Ислам и Косово
Ислам в Косово имеет давнюю традицию, восходящую к османскому завоеванию Балкан . Перед битвой на Косово в 1389 году весь Балканский регион был обращен в христианство как Западной , так и Восточной Римской империей. С 1389 по 1912 год Косово официально управлялось мусульманской Османской империей, и среди католиков и православных албанцев наблюдался высокий уровень исламизации , главным образом из-за суфийских орденов и социально-политического оппортунизма. И христиане, и албанцы-мусульмане вступали в брак, а некоторые жили как « лараманы », также известные как криптохристиане . [ 2 ] В период после Второй мировой войны Косово управлялось светскими социалистическими властями Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ). В этот период косовары становились все более секуляризованными . После окончания коммунистического периода религия в Косово возродилась. [ 3 ] Сегодня 95,6% населения Косово — мусульмане, большинство из которых — этнические албанцы. [ 4 ] Есть также мусульмане, не говорящие по- албански , которые называют себя боснийцами , горанцами и турками .
История
[ редактировать ]Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Косовские албанцы |
---|
![]() |
Косовская культура |
По региону или стране |
Разновидности албанского языка в Косово |
Религия |
История |
Часть серии о |
албанцы |
---|
![]() |
|
До шестнадцатого века степень исламизации в Косово была минимальной и в основном ограничивалась городскими центрами. Темпы обращения в ислам значительно возросли только во второй половине шестнадцатого века, возможно, из-за высоких налогов, возмездия со стороны Османской империи и принудительного обращения. [ 5 ] [ 6 ] До османов как католическая, так и православная церкви вели безжалостную войну за сердца, умы и души албанцев, и османы воспользовались этой ситуацией. [ 7 ] И Сербская православная церковь, и султан рассматривали обращение албанцев в ислам как нечто положительное, поскольку оно ослабило балканское католическое ядро, а султан получил новых подданных. [ 7 ]
Новообращенные также были освобождены от чидже — защитного налога, взимаемого только с мужчин-немусульман. Но это, конечно, была не единственная причина обращения людей в ислам. [ 8 ] Налоговое бремя имело тенденцию к росту, поскольку власть Османской империи по сравнению с иностранными христианскими державами подвергалась сомнению. Что касается албанцев-католиков, католическая церковь была менее могущественной и привилегированной в Османской империи, чем Сербская православная церковь (и менее хорошо укомплектована); Орден дервишей Бекташи провел кампанию по обращению, в которой подчеркивалось сходство между их версией ислама и христианством (бекташи пили вино и придерживались квази-тринитарной доктрины). [ 9 ] Феномен «криптокатолицизма» развился в обществе косовских албанцев, где большое количество людей официально принимают ислам, но в частном порядке следуют католическим обрядам. С 1703 года церковные указы запрещали эту практику и не допускали, чтобы криптокатолики могли совершать священные обряды. [ 10 ] В 1717 году леди Мэри Уортли Монтегю , жена британского посла в Блистательной Порте, писала, что ее албанский эскорт из Белграда в Стамбул утверждал, что ходит в мечеть по пятницам и в церковь по воскресеньям. [ 11 ] В любом случае, к 1750 году большинство христианских семей обратились в ислам ради выгоды социальных сетей граждан и финансовой устойчивости. Албанцы в Косово, выдававшие себя за мусульман, объявили себя католиками (чтобы избежать призыва в армию) еще в 1845 году. [ 12 ]
Косовская война
[ редактировать ]Многочисленные албанские культурные объекты в Косово были разрушены во время косовского конфликта (1998-1999 гг.), что представляло собой военное преступление, нарушающее Гаагскую и Женевскую конвенции . [ 13 ] (МТБЮ) задокументировал, что из 498 мечетей в Косово, которые активно использовались, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии 225 мечетей были повреждены или разрушены армией югославских сербов. [ 14 ] В целом, за восемнадцать месяцев противоповстанческой кампании югославских сербов в период с 1998 по 1999 год на территории Косово 225, или треть из 600 мечетей, были повреждены, подверглись вандализму или разрушены вместе с другой исламской архитектурой во время конфликта. [ 15 ] [ 16 ] [ 14 ] Суфийским ложам ( теккес ), мусульманским теологическим школам ( медресе ) и исламским библиотекам был нанесен ущерб или разрушение, что привело к утрате редких книг, рукописей и других коллекций литературы. [ 17 ] [ 18 ] Были также уничтожены архивы, принадлежащие Исламскому сообществу Косово с записями за 500 лет. [ 17 ] [ 18 ] Во время войны исламское архитектурное наследие представлялось для военизированных формирований и вооруженных сил югославских сербов албанским достоянием, а разрушение несербского архитектурного наследия было методическим и запланированным компонентом этнической чистки в Косово. [ 15 ] [ 19 ] После войны волна мести напала на десятки сербских православных церквей со стороны албанцев-мусульман, в результате чего они были повреждены или разрушены. Эти нападения фактически прекратились через шесть недель, когда в конце августа 1999 года 35 церквей были разрушены или повреждены после призывов политических лидеров Косово и муфтия.
Организация
[ редактировать ]Со времен Югославии официальной организацией мусульман в Косово была Исламская община Косово , возглавляемая ее Великим муфтием , ныне Наимом Тернавой. Бекташи-текке подчиняются приказу Бекташи, и в некоторых областях финансирование из Саудовской Аравии или других стран привело к обеспокоенности по поводу возможных ваххабитско-салафитских попыток повлиять на Косово и его социальные привычки, хотя такое влияние очень редко заметно. Большинство цыган-мусульман принадлежат к суфийским братствам , а также значительное число практикующих албанских мусульман. [ 20 ] На большей части западной половины Косово почти в каждой деревне есть хотя бы одно суфийское братство. [ 20 ] Албанцы, живущие в горном «суфийском поясе» Косово, изгнали многих своих соседей-цыган и горани, хотя они часто принадлежали к одним и тем же суфийским братствам. [ 20 ]
Межконфессиональные отношения
[ редактировать ]Между Исламской общиной Косово и Католической церковью в Косово уже давно существуют контакты , а в 2011 году начались регулярные встречи на уровне муфтия и епископов как Католической церкви, так и Сербской православной церкви в Косово. Но на протяжении большей части истории Косово существовал раскол между сербским православным христианством, албанским католическим христианством и албанским суннитским исламом, существующим в стране.
