Jump to content

Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана

На этой карте показано демографическое распределение мусульман на территории Советского Союза в процентах от населения по административным единицам в 1979 году.

The Spiritual Administration of the Muslims of Central Asia and Kazakhstan (SADUM) ( Russian : Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) ; Uzbek : Ўрта Осиё ва Қозоғистон мусулмонлари диний бошқармаси ) was the official governing body for Islamic activities in the five Central Asian republics of the Soviet Union . Under strict state control, SADUM was charged with training clergy and publishing spiritual materials, among other tasks. [ 1 ] Штаб-квартира организации находилась в Ташкенте , Узбекистан . Основанная в 1943 году, SADUM просуществовала почти 50 лет. После распада Советского Союза пять новых независимых республик преобразовали свои соответствующие отделения САДУМ в свои собственные национальные исламские институты. [ 2 ] [ 3 ]

Первое духовное собрание в Российской империи было создано в 1788 году в Оренберге. Как и САДУМ, Оренбургское Духовное собрание мусульман управлялось верховным муфтием и курировало назначение имамов и управление мечетями по всей империи. [ 4 ]

Российские администраторы были вовлечены в религиозную иерархию Центральной Азии с момента первого завоевания в 1860-х годах, хотя уровень государственного вмешательства был разным по всему региону. Некоторые главы округов несли прямую ответственность за назначение инструкторов в местных медресе , а также за назначение надзирателей за религиозными пожертвованиями ( вакфами ). Другие вожди сохранили привилегии надзора, но позволили местному сообществу управлять делами автономно, вмешиваясь только тогда, когда возникали споры. [ 5 ]

Официальное отношение к религии радикально изменилось при Советском Союзе . Первоначально Советы поддерживали религиозную деятельность, особенно джадидов , молодых мусульманских реформаторов, которые стремились «модернизировать» ислам – цель, которая хорошо вписывалась в советские идеалы. В 1922 году Советы даже разрешили создание местных религиозных управлений по всей Средней Азии. Эти советы имели многие из тех же функций, которые SADUM унаследовал (хотя и в более ограниченном масштабе) в 1940-х годах. Советам также было поручено быть «связующим звеном между правительством и народом, проводить реформу религиозных дел и бороться с совершенно ненужными надстройками ислама и неверными интерпретациями ислама». [ 6 ]

Однако к середине 1920-х годов ситуация изменилась. Укрепив свою власть в регионе, Советы начали проявлять свое истинное отношение к религии. В течение следующих нескольких лет сотни мечетей были закрыты или разрушены. В 1927 году был инициирован худжум попытка насильственно снять чадру с мусульманских женщин. К 1927 году все медресе были закрыты, а в 1928 году были ликвидированы вакфы . Закон 1929 года против религиозной практики фактически положил конец открытой религиозной деятельности в стране. Многие исламские лидеры, в том числе многие джадиды, были «ликвидированы» во время Иосифа Сталина Великой чистки . [ 7 ]

Создание САДУМ

[ редактировать ]
Медресе Мир-и-Араб в Бухаре

Создание САДУМ произошло в разгар Второй мировой войны (известной в Советском Союзе как Великая Отечественная война ). Советское правительство , борясь за свое выживание и требуя поддержки всех своих граждан, ослабило ограничения против религии. [ 8 ] Когда религиозные преследования утихли и мечети начали вновь открываться, улемы Центральной Азии увидели возможность добиться уступок. [ нужна ссылка ]

В июне 1943 года несколько видных улемов обратились к Михаилу Калинину , председателю Президиума Верховного Совета , с просьбой разрешить проведение конференции среднеазиатской религиозной элиты в Ташкенте. На этой конференции они планировали заложить основы центральной исламской организации. [ 9 ] Улемы утверждали, что эта организация позволит им лучше организовать региональные военные действия. [ 10 ] Желая закрепить мусульманскую поддержку войны, Президиум утвердил план создания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана со штаб-квартирой в Ташкенте. Для первого курултая был сформирован подготовительный комитет, в который вошли известные богословы Узбекистана во главе с Эшоном Бабаханом ибн Абдулмаджидханом из Казахстана во главе с шейхом Абдул Гаффаром Шамсутдином из Таджикистана во главе с шейхом Салехом Бабакалоном из Кыргызстана во главе с шейхом Олимхоном. Тура Шакир и Туркмении во главе с шейхом Анной Ишан. [ 11 ]

Организация была официально создана 20 октября 1943 года. [ 12 ]

Его первым председателем был Эшон Бабахан ибн Абдулмаджидхан . [ нужна ссылка ]

После своего основания САДУМ быстро предпринял шаги по открытию местных исламских институтов и восстановлению связей с более широким мусульманским миром . [ нужна ссылка ] В 1945 году состоялась встреча с саудовским королем Абдель Азизом ибн Саудом , после которой советским мусульманам было разрешено участвовать в хадже . В следующем, 1946 году, вновь открылось медресе Мир-и-Араб в Бухаре . [ 12 ]

Второй центр исламского обучения, Исламский институт имама аль-Бухари, был основан в Ташкенте в 1971 году. [ 13 ]

Перелом САДУМА

[ редактировать ]

В 1990 году Казахстан вывел свой газият из САДУМ и создал независимый муфтият мусульман Казахстана. [ 14 ] новая организация была Казахстана Духовное мусульман в управление переименована Эта . [ 15 ] В январе 1990 года состоялся курултай (или собрание ) мусульман Казахстана, на котором Ратбек хаджи Нысанбаев новым муфтием Казахстана был назначен , главный деятель САДУМ в Казахстане. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также открыл в Алматы исламский институт по подготовке мулл. [ 16 ]

После обретения независимости в 1991 году узбекское отделение САДУМ было переименовано в Управление мусульман Узбекистана. [ 17 ] Это было возложено на Комитет по делам религии при Кабинете Министров. [ 3 ]

Структура

[ редактировать ]

САДУМ курировал исламскую деятельность в пяти советских республиках Средней Азии. Штаб-квартира САДУМ располагалась в Ташкенте, где занимал должность председатель САДУМ (известный как муфтий ). [ 18 ] Муфтий избирался на собрании всего исламского духовенства региона, которое называлось курултаем . На курултае также избирался президиум, известный как Совет улемов. [ 19 ]

САДУМ представлял собой строгую иерархическую организацию. [ 19 ] В каждой республике было представительство САДУМ, которое возглавлял кази (кроме Узбекистана, который возглавлял сам муфтий). [ 20 ] Каждый кази назначался муфтием Ташкента и подчинялся ему, а внутри каждой республики все религиозные деятели (такие как имамы и муэдзины ) подчинялись соответствующим кази. [ 19 ] Четыре казията были преобразованы в независимые духовные управления после распада Советского Союза в 1991 году. [ нужна ссылка ]

Основные богословские вопросы рассматривались муфтием и Советом улемов, решения которых затем доводились до народа через местные мечети. [ 21 ]

Экономический отдел дирекции управлял финансами организации. Он также следил за управлением и содержанием всех мечетей и исламских архитектурных памятников ислама. [ 22 ]

В центре САДУМ в Ташкенте также была библиотека. [ 23 ] Ее основал Ишан Бабахан, первый муфтий САДУМ, вскоре после создания организации. Он подарил библиотеке более 2000 своих книг, и к 1980 году в библиотеке насчитывалось более 30 000 произведений, в том числе 2000 рукописей. Известные работы в коллекции включают первый дословный перевод Корана с арабского на персидский язык, завершенный в 1267 году, и оригинальный проект сборника хадисов X века. [ 24 ]

Муфтии САДУМА

[ редактировать ]

муфтий САДУМ Лидером организации был . Поскольку САДУМ отвечал за большее количество мусульман, чем любое другое мусульманское управление в СССР, его муфтия часто называли Верховным муфтием или Великим муфтием. [ 5 ] Семья Бабахан занимала эту должность на протяжении трех поколений, почти на протяжении всего существования САДУМ. [ 25 ]

Зияудин Бабахан исключил Мухаммаджана Хиндустани из Совета улемов после того, как Хиндустани назвал его «ваххабитом». «Ваххабит» — уничижительный термин, используемый в регионе Ферганской долины для ученых, чьи фетвы отклонялись от традиционных ханафитских интерпретаций. [ 26 ]

, получивший зарубежное образование, организовал внутренний переворот против последнего муфтия Бабахана В марте 1989 года Мухаммад-Содик Мухаммад Юсуф, имам из Андижана . После распада Советского Союза и распада САДУМ на независимые государственные организации Мухаммад Юсуф стал первым муфтием Узбекистана , но был отстранен от должности в 1993 году. [ 27 ]

Список муфтиев

[ редактировать ]

Публикации

[ редактировать ]

В САДУМ был специальный издательский отдел, который печатал и распространял разнообразную литературу. Начиная с 1969 года журнал «Мусульмане Советского Востока» последовательно издавался на четырех языках ( арабском , французском , английском и узбекском ). [ 28 ] Редакционной коллегией журнала выступил Совет улемов. [ 19 ]

САДУМ также поддержал несколько изданий Корана . Первое издание вышло в 1957 году, а второе издание, основанное на египетском еще одна версия, основанная на местном Коране 1913 года, написанном насх шрифтом образце, было опубликовано в 1960 году. В 1969 и 1970 годах была опубликована . Четвертый раунд Корана был опубликован в 1977 году. [ 29 ]

Публикации SADUM включают: [ 30 ]

  • Исторические памятники ислама в СССР (1962 г.)
  • аль-Адаб аль-Муфрад (1970)
  • ас-Сахих аль-Бухари (1974)
  • Сулатийят аль-Бухари (1974)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Олкотт 1995, стр.197
  2. ^ Халид 2007, стр. 78,170.
  3. ^ Jump up to: а б «Центральная Азия: Ислам и государство» (PDF) . Отчет ICG по Азии . 59 . Международная кризисная группа. 10 июля 2003 г.
  4. ^ Халид 2007, стр.36-37.
  5. ^ Jump up to: а б Экипажи 2006, стр.265
  6. ^ Халид 2007, стр.61.
  7. ^ Халид 2007, стр. 71-77.
  8. ^ Халид 2007, стр.77.
  9. ^ Зиявуддинов, Маражан (14 мая 2007 г.). Вклад династии Муфтиев Бабахановых в возрождение Ислама в Средней Азии и Казахстане (на русском языке). Ислам в Нижнем Новгороде.
  10. ^ Халид 2007, стр.78.
  11. ^ "ИИК Ислам в Нижнем Новгороде the Islam in Nizhniy Novgorod Islamic Information Channel" .
  12. ^ Jump up to: а б Хасанов, Андрей (17 ноября 2007 г.). В Нижнем Новгороде учреждён Фонд имени муфтиев Бабахановых (на русском языке). Мусульманский Узбекистан.
  13. ^ Бабахан 1980, стр.73.
  14. ^ «Религия в казахстанской политике» . новаяевразия. 22 мая 2006 года . Проверено 11 марта 2008 г.
  15. ^ (на казахском языке) Духовное управление мусульман Казахстана - Официальный сайт
  16. ^ Олкотт 1995, стр.262.
  17. ^ «Меморандум правительству США относительно религиозных преследований в Узбекистане» . Хьюман Райтс Вотч. 10 августа 2001 года . Проверено 5 мая 2008 г.
  18. ^ Бабахан 1980, стр.57.
  19. ^ Jump up to: а б с д Акбарзаде, Шахрам (1997). «Исламский духовный истеблишмент в Центральной Азии». Южная Азия . 20 (2). Оксфордшир, Великобритания: Carfax Publishing, Тейлор и Фрэнсис: 73–102. дои : 10.1080/00856409708723296 .
  20. ^ Наумкин 2005, стр.39.
  21. ^ Бабахан 1980, 60.
  22. ^ Бабахан 1980, стр.66.
  23. ^ Майкл Кемпер; Артемий Михайлович Калиновский (11 февраля 2015 г.). Переоценка ориентализма: переплетение ориентологий во время холодной войны . Рутледж. стр. 87–. ISBN  978-1-317-63670-0 .
  24. ^ Бабахан 1980, стр.74-75.
  25. ^ Пейруз, Себастьян (23 мая 2007 г.). «Подъем политического ислама в советской Средней Азии» . Современные тенденции в исламистской идеологии . 5 . Вашингтон, округ Колумбия: Институт Гудзона - Центр ислама, демократии и будущего мусульманского мира: 40–54.
  26. ^ Олкотт, Марта Брилл (12 июля 2012 г.). «4. Религиозные лидеры советской эпохи». В вихре джихада . Издательство Брукингского института. ISBN  978-0-87003-301-8 .
  27. ^ Олкотт, Марта Брилл (март 2007 г.). «Лицо ислама: Мухаммад-Содик Мухаммад-Юсуф» (PDF) . Документы Карнеги . 82 . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир.
  28. ^ Бабахан 1980, стр.63.
  29. ^ Бабахан 1980, стр.64-65.
  30. ^ Бабахан 1980, стр.63-64.
  • Бабахан, Зияуддин Хан Ибн Ишан (1980). Ислам и мусульмане в Стране Советов . Москва: Прогресс.
  • Крюс, Роберт Д. (2006). За пророка и царя: Ислам и империя в России и Средней Азии . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-02164-9 .
  • Джонс, П. (16 мая 2017 г.). Ислам, общество и политика в Центральной Азии . Издательство Питтсбургского университета. ISBN  978-0-8229-6427-8 .
  • Халид, Адиб (2007). Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-24927-1 .
  • Наумкин, Виталий Васильевич (2005). Радикальный ислам в Центральной Азии: между пером и винтовкой . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. ISBN  0-7425-2930-4 .
  • Олкотт, Марта Брилл (1995). Казахи . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Hoover Institution Press. ISBN  0-8179-9351-7 .
  • Тасар Э. (1 декабря 2017 г.). Советский и мусульманский: институционализация ислама в Центральной Азии (Иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-065210-4 .
  • Рои, Яаков (2000). Ислам в Советском Союзе. От Второй мировой войны до Горбачева . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  0-231-11954-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2c37005762d5a174dff0bd696926d84__1690518060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/84/d2c37005762d5a174dff0bd696926d84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spiritual Administration of the Muslims of Central Asia and Kazakhstan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)