Jump to content

Чипровцы

Координаты : 43 ° 23' с.ш. 22 ° 53' в.д.  /  43,383 ° с.ш. 22,883 ° в.д.  / 43,383; 22 883
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Чипровцы
Чипровцы
Центральная площадь Чипровци.
Центральная площадь Чипровци.
Герб города Чипровцы.
Чипровцы находится в Болгарии.
Чипровцы
Чипровцы
Расположение Чипровци
Координаты: 43 ° 23' с.ш. 22 ° 53' в.д.  /  43,383 ° с.ш. 22,883 ° в.д.  / 43,383; 22 883
Страна Болгария
Провинция
(область)
Монтана
Правительство
• Мэр Пламен Петков ( ГЕРБ )
Высота 550 м (1800 футов)
Население
 (15 марта 2016 г.) [2]
• Общий 1,941
Часовой пояс UTC+2 ( EET )
• Лето ( летнее время ) UTC+3 ( ДЛЯ )
Почтовый индекс
3460
Код города 09554
Веб-сайт www.chiprovtzi.hit.bg , www.chiprovtsi.com

Чипровцы [3] ( Болгарский : Чипровци , произносится [ˈtʃiproft͡si] [4] ) — небольшой город на северо-западе Болгарии , административно входит в состав провинции Монтана . Он расположен на берегу реки Огоста в западных Балканских горах , очень близко к болгаро- сербской границе. Город с населением около 2000 человек, Чипровцы является административным центром муниципалитета Чипровци , который также охватывает девять близлежащих деревень.

Считается, что Чипровцы были основаны в позднем средневековье как центр горнодобывающей и металлургической промышленности . Привлекая немецких горняков , которые принесли в этот район римский католицизм , значение города возросло как культурный, экономический и религиозный центр болгарских католиков и всего северо-запада Болгарии в течение первых нескольких столетий османского владычества. Апогеем этого подъема стало антиосманское восстание Чипровцев 1688. После подавления восстания часть населения города бежала на Габсбургов земли, находящиеся под властью ; те, кто не смог бежать, были убиты или порабощены османами.

Заброшенный около 30 лет, город был заселен православными болгарами , начиная с 1720-х годов. Именно после этого нового поселения Чипровцы стали крупным центром болгарской ковровой промышленности. Другими традиционными отраслями промышленности являются животноводство , сельское хозяйство и торговля пушниной . Сегодня в муниципалитете Чипровци наблюдается сокращение численности населения выше среднего и уровень безработицы . Однако развитие альтернативного туризма помогает поддержать экономику.

По словам лингвиста Ивана Дуриданова, первоначальное имя Чипровца было Кипуровец (Кипуровец). Нынешняя форма постепенно проявилась через изменение звука и обморок . Имя имеет славянское происхождение, но может быть связано с архаичным греческим заимствованным словом кипос (κήπος, «сад»), [5] слово также заимствовано сербским языком . Некоторые исследователи выводят топоним от личного имени Кипра или Кипро , подразумевающего красоту и бодрость. Другая популярная гипотеза, хотя и отвергнутая Дуридановым, связывает это название с латинским cuprum медь ») из-за многочисленных месторождений и рудников меди в этом регионе во времена Древнего Рима . [6]

Имя впервые упоминается в западном источнике, а именно в латинском документе 1565 года, как Чипровац . Подобные формы, такие как Чипуровац , Чипроувац , Чипровоци , Чипровци , Кипровазо , Чипровациум , Кипровец и Кипровци, использовались на протяжении 16–17 веков. Подтвержденное сербско-хорватское произношение суффикса /at͡s/ в отличие от стандартного болгарского /ɛt͡s/ объясняется влиянием так называемого « иллирийского языка», далматинской формы хорватского языка , используемого францисканскими священнослужителями в городе в 17 век. [6]

Город условно разделен на несколько кварталов ( ма(х)али ); большинство из них названы в соответствии с профессией и социальным статусом их жителей. В 1888 году Д. Маринов зафиксировал существование кварталов Сребриль или Сребрана («Серебряников»), Кюркчийской («Скорняк»), Пазарской («Купеческий»), Табашки («Кожевников»), Парцальского и Трапского кварталов. [7] Существование Саксонского района ( Regio Saxonium , « Саксонский ») также было засвидетельствовано до 17 века. [8] Другая активно используемая пара топонимов - «Дольный край» («Нижняя часть») и «Горный край» («Верхняя часть»), обозначающая районы города, расположенные ближе к реке или горе соответственно. [9]

мыс Чипровци и островки Чипровци на острове Рагед на Южных Шетландских островах в Антарктиде . В честь Чипровци названы [10]

География

[ редактировать ]
протекающая Река Огоста, через Чипровцы в своем верхнем течении.

