Лараманс
Термин Лараман на албанском языке относится к криптохристианам, которые официально придерживались ислама, но продолжали исповедовать христианство в семье в эпоху Османской империи . Оно произошло от албанского прилагательного i larmë , означающего «пестрый, пестрый, двуликий». [1] метафора «двоеверия» ( l'are ), [2] ссылка на лараманцев, следующих как христианству (тайно), так и исламу (номинально).
Это явление было широко распространено в середине и конце Османской эпохи среди северных и южных албанцев и возникло после вялого обращения в веру в контексте антихристианских преследований, чтобы избежать уплаты подушных налогов и получить мирские преимущества, такие как работа в правительстве. . [3] В то время как православная церковь обычно терпела криптохристиан среди своей паствы, католическая политика варьировалась в зависимости от места и времени: от -лараманов тайного посещения священниками домов до категорического отказа всем, кто называл себя мусульманином в общественных таинствах. Юридически системой Османское государство считало лараманов мусульманами в соответствии с проса , согласно которой граждане разных конфессий существовали в разных правовых категориях. Люди из Ларамана часто носили два имени: мусульманское и христианское, и соблюдали смесь христианских и мусульманских ритуалов.
Со временем многие лараманские общины стали полностью мусульманскими. В девятнадцатом веке различные лараманские общины, особенно криптокатолики в Косово, открыто заявили о своем христианстве и потребовали, чтобы Османское государство снова юридически признало их христианами. в некоторых случаях эта просьба была удовлетворена, лараманы Стублы Хотя подвергались преследованиям, когда они отказывались «вернуться» в ислам, и депортировались в Анатолию до тех пор, пока османские власти не разрешили их возвращение, находясь под давлением великих держав . В некоторых регионах Косово и Центральной Албании существовали общины, которые оставались лараманами в двадцатом веке, а в 21 веке в Косово были случаи, когда люди, заявляющие о своем лараманском происхождении, формально присоединились (или «вернулись») к католической церкви. сообщество.
Сегодня феномен ларамана остается не до конца изученным. В то время как некоторые эксперты, а также некоторые церковные чиновники считают, что лараманы остаются полностью христианскими по убеждениям, хотя исповедуют ислам по необходимости, а другие указывают на практические соображения, лежащие в основе этого явления. Другие отмечали существование людей, которые одинаково верили как в христианство, так и в ислам. стало Наследие ларамана в Косово символом восприятия «западной» идентичности, несмотря на интеграцию в «восточную» османскую систему.
История
[ редактировать ]В 1600-х годах османы организовали согласованную кампанию исламизации, которая обычно не применялась где-либо еще на Балканах, чтобы обеспечить лояльность мятежного албанского населения. [5] [6] Хотя были определенные случаи насильственного принудительного обращения, обычно это достигалось за счет экономических стимулов - в частности, подушный налог на христиан был резко увеличен. [7] Если в 1500-х годах налог, взимаемый с албанских христиан, составлял около 45 акче, то в середине 1600-х годов он составлял 780 акче. [8]
Обращению в ислам также способствовало тяжелое состояние католической церкви в тот период, которая была неукомплектована часто неграмотными священниками. [9] Хотя в первом десятилетии 17 века Центральная и Северная Албания оставались твердо католическими (по данным Ватикана, мусульман в Северной Албании было не более 10%). [10] ), к середине 17 века 30–50% Северной Албании приняли ислам, а к 1634 году большая часть Косово также приняла ислам. [11] За неудавшимся заговором Венеции 1645 года по захвату Шкодера с помощью местных католиков последовала волна антикатолических преследований, которая привела к увеличению числа обращений, а также к бегству албанского населения в контролируемую Венецией Далмацию. [12] После того, как еще одно провенецианское восстание в 1649 году было подавлено османской армией, последовала новая волна преследований и отступничества, и католические миссионеры были вынуждены покинуть Албанию. [13]
Криптокатолицизм
