Slava (tradition)
Slava Слава | |
---|---|
Слава приготовился к почитанию святых | |
Наблюдается | Сербские православные христиане |
Значение | Почитание покровителя семьи |
Обряды | Церковные службы , семейные и другие общественные мероприятия |
Slava | |
---|---|
![]() Слава готовился к почитанию Иоанна Предтечи | |
Страна | Сербия |
Домены | Ритуал, Праздник, Религиозная практика |
Ссылка | 01010 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2014 г. (9-я сессия) |
Список | Нематериальное культурное наследие человечества |
Часть серии о |
сербы |
---|
![]() |
Slava ( Serbian : Слава , lit. 'Celebration', произносится [ˈslâʋa] ) — ежегодная семейная церемония почитания своего святого покровителя . Обряд встречается в основном среди православных сербов .
Хотя ее происхождение неизвестно, эта старая традиция является важным этническим маркером сербской идентичности . Это дань уважения первому предку семьи по мужской линии, принявшему христианство, и его главенствующему святому. святого Семья ежегодно празднует Славу в день . В 2014 году он был внесен в списки нематериального культурного наследия Сербии ЮНЕСКО .
Славский колач , также известный как просто колач , — это ритуальный хлеб, который часто готовят во время празднования Славы.
История
[ редактировать ]Происхождение тезисов
[ редактировать ]
Сербские историки считают, что записи о Славе среди сербов можно проследить как минимум до 1018 года. [ 1 ] Однако истинное происхождение Славы неизвестно. По одной из гипотез, Слава берет свое начало из греческих и римских культа героев. Сторонники греческой гипотезы указывают на этимологию, заключающуюся в том, что сербское слово, обозначающее пшеницу, koljivo , незаменимый элемент Славы, происходит от греческого термина, обозначающего получение пшеницы, koliva . Сторонники римской гипотезы указывают на тот факт, что обычаи славян имитируют римские формы празднования, включая преломление хлеба и поджаривание. [ 2 ] Другая гипотеза утверждает, что Слава берет свое начало в средневековой Сербии и связана со Святым Саввой , первым архиепископом сербов . Есть указания на то, что институт Славы в Сербской Православной Церкви восходит к святому Савве, что «в своем понимании и тактичном подходе к сербской народной религии» он «похоже, нашел компромиссную формулу, удовлетворяющую как языческой традиции своего народа, так и требования богословия». [ 3 ] Слава — это переосмысление сербского языческого обряда: [ 4 ] предок-защитник стал христианским святым, [ 5 ] часто святой Николай , [ 4 ] при этом языческий обряд был сокращен из многих религиозных элементов и частых церемоний и стал общественным мероприятием с ежегодными встречами семьи и друзей. [ 5 ] [ 6 ]
В научной литературе существует дискуссия об историческом и этнологическом происхождении славян, которая не завершена. По мнению некоторых сербских исследователей, «тезис о том, что Слава является сербским этническим идентификационным маркером, является просто заблуждением романтически-патриотических граждан». [ 7 ]
Современный
[ редактировать ]Возросшая эффективная географическая мобильность, вызванная после Второй мировой войны урбанизацией ранее высокоаграрного общества, в сочетании с подавлением сербских православных традиций при коммунистическом правлении, сделала некоторые аспекты обычая более смягченными. В частности, во второй половине 20-го века стало обычным явлением традиционные патриархальные семьи, разделенные большими расстояниями, поэтому по необходимости Славу иногда праздновали в нескольких местах члены одной и той же семьи .
Хотя в коммунистический период «Слава» сохраняла некоторую популярность среди широких масс, посткоммунистическое возрождение сербских православных традиций привело к ее возрождению. Он признан отчетливо (если не исключительно) сербским обычаем, и сегодня несоблюдающие христиане или даже атеисты довольно часто отмечают его в той или иной форме как наследственный семейный праздник и знак этнокультурной идентификации.