Чипровцы расположены в небольшой долине у подножия горы Чипровци, высокого северного ответвления западных Балканских гор. Гора Чипровци образует границу между Болгарией и соседней Сербией. Его длина составляет 35 километров (22 мили) и есть несколько вершин высотой около 2000 метров (6600 футов), в том числе Миджур (2168 м или 7113 футов), Мартынова Чука (2011 м или 6598 футов), Голяма Чука (1967 м или 6453 футов). , Копрен (1964 м или 6444 футов), Три Чуки (1938 м или 6358 футов) и Вража Глава (1936 м или 6352 футов). Река Огоста, правый приток Дуная , берет начало с горы Чипровци и течет на северо-восток через Дунайскую равнину, впадая в Дунай в провинции Враца . [11] К северо-востоку от города находится еще одна гора, Широкая Планина, ответвление Предбалканских гор. [12] [13] Регион богат месторождениями металлов и полезных ископаемых. [1]

Демография

[ редактировать ]

На 31 июля 2005 года население Чипровци составляло 2375 человек — 1167 мужчин и 1208 женщин. К июню 2008 года население города сократилось до 2122 человек. [14]

Античность и средневековье

[ редактировать ]
Руины римско-католического собора Святой Марии XV века.

Известно, что территория вокруг Чипровци была заселена еще со времен фракийцев , а затем и Римской империи , когда разрабатывались местные месторождения металлов. [1] По мнению историка В. Велкова, долина Огосты была заселена фракийцами с начала I тысячелетия до н.э. Согласно древним сведениям, эта территория была населена фракийским племенем трибалли или родственной ему группой фракийцев. Римляне завоевали территорию, которая сегодня является северо-западом Болгарии, после 29 г. до н. э. и укрепили свою власть в этом регионе при императоре Траяне (98–117 гг.). Вокруг Чипровци сохранились остатки римских укреплений, такие как руины Латинской крепости в районе Кулы, где были обнаружены монеты, относящиеся к временам правления Марка Аврелия (161–180 гг.) и Коммода (180–192 гг.), а также Большие руины на юге. города. Золотые серебряные , медные , свинцовые , железные и рудники приносили римлянам значительные доходы, которые старались защитить их от варваров . нападений [15]

С приходом семи славянских племен и булгар в VI–VII веках и основанием Первого Болгарского царства в 680 году на бывших землях Восточной Римской империи ( Византийской империи ) весь регион вскоре был включен в состав Болгарской империи. область. После периода возобновления византийского правления в 1018–1185 годах он был частью Второй Болгарской империи до ее завоевания османами в конце 14 или начале 15 века. [15]

Присутствие немецких горняков, известных как саси (саси, саксы ), не может быть точно датировано. Некоторые исследователи считают, что они прибыли в Чипровцы в середине 14 века, во времена последних болгарских императоров , в то время как другие утверждают, что они прибыли в город во время раннего османского владычества в Болгарии. Их точное количество и место происхождения также неясны, хотя немецкие горняки широко рекрутировались в качестве специалистов в средневековой Валахии , Трансильвании и Сербии . В Чипровцы они, предположительно, прибыли одной группой из 50–60 человек со своими семьями. Вероятно, они были набраны по специальным контрактам и, вероятно, получили некоторые привилегии по сравнению с коренным болгарским населением. На рудниках Чипровци они выполняли функции техников и контролеров, способствуя техническому прогрессу горного дела региона. [15] они были постепенно ассимилированы местными болгарами Однако к середине 15 века , о чем свидетельствуют немецкие имена со славянскими суффиксами в регистрах населения. Немцы оставили после себя название одного из кварталов, который в 17 веке до сих пор назывался «Саксонским», а также католицизм как доминирующую религию в городе. [16]

Во второй половине XIV века в Чипровци и его окрестности прибыло определенное количество боснийских хорватов и рагузских купцов в сопровождении некоторых францисканских священнослужителей из католической францисканской провинции Серебряная Босния . Согласно исследованиям хорватского историка Витомира Белая, католики-францисканцы прибыли из средневековой Боснии в западную Болгарию во времена боснийского викария Бартула Альвернского («Варфоломея Альвернского»), который сам был выходцем из Италии , в 1366 году. Среди вновь прибывших поселенцев были и дворяне. По словам Белая, в их число входили члены рода Парчевичей, родового дома рода Пячевичей . [17]

Раннее османское правление

[ редактировать ]

Когда османы подчинили себе Балканы в XIV–XV веках, они ценили рудники Чипровци для своих военных и гражданских нужд и стремились возобновить добычу руды, прерванную войной. Считается, что возобновление эксплуатации местных месторождений началось к концу 15 века; [18] в записке 1479 г. упоминается, что рудники «в Боснии , Герцеговине и других местах » были арендованы. [19]

