Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана
The Spiritual Administration of the Muslims of Central Asia and Kazakhstan (SADUM) ( Russian : Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) ; Uzbek : Ўрта Осиё ва Қозоғистон мусулмонлари диний бошқармаси ) was the official governing body for Islamic activities in the five Central Asian republics of the Soviet Union . Under strict state control, SADUM was charged with training clergy and publishing spiritual materials, among other tasks. [ 1 ] Штаб-квартира организации находилась в Ташкенте , Узбекистан . Основанная в 1943 году, SADUM просуществовала почти 50 лет. После распада Советского Союза пять новых независимых республик преобразовали свои соответствующие отделения САДУМ в свои собственные национальные исламские институты. [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Первое духовное собрание в Российской империи было создано в 1788 году в Оренберге. Как и САДУМ, Оренбургское Духовное собрание мусульман управлялось верховным муфтием и курировало назначение имамов и управление мечетями по всей империи. [ 4 ]
Российские администраторы были вовлечены в религиозную иерархию Центральной Азии с момента первого завоевания в 1860-х годах, хотя уровень государственного вмешательства был разным по всему региону. Некоторые главы округов несли прямую ответственность за назначение инструкторов в местных медресе , а также за назначение надзирателей за религиозными пожертвованиями ( вакфами ). Другие вожди сохранили привилегии надзора, но позволили местному сообществу управлять делами автономно, вмешиваясь только тогда, когда возникали споры. [ 5 ]
Официальное отношение к религии радикально изменилось при Советском Союзе . Первоначально Советы поддерживали религиозную деятельность, особенно джадидов , молодых мусульманских реформаторов, которые стремились «модернизировать» ислам – цель, которая хорошо вписывалась в советские идеалы. В 1922 году Советы даже разрешили создание местных религиозных управлений по всей Средней Азии. Эти советы имели многие из тех же функций, которые SADUM унаследовал (хотя и в более ограниченном масштабе) в 1940-х годах. Советам также было поручено быть «связующим звеном между правительством и народом, проводить реформу религиозных дел и бороться с совершенно ненужными надстройками ислама и неверными интерпретациями ислама». [ 6 ]
Однако к середине 1920-х годов ситуация изменилась. Укрепив свою власть в регионе, Советы начали проявлять свое истинное отношение к религии. В течение следующих нескольких лет сотни мечетей были закрыты или разрушены. В 1927 году был инициирован худжум — попытка насильственно снять чадру с мусульманских женщин. К 1927 году все медресе были закрыты, а в 1928 году были ликвидированы вакфы . Закон 1929 года против религиозной практики фактически положил конец открытой религиозной деятельности в стране. Многие исламские лидеры, в том числе многие джадиды, были «ликвидированы» во время Иосифа Сталина Великой чистки . [ 7 ]
Создание САДУМ
[ редактировать ]Создание САДУМ произошло в разгар Второй мировой войны (известной в Советском Союзе как Великая Отечественная война ). Советское правительство , борясь за свое выживание и требуя поддержки всех своих граждан, ослабило ограничения против религии. [ 8 ] Когда религиозные преследования утихли и мечети начали вновь открываться, улемы Центральной Азии увидели возможность добиться уступок. [ нужна ссылка ]
В июне 1943 года несколько видных улемов обратились к Михаилу Калинину , председателю Президиума Верховного Совета , с просьбой разрешить проведение конференции среднеазиатской религиозной элиты в Ташкенте. На этой конференции они планировали заложить основы центральной исламской организации. [ 9 ] Улемы утверждали, что эта организация позволит им лучше организовать региональные военные действия. [ 10 ] Желая закрепить мусульманскую поддержку войны, Президиум утвердил план создания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана со штаб-квартирой в Ташкенте. Для первого курултая был сформирован подготовительный комитет, в который вошли известные богословы Узбекистана во главе с Эшоном Бабаханом ибн Абдулмаджидханом из Казахстана во главе с шейхом Абдул Гаффаром Шамсутдином из Таджикистана во главе с шейхом Салехом Бабакалоном из Кыргызстана во главе с шейхом Олимхоном. Тура Шакир и Туркмении во главе с шейхом Анной Ишан. [ 11 ]
Организация была официально создана 20 октября 1943 года. [ 12 ]
Его первым председателем был Эшон Бабахан ибн Абдулмаджидхан . [ нужна ссылка ]
После своего основания САДУМ быстро предпринял шаги по открытию местных исламских институтов и восстановлению связей с более широким мусульманским миром . [ нужна ссылка ] В 1945 году состоялась встреча с саудовским королем Абдель Азизом ибн Саудом , после которой советским мусульманам было разрешено участвовать в хадже . В следующем, 1946 году, вновь открылось медресе Мир-и-Араб в Бухаре . [ 12 ]
Второй центр исламского обучения, Исламский институт имама аль-Бухари, был основан в Ташкенте в 1971 году. [ 13 ]
Перелом САДУМА
[ редактировать ]В 1990 году Казахстан вывел свой газият из САДУМ и создал независимый муфтият мусульман Казахстана. [ 14 ] новая организация была Казахстана Духовное мусульман в управление переименована Эта . [ 15 ] В январе 1990 года состоялся курултай (или собрание ) мусульман Казахстана, на котором Ратбек хаджи Нысанбаев новым муфтием Казахстана был назначен , главный деятель САДУМ в Казахстане. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также открыл в Алматы исламский институт по подготовке мулл. [ 16 ]
После обретения независимости в 1991 году узбекское отделение САДУМ было переименовано в Управление мусульман Узбекистана. [ 17 ] Это было возложено на Комитет по делам религии при Кабинете Министров. [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]САДУМ курировал исламскую деятельность в пяти советских республиках Средней Азии. Штаб-квартира САДУМ располагалась в Ташкенте, где занимал должность председатель САДУМ (известный как муфтий ). [ 18 ] Муфтий избирался на собрании всего исламского духовенства региона, которое называлось курултаем . На курултае также избирался президиум, известный как Совет улемов. [ 19 ]
САДУМ представлял собой строгую иерархическую организацию. [ 19 ] В каждой республике было представительство САДУМ, которое возглавлял кази (кроме Узбекистана, который возглавлял сам муфтий). [ 20 ] Каждый кази назначался муфтием Ташкента и подчинялся ему, а внутри каждой республики все религиозные деятели (такие как имамы и муэдзины ) подчинялись соответствующим кази. [ 19 ] Четыре казията были преобразованы в независимые духовные управления после распада Советского Союза в 1991 году. [ нужна ссылка ]
Основные богословские вопросы рассматривались муфтием и Советом улемов, решения которых затем доводились до народа через местные мечети. [ 21 ]
Экономический отдел дирекции управлял финансами организации. Он также следил за управлением и содержанием всех мечетей и исламских архитектурных памятников ислама. [ 22 ]
В центре САДУМ в Ташкенте также была библиотека. [ 23 ] Ее основал Ишан Бабахан, первый муфтий САДУМ, вскоре после создания организации. Он подарил библиотеке более 2000 своих книг, и к 1980 году в библиотеке насчитывалось более 30 000 произведений, в том числе 2000 рукописей. Известные работы в коллекции включают первый дословный перевод Корана с арабского на персидский язык, завершенный в 1267 году, и оригинальный проект сборника хадисов X века. [ 24 ]
Муфтии САДУМА
[ редактировать ]муфтий САДУМ Лидером организации был . Поскольку САДУМ отвечал за большее количество мусульман, чем любое другое мусульманское управление в СССР, его муфтия часто называли Верховным муфтием или Великим муфтием. [ 5 ] Семья Бабахан занимала эту должность на протяжении трех поколений, почти на протяжении всего существования САДУМ. [ 25 ]
Зияудин Бабахан исключил Мухаммаджана Хиндустани из Совета улемов после того, как Хиндустани назвал его «ваххабитом». «Ваххабит» — уничижительный термин, используемый в регионе Ферганской долины для ученых, чьи фетвы отклонялись от традиционных ханафитских интерпретаций. [ 26 ]
, получивший зарубежное образование, организовал внутренний переворот против последнего муфтия Бабахана В марте 1989 года Мухаммад-Содик Мухаммад Юсуф, имам из Андижана . После распада Советского Союза и распада САДУМ на независимые государственные организации Мухаммад Юсуф стал первым муфтием Узбекистана , но был отстранен от должности в 1993 году. [ 27 ]
Список муфтиев
[ редактировать ]- Ишан Бабахан (1861–1957, муфтий 1943–1957) [ нужна ссылка ]
- Зияуддин Бабахан (1908–1982, муфтий 1957–1982) [ нужна ссылка ]
- Шамсуддин Бабахан (муфтий 1982-1989 гг.) [ нужна ссылка ]
- Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф (1952–2015, муфтий 1989–1993) [ нужна ссылка ]
Публикации
[ редактировать ]В САДУМ был специальный издательский отдел, который печатал и распространял разнообразную литературу. Начиная с 1969 года журнал «Мусульмане Советского Востока» последовательно издавался на четырех языках ( арабском , французском , английском и узбекском ). [ 28 ] Редакционной коллегией журнала выступил Совет улемов. [ 19 ]
САДУМ также поддержал несколько изданий Корана . Первое издание вышло в 1957 году, а второе издание, основанное на египетском еще одна версия, основанная на местном Коране 1913 года, написанном насх шрифтом образце, было опубликовано в 1960 году. В 1969 и 1970 годах была опубликована . Четвертый раунд Корана был опубликован в 1977 году. [ 29 ]
Публикации SADUM включают: [ 30 ]
- Исторические памятники ислама в СССР (1962 г.)
- аль-Адаб аль-Муфрад (1970)
- ас-Сахих аль-Бухари (1974)
- Сулатийят аль-Бухари (1974)
См. также
[ редактировать ]- Ислам в Центральной Азии
- Ислам в Советском Союзе
- Ислам в Казахстане
- Ислам в Кыргызстане
- Ислам в Туркменистане
- Ислам в Таджикистане
- Ислам в Узбекистане
- Муфтий
- Список исламских муфтиятов
Примечания
[ редактировать ]- ^ Олкотт 1995, стр.197
- ^ Халид 2007, стр. 78,170.
- ^ Jump up to: а б «Центральная Азия: Ислам и государство» (PDF) . Отчет ICG по Азии . 59 . Международная кризисная группа. 10 июля 2003 г.
- ^ Халид 2007, стр.36-37.
- ^ Jump up to: а б Экипажи 2006, стр.265
- ^ Халид 2007, стр.61.
- ^ Халид 2007, стр. 71-77.
- ^ Халид 2007, стр.77.
- ^ Зиявуддинов, Маражан (14 мая 2007 г.). Вклад династии Муфтиев Бабахановых в возрождение Ислама в Средней Азии и Казахстане (на русском языке). Ислам в Нижнем Новгороде.
- ^ Халид 2007, стр.78.
- ^ "ИИК Ислам в Нижнем Новгороде the Islam in Nizhniy Novgorod Islamic Information Channel" .
- ^ Jump up to: а б Хасанов, Андрей (17 ноября 2007 г.). В Нижнем Новгороде учреждён Фонд имени муфтиев Бабахановых (на русском языке). Мусульманский Узбекистан.
- ^ Бабахан 1980, стр.73.
- ^ «Религия в казахстанской политике» . новаяевразия. 22 мая 2006 года . Проверено 11 марта 2008 г.
- ^ (на казахском языке) Духовное управление мусульман Казахстана - Официальный сайт
- ^ Олкотт 1995, стр.262.
- ^ «Меморандум правительству США относительно религиозных преследований в Узбекистане» . Хьюман Райтс Вотч. 10 августа 2001 года . Проверено 5 мая 2008 г.
- ^ Бабахан 1980, стр.57.
- ^ Jump up to: а б с д Акбарзаде, Шахрам (1997). «Исламский духовный истеблишмент в Центральной Азии». Южная Азия . 20 (2). Оксфордшир, Великобритания: Carfax Publishing, Тейлор и Фрэнсис: 73–102. дои : 10.1080/00856409708723296 .
- ^ Наумкин 2005, стр.39.
- ^ Бабахан 1980, 60.
- ^ Бабахан 1980, стр.66.
- ^ Майкл Кемпер; Артемий Михайлович Калиновский (11 февраля 2015 г.). Переоценка ориентализма: переплетение ориентологий во время холодной войны . Рутледж. стр. 87–. ISBN 978-1-317-63670-0 .
- ^ Бабахан 1980, стр.74-75.
- ^ Пейруз, Себастьян (23 мая 2007 г.). «Подъем политического ислама в советской Средней Азии» . Современные тенденции в исламистской идеологии . 5 . Вашингтон, округ Колумбия: Институт Гудзона - Центр ислама, демократии и будущего мусульманского мира: 40–54.
- ^ Олкотт, Марта Брилл (12 июля 2012 г.). «4. Религиозные лидеры советской эпохи». В вихре джихада . Издательство Брукингского института. ISBN 978-0-87003-301-8 .
- ^ Олкотт, Марта Брилл (март 2007 г.). «Лицо ислама: Мухаммад-Содик Мухаммад-Юсуф» (PDF) . Документы Карнеги . 82 . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир.
- ^ Бабахан 1980, стр.63.
- ^ Бабахан 1980, стр.64-65.
- ^ Бабахан 1980, стр.63-64.
Ссылки
[ редактировать ]- Бабахан, Зияуддин Хан Ибн Ишан (1980). Ислам и мусульмане в Стране Советов . Москва: Прогресс.
- Крюс, Роберт Д. (2006). За пророка и царя: Ислам и империя в России и Средней Азии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-02164-9 .
- Джонс, П. (16 мая 2017 г.). Ислам, общество и политика в Центральной Азии . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-6427-8 .
- Халид, Адиб (2007). Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24927-1 .
- Наумкин, Виталий Васильевич (2005). Радикальный ислам в Центральной Азии: между пером и винтовкой . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 0-7425-2930-4 .
- Олкотт, Марта Брилл (1995). Казахи . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Hoover Institution Press. ISBN 0-8179-9351-7 .
- Тасар Э. (1 декабря 2017 г.). Советский и мусульманский: институционализация ислама в Центральной Азии (Иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-065210-4 .
- Рои, Яаков (2000). Ислам в Советском Союзе. От Второй мировой войны до Горбачева . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-11954-2 .