Этот обычай также полезен в генеалогических исследованиях как индикатор родственных отношений между семьями, например, при прослеживании своей семьи до определенного региона. Оно «становится одновременно символом национального и духовного родства и основным выражением сербской космологии, посредством чего диалектика временной, физической и духовной непрерывности сходится в обоснованные представления о культурной и социальной реальности, воспроизводимые на повторяющихся (ежегодных) основе. [ 8 ]
он был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Сербии В ноябре 2014 года . [ 9 ] [ 10 ]
Практикующие группы
[ редактировать ]Эта традиция является важным этническим маркером сербской идентичности . [ 11 ] Лозунг: Gde je slava, tu je Srbin ( Где есть Слава, там есть серб , букв. « Gde je slava, tu je Srbin » в качестве сербского национального идентификатора ) был поднят Милошем Милоевичем после его поездки в Косово и Метохия в 1871–1877 гг. [ 11 ] Сербы обычно считают Славу своим самым значительным и торжественным праздником . [ 12 ] Традиция также очень хорошо сохранилась среди сербской диаспоры . [ 13 ]
Помимо нынешней Сербии, Славу обычно празднуют среди этнических сербов, живущих в соседних Хорватии, Боснии и Черногории. Несмотря на то, что эта традиция неразрывно связана с сербским православным христианством, она также практикуется в меньшей степени среди некоторых католических и мусульманских национальностей в регионе, иногда среди хорватов . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] а также католики из Которского залива и Горани, живущие на территории современного южного Косово. [ нужна ссылка ] Кроме того, подобную традицию можно найти в Западной Болгарии и Северной Македонии, а также у некоторых валахов и арумын . [ 11 ]
Обычаи и праздник
[ редактировать ]
Слава — это ежегодная семейная церемония почитания своего святого покровителя. [ 17 ] Это дань уважения первому предку семьи, принявшему христианство, и его главенствующему святому. [ 2 ] Святой покровитель семьи передается от отца к сыну, и только мужчинам разрешается проводить ритуалы Славы. [ 18 ] После замужества женщины обычно принимают покровителя своего супруга, хотя нередко они продолжают также прославлять святого своей родной семьи (в этом случае второстепенный покровитель известен как преслава ). [ 2 ] Близкие друзья и родственники собираются дома на ритуальный пир. Несмотря на то, что это религиозная церемония с целью почитания святых, цель празднования семьи заключается в «хорошем здоровье живых», а также в «всеобщей памяти о душах ушедших членов семьи». [ 2 ] Многие сербские общины (села, города, организации, политические партии, учреждения, компании, профессии) также чествуют своего покровителя . Например, город Белград празднует Вознесение Иисуса Христа как свой престольный праздник. [ 19 ]
Празднование Славы включает в себя аспекты языческих традиций с минимальным участием священнослужителей . [ 8 ] Ритуальные блюда, которые готовятся к празднику, - это славский колач (или просто колач ), ритуальный хлеб, и колживо (или жито ), блюдо из измельченной вареной пшеницы, подслащенной, а иногда и смешанной с измельченными грецкими орехами. [ 2 ] [ 20 ] Гвоздем праздника также является свеча из пчелиного воска с изображением святого. [ 20 ]
Перед славой дом освящает священник в окружении членов семьи. Это делается перед иконой святого и зажженной свечой, при которой священник читает молитву. Затем каждую комнату в доме окропляют святой водой вместе с членами семьи, каждого из которых называют и желают доброго здоровья. [ 2 ]
Верх колача украшен христианским крестом , голубем мира и другими символами. Колач символизирует тело Иисуса , а вино, с которым его едят, представляет его кровь. [ 21 ] Приходской священник дома или в церкви освящает колач вином; после этого хозяин дома разрезает его на четыре части и переворачивает разрезанной стороной вверх. Далее его разрезают на куски другие члены семьи, а также старшие или самые важные гости, в общей сложности три раза. [ 22 ] В других традициях гости «ломают» хлеб после ритуального переворачивания. [ 2 ] [ 20 ] Колживо (ср . — символ Воскресения Христова «если зерно не умрёт…» в Евангелии ) и причащается в память об усопших (усопших членах семьи). [ 2 ] Трижды надрезанный хлеб является символом Святой Троицы . [ 8 ]
Остальная часть застолья состоит из трапезы, содержание которой зависит от того, приходится ли празднование на период поста . Во время поста ( поста ) в трапезе не должно быть мяса, а только морепродукты ( песко-веган ). [ 20 ] Вне периода поста эти ограничения не применяются, и Слава считается мрисной . Таким образом, в просторечии славы могут называться посна или мрисна . [ 2 ] Употребляются также приготовленные соответствующим образом сладости. Алкоголь подается взрослым. [ 20 ]
Наиболее распространенными праздниками являются Св. Николай ( Николдан , 19 декабря), Св. Георгий ( Дурджевдан , 6 мая), Св. Иоанна Крестителя ( Йовандждан , 20 января), Св. Димитрия ( Митровдан , 8 ноября), Св. Михаила ( Аранжеловдан , 21 ноября) и Святого Саввы ( Савиндан , 27 января). Даты указаны по григорианскому календарю . Сербская Православная Церковь использует юлианский календарь .