Город Чипровцы и несколько окрестных деревень были административно организованы как хасс , или частное владение королевской семьи султана , а затем и матери султана. Особый статус территории означал, что местные христиане не будут подвергаться обычным дискриминационным законам, но должны будут платить султану ежегодную дань серебром. Позже поместье было преобразовано в вакф — землю, предназначенную для мусульманских религиозных или благотворительных целей. Чипровцы и регион были населены исключительно христианами, и они имели привилегию совершать свои ритуалы публично без дискриминации. Единственным турком в городе был представитель султана, и туркам не разрешалось селиться там, поскольку местные болгары пользовались в определенной степени самоуправлением и управлялись избранным советом именитых болгарских жителей ( кнезове ). территории Возможно, также сохранился фрагмент доосманско-болгарского административного деления , поскольку он упоминается под славянским названием. воеводство в некоторых документах. [20]

Католическое население Чипровцев
и родственные деревни [21]
Год Население Источник
1577 2,000 анонимный
1585 300 семей
(в том числе православные)
Османский счет
1624 2,600 Пьетро Масаречи
1640 4,430 Бакшев
1647 4,000 Бакшев
1649 3,800 Бакшев
1653 3,660 Бакшев
1658 3,640 Бакшев
1666 550 семей
(в том числе православные)
Османский счет
1667 4,140 Бакшев
1670 4,140 Бакшев
1679 4,270 Кнежевич

К 1520-м годам Чипровцы все еще оставались второстепенным центром горнодобывающей деятельности по сравнению с другими местами империи. За этот период доход от него составил 47 553 акче по сравнению со 100 000 в Кратово и Сребренице 477 000 в . Известно, что к тому времени прибыли шахтеры-католики, поскольку католическая церковь Святой Марии была построена около 1487 года, но только после 1520-х годов Чипровцы привлекли больше колонистов и превратились в один из ведущих горнодобывающих предприятий Османской империи. центры. К 1528 году в Чипровцах уже был монетный двор и производились серебряные монеты. В 1585 году шахтеры были вынуждены работать день и ночь и платить повышенные налоги, что привело к протестам и опасности их миграции. К тому времени Чипровци уже приносил доход в размере 1 400 000 акче , что делало его одним из главных горнодобывающих и металлообрабатывающих регионов империи. [22]

В середине 16 века Чипровцы стали привлекать внимание католических чиновников из Рима . В 1565 году прибыл архиепископ Антивари (ныне Бар , Черногория в город в качестве апостольского гостя ) Амвросий . В 1592–1595 годах боснийский хорватский священнослужитель Петер Солинат и группа францисканцев основали в городе католическую миссию. назначил Солината епископом Софии с резиденцией в Чипровцах В 1601 году Папа Климент VIII . Он решил поселиться в Чипровци, потому что католическое население Софии ограничивалось горсткой купеческих семей Рагузы . [23]

Культурный расцвет

[ редактировать ]

Развитие Чипровци достигло своего апогея в 17 веке, когда он стал оживленным культурным, религиозным и торговым центром этой части Балкан . Названный в тот период «цветком Болгарии». [24] некоторые считали процветание города единственным участием Балкан в эпоху Возрождения , наряду с Далмацией. [25] Многие представители местной элиты получили образование в Риме, особенно в Коллегио Клементино и Университете Сапиенца . [26] Постепенно иностранные францисканцы были заменены местными жителями и в 1620-х годах болгарские католики образовали отдельное автономное образование, непосредственно подчиненное Папе, — Болгарскую опеку . Солината сменил болгарский епископ Илия Маринов из Чипровцев, за которым, в свою очередь, последовал другой местный житель, Петр Богдан Бакшев. [27] которые путешествовали по Валахии , Варшаве , Вене , Риму и Анконе в поисках средств и поддержки сообщества. В 1640-х годах Болгарская опека уступила место Марцианопольской епархии под председательством Петра Парчевича и Никопольской епархии, возглавляемой Филиппом Станиславовым и представленной в Чипровцах Франческо Соймировичем. [26] Город и окрестности не были полностью католическими: значительная часть населения была православной; Православный Чипровский монастырь существует и сегодня. [28]

Эволюция Чипровци из шахтерского города в торговый центр во многом обязана поселению купцов из Республики Рагуза (сегодня Дубровник , Хорватия ) и качеству местной металлообработки, а также отсутствию постоянного османского присутствия и привилегий. пользуются населением. К середине 17 века добыча полезных ископаемых пришла в упадок, так как месторождения серебра были практически исчерпаны (в 1666 году осталось всего 16 железоплавильных заводов), [23] вынуждает население искать более прибыльное занятие. С 1659 года рагузские купцы из Провадии изменили свой традиционный маршрут в Дубровник через Софию, чтобы посетить Чипровцы. Местные жители производили и торговали кожей , коврами, тканями, одеждой, замечательными золотыми и серебряными украшениями, металлическими инструментами, скотом и т. д. Первоначально чипровицкие купцы посещали только Видин, Пирот , Софию и Врацу. Однако позже они появились на рынках Стамбула , Салоник , Бухареста , Одессы , Брашова , Сибиу , Белграда , Буды и Пешта , с особенно сильным присутствием в Валахии и Трансильвании, где они основали постоянные представительства и крупные компании в Тырговиште , Кымпулунге. и Рымник во время правления Матея Басараба (1632–1654). Международная торговля расширила кругозор местных жителей и привнесла в регион идеи того времени и европейскую культуру того времени. [19]

Католический монастырь был построен во времена Петра Солината и развивался как образовательный центр через свою школу; в тот период ее называли одной из самых престижных школ на болгарских землях. Школа частично финансировалась из-за границы и давала образование по грамматике , арифметике , логике и философии. [29] до 75–80 студентов. Преподавателями часто были болгарские выпускники Collegio Clementino в Риме, а языками обучения были латынь, болгарский и «иллирийский» - хорватская форма, написанная обычно латинским алфавитом, но иногда и кириллицей . В школе также была библиотека, одна из первых в Болгарии. С 1630-х годов выдающиеся писатели и переводчики из Чипровци, в первую очередь Петр Богдан Бакшев и Петр Парчевич , сформировали так называемую «Чипровицкую литературную школу», выпускающую книги по истории Болгарии, а также на религиозные темы. [28]

Чипровицкое восстание

[ редактировать ]
Произведение ювелирной школы Чипровци (17 век), Национальный исторический музей Болгарии.

Каким бы процветающим ни был регион, он не остался в стороне от постоянных османско-габсбургских войн и часто становился объектом набегов турецких, татарских и венгерских повстанцев. К 1630-м годам идея организованного антиосманского восстания достигла города Чипровцы. В своем докладе сенату Венецианской республики в 1650 году Петр Парчевич описал длительную подготовку к вооруженной борьбе и визиты своих соотечественников в поисках поддержки к королям Польши и Австрии . С тех пор жители Чипровцев ждали подходящего момента, когда они смогут спровоцировать эффективное восстание, и продолжали сотрудничать с лидерами европейских королевств. [30]

12 сентября 1683 года османы были разгромлены войсками Европы в битве при Вене . В начале 1684 г. Австрия, Польша и Венеция заключили антиосманский пакт; к ним присоединилась Россия в 1686 году, чтобы сформировать Священную лигу . В тот момент было ясно, что решающий момент близок. Лидеры Чипровцев рассчитывали, что после неминуемого захвата Белграда Лигой в 1688 году их европейские союзники достигнут Софии и положат конец османскому владычеству Болгарии. Таким образом, они восстали весной 1688 года. [30] Охват восстания не может быть точно определен, но такие ученые, как С. Дамьянов, полагают, что в него вошли Чипровцы и соседние Копиловцы, Клисура и Железна, а также тысячи болгар со всего северо-запада Болгарии. Хотя лидерами были в основном католики, основная масса повстанцев была православными. Известно, что восстанием руководили более 200 воевод отдельных отрядов. [31] Повстанцам помогали шесть полков регулярной армии Габсбургов и артиллерия под командованием генерала Хейсслера , и им удалось ненадолго захватить город Кутловица (современная Монтана), но в конечном итоге они были разгромлены османами и их венгерским союзником Имре Тёкёли . [32] 18–19 октября османы штурмовали Чипровцы и отбили его у повстанцев, взяв в плен более 2000 человек. Около 3000 уроженцев этого района, охраняемых оставшимися повстанческими отрядами, сумели бежать за Дунай. [33] Большинство из них поселились в королевствах, управляемых Габсбургами, основав крупную болгарскую колонию в Банате, известную как « банатские болгары », а также колонии в Деве и Альвинце ( Винцу де Джос ) в Трансильвании. [34] и Сентендре в современной Венгрии . [35] Сам город был разграблен, сожжен и заброшен, а его связи с Западом были в значительной степени разорваны. [33]

Репопуляция и современность

[ редактировать ]

В течение нескольких десятилетий после восстания Чипровцы и район оставались в запустении. В 1699 году османы попытались поселить на этих землях 1238 венгерских повстанцев, выступавших против Габсбургов, и предоставили им пятилетние налоговые льготы , но это оказалось безуспешным, поскольку в 1717 году те же венгры были переселены в казармы Русе и отправлены сражаться в Нише . [36]

В конечном итоге, начиная с 1720-х годов, регион был заселен православными болгарами. В 1737–1738 годах султан амнистировал повстанцев и разрешил возврат повстанцам имущества в 1741 году. [37] хотя известно, что никто из бывших жителей не вернулся. В 1720–1730-х годах в Чипровцах было всего 12 жилых домов; к 1750-м годам их число достигло 150. [38] Православный Чипровицкий монастырь был восстановлен в 1703 году неким Живко, принявшим церковное имя Зотик. [39] Поскольку после восстания прерванная добыча полезных ископаемых, по-видимому, не была продолжена, а международные торговые связи были прерваны, местные жители переключились на скотоводство, земледелие, пушную торговлю, а затем и на ковроткачество в качестве основного занятия. [40]

Западный путешественник Ами Буэ , посетивший город в 1836–1838 годах, сообщал, что « занимаются ковротением в основном молодые девушки, под навесами или в коридорах . Они зарабатывают всего пять франков в месяц, а раньше оплата была еще ниже». К 1868 году годовое производство ковров в Чипровцах превысило 14 000 квадратных метров. [41] После русско-турецкой войны 1877–1878 годов Чипровцы вместе со всей северной Болгарией и регионом вокруг Софии стали частью недавно освобожденного Княжества Болгария , предшественника современной Болгарии. В 1896 году ковроткачеством занимались почти 1400 женщин Чипровцев и района. В 1920 году местные жители основали «Ручной труд» . первый в стране кооператив ковроткачества [42]

Карта улиц Чипровци Болгарии

В 1950-е годы в регионе возобновилась добыча руды, что на короткое время оживило Чипровцы за счет притока молодых и высокообразованных людей. 12 сентября 1968 года Чипровци был официально провозглашен городом Национальным собранием Болгарии . [40] В социалистические времена в городе был завод по производству для АК-47 магазинов , на котором работало около 400 человек. [43] После демократических перемен в 1989 году добыча полезных ископаемых была снова прекращена из-за нехватки средств, фабрика была закрыта, а ковровая промышленность пришла в упадок, поскольку потеряла свои прочные зарубежные рынки. В результате город и муниципалитет переживают демографический кризис. [40]

Управление, образование и экономика

[ редактировать ]
Чипровицкое ковроделие; Чипровцкий исторический музей
Образцы традиционных местных ковров

Муниципальное правительство состоит из мэра ( кмет ), заместителя мэра и секретаря. [44] С 2007 года муниципалитетом управляет Захарин Иванов Замфиров из Болгарского аграрного народного союза «Александар Стамболийский», который выиграл муниципальные выборы с 1615 голосами или 62,67% против Антоанеты Тодоровой Костовой из Болгарской социалистической партии, набравшей 962 голоса или 37,33%. Две деревни в муниципалитете имеют право выбирать своего мэра: Превала и Железна. [45]

Муниципальная администрация разделена на две ветви: общую и специализированную администрацию. Общее управление далее разделено на отделы «Информационные службы» и «Финансово-экономическая деятельность и управление имуществом»; в состав специализированного управления входят отделы «Планирования и распределения бюджета» и «Территориального и сельского планирования и строительства». В муниципалитете нет отдельного суда или прокуратуры , вместо этого его обслуживают суд и канцелярия провинции Монтана. Местный полицейский участок подчиняется полицейскому участку в Монтане. Существует Муниципальная земельная комиссия, входящая в состав Министерства сельского и лесного хозяйства , и Муниципальная социальная служба. Муниципальная земельная комиссия занимается распределением земли и леса, а Муниципальная социальная служба контролирует финансовую помощь и поддерживает инвалидов . [44]

В городе есть начальная школа (1–4 классы) и средняя школа (4–12 классы); обе утверждают, что являются преемниками школы, основанной в 1624 году. Эти две школы обслуживают весь муниципалитет, поскольку шесть школ в более крупных деревнях были закрыты. В 1977 году гимназию посетило около 600 учеников; в 1989 году их число немного снизилось до 400. В 2008 году его посетило всего 142 ребенка. Чипровци Детский сад - единственный оставшийся в муниципалитете, которому раньше было 15. [29]

( Производство ковров килимов ) остается доминирующим в городе. [46] Ковры изготавливаются в соответствии с традиционными узорами, но в последние годы клиенты сами выбирают рисунок заказанного ими ковра. Производство одного ковра размером 3 на 4 м (9,8 на 13,1 фута) занимает около 50 дней; ковроткачеством занимаются преимущественно женщины. Работа полностью ручная, все используемые материалы натуральные; основной материал — шерсть , окрашенная растительными или минеральными красителями . Местные ковры неоднократно отмечались на выставках в Лондоне , Париже , Льеже и Брюсселе . [47] Изготовление килима в Чипровцах было внесено в нематериального культурного наследия список ЮНЕСКО в 2014 году. [48] Муниципалитет также инвестировал в развитие туризма , и многие частные дома были превращены в небольшие семейные отели или гостевые дома. В 2004 году в сфере туризма было занято 65 человек; в том же году муниципалитет посетили 2350 туристов, из них 254 иностранца. [49] По экономическим показателям муниципалитет занимает примерно среднее место: он занимает 113-е место из 264 муниципалитетов Болгарии по ВВП на душу населения и 67-е место по индексу человеческого развития . [50]

В сентябре 2008 года сообщалось, что одно из немногих месторождений флюорита в Европе, расположенное недалеко от Чипровци, будет разрабатываться болгарской компанией, арендовавшей рудник на 20 лет. Компания инвестировала 14,5 миллионов левов и планирует добывать 150 000 тонн сырья и производить 50 000 тонн чистого флюорита в год. По состоянию на 2008 год В компании работают 73 горняка, все бывшие работники закрытых местных шахт, и ожидает, что их число достигнет 150. [51] [52] В 2016 году рудники были закрыты, так как месторождения были практически исчерпаны, а рыночная конъюнктура флюорита также стала неблагоприятной. На данный момент в компании работало 116 человек, которых уволили. [53]

Культура и религия

[ редактировать ]
Болгарский православный монастырь Чипровци.

Местные болгары традиционно относятся к этнографической группе торлаков . [54] и говорят на переходном болгарском диалекте , белоградчикском диалекте . [55] Большинство населения являются приверженцами Болгарской православной церкви . [44] В муниципалитете зарегистрировано 30 памятников культуры и 12 освященных каменных крестов. [56] из них восемь в Чипровцах. Такие кресты типичны для северо-запада Болгарии, и каждый посвящен святому : они служат как разграничительным, так и религиозным целям. Большинство крестов не датированы, за исключением Святых Димитрия — 1755 г., Святых Петра и Павла — 1781 г. и Пресвятой Богородицы — 1874 г. [57]

Примечательной культурной чертой Чипровцев, общей для большей части региона, является почитание семейного святого покровителя , называемого светец («святой») и родственного сербскому славе . Эта практика существует с незапамятных времен , и считается, что семейный святой был выбран путем взятия случайной свечи ничего не подозревающим человеком. Светец принимают связан с семейным домом: когда невестка приезжает туда жить, она принимает семейного святого дома, а когда член семьи или иностранный поселенец выезжает или строит новый дом, они новый светец . [58]

В Чипровцах есть исторический музей, который занимает два старинных здания и имеет четыре выставки. Они представляют домашнюю жизнь от античности до средневековья и периода расцвета 17 века до наших дней, а также произведения ювелирной и ковровой промышленности Чипровцов. [59] В городе есть православная церковь, посвященная Вознесению Иисуса ; сохранились также остатки старой римско-католической церкви Святой Марии. [60] Чипровский монастырь расположен за городом; есть руины еще нескольких православных церквей и еще одного монастыря. [61]

В городе есть общественный культурный центр ( читалиште ) с филиалами в восьми деревнях муниципалитета. В читалище действуют молодежный танцевальный кружок, кружок народной музыки , театральный кружок, кружок воспроизведения народных обрядов и обычаев и другие подобные коллективы. В девяти библиотеках Чипровского читалище и его филиалах хранится 65 975 томов книг. [56]

Известные люди

[ редактировать ]
  • Камелия , поп-фолк-певица, родилась в Чипровцах в 1971 году.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с План муниципального развития , с. 6.
  2. ^ «Таблица населения по постоянному и текущему адресу» (на болгарском языке). Главное управление «Запись актов гражданского состояния и административная служба». 15 марта 2016 г. Проверено 23 апреля 2019 г.
  3. ^ В этой статье используется официальная упрощенная система романизации болгарского языка . В других системах латинизации имя по-разному транслитерируется как Čiprovci , Chiprovci , Chiprovtzi и т. д.
  4. ^ Фонетическая транскрипция по правилам, указанным в Тернес, Эльмар; Татьяна Владимирова-Буц (1999). «Болгарка» . Справочник Международной фонетической ассоциации: Руководство по использованию международного фонетического алфавита . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 55–57. ISBN  0-521-63751-1 . Проверено 24 октября 2008 г.
  5. ^ «ΛΕΞΙΚΌ—ЛЕКСИКОН: Греко-англо-греческий словарь» . Проверено 17 сентября 2008 г.
  6. ^ Jump up to: а б Чолов, «Чипровцы и их окраины», Чипровское восстание 1688 года.
  7. ^ Маринов, Д (1894). "Чипровци или Кипровец". СбНУ (in Bulgarian) (11).
  8. ^ «Немецкие корни на северо-западе Болгарии» (на немецком языке). Болгарский деловой журнал и отчет Юго-Восточной Европы. 8 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 17 сентября 2008 г.
  9. ^ Сантова, с. 11.
  10. ^ «Композитный справочник СКАР» . Австралийский антарктический центр данных . Проверено 24 апреля 2019 г.
  11. ^ glaven red. Evgeni Golovinski (2002). "Огоста". Българска енциклопедия А-Я (in Bulgarian). БАН, Труд, Сирма. ISBN  954-8104-08-3 . OCLC   163361648 .
  12. ^ «Регион» . Официальный сайт Чипровци. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 г. Проверено 17 сентября 2008 г.
  13. ^ «Сам город» . Официальный сайт Чипровци. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 г. Проверено 17 сентября 2008 г.
  14. ^ «Таблица населения по постоянному и текущему адресу» (на болгарском языке). Главное управление «Запись актов гражданского состояния и административная служба». 16 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2008 г. Проверено 12 сентября 2008 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Чолов, «Чипровцы и их окраины до начала османского владычества», Чипровское восстание 1688 г.
  16. ^ Гузелев, с. 89.
  17. ^ Красиво.
  18. ^ Гузелев, с. 82.
  19. ^ Jump up to: а б Чолов, «Горное дело в Чипровско и развитие города», Чипровское восстание 1688 года.
  20. ^ Чолов, «Чипровский край под властью Османской империи до восстания 1688 года», Чипровское восстание 1688 года.
  21. ^ Гузелев, с. 91–92.
  22. ^ Гузелев, с. 83–88.
  23. ^ Jump up to: а б Гузелев, с. 90.
  24. ^ Атанасова, Цветана. «Цветок Болгарии» (на болгарском языке). Путешествие.бг. Архивировано из оригинала 18 февраля 2018 г. Проверено 18 сентября 2008 г.
  25. ^ «Чипровци: сутулые женщины охраняют немногие следы болгарского Возрождения» . Балканские путешественники. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 г. Проверено 18 сентября 2008 г.
  26. ^ Jump up to: а б Делев, Питер; Валерий Кацунов; Пламен Митев; Евгения Калитова; Искра Баева; Боян Добрев (2006). «Болгарские католики в 17 веке». История и цивилизация для 11 класса (на болгарском языке). Труд, Сирма. ISBN  954-9926-72-9 .
  27. ^ Чолов, «Чипровский край и католическая пропаганда в Болгарии», Чипровское восстание 1688 года.
  28. ^ Jump up to: а б Чолов, «Чипровцы — культурно-просветительский центр и центр народного творчества и ремесел», Чипровское восстание 1688 года.
  29. ^ Jump up to: а б Илиева, Фиолетовый (2008). «История укрепляет жизнь в Чипровцах» (на болгарском языке). БГ Север . Проверено 19 сентября 2008 г.
  30. ^ Jump up to: а б Чолов, «Шесть десятилетий подготовки к восстанию», Чипровское восстание 1688 г.
  31. Чолов, «Чипровцы в огне», Чипровское восстание 1688 года.
  32. ^ Нягулов, p. 19.
  33. ^ Jump up to: а б Чолов, «Развитие восстания», Чипровское восстание 1688 года.
  34. ^ Нягулов, p. 20.
  35. ^ Кинг, с. 1.
  36. ^ Гузелев, с. 99.
  37. ^ Илова, Тина. «Город Чипровци собирает своих детей из Европы» (на болгарском языке). БГ Север. Архивировано из оригинала 21 августа 2020 г. Проверено 19 сентября 2008 г.
  38. ^ Сантова, с. 8.
  39. ^ Сантова, с. 9.
  40. ^ Jump up to: а б с План муниципального развития , с. 7.
  41. ^ Костова, с. 20.
  42. ^ Костова, с. 20–22.
  43. ^ «Интервью Чипровци» (на болгарском языке). Институт европейских ценностей. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 г. Проверено 26 октября 2008 г.
  44. ^ Jump up to: а б с «Коммунальные услуги» . Официальный сайт Чипровци. Архивировано из оригинала 16 мая 2007 г. Проверено 19 сентября 2008 г.
  45. ^ «Окончательные результаты: мэр Чипровци» (на болгарском языке). Местные выборы 2007 г.: Центральная избирательная комиссия. Архивировано из оригинала 9 ноября 2007 г. Проверено 19 сентября 2008 г.
  46. ^ Димитрова, Милка (25 мая 2005 г.). «Ковры Чипров — торговая марка коврового бизнеса в Болгарии» (на болгарском языке). БНР Радио Болгария . Проверено 19 сентября 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  47. ^ Барнхилл, Ал. «Чипровцы Килимс» . Страна чудес Болгария. Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 г. Проверено 25 сентября 2008 г.
  48. ^ «Традиция ковроделия в Чипровцах» . ЮНЕСКО . Проверено 2 мая 2019 г.
  49. ^ План муниципального развития , с. 24.
  50. ^ План муниципального развития , с. 25.
  51. ^ «Они инвестируют 14,5 миллионов левов в месторождение флюорита недалеко от Чипровци» (на болгарском языке). Дарик Финанс. 6 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 19 сентября 2008 г.
  52. ^ Цветкова, Парволета (07.09.2008). «В Чипровци начинается добыча флюорита» (на болгарском языке). Стандартные новости . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 19 сентября 2008 г.
  53. ^ «Закрывают флюоритовый рудник в Чипровцах» (на болгарском языке). Дума.бг. 29 января 2016 г. Проверено 2 мая 2019 г.
  54. ^ «Костюмы в Этнографическом музее» . В вашем кармане. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г. Проверено 18 сентября 2008 г. …торлакский город Чипровци, …
  55. ^ Стойков, Стойко (2002) [1962]. «Переходная речь: Белоградчиская речь». Болгарская диалектология (на болгарском языке). София: Академическое изд. «Профессор Марин Дринов». ISBN  954-430-846-6 . OCLC   53429452 . Белоградчикский диалект охватывает территорию к северу, западу и юго-западу от города Белоградчик.
  56. ^ Jump up to: а б План муниципального развития , с. 23.
  57. ^ Сантова, с. 16.
  58. ^ Сантова, с. 13.
  59. ^ «Исторический музей» . Официальный сайт Чипровци. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 г. Проверено 19 сентября 2008 г.
  60. ^ "Исторически музей—град Чипровци" (in Bulgarian). JicaBG.com. Archived from the original on 2008-08-28 . Retrieved 2008-09-19 .
  61. ^ «Достопримечательности и личности» . Официальный сайт Чипровци. Архивировано из оригинала 10 мая 2007 г. Проверено 19 сентября 2008 г.
  • Чолов, Петр (1988). Чипровское восстание 1688 г. (на болгарском языке) (1-е изд.). София: Национальное образование. OCLC   19710925 . Проверено 26 апреля 2019 г.
  • «Муниципальный план развития муниципалитета Чипровцы на 2007-2013 годы». (PDF) (на болгарском языке). Муниципалитет Чипровци. Сентябрь 2005 года . Проверено 17 сентября 2008 г.
  • Сантова, Мила (2002). «Чипровцы — проблемы использования космоса». Северо-Западная Болгария: общины, традиции, идентичность. Региональные исследования болгарского фольклора (на болгарском языке). София: Болгарская академия наук : Институт фольклора: 7–19. ISSN   0861-6558 .
  • Костова, Антуанетта; Милена Димитрова (2002). «Килимарство в Чипровцах – традиции и современность». Северо-Западная Болгария: общины, традиции, идентичность. Региональные исследования болгарского фольклора (на болгарском языке). София: Болгарская академия наук: Институт фольклора: 20–24. ISSN   0861-6558 .
  • Гуселев, Боян (2004). «Албанцы в Копиловцах и соседних католических деревнях». Албанцы на Восточных Балканах (PDF) (на болгарском языке). София: Международный центр изучения меньшинств и культурных взаимодействий. стр. 81–99. ISBN  954-8872-45-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2016 г. Проверено 30 апреля 2019 г.
  • Нягулов, Благовест (1999). «От зарождения до разделения общины». Банатские болгары. История меньшинства во времена национальных государств (на болгарском языке). София: Парадигма. стр. 14–19. ISBN  978-954-9536-13-3 .
  • Белай, Витомир (1998). «Акт Bulgariae ecclesiastica отца Евсевия Ферменджина как этнологический источник» . Жизнь и деятельность отца Эусеби Ферменджина (Конференция) (на хорватском языке). Нашице: HAZU — Хорватская академия наук и искусств: 209–212 . Проверено 29 апреля 2019 г.
  • Кирай, Питер (2002). «Чипровечер в Унгарне» (PDF) . Студия Славица (на немецком языке). 47 (1–2). Будапешт: Славянский институт ELTE: 1–23. дои : 10.1556/ССлав.47.2002.1-2.1 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6910ec471294eebcb253deb4df7833c__1717161300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/3c/e6910ec471294eebcb253deb4df7833c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chiprovtsi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)