Стечак
Стечак | |
---|---|
![]() Хотя двускатная форма с плиточным постаментом и не является самой распространенной формой стечаков (9%), они, как правило, наиболее искусно и богато украшены. | |
Официальное название | Средневековые надгробные кладбища Стеччи |
Тип | Культурный |
Критерии | III, VI |
Назначен | 2016 г. (40-я сессия ) |
Справочный номер. | 1504 |
Область | Европа и Северная Америка |

Стечак (множественное число stećci ; кириллица стећак, стећци) — название монументальных средневековых надгробий , разбросанных по Боснии и Герцеговине , а также пограничным частям Хорватии , Черногории и Сербии . По оценкам, 60 000 находятся в пределах границ современной Боснии и Герцеговины, а остальные 10 000 находятся на территории сегодняшней Хорватии (4 400), Черногории (3 500) и Сербии (2 100), в более чем 3 300 с лишним местах с более чем 90% в плохом состоянии. [ 1 ] [ 2 ] Они вырезаны в различных узнаваемых формах стечаков , причем определенный процент из них богато украшен, а некоторые отдельные стечи также содержат надписи в виде эпитафий .
Появившись в середине XII века, а первая фаза приходится на XIII век, обычай вырезания и использования надгробий стеччи достиг своего пика в XIV и XV веках, а затем был прекращен в самом начале XVI века во время османского завоевания Боснии и Боснии. Герцеговина . [ 1 ] Они были общей традицией среди последователей боснийской , католической и православной церкви. [ 3 ] и использовались как славянским , так и валахским населением. [ 4 ] [ 5 ]
На территории Боснии и Герцеговины все найденные отдельные лица и стеччи, сгруппированные в некрополях, считаются недвижимым наследием, и большинство из них уже внесено в один из списков Комиссии по сохранению национальных памятников , будь то в Список национальных памятников , Предварительный список или в список петиций. Стеччи также внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . с 2016 года, включая около 4000 отдельных монолитов, сгруппированных в некрополях в 28 местах, из которых 20 в Боснии и Герцеговине, два в Хорватии, три в Черногории и три в Сербии [ 6 ] [ 7 ] Одна из наиболее хорошо сохранившихся коллекций этих надгробий находится в Радимле , к западу от Столаца в Боснии и Герцеговине. [ 2 ] в то время как Згошча Стечак является одним из наиболее представительных отдельных образцов стечака с точки зрения его размера, художественной обработки и орнамента. [ 8 ]
Этимология
[ редактировать ]Само слово представляет собой сокращенную форму более старого слова * stojećak , которое происходит от южнославянского глагола stajati (англ. стоять ). [ 9 ] Буквально это означает «высокий, стоящий предмет». [ 10 ] В Герцеговине их также называют mašeti / mašete (итальянское Massetto означает «большой камень», или турецкое meşhet / mešhed означает «надгробие павшего героя»). [ номер 1 ] ), в Центральной и Западной Боснии как mramori / mramorje / mramorovi (мрамор), а в Сербии и Черногории как usađenik (имплантация). В надписях стеччи они называются билиг (знак), камен билиг (каменный знак), кам / ками / камен (камень), храм (святыня), зламен (знак), куча (дом), рака (яма), греб /гроб (могила). [ 11 ] [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] В лекционарии 1495 года они записаны как камы (камень). [ 14 ] [ 15 ]
Хотя название стечак предназначено для обозначения высоких монолитных стоячих камней (т.е. формы сандук и слеменяк ), в 20 веке слово стечак было принято в науке как общий термин, в том числе и для пластинчатых надгробий (т.е. плоче ). [ 9 ] [ 16 ] Первоначальное упоминание самого слова стечак неясно и, по-видимому, является современным изобретением, поскольку его можно проследить только из заметки Ивана Кукульевича Сакчинского 1851 года: [ 17 ] словарь Вука Караджича простолюдины 1852 г. (в первом издании 1812 г. этого термина не существовало), хотя он и противоречил сам себе, поскольку загвоздские называли их старовирско («староверными»), [ 18 ] словарь Богослава Шулека 1860 г. и т. д., [ 19 ] в то время как академические словари упоминают его только с 1956/58 года. [ 20 ] Считается, что этот термин обычно использовался в Восточной Герцеговине и в районе Старого Влаха в Сербии. [ 18 ] До самого начала 20 века в терминологии наблюдались разногласия, и некоторые ученые предлагали общие термины, такие как надгробни бильези (надгробные знаки) и мраморье (мрамор). более подходящие [ 9 ]