[ редактировать ]Во время быстрого сокращения католического населения Албании из-за обращения в ислам возник криптокатолицизм. [12] Первые конкретные свидетельства криптохристианства среди албанцев датируются 1610 годом, хотя оно определенно существовало и раньше. Это было засвидетельствовано Марино Бицци , католическим архиепископом Антивари , обладавшим юрисдикцией над Албанией, который отправился в деревню под названием Калевач, недалеко от Дурреса , и сообщил, что шестнадцать домов в деревне были «мусульманскими», но, тем не менее, в них был священник, потому что все жены были христианами. К Бицци подошел человек, исповедовавший ислам, но сказал ему, что в сердце он все еще придерживается христианской веры и хочет жить и умереть в ней. [12] Бицци отметил, что это был один из многих подобных случаев, и на территориях Османской империи это было широко распространено, прежде всего, в Албании, где целые деревни отступились, чтобы избежать уплаты подушного налога. [12]
Малкольм отмечает один отчет в начале 1637 года от фра Керубино, работавшего в составе францисканской миссии, в котором отмечается, что в семье практиковались католицизм, ислам и православие, и что клановые ( фис ) и другие семейные отношения были более социально важными, чем религиозные. различия с различными кланами, включая Красники, Тачи и Бериша. [а] В 1930-х и 1940-х годах в Косово продолжало существовать значительное количество албанских расширенных семей смешанного католического и мусульманского вероисповедания; В праздничные дни католики традиционно воздерживались от употребления свинины и вина из уважения к своим братьям-мусульманам, но оба пили ракию . [15]
Католическая политика
[ редактировать ]Скенди отмечает, что какое-то время вопрос о том, следует ли совершать таинства лараманам, вызывал «острую полемику» внутри церковной иерархии. [13] Он отмечает, что какое-то время сменявшие друг друга архиепископы Скопье считали, что священникам следует разрешить совершать таинства лараманам и оказывать им «всю необходимую помощь». [13]
Ассамблея Арбена
[ редактировать ]В 1700 году папство перешло к Папе Клименту XI , который сам был албанско-итальянского происхождения и проявлял большой интерес к благополучию своих католических албанских родственников и стал известен как составитель Illyricum Sacrum . Опасаясь, что вскоре на его албанской прародине больше не останется христиан, в 1703 году он созвал Албанский совет ( Кувенди и Арбенит ), чтобы найти способы предотвратить дальнейшее отступничество в Албании и сохранить существование католицизма на этой земле. . [17] Провинциальный церковный совет собрался в городе Лежа на севере Албании в 1703 году, чтобы положить конец спорам о таинствах лараманам . [13] Совет, или Кувенд («конвенция»), как его стали называть на албанском языке, приказал, чтобы те, кто внешне действовал как мусульмане, но в частном порядке были христианами, особенно те, кто публично ел мясо в постные дни и носил явно мусульманские имена, должны были публично отречься от ислам и объявить о своем христианстве, иначе им будет запрещено принимать таинства. [13]
Бенедикт XIV
[ редактировать ]В 1743 году апостольский посетитель Николич доложил Папе Бенедикту XIV о положении « сербской церкви », которая, как отмечает Скенди, была территорией епархии Призрена и Скопье и «различными способами была связана с собственно Албанией», тем более что население было в основном албанцы и находились под юрисдикцией Антивари». [18] [19] Николич отметил, что в «Сербии и Албании» есть тысячи «тайных католиков», и что, хотя провинциальные синоды и Propaganda Fide согласились с тем, что такие католики не могут принимать участие в таинствах, епископы и миссионеры по-прежнему разрешали им это делать. Николич опасался, что ситуация в конечном итоге обратит их «сердце и душу» к исламу, и просил Папу издать приказ «chiaro e chiarissimo», согласно которому таинства будут удержаны от таких христиан; Бенедикт XIV сделал именно это 2 февраля 1744 года. [18] [20] Тем не менее указ Папы разрешал священникам крестить детей криптохристиан именно перед их смертью. [18]
Скенди отмечает, что указ Бенедикта XIV не привел к желаемому эффекту. Вместо того, чтобы вернуться в христианство, криптохристиане пришли в ярость и стали ярыми противниками тех, кто все еще был публично католиком, «которого они преследовали больше, чем сами мусульмане». [18] [21]
Западная Македония
[ редактировать ]В 1568 году была издана фетва, предусматривавшая суровые наказания для тех, кто внешне исповедовал ислам, но тайно продолжал оставаться христианином. [22]
Сухарека
[ редактировать ]В 1650 году Грегориус Массареки (Грегор Мазреку) из католической миссии в районе Призрена сообщил, что все 160 христианских домов Сухареки стали мусульманскими, а около 36-37 женщин остались христианками, а местные жители сказали ему, что «в наших сердцах мы мы христиане, мы изменили имена [т.е. приняли мусульманские имена] только для того, чтобы не платить налоги, наложенные турками». Местные жители сказали Массаречиусу, что хотят, чтобы он тайно приходил к ним на исповедь и причастие. Сообщается, что исламизированные католики женились только на христианках, потому что не хотели, чтобы «имя христианин» исчезло из их домов. [13]
Великая турецкая война
[ редактировать ]Во время Великой австро-турецкой войны албанские католические лидеры Петер Богдани и Тома Распасани сплотили косовских албанских католиков и мусульман на проавстрийскую сторону и помогли венецианскому генералу Даниэле Дельфино. [13] За отступлением последовали жестокие репрессии. [13] австрийской и венецианской армий. Большое количество католиков [23] бежали на север, где многие «умерли, некоторые от голода, другие от болезней» в окрестностях Будапешта . [23] После бегства сербов в 1690 г. [13] Паша Ипека (албанский Пея, сербский Печ) вынудил албанцев-католиков на севере переселиться на недавно опустевшие равнины Южной Сербии и заставил их принять там ислам. [24]
Сделанный
[ редактировать ]Этническая албанская криптокатолическая община лараманов существовала на юге Косово в османскую эпоху , населяя исторический приход Летница с центром в Стубле ( Витина муниципалитет ). Община возникла из римско-католических албанцев-переселенцев из высокогорной северной Албании, обосновавшихся в Косово в начале XVIII века и принявших ислам, чтобы обеспечить себе верховное положение по отношению к местным сербам . [25] По мнению албанских католических священников и церковных историков, они были лишь номинальными мусульманами, принявшими христианство, чтобы избежать репрессий или уклониться от уплаты христианских налогов ( джизья и т. д.). [25]
Усилия по обращению общины обратно в католицизм начались в 1837 году; однако эта попытка была жестоко подавлена: местный османский губернатор посадил лараманов в тюрьму. [26] в Призрене , Пежу и Гьякову После того как в 1845 году великий визирь Османской империи признал католиков , двадцать пять лараманов из прихода Летница отправились в Гжилан (который был столицей округа), чтобы убедить губернатора и судью шариатского суда признать их католиками; губернатор отказался и попытался убедить их передумать. Когда они заявили, что на самом деле являются католиками, он заключил их в тюрьмы в Скопье и Константинополе. [1]
Несколько месяцев спустя они вернулись с официальным Ферманом, признавшим их католиками, но вместо этого их снова посадили в тюрьму. [1] Поскольку мусульманская элита в Косово опасалась, что их переход в католицизм может иметь эффект домино в качестве сдерживающего фактора, [27] они были депортированы зимой и весной 1845 и 1846 годов в Анатолию , где многие из них умерли. [27]
Они были возвращены домой в ноябре 1848 года после дипломатического вмешательства великих держав. [28] В 1856 году реформы Танзимата улучшили ситуацию, и о дальнейших серьезных злоупотреблениях не сообщалось. [29] Основная часть возвращения лараманцев обратно в открытый католицизм произошла между 1872 и 1924 годами. [30] Словенский епископ Иван Франьо Гнидовец (епископ Скопье 1924-1939) вложил энергию в этот район и построил церковь в Дунае, криптокатолическом центре в Карадаге; более того, местные католики пытались помочь оставшимся лараманам формально перейти в католицизм. Трудности возникли из-за противодействия как местных мусульман, так и югославских властей. [31] [32]
Сегодня в Стубле и ее окрестностях живут католики, потомки тех лараманов, которые пережили этот эпизод в Анатолии. Многих из них можно узнать по исламским фамилиям. [33] В рамках наследия ларамана албанцы-католики в Стубле до сих пор носят димидже , шаровары, которые обычно носят только мусульманки, помимо других «мусульманских» привычек. [34]
Метохия/Дукагджин
[ редактировать ]В поздний османский период в городе Ипек (современный Пее / Печ ) проживали криптохристиане католической веры. [35] [36]
В середине 18 века криптокатолики были широко распространены, особенно в окрестностях Пеи, Гьяковы и Призрена. [18] Ряд криптокатоликов в Пеже, Гьякове и Призрене получили официальное признание католиков в 1845 году великим визирем Османской империи . [37] [1]
Регион Тропоя изначально был католическим и криптокатолическим до обращения в Османскую империю, где до сих пор проживает большое количество католиков в историческом регионе Малезия и Гьяковес.
Крипто-православие
[ редактировать ]В конце 17-го и 18-го веков, особенно после многочисленных восстаний, в том числе во время Великой турецкой войны и последующих столкновений с православной Россией, османские правители также предприняли согласованные усилия по обращению православных албанцев Южной и Центральной Албании (а также соседних регионов Греции и Македония). [38] [39] Как и на Севере, обращение было достигнуто посредством разнообразных насильственных, принудительных мер. [40] и непринудительные средства, но главным фактором было повышение налогов.
Сулова
[ редактировать ]Криптоправославие существовало в Драготе и его окрестностях в пределах Суловы (в районе Эльбасан) до начала 18 века, после чего жители стали мусульманами как на практике, так и по имени. [41] Сама деревня Драгот полностью приняла ислам в начало 18 века. [42]
Тропое
[ редактировать ]В Тропое до конца XVIII века существовало криптохристианское население, не католическое, а православное. [41] Большое католическое меньшинство остается в Тропое и сегодня.
Склон
[ редактировать ]В районе Шпати Эльбасанского района утвердилось и сохранилось криптоправославие. [8] О присутствии криптохристиан можно обнаружить по расхождению между статистикой османского правительства и Патриархата: Патриархат насчитывал тридцать восемь христианских деревень и пять мусульманских деревень, а османы насчитали двадцать мусульманских деревень. [43] Криптоортодоксальные люди часто носили два имени, как это было в случае с криптохристианским албанским патриотом Шпатараком Йосифом Косья (православное имя), также известным как Исуф Косья (мусульманское имя). [44] Последние следы криптохристианства были замечены после Первой мировой войны и исчезли ко Второй мировой войне. [45]
Чамер
[ редактировать ]Процесс исламизации чамов (населения Хамерии ) начался в 16 веке, но крупных масштабов достиг лишь в 18-19 веках. Согласно переписи населения ( дефтер ) 1538 года, население региона было почти полностью православным, и лишь меньшинство, по оценкам, менее пяти процентов, приняло ислам. Главным толчком к началу массовых обращений в регион стали драконовские меры, принятые османами после двух неудавшихся местных восстаний, в которых участвовали как христиане, так и мусульманское (тогда) меньшинство. [38] Вслед за этим османские паши утроили налоги, причитающиеся немусульманскому населению, поскольку считали православный элемент постоянной угрозой. Другой причиной обращения было отсутствие литургических церемоний. [38] Первая волна обращений началась в 18 веке среди бедных фермеров. Войны восемнадцатого и начала девятнадцатого веков между Россией и Османской империей негативно повлияли на регион. [40] Последовал рост конверсий, зачастую вынужденный. [40] На протяжении всего XVIII века мусульмане по-прежнему составляли меньшинство среди албанского населения региона и стали большинством лишь во второй половине XIX века. Оценки, основанные на данных 1875 года, показывают, что мусульманские чамы превосходили по численности православных чамов. [38]
Однако в ряде случаев только один человек, обычно самый старший член семьи мужского пола, принял ислам, чтобы не платить налоги, тогда как все остальные члены семьи оставались христианами. В результате историки утверждают, что чамские албанцы были либо христианами, либо криптохристианами еще в первой половине XIX века. Однако во второй половине большинство чамов полностью исламизировались, и криптохристианство прекратило свое существование. [38]
Сообщения современных лараманцев
[ редактировать ]Стублла и Карадак
[ редактировать ], продолжали жить лараманы В горных районах (Карадак, также известный как Скопска Црна Гора ) вокруг Штубелла, в косовском муниципалитете Витина . Как отмечает Дуйзингс, в этом районе до сих пор живут лараманы в «отдаленных и почти безлюдных деревнях». [33] Они предпочли не возвращаться к католицизму в этой области открыто из-за традиционных брачных связей с мусульманскими кланами. [33] Большинство лараманов , первоначально живших в этих отдаленных районах, в конечном итоге переселились на равнины и стали либо полностью католиками, либо полностью мусульманами, чаще выбирая доминирующую религию того места, куда они переехали. [33]
«Преобразования» 21 века
[ редактировать ]Поступали сообщения об албанцах в Клине и прилегающих регионах. [46] а также Ругова и Дреница [47] и южное Косово, принявшее католицизм и утвердившее лараманское наследие, в котором католическая вера поддерживалась и передавалась матерями, дочерьми и сестрами, а Рамадан отмечался одновременно с Рождеством и Пасхой. [46] В городе Кравосерие в 2005 году была построена новая церковь, и это центр, где живут многие «вернувшиеся». [46] Мусульманская община протестовала против предложений построить новую церковь в Ллапушнике в районе Дреницы для обслуживания новообращенных. [48] По состоянию на 2008 год в Клине также строилась новая церковь для обслуживания «обращенных» (которые не идентифицируют себя как «обращенные», утверждая, что имели католическое наследие, которое просто скрывалось). [46] [49] Местный католический священнослужитель Дон Шан Зефи говорит, что католическая церковь не ищет новообращенных, но вместо этого с ним связываются косовские албанцы. [46] и в 2008 году он утверждал, что «десятки деревень» желают перейти в другую веру. [49] [46]
Дискуссии по поводу этой тенденции были неоднозначными. Обращенные часто ссылаются на лараманское наследие или, по крайней мере, на родовую связь с католицизмом. [50] как и некоторые албанские ученые и священнослужители, занимающиеся этой темой, такие как Дон Шан Зефи и отец Луш Джергджи. [48] Альбертини отмечает, что новообращенные также отмечали, что «западные страны не любят мусульман», и в то же время они искали поддержки и защиты у Запада. [50] Альбертини утверждает, что «криптокатолический путь отчасти является «изобретенной традицией» и хорошо подходит для оправдания необходимости «крещения идентичности», а не «культурного крещения», одновременно отмечая роль эффективности «социально-гуманитарная католическая машина». [50] Наим Тернава, глава исламской общины Косово, выступил против строительства новых церквей, а также нового собора в Приштине. [46] Историк Джахья Дранколли объясняет это явление сочетанием желания вернуться к своим корням, а также желания продемонстрировать «евроатлантическую» ориентацию. [49] [50]
Современный дискурс
[ редактировать ]В ряде научных работ, посвященных лараманам, в основном поддерживается мнение лараманов и духовенства о существовании «преемственности». [51] криптокатолической практики в Косово, в которой лараманские общины имитировали мусульманскую идентичность, сохраняя при этом неиспорченную католическую идентичность дома, включая отказ от посещения мечети, посещение церкви, приглашение священников в свои дома, празднование важных христианских праздников и крещение своих детей . [52] [53] В этом смысле лараманизм был ответом на османское преследование христиан и давление с целью обращения в ислам. Между тем Дуйзингс подозревает, что криптохристианская традиция отчасти является «заново изобретенной» идентичностью. Он подозревает, что лараманизм «устарел» в Карадаге (Летница) из-за отсутствия в начале XIX века священников и церквей в этом районе. [54] и задается вопросом, насколько католическими на самом деле были жители Стублы до их «мученичества». Он предполагает, что для многих из них провозглашение католицизма было больше связано с отказом от военной службы, а «криптохристианская» практика стала более обоснованной после того, как католическая церковь восстановила стабильное присутствие в этом районе в конце девятнадцатого века. [55] Скенди тем временем отмечает, что «возможна путаница между криптохристианством ии несовершенное обращение в мусульманство, при котором новообращенные сохраняют, по крайней мере, следы своей предыдущей религии», отмечая предыдущие замечания Р.М. Докинза в аналогичных делах, касающихся Валлахадов в Греции, в которых существовала «смешанная религия... нет никаких доказательств того, что они не верили одинаково в оба элемента». [56]
Малкольм, вероятно, отмечает отдельный феномен религиозного амфибия , особенно примечательный в Косово, где семьи смешанной религиозной принадлежности исповедовали обе религии. Такие ситуации часто возникали в результате обращения одного члена семьи, но не других, или в результате межконфессиональных браков. [14] Тем не менее, такие случаи часто приводили к ситуативному криптохристианству, когда члены католических семей часто носили как католические, так и мусульманские имена и использовали свои глубокие знания ислама, чтобы притворяться мусульманами, находясь вдали от дома, чтобы получить выгоду от более высокого социального положения. и привилегии, предоставленные мусульманам в османской системе. Такая практика была особенно распространена в Малесии-э-Мадхе . [15] Малкольм также отмечает случаи, когда семьи криптохристиан в Косово фактически становились двухконфессиональными , искренне исповедуя обе веры. [57]
Ряд ученых объясняют распространение ордена Бекташи суфийского среди албанцев отчасти тем, что он позволил себе стать средством выражения криптохристианских верований и ритуалов. [56] [58] Бекташизм — это мусульманский пантеистический дервишский орден ( тарикат ), предположительно зародившийся в 13 веке в приграничном регионе Анатолии, где сосуществовали христианство, ислам и язычество, что позволило включить сопоставимые языческие и местные немусульманские верования в популярный ислам, который облегчил процесс обращения в новых мусульман. Это был официальный приказ османских войск янычар , которые, судя по всему, внедрили его в Албании, где он стал сектой для местного населения и распространился, как нигде на Балканах. Считается, что большое распространение бекташизма на юге Албании произошло в начале XIX века под влиянием Али-паши Тепелены , который правил регионом, где сосуществовали христиане и мусульмане. [59] [60] [61]
Гер Дуйзингс отмечает использование лараманов , особенно «мучеников Стублы» в албанском национализме, чтобы усилить чувство неповиновения и чувство «защиты Албании» под турецкой оккупацией. В наше время косовские албанцы проявили интерес и упомянули албанское христианское происхождение и наследие, в частности наследие лараманов , которое используется для представления албанцев как европейцев, несмотря на то, что они мусульмане. [62]
Источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дуйзингс 2000 , с. 89.
- ^ Белле 1972 , с. 14.
- ^ Утопление 1967 , с. 235.
- ^ Янг, Антония (2005), Проект долины Шала - Этнографический отчет , заархивировано из оригинала 10 октября 2006 г.
- ^ Бибер 2010 , стр. 15–19.
- ^ Мармуллаку 1975 , стр. 16.
- ^ Елавич1983 , стр. 80–81.
- ^ Jump up to: а б Желязкова 2000 , с. 22.
- ^ Элси 2010 , стр. 74–75.
- ^ Желязкова 2000 , с. 21.
- ^ Элси 2010 , стр. 201–202.
- ^ Jump up to: а б с д Скэнди 1967 , стр. 235–236.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Синки 1967 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б с Малкольм 2020 , стр. 56–57.
- ^ Jump up to: а б Малькольм 2020 , стр. 57.
- ^ Мартуччи 2010 , с. 154: «В 1703 году по инициативе папы Климента обращение в ислам»
- ^ Элси 2010 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и Синки 1967 , с. 238.
- ^ Кординьяно 1943 , с. 248
- ^ Радонич 1950 , стр. 570–571.
- ^ Радонич 1950 , стр. 642, 646–47, 655.
- ^ Матковский 1973 , стр. 230–231.
- ^ Jump up to: а б Малькольм 1998 , с. 162.
- ^ Пахуми 2007 , с. 18: «Паша Ипек насильно переселил католических жителей северной Албании на равнины южной Сербии после неудавшегося сербского восстания в 1689 году и бегства многих сербов в империю Габсбургов. Перемещенные жители деревни были вынуждены принять ислам».
- ^ Jump up to: а б Дуйзингс 2000 , с. 91.
- ^ Дуйзингс 2000 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Дуйзингс 2000 , стр. 89–90.
- ^ Дуйзингс 2000 , с. 90.
- ^ Дуйзингс 2000 , с. 93.
- ^ Дуйзингс 2000 , с. 96.
- ^ Дуйжингс 2000 , стр. 97–99.
- ^ Соглашение 1972 г. , стр. 182–183.
- ^ Jump up to: а б с д Дуйзингс 2000 , с. 40.
- ^ Дуйзингс 2000 , с. 42.
- ^ Гаврич 2006 , с. 34.
- ^ Утопление 1967 , с. 240.
- ^ Пол 1986 , стр. 145–146.
- ^ Jump up to: а б с д и Исуфи 2004 , стр. 17–32.
- ^ Шмитт 2010 , стр. 8–11.
- ^ Jump up to: а б с Гиакумис 2010 , стр. 85–86: «В 18 веке исламизация усилилась, и большое количество жителей Лабери, Филиатов, Погона и Курвелеша обратились в ислам. [...] «В 1739 году двадцать пять деревень в Теспротии были вынуждены принять христианство. в ислам в массовом порядке. Отмечено также, что обращения усилились после войн России с Портой (1710–1711, 1768–1774, 1787–1792, 1806–1812)».
- ^ Jump up to: а б Чаркани 2007 , с. 11: «После османской оккупации часть православного населения имела возможности. Из органов этой оккупации они официально были обращены в мусульманство по имени, но на самом деле они совершали православные обряды в своих домах. Как явление, это существовали в Тропое и в районе Драгот Сулова до конца XVIII века. Затем эти жители исламизировались..."
- ^ Чаркани 2007 , с. 11: "Бартл называет криптохристианство последней фазой христианства и первой фазой исламизации. Возможно, он прав, поскольку село Драгот I Сулово в конце 17 века было криптохристианским, а в начале 18 века века они обратились в мусульман».
- ^ Чаркани 2007 , с. 11: «Мы упоминали об этом выше, по словам Бартла, патриархат подчеркивал, что из 43 деревень 5 были мусульманскими, тогда как османская статистика подчеркивала 20. И эти 20 деревень на самом деле могли быть криптохристианскими».
- ^ Чаркани 2007 , с. 56.
- ^ Чаркани 2007 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фатос Бытици (28 сентября 2008 г.). «Некоторые косовары, выйдя из укрытия, принимают христианство» . Рейтер . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ «Косово: пробуждение «спящих» католиков» . Оазис. 1 июня 2008 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Анна Ди Леллио (21 мая 2008 г.). «Косовец – и католик» . Хранитель . Проверено 5 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Коэффициент обращения: удивительная история мусульман, обратившихся в христианство» . Экономист. 30 декабря 2008 года . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Маттео Альбертини (9 января 2015 г.). «Растущее влияние Ватикана в Косово» . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Дуйжингс 2000 , стр. 88.
- ^ Малькольм 1998 , стр. 131–133.
- ^ Бартл 1967 .
- ^ Дуйзингс 2000 , стр. 88–89.
- ^ Дуйзингс 2000 .
- ^ Jump up to: а б Скэнди 1967 , стр. 244–245.
- ^ Малькольм 2020 , стр. 67.
- ^ Элси 2019 , с. 116.
- ^ Сканди 1967b , стр. 12–13.
- ^ Минков 2004 , стр. 103–104.
- ^ Флеминг 2014 , стр. 66–68.
- ^ Такей и Гвосдев 2004 , с. 81.
Библиография
[ редактировать ]- Бартл, Питер (1967). «Криптохристианство и формы религиозного синкретизма в Албании». Грац и Мюнхен Балканологические исследования (на немецком языке). стр. 117–127.
- Bellé, Aleksandar (1972). Јужнословенски филолог . Vol. 29.
- Бибер, Флориан (19 августа 2010 г.). «Мусульманская идентичность на Балканах до создания национальных государств». Документы о национальностях: Журнал национализма и этнической принадлежности .
- Чаркани, Леонард (2007). Религиозные верования в префектуре Эльбасан 1920-1939 гг . Тирана: Тиранский университет.
- Кординьяно, Фульвио (1943). Церковная география Албании с последних десятилетий 16 века до середины 17 века .
- Дуйзингс, Гер (2000). Религия и политика идентичности в Косово . Издательство C. Hurst & Co. стр. 86–. ISBN 978-1-85065-431-5 .
- Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании . Исторические словари Европы. Том. 75 (2-е изд.). Пугало Пресс. ISBN 978-0810861886 .
- Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура ордена дервишей на Балканах . Издательство Блумсбери. ISBN 9781788315715 .
- Флеминг, К.Э. (2014). Мусульманин Бонапарт: дипломатия и ориентализм в Греции Али-паши . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1400864973 .
- Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781845112875 .
- Гиакумис, Коста (2010). «Православная церковь в Албании под властью Османской империи, 15-19 века». В Оливере Йенсе Шмитте (ред.). Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе . Питер Лэнг. ISBN 978-3631602959 .
- Гджини, Гаспер (1986). Скопье-Призренская епархия на протяжении веков (на хорватском языке). Загреб: Кршканска Садасньост.
- Исуфи, Хайредин (2004). «Аспекты исламизации в Чамери» . Исторические исследования (на албанском языке). 3 (4). Тирана, Албания: Институт истории.
- Елавич, Барбара (1983). История Балкан . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Малькольм, Ноэль (1998). Косово: краткая история . Макмиллан. ISBN 978-0-333-66612-8 . Проверено 21 июня 2011 г.
- Малкольм, Ноэль (2020), Повстанцы, верующие, выжившие: исследования истории албанцев , Oxford University Press, ISBN 978-0198857297 , получено 22 сентября 2021 г.
- Мармуллаку, Рамадан (1975). Албания и албанцы . Лондон: К. Херст и компания. ISBN 0903983133 .
- Мартуччи, Донато (2010). Канун албанских гор: источники, основы и изменения традиционного албанского права . Редакции страниц. ISBN 9788874701223 .
- Матковский, Александр (1973). Исламизация как метод умиротворения в районе Дебарсио, Бигорские научные и культурные сходы, 1971 . Скопье.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Миньков, Антон (2004). Обращение в ислам на Балканах: петиции Кисве Баха и общественная жизнь Османской империи, 1670–1730 гг . Брилл. ISBN 9004135766 .
- Пахуми, Невила (2007), Консолидация албанского национализма: Призренская лига 1878-1881 гг ., Мичиганский университет
- Радонич, Йован (1950). Римская курия и южнославянские земли с 16 по 19 век .
- Скенди, Ставро (1967). «Криптохристианство на Балканах под властью Османской империи». Славянское обозрение . 26 (2): 227–246. дои : 10.2307/2492452 . JSTOR 2492452 . S2CID 163987636 .
- Скенди, Ставро (1967б). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400847761 .
- Шмитт, Оливер Йенс, изд. Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе . Питер Лэнг. ISBN 978-3631602959 .
- Сопи, Марк (1972). «Феномен ламанизма в Скопье-Призренской епархии». Церковь в мире . 7 (3): 271–273.
- Такей, Рэй; Гвоздев, Николас К. (2004). Уходящая тень пророка: взлет и падение радикального политического ислама . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. ISBN 9780275976286 .
- Желязкова, Антония (2000). «Албанская идентичность». В Антонии Желязковой (ред.). Албания и албанская идентичность . София: Международный центр исследований меньшинств и межкультурных отношений.