Политическое влияние
[ редактировать ]Хотя исламские убеждения могут влиять на взгляды и решения отдельных политиков, только одна политическая партия, Партия справедливости , включает в свою партийную программу приверженность традиционным исламским ценностям. В 2010 году он выступал за преподавание исламской религии в государственных школах для детей из семей с мусульманским происхождением: это было отклонено Скупщиной Косово . На парламентских выборах в Косово она приняла участие в избирательной коалиции во главе с AKR (Альянс за новое Косово) вместе с твердо светскими партиями, предположительно потому, что сама по себе вряд ли смогла достичь порога парламентского представительства. Сама коалиция АКР заняла на выборах четвертое место с 7,29% от общего числа голосов. (На выборах 2001 года Косовская христианско-демократическая партия, политическое образование косовских албанцев, получила одно место на выборах в Скупщину; в ее руководство вошли люди с мусульманскими именами).
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Исламская община Косово
- Боснийец в Косово
- Горанский народ
- Турки в Косово
- Религия в Косово
- Христианство в Косово
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Райнек, Джанет. Соседи на войне: антропологические взгляды на югославскую этническую принадлежность, культуру и историю . Пенн Стейт Пресс. п. 363. ИСБН 978-0-271-04435-4 . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ «Растущий раскол между исламской и светской идентичностями в Косово» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода .
- ^ «Косово – Всемирная книга фактов» . www.cia.gov .
- ^ Скенди, Ставро (2015). Албанское национальное пробуждение Издательство Принстонского университета. п. 9. ISBN 978-1-4008-4776-1 . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Хорошо, Джон В.А.; Хорошо, Джон Ван Антверпен (1994). Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Издательство Мичиганского университета. п. 535. ИСБН 978-0-472-08260-5 . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Геролиматос, Андре (2008). Балканские войны . Основные книги. ISBN 978-0-7867-2457-4 . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Малкольм, Ноэль, Косово: Краткая история , стр. 105-108.
- ^ Малкольм, Ноэль, Косово: Краткая история , стр.124-135.
- ^ Малкольм, Ноэль, Косово: Краткая история , стр. 166-175.
- ^ Мерфи, Дервла, Посольство в Константинополе , с. 102
- ^ Малкольм, Ноэль, Косово: Краткая история , стр. 185-86.
- ^ Herscher & Riedlmayer 2000 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б Мехмети, Джетон (2015). «Вера и политика в Косово: статус религиозных общин в светской стране» . В Рое, Оливье; Эльбасани, Арольда (ред.). Возрождение ислама на Балканах: от идентичности к религиозности . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 72. ИСБН 9781137517845 . «Исламское наследие в целом уделялось скудному юридическому вниманию, хотя оно было серьезно повреждено во время войны. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) задокументировал, что из 498 мечетей, которые активно использовались, примерно 225 были повреждены или уничтожен сербскими военными в 1998–1999 годах».
- ^ Jump up to: а б Беван, Роберт (2007). Уничтожение памяти: архитектура на войне . Книги о реакциях. п. 85. ИСБН 9781861896384 .
- ^ Хершер 2010 , с. 87. «Нападение на мечеть Ландовицы повторилось по всему Косово в течение восемнадцати месяцев сербской противоповстанческой кампании. Приблизительно 225 из 600 мечетей Косово были разграблены, повреждены или разрушены во время этой кампании».
- ^ Jump up to: а б Ридлмайер, Андраш (2007). «Военные преступления, преступления мира: уничтожение библиотек во время и после балканских войн 1990-х годов» . Библиотечные тенденции . 56 (1): 124. doi : 10.1353/lib.2007.0057 . hdl : 2142/3784 . S2CID 38806101 .
- ^ Jump up to: а б Фредериксен, Карстен; Баккен, Фроде (2000). Библиотеки в Косово/Косово: общая оценка и краткосрочный и среднесрочный план развития (PDF) (Отчет). ИФЛА/ФАИФЕ. стр. 38–39. ISBN 9788798801306 .
- ^ Хершер, Эндрю (2010). Насилие имеет место: архитектура косовского конфликта . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 13. ISBN 9780804769358 .
- ^ Jump up to: а б с «Влияние суфийского ислама на Балканах» . Euobserver.com . Проверено 29 августа 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Хершер, Эндрю; Ридлмайер, Андраш (2000). «Памятник и преступление: разрушение исторической архитектуры в Косово». Серая комната . 1 (1): 108–122. дои : 10.1162/152638100750173083 . JSTOR 1262553 . S2CID 57566872 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Байгора, Сабри (2014). Уничтожение исламского наследия в войне в Косово 1998-1999 гг . Приштина: Межконфессиональное Косово, Министерство иностранных дел Республики Косово. ISBN 9789951595025 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с исламом в Косово, на Викискладе?
- Центр исламских исследований
- Исламское сообщество Косово
- Нацеленность на историю и память , SENSE - Центр правосудия переходного периода (занимается изучением, исследованием и документированием разрушения и повреждения исторического наследия во время Балканских войн 1990-х годов. На веб-сайте представлены судебные документы Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии. (МТБЮ)).