Jump to content

Стечак

(Перенаправлено со Стеччи )
Стечак
Хотя двускатная форма с плиточным постаментом и не является самой распространенной формой стечаков (9%), они, как правило, наиболее искусно и богато украшены.
Официальное название Средневековые надгробные кладбища Стеччи
Тип Культурный
Критерии III, VI
Назначен 2016 г. (40-я сессия )
Справочный номер. 1504
Область Европа и Северная Америка
Стеччи в Радимля некрополе

Стечак (множественное число stećci ; кириллица стећак, стећци) — название монументальных средневековых надгробий , разбросанных по Боснии и Герцеговине , а также пограничным частям Хорватии , Черногории и Сербии . По оценкам, 60 000 находятся в пределах границ современной Боснии и Герцеговины, а остальные 10 000 находятся на территории сегодняшней Хорватии (4 400), Черногории (3 500) и Сербии (2 100), в более чем 3 300 с лишним местах с более чем 90% в плохом состоянии. [ 1 ] [ 2 ] Они вырезаны в различных узнаваемых формах стечаков , причем определенный процент из них богато украшен, а некоторые отдельные стечи также содержат надписи в виде эпитафий .

Появившись в середине XII века, а первая фаза приходится на XIII век, обычай вырезания и использования надгробий стеччи достиг своего пика в XIV и XV веках, а затем был прекращен в самом начале XVI века во время османского завоевания Боснии и Боснии. Герцеговина . [ 1 ] Они были общей традицией среди последователей боснийской , католической и православной церкви. [ 3 ] и использовались как славянским , так и валахским населением. [ 4 ] [ 5 ]

На территории Боснии и Герцеговины все найденные отдельные лица и стеччи, сгруппированные в некрополях, считаются недвижимым наследием, и большинство из них уже внесено в один из списков Комиссии по сохранению национальных памятников , будь то в Список национальных памятников , Предварительный список или в список петиций. Стеччи также внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . с 2016 года, включая около 4000 отдельных монолитов, сгруппированных в некрополях в 28 местах, из которых 20 в Боснии и Герцеговине, два в Хорватии, три в Черногории и три в Сербии [ 6 ] [ 7 ] Одна из наиболее хорошо сохранившихся коллекций этих надгробий находится в Радимле , к западу от Столаца в Боснии и Герцеговине. [ 2 ] в то время как Згошча Стечак является одним из наиболее представительных отдельных образцов стечака с точки зрения его размера, художественной обработки и орнамента. [ 8 ]

Этимология

[ редактировать ]

Само слово представляет собой сокращенную форму более старого слова * stojećak , которое происходит от южнославянского глагола stajati (англ. стоять ). [ 9 ] Буквально это означает «высокий, стоящий предмет». [ 10 ] В Герцеговине их также называют mašeti / mašete (итальянское Massetto означает «большой камень», или турецкое meşhet / mešhed означает «надгробие павшего героя»). [ номер 1 ] ), в Центральной и Западной Боснии как mramori / mramorje / mramorovi (мрамор), а в Сербии и Черногории как usađenik (имплантация). В надписях стеччи они называются билиг (знак), камен билиг (каменный знак), кам / ками / камен (камень), храм (святыня), зламен (знак), куча (дом), рака (яма), греб /гроб (могила). [ 11 ] [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] В лекционарии 1495 года они записаны как камы (камень). [ 14 ] [ 15 ]

Хотя название стечак предназначено для обозначения высоких монолитных стоячих камней (т.е. формы сандук и слеменяк ), в 20 веке слово стечак было принято в науке как общий термин, в том числе и для пластинчатых надгробий (т.е. плоче ). [ 9 ] [ 16 ] Первоначальное упоминание самого слова стечак неясно и, по-видимому, является современным изобретением, поскольку его можно проследить только из заметки Ивана Кукульевича Сакчинского 1851 года: [ 17 ] словарь Вука Караджича простолюдины 1852 г. (в первом издании 1812 г. этого термина не существовало), хотя он и противоречил сам себе, поскольку загвоздские называли их старовирско («староверными»), [ 18 ] словарь Богослава Шулека 1860 г. и т. д., [ 19 ] в то время как академические словари упоминают его только с 1956/58 года. [ 20 ] Считается, что этот термин обычно использовался в Восточной Герцеговине и в районе Старого Влаха в Сербии. [ 18 ] До самого начала 20 века в терминологии наблюдались разногласия, и некоторые ученые предлагали общие термины, такие как надгробни бильези (надгробные знаки) и мраморье (мрамор). более подходящие [ 9 ]

Термин стечак редко встречается в региональных диалектах и ​​не имеет этиологического значения. [ 10 ] и семантически неверно и противоречиво, поскольку оно происходит от глагола «стоять», при этом заложен преимущественно тип груди, к которому оно относится, а другой подтип столбов и крестов — преимущественно вертикальный; этот прямостоячий или стоячий подтип не составляет даже 5% от общего числа стеччи; в оригинальных надписях стеччи их чаще всего называют ками (что означает «камень» независимо от формы), поэтому некоторые ученые предложили термин камик (мн.ч. kamici ) для всех форм надгробий, в то время как стечак будет означать только вертикальное под-надгробие. тип. [ 21 ] Термин «камик» более близок к первоначальному значению и иногда используется вместо «стечак» в профессиональной литературе. [ 22 ]

Народные названия территории Стеччи или кладбища демонстрируют уважение и восхищение их размерами, возрастом или изображениями: Дивско гробле (Кладбище великанов), Машете (большие камни), Мрамори / Мраморье (мраморные блоки), Грчко гробле (Православное кладбище), Турско гробле. (мусульманское кладбище), Каурско гробле ( Гяура ). кладбище [ 23 ] [ 6 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Определение

[ редактировать ]

Они характерны для территории современной Герцеговины , центральной Боснии и Подринье в Боснии и Герцеговине, Далмации в Хорватии , а также незначительных частей Черногории , Косово , Западной Сербии , Северо-Западной Боснии и Хорватии ( Лика и Славония) . [ 24 ] ). [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

Стеччи описываются как горизонтальные и вертикальные надгробия, сделанные из камня, с плоской или двускатной поверхностью, с постаментом или без него. [ 28 ] [ 25 ] Общая классификация была установлена ​​Дмитрием Сергеевским в 1952 году, который разделил их на лежачие стеччи и стоячие стеччи. [ 29 ] Систематизация стеччи в настоящее время не завершена. По мнению Шефика Бешлагича , существует семь основных форм: плита, сундук, сундук с постаментом, конек/фронтон, конек/фронтон с постаментом, столб и крест; [ 21 ] в то время как, по словам Дубравко Ловреновича девять типов , в Радимле : плита, плита с постаментом, сундук, сундук с постаментом, высокий сундук, высокий сундук с постаментом, саркофаг (т.е. конек / фронтон), саркофаг с постаментом, крестообразный. [ 29 ]

Например, в Боснии и Герцеговине, по данным ЮНЕСКО, «выявлено около 40 000 сундуков, 13 000 плит, 5 500 остроконечных надгробий, 2 500 столбов/обелисков, 300 крестообразных надгробий и около 300 надгробий неопределенной формы. Из них более 5 000 медведей резные украшения». [ 13 ]

Хронология, установленная Марианом Венцелем, предполагает, что они произошли от пластинчатых надгробий , самое старое из которых датируется 1220 годом (первые, вероятно, были установлены где-то в середине XII века). [ 1 ] ), монументальные появились где-то около 1360 года, с визуальными изображениями — около 1435–1477 годов, а общее производство закончилось примерно в 1505 году. [ 30 ] [ 31 ] Однако некоторые считают, что это продолжалось до конца 16 века, а редкие примеры продолжались до 18 века. [ 32 ] Стеччи в форме сундука ( сандук ) и коньково-седельной крыши ( sljemenjak ), по-видимому, появились не ранее середины или конца XIV века (1353-1477 гг.). [ 33 ] ), а остальные две основные формы — вертикальный столб ( ступ ) и крест ( крстача / крижина ) — не ранее середины 15 века. В последнем случае вертикальные или стоячие формы могли находиться под влиянием нишана вертикальных монолитных камней на вершине мусульманских (турецких) могил – в течение переходного периода от стечака к нишану , который возник уже к концу XIV век в завоеванных частях Македонии и Сербии. [ 25 ] [ 34 ] Эта форма преимущественно встречается в Сербии и Восточной Боснии. [ 32 ]

Начальная стадия их развития, которая включала простые лежачие плиты или плиты, не характерна для этого региона, но имеет широкое западно-средиземноморское происхождение, и поэтому термин стечак (подразумевающий форму сундука и гребня) вводит в заблуждение для всех надгробий. формы. Плиты были типичны для своего рода захоронений в Западно-Средиземноморском мире XIV и XV веков, имевших на Балканах особый метод изготовления и орнаментации, адаптированный в соответствии с навыками каменной кладки и микросредой. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Первоначально они изготавливались феодальной знатью, которая хотела утвердить личный престиж и власть, иногда также украшались их гербом. [ 37 ] в то время как позже эта традиция была подхвачена и принята другими социальными классами, такими как валахи , которые пережили социально-экономический рост и почти исключительно построили их с середины 15 века. [ 38 ] [ 39 ]

Украшения

[ редактировать ]

«Я долго лежал здесь и еще долго буду лежать»; «Я родился в великой радости и умер в великой печали»; «Я был никем тогда, я никто и сейчас»; «Ты будешь как я, и я не смогу быть таким, как ты»; «Да будет проклят тот, кто опрокинет этот камень»

— Несколько переведенных примеров надписей. [ 40 ] [ 41 ]

Фракция стеччи (384 [ 42 ] ) несут надписи, преимущественно кириллицей , некоторые глаголицей и латиницей . Наблюдаемый штокавский диалект сербско-хорватского языка имеет некоторые архаичные фразы, в основном характеризующиеся икавским, а ближе к концу - икавско-ижекавским ят- рефлексом. [ 43 ] [ 44 ] Надписи можно условно разделить на следующие: религиозные фразы, описания героической смерти, сведения об умершем, сведения о родственниках умершего и обстоятельствах его смерти, сведения только с личным именем (иногда с именем ученика кузнеца) и моральный (или религиозный) урок. [ 45 ] Последние по большей части являются наглыми напоминаниями о мудрости и смертности, передают страх смерти, больше беспокойства, чем покоя. [ 40 ]

Наиболее примечательной особенностью являются их декоративные мотивы, условно разделенные на шесть дополняющих друг друга групп: социальные символы, религиозные символы, изображения посмертных коло , фигурные изображения, четкие орнаменты и неклассифицированные мотивы (в основном символические, геометрические или поврежденные). [ 46 ] Многие из них остаются загадочными и по сей день; спирали , аркады, розетки , листья винограда и винограда , лилия , звезды (часто шестиконечные) и полумесяцы Среди появляющиеся изображения - . Фигуральные изображения включают процессии оленей , лошадей , танцы коло, охоту , рыцарские турниры и, самое известное, изображение человека с поднятой правой рукой, возможно, в жесте верности . [ 31 ] [ 47 ]

Ряд визуальных изображений на надгробиях нельзя упрощенно интерпретировать как реальные сцены из жизни, и символические объяснения до сих пор рассматриваются наукой. [ 48 ] Щит на надгробиях, обычно с перекладиной, полумесяцем и звездой, не может быть гербом, как и стилизованная лилия не может использоваться в геральдическом смысле. На одном стечаке изображен привязанный лев, а над ним крылатый дракон. В 1979 году историк Хаджияхич отметил, что всадники не ездят с поводьями , однако (если они не охотятся) их руки свободны и направлены к небу, что подразумевает возможное культовое значение. [ 49 ] В 1985 году Майя Милетич отметила символический и религиозный характер сцен стечака. [ 50 ] Все «сцены из жизни» считаются частью обряда. [ 51 ] Некоторые ученые пришли к выводу, что эти мотивы, а также традиция посмертного культа демонстрируют смешение романизированных традиций иллирийцев и ранних славян с христианством. [ 52 ] [ 53 ] Алоиз Бенак отмечал, что изображения единственной лошади со змеей, а также единственного оленя с птицей символизируют уходящую в потусторонний мир душу умершего, изображения которой напоминают найденные на иаподских артефактах. [ 54 ] Иллирийский бог Медавр описывается верхом на коне и с копьем в руках. [ 55 ]

Сакральный мотив оленей считается палеобалканским и дохристианским происхождением.

Из всех животных наиболее представлен олень, который в основном встречается на стечках в Герцеговине. [ 56 ] По мнению Драгослава Срейовича , распространение христианства не привело к исчезновению старого культа и веры в священного оленя. [ 57 ] Венцель считал, что оно привело умершего в загробный мир . [ 48 ] Историк Шефик Бешлагич синтезировал изображения оленей: иногда в сопровождении птицы (часто на спине или рогах), креста или лилии, часто изображаются серии оленей или ланей, а также с луком и стрелами, собакой и охотником (ами). с копьем или мечом (часто на коне). Это показано в сценах охоты, а также в некоторых процессиях коло, возглавляемых человеком, едущим на олене. [ 58 ] Есть сцены, где олени спокойно приближаются к охотнику, или олени огромных размеров и с редкими рогами. [ 50 ] Большинство изображений «охоты на оленей» обращено на запад , что имело символическое значение смерти и потустороннего мира. В многочисленных сценах охоты ранен только один олень (стечак имеет некоторые аномалии), что указывает на нереалистичный смысл. В римском и парфяно - сасанидском искусстве преследуемые животные смертельно ранены, причем олень — лишь один из многих, тогда как на стеччах — единственное охотящееся животное. [ 59 ]

Две стеччи с мотивами коло

Мотивы коло ( всего 132 [ 60 ] ) шествие вместе с оленями и его специфическое направление танца, хотя и не всегда легко определяемое, показывают, что это танец смертный по сравнению с веселым. В Восточной Боснии и Герцеговине так называемое Льеленово коло . [ номер 2 ] с джелен местным названием (олень) , подразумевающим джеленово коло , танцуют, создавая ворота поднятой рукой, и главарь этих ворот пытается протащить через них всех танцоров коло, пока коло не запутается, после этого играет в противоположном направлении. направлении, пока коло не распутается. Его происхождение – погребальный ритуал, ведущий душу в иной мир и смысл обновления жизни. [ 51 ]

Полумесяц и звезда (звезды) - очень распространенный мотив на надгробиях стечаков.

Обширное региональное, но редкое (обычно только одно) распространение на кладбищах, в основном в центре или на каком-либо заметном месте, крестообразных стеччей ( крижине ), а также их почти исключительный орнамент в виде полумесяца и звезд могло указывать на могильную этикетку для специфическая (языческая) религиозная принадлежность. Символизм Луны и звезд (Солнца), часто встречающихся на них, можно проследить до сочетания языческих и христианских верований. [ 63 ] шестиконечная звезда символизирует Венеру (в славянской мифологии Даницу), а Луна может символизировать «астральный брак». [ 64 ] или даже митраизм , в котором существовала и старая маздакизм вера в то, что мертвое тело отправляется на Луну, а душа отправляется на Солнце, [ 65 ] а некоторые считали связь астральных символов с положением небесных тел в момент смерти. [ 66 ]

Их вырезал ковач / клесар (кузнец, каменщик; по латыни faber — «мастер»). [ 46 ] ), а надписи, вероятно, по образцу, были составлены диджаком / писарем (учеником, писцом). В настоящее время известны 33 личных имени каменщиков, среди которых наиболее известен Грубач, поскольку он был одновременно каменщиком и писцом. Он сделал четыре стеччи в Больюни и четыре стеччи в Опличичи возле Столаца . [ 67 ] Самым известным писцом был Семорад, который также работал в Столаце. Считается, что каменщики обучались этому ремеслу в Далмации и Рагузе, а жители глубинки учились у них. [ 68 ]

Стеччи в основном были вырезаны из огромных блоков, в основном из известняка . Наиболее значимым для кладбища было расположение вблизи карьера. Некоторые стеччи весили более 29 тонн , и предполагается, что их перевозили в повозке, запряженной лошадьми или волами, а самые тяжелые - в сочетании с санями и плоскими повозками. Их помещали прямо над ямой, часто по сторонам света с запада на восток, поэтому туда же помещали и умерших. По-видимому, это было связано с путем Солнца и имело важное значение для того, чтобы мертвые наблюдали за восходящим Солнцем. [ 69 ]

Стеччи в Боснии и Герцеговине можно условно разделить на две школы каменной кладки: герцеговскую (саркофаги с аркадами, фигуративными сценами, богатством мотивов) и восточно-боснийскую (саркофаги в форме шале, цветочные мотивы). [ 70 ] У первых были школы на территории Герцеговины, с центром в районе Столаца , в районе Требине и Билечи , Гацко и Невесинье . Четвертый цех находился в районе Коница , а пятый – в районе Лиштицы . Центр каменщиков в Западной Боснии находился между Купресом и Дувно , в Центральной Боснии — вокруг Травника , а в Восточной Боснии было четыре мастерских: одна между Кладаньем , Олово и Илияшем , вторая — вокруг Зворника , третья — в Людмере , четвертая — вокруг Рогатицы. . [ 71 ]

Слабый стечак на Чиста Велика

В Хорватии предположительно существовало две мастерские: одна в Чиста-Велике, а другая в Чепикуче. [ 68 ] Местной особенностью стеччи на территории вокруг реки Цетина в Хорватии является их редкая декоративность, из которых только 8-10% имеют простой декор. [ 72 ] [ 73 ] Монументы из верхней Цетины меньше по размеру и по типу и стилю соответствуют памятникам из Книна и Ливно , тогда как памятники из средней Цетины более монументальны. [ 74 ] В деревне Бителич были найдены специфические пластинчатые стеччи, украшенные идентичным геометрическим орнаментом, не встречающимся ни в Далмации , ни в Боснии и Герцеговине, однако по характеру орнамента и обработке поверхности считается возможной связь с несколькими памятниками возле церкви Св. Святой Петр в Никшиче , Черногория . [ 72 ] [ 75 ]

В Черногории они могли существовать вокруг Никшича , а также в Глиснице и Вашково в муниципалитете Плевля . По словам Бешлагича, в Сербии, похоже, не было конкретных центров, а каменщики прибывали из Боснии и Герцеговины. [ 68 ]

Источник

[ редактировать ]

Существуют разные и пока неубедительные теории об их культурно-художественной, религиозной и этнической принадлежности. [ 76 ] [ 5 ] Согласно общему тезису, особенно представленному Бешлагичем, стеччи представляют собой оригинальное боснийско-герцеговинское культурно-художественное средневековое явление. [ 77 ] Некоторые ученые, такие как Милован Гавацци (1978), исследовали гораздо более широкий контекст и рассматривали их связь с мегалитической традицией региона и Евразии доисторического и современного периодов. [ 78 ] Некоторые ученые считали, что форма сундука могла быть вдохновлена ​​романскими и готическими домами из прибрежных городов, а форма хребта - средневековым христианским саркофагом или местными боснийскими деревянными домами. [ 32 ] Согласно синтезу Ловреновича, он является частью более широкого западно-средиземноморского происхождения и принадлежности. [ 79 ] Установлено, что они связаны главным образом с горными местами, которые с течением времени опустели в результате миграций, вызванных новыми социальными событиями и османской оккупацией . [ 79 ]

С середины XIX века, в частности, диссертации Артура Эванса 1875 года , [ 80 ] [ 81 ] многие ученые, в том числе Александр Соловьев , Коста Хёрманн и Чиро Трухелка, первоначально утверждали, что они были связаны с происхождением Боснийской церкви , то есть богомилов или других дуалистических групп. [ 76 ] [ 31 ] Другие утверждали, что церковь на самом деле была основана монахами-францисканцами католической церкви . [ 82 ] Однако Бенац отметил, что стеччи не строились в Первой Болгарской империи и что в Центральной Боснии, где находились центры Королевства Боснии и Боснийской церкви , они были построены в меньшем количестве, а также в большем количестве стеччи в в плохом состоянии, но и старше. [ 83 ] Исключительные отношения между Стеччи и богомилами пропагандировались с конца 19 века по политическим и идеологическим причинам, например, Бени Каллаем и австро-венгерскими властями, которые продвигали постосманскую и панбоснийскую идентичность после австро-венгерской оккупации 1878 года . [ 84 ] [ 85 ] а не научные причины. [ 86 ] Это уже было подвергнуто сомнению в 1899 году Костой Хёрманном, первым директором Национального музея Боснии и Герцеговины . На протяжении почти столетия эта теория была доминирующей в международной историографии. [ 87 ]

С середины 20-го века многие ученые, такие как Мариан Венцель , [ 88 ] некогда ведущий мировой авторитет в области искусства и артефактов средневековой Боснии и Герцеговины, [ 89 ] пришли к выводу, что надгробия стеччи являются обычной традицией среди последователей католической, православной и боснийской церкви. [ 90 ] [ 3 ] Вывод Венцеля подтвердил утверждения других историков о том, что они отражают региональный культурный феномен, а не принадлежность к определенной религиозной вере. [ 85 ] [ 91 ] Иногда надписи/мотивы действительно раскрывают конфессиональную принадлежность некрополя/покойного к одной из трех церковных организаций в средневековой Боснии и Захлумии. [ 92 ] [ 93 ] Эта межконфессиональность стеччи является одной из их наиболее примечательных особенностей и указывает на высокую степень христианизации средневековой боснийской общины. [ 93 ] Однако считается, что нет достаточных оснований восприниматься исключительно как христианин. [ 94 ]

Кристиан Готтлоб Вильке искал истоки символических мотивов в старых средиземноморских духовных и религиозных концепциях. Джуро Баслер увидел некоторые параллели в художественном выражении позднероманского искусства , при этом символические мотивы делятся на три компонента; дохристианские, христианские и манихейские (т.е. богомильские). [ 76 ] Бешлагич утверждал, что те, кто их воздвиг и украсил, не были полностью христианизированы, потому что они практиковали старый обычай класть аксессуары в тело умерших, а также многие артефакты из металлов, текстиля, керамики и кожи, монеты, серьги из серебра, позолоченного серебра и твердых тел. золото было найдено в могилах под Стеччи. [ 95 ] Обычаи вроде класть монету в рот ( обол Харона ), [ 69 ] и размещение сосуда для питья возле могил и голов - издревле. [ 95 ] Могильные ямы в основном использовались для одного захоронения, но иногда использовались и для двух и более захоронений. Основываясь на одной стечакской надписи в Черногории, Бешлагич утверждал, что существовал дохристианский обычай перезахоронения, при котором кости промывали и возвращали в яму. [ 96 ]

Этническое происхождение

[ редактировать ]

Этническая принадлежность стеччи до сих пор до конца не выяснена. До сих пор наиболее доминирующим, но до сих пор не получившим широкого признания, [ 83 ] теория связывает их с общиной валахов в Боснии и Герцеговине. [ 31 ] [ 97 ] [ 98 ] Критика теории утверждает, что памятники в первоначальной форме не были характерны для Боснии и Герцеговины, первоначально были созданы феодальной знатью и только на более поздних этапах были приняты влахами . Население влахов было настолько небольшим, светским и изолированным, что влахи в позднем средневековье были в основном социально-профессиональным, а не этническим классом, и что мифологические символы связаны со старославянскими, а не с «влахскими» языческими верованиями. [ 99 ] [ 100 ] [ 97 ]

Бешлагич и другие связали их с образованием Боснийского королевства и особенно богомилов ; однако недостатком этой теории является тот факт, что существование Боснийского королевства, по-видимому, было слишком коротким для изменения народной традиции, Боснийская церковь существовала позже и прекратила свое существование раньше, чем Стеччи, зона влияния Боснийской церкви не может быть объяснена в прибрежных и сербские земли, их не строили другие богомилы, многие некрополи расположены вокруг руин современных церквей, а некоторые стеччи были вторично встроены вокруг церквей и мечетей, [ 101 ] и что богомилы не уважали символ креста , однако на стечках он очень распространен. [ 100 ] Постепенно его «разобрали и выбросили». [ 102 ]

Некоторые другие ученые предложили неубедительные теории; Иво Пилар (1918) идеологически доказывал хорватское происхождение средневековой Боснии. [ 103 ] позже Доминик Мандич считал их частью ритуала захоронения хорватов-язычников из Красной Хорватии , Анте Шкобаль аналогичным образом аргументировал хорватскую теорию. [ 100 ] Немонументальные памятники вокруг Цетины были идентифицированы как хорваты, а монументальные - как оседлые влахи. [ 104 ] Васо Глушац идеологически доказывал сербско-православное происхождение как Боснийской церкви, так и стеччи. [ 105 ] в то время как Владислав Скарич считал, что они представляют собой древнеславянский «вечный дом» и изначально были построены из дерева. [ 76 ] Владимир Чорович отметил, что «старые славяне не использовали монолиты или более крупные каменные блоки для строительства своих жилищ, не говоря уже о своих могилах, и тем более для своих надписей или украшений». [ 56 ]

Сломанный стечак, изображенный Уго Шарлемоном , 1901 год. Похоже, это тот же стечак, который сейчас выставлен в Национальном музее Боснии и Герцеговины (см. изображение выше).

«Автохтонная» теория Влаха была предложена Богумилом Грабаком (1956) и Марианом Венцелем (1962). Однако эта теория намного старше и впервые была предложена Артуром Эвансом в его работе «Антикварные исследования в Иллирике» (1883). [ 16 ] Проводя совместно с Феликсом фон Лушаном исследование могил стечаков в окрестностях Конавле, он подсчитал, что большое количество черепов не имели славянского происхождения, но были похожи на черепа древних «иллирийских» народов, а также отметил, что в мемориалах Дубровника записаны те части, которые были заселены влахами. до 15 века. [ 16 ] Изучение надписей на надгробиях показало, что под могилами стечаков также были похоронены представители валахских племен (таких как влаховичи, плищичи, предоевичи, бобани и дробняцы). [ 106 ]

Грабак был первым ученым, который связал исторические документы и их связь с лицами, упомянутыми в редких надписях на стеччах. В 1953 году он пришел к выводу, что кузнец-каменщик Грубач из некрополя Больюн близ Столаца построил стечак Боговаца не позднее 1477 года и что большинство памятников герцеговинских влахов, и не только герцеговинских и не только валахов, [ 39 ] можно датировать второй половиной XV в. [ 16 ] Венцель в одном из своих исследований исследовала шестнадцать стеччей с похожими датировками и исторически известными лицами. Она отметила возможность того, что первоначально каменные памятники как таковые могли быть введены феодальной знатью в середине XIV в., традицию которой переняли влахские племена, введшие фигурное украшение. [ 16 ] [ 39 ] Венцель связал прекращение производства стечака с османским вторжением и новыми социальными обстоятельствами, с переходом валахов и близких славян в ислам, что привело к утрате племенной организации и характеристик специфической этнической идентичности. [ 107 ] [ 31 ] [ 108 ]

Сима Чиркович (1964) и Марко Вего (1973) утверждали, что возникновение стеччи среди влахов совпадает с их социально-экономическим подъемом, что было подтверждено в регионе Захлумия , где находится самый известный некрополь Радимля, связанный с влахской семьей Милорадовичей. -Находится Степанович из рода Храбрени. Финансовые возможности заказа таких дорогостоящих способов захоронения у валахов подкреплены и подтверждены в исторических документах на примере влаха из Цетины Остоя Боговича, который в 1377 году оплатил стоимость захоронения влаха Прибоя Папалича за 40 либр . В то время захоронение в Сплите стоило 4-8 либров, а за 40 либр семейную могилу в церкви францисканского ордена в Шибенике . можно было купить [ 109 ] [ 75 ]

Бенац пришел к выводу, что распространение стеччи на землях на правом берегу реки Цетины, в некоторых частях Далматинской Загоры , в то время как они отсутствуют на землях слева от реки (с кладбищами вдоль церквей раннего средневековья), показывает, что эти надгробия находились в этих частях. принадлежали к влахским общинам. [ 25 ] Треугольник между Шибеником , Трогиром и Книном , а также окрестности Врлики и Триля , которые были главными центрами валахов, имеют наибольшее количество стеччей в Далмации. [ 110 ] В 1982 году Бенац отметил, что самая высокая их концентрация находится в Южной Герцеговине (территории Требинье , Билеча , Любинь и Столац ), где была высокая концентрация валахов. Некоторые из надписей стеччи (по антропонимам) явно относят их к некоторым вождям валахов; Тарах Болюнович из Больюн-Столаца, Вукосав Влачевич из Влаховичи -Любинье, Храбрени и Милорадович в Радимля-Столаце, [ 111 ] а также другие выдающиеся члены валахских групп, такие как Бобани, Плищичи, Предоевичи, Дробняци. [ 112 ] и таким вождям принадлежат лучшие памятники. [ 113 ]

Появление стеччи в уезде Цетина связано с усилиями дворянской семьи Нелипич вернуть экономическую и политическую власть, которая конфисковала Книн в 1345 году королем Венгрии Людовиком I в обмен на уезд Синь и Цетину. Они процветали при поддержке валахов, которые за свою службу были вознаграждены льготами и общими влахскими законами . [ 72 ] После многих конфликтов и смерти последнего дворянина Нелипича, затем Ивана Франкопана , влахи поддержали Степана Вукчича Косачу . [ 114 ] Хребет стеччи далматинского типа можно найти только в регионах Далмации и Юго-Западной Боснии, частях, находящихся под властью дворянского рода Косача . В его интересах было поселить воинственных и хорошо организованных валахов в самых рискованных частях своего королевства, защитить от сил Таловаца в Цетине и венецианских войск в Полице и на побережье. Таким образом, далматинский тип встречается только к западу и югу от столицы Косачи Имотски , а позже и к северу после падения Боснии . [ 115 ] В археологическом отношении некоторые средневековые захоронения Цетинского уезда имеют местные особенности, которыми Цетинский уезд отличается от других частей Далмации. В уезде захоронения не производились в земле без дополнительной каменной архитектуры. Некоторые ученые связывали это явление со специфической этнической идентичностью; однако, благодаря новаторским исследованиям, на данный момент это считается лишь региональным и узколокальным явлением. [ 116 ]

Антропологические исследования в 1982 году скелетов из 108 могил стечаков (13-14 века) из Рашки Горы недалеко от Мостара , а также некоторых из Грборези недалеко от Ливно , показали однородность, с чистым динарским антропологическим типом, без других примесей, что предположительно указывает на автохтонное валахское население. неславянского происхождения. [ 111 ] Исследование 11 скелетов из некрополя в Павловаце недалеко от Прачи , часто приписываемых дворянской семье Павловичей , также показало чистый динарский тип, что указывает на влахское происхождение, хотя исторические источники не называют Павловичей влахами. [ 36 ] Антропологическое исследование 1991 года 40 скелетов из 28 погребений (1440-1450-х годов) под стечцами на Поляницком плато близ села Биско показало, что подавляющее большинство населения относилось к предположительно автохтонному динарскому типу и не -Славянское происхождение. [ 31 ] 21 скелет принадлежал детям, а из 19 скелетов взрослых 13 принадлежали мужчинам. [ 116 ] Карьер . стеччи был найден в северо-западной части плато, причем один гребень представлял собой полуфабрикат без какого-либо орнамента [ 117 ] Хотя об автохтонном происхождении валахов спорят еще с иллирийских времен, оно скорее указывает на продолжение процесса динаризации и ассимиляции славян, характеристику, которая могла быть общей, а не этнической. [ 118 ] Динарский этнический тип также распространен в других частях Европы, особенно в Украине , и воспринимался некоторыми как славянский тип, помимо того факта, что такая терминология и методология расовой антропологии сегодня имеют весьма сомнительную с научной точки зрения точность и актуальность. [ 119 ] [ 120 ] Археологические артефакты еще более неубедительны, поскольку они не отличают их от могил без надгробий. [ 121 ] В 2019 и 2021 годах при исследованиях позднесредневековых стечакских археологических некрополей Копошичи возле Илияша и Дивичани возле Яйце шесть образцов принадлежали гаплогруппе Y-ДНК I2a1b3 и один - R1a , что показывает преемственность между средневековым и современным боснийским и герцеговинским населением. [ 122 ] [ 123 ] [ 124 ] Два украшенных останка скелета могут указывать на личность боснийского дворянина Мирко Радоевича и его сына Батича Мирковича , которые служили боснийскому королю Твртко I. [ 124 ]

Наследие

[ редактировать ]

Одна из их загадок заключается в том, что они не упоминаются ни в местных, ни в зарубежных средневековых документах. Францисканские хроники, в которых зафиксировано множество необычных вещей, например, турецкие кладбища, о них не упоминают. [ 125 ] Народная традиция сохранила мифическое восприятие, полное суеверий и фантастических сказаний. Это подразумевает произошедший разрыв исторической памяти среди всех трех этнических групп, вызванный этническими миграциями и религиозными преобразованиями во время османской оккупации. [ 126 ] Считается, что первое упоминание о Стеччи в маршруте принадлежит Бенедикту Курипешичу в 1530 году. [ 80 ] Эвлия Челеби в 1626 году описал их как надгробные памятники неким неизвестным героям. [ 80 ] Самый старый местный автор, упомянувший их, - Андрия Качич Миошич в середине 18 века. [ 127 ] Альберто Фортис в своей работе «Путешествие в Далмацию» (1774) записал их в духе романтизма того времени, описав надгробия в Цетине как могилы воинов-гигантов. [ 128 ] [ 80 ] Они также привлекли внимание Александра Антони Сапеги , Ами Буэ , Отто Блау, Джона Гарднера Уилкинсона и Генриха Штернека. [ 127 ]

Стечак перед Этнографическим музеем в Белграде.

Со второй половины XIX века стеччи считаются символом Боснии и Герцеговины. [ 85 ] являясь объектами южнославянского идеологического этнонационального строительства, мифов и собственности, [ 129 ] а также различные мнения по поводу их археологической, художественной и исторической интерпретации. [ 6 ] Распад Югославии и Боснийская война (1992–1995) вызвали возрождение боснийского, хорватского и сербского национализма, в котором все три этнические группы пытались присвоить их исключительно как часть своей собственной культуры. Парадоксально, но ни одна из этих групп в Боснии и Герцеговине ( боснийцы , боснийские сербы и боснийские хорваты ) изначально не помнили о стеччи в своем коллективном сознании, оставляя их разрушаться в природе или подвергаться человеческой небрежности и разрушению, что, по крайней мере, вдвое сократило количество стеччи. [ 130 ] Одно только это отношение подразумевает, что такое присвоение основано на идеологической конструкции. [ 131 ] По мнению Мариана Венцеля, одна из трех распространенных этнонациональных идеологических конструкций, в частности тезис о богомильском происхождении стеччи, восходит к последнему десятилетию XIX века, когда он был выдвинут австро -венгерской бюрократией. а именно членом венгерского парламента Яношем фон Асботом, в связи с аналогичным тезисом о происхождении мусульманских жителей Боснии и Герцеговины как потомков Богомилы. [ 132 ] [ 133 ] Такое искажение истории позже вызовет критику со стороны таких ученых, как Венцель, который заявил, что посредством этого конкретного примера власти Австро-Венгрии практически преподнесли стеччи «как подарок мусульманам, подчеркивая их права наследования на землю и подразумевая, что более поздние христиане, сравнительно, были «новичками»». [ 133 ] [ 134 ] Во время войны 1990-х годов эта теория снова возродилась в средствах массовой информации и общественном дискурсе в поисках историко-политической легитимности, в которой исламизация местного населения Боснии и Герцеговины была вызвана не только османской оккупацией, но и укоренившейся религиозной идиосинкразией. воплощено в богомильстве, утверждая тем самым этнические и конфессиональные различия между богомильским, католическим и православным населением. [ 135 ] Однако оно не оказало существенного влияния ни на научную мысль, ни на научные и сравнительные исследования ни в Боснии и Герцеговине, ни где-либо еще. [ 136 ]

Первое публичное представление стеччи в Европе приписывается русскому иммигранту польского происхождения и югославскому дипломату Александру Соловьеву (1890–1971). О них он писал в сопроводительном проспекте парижской выставки «Средневековое искусство народов Югославии» (1950). [ 80 ] Первая региональная публичная презентация состоялась в 2008 году в галерее «Кловичеви двори» и стала примером поощрения общественного диалога между четырьмя странами. [ 137 ] Стеччи оказали влияние на различные виды искусства и были вдохновляющей темой для скульпторов, художников, поэтов, кинематографистов, писателей и фотографов. [ 6 ]

Надпись на стечаке Грдеши XII века, считающаяся самой старой из найденных. [ 29 ]

Заметные приобретения

[ редактировать ]

Стеччи обычно концентрируются группами: на кладбищах отдельных семей с небольшим количеством экземпляров, на кладбищах целых семей примерно с 30-50 экземплярами, в крупных сельских некрополях, иногда с несколькими сотнями экземпляров. Примерами семейных некрополей являются некрополи дворянской семьи Санковичей в деревне Бискуп недалеко от Коница , дворянской семьи Милорадович-Степанович (Храбрени) в Радимле возле Столаца , дворянской семьи Павловичей недалеко от Сараево и неизвестной семьи в Доне Згошче. недалеко от Какани . [ 71 ] Сегодня многие Стеччи также выставлены во дворе Национального музея Боснии и Герцеговины в Сараево. Средневековый некрополь Мраморье в Сербии является частью Памятника культуры исключительного значения и содержит большое количество гробниц стечаков. [ 138 ] Некоторые другие известные или изученные отдельные стеччи:

  • Считается, что самым старым из известных стечаков является стечак Грдеши XII века , жупана из Требине . [ 139 ] [ 140 ]
  • Считается, что самым старым известным стечаком с надписью является стечак Марии, жены священника Дабижива, с вписанным номером и предполагаемым годом — 1231, из Видоштака возле Столаца. [ 139 ]
  • Могила некоего Влатко Вуковича, которого часто путают с великим герцогом Боснии, находится рядом с деревней Больюни недалеко от Столаца , Босния и Герцеговина, с конца 14 века. Надпись на могиле была написана боснийской кириллицей на икавианском языке . [ 141 ]
  • Два хребта стеччи, принадлежавшие Ерко Кустражичу и его жене Владне с середины 15 века, в Чисте недалеко от Имотски и Сплите, Хорватия. [ 142 ]
  • Гребень стечака Влкойа Богданича (сына Радмиля), погибшего в бою в середине 15 века, сделанный каменщиком Юриной, в Ловрече , Хорватия. [ 142 ]

места ЮНЕСКО

[ редактировать ]
Стечак находится в Боснии и Герцеговине.
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Стечак
Расположение объектов всемирного наследия ЮНЕСКО «Кладбища средневековых надгробий Стеччи»)
ИДЕНТИФИКАТОР Имя Расположение Координаты
1504-001 Он работает Столац ( Босния и Герцеговина ) 43 ° 05'32 "N 17 ° 55'27" E  /  43,09222 ° N 17,92417 ° E  / 43,09222; 17,92417  ( Радимля )
1504-002 Греция Главица Епископ Конич (Босния и Герцеговина) 43 ° 29'48 "N 18 ° 07'18" E  /  43,49667 ° N 18,12167 ° E  / 43,49667; 18,12167  ( Епископ )
1504-003 Куфи Крекови , Невесинье (Босния и Герцеговина) 43 ° 18'48 "N 18 ° 11'47" E  /  43,31333 ° N 18,19639 ° E  / 43,31333; 18,19639  ( Трещины )
1504-004 Чат Бурати, Рогатица (Босния и Герцеговина) 43 ° 50'13 "N 18 ° 53'04" E  /  43,83694 ° N 18,88444 ° E  / 43,83694; 18,88444  ( Бура )
1504-005 Макулье Новый Травник (Босния и Герцеговина) 44 ° 03'02 "N 17 ° 40'30" E  /  44,05056 ° N 17,67500 ° E  / 44,05056; 17,67500  ( Макулье )
1504-006 Длинное поле Блидинье , Ябланица (Босния и Герцеговина) 43 ° 39'48 "N 17 ° 32'35" E  /  43,66333 ° N 17,54306 ° E  / 43,66333; 17,54306  ( Дуго поле )
1504-007 Сумасшедший Калиновик (Босния и Герцеговина) 43 ° 33'28 "N 18 ° 26'18" E  /  43,55778 ° N 18,43833 ° E  / 43,55778; 18,43833  ( Гвозно )
1504-008 Гребнице и Радмиловича Дубрава, Бальчи , Билеча (Босния и Герцеговина) 42 ° 54'17 "N 18 ° 27'52" E  /  42,90472 ° N 18,46444 ° E  / 42,90472; 18,46444  ( Гребнице )
1504-009 Бияча Любушки (Босния и Герцеговина) 43 ° 07'45 "N 17 ° 35'37" E  /  43,12917 ° N 17,59361 ° E  / 43,12917; 17,59361  ( Бияча )
1504-010 Карандаши Кладань (Босния и Герцеговина) 44 ° 17'16 "N 18 ° 38'52" E  /  44,28778 ° N 18,64778 ° E  / 44,28778; 18,64778  ( Карандаши )
1504-011 Mramor Музыканты, Олово (Босния и Герцеговина) 45°06′26″N 18°31′15″E  /  45.10722°N 18.52083°E  / 45.10722; 18.52083  ( Mramor )
1504-012 Кучарин Гранчичи, Горажде (Босния и Герцеговина) 43 ° 40'57 "N 18 ° 45'34" E  /  43,68250 ° N 18,75944 ° E  / 43,68250; 18,75944  ( Кучарин )
1504-013 Больюни Столац (Босния и Герцеговина) 43 ° 01'40 "N 17 ° 52'29" E  /  43,02778 ° N 17,87472 ° E  / 43,02778; 17,87472  ( Больюни )
1504-014 Долови Умольяни, Трново (Босния и Герцеговина) 43 ° 39'19 "N 18 ° 14'13" E  /  43,65528 ° N 18,23694 ° E  / 43,65528; 18.23694 ( Умолжани )
1504-015 Поле Лубурича Соколац (Босния и Герцеговина) 43 ° 57'28 "N 18 ° 50'34" E  /  43,95778 ° N 18,84278 ° E  / 43,95778; 18,84278  ( Поле Лубурича )
1504-016 Пинать Битунья, Берковичи (Босния и Герцеговина) 43 ° 06'36 "N 18 ° 07'44" E  /  43,11000 ° N 18,12889 ° E  / 43,11000; 18,12889  ( Поткук )
1504-017 венский Шековичи (Босния и Герцеговина) 44 ° 19'40 "N 18 ° 50'42" E  /  44,32778 ° N 18,84500 ° E  / 44,32778; 18,84500  ( Вена )
1504-018 Mramor Врбица, Фоча (Босния и Герцеговина) 43 ° 23'25 "с.ш. 18 ° 56'35" в.д.  /  43,39028 ° с.ш. 18,94306 ° в.д.  / 43,39028; 18,94306  ( Врбица )
1504-019 Бар «Ченгича» Калиновик (Босния и Герцеговина) 43 ° 25'15 "с.ш. 18 ° 24'07" в.д.  /  43,42083 ° с.ш. 18,40194 ° в.д.  / 43,42083; 18,40194  ( Ченгича Бара )
1504-020 Раваньска врата Купрес (Босния и Герцеговина) 43 ° 51'48 "N 17 ° 18'46" E  /  43,86333 ° N 17,31278 ° E  / 43,86333; 17,31278  ( Раваньска врата )
1504-021 Велика и Мала Црливица Чиста Велика ( Хорватия ) 43 ° 30'55 "N 16 ° 55'38" E  /  43,51528 ° N 16,92722 ° E  / 43,51528; 16,92722  ( Црливица )
1504-022 Святая Варвара Дубравка , Конавле (Хорватия) 42 ° 32'30 "N 18 ° 25'21" E  /  42,54167 ° N 18,42250 ° E  / 42,54167; 18,42250  ( Дубравка )
1504-023 Греческое кладбище Жабляк ( Черногория ) 43 ° 05'41 ″ с.ш. 19 ° 08'57 ″ в.д.  /  43,09472 ° с.ш. 19,14917 ° в.д.  / 43,09472; 19,14917  ( Греческое кладбище )
1504-024 Баре Жугич Жабляк (Черногория) 43 ° 06'00 ″ с.ш. 19 ° 10'00 ″ в.д.  /  43,10000 ° с.ш. 19,16667 ° в.д.  / 43,10000; 19,16667  ( Голая Жугица )
1504-025 Греческое кладбище Плужине (Черногория) 43 ° 20'30 "N 18 ° 51'00" E  /  43,34167 ° N 18,85000 ° E  / 43,34167; 18,85000  ( Греческое кладбище )
1504-026 Мраморное море Перучац , Баина Башта ( Сербия ) 43 ° 57'28 "N 19 ° 25'49" E  /  43,95778 ° N 19,43028 ° E  / 43,95778; 19,43028  ( Перучац )
1504-027 Мраморное море Растиште, Баина Башта (Сербия) 43 ° 56'45 "с.ш. 19 ° 21'13" в.д.  /  43,94583 ° с.ш. 19,35361 ° в.д.  / 43,94583; 19,35361  ( Площадь выращивания )
1504-028 Греческое кладбище Борзая, Приеполье (Сербия) 43 ° 17'56 "N 19 ° 37'28" E  /  43,29889 ° N 19,62444 ° E  / 43,29889; 19,62444  ( Хрта )

Примечания

[ редактировать ]
  1. Турецкое слово «мешхед» означает памятник, воздвигнутый исламскому мученику Шехиду . Проблема с происхождением заключается в том, что стеччи приписываются исламу, неверным христианам и богомилам, термин «машет» также может быть получен из турецкого «машатлик», означающего «немусульманское кладбище», термин «машет» относится к мужскому полу, а «машета» - к женскому полу, что означает специфичен для мусульман. [ 11 ]
  2. См . весеннее шествие Льеле/Кралице в Хорватии с мечами и цветами, которое аналогично танцевали влахи к востоку от Белграда в день Пятидесятницы . [ 51 ] Этимологическое и культурное родство желен (олень), Леля и Лельо, которые являются детьми Перуна , а также цветка лилян (лилия), также называемого перуника, еще предстоит подтвердить. [ 61 ] Иво Пилар отметил, что использование названия Льельен для холмов в топонимике Герцеговины и Восточной Боснии является обычным явлением. [ 62 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Совместная номинация на включение Стеччи – средневековых надгробий в Список всемирного наследия» . ЮНЕСКО . 14 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б Мусли, Эмир (23 ноября 2014 г.). «Чьи мы стеччи?» (на боснийском языке). Немецкая волна . Проверено 1 апреля 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б Валасек, Хелен (2002). «Мариан Венцель 18 декабря 1932 г. - 6 января 2002 г.» . Боснийский институт. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 3 ноября 2009 г.
  4. ^ Ловренович 2013 , стр. 52, 72, 176, 307.
  5. ^ Jump up to: а б Трако 2011 , стр. 71–72, 73–74.
  6. ^ Jump up to: а б с д «Экспертиза номинаций объектов культурного наследия в Список всемирного наследия» . ЮНЕСКО . 2016 . Проверено 20 марта 2017 г.
  7. ^ Тодорович, Милош (2022). «Наследие в дипломатии и как дипломатия: исследование, основанное на практике» . Международный журнал исследований наследия . 28 (7): 857. дои : 10.1080/13527258.2022.2091637 . Проверено 6 сентября 2023 г.
  8. ^ Альмир Оловчич; Аида Йотанович; Альмира Кевиль-Оловчич; Амра Вейспахич (26 апреля 2022 г.). «ЭД-РФ-анализ серебряных и золотых украшений, найденных в средневековом некрополе Црквина, Донья Згошча (муниципалитет Какань), БиГ» . Ежегодник / Ярбух | Ежегодник Центра балканологических исследований (50): 149–158 . Проверено 11 декабря 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Кужич 1999 , с. 176.
  10. ^ Jump up to: а б с Бутурович 2016 , с. 114.
  11. ^ Jump up to: а б Трако 2011 , с. 72.
  12. ^ Ловренович 2013 , стр. 59–60.
  13. ^ Jump up to: а б «Стечакс – средневековые надгробия (Босния и Герцеговина)» . ЮНЕСКО. 18 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 1 апреля 2016 г.
  14. ^ Кужич 2001 , с. 272.
  15. ^ Блог 2007 , с. 390.
  16. ^ Jump up to: а б с д и Мужич 2009 , с. 322.
  17. ^ Кужич 2001 , с. 269.
  18. ^ Jump up to: а б Кужич 2001 , с. 268.
  19. ^ Кужич 2001 , с. 270.
  20. ^ Кужич 2001 , с. 267.
  21. ^ Jump up to: а б Кужич 2001 , стр. 271–273.
  22. ^ Ловренович 2013 , с. 60.
  23. ^ Ловренович 2013 , с. 59.
  24. ^ Хорват 1963 , с. 26.
  25. ^ Jump up to: а б с д Чеботарев 1996 , с. 321.
  26. ^ Пургарич-Кужич 1995 , стр. 246.
  27. ^ Ловренович 2013 , с. 241.
  28. ^ Милошевич 1991 , стр. 6, 61.
  29. ^ Jump up to: а б с Ловренович 2013 , с. 62.
  30. ^ Милошевич 1991 , с. 6.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж Чеботарев 1996 , с. 322.
  32. ^ Jump up to: а б с Пургарич-Кужич 1995 , с. 244.
  33. ^ Ловренович 2013 , с. 176.
  34. ^ Ловренович 2013 , стр. 69–71.
  35. ^ Милошевич 1991 , стр. 6–7.
  36. ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 326.
  37. ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , стр. 71, 176, 368–369.
  38. ^ Ловренович 2013 , стр. 72, 176, 225.
  39. ^ Jump up to: а б с Бутурович 2016 , с. 118.
  40. ^ Jump up to: а б Бутурович 2016 , с. 121.
  41. ^ Пургарич-Кужич 1995 , стр. 249.
  42. ^ Трако 2011 , с. 73.
  43. ^ Пургарич-Кужич 1995 , с. 248.
  44. ^ Ловренович 2013 , с. 180.
  45. ^ Ловренович 2013 , с. 128–201, 371.
  46. ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 369.
  47. ^ Ловренович 2014 , стр. 73–122.
  48. ^ Jump up to: а б Пургарич-Кужич 1995 , с. 251.
  49. ^ Мужич 2009 , с. 328.
  50. ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 329.
  51. ^ Jump up to: а б с Мужич 2009 , с. 334.
  52. ^ Мужич 2009 , стр. 329–335.
  53. ^ Ловренович 2013 , с. 61, 71, 78, 92–93, 120–121, 146, 208, 269, 283, 347.
  54. ^ Мужич 2009 , стр. 332–333.
  55. ^ Мужич 2009 , с. 333.
  56. ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 332.
  57. ^ Мужич 2009 , с. 331.
  58. ^ Мужич 2009 , стр. 328–329.
  59. ^ Мужич 2009 , с. 336.
  60. ^ Ловренович 2014 , с. 91.
  61. ^ Мужич 2009 , с. 335.
  62. ^ Мужич 2009 , стр. 331–332.
  63. ^ Ловренович 2014 , стр. 80–81.
  64. ^ Пургарич-Кужич 1995 , с. 250.
  65. ^ Милошевич 1991 , с. 42.
  66. ^ Ловренович 2014 , с. 81.
  67. ^ Ловренович 2014 , с. 86.
  68. ^ Jump up to: а б с Пургарич-Кужич 1995 , с. 247.
  69. ^ Jump up to: а б Пургарич-Кужич 1995 , с. 245.
  70. ^ Мужич 2009 , стр. 327, 336.
  71. ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 372.
  72. ^ Jump up to: а б с Милошевич 1991 , с. 40.
  73. ^ Милошевич 2013 , с. 91.
  74. ^ Милошевич 1991 , стр. 61.
  75. ^ Jump up to: а б Чеботарев 1996 , с. 323.
  76. ^ Jump up to: а б с д Милошевич 1991 , с. 7.
  77. ^ Зорич 1984 , с. 208.
  78. ^ Зорич 1984 , стр. 207–211.
  79. ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , стр. 42–43.
  80. ^ Jump up to: а б с д и Трако 2011 , с. 75.
  81. ^ Ловренович 2013 , стр. 33, 367.
  82. ^ Прекрасно 2007 .
  83. ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 327.
  84. ^ Пургарич-Кужич 1995 , с. 242.
  85. ^ Jump up to: а б с Ронель Александер; Эллен Элиас-Бурсак (2010). Боснийский, хорватский, сербский, Учебник: с упражнениями и базовой грамматикой . Университет Висконсина Пресс. п. 270. ИСБН  978-0299236540 .
  86. ^ Кужич 2001 , с. 273.
  87. ^ Ловренович 2013 , стр. 35, 367.
  88. ^ Ловренович 2013 , стр. 368.
  89. ^ Брук, Антея (5 марта 2002 г.). «Мариан Венцель» . Хранитель . Лондон . Проверено 24 мая 2010 г.
  90. ^ Ловренович 2013 , стр. 38–43.
  91. ^ Хорошо, Джон В.А. (1991). Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Издательство Мичиганского университета. п. 486. ИСБН  0472081497 .
  92. ^ Пургарич-Кужич 1995 , с. 253.
  93. ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 373.
  94. ^ Трако 2011 , с. 80.
  95. ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 338.
  96. ^ Пургарич-Кужич 1995 , стр. 245–246.
  97. ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 225.
  98. ^ Куртович 2013 , с. 2.
  99. ^ Бешлагич 1982 , с. 525.
  100. ^ Jump up to: а б с Пургарич-Кужич 1995 , с. 252.
  101. ^ Ловренович 2013 , с. 48.
  102. ^ Малькольм 1995 , с. 30–31.
  103. ^ Ловренович 2013 , стр. 37–38.
  104. ^ Ловренович 2013 , с. 52.
  105. ^ Ловренович 2013 , с. 37.
  106. ^ Куртович, Эсад (2020). «Надгробия влахов и стечаков» . Журнал философского факультета Сараево . 7 (2): 59–71. дои : 10.46352/23036974.2020.2.59 . Проверено 5 декабря 2022 г.
  107. ^ Милошевич 1991 , с. 8.
  108. ^ Ловренович 2013 , стр. 231.
  109. ^ Милошевич 1991 , с. 45.
  110. ^ Милошевич 2013 , с. 90.
  111. ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 323.
  112. ^ Куртович 2015 , с. 316.
  113. ^ Куртович 2013 , с. 12.
  114. ^ Милошевич 1991 , стр. 52–53.
  115. ^ Милошевич 1991 , с. 54.
  116. ^ Jump up to: а б Милошевич 1991 , с. 35.
  117. ^ Милошевич 1991 , с. 37.
  118. ^ Ловренович 2013 , с. 363.
  119. ^ Игорь Масник (1993). "Раса" . Интернет-энциклопедия Украины .
  120. ^ Горный, Мацей (2019). «Расовая антропология на Восточном фронте, 1912 — середина 1920-х годов». Национальные расы: транснациональная борьба за власть в науке и политике человеческого разнообразия, 1840-1945 гг . Издательство Университета Небраски. стр. 279, 283. ISBN.  9781496215840 .
  121. ^ Ловренович 2013 , с. 363–364.
  122. ^ Калайджич, А; Джеверович, М; Буяк, Э; Пилав, А; Чакар, Дж; и др. (2019). «Прогнозирование гаплогруппы Y при анализе останков человеческого скелета из археологических раскопок в Боснии и Герцеговине» . Генетика и приложения . 3 (2): 50. Архивировано из оригинала 06 октября 2022 г. Проверено 2 августа 2022 г.
  123. ^ Джеверович, М; Буяк, Э; Пилав, А; Джусич, Б; Пойскич, Н; Чакар, Дж; и др. (2021). «Анализ ДНК останков скелета человека из средневековых некрополей в Боснии и Герцеговине» (PDF) . Биотехнология и биотехнологическое оборудование . 35 (1). дои : 10.1080/13102818.2020.1871545 . S2CID   232059571 .
  124. ^ Jump up to: а б Джеверович, М; Чакар, Дж; Буяк, Э; Пилав, А; Рамик, Дж; Калайджич, А; Пойскич, Н; и др. (2021). «Анализ ДНК останков скелета важной исторической фигуры периода средневековой Боснии». Международный журнал остеоархеологии . 31 (5): 857–865. дои : 10.1002/oa.3002 . S2CID   236265288 .
  125. ^ Ловренович 2013 , стр. 30–32.
  126. ^ Ловренович 2013 , с. 31.
  127. ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 30.
  128. ^ Милошевич 1991 , с. 39.
  129. ^ Бутурович 2016 , с. 115.
  130. ^ Ловренович 2013 , с. 36.
  131. ^ Ловренович 2013 , стр. 28–38, 368.
  132. ^ Койич Л.; Венцель М. (1980). «Австро-Венгрия и наука богомила стеччи: обзор трех зарубежных книг о стеччи». Антиквар (XXXI). Белград: Археологический институт: 209.
  133. ^ Jump up to: а б Мариан Венцель (1999). «Ложная история Боснии». Боснийский стиль на надгробиях и металле (изд. Biblioteka Kulturno erdeljedice BiH). Сараево: Сараево-Паблишинг. п. 175. ИСБН  9958211068 .
  134. ^ Ловренович 2013 , стр. 35.
  135. ^ Ловренович 2013 , стр. 43–46.
  136. ^ Ловренович 2013 , стр. 46–48.
  137. ^ Трако 2011 , стр. 79.
  138. ^ Памятники культуры Сербии: «Некрополь Стечаки» ( SANU ) (на сербском и английском языках)
  139. ^ Jump up to: а б Трако 2011 , с. 74.
  140. ^ Ловренович 2013 , с. 63.
  141. ^ Шимич, Маринка. «Язык надписей Болджуна» (PDF) . Старославянский институт.
  142. ^ Jump up to: а б Милошевич 1991 , стр. 54, 62.
Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5b18df3d23c661fd065a254a5d34cdd__1723636200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/dd/f5b18df3d23c661fd065a254a5d34cdd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stećak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)