Фаик Коника
Эта статья содержит контент, написанный как реклама . ( Май 2023 г. ) |
Фаик Коника | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 15 декабря 1942 г. | (67 лет)
Другие имена | Фаик Салко [ 1 ] Доминик Коница |
Альма-матер | Университет Дижона Гарвард |
Род занятий | Писатель, государственный деятель |
Известный | албанского языка Литературный стиль Албания периодическое издание Солнце Периодическое издание Федерация Ватра Албанский конгресс Триеста Первый посол Албании в США |
Родители) | Шахин Зенелбей и Лалия Зенелбей |
Родственники | Мехмед Коника , Рустем Коника, Хильми Коника (Братья) |
Подпись | |
Фаик Бей Коница (позже названный Фаик Доминик Коница , 15 марта 1875 г. - 15 декабря 1942 г.) был важной фигурой в албанском языке и культуре в первые десятилетия двадцатого века. Будучи албанским посланником в Вашингтоне, округ Колумбия , его литературный обзор «Албания» стал основным изданием албанских писателей, живущих за рубежом. Фаик Коница мало писал в литературной сфере, но был влиятельным стилистом , критиком, публицистом и политическим деятелем в албанской культуре . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Коника родился 15 марта 1875 года в семье Шахина и Лалии Зенелбей в городе Кониче (современная Коница). [ 3 ] Янина Вилайет , Османская империя , ныне на севере Греции , недалеко от нынешней границы с Албанией. У него было три брата: Мехмед , Рустем и Хильми. После начальной школы на турецком языке в своем родном городе он учился в Ксаверианском иезуитском колледже в Шкодере , который предложил ему некоторое обучение в Албании, а также начальный контакт с центральноевропейской культурой и западными идеями. Оттуда он продолжил обучение в выдающейся французской императорской средней школе Галатасарай в Стамбуле . В юности Коника совершенствовал свои навыки албанского языка и собрал небольшую библиотеку книг иностранных албанологов . [ 2 ]
В 1890 году, в пятнадцатилетнем возрасте, его отправили учиться во Францию, где он провёл следующие семь лет. После начального образования в средних школах в Лизье (1890) и Каркассоне (1892) он поступил в Дижонский университет , который окончил в 1895 году по специальности романские языки и филология . После окончания университета он переехал на два года в Париж, где изучал средневековую французскую литературу , латынь и греческий язык в знаменитом Коллеж де Франс . Он закончил обучение в Гарвардском университете в США, хотя об этом периоде его жизни мало что известно. Благодаря своему разностороннему образованию он мог свободно говорить и писать на албанском , греческом , итальянском, французском, немецком, английском и турецком языках . В 1895 году Коника перешел из ислама в католицизм и сменил имя с Фаика на Доминик, подписываясь на протяжении многих лет как Фаик Доминик Коника. [ 4 ] Однако в 1897 году он сказал: «Все религии вызывают у меня рвоту», а позже некоторые источники назвали его атеистом. [ 5 ] [ 6 ]
Албания (периодическое издание)
[ редактировать ]Находясь в Брюсселе, в 1896 и 1897 годах Коника начал издание периодического журнала «Албания» , издание которого закончилось в 1909 году, после его отъезда в США. [ 2 ]
Албанские публикации публиковались за границей, поскольку Османская империя запрещала писать на албанском языке, и, как и другие албанские писатели того времени, Коника использовал псевдоним Транк Спиро Бей, названный в честь католического османского деятеля Транка Спиро, чтобы обойти эти условия для своих произведений. [ 7 ] В 1903–1904 годах Фаик Коника проживал в Окли-Кресент в Ислингтоне , Лондон. Там он продолжал редактировать и публиковать под псевдонимом Транк Спиро Бег двуязычное (французско-албанское) периодическое издание «Албания» , которое он основал в Брюсселе в 1897 году. Он публиковал язвительно-саркастические статьи о том, что он считал культурной отсталостью и наивностью его соотечественники подчеркнули необходимость экономического развития и национального единства среди албанцев-мусульман и христиан и выступили против вооруженной борьбы. [ 8 ] [ 9 ] Коника выступала за поддержку лучшего османского управления посредством реформ в Албании. [ 9 ] Владение Коникой сложности и тонких деталей албанского языка и его диалектов отразилось в его изысканном и богатом выразительном стиле. [ 2 ] Он также стремился обогатить албанский словарный запас за счет слов народа и фольклора, повышая способность албанцев рассматривать сложные и трудные темы, что не имело аналогов среди других албаноязычных публикаций того времени. [ 2 ] Албания способствовала развитию национальных чувств среди албанцев, уделяя особое внимание таким темам, как фольклор, поэзия, история Албании и средневековая фигура Скандербега . [ 2 ]
Албания помогла распространить информацию об албанской культуре и албанском деле по всей Европе и оказала большое влияние на развитие и совершенствование южноалбанской прозы. По словам известного французского поэта Гийома Аполлинера , «Коника превратила грубую идиому матросских гостиниц в красивый, богатый и гибкий язык». Konica также публиковала произведения албанских писателей того времени, таких как Александр Ставре Дренова , Андон Зако Чаюпи , Филип Широка , Джерг Фишта , Костадин Кристофориди , Тими Митко и так далее. [ 2 ] Теодор Антон Иппен , дипломат Австро-Венгрии , был одним из авторов, чьи тексты были опубликованы в периодическом издании Konica. [ 10 ] Коника заверил Иппена, что он и его друзья считают, что Албания должна быть в политическом и военном союзе с Австрией. [ 11 ] [ 12 ] В своем периодическом журнале «Албания» в 1906 году Коника считал, что до независимости осталось примерно «двадцать лет», и подчеркивал, что основное внимание следует уделить тому, чтобы поставить албанскую нацию «на путь к цивилизации», который приведет к «освобождению». [ 13 ]
Комитет, основанный Дервишем Химой в Париже и стремившийся сделать Альберта Гику принцем Албании, установил тесные связи с Коникой, которая в то время была проавстрийской. [ 14 ] Коника рассматривала итало-албанцев (Арбереше) как итальянских граждан, которым было бы трудно идти против итальянских интересов, но в то же время поддерживала противоречивую цель албанской автономии или независимости, и отказывалась сотрудничать с ними. [ 15 ] Итало-албанцы критиковали его проавстрийскую позицию, в то время как Коника защищал ее на том основании, что Австрия поощряет албанское национальное и языковое самовыражение среди албанцев-католиков в своих школах, в отличие от Италии. [ 12 ] Младотурки (КЕП) враждебно относились к албанским лидерам, таким как Фаик Коница , которые вели политическую деятельность при помощи внешних сил. [ 16 ] Коника за свою жизнь заработал репутацию человека временами «раздражительного по темпераменту», «самодовольного человека» и склонного к полемике. [ 17 ] Эти проблемы повлияли на его работу из-за снижения тиража Албании, поскольку возникли разногласия с албанскими патриотами, которые считали его работы о культуре, национальности и правах слишком косвенными по албанскому вопросу, в отличие от публикации «Дрита» . [ 17 ] Коника не смог присутствовать на Конгрессе албанского алфавита 1908 года из-за позднего получения приглашения, что, по его мнению, было сделано намеренно. [ 18 ]
Аполлинер опубликовал мемуары о Конике в Mercure de France 1 мая 1912 года, которые начинаются словами: «Из людей, которых я встречал и которых помню с величайшим удовольствием, Фаик-бей Коника - один из самых необычных». Он вспоминает:
Мы обедали по-албански, то есть бесконечно. Обеды были настолько продолжительными, что я не мог посетить ни один музей в Лондоне, так как мы всегда приходили, когда двери закрывались, а внимание и забота, с которыми Коника редактировал свои статьи, означали, что журнал всегда выходил очень поздно. В 1904 г. вышли только выпуски за 1902 г.; в 1907 г. выпуски за 1904 г. выходили регулярно. Французский журнал L'Occident - единственный, кто может конкурировать с Албанией в этом отношении.
Политическая деятельность и смерть
[ редактировать ]Коника организовала Албанский конгресс в Триесте , проходивший 27 февраля — 6 марта 1913 года. [ 19 ]
Коника отправился в Бостон Осенью 1909 года , где занял пост главного редактора газеты Dielli . [ 2 ] издается обществом Беса-Бесен , политико-культурной организацией албанско-американской диаспоры. С созданием Ватры, Паналбанской федерации Америки , его роль в албанском сообществе США возросла, и он стал генеральным секретарем Ватры. [ 20 ] Коника была близким соратником Фан Ноли Ватры и Диелли и одной из главных фигур в истории . В 1911 году он опубликовал Trumbeta e Krujes (Труба Круи), очень недолговечную газету в Сент-Луисе , штат Миссури. 17 ноября 1912 года Ватра провел массовый митинг в Бостоне, и Коника был главным оратором, сплотившим албанскую диаспору в США, чтобы выступить против любого раздела Албании из-за Балканских войн . [ 21 ]
Он был разочарован австро-венгерскими властями и лично Исмаилом Кемалем после одобрения Кемалем создания австро-итальянского банка (названного Банк Албании — албанский : Banka e Shqiperise ). Албанцы опасались банка как средства массовой покупки земли и контроля над будущей экономикой Албании. [ 22 ] Коника была одним из главных организаторов Албанского конгресса в Триесте в 1913 году. [ 23 ] 20 ноября 1913 года он вступил в конфликт с Эссад-пашой и покинул Дуррес вместе со своим соратником Фазилем-пашой Топтани. [ 24 ]
В 1921 году он вернулся в США, где стал президентом Ватры и обозревателем в Диелли . В 1929 году Ахмет Зогу - недавно провозглашенный король Албании Зог I назначил его послом Албании в Соединенных Штатах, несмотря на его очень низкое мнение о Зогу. [ 25 ] Он исполнял эту обязанность до 1939 года, когда фашистская Италия вторглась в Албанию . [ 26 ] Коника резко критиковала решение короля Зога покинуть Албанию накануне итальянского вторжения. [ 27 ]
Он умер в Вашингтоне, округ Колумбия, 15 декабря 1942 года и был похоронен на кладбище Форест-Хиллз в Бостоне . В 1998 году его останки были перевезены в Тирану и захоронены в Тиранском парке на Искусственном озере . [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коница, Фаик (21 января 2013 г.), «Политический кризис в Албании» , Модернизм: Создание национальных государств: Дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе 1770–1945: Тексты и комментарии, том III/1 , Дискурсы Коллективная идентичность в Центральной и Юго-Восточной Европе 1770–1945, Будапешт: Central European University Press, стр. 175–179, ISBN. 978-615-5211-93-5 , получено 21 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Скэнди 1967 , стр. 125–126, 347.
- ^ Манн, Стюард Эдвард (1955). Албанская литература: очерк прозы, поэзии и драмы . п. 99.
- ^ Танас Л. Джика, «Коника открыла эпоху рехристианизации албанцев»
- ^ Газета «Шкип» (11 сентября 2014 г.). «Албанские мусульмане «на изнанке истории» | Газета SHQIP Online» (на албанском языке) . Проверено 28 июля 2017 г.
- ^ защищено, Copyright 27 al 2015. Все права (8 сентября 2017 г.). «Фаик Коница был мусульманином, католиком, православным и, наконец, стал атеистом» . 27.al (на албанском языке) . Проверено 27 февраля 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Скэнди 1967 , с. 128.
- ^ Скэнди 1967 , стр. 180–182, 397.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 146.
- ^ «Кем был Фаик Коника?» . konitza.eu . 2009 . Проверено 1 января 2013 г.
Соавторы и содержание журнала «Албания». Коллекция Албании собрана в 12 томов общим объемом 2500 страниц. Его сотрудниками были известные писатели и интеллектуалы своего времени в Европе, такие как Гийом Аполлинер, Эмиль Легран, Ян Урбан Ярник, Хольгер Педерсен, Альберт Тамб, Теодор Иппен и др.
- ^ Тарифа, Фатос (1985). На пути к независимости: вопрос национального освобождения в политико-социальной мысли Возрождения 1900–1912 гг. (на албанском языке). Тирана: Издательство «8 ноября». п. 102.
По моему мнению и по мнению моих друзей, — писала Коника в 1897 году австрийскому консулу в Шкодре Теодору Иппену, — что «было бы удачей, если бы Албании удалось пользоваться административной автономией с политическим и военным союзом с Австрией».
- ^ Перейти обратно: а б Скэнди 1967 , стр. 157–158, 267–268.
- ^ Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 182. ИСБН 9781845112875 .
- ^ Ханиоглу 2001 , с. 15.
- ^ Скэнди 1967 , стр. 230–233.
- ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (2001). Подготовка к революции: Младотурки, 1902–1908 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 256. ИСБН 9780199771110 .
- ^ Перейти обратно: а б Скэнди 1967 , стр. 158–159, 183–184.
- ^ Скэнди 1967 , с. 370.
- ^ Элси, Роберт . «Албанские голоса, 1962 — Фан Ноли» . Персональный сайт Роберта Элси. Архивировано из оригинала 16 апреля 2011 года . Проверено 21 января 2011 г.
Конгресс Триеста, организованный его другом и соперником Фаиком беем Коницей.
- ^ Скэнди 1967 , с. 453.
- ^ Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 458. ИСБН 9781400847761 .
- ^ Фан Ноли, Костадин Чекрези (1918), Календарь погоды Ватра на 1918 год , Бостон: Vatra Press, стр. 29
- ^ Элси, Роберт . «Албанские голоса, 1962 — Фан Ноли» . Персональный сайт Роберта Элси. Архивировано из оригинала 16 апреля 2011 года . Проверено 21 января 2011 г.
Конгресс Триеста, организованный его другом и соперником Фаиком беем Коницей.
- ^ Фан Ноли, Костадин Чекрези (1918), Календарь погоды Ватра на 1918 год , Бостон: Vatra Press, стр. 30
- ^ Нашо Джоргаки, Джеват Ллоши, изд. (1993), Фаик Коника – Вепра (1-е изд.), Тирана: Штепия Ботуезе «Наим Фрашери», с. 506, OCLC 49987449 ,
скажите своему королю, что, как бы ни были правы мои критики по отношению к его режиму, я буду ограничивать их внутри албанских кругов, в то время как за их пределами я буду защищать режим всеми силами. Я буду продолжать служить королю преданно и без споров, потому что я его представитель и потому что он является главой албанского государства. Но на личном уровне я испытываю к нему максимальное презрение.
- ^ Элси, Роберт (январь 2006 г.). Албанская литература: краткая история . ИБТаурис и Компания, Лимитед. п. 106. ИСБН 1-84511-031-5 .
первоначально поддержал правительство Эссада-паши Топтани.
- ^ Нашо Джоргаки, Джеват Ллоши, изд. (1993), Фаик Коника - Работы (1-е изд.), Тирана: Издательство «Наим Фрашери», с. 511, OCLC 49987449
- ^ Готтшлинг, Анила. «Что посетить в Тиране» (на албанском языке). Архивировано из оригинала 11 февраля 2008 года . Проверено 26 июля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фаик Коника; Бейтулла Д. Дестани (2000). Фаик Коница: Избранная переписка . Центр албанских исследований. ISBN 978-1-873928-18-9 . Проверено 9 мая 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Знакомство Роберта Элси с Фаиком Коницей ( pdf )
- «Фаик Коница - Избранная переписка 1896–1942 гг.»
- «Албанские статьи Фаика Коницы на shqiperia.com»
- Луан Старова: «Фаик Коница и Гийом Аполлинер»
- «Действие сестры» . Время . 28 марта 1938 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 10 августа 2008 г.
- Фаик Коника, работы 1, 2, 3, 4 на shtepiaelibrit.com
- «Албания» - Фаик Коница (июнь 1898 г. - ноябрь 1899 г.)
- 1875 рождений
- 1942 смертей
- Активисты Албанского национального пробуждения
- Люди из Коницы
- Жители вилайета Янина
- Албанцы из Османской империи
- Албанские писатели XIX века
- Албанские писатели ХХ века
- Выпускники Галатасарайской средней школы
- Выпускники Гарвардского университета
- Бывшие албанские мусульмане
- Албанские бывшие христиане
- Бывшие католики
- Албанские атеисты
- Критики религий
- Послы Албании в США