-
Славский колач — хлеб, играющий важную роль в праздновании Славы.
-
Пшеница
-
Зерно
-
Слава свеча
См. также
[ редактировать ]Аннотации
[ редактировать ]- Кришна слава (Кришна слава, «крещеная Слава ») и Кришна име (Кришно име, «крещеное имя»)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Никола Ф., Пакович (2015). «Слава или христианское имя среди сербов». Вестник Этнографического института САНУ . LXIII : 128.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Монтгомери, Дэвид В. (2018). Повседневная жизнь на Балканах . Издательство Университета Индианы. стр. 291–292. ISBN 978-0-25303-820-3 .
- ^ Сербский мир . Том. 3–4. Издательская корпорация Невен. 1982. с. 5.
- ^ Jump up to: а б А. П. Власто (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Архив Кубка. стр. 223–. ISBN 978-0-521-07459-9 .
- ^ Jump up to: а б Народное искусство Югославии: доклады, представленные на симпозиуме, Питтсбург, Пенсильвания, март 1977 г. Университет Дюкен, Институт народного искусства Тамбурицанс. 1976. с. 41 .
- ^ Народная культура: Народная культура и великие традиции . Институт востоковедения и орисских исследований. 1983. с. 113.
- ^ Петко Христов, Использование праздников в пропагандистских целях: «Сербская» Слава и/или «болгарский» Сабор Петко Христов, Этнология Балканика, ЛИТ Верлаг, 2002, Выпуск № 06, стр. 79: И здесь мы полностью согласны с вывод Миленко Филиповича о том, что тезисы о славе, службе или крастном времени были чисто сербской чертой, был «...заблуждением романтических и патриотических граждан и представителей тех кругов, которые были писателями», заблуждением, которое …je samo srpstvo imalo više štete, nego koristi» [«Сербский народ понес больше потерь, чем выгод/преимуществ»]. (Филипович М., 1985; 152). Хотя кое-где в научных публикациях, и особенно в популярных книгах, даже в официальных публикациях Сербской Восточной Православной Церкви, повторяются некоторые из этих романтических заблуждений о славе как маркере этнической идентификации сербов, серьезные ученые дают интерпретацию слава М.Филипович, В.Чайканович, П.Влахович, Н.Пантелич, С.Зечевич, Д.Бандич отмечают преимущественно аграрные и интегративные функции совокупности обрядов и ритуалов, объединенных под названием слава, и ее связь с культом предков.
- ^ Jump up to: а б с Милонас, Христос (2003). Основы сербского православия: поиск вечной идентичности . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 56–57. ISBN 978-9-63924-161-9 .
- ^ «Постоянная делегация Сербии при ЮНЕСКО – Париж» . www.unesco-paris.mfa.gov.rs . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ "Слава, празднование дня покровителя семьи" . Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО .
- ^ Jump up to: а б с Петко Христов, Использование праздников в пропагандистских целях: «сербская» Слава и/или «болгарский» Сабор в Ethnologia Balkanica . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 69–80. GGKEY:ES2RY3RRUDS.
- ^ Селия Джейс Фаликов (1991). Семейные переходы: преемственность и изменения на протяжении жизненного цикла . Нью-Йорк : Гилфорд Пресс. п. 219. ИСБН 978-0-89862-484-7 .
- ^ Михаил Борисович Петрович; Джоэл Халперн (1980). «Сербы» . В Стефане Тернстреме; Анна Орлова; Оскар Хэндлин (ред.). Гарвардская энциклопедия американских этнических групп (2-е изд.). Издательство Гарвардского университета . п. 925 . ISBN 978-0-674-37512-3 .
- ^ Мишур, Иво (2018). «Изменчивость Кришна Славы у хорватов-католиков в долине Неретвы» . Этнология Далматика . 25 .
- ^ «крещенская слава» . Хорватская энциклопедия (на хорватском языке). Лексикографический институт Мирослава Крлежа. 2021 . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Мишур, Иво (2022). «Запреты Кришны Славы среди католиков в Герцеговине (резюме)» . Этнология Далматика . 29 .
- ^ Макдональд, Гордон К. (1973). «Справочник по районам Югославии» . Брошюра . Типография правительства США: 208. ISSN 0892-8541 .
- ^ Казер, Карл (2012). Домохозяйство и семья на Балканах: два десятилетия исторических исследований семьи в Университете Граца . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 72. ИСБН 978-3-64350-406-7 .
- ^ «Вознесение Иисуса – покровитель города Белграда и Вознесенской церкви» . spc.rs. Сербская Православная Церковь. 14 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Герцевич, Срджан (28 ноября 2016 г.). «Слава: хюгге в сербском стиле» . Балканский взгляд .
- ^ «Славский колач» . Стиль Магазин . Архивировано из оригинала 2 октября 2017 года.
- ^ «Ла Слава, празднование праздника покровителя семьи» . ich.unesco.org . Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хризостом Войнович (2003). Сербская слава или христианское имя . Вспышка. ISBN 9788684541026 .
- Jovan Todorovich (1978). Serbian Patron Saint (Krsna Slava) .
- Дмитрий Кики Попадич (1999). Кришна Слава среди сербов: аргументы в пользу контекстуальной реинтерпретации . Фуллеровская духовная семинария.
- Любисав Милосавлевич, изд. (2005). Хозяин, с Крещением . ИТТ Национальный. ISBN 978-86-85233-37-1 .
- Милан Т. Вукович (1972). Народные обычаи, поверья и пословицы у сербов .
- Krsto Milovanović (1997). Slave . Narodno delo. ISBN 9788671191197 .
- Миля Неделькович (1991). Слава сербам . Вук Караджич. ISBN 9788630703256 .
- Братислав Грубачич; Момир Томич (1988). Сербские праздники: народные обычаи и поверья, народные песни и тосты, славянские блюда и напитки . Литера. ISBN 9788674670026 .
- Дмитрий М. Калезич (2000). Крещенская слава у сербов . Народная книга – Альфа .
- Влахович, П. (1998). Прославление Христа и его роль в семейной и общественной жизни сербов. V: Этнокультурная коллекция. Кндж. IV, Сврлиг, 23–32.
- Чайканович, Веселин. «Миф и религия у сербов». Сербская литературная ассоциация 443 (1973): 128–153.
- Васич, М. (1985). Слава – имя Христово. в: О крестильном имени - хрестоматия. Белград: Просвета, 218–219.
- Раденкович, ЛР (2013). Слава: Сербский семейный праздник. Труды Матицы Сербской по славистике, (84), 9-23.
- Павкович, Никола Ф. (2015). «День славы или покровителя у сербов» (PDF) . Вестник Этнографического института САНУ . 63 (1): 123–145. дои : 10.2298/GEI1501123P .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Ранкович, Любомир. «Кришна Слава» (на сербском языке). Освящение. Архивировано из оригинала 7 мая 2015 г.
- «Сербские семьи чтят своих святых праздником Славы» . Би-би-си. 3 марта 2013 г.
- Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия (ноябрь 2014 г.). «Слава» . Номинационный файл №. № 01010 о включении в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2014 году . Париж, Франция: ЮНЕСКО.
- Питание
- Сербская Православная Церковь
- Культура Сербии
- Сербские традиции
- Общество Сербии
- Христианская культура
- Восточно-православная христианская культура
- славянская культура
- Славянские праздники
- Святые покровители
- Дни святых
- Религиозная еда и напитки
- Сербские традиции
- сербская генеалогия
- Сербские слова и фразы
- Обеденные мероприятия
- Культурная история Сербии
- Нематериальное культурное наследие человечества
- Культурное наследие Сербии
- Охраняемые памятники культуры
- Памятники и мемориалы в Сербии