Зенел Бастар
Зенел Бастари или Зенел Хика (ок. 1767 – ок. 1837) был албанским поэтом литературного движения Бейтекшиндж . Уроженец Тираны , он жил и работал с конца 18 века до середины 19 века. [ 1 ] Вместе с Хасаном Зыко Камбери и Незимом Фракуллой он был частью Бейтекшинджа, который сосредоточился на социальной и политической критике, а не на исламской морали и жизни. Предшественник буржуазного критического реализма. [ 2 ] его также считают одним из первых антифеодальных писателей в Албании. [ 3 ] [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Зенел родился в Тиране , тогдашнем Санджаке Скутари Османской империи , в конце 18 века и, как упоминается, жил в эпоху Али-паши Тепелены . Считается, что год рождения 1765–70. Он был сыном Рамэ Хика, жителя деревни из соседнего Бастара , поселившегося в Тиране (отсюда и фамилия Бастари), и местной женщины. У него был брат по имени Реджеп. Зенель брал свои первые уроки в мейтепе (религиозной школе) в Тиране. Позже он поступил в медресе Тираны. Тем временем он работал помощником в местном магазине эснаф , занимающемся шелком и вышивкой , поэтому освоил эту профессию (албанский: гайтанхи ). Окончив медресе, он проработал ходжей всю оставшуюся жизнь . Нет никакой информации о его религиозных учителях или людях, оказавших на него влияние, но из его работ следует, что он был очень хорошо подготовлен в исламском мистицизме и был последователем Бекташи ордена суфийского . [ 5 ] Годом смерти принято считать между 1835 и 1840 годами. В своих стихах он упоминает Бабу Шемина , реального общественного и религиозного деятеля бекташей из Фуше-Круе, умершего в 1831 году. [ 5 ]
Работа
[ редактировать ]Исследования его работы
[ редактировать ]Поскольку ни одного оригинального письменного сборника не сохранилось, все стихи дошли до наших дней в виде устной традиции или разбросаны по частям в мечетях и текке . Его работы, собранные в диване, были представлены лишь в 1930-е годы. Первым, кто обратил внимание на его творчество, был Ибрагим Хасанадж, который собрал стихи Хафиза Ибрагима Даллиу , Реджепа Низами, Али Бишиу и Хамида Охри, а в 1959 году отправил в Кафедру литературо-лингвистов Тиранского университета все письменные материалы, которые он написал. найден на Бастари. Бейте . Бастари получили широкое распространение и приобрели популярность благодаря своим сильным социально-политическим посланиям Албанский ученый Хорго Було утверждает, что «если [работа Бастари] до сих пор сохранилась в устной традиции, это показывает ее жизнеспособность». Исследователь Ариф Гьили использовал результаты Хасанаджа для проведения длительного критического исследования и интерпретации работы Бастари в 1961 году. Оно было опубликовано в Bulletini për Shkencat Shoqërore (Бюллетень социальных исследований) Тиранского университета. [ 6 ] Другое исследование, основанное на работе Гджили, было проведено Махмутом Хисой и опубликовано в журнале «Альбанологическая разведка» Албанологического института Приштины в 1988 году. [ 7 ] Тем временем Хасанай продолжал собирать стихи Бастари до 1970 года и добавил 145 од, наконец доведя диван до структурного и содержательного уровня, известного сегодня. Полный диван был опубликован только в 2003 году при поддержке общины Бекташи в Албании и ее лидера Хаджи Деде Решата Барди . [ 5 ]
Бастари писал газели , касыды и оды . Он употреблял много восточных слов, как и все албанские писатели той эпохи, но тщательно применял все поэтические правила того времени и обогащал язык « мистической » терминологией, отличавшейся тем самым от повседневного языка. [ 5 ]
Социальный контекст
[ редактировать ]Как предшественник албанской литературы Рилинджи , творчество Бастари особенно важно, поскольку оно вышло за рамки обычного мистико-философского и религиозного контекста поэзии восточного стиля того времени. Оно принесло сильные социальные нотки, которых в такой степени нельзя найти в других произведениях современных поэтов. [ 5 ]
Бастари выказывал критику, гнев и презрение к религиозной администрации, феодальным правилам, землевладельцам, ходжам, пашам , работникам судебной системы ( кади ) за их коррупцию, злоупотребление властью, а также их безразличие и жестокое обращение с массами. Бастари жил в Тиране в период жестокой социальной несправедливости, которая была довольно распространена в Османской империи того времени и особенно в Османской Албании . Обеспокоенный судьбой простых людей и воспитанный в понятии справедливости, он не мог не поднять свой голос против этих негативных социальных явлений и всех тех, кого он считал ответственными. [ 5 ]
Отмечается, что во многих его стихотворениях он использовал уничижительные и критические тона. Он черпал вдохновение в честных событиях и персонажах, как исторических, так и национальных, местных беях , но и в людях низкой морали, лжецах, и в какой-то момент он становится частью антагонизмов и столкновений в своих стихах. Поэт был другом семьи и встал на сторону семьи Джаладж (жителей Тираны) во время их конфликта с могущественной семьей Топтани . В двух своих стихотворениях, посвященных Хюсену Ага Джелле и Ахмеду бею Корри, он использует полемические и резкие сатирические ноты. Это присутствует и в стихотворении, посвященном Бабе Шемину, известному священнослужителю, посвятившему Али-пашу Тепелену в бекташи. [ 8 ] убит по приказу Каплан-паши Топтани — не более чем местное выражение высокомерия османского владычества. Эта принадлежность придает его работам глубокое социальное содержание как отражение переходного периода общества, находящегося в сильном моральном кризисе, когда порядочные касты оказываются в опасности и находятся под угрозой. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Его именем названа улица в Тиране.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Зенел Бастари и его работа , изд. Ибрагима Хасанаджа, Тирана: Argeta LMG, 2003.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Александр Зотос (1998), Антология албанской поэзии , Éditions Comp'Act, стр. 99–100, ISBN 9782876611627
- ^ Очерк Народной Социалистической Республики Албания (на албанском языке), 8 Издательство Nentori, 1978, с. 120, ОСЛК 485921471
- ^ Ac01384562, Anonymus (1984), «Албания, общая информация» , 8 ноября (на албанском языке), с. 247, OCLC 13308908
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Махмуд Хиса (1995), Авторы и тексты из старой албанской литературы (на албанском языке), том. 2, Скопье: Пламя братства, с. 225, ISBN 9789989658068 , OCLC 164812943
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Абдулла Хамити (Приштинский университет) (2014), «Зенель Бастари и его поэтическое творчество» [Зенель Бастари и его поэтическое творчество], Хикмет (на албанском языке) (7), Приштина: Институт гуманитарных наук – Ибни Сина, ISSN 2312-9077
- ^ Арши Пипа (1978), Албанская литература: социальные перспективы , Албанские исследования, Мюнхен: Р. Трофеник, с. 226, ISBN 9783878281061
- ^ Махмуд Хиса (1988), «Зенель Бастари — поэт начала 19 века» [Зенель Бастари — поэт начала 19 века], Альбанологические следы , Серия филологических наук (17), ISSN 0351-2223 , OCLC 444522596
- ^ Миранда Викерс (1999), Албанцы: современная история , Лондон: IB Tauris, стр. 22, ISBN 9781441645005 Примерно в это же время
Али был обращен в бекташизм бабой Шеминым из Круи...
- Албанцы XVIII века
- Албанскоязычные поэты
- Люди из Тираны
- Санджак из Скутари
- Албанские суфии
- Орден Бекташи
- Албанцы из Османской империи
- Диванные поэты Османской империи
- Албанские поэты XVIII века
- Албанские поэты XIX века
- Албанские поэты-мужчины
- Писатели-мужчины XIX века
- Писатели-мужчины XVIII века
- Бейтекшиндж