Термин стечак редко встречается в региональных диалектах и не имеет этиологического значения. [ 10 ] и семантически неверно и противоречиво, поскольку оно происходит от глагола «стоять», при этом заложен преимущественно тип груди, к которому оно относится, а другой подтип столбов и крестов — преимущественно вертикальный; этот прямостоячий или стоячий подтип не составляет даже 5% от общего числа стеччи; в оригинальных надписях стеччи их чаще всего называют ками (что означает «камень» независимо от формы), поэтому некоторые ученые предложили термин камик (мн.ч. kamici ) для всех форм надгробий, в то время как стечак будет означать только вертикальное под-надгробие. тип. [ 21 ] Термин «камик» более близок к первоначальному значению и иногда используется вместо «стечак» в профессиональной литературе. [ 22 ]
Народные названия территории Стеччи или кладбища демонстрируют уважение и восхищение их размерами, возрастом или изображениями: Дивско гробле (Кладбище великанов), Машете (большие камни), Мрамори / Мраморье (мраморные блоки), Грчко гробле (Православное кладбище), Турско гробле. (мусульманское кладбище), Каурско гробле ( Гяура ). кладбище [ 23 ] [ 6 ]
Характеристики
[ редактировать ]Определение
[ редактировать ]Они характерны для территории современной Герцеговины , центральной Боснии и Подринье в Боснии и Герцеговине, Далмации в Хорватии , а также незначительных частей Черногории , Косово , Западной Сербии , Северо-Западной Боснии и Хорватии ( Лика и Славония) . [ 24 ] ). [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Стеччи описываются как горизонтальные и вертикальные надгробия, сделанные из камня, с плоской или двускатной поверхностью, с постаментом или без него. [ 28 ] [ 25 ] Общая классификация была установлена Дмитрием Сергеевским в 1952 году, который разделил их на лежачие стеччи и стоячие стеччи. [ 29 ] Систематизация стеччи в настоящее время не завершена. По мнению Шефика Бешлагича , существует семь основных форм: плита, сундук, сундук с постаментом, конек/фронтон, конек/фронтон с постаментом, столб и крест; [ 21 ] в то время как, по словам Дубравко Ловреновича девять типов , в Радимле : плита, плита с постаментом, сундук, сундук с постаментом, высокий сундук, высокий сундук с постаментом, саркофаг (т.е. конек / фронтон), саркофаг с постаментом, крестообразный. [ 29 ]
Например, в Боснии и Герцеговине, по данным ЮНЕСКО, «выявлено около 40 000 сундуков, 13 000 плит, 5 500 остроконечных надгробий, 2 500 столбов/обелисков, 300 крестообразных надгробий и около 300 надгробий неопределенной формы. Из них более 5 000 медведей резные украшения». [ 13 ]
Хронология, установленная Марианом Венцелем, предполагает, что они произошли от пластинчатых надгробий , самое старое из которых датируется 1220 годом (первые, вероятно, были установлены где-то в середине XII века). [ 1 ] ), монументальные появились где-то около 1360 года, с визуальными изображениями — около 1435–1477 годов, а общее производство закончилось примерно в 1505 году. [ 30 ] [ 31 ] Однако некоторые считают, что это продолжалось до конца 16 века, а редкие примеры продолжались до 18 века. [ 32 ] Стеччи в форме сундука ( сандук ) и коньково-седельной крыши ( sljemenjak ), по-видимому, появились не ранее середины или конца XIV века (1353-1477 гг.). [ 33 ] ), а остальные две основные формы — вертикальный столб ( ступ ) и крест ( крстача / крижина ) — не ранее середины 15 века. В последнем случае вертикальные или стоячие формы могли находиться под влиянием нишана – вертикальных монолитных камней на вершине мусульманских (турецких) могил – в течение переходного периода от стечака к нишану , который возник уже к концу XIV век в завоеванных частях Македонии и Сербии. [ 25 ] [ 34 ] Эта форма преимущественно встречается в Сербии и Восточной Боснии. [ 32 ]
