Jump to content

Slava (tradition)

(Перенаправлено со Славы (святого покровителя) )
Slava
Слава
Слава приготовился к почитанию святых
Наблюдается Сербские православные христиане
Значение Почитание покровителя семьи
Обряды Церковные службы , семейные и другие общественные мероприятия
Slava
Слава готовился к почитанию Иоанна Предтечи
Страна Сербия
Домены Ритуал, Праздник, Религиозная практика
Ссылка 01010
Область Европа и Северная Америка
История надписи
Надпись 2014 г. (9-я сессия)
Список Нематериальное культурное наследие человечества

Slava ( Serbian : Слава , lit. 'Celebration', произносится [ˈslâʋa] ) — ежегодная семейная церемония почитания своего святого покровителя . Обряд встречается в основном среди православных сербов .

Хотя ее происхождение неизвестно, эта старая традиция является важным этническим маркером сербской идентичности . Это дань уважения первому предку семьи по мужской линии, принявшему христианство, и его главенствующему святому. святого Семья ежегодно празднует Славу в день . В 2014 году он был внесен в списки нематериального культурного наследия Сербии ЮНЕСКО .

Славский колач , также известный как просто колач , — это ритуальный хлеб, который часто готовят во время празднования Славы.

Происхождение тезисов

[ редактировать ]

Сербские историки считают, что записи о Славе среди сербов можно проследить как минимум до 1018 года. [ 1 ] Однако истинное происхождение Славы неизвестно. По одной из гипотез, Слава берет свое начало из греческих и римских культа героев. Сторонники греческой гипотезы указывают на этимологию, заключающуюся в том, что сербское слово, обозначающее пшеницу, koljivo , незаменимый элемент Славы, происходит от греческого термина, обозначающего получение пшеницы, koliva . Сторонники римской гипотезы указывают на тот факт, что обычаи славян имитируют римские формы празднования, включая преломление хлеба и поджаривание. [ 2 ] Другая гипотеза утверждает, что Слава берет свое начало в средневековой Сербии и связана со Святым Саввой , первым архиепископом сербов . Есть указания на то, что институт Славы в Сербской Православной Церкви восходит к святому Савве, что «в своем понимании и тактичном подходе к сербской народной религии» он «похоже, нашел компромиссную формулу, удовлетворяющую как языческой традиции своего народа, так и требования богословия». [ 3 ] Слава — это переосмысление сербского языческого обряда: [ 4 ] предок-защитник стал христианским святым, [ 5 ] часто святой Николай , [ 4 ] при этом языческий обряд был сокращен из многих религиозных элементов и частых церемоний и стал общественным мероприятием с ежегодными встречами семьи и друзей. [ 5 ] [ 6 ]

В научной литературе существует дискуссия об историческом и этнологическом происхождении славян, которая не завершена. По мнению некоторых сербских исследователей, «тезис о том, что Слава является сербским этническим идентификационным маркером, является просто заблуждением романтически-патриотических граждан». [ 7 ]

Современный

[ редактировать ]

Возросшая эффективная географическая мобильность, вызванная после Второй мировой войны урбанизацией ранее высокоаграрного общества, в сочетании с подавлением сербских православных традиций при коммунистическом правлении, сделала некоторые аспекты обычая более смягченными. В частности, во второй половине 20-го века стало обычным явлением традиционные патриархальные семьи, разделенные большими расстояниями, поэтому по необходимости Славу иногда праздновали в нескольких местах члены одной и той же семьи .

Хотя в коммунистический период «Слава» сохраняла некоторую популярность среди широких масс, посткоммунистическое возрождение сербских православных традиций привело к ее возрождению. Он признан отчетливо (если не исключительно) сербским обычаем, и сегодня несоблюдающие христиане или даже атеисты довольно часто отмечают его в той или иной форме как наследственный семейный праздник и знак этнокультурной идентификации.

Этот обычай также полезен в генеалогических исследованиях как индикатор родственных отношений между семьями, например, при прослеживании своей семьи до определенного региона. Оно «становится одновременно символом национального и духовного родства и основным выражением сербской космологии, посредством чего диалектика временной, физической и духовной непрерывности сходится в обоснованные представления о культурной и социальной реальности, воспроизводимые на повторяющихся (ежегодных) основе. [ 8 ]

он был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Сербии В ноябре 2014 года . [ 9 ] [ 10 ]

Практикующие группы

[ редактировать ]

Эта традиция является важным этническим маркером сербской идентичности . [ 11 ] Лозунг: Gde je slava, tu je Srbin ( Где есть Слава, там есть серб , букв. « Gde je slava, tu je Srbin » в качестве сербского национального идентификатора ) был поднят Милошем Милоевичем после его поездки в Косово и Метохия в 1871–1877 гг. [ 11 ] Сербы обычно считают Славу своим самым значительным и торжественным праздником . [ 12 ] Традиция также очень хорошо сохранилась среди сербской диаспоры . [ 13 ]

Помимо нынешней Сербии, Славу обычно празднуют среди этнических сербов, живущих в соседних Хорватии, Боснии и Черногории. Несмотря на то, что эта традиция неразрывно связана с сербским православным христианством, она также практикуется в меньшей степени среди некоторых католических и мусульманских национальностей в регионе, иногда среди хорватов . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] а также католики из Которского залива и Горани, живущие на территории современного южного Косово. [ нужна ссылка ] Кроме того, подобную традицию можно найти в Западной Болгарии и Северной Македонии, а также у некоторых валахов и арумын . [ 11 ]

Обычаи и праздник

[ редактировать ]
Breaking the kolač , illustration by V. Titelbah , 1877.

Слава — это ежегодная семейная церемония почитания своего святого покровителя. [ 17 ] Это дань уважения первому предку семьи, принявшему христианство, и его главенствующему святому. [ 2 ] Святой покровитель семьи передается от отца к сыну, и только мужчинам разрешается проводить ритуалы Славы. [ 18 ] После замужества женщины обычно принимают покровителя своего супруга, хотя нередко они продолжают также прославлять святого своей родной семьи (в этом случае второстепенный покровитель известен как преслава ). [ 2 ] Близкие друзья и родственники собираются дома на ритуальный пир. Несмотря на то, что это религиозная церемония с целью почитания святых, цель празднования семьи заключается в «хорошем здоровье живых», а также в «всеобщей памяти о душах ушедших членов семьи». [ 2 ] Многие сербские общины (села, города, организации, политические партии, учреждения, компании, профессии) также чествуют своего покровителя . Например, город Белград празднует Вознесение Иисуса Христа как свой престольный праздник. [ 19 ]

Празднование Славы включает в себя аспекты языческих традиций с минимальным участием священнослужителей . [ 8 ] Ритуальные блюда, которые готовятся к празднику, - это славский колач (или просто колач ), ритуальный хлеб, и колживо (или жито ), блюдо из измельченной вареной пшеницы, подслащенной, а иногда и смешанной с измельченными грецкими орехами. [ 2 ] [ 20 ] Гвоздем праздника также является свеча из пчелиного воска с изображением святого. [ 20 ]

Перед славой дом освящает священник в окружении членов семьи. Это делается перед иконой святого и зажженной свечой, при которой священник читает молитву. Затем каждую комнату в доме окропляют святой водой вместе с членами семьи, каждого из которых называют и желают доброго здоровья. [ 2 ]

Верх колача украшен христианским крестом , голубем мира и другими символами. Колач символизирует тело Иисуса , а вино, с которым его едят, представляет его кровь. [ 21 ] Приходской священник дома или в церкви освящает колач вином; после этого хозяин дома разрезает его на четыре части и переворачивает разрезанной стороной вверх. Далее его разрезают на куски другие члены семьи, а также старшие или самые важные гости, в общей сложности три раза. [ 22 ] В других традициях гости «ломают» хлеб после ритуального переворачивания. [ 2 ] [ 20 ] Колживо (ср . — символ Воскресения Христова «если зерно не умрёт…» в Евангелии ) и причащается в память об усопших (усопших членах семьи). [ 2 ] Трижды надрезанный хлеб является символом Святой Троицы . [ 8 ]

Остальная часть застолья состоит из трапезы, содержание которой зависит от того, приходится ли празднование на период поста . Во время поста ( поста ) в трапезе не должно быть мяса, а только морепродукты ( песко-веган ). [ 20 ] Вне периода поста эти ограничения не применяются, и Слава считается мрисной . Таким образом, в просторечии славы могут называться посна или мрисна . [ 2 ] Употребляются также приготовленные соответствующим образом сладости. Алкоголь подается взрослым. [ 20 ]

Наиболее распространенными праздниками являются Св. Николай ( Николдан , 19 декабря), Св. Георгий ( Дурджевдан , 6 мая), Св. Иоанна Крестителя ( Йовандждан , 20 января), Св. Димитрия ( Митровдан , 8 ноября), Св. Михаила ( Аранжеловдан , 21 ноября) и Святого Саввы ( Савиндан , 27 января). Даты указаны по григорианскому календарю . Сербская Православная Церковь использует юлианский календарь .

См. также

[ редактировать ]

Аннотации

[ редактировать ]
  • Кришна слава (Кришна слава, «крещеная Слава ») и Кришна име (Кришно име, «крещеное имя»)
  1. ^ Никола Ф., Пакович (2015). «Слава или христианское имя среди сербов». Вестник Этнографического института САНУ . LXIII : 128.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Монтгомери, Дэвид В. (2018). Повседневная жизнь на Балканах . Издательство Университета Индианы. стр. 291–292. ISBN  978-0-25303-820-3 .
  3. ^ Сербский мир . Том. 3–4. Издательская корпорация Невен. 1982. с. 5.
  4. ^ Jump up to: а б А. П. Власто (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Архив Кубка. стр. 223–. ISBN  978-0-521-07459-9 .
  5. ^ Jump up to: а б Народное искусство Югославии: доклады, представленные на симпозиуме, Питтсбург, Пенсильвания, март 1977 г. Университет Дюкен, Институт народного искусства Тамбурицанс. 1976. с. 41 .
  6. ^ Народная культура: Народная культура и великие традиции . Институт востоковедения и орисских исследований. 1983. с. 113.
  7. ^ Петко Христов, Использование праздников в пропагандистских целях: «Сербская» Слава и/или «болгарский» Сабор Петко Христов, Этнология Балканика, ЛИТ Верлаг, 2002, Выпуск № 06, стр. 79: И здесь мы полностью согласны с вывод Миленко Филиповича о том, что тезисы о славе, службе или крастном времени были чисто сербской чертой, был «...заблуждением романтических и патриотических граждан и представителей тех кругов, которые были писателями», заблуждением, которое …je samo srpstvo imalo više štete, nego koristi» [«Сербский народ понес больше потерь, чем выгод/преимуществ»]. (Филипович М., 1985; 152). Хотя кое-где в научных публикациях, и особенно в популярных книгах, даже в официальных публикациях Сербской Восточной Православной Церкви, повторяются некоторые из этих романтических заблуждений о славе как маркере этнической идентификации сербов, серьезные ученые дают интерпретацию слава М.Филипович, В.Чайканович, П.Влахович, Н.Пантелич, С.Зечевич, Д.Бандич отмечают преимущественно аграрные и интегративные функции совокупности обрядов и ритуалов, объединенных под названием слава, и ее связь с культом предков.
  8. ^ Jump up to: а б с Милонас, Христос (2003). Основы сербского православия: поиск вечной идентичности . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 56–57. ISBN  978-9-63924-161-9 .
  9. ^ «Постоянная делегация Сербии при ЮНЕСКО – Париж» . www.unesco-paris.mfa.gov.rs . Проверено 16 июня 2021 г.
  10. ^ "Слава, празднование дня покровителя семьи" . Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО .
  11. ^ Jump up to: а б с Петко Христов, Использование праздников в пропагандистских целях: «сербская» Слава и/или «болгарский» Сабор в Ethnologia Balkanica . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 69–80. GGKEY:ES2RY3RRUDS.
  12. ^ Селия Джейс Фаликов (1991). Семейные переходы: преемственность и изменения на протяжении жизненного цикла . Нью-Йорк : Гилфорд Пресс. п. 219. ИСБН  978-0-89862-484-7 .
  13. ^ Михаил Борисович Петрович; Джоэл Халперн (1980). «Сербы» . В Стефане Тернстреме; Анна Орлова; Оскар Хэндлин (ред.). Гарвардская энциклопедия американских этнических групп (2-е изд.). Издательство Гарвардского университета . п. 925 . ISBN  978-0-674-37512-3 .
  14. ^ Мишур, Иво (2018). «Изменчивость Кришна Славы у хорватов-католиков в долине Неретвы» . Этнология Далматика . 25 .
  15. ^ «крещенская слава» . Хорватская энциклопедия (на хорватском языке). Лексикографический институт Мирослава Крлежа. 2021 . Проверено 17 апреля 2022 г.
  16. ^ Мишур, Иво (2022). «Запреты Кришны Славы среди католиков в Герцеговине (резюме)» . Этнология Далматика . 29 .
  17. ^ Макдональд, Гордон К. (1973). «Справочник по районам Югославии» . Брошюра . Типография правительства США: 208. ISSN   0892-8541 .
  18. ^ Казер, Карл (2012). Домохозяйство и семья на Балканах: два десятилетия исторических исследований семьи в Университете Граца . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 72. ИСБН  978-3-64350-406-7 .
  19. ^ «Вознесение Иисуса – покровитель города Белграда и Вознесенской церкви» . spc.rs. ​Сербская Православная Церковь. 14 июня 2013 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Герцевич, Срджан (28 ноября 2016 г.). «Слава: хюгге в сербском стиле» . Балканский взгляд .
  21. ^ «Славский колач» . Стиль Магазин . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года.
  22. ^ «Ла Слава, празднование праздника покровителя семьи» . ich.unesco.org . Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 468efe91776b9c7cbf9fb3d8443303f9__1722929880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/f9/468efe91776b9c7cbf9fb3d8443303f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Slava (tradition) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)