Ислам в Советском Союзе
Часть серии о |
Культура Советского Союза |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Традиции |
Кухня |
Фестивали |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |

После своего основания на большей части территории Российской империи Советский Союз оставался крупнейшей страной в мире, пока не распался в 1991 году. Он охватывал большую часть Восточной Европы , а также охватывал весь Кавказ , Среднюю Азию и Северную Европу. Азия . В то время ислам был второй по величине религией страны; 90% мусульман в Советском Союзе были приверженцами суннитского ислама , и только около 10% придерживались шиитского ислама . За исключением Азербайджанской ССР , население которой составляло большинство шиитов, во всех союзных республиках с мусульманским большинством население составляло большинство суннитов. [1] Всего мусульманское большинство населения было в шести союзных республиках: Азербайджанской ССР , Казахской ССР , Киргизской ССР , Таджикской ССР , Туркменской ССР и Узбекской ССР . [2] Большое мусульманское население проживало также на Волго-Урале и в северокавказских регионах РСФСР . По всей Сибири мусульмане составляли значительную часть населения, преимущественно за счет присутствия татар . [2] Многие автономные республики, такие как Каракалпакская АССР , Чечено-Ингушская АССР , Башкирская АССР и другие, также имели мусульманское большинство.
После захвата власти большевики хотели включить как можно большую территорию бывшей Российской империи в состав зарождающегося Советского Союза. Однако они столкнулись с трудностями при попытках навязать коммунизм в регионах, которые веками находились под традиционалистским исламским влиянием (т.е. тюркским народам ). В то время как коммунистическое государство активно проводило политику государственного атеизма , советские власти разрешили продолжать ограниченную религиозную деятельность в шести союзных республиках с мусульманским большинством. [3] Мечети действовали в большинстве крупных городов на этих территориях, хотя их количество резко сократилось; Во время большевистской революции 1917 года в Российской империи было 25 000 мечетей, а в 1970-е годы — всего 500 мечетей по всему Советскому Союзу. [4]
В 1989 году в рамках новой советской политики, ослабившей религиозные ограничения по всей стране, был сформирован ряд новых мусульманских ассоциаций и вновь открыты многие мечети, закрытые правительством. Советское правительство также объявило о планах разрешить обучение ограниченному числу имамов в городах Уфе и Баку .
В годы, предшествовавшие распаду Советского Союза , от 45 до 50 миллионов советских граждан считались мусульманами, хотя по всей стране действовало всего около 500 мечетей. Ислам подвергся судебному преследованию [5] а советский закон запрещал любую исламскую религиозную деятельность за пределами мечетей и медресе . Все исламские религиозные объекты находились под контролем четырех «Духовных управлений», созданных советским правительством для обеспечения надзора. Мусульман-суннитов курировали Духовное управление Средней Азии и Казахстана , Духовное управление Европы Советского Союза и Сибири , Духовное управление Северного Кавказа и Дагестана . Мусульманами-шиитами курировало Духовное управление Закавказья , хотя это учреждение обслуживало и мусульман-суннитов.
Ленинское правление
[ редактировать ]В 1917 году революционер-большевик Владимир Ленин опубликовал «Империализм, высшую стадию капитализма» — весьма влиятельный текст, который сформировал отношение коммунистов к антикапиталистической борьбе и привел к политике взращивания левых националистов в мусульманских общинах Российской империи и в иностранных колониях. Перед большевистской революцией первый Всероссийский мусульманский съезд состоялся в мае 1917 года в Москве , посвященный падению царизма . [6]
По сравнению с христианами (которые составляли большинство в государстве), мусульманам в Советском Союзе изначально была предоставлена большая религиозная автономия. Это отличалось от жизни при царях , когда мусульмане подавлялись, а Восточная Православная Церковь официально служила в Российской Империи, бывшем христианском государстве . 24 ноября 1917 года, через несколько недель после большевистской революции, большевики опубликовали обращение ко «Всем мусульманским рабочим России и Востока» под руководством Ленина: [6]
Мусульмане России… все вы, чьи мечети и молитвенные дома были разрушены, чьи верования и обычаи были попраны царями и угнетателями России : ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные институты навсегда свободны и неприкосновенны. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, находятся под могучей защитой Революции. [7]
Ленин также курировал возвращение некоторых исламских артефактов, таких как Коран Усмана (в Узбекскую ССР ). [7] Более того, некоторые принципы исламского права были установлены наряду с коммунистической правовой системой. [7] Джадиды и другие исламские социалисты получили руководящие посты в правительстве. [7] и была внедрена система позитивных действий под названием коренизация, чтобы помочь местному мусульманскому населению достичь идеологической гармонии с советским коммунизмом. [7] В союзных республиках Центральной Азии, большинство населения которых составляют мусульмане, советский закон провозгласил пятницу официальным днем отдыха . [7]

Басмаческое движение
[ редактировать ]Мусульманский национальный коммунизм
[ редактировать ]Левые социалисты-мусульмане начали развивать особый вариант коммунизма (т. е. национальный коммунизм ), который продолжался в Советском Союзе до 1928 года. Национал-коммунисты считали, что судьба всемирной коммунистической революции в конечном итоге зависит от событий в Азии , а не в Европе. . Они также утверждали, что союзы с русской буржуазией необходимы для успеха такой революции; главный страх заключался в том, что неспособность уменьшить классовые разногласия приведет буржуазию к союзу с западным миром и, таким образом, обеспечит крах Советского Союза и коммунистической идеологии.
Советское правительство считало, что такое отклонение от традиционных доктрин Коммунистической партии Советского Союза привлечет внимание капиталистических западных держав, пригласив иностранную интервенцию. Это побудило коммунистический истеблишмент отвергнуть аргументы национал-коммунистов как непрактичные на Конгрессе народов Востока , состоявшемся в Баку в сентябре 1920 года. Позже ощущение отсутствия единых идеалов также спровоцировало дальнейшие действия против более широкого национального коммунистического движения. . [8]
В 1928 году крупномасштабная чистка руководства союзных республик с мусульманским большинством началась с казни Вели Ибраимова из Татарской коммунистической партии и Миллия Фирки , которые стремились протолкнуть националистическую идеологию в пользу крымских татар . За этим последовала ликвидация лидеров Мусульманской социал-демократической партии , Татарской коммунистической партии, Татарского союза безбожников и младобухарцев . [ нужна ссылка ]
Сталинское правление
[ редактировать ]Когда Иосиф Сталин консолидировал власть во второй половине 1920-х годов, его политика в отношении религии изменилась. По всей Средней Азии мечети стали закрывать или превращать в склады, религиозные лидеры подвергались преследованиям, религиозные школы закрывались, а вакфы были объявлены вне закона. [9] Советское правительство интерпретировало паранжу (традиционный среднеазиатский женский халат) как олицетворение мусульманского притеснения женщин ; Политика Сталина привела к началу « Худжума» , советской кампании, целью которой было усилить исламские системы в Центральной Азии, чтобы искоренить практики, которые считались увековечивающими неравенство между мужчинами и женщинами, в частности, практику парды , которая направляла крупномасштабные изоляция женщины от общества. [7] [10] Однако кампания не увенчалась успехом, и исламская практика ношения чадры стала более популярной, чем когда-либо, среди мусульманских рабочих, тогда как раньше ее носила только мусульманская буржуазия. [11] В 1930-е годы, во время сталинской «большой чистки» , тысячи мусульманских священнослужителей были арестованы и казнены. В период с 1929 по 1941 год подавляющее большинство мечетей страны было закрыто. [12]
Помимо антирелигиозной политики, культ личности Сталина фактически блокировал свободу советских граждан исповедовать ислам, христианство или любые другие религии. [7] [10]
Этническая чистка крымских татар.
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны , особенно в 1943–1944 годах, советское правительство провело серию депортаций в Сибирь и союзные республики Средней Азии. Официальной причиной этой политики было названо сотрудничество с нацистской Германией , но это оспаривалось отдельными лицами и организациями, которые характеризуют ее как советские попытки этнической чистки. Среди национальностей, подпадающих под политику депортации (за исключением немусульман), были крымские татары , [13] чеченцы , [14] ингуши месхетинцы , балкарцы , карачаевцы и турки- . [15] Советская кампания депортации привела к массовым человеческим жертвам, а также к массовому перемещению населения .
более 32 тысяч сотрудников НКВД ; Формально массовая депортация крымских татар началась 17 мая 1944 года . В переселении более 193 865 крымских татар приняли участие В Узбекскую ССР — 151 136 , в Марийскую АССР — 8 597 , в Казахскую ССР — 29 846 — 4 286, в различные регионы РСФСР . По официальным данным НКВД, почти 20% депортированных погибли в течение следующих полутора лет, в то время как крымскотатарские активисты вместо этого оценили уровень потерь примерно в 46%. [16] [17]
См. также
[ редактировать ]- Депортация крымских татар
- Операция Чечевица (Кавказ)
- Преследование мусульман в Советском Союзе
- Переселение населения в Советском Союзе
- Шами-Дамулла
- Советские востоковеды в исламе
- Атака
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Советский Союз – Мусульманин» . Проверено 25 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Ханна, Абдул. «Глава 1». Ранняя история распространения ислама в (бывшем) Советском Союзе . 16 сентября 2002 г. Свидетель Пионер. 14 февраля 2007 г. [1]
- ^ «Советский Союз – ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РЕЛИГИЙ НА ПРАКТИКЕ» . Проверено 25 августа 2016 г.
- ^ Итон, Кэтрин Блисс (2004). Повседневная жизнь в Советском Союзе . Издательская группа Гринвуд. п. 296. ИСБН 978-0-313-31628-9 .
- ^ Гинат, Рами . Советский Союз и Египет, 1945–1955 гг . 2022. Тейлор и Фрэнсис .
- ^ Jump up to: а б Шиндлер, Колин (2012). Израиль и европейские левые . Нью-Йорк: Континуум. п. 44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крауч, Дэйв. «Большевики и ислам». Международный социализм: ежеквартальный журнал социалистической теории . 110. 14 февраля 2007 г. [2]
- ^ Александр А. Беннигсен (15 сентября 1980 г.). Мусульманский национальный коммунизм в Советском Союзе: революционная стратегия для колониального мира . Издательство Чикагского университета. п. 76. ИСБН 978-0-226-04236-7 . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Элен Каррере д'Анкосс, Национальные республики теряют свою независимость, Эдвард А. Олворт, (редактировать), Центральная Азия: сто тридцать лет российского доминирования, Исторический обзор, Duke University Press, 1994.
- ^ Jump up to: а б Ковальский, Шэрон А. Рецензия на книгу: Завуалированная империя: гендер и власть в сталинской Центральной Азии. Дуглас Нортроп. Архивировано 29 апреля 2007 г. в журнале World History of World History : Vol. 26, № 2, июнь 2005 г.
- ^ Дуглас Нортроп, Завуалированная империя: гендер и власть в сталинистской Центральной Азии, Cornell University Press, 2004.
- ^ Одинцов М. И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917—1953 гг. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН)
- ↑ Депортация крымских татар Сталиным. Архивировано 15 октября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Роберт Конквест, Убийцы нации: Советская депортация национальностей (Лондон: Macmillan, 1970); С. Эндерс Уимбуш и Рональд Виксман. 1975. «Турки-месхетинцы: новый голос в Центральной Азии». Канадские славянские документы 17 (лето и осень): 320–340; и Омер бин Абдулла. Мусульмане Чечни продолжают свою одинокую борьбу за свободу, удерживая российскую мощь в капкане. Архивировано 20 июня 2006 г. в Wayback MachineИслам Интернет. 02.03.2001
- ^ «Вспоминая сталинские депортации» . 23 февраля 2004 г. Проверено 25 августа 2016 г. - через bbc.co.uk.
- ^ Пёш, Жан-Кристоф (8 апреля 2008 г.). «Вторая мировая война - 60 лет спустя: для жертв сталинских депортаций война продолжает жить» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 25 августа 2016 г.
- ^ «Крымские татары отмечают военные депортации» . 18 мая 2002 года . Проверено 25 августа 2016 г. - через bbc.co.uk.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нагайло, Богдан и Виктор Свобода. Советский разлад: история национальностей Национальная проблема в СССР (1990) отрывок
- Рашид, Ахмед. Возрождение Центральной Азии: ислам или национализм? (2017)
- Смит, Грэм, изд. Национальный вопрос в Советском Союзе (2-е изд. 1995 г.)
- Тасар, Эрен. Советский и мусульманский: институционализация ислама в Центральной Азии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2017.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .