29er (велосипед)
29ers или Two-Niners — это горные велосипеды и гибридные велосипеды , в которых используются ISO 700c или 622 мм (внутренний диаметр обода) колеса , обычно называемые 29-дюймовыми колесами. [1] На большинстве горных велосипедов когда-то использовались колеса ISO 559 мм, обычно называемые 26-дюймовыми колесами. Колесо ISO 622 мм обычно также используется для шоссейных, треккинговых, велокроссовых , туристических и гибридных велосипедов .В некоторых странах, в основном в континентальной Европе , колеса ISO 622 мм обычно называют 28-дюймовыми колесами или «28-дюймовыми». [2]
Происхождение
[ редактировать ]
Обода 29er имеют внутренний диаметр 622 миллиметра (24,5 дюйма). [1] а средняя 29-дюймовая покрышка для горного велосипеда имеет номер (в обозначениях ISO) 59-622, что соответствует наружному диаметру около 29,15 дюймов (740 мм). Типичная 26-дюймовая покрышка MTB имеет диаметр обода 559 миллиметров (22,0 дюйма) и внешний диаметр покрышки около 26 дюймов (660 мм). [2]
В начале 1980-х годов размер колес для новых горных велосипедов еще не был определен. Поэтому, когда английский пионер велоспорта по бездорожью Джефф Аппс связался с Гэри Фишером и Чарли Келли и сообщил, что он построил прототип внедорожного велосипеда, в котором использовались большого диаметра 28 × 1¾ ( ISO 47-622) и шириной 47 мм Nokian Hakkapeliitta зимние шины от производителя. Финляндия, они были заинтригованы. В письме в декабрьский выпуск журнала Bike Biz за 2006 год Гэри Фишер, говоря о растущей популярности 29ers, излагает свою точку зрения: «Мы получили несколько шин от Geoff Apps очень рано, и мы [Фишер и Келли] сказали: «Святой Толедо». !» Но плохая ситуация с поставками шин большего диаметра привела к тому, что молодая индустрия MTB остановилась на колесах меньшего размера». [3] Первый колесный внедорожный велосипед 700C, разработанный Джеффом Аппсом, был выпущен в 1981 году. [4] [5]
Однако в велосипеде, продаваемом как Aventura собственной компанией Apps, Cleland Cycles Ltd, в период с 1982 по 1984 год использовался более доступный Nokian Hakkapeliitta 26 × 2 (ISO 54-584). Размер 650B, также известный как 27,5″ , вновь появился в 2007 году. [6] как компромисс между размерами 26 и 29 дюймов.Размер 650B называется 27,5″. [7]
Название «29er» происходит от велосипеда под названием Two Niner, который был предложен велосипедной компанией Fisher в 2001 году, по словам члена Зала славы горных велосипедов 1998 года Дона Кука. [8]
Американское подразделение Bianchi Bicycles начиная с 1991 года предлагало линейку внедорожных велосипедов с 29-дюймовыми колесами под названием Project Bikes. Их каталог продукции 1992 года восхвалял преимущества больших колес и демонстрировал три разных велосипеда: Project 3, 5 и 7. Аналогичным образом, в 1991 году Panaracer разработала версию Smoke Tire 700c для OEM-использования на горных моделях Diamondback Overdrive и Overdrive Comp. велосипеды. [9] Первоначальная компания Klein выпустила небольшое количество 29-дюймовой колесной версии своего успешного гоночного мотоцикла Attitude MTB и назвала ее Adept. Он не нашел рынка и был снят с производства.
Ключевой выпуск продукта, первая настоящая 29-дюймовая шина, была произведена одним из первых сторонников 29-дюймового механизма Wilderness Trail Bikes . В 1999 году компания представила первую настоящую 29-дюймовую шину Nanoraptor. [10] Примерно в то же время компания White Brothers выпустила первую коммерчески доступную 29-дюймовую амортизационную вилку. [ нужна ссылка ] До этого использовались амортизационные вилки, предназначенные для треккинговых велосипедов или гибридов. В течение многих лет 29-дюймовые рамы и велосипеды обычно можно было приобрести только у небольших малоизвестных производителей, таких как Niner Bikes. [11] Surly Bikes представила свою 29-дюймовую раму Karate Monkey в 2002 году. [12] Gary Fisher Bicycles, подразделение Trek Bicycles , стала первым из крупных производителей, предложившим линейку 29-дюймовых велосипедов. Их линии никогда не продавались хорошо до тех пор, пока в 2004 году не был представлен односкоростной 29-дюймовый велосипед Rig. Сегодня большинство производителей велосипедов на рынке США предлагают как минимум один 29-дюймовый велосипед или раму.
Сравнение велокросса
[ редактировать ]Шину с шириной протектора менее 2,0 дюйма (51 мм) энтузиасты 29 дюймов иногда считают шиной для велокросса , хотя в велокроссе любая шина шириной более 1,5 дюйма (38 мм) не является шиной для велокросса. Хотя оба они предназначены для бездорожья и обычно используют обод диаметром 622 мм, велосипеды для велокросса и MTB с 29-дюймовыми колесами различаются по своей базовой управляемости и геометрии, методам конструкции, долговечности и предполагаемому сроку службы. Однако существуют велосипеды, которые стирают различие, сочетая в себе атрибуты обоих. Одним из примеров этого является велосипед Monstercross, в котором часто используется стандартная рама горного велосипеда, предназначенная для использования с 26-дюймовыми колесами с колесами 700c. [ нужна ссылка ] колеса и шины 700 × 38c-45c, дисковые или кантилеверные тормоза, MTB или перекрестная передача, а также дуги велосипеда для велокросса.
Производительность
[ редактировать ]Преимущества и недостатки 29ers часто обсуждаются в сообществе горных велосипедов. [13] [ ненадежный источник? ] К недостаткам 29-дюймовых колес можно отнести дополнительный вес, кажущуюся медлительность в обращении и проблемы с посадкой (в частности, перекрытие передних колес и пальцев ног и высокая высота стоянки ). К преимуществам относится пониженное сопротивление качению. [ нужна ссылка ] , ощущается повышенная устойчивость при сохранении быстрой управляемости и улучшенная способность преодолевать препятствия.
Один из вопросов, который часто поднимается, — это пятна контакта размер и форма шины. При прочих равных условиях, таких как ширина шины, ширина обода, давление воздуха и вес водителя, пятно контакта 29-дюймового колеса имеет ту же площадь и немного длиннее (~5%), чем у 26-дюймового колеса. [14]
Преимущества
[ редактировать ]- Колеса большего размера легче преодолевают препятствия. Способность колеса преодолевать препятствия пропорциональна его размеру. Колесо диаметром 29 дюймов, которое примерно на 10% больше колеса диаметром 26 дюймов, может преодолевать препятствия на 10% большего размера. [ нужна ссылка ]
- Колеса большего диаметра имеют больший угловой момент , поэтому они меньше теряют скорость из-за препятствий и неровных участков. [ нужна ссылка ]
- 29-дюймовые велосипеды, как правило, предлагают более высоким гонщикам более «естественную» геометрию рамы. [15]
- Шины большего диаметра и более широкие с более высоким давлением воздуха меньше сплющиваются вблизи зоны контакта с землей. [ нужны дальнейшие объяснения ]
- Все спицы настроены на одинаковое высокое натяжение. У велосипедов с наездником при перекатывании колеса натяжение всех спиц существенно не увеличивается; вместо этого только спицы, расположенные непосредственно под ступицей, уменьшают свое натяжение. В случае шин, которые меньше сплющиваются под нагрузкой, спицы, расположенные непосредственно под ступицей, меньше уменьшают натяжение, поэтому спицы подвергаются более постоянному натяжению. Спицы живут дольше, прежде чем сломаются из-за усталости. [16]
Большинство этих утверждений еще предстоит объективно расследовать. Существуют небольшие неопубликованные исследования (в том числе одно, проведенное Университетом Пеппердайна , как сообщается, по запросу Гэри Фишера). [ нужна ссылка ] но как сторонники, так и противники 29-дюймовых колес, как правило, не впечатляются их научной строгостью. [ как кто? ] В Интернете бушевали долгие дебаты о том, как провести «честный» тест эффективности горных велосипедов размером 29 дюймов и 26 дюймов, но серьезных усилий для проведения крупномасштабного научного исследования предпринято не было.
Недостатки
[ редактировать ]- Увеличенный вес колес (большая шина, камера, обод и спицы) приводит к тому, что колеса медленнее реагируют на ускорение и торможение. [17] [18] и увеличивает неподрессоренную массу. [19]
- Более длинные спицы и уменьшенный угол между фланцем ступицы и ободом делают колесо более гибким в поперечном направлении ( при прочих равных условиях ). [20]
- Менее отзывчивое управление из-за более длинной колесной базы и более тяжелого переднего колеса. [21]
- Водители небольшого роста (т. е. ростом менее 5 футов 5 дюймов (= 165 см)) могут столкнуться со значительными компромиссами в геометрии, что может привести к перекрытию пальцев ног, высокой высоте руля и меньшему зазору при стоянке. [22]
96 или 69 вариаций
[ редактировать ]Один из вариантов - иметь переднее колесо диаметром 29 дюймов и заднее колесо диаметром 26 дюймов (обычно называемое «96er»). Использование меньшего заднего колеса позволяет сделать рамы короче и быстрее, получить больше возможностей для конструкции задней подвески и уменьшить вес велосипеда. [23] Другой вариант - иметь переднее колесо диаметром 26 дюймов и заднее колесо диаметром 29 дюймов (обычно называемое «69er», хотя в 2007 году компания Trek представила «69er» с передним колесом диаметром 29 дюймов и задним колесом диаметром 26 дюймов). [24]
См. также
[ редактировать ]- 27.5 Горный велосипед
- Горный велосипед
- Велосипед для скоростного спуска
- Глоссарий велосипедного спорта
- Схема езды на велосипеде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Горные велосипеды 29 дюймов – все, что вы когда-либо хотели знать о велосипедах с колесами 29 дюймов» . ConsumerREVIEW.com. Архивировано из оригинала 24 февраля 2012 г. Проверено 8 сентября 2012 г.
29ers — это горные велосипеды, построенные на колесах размером 700c, в результате чего внешний диаметр покрышек составляет около 29 дюймов.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шелдон Браун (18 апреля 2012 г.). «Системы определения размеров шин» . Проверено 8 сентября 2012 г.
К сожалению, эволюция шин и дисков привела к тому, что эти измерения потеряли связь с реальностью. Вот как это работает: начнем с размера 26 × 2,125, который стал популярным на тяжелых велосипедах с воздушными шинами в конце 30-х годов и до сих пор остается распространенным на велосипедах «пляжных круизеров». Фактический диаметр шины этого размера очень близок к 26 дюймам. Однако некоторые гонщики были недовольны этими шинами и хотели чего-то более легкого и быстрого. Промышленность отреагировала на это выпуском шин «среднего веса» с маркировкой 26 × 1,75, подходящих для тех же дисков. Хотя их по-прежнему называют «26-дюймовыми», на самом деле размер этих шин составляет 25 5/8 дюйма, а не 26 дюймов. Тот же размер обода был принят первыми пионерами «клункеров» западного побережья и стал стандартом для горных велосипедов. Из-за аппетита рынка вы можете приобрести шины шириной до 25 мм, подходящие для этих дисков, так что вы получите «26-дюймовую» шину, фактический диаметр которой больше похож на 24 7/8 дюйма!
- ^ «Начало современного 29-го века: история» . Гитара Тед Продакшнс . Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ «Краткая история Cleland Cycles» . clelandcycles.wordpress.com . 17 июля 2010 г. Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Трек на велосипеде (1 мая 2017 г.). «История размера колес горного велосипеда» . Ютуб .
- ^ Джош Паттерсон (22 марта 2012 г.). «Вдогонку: Кирк Паченти» . Грязная тряпка. Архивировано из оригинала 18 сентября 2013 г. Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ www.peterwhitecycles.com Шипованные велосипедные шины - Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Дон Кук (15 августа 2007 г.). «Магазин горных велосипедов Big Wheel» . Журнал Dirt Rag . Проверено 1 ноября 2014 г.
Использование термина 29er происходит от первого серийного велосипеда, доступного массам от велосипедной компании Fisher, под названием Two Niner, который вышел в 2001 году.
- ^ «История горного велосипеда с большими колесами | Грязевая тряпка» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 г.
- ^ «ВТБ Нанораптор 29» . Журнал Dirt Rag . 1 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 21 января 2020 г. Проверено 21 января 2020 г.
- ^ Бет Картер (10 сентября 2012 г.). «Создание милых велосипедов и «бизнес будущего» » . Проводной журнал . Проверено 10 марта 2012 г.
Компания Niner поставила все свое существование на 29-дюймовые колеса, радикальную идею 2005 года.
- ^ Маккиган, Эрик (26 сентября 2016 г.). «Первая поездка: Surly Karate Monkey, односкоростной 29» . Журнал Dirt Rag . Архивировано из оригинала 21 января 2020 г. Проверено 21 января 2020 г.
- ^ «Горные велосипеды 29er: сильные и слабые стороны» . Горный велосипед. Архивировано из оригинала 07 мая 2021 г. Проверено 10 марта 2013 г.
- ^ Билл Маккриди. «Размер колес 26 против 700C» . Сантана Циклс . Проверено 27 июня 2011 г.
Между 700с и 26″ разницы в ПЛОЩАДИ пятна контакта нет.
- ^ Зинн, Леннард (декабрь 2002 г.). «Velonews: Технические вопросы и ответы с Леннардом Зинном» . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Макс Гласкин (28 апреля 2015 г.). «Наука о спицах» . Велосипедист . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Леннард Зинн (28 января 2011 г.). «Расчет момента инерции колеса» . ВелоНьюс . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Кейт Скотт (7 октября 2013 г.). «Обучение дебатам – Часть I» . НСМБ . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Саймон Коллис (31 октября 2012 г.). «Велосипеды 29er: что нужно знать» . Гонщик на горном велосипеде . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Вернон Фелтон (20 апреля 2012 г.). «Mavic становится большим, скоро в продаже появятся три новые колесные пары размером 29 дюймов» . Велосипедный журнал . Проверено 10 марта 2013 г.
Однако инженеры Mavic придали этому вопросу гораздо более тонкий смысл. Они утверждают, что 29-дюймовые колеса на 39 процентов менее жесткие, чем аналогичная 26-дюймовая модель, построенная точно так же, и будут весить на 10 процентов больше, чем 26-дюймовая модель.
- ^ Вернон Фелтон (4 марта 2013 г.). «Война размеров колес» . Велосипедный журнал . Проверено 13 ноября 2017 г.
Более длинная колесная база добавляет устойчивости, но, к сожалению, снижает маневренность велосипеда. Громоздкую проблему с длинной колесной базой усугубляло вялое рулевое управление. Усиленный гироскопический эффект большего переднего колеса требует от вас приложения большего усилия к рулю, чтобы быстро переключать рулевое управление.
- ^ Таул, Дэн, «Зачем использовать колеса меньшего размера на велосипедах меньшего размера?» Архивировано 7 апреля 2016 г. на Wayback Machine , Bikepaper.com .
- ^ «Карвер Байкс 96er» . Проверено 8 января 2007 г.
- ^ Стивенсон, Джон (29 августа 2005 г.). «Tech News: 69er Трэвиса Брауна» . Новости велоспорта . Проверено 22 августа 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- статья о размерах велосипедных шин и ободов с Шелдона Брауна . сайта
- Статья, сравнивающая производительность экранов 26 дюймов, 27,5 дюймов и 29 дюймов, с TheOutsidersLab. сайта
- Статья в новостях о велоспорте, сравнивающая производительность 26-дюймовых и 29-дюймовых колес.
- Большие колеса или маленькие колеса? , статья Леннарда Зинна на VeloNews, июль 2005 г.