Jump to content

Ислам в Советском Союзе

Демографическое распределение мусульман в Советском Союзе в процентах от населения по административным единицам (1979 г.)

После своего основания на большей части территории Российской империи Советский Союз оставался крупнейшей страной в мире, пока не распался в 1991 году. Он охватывал большую часть Восточной Европы , а также охватывал весь Кавказ , Среднюю Азию и Северную Европу. Азия . В то время ислам был второй по величине религией страны; 90% мусульман в Советском Союзе были приверженцами суннитского ислама , и только около 10% придерживались шиитского ислама . За исключением Азербайджанской ССР , население которой составляло большинство шиитов, во всех союзных республиках с мусульманским большинством население составляло большинство суннитов. [1] Всего мусульманское большинство населения было в шести союзных республиках: Азербайджанской ССР , Казахской ССР , Киргизской ССР , Таджикской ССР , Туркменской ССР и Узбекской ССР . [2] Большое мусульманское население проживало также на Волго-Урале и в северокавказских регионах РСФСР . По всей Сибири мусульмане составляли значительную часть населения, преимущественно за счет присутствия татар . [2] Многие автономные республики, такие как Каракалпакская АССР , Чечено-Ингушская АССР , Башкирская АССР и другие, также имели мусульманское большинство.

После захвата власти большевики хотели включить как можно большую территорию бывшей Российской империи в состав зарождающегося Советского Союза. Однако они столкнулись с трудностями при попытках навязать коммунизм в регионах, которые веками находились под традиционалистским исламским влиянием (т.е. тюркским народам ). В то время как коммунистическое государство активно проводило политику государственного атеизма , советские власти разрешили продолжать ограниченную религиозную деятельность в шести союзных республиках с мусульманским большинством. [3] Мечети действовали в большинстве крупных городов на этих территориях, хотя их количество резко сократилось; Во время большевистской революции 1917 года в Российской империи было 25 000 мечетей, а в 1970-е годы — всего 500 мечетей по всему Советскому Союзу. [4]

В 1989 году в рамках новой советской политики, ослабившей религиозные ограничения по всей стране, был сформирован ряд новых мусульманских ассоциаций и вновь открыты многие мечети, закрытые правительством. Советское правительство также объявило о планах разрешить обучение ограниченному числу имамов в городах Уфе и Баку .

В годы, предшествовавшие распаду Советского Союза , от 45 до 50 миллионов советских граждан считались мусульманами, хотя по всей стране действовало всего около 500 мечетей. Ислам подвергся судебному преследованию [5] а советский закон запрещал любую исламскую религиозную деятельность за пределами мечетей и медресе . Все исламские религиозные объекты находились под контролем четырех «Духовных управлений», созданных советским правительством для обеспечения надзора. Мусульман-суннитов курировали Духовное управление Средней Азии и Казахстана , Духовное управление Европы Советского Союза и Сибири , Духовное управление Северного Кавказа и Дагестана . Мусульманами-шиитами курировало Духовное управление Закавказья , хотя это учреждение обслуживало и мусульман-суннитов.

Ленинское правление

[ редактировать ]

В 1917 году революционер-большевик Владимир Ленин опубликовал «Империализм, высшую стадию капитализма» — весьма влиятельный текст, который сформировал отношение коммунистов к антикапиталистической борьбе и привел к политике взращивания левых националистов в мусульманских общинах Российской империи и в иностранных колониях. Перед большевистской революцией первый Всероссийский мусульманский съезд состоялся в мае 1917 года в Москве , посвященный падению царизма . [6]

По сравнению с христианами (которые составляли большинство в государстве), мусульманам в Советском Союзе изначально была предоставлена ​​большая религиозная автономия. Это отличалось от жизни при царях , когда мусульмане подавлялись, а Восточная Православная Церковь официально служила в Российской Империи, бывшем христианском государстве . 24 ноября 1917 года, через несколько недель после большевистской революции, большевики опубликовали обращение ко «Всем мусульманским рабочим России и Востока» под руководством Ленина: [6]

Мусульмане России… все вы, чьи мечети и молитвенные дома были разрушены, чьи верования и обычаи были попраны царями и угнетателями России : ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные институты навсегда свободны и неприкосновенны. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, находятся под могучей защитой Революции. [7]

Ленин также курировал возвращение некоторых исламских артефактов, таких как Коран Усмана Узбекскую ССР ). [7] Более того, некоторые принципы исламского права были установлены наряду с коммунистической правовой системой. [7] Джадиды и другие исламские социалисты получили руководящие посты в правительстве. [7] и была внедрена система позитивных действий под названием коренизация, чтобы помочь местному мусульманскому населению достичь идеологической гармонии с советским коммунизмом. [7] В союзных республиках Центральной Азии, большинство населения которых составляют мусульмане, советский закон провозгласил пятницу официальным днем ​​отдыха . [7]

«Теперь я свободен!» Коммунистический пропагандистский плакат неизвестного художника, призывающий молодых женщин Советского Туркестана вступать в комсомол . Выпущен в Москве в 1921 году.

Басмаческое движение

[ редактировать ]

Мусульманский национальный коммунизм

[ редактировать ]

Левые социалисты-мусульмане начали развивать особый вариант коммунизма (т. е. национальный коммунизм ), который продолжался в Советском Союзе до 1928 года. Национал-коммунисты считали, что судьба всемирной коммунистической революции в конечном итоге зависит от событий в Азии , а не в Европе. . Они также утверждали, что союзы с русской буржуазией необходимы для успеха такой революции; главный страх заключался в том, что неспособность уменьшить классовые разногласия приведет буржуазию к союзу с западным миром и, таким образом, обеспечит крах Советского Союза и коммунистической идеологии.

Советское правительство считало, что такое отклонение от традиционных доктрин Коммунистической партии Советского Союза привлечет внимание капиталистических западных держав, пригласив иностранную интервенцию. Это побудило коммунистический истеблишмент отвергнуть аргументы национал-коммунистов как непрактичные на Конгрессе народов Востока , состоявшемся в Баку в сентябре 1920 года. Позже ощущение отсутствия единых идеалов также спровоцировало дальнейшие действия против более широкого национального коммунистического движения. . [8]

В 1928 году крупномасштабная чистка руководства союзных республик с мусульманским большинством началась с казни Вели Ибраимова из Татарской коммунистической партии и Миллия Фирки , которые стремились протолкнуть националистическую идеологию в пользу крымских татар . За этим последовала ликвидация лидеров Мусульманской социал-демократической партии , Татарской коммунистической партии, Татарского союза безбожников и младобухарцев . [ нужна ссылка ]

Сталинское правление

[ редактировать ]

Когда Иосиф Сталин консолидировал власть во второй половине 1920-х годов, его политика в отношении религии изменилась. По всей Средней Азии мечети стали закрывать или превращать в склады, религиозные лидеры подвергались преследованиям, религиозные школы закрывались, а вакфы были объявлены вне закона. [9] Советское правительство интерпретировало паранжу (традиционный среднеазиатский женский халат) как олицетворение мусульманского притеснения женщин ; Политика Сталина привела к началу « Худжума» , советской кампании, целью которой было усилить исламские системы в Центральной Азии, чтобы искоренить практики, которые считались увековечивающими неравенство между мужчинами и женщинами, в частности, практику парды , которая направляла крупномасштабные изоляция женщины от общества. [7] [10] Однако кампания не увенчалась успехом, и исламская практика ношения чадры стала более популярной, чем когда-либо, среди мусульманских рабочих, тогда как раньше ее носила только мусульманская буржуазия. [11] В 1930-е годы, во время сталинской «большой чистки» , тысячи мусульманских священнослужителей были арестованы и казнены. В период с 1929 по 1941 год подавляющее большинство мечетей страны было закрыто. [12]

Помимо антирелигиозной политики, культ личности Сталина фактически блокировал свободу советских граждан исповедовать ислам, христианство или любые другие религии. [7] [10]

Этническая чистка крымских татар.

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны , особенно в 1943–1944 годах, советское правительство провело серию депортаций в Сибирь и союзные республики Средней Азии. Официальной причиной этой политики было названо сотрудничество с нацистской Германией , но это оспаривалось отдельными лицами и организациями, которые характеризуют ее как советские попытки этнической чистки. Среди национальностей, подпадающих под политику депортации (за исключением немусульман), были крымские татары , [13] чеченцы , [14] ингуши месхетинцы , балкарцы , карачаевцы и турки- . [15] Советская кампания депортации привела к массовым человеческим жертвам, а также к массовому перемещению населения .

более 32 тысяч сотрудников НКВД ; Формально массовая депортация крымских татар началась 17 мая 1944 года . В переселении более 193 865 крымских татар приняли участие В Узбекскую ССР — 151 136 , в Марийскую АССР — 8 597 , в Казахскую ССР — 29 846 — 4 286, в различные регионы РСФСР . По официальным данным НКВД, почти 20% депортированных погибли в течение следующих полутора лет, в то время как крымскотатарские активисты вместо этого оценили уровень потерь примерно в 46%. [16] [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Советский Союз – Мусульманин» . Проверено 25 августа 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б Ханна, Абдул. «Глава 1». Ранняя история распространения ислама в (бывшем) Советском Союзе . 16 сентября 2002 г. Свидетель Пионер. 14 февраля 2007 г. [1]
  3. ^ «Советский Союз – ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РЕЛИГИЙ НА ПРАКТИКЕ» . Проверено 25 августа 2016 г.
  4. ^ Итон, Кэтрин Блисс (2004). Повседневная жизнь в Советском Союзе . Издательская группа Гринвуд. п. 296. ИСБН  978-0-313-31628-9 .
  5. ^ Гинат, Рами . Советский Союз и Египет, 1945–1955 гг . 2022. Тейлор и Фрэнсис .
  6. ^ Jump up to: а б Шиндлер, Колин (2012). Израиль и европейские левые . Нью-Йорк: Континуум. п. 44.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крауч, Дэйв. «Большевики и ислам». Международный социализм: ежеквартальный журнал социалистической теории . 110. 14 февраля 2007 г. [2]
  8. ^ Александр А. Беннигсен (15 сентября 1980 г.). Мусульманский национальный коммунизм в Советском Союзе: революционная стратегия для колониального мира . Издательство Чикагского университета. п. 76. ИСБН  978-0-226-04236-7 . Проверено 10 июля 2013 г.
  9. ^ Элен Каррере д'Анкосс, Национальные республики теряют свою независимость, Эдвард А. Олворт, (редактировать), Центральная Азия: сто тридцать лет российского доминирования, Исторический обзор, Duke University Press, 1994.
  10. ^ Jump up to: а б Ковальский, Шэрон А. Рецензия на книгу: Завуалированная империя: гендер и власть в сталинской Центральной Азии. Дуглас Нортроп. Архивировано 29 апреля 2007 г. в журнале World History of World History : Vol. 26, № 2, июнь 2005 г.
  11. ^ Дуглас Нортроп, Завуалированная империя: гендер и власть в сталинистской Центральной Азии, Cornell University Press, 2004.
  12. ^ Одинцов М. И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917—1953 гг. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН)
  13. Депортация крымских татар Сталиным. Архивировано 15 октября 2009 г. в Wayback Machine.
  14. ^ Роберт Конквест, Убийцы нации: Советская депортация национальностей (Лондон: Macmillan, 1970); С. Эндерс Уимбуш и Рональд Виксман. 1975. «Турки-месхетинцы: новый голос в Центральной Азии». Канадские славянские документы 17 (лето и осень): 320–340; и Омер бин Абдулла. Мусульмане Чечни продолжают свою одинокую борьбу за свободу, удерживая российскую мощь в капкане. Архивировано 20 июня 2006 г. в Wayback MachineИслам Интернет. 02.03.2001
  15. ^ «Вспоминая сталинские депортации» . 23 февраля 2004 г. Проверено 25 августа 2016 г. - через bbc.co.uk.
  16. ^ Пёш, Жан-Кристоф (8 апреля 2008 г.). «Вторая мировая война - 60 лет спустя: для жертв сталинских депортаций война продолжает жить» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 25 августа 2016 г.
  17. ^ «Крымские татары отмечают военные депортации» . 18 мая 2002 года . Проверено 25 августа 2016 г. - через bbc.co.uk.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нагайло, Богдан и Виктор Свобода. Советский разлад: история национальностей Национальная проблема в СССР (1990) отрывок
  • Рашид, Ахмед. Возрождение Центральной Азии: ислам или национализм? (2017)
  • Смит, Грэм, изд. Национальный вопрос в Советском Союзе (2-е изд. 1995 г.)
  • Тасар, Эрен. Советский и мусульманский: институционализация ислама в Центральной Азии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2017.

Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 016d85523790808cacb65f1858a81a98__1714808760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/98/016d85523790808cacb65f1858a81a98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in the Soviet Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)