Начальная стадия их развития, которая включала простые лежачие плиты или плиты, не характерна для этого региона, но имеет широкое западно-средиземноморское происхождение, и поэтому термин стечак (подразумевающий форму сундука и гребня) вводит в заблуждение для всех надгробий. формы. Плиты были типичны для своего рода захоронений в Западно-Средиземноморском мире XIV и XV веков, имевших на Балканах особый метод изготовления и орнаментации, адаптированный в соответствии с навыками каменной кладки и микросредой. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Первоначально они изготавливались феодальной знатью, которая хотела утвердить личный престиж и власть, иногда также украшались их гербом. [ 37 ] в то время как позже эта традиция была подхвачена и принята другими социальными классами, такими как валахи , которые пережили социально-экономический рост и почти исключительно построили их с середины 15 века. [ 38 ] [ 39 ]
Украшения
[ редактировать ]«Я долго лежал здесь и еще долго буду лежать»; «Я родился в великой радости и умер в великой печали»; «Я был никем тогда, я никто и сейчас»; «Ты будешь как я, и я не смогу быть таким, как ты»; «Да будет проклят тот, кто опрокинет этот камень»
Фракция стеччи (384 [ 42 ] ) несут надписи, преимущественно кириллицей , некоторые глаголицей и латиницей . Наблюдаемый штокавский диалект сербско-хорватского языка имеет некоторые архаичные фразы, в основном характеризующиеся икавским, а ближе к концу - икавско-ижекавским ят- рефлексом. [ 43 ] [ 44 ] Надписи можно условно разделить на следующие: религиозные фразы, описания героической смерти, сведения об умершем, сведения о родственниках умершего и обстоятельствах его смерти, сведения только с личным именем (иногда с именем ученика кузнеца) и моральный (или религиозный) урок. [ 45 ] Последние по большей части являются наглыми напоминаниями о мудрости и смертности, передают страх смерти, больше беспокойства, чем покоя. [ 40 ]
Наиболее примечательной особенностью являются их декоративные мотивы, условно разделенные на шесть дополняющих друг друга групп: социальные символы, религиозные символы, изображения посмертных коло , фигурные изображения, четкие орнаменты и неклассифицированные мотивы (в основном символические, геометрические или поврежденные). [ 46 ] Многие из них остаются загадочными и по сей день; спирали , аркады, розетки , листья винограда и винограда , лилия , звезды (часто шестиконечные) и полумесяцы Среди появляющиеся изображения - . Фигуральные изображения включают процессии оленей , лошадей , танцы коло, охоту , рыцарские турниры и, самое известное, изображение человека с поднятой правой рукой, возможно, в жесте верности . [ 31 ] [ 47 ]
Ряд визуальных изображений на надгробиях нельзя упрощенно интерпретировать как реальные сцены из жизни, и символические объяснения до сих пор рассматриваются наукой. [ 48 ] Щит на надгробиях, обычно с перекладиной, полумесяцем и звездой, не может быть гербом, как и стилизованная лилия не может использоваться в геральдическом смысле. На одном стечаке изображен привязанный лев, а над ним крылатый дракон. В 1979 году историк Хаджияхич отметил, что всадники не ездят с поводьями , однако (если они не охотятся) их руки свободны и направлены к небу, что подразумевает возможное культовое значение. [ 49 ] В 1985 году Майя Милетич отметила символический и религиозный характер сцен стечака. [ 50 ] Все «сцены из жизни» считаются частью обряда. [ 51 ] Некоторые ученые пришли к выводу, что эти мотивы, а также традиция посмертного культа демонстрируют смешение романизированных традиций иллирийцев и ранних славян с христианством. [ 52 ] [ 53 ] Алоиз Бенак отмечал, что изображения единственной лошади со змеей, а также единственного оленя с птицей символизируют уходящую в потусторонний мир душу умершего, изображения которой напоминают найденные на иаподских артефактах. [ 54 ] Иллирийский бог Медавр описывается верхом на коне и с копьем в руках. [ 55 ]
Из всех животных наиболее представлен олень, который в основном встречается на стечках в Герцеговине. [ 56 ] По мнению Драгослава Срейовича , распространение христианства не привело к исчезновению старого культа и веры в священного оленя. [ 57 ] Венцель считал, что оно привело умершего в загробный мир . [ 48 ] Историк Шефик Бешлагич синтезировал изображения оленей: иногда в сопровождении птицы (часто на спине или рогах), креста или лилии, часто изображаются серии оленей или ланей, а также с луком и стрелами, собакой и охотником (ами). с копьем или мечом (часто на коне). Это показано в сценах охоты, а также в некоторых процессиях коло, возглавляемых человеком, едущим на олене. [ 58 ] Есть сцены, где олени спокойно приближаются к охотнику, или олени огромных размеров и с редкими рогами. [ 50 ] Большинство изображений «охоты на оленей» обращено на запад , что имело символическое значение смерти и потустороннего мира. В многочисленных сценах охоты ранен только один олень (стечак имеет некоторые аномалии), что указывает на нереалистичный смысл. В римском и парфяно - сасанидском искусстве преследуемые животные смертельно ранены, причем олень — лишь один из многих, тогда как на стеччах — единственное охотящееся животное. [ 59 ]
Мотивы коло ( всего 132 [ 60 ] ) шествие вместе с оленями и его специфическое направление танца, хотя и не всегда легко определяемое, показывают, что это танец смертный по сравнению с веселым. В Восточной Боснии и Герцеговине так называемое Льеленово коло . [ номер 2 ] с джелен местным названием (олень) , подразумевающим джеленово коло , танцуют, создавая ворота поднятой рукой, и главарь этих ворот пытается протащить через них всех танцоров коло, пока коло не запутается, после этого играет в противоположном направлении. направлении, пока коло не распутается. Его происхождение – погребальный ритуал, ведущий душу в иной мир и смысл обновления жизни. [ 51 ]
Обширное региональное, но редкое (обычно только одно) распространение на кладбищах, в основном в центре или на каком-либо заметном месте, крестообразных стеччей ( крижине ), а также их почти исключительный орнамент в виде полумесяца и звезд могло указывать на могильную этикетку для специфическая (языческая) религиозная принадлежность. Символизм Луны и звезд (Солнца), часто встречающихся на них, можно проследить до сочетания языческих и христианских верований. [ 63 ] шестиконечная звезда символизирует Венеру (в славянской мифологии Даницу), а Луна может символизировать «астральный брак». [ 64 ] или даже митраизм , в котором существовала и старая маздакизм вера в то, что мертвое тело отправляется на Луну, а душа отправляется на Солнце, [ 65 ] а некоторые считали связь астральных символов с положением небесных тел в момент смерти. [ 66 ]
Резьба
[ редактировать ]Их вырезал ковач / клесар (кузнец, каменщик; по латыни faber — «мастер»). [ 46 ] ), а надписи, вероятно, по образцу, были составлены диджаком / писарем (учеником, писцом). В настоящее время известны 33 личных имени каменщиков, среди которых наиболее известен Грубач, поскольку он был одновременно каменщиком и писцом. Он сделал четыре стеччи в Больюни и четыре стеччи в Опличичи возле Столаца . [ 67 ] Самым известным писцом был Семорад, который также работал в Столаце. Считается, что каменщики обучались этому ремеслу в Далмации и Рагузе, а жители глубинки учились у них. [ 68 ]
Стеччи в основном были вырезаны из огромных блоков, в основном из известняка . Наиболее значимым для кладбища было расположение вблизи карьера. Некоторые стеччи весили более 29 тонн , и предполагается, что их перевозили в повозке, запряженной лошадьми или волами, а самые тяжелые - в сочетании с санями и плоскими повозками. Их помещали прямо над ямой, часто по сторонам света с запада на восток, поэтому туда же помещали и умерших. По-видимому, это было связано с путем Солнца и имело важное значение для того, чтобы мертвые наблюдали за восходящим Солнцем. [ 69 ]
Стеччи в Боснии и Герцеговине можно условно разделить на две школы каменной кладки: герцеговскую (саркофаги с аркадами, фигуративными сценами, богатством мотивов) и восточно-боснийскую (саркофаги в форме шале, цветочные мотивы). [ 70 ] У первых были школы на территории Герцеговины, с центром в районе Столаца , в районе Требине и Билечи , Гацко и Невесинье . Четвертый цех находился в районе Коница , а пятый – в районе Лиштицы . Центр каменщиков в Западной Боснии находился между Купресом и Дувно , в Центральной Боснии — вокруг Травника , а в Восточной Боснии было четыре мастерских: одна между Кладаньем , Олово и Илияшем , вторая — вокруг Зворника , третья — в Людмере , четвертая — вокруг Рогатицы. . [ 71 ]
В Хорватии предположительно существовало две мастерские: одна в Чиста-Велике, а другая в Чепикуче. [ 68 ] Местной особенностью стеччи на территории вокруг реки Цетина в Хорватии является их редкая декоративность, из которых только 8-10% имеют простой декор. [ 72 ] [ 73 ] Монументы из верхней Цетины меньше по размеру и по типу и стилю соответствуют памятникам из Книна и Ливно , тогда как памятники из средней Цетины более монументальны. [ 74 ] В деревне Бителич были найдены специфические пластинчатые стеччи, украшенные идентичным геометрическим орнаментом, не встречающимся ни в Далмации , ни в Боснии и Герцеговине, однако по характеру орнамента и обработке поверхности считается возможной связь с несколькими памятниками возле церкви Св. Святой Петр в Никшиче , Черногория . [ 72 ] [ 75 ]
В Черногории они могли существовать вокруг Никшича , а также в Глиснице и Вашково в муниципалитете Плевля . По словам Бешлагича, в Сербии, похоже, не было конкретных центров, а каменщики прибывали из Боснии и Герцеговины. [ 68 ]
Источник
[ редактировать ]Существуют разные и пока неубедительные теории об их культурно-художественной, религиозной и этнической принадлежности. [ 76 ] [ 5 ] Согласно общему тезису, особенно представленному Бешлагичем, стеччи представляют собой оригинальное боснийско-герцеговинское культурно-художественное средневековое явление. [ 77 ] Некоторые ученые, такие как Милован Гавацци (1978), исследовали гораздо более широкий контекст и рассматривали их связь с мегалитической традицией региона и Евразии доисторического и современного периодов. [ 78 ] Некоторые ученые считали, что форма сундука могла быть вдохновлена романскими и готическими домами из прибрежных городов, а форма хребта - средневековым христианским саркофагом или местными боснийскими деревянными домами. [ 32 ] Согласно синтезу Ловреновича, он является частью более широкого западно-средиземноморского происхождения и принадлежности. [ 79 ] Установлено, что они связаны главным образом с горными местами, которые с течением времени опустели в результате миграций, вызванных новыми социальными событиями и османской оккупацией . [ 79 ]
Религия
[ редактировать ]С середины XIX века, в частности, диссертации Артура Эванса 1875 года , [ 80 ] [ 81 ] многие ученые, в том числе Александр Соловьев , Коста Хёрманн и Чиро Трухелка, первоначально утверждали, что они были связаны с происхождением Боснийской церкви , то есть богомилов или других дуалистических групп. [ 76 ] [ 31 ] Другие утверждали, что церковь на самом деле была основана монахами-францисканцами католической церкви . [ 82 ] Однако Бенац отметил, что стеччи не строились в Первой Болгарской империи и что в Центральной Боснии, где находились центры Королевства Боснии и Боснийской церкви , они были построены в меньшем количестве, а также в большем количестве стеччи в в плохом состоянии, но и старше. [ 83 ] Исключительные отношения между Стеччи и богомилами пропагандировались с конца 19 века по политическим и идеологическим причинам, например, Бени Каллаем и австро-венгерскими властями, которые продвигали постосманскую и панбоснийскую идентичность после австро-венгерской оккупации 1878 года . [ 84 ] [ 85 ] а не научные причины. [ 86 ] Это уже было подвергнуто сомнению в 1899 году Костой Хёрманном, первым директором Национального музея Боснии и Герцеговины . На протяжении почти столетия эта теория была доминирующей в международной историографии. [ 87 ]
С середины 20-го века многие ученые, такие как Мариан Венцель , [ 88 ] некогда ведущий мировой авторитет в области искусства и артефактов средневековой Боснии и Герцеговины, [ 89 ] пришли к выводу, что надгробия стеччи являются обычной традицией среди последователей католической, православной и боснийской церкви. [ 90 ] [ 3 ] Вывод Венцеля подтвердил утверждения других историков о том, что они отражают региональный культурный феномен, а не принадлежность к определенной религиозной вере. [ 85 ] [ 91 ] Иногда надписи/мотивы действительно раскрывают конфессиональную принадлежность некрополя/покойного к одной из трех церковных организаций в средневековой Боснии и Захлумии. [ 92 ] [ 93 ] Эта межконфессиональность стеччи является одной из их наиболее примечательных особенностей и указывает на высокую степень христианизации средневековой боснийской общины. [ 93 ] Однако считается, что нет достаточных оснований восприниматься исключительно как христианин. [ 94 ]
Кристиан Готтлоб Вильке искал истоки символических мотивов в старых средиземноморских духовных и религиозных концепциях. Джуро Баслер увидел некоторые параллели в художественном выражении позднероманского искусства , при этом символические мотивы делятся на три компонента; дохристианские, христианские и манихейские (т.е. богомильские). [ 76 ] Бешлагич утверждал, что те, кто их воздвиг и украсил, не были полностью христианизированы, потому что они практиковали старый обычай класть аксессуары в тело умерших, а также многие артефакты из металлов, текстиля, керамики и кожи, монеты, серьги из серебра, позолоченного серебра и твердых тел. золото было найдено в могилах под Стеччи. [ 95 ] Обычаи вроде класть монету в рот ( обол Харона ), [ 69 ] и размещение сосуда для питья возле могил и голов - издревле. [ 95 ] Могильные ямы в основном использовались для одного захоронения, но иногда использовались и для двух и более захоронений. Основываясь на одной стечакской надписи в Черногории, Бешлагич утверждал, что существовал дохристианский обычай перезахоронения, при котором кости промывали и возвращали в яму. [ 96 ]
Этническое происхождение
[ редактировать ]Этническая принадлежность стеччи до сих пор до конца не выяснена. До сих пор наиболее доминирующим, но до сих пор не получившим широкого признания, [ 83 ] теория связывает их с общиной валахов в Боснии и Герцеговине. [ 31 ] [ 97 ] [ 98 ] Критика теории утверждает, что памятники в первоначальной форме не были характерны для Боснии и Герцеговины, первоначально были созданы феодальной знатью и только на более поздних этапах были приняты влахами . Население влахов было настолько небольшим, светским и изолированным, что влахи в позднем средневековье были в основном социально-профессиональным, а не этническим классом, и что мифологические символы связаны со старославянскими, а не с «влахскими» языческими верованиями. [ 99 ] [ 100 ] [ 97 ]
Бешлагич и другие связали их с образованием Боснийского королевства и особенно богомилов ; однако недостатком этой теории является тот факт, что существование Боснийского королевства, по-видимому, было слишком коротким для изменения народной традиции, Боснийская церковь существовала позже и прекратила свое существование раньше, чем Стеччи, зона влияния Боснийской церкви не может быть объяснена в прибрежных и сербские земли, их не строили другие богомилы, многие некрополи расположены вокруг руин современных церквей, а некоторые стеччи были вторично встроены вокруг церквей и мечетей, [ 101 ] и что богомилы не уважали символ креста , однако на стечках он очень распространен. [ 100 ] Постепенно его «разобрали и выбросили». [ 102 ]
Некоторые другие ученые предложили неубедительные теории; Иво Пилар (1918) идеологически доказывал хорватское происхождение средневековой Боснии. [ 103 ] позже Доминик Мандич считал их частью ритуала захоронения хорватов-язычников из Красной Хорватии , Анте Шкобаль аналогичным образом аргументировал хорватскую теорию. [ 100 ] Немонументальные памятники вокруг Цетины были идентифицированы как хорваты, а монументальные - как оседлые влахи. [ 104 ] Васо Глушац идеологически доказывал сербско-православное происхождение как Боснийской церкви, так и стеччи. [ 105 ] в то время как Владислав Скарич считал, что они представляют собой древнеславянский «вечный дом» и изначально были построены из дерева. [ 76 ] Владимир Чорович отметил, что «старые славяне не использовали монолиты или более крупные каменные блоки для строительства своих жилищ, не говоря уже о своих могилах, и тем более для своих надписей или украшений». [ 56 ]
Влахи
[ редактировать ]
«Автохтонная» теория Влаха была предложена Богумилом Грабаком (1956) и Марианом Венцелем (1962). Однако эта теория намного старше и впервые была предложена Артуром Эвансом в его работе «Антикварные исследования в Иллирике» (1883). [ 16 ] Проводя совместно с Феликсом фон Лушаном исследование могил стечаков в окрестностях Конавле, он подсчитал, что большое количество черепов не имели славянского происхождения, но были похожи на черепа древних «иллирийских» народов, а также отметил, что в мемориалах Дубровника записаны те части, которые были заселены влахами. до 15 века. [ 16 ] Изучение надписей на надгробиях показало, что под могилами стечаков также были похоронены представители валахских племен (таких как влаховичи, плищичи, предоевичи, бобани и дробняцы). [ 106 ]
Грабак был первым ученым, который связал исторические документы и их связь с лицами, упомянутыми в редких надписях на стеччах. В 1953 году он пришел к выводу, что кузнец-каменщик Грубач из некрополя Больюн близ Столаца построил стечак Боговаца не позднее 1477 года и что большинство памятников герцеговинских влахов, и не только герцеговинских и не только валахов, [ 39 ] можно датировать второй половиной XV в. [ 16 ] Венцель в одном из своих исследований исследовала шестнадцать стеччей с похожими датировками и исторически известными лицами. Она отметила возможность того, что первоначально каменные памятники как таковые могли быть введены феодальной знатью в середине XIV в., традицию которой переняли влахские племена, введшие фигурное украшение. [ 16 ] [ 39 ] Венцель связал прекращение производства стечака с османским вторжением и новыми социальными обстоятельствами, с переходом валахов и близких славян в ислам, что привело к утрате племенной организации и характеристик специфической этнической идентичности. [ 107 ] [ 31 ] [ 108 ]
Сима Чиркович (1964) и Марко Вего (1973) утверждали, что возникновение стеччи среди влахов совпадает с их социально-экономическим подъемом, что было подтверждено в регионе Захлумия , где находится самый известный некрополь Радимля, связанный с влахской семьей Милорадовичей. -Находится Степанович из рода Храбрени. Финансовые возможности заказа таких дорогостоящих способов захоронения у валахов подкреплены и подтверждены в исторических документах на примере влаха из Цетины Остоя Боговича, который в 1377 году оплатил стоимость захоронения влаха Прибоя Папалича за 40 либр . В то время захоронение в Сплите стоило 4-8 либров, а за 40 либр семейную могилу в церкви францисканского ордена в Шибенике . можно было купить [ 109 ] [ 75 ]
Бенац пришел к выводу, что распространение стеччи на землях на правом берегу реки Цетины, в некоторых частях Далматинской Загоры , в то время как они отсутствуют на землях слева от реки (с кладбищами вдоль церквей раннего средневековья), показывает, что эти надгробия находились в этих частях. принадлежали к влахским общинам. [ 25 ] Треугольник между Шибеником , Трогиром и Книном , а также окрестности Врлики и Триля , которые были главными центрами валахов, имеют наибольшее количество стеччей в Далмации. [ 110 ] В 1982 году Бенац отметил, что самая высокая их концентрация находится в Южной Герцеговине (территории Требинье , Билеча , Любинь и Столац ), где была высокая концентрация валахов. Некоторые из надписей стеччи (по антропонимам) явно относят их к некоторым вождям валахов; Тарах Болюнович из Больюн-Столаца, Вукосав Влачевич из Влаховичи -Любинье, Храбрени и Милорадович в Радимля-Столаце, [ 111 ] а также другие выдающиеся члены валахских групп, такие как Бобани, Плищичи, Предоевичи, Дробняци. [ 112 ] и таким вождям принадлежат лучшие памятники. [ 113 ]
Появление стеччи в уезде Цетина связано с усилиями дворянской семьи Нелипич вернуть экономическую и политическую власть, которая конфисковала Книн в 1345 году королем Венгрии Людовиком I в обмен на уезд Синь и Цетину. Они процветали при поддержке валахов, которые за свою службу были вознаграждены льготами и общими влахскими законами . [ 72 ] После многих конфликтов и смерти последнего дворянина Нелипича, затем Ивана Франкопана , влахи поддержали Степана Вукчича Косачу . [ 114 ] Хребет стеччи далматинского типа можно найти только в регионах Далмации и Юго-Западной Боснии, частях, находящихся под властью дворянского рода Косача . В его интересах было поселить воинственных и хорошо организованных валахов в самых рискованных частях своего королевства, защитить от сил Таловаца в Цетине и венецианских войск в Полице и на побережье. Таким образом, далматинский тип встречается только к западу и югу от столицы Косачи Имотски , а позже и к северу после падения Боснии . [ 115 ] В археологическом отношении некоторые средневековые захоронения Цетинского уезда имеют местные особенности, которыми Цетинский уезд отличается от других частей Далмации. В уезде захоронения не производились в земле без дополнительной каменной архитектуры. Некоторые ученые связывали это явление со специфической этнической идентичностью; однако, благодаря новаторским исследованиям, на данный момент это считается лишь региональным и узколокальным явлением. [ 116 ]
Антропологические исследования в 1982 году скелетов из 108 могил стечаков (13-14 века) из Рашки Горы недалеко от Мостара , а также некоторых из Грборези недалеко от Ливно , показали однородность, с чистым динарским антропологическим типом, без других примесей, что предположительно указывает на автохтонное валахское население. неславянского происхождения. [ 111 ] Исследование 11 скелетов из некрополя в Павловаце недалеко от Прачи , часто приписываемых дворянской семье Павловичей , также показало чистый динарский тип, что указывает на влахское происхождение, хотя исторические источники не называют Павловичей влахами. [ 36 ] Антропологическое исследование 1991 года 40 скелетов из 28 погребений (1440-1450-х годов) под стечцами на Поляницком плато близ села Биско показало, что подавляющее большинство населения относилось к предположительно автохтонному динарскому типу и не -Славянское происхождение. [ 31 ] 21 скелет принадлежал детям, а из 19 скелетов взрослых 13 принадлежали мужчинам. [ 116 ] Карьер . стеччи был найден в северо-западной части плато, причем один гребень представлял собой полуфабрикат без какого-либо орнамента [ 117 ] Хотя об автохтонном происхождении валахов спорят еще с иллирийских времен, оно скорее указывает на продолжение процесса динаризации и ассимиляции славян, характеристику, которая могла быть общей, а не этнической. [ 118 ] Динарский этнический тип также распространен в других частях Европы, особенно в Украине , и воспринимался некоторыми как славянский тип, помимо того факта, что такая терминология и методология расовой антропологии сегодня имеют весьма сомнительную с научной точки зрения точность и актуальность. [ 119 ] [ 120 ] Археологические артефакты еще более неубедительны, поскольку они не отличают их от могил без надгробий. [ 121 ] В 2019 и 2021 годах при исследованиях позднесредневековых стечакских археологических некрополей Копошичи возле Илияша и Дивичани возле Яйце шесть образцов принадлежали гаплогруппе Y-ДНК I2a1b3 и один - R1a , что показывает преемственность между средневековым и современным боснийским и герцеговинским населением. [ 122 ] [ 123 ] [ 124 ] Два украшенных останка скелета могут указывать на личность боснийского дворянина Мирко Радоевича и его сына Батича Мирковича , которые служили боснийскому королю Твртко I. [ 124 ]
Наследие
[ редактировать ]Одна из их загадок заключается в том, что они не упоминаются ни в местных, ни в зарубежных средневековых документах. Францисканские хроники, в которых зафиксировано множество необычных вещей, например, турецкие кладбища, о них не упоминают. [ 125 ] Народная традиция сохранила мифическое восприятие, полное суеверий и фантастических сказаний. Это подразумевает произошедший разрыв исторической памяти среди всех трех этнических групп, вызванный этническими миграциями и религиозными преобразованиями во время османской оккупации. [ 126 ] Считается, что первое упоминание о Стеччи в маршруте принадлежит Бенедикту Курипешичу в 1530 году. [ 80 ] Эвлия Челеби в 1626 году описал их как надгробные памятники неким неизвестным героям. [ 80 ] Самый старый местный автор, упомянувший их, - Андрия Качич Миошич в середине 18 века. [ 127 ] Альберто Фортис в своей работе «Путешествие в Далмацию» (1774) записал их в духе романтизма того времени, описав надгробия в Цетине как могилы воинов-гигантов. [ 128 ] [ 80 ] Они также привлекли внимание Александра Антони Сапеги , Ами Буэ , Отто Блау, Джона Гарднера Уилкинсона и Генриха Штернека. [ 127 ]

Со второй половины XIX века стеччи считаются символом Боснии и Герцеговины. [ 85 ] являясь объектами южнославянского идеологического этнонационального строительства, мифов и собственности, [ 129 ] а также различные мнения по поводу их археологической, художественной и исторической интерпретации. [ 6 ] Распад Югославии и Боснийская война (1992–1995) вызвали возрождение боснийского, хорватского и сербского национализма, в котором все три этнические группы пытались присвоить их исключительно как часть своей собственной культуры. Парадоксально, но ни одна из этих групп в Боснии и Герцеговине ( боснийцы , боснийские сербы и боснийские хорваты ) изначально не помнили о стеччи в своем коллективном сознании, оставляя их разрушаться в природе или подвергаться человеческой небрежности и разрушению, что, по крайней мере, вдвое сократило количество стеччи. [ 130 ] Одно только это отношение подразумевает, что такое присвоение основано на идеологической конструкции. [ 131 ] По мнению Мариана Венцеля, одна из трех распространенных этнонациональных идеологических конструкций, в частности тезис о богомