Питер Богдани
Питер Богдани | |
---|---|
Рожденный | около 1627 г. |
Умер | 6 декабря 1689 г. | ( 1689-12-06 )
Национальность | Османско-албанский |
Другие имена | Пьетро Богдано |
Род занятий | Католический священник, писатель, поэт |
Известный | автор первого по содержанию прозаического произведения, первоначально написанного на албанском языке. |
Родственники | Андреа Богдани (дядя), Джерг Богдани (племянник), Люке Богдани (двоюродный брат) |
Семья | Богдани |
( Итальянский : Пьетро Богдано ; 1627 г.) [ 4 ] — 6 декабря 1689) — самый оригинальный писатель древнеалбанской литературы . Он был автором Cuneus Prophetarum ( «Группа пророков »), 1685 года, первого по существу прозаического произведения, написанного первоначально на ( гег ) албанском языке (т. е. не в переводе). В 1689 году он организовал сопротивление османам и проавстрийское движение в Косово, в которое входили албанцы-мусульмане и христиане. [ 5 ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Он родился в селе Гур в районе Хаса близ Призрена в 1627 году. [ 6 ] Точное его местонахождение неизвестно, [ 7 ] но Роберт Элси предложил две современные деревни: Йонай и Брег Дрини в районе Призрена. [ 8 ] Богдани получил образование в традициях католической церкви . [ 9 ] Его дядя Андреа Богдани (ок. 1600–1683) был архиепископом Скопье и автором латинско -албанской грамматики , ныне утерянной. Фамилия его семьи Богдани - албанская фамилия, означающая «сын Богдана ». Он славянского происхождения и Богдан по-славянски означает «Богоданный». Вероятно, это вошло в албанский язык через сербский . Говорят, что Богдани получил свое первоначальное образование у францисканцев в Чипровци в современной северо-западной Болгарии , а затем учился в Иллирийском колледже Лорето недалеко от Анконы , как и его предшественники Пьетер Буди и Франг Барди . С 1651 по 1654 год он служил приходским священником в Пулте , а с 1654 по 1656 год учился в Колледже пропаганды Fide в Риме , где получил степень доктора философии и теологии . В 1656 году он был назначен епископом Шкодры и занимал эту должность двадцать один год, а также был назначен администратором Антиварской архиепархии ( Бар ) до 1671 года.
В самые смутные годы Османско -австрийской войны 1664–1669 годов он укрылся в деревнях Барбуллуш и Рёлль близ Шкодры. Пещера близ Рьёлля, в которой он укрылся, до сих пор носит его имя. В конце концов он был схвачен османами и заключен в тюрьму в форте Шкодер. Епископ Дурреса Штьефен Гаспери позже сообщил Propaganda Fide , что его спасли братья Пепе и Николле Кастори. В 1677 году он сменил своего дядю на посту архиепископа Скопье и администратора римско-католических приходов в Королевстве Сербия. [ 10 ] Племена гаши и красникья находились в частых конфликтах друг с другом до 1680 года, когда Пьетеру Богдани удалось примирить 24 кровных мести между двумя племенами. [ 11 ] Его религиозное рвение и патриотический пыл мешали ему враждовать с османскими войсками, и в царившей атмосфере войны и неразберихи он был вынужден бежать в Рагузу , откуда он продолжил путь в Венецию и Падую , взяв с собой свои рукописи. В Падуе его радушно принял кардинал Грегорио Барбариго , епископ Падуи того времени, которому он служил в Риме. Кардинал Барбариго отвечал за церковные дела на Востоке и поэтому проявлял большой интерес к культурам Леванта , включая Албанию. Кардинал также основал в Падуе типографию Tipografia del Seminario , которая обслуживала нужды восточных языков и имела шрифты для иврита , арабского и армянского языков . Таким образом, Барбариго был расположен, желал и мог помочь Богдани в его историческом начинании.
После организации публикации Cuneus Prophetarum Богдани вернулся на Балканы в марте 1686 года и провел следующие годы, содействуя сопротивлению армиям Османской империи , в частности в Косово . Он и его викарий Тома Распасани сыграли ведущую роль в проавстрийском движении в Косово во время Великой турецкой войны . [ 12 ] Он предоставил отряд из 6000 албанских солдат в австрийскую армию, прибывшую в Приштину , и сопровождал ее при захвате Призрена . Однако там он и большая часть его армии встретились с другим, столь же грозным противником — чумой. Богдани вернулся в Приштину, но скончался там от болезни 6 декабря 1689 года. [ 13 ] Его племянник Гьердж Богдани сообщил в 1698 году, что останки его дяди позже были эксгумированы турецкими и татарскими солдатами и скормлены собакам посреди площади в Приштине. Так ушел из жизни один из величайших деятелей ранней албанской культуры , писателя, которого часто называют отцом албанской прозы .
Поэзия
[ редактировать ]Именно в Падуе в 1685 году при содействии кардинала Барбариго на албанском и итальянском языках был опубликован « Cuneus Prophetarum» , его обширный богословский трактат. Богдани закончил албанскую версию десятью годами ранее, но получил отказ в разрешении на ее публикацию от Propaganda Fide, которая приказала сначала перевести рукопись, несомненно, чтобы облегчить работу цензора. Полное название опубликованной версии:
«Cvnevs Prophetarvm de Christo salvatore mvndi et eivs evangelica veritate, italice et epirotice contexta, et in duas partes diuisa a Petro Bogdano Macedone, Sacr. Congr. de Prop. Fide alvmno, Philosophiae & Sacrae Theologiae Doctore, olim Episcopo Scodrensi & Administratione Antibarensi, nunc vero Archiepiscopo Scvporvm ac totivs regni Serviae Administratione" (Группа пророков о Христе, Спасителе мира и его евангельской истине, отредактированная на итальянском и эпиротическом языках и разделенная на две части Пьетером Богдани из Македонии, студентом Священной Конгрегации Пропаганды Фиде, доктором философии и священного богословия. , бывший епископ Шкодры и администратор Антивари, а ныне архиепископ Скопский и администратор всего Королевства Сербия.)
Cuneus Prophetarum был напечатан латинским алфавитом , который используется в итальянском языке, с добавлением тех же кириллических символов, которые использовали Пьетер Буди и Франг Барди. Таким образом, Богдани, похоже, имел доступ к их произведениям. Известно, что во время учебы в Колледже пропаганды Фиде он запрашивал у типографии колледжа албанские книги: «пять экземпляров Христианской доктрины и пять албанских словарей», скорее всего, работы Буди и Барди. В отчете Propaganda Fide в 1665 году он также упоминает некоего Euangelii на албанском языке ( Евангелие на албанском языке ), о котором он слышал, что может быть отсылкой к миссалу Бузуку 1555 года.
Cuneus Prophetarum был опубликован в двух параллельных колонках, одной на албанском и одной на итальянском языке, и разделен на два тома, каждый из которых состоит из четырех разделов ( scala ). Первый том, которому предшествуют посвящения и восхваления на латыни, албанском, сербском и итальянском языках и включает два восьмистрочных стихотворения на албанском языке, одно написанное его двоюродным братом Лукой Богдани, а другое Лукой Суммой, посвящено в основном темам Ветхого Завета. : i) Как Бог сотворил человека , ii) Пророки и их метафоры относительно пришествия Мессии , iii) Жизни пророков и их пророчества , iv) Песни десяти Сивилл. Второй том, озаглавленный De vita Jesu Christi salvatoris mundi (О жизни Иисуса Христа , спасителя мира), посвящен в основном Новому Завету : i) Жизнь Иисуса Христа, ii) Чудеса Иисуса Христа, iii ) Страдания и смерть Иисуса Христа, iv) Воскресение и второе пришествие Христа. В этот раздел включен перевод Книги Даниила , 9. 24–26, на восемь языков: латинский, греческий, армянский, На сирийском , иврите, арабском, итальянском и албанском языках, за ним следует глава о жизни Антихриста , указатели на итальянском и албанском языках, а также трехстраничное приложение к Antichità della Casa Bogdana ( «Древность дома Богданов»). ).
Произведение дважды переиздавалось под названием L'infallibile verità della cattolica fede , Venice 1691 и 1702 ( Непогрешимая истина католической веры ).
«Cuneus Prophetarum» считается шедевром ранней албанской литературы и первым произведением на албанском языке полного художественного и литературного качества. По объему она охватывает философию, теологию и естественные науки (с отступлениями по географии , астрономии , физике и истории ). Своей поэзией и литературной прозой оно затрагивает вопросы эстетики и теории литературы. Это гуманистическое произведение эпохи барокко, пропитанное философскими традициями Платона , Аристотеля , святого Августина и святого Фомы Аквинского . Основная философская цель Богдани — познание Бога, разгадка проблемы существования, к которой он стремится разумом и интеллектом.
Таланты Богдани, безусловно, наиболее очевидны в его прозе. В его творчестве мы впервые встречаемся с тем, что можно считать албанским литературным языком. Таким образом, он по праву может носить титул отца албанской прозы. Его скромная религиозная поэзия, тем не менее, не лишена интереса. Корпус его стихов составляют «Песни о десяти сивиллах» (Кумейской, Ливийской, Дельфийской, Персидской, Эритрейской, Самосской, Куманской, Геллеспонтской, Фригийской и Тибуртинской), проникнутые барочной склонностью к религиозным темам и библейским аллюзиям. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Пьетер Богдани изображен на аверсе албанской банкноты номиналом 1000 лек , выпущенной с 1996 года. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исторический словарь Албании, Роберт Элси, Роуман и Литтлфилд, 2010, стр. 54. , ISBN 0810861887
- ↑ Приходы Гур, Шегец, Зим и Зогай в Хасе недалеко от Призрена были строго католическими и албанскими. Исследования по Косово, Арши Пипа, Сами Репишти, Восточноевропейские монографии, 1984, ISBN 0880330473 , с. 30.
- ^ Косово: Краткая история, автор Ноэль Малкольм, издатель Macmillan, 1998, стр. 125. , ISBN 0333666127
- ^ Бардил Демирадж (2016). Биографическая частица о наших старых авторах (III): Юность и богословско-интеллектуальное становление Пьетера Богдана , в: «Hylli i Drita» 2, с. 21-23, Шкодер. «Пьетро Бугдано Альбанезе поступил в колледж 13 года 1642 года и примерно 15 года назад».
- ^ Повстанцы, верующие, выжившие - Ноэль Малкольм 2020
- ↑ Богдани родился в Гур-и-Хасите недалеко от Призрена около 1630 года. Он получил образование в традициях католической церкви, которой посвятил всю свою энергию. Исторический словарь Косово, Роберт Элси, Scarecrow Press, 2010, стр. 46. , ISBN 0810874830
- ^ Далее он отмечает деревни Гур, Шегчеч и Зогай, точное местонахождение которых неизвестно, но которые, скорее всего, находятся в окрестностях Гьяковы и Призрена в регионе Хас. Конфликт лояльности на Балканах: великие державы, Османская империя и государственное строительство, Ханнес Грандитс, Натали Клейер, Роберт Пихлер, IBTauris, 2011, стр. 312. , ISBN 1848854773
- ^ Племена Албании: история, общество и культура, Библиотека балканских исследований, Роберт Элси, IBTauris, 2015, ISBN 1784534013 , с. 279.
- ^ Бартл, Питер (2007). Бардил Демирадж (ред.). Пьетер Богдани и начало Альба. высокая печать . Через четыреста пятьдесят лет (на немецком языке). Отто Харрасовиц Верлаг. п. 273. ИСБН 9783447054683 . Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ Элси, Роберт. Племена Албании: история, общество и культура. Лондон, IB Tauris & Co. Ltd, 2015. с. 279.
- ^ Пальникай, Марк (2020). Патриотическое духовенство . Тирана. п. 32.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Исени, Башким (2008). Национальный вопрос в Юго-Восточной Европе: генезис, возникновение и развитие албанской национальной идентичности в Косово и Македонии . Питер Лэнг. п. 114. ИСБН 978-3-03911-320-0 . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Прифти, Питер Р.; Прифти, профессор Питер (2005). Неоконченный портрет страны . Восточноевропейские монографии. ISBN 978-0-88033-558-4 .
- ^ «Пьетер Богдани и Европа на симпозиуме в Тиране» . Новости Окулуса. 24 ноября 2019 г.
- ^ Банк Албании . Валюта: банкноты в обращении. Архивировано 26 февраля 2009 г. в Wayback Machine . - Проверено 23 марта 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Богдани на сайте «Албанская литература» , включая первую версию этой биографии и перевод стихов Богдани на английский язык.
- Компания пророков Пьетера Богдани (1685 г.); ссылка разделена на две части (на староалбанском языке)
- О ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА, СПАСИТЕЛЯ МИРА, И ЕГО ЕВАНГЕЛИЧСКОЙ ПРАВДЫ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ НА ИТАЛЬЯНСКОМ И ЭПИРОТИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ... ПЕТРА БОГДАНО МАКЕДОНСКОГО, САКР. КОНГР. ПРОП. ВЫПУСКНИК ФИДЕ... АРХИЕПИСКОП СКУПОРУМСКИЙ И ТОТИЙ КОРОЛЕВСТВА СЕРВИИ, ... Издание ПАТАВИИ, 1685 г. . На латыни и албанском языке.