки продолжали использоваться и в двадцатом веке, и хорошим примером этого является «Пиепкар», тачка на рельсах, которая была найдена на Суматре на острове Биллитон. [12] Однако более низкая несущая поверхность сделала европейскую тачку явно более полезной для работ на короткие расстояния. [13] По состоянию на 1960-е годы традиционные тачки в Китае все еще широко использовались. [14]
Китайская парусная карета
[ редактировать ]
Хотя есть записи о китайских парусных повозках VI века. [15] эти наземные парусные транспортные средства не были тачками, и дата изобретения тачки с парусным вооружением неизвестна. [16] Гравюры можно найти в книге ван Браама Хоукгеста 1797 года. [17]
Европейский интерес к китайскому парусному экипажу также можно увидеть в трудах Андреаса Эверардуса ван Браама Хоукгеста в 1797 году, который писал:
Около южной границы Шаньдуна можно найти своего рода тачку, гораздо большую, чем та, которую я описывал, и запряженную лошадью или мулом . Но судите по моему удивлению, когда сегодня я увидел целый парк тачек одного размера. Я говорю обдумывая, флот, поскольку у каждого из них был парус, установленный на небольшой мачте, точно закрепленной в гнезде, устроенном в переднем конце кургана. Парус, сделанный из циновки, а чаще из ткани, имеет высоту пять-шесть футов (152 или 183 см) и ширину три-четыре фута (91 или 122 см), со штагами, шкотами и фалами , как на корабль китайский . Листы соединяются с валами тачки, и поэтому ответственный человек может манипулировать ими. [18]
Древняя Греция и Рим
[ редактировать ]М.Дж.Т. Льюис предположил, что тачка могла существовать в Древней Греции в форме одноколесной тележки . [19] храма В двух описях строительных материалов 408/407 и 407/406 гг. до н.э. из Элевсинского среди прочих машин и инструментов указан «1 кузов для одноколесного транспорта ( гипертерия монокиклу )», [20] хотя нет никаких доказательств, подтверждающих эту гипотезу. [21] ( моноцикл-суперкар по -гречески ):
Поскольку дикиклос ( δίκυκλος ) и тетракиклос ( τετράκυκλος ) означают не что иное, как «двухколесный» и «четырехколесный транспорт», и поскольку тело монокиклоса ( μονόκυκλος ) в Элевсинском инвентаре зажато между четырехколесным кузовом и его четырьмя колесами, воспринимать его как нечто иное, чем одноколесное транспортное средство, значит доверчивость выходить за пределы предела. Это может быть только тачка, обязательно управляемая и балансируемая человеком... что теперь становится несомненным, так это то, что тачка не дебютировала в Европе в Средние века , как это повсеместно утверждается . Это было где-то шестнадцать столетий назад.
М.Дж.Т. Льюис признает, что нынешний консенсус среди историков технологий, в том числе Бертрана Жиля , Андреа Маттиса и Джозефа Нидэма , заключается в том, что тачка была изобретена в Китае около 100 г. н. э. и распространилась на остальной мир. [22] Однако Льюис предполагает, что тачка могла существовать и в Древней Греции . [9] [23] Основываясь на Элевсинском списке, Льюис утверждает, что вполне возможно, что тачки использовались на греческих строительных площадках, но признает, что свидетельства использования тачек в древнем сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности отсутствуют. [9] Он предположил, что на греческих строительных площадках нередки тачки, предназначенные для перевозки умеренно легких грузов. Он предполагает возможность существования тачек в Римской империи и более поздней Восточной Римской или Византийской империи, хотя Льюис заключает, что свидетельств недостаточно и что «большая часть этого сценария поневоле является чистым предположением». [24] IV века В «Истории Августы» сообщается, что император Элагабал использовал тачку ( лат . pabillus от pabo , одноколесное транспортное средство). [25] [26] ) перевозить женщин в своих легкомысленных играх при дворе. [27] Хотя имеющиеся данные не указывают на какое-либо использование тачек в средневековье, вопрос о преемственности в Византийской империи все еще открыт из-за отсутствия исследований. [9] В настоящее время нет никаких свидетельств существования тачки в Древней Греции и Риме. [21]
Средневековая Европа
[ редактировать ]

Первые тачки в средневековой Европе появились где-то между 1170 и 1250 годами. В отличие от тех, которые обычно имели колесо в центре тачки и были предпочтительны в Китае, типы, которые в основном использовались в Европе, имели колесо спереди или рядом с ним. [28] расположение большинства тачек сегодня. [ нужна ссылка ]
Исследование ранней истории тачки затруднено из-за явного отсутствия общей терминологии. Историк техники М.Дж.Т. Льюис обнаружил в английских и французских источниках четыре упоминания о тачках между 1172 и 1222 годами, три из которых обозначены другим термином. [29] По словам историка средневекового искусства Андреа Маттиса, первое архивное упоминание о тачке в средневековой Европе датировано 1222 годом и указывает на покупку нескольких тачек для работ английского короля в Дувре . [30] Первое изображение появляется в английской рукописи « Vitae duorum Offarum » Мэтью Пэрис , завершенной в 1250 году. [31]
К 13 веку тачка оказалась полезной в строительстве зданий, горнодобывающей промышленности и сельском хозяйстве. Однако, судя по сохранившимся документам и иллюстрациям, тачка оставалась относительной редкостью до 15 века. [32] Судя по всему, оно также ограничивалось Англией , Францией и Нидерландами . [33]
Самые старые сохранившиеся тачки из Центральной Европы были найдены в 2014 и 2017 годах во время археологических раскопок в Ингольштадте , Германия. Даты вырубки деревьев, из которых состоят доски тачки, можно дендрохронологически датировать 1537 годом для одной тачки и 1530-ми годами для другой. [34] [35]
Современные тачки
[ редактировать ]
Современные тачки обычно изготавливаются из пластика или металла. [36] и обычно поставляются с пневматическими, полупневматическими или цельнолитыми шинами . Современные тачки выпускаются в четырех стандартных формах: разновидность с неглубоким поддоном для домашнего садовника, тачка для строителя, служебная тачка с квадратным поддоном. [37] и кирпичный курган. [38]
Пластиковые тачки могут быть полезны, поскольку они легкие по весу, снижающие физическую нагрузку на пользователя. Но пластиковые тачки подходят и для более легких грузов. [39]
Стальные тачки могут перевозить более тяжелые грузы и имеют грузоподъемность до 110 л (4 куб. футов) во влажном состоянии или 160 л (6 куб. футов) в сухом состоянии. [40] Стальные тачки более эффективно транспортируют тяжелый, зубчатый материал, не повреждая тачку, и часто лучше подходят для строительных работ. [41]
Современные вариации
[ редактировать ]
В 1970-х годах британский изобретатель Джеймс Дайсон представил Ballbarrow — пластиковую тачку, отлитую под давлением, со сферическим шариком на передней части вместо колеса. По сравнению с традиционной конструкцией, большая площадь поверхности шара облегчила использование тачки на мягкой почве и сделала ее более устойчивой в поперечном направлении при тяжелых нагрузках на неровной поверхности. [ нужна ссылка ]
Honda HPE60, электрическая тачка с усилителем, была произведена в 1998 году. [42] [43] Тачки с электроприводом в настоящее время широко доступны от различных производителей. Тачки с электроприводом используются в самых разных целях; Технология улучшилась, и теперь они могут выдерживать гораздо более тяжелые грузы, помимо тех, которые человек может переносить в одиночку без посторонней помощи. Моторизованные тачки обычно имеют дизельный или электрический аккумулятор. Часто используется в мелкомасштабном строительстве, где доступ для более крупного оборудования может быть ограничен. [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 263-267.
- ^ Jump up to: а б с д Нидэм, Том 4, Часть 2, 265.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 264–265.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 263.
- ^ Резенде, Лиза (2007). Хронология науки . Checkmark Books (опубликовано 1 апреля 2007 г.). стр. 40 . ISBN 978-0816071197 .
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 259-260.
- ^ Jump up to: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 260.
- ^ Jump up to: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 262.
- ^ Jump up to: а б с д М.Дж.Т. Льюис, стр.473
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 258-259.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 259.
- ^ Де Декер, Крис (29 декабря 2011 г.). «Как сократить транспортную сеть: китайская тачка» . lowtechmagazine.com .
- ^ Андреа Л. Мэттис, стр.363
- ^ Джозеф Нидэм, Наука и цивилизация в Китае, том. 4, Физика и физическая технология, ч. 4. 2, Машиностроение (Кембридж, 1965), с. 272
- ^ Нидхэм 1965 , стр. 274–6.
- ^ Темпл (1986), стр. 195.
- ^ А.Э. ван Браам Хоукгест (1797). Подлинный отчет посольства Голландской Ост-Индской компании в... Китае . цитируется в Temple 1985, стр. 196.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 274.
- ^ MJT Льюис, стр.470 и далее.
- ^ MJT Льюис, стр.472 и 475
- ^ Jump up to: а б Классический мир , Робин Лейн Фокс, «Пингвин» (2006)
- ^ MJT Льюис, стр.453
- ^ MJT Льюис, стр.470.
- ^ MJT Льюис, стр.475
- ^ Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт, Латинский словарь, 1879: Пабо
- ^ Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт, Латинский словарь, 1879: Pabillus
- ^ Historia Augusta: Жизнь Элагабала, Часть 2, 29
- ^ MJT Льюис, стр. 453-55.
- ^ MJT Льюис, стр.463
- ^ Андреа Л. Мэттис, стр.357
- ^ Андреа Л. Мэттис, стр.358
Часто встречающееся мнение о том, что тачка появляется в витраже в Шартре вскоре после 1200 года, по мнению Льюиса, является «мифом. Его нет. Ближайший подход - это тачка». (М.Дж.Т. Льюис, стр.463) - ^ MJT Льюис, стр.456
- ^ Андреа Л. Мэттис, стр.358
- ^ Шёнауэр, Тобиас; Хорат, Даниэль (2019), «Тачка» (PDF) , Формы войны 1600–1815 гг ., Каталоги Музея баварской армии, том. 19, Ингольштадт: Ph.CW Schmid, с. 193, ISBN 978-3-96049-079-1 , получено 26 ноября 2020 г.
- ^ «Первая тачка старого Шанцера — необычная находка с пушечного завода» . Текущие новости (на немецком языке). Город Ингольштадт . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Мур, Патрисия (28 января 2019 г.). «Пластиковая или стальная тачка: какая тачка лучше?» . Гарденевер .
- ^ «Тачки» . Задний двор Бёркса . 19 сентября 2013 г.
- ^ «Моховые тачки» . Мосс Тачки .
- ^ Осмонд, Кэндис (7 июня 2017 г.). «Пластиковые или стальные тачки: что лучше?» . Босс заднего двора . Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ «Тачка Мосс – Premier Heavy Duty» . Канберрский алмазный диск .
- ^ «Советы по выбору лучшей тачки» . Канберрский алмазный диск . 3 марта 2023 г.
- ^ «Honda Worldwide | Пресс-релиз | 27 апреля 1998 г.» . Мир.honda.com. 27 апреля 1998 г. Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ «Видеодемонстрация HPE60» . Мир.honda.com. Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 г. Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ «Электрическая тачка» . nu-starmhl.com .
- Льюис, MJT (1994). «Происхождение тачки». Технологии и культура . 35 (3): 453–475. дои : 10.2307/3106255 . JSTOR 3106255 . S2CID 147546781 .
- Андреа Л. Маттис, «Средневековая тачка», Технологии и культура , Том. 32, № 2, Часть 1. (Апрель 1991 г.), стр. 356–364.
- Нидэм, Джозеф (1965). Наука и цивилизация в Китае . Том. 4, Физика и физическая технология, Часть 2, Машиностроение. Тайбэй: Caves Books Ltd.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Тачка , Страницы средневековых технологий.
- Как сократить транспортную сеть: китайская тачка , журнал Low-Tech.
- Дискотека с тачками , Дискотека с тачками Tip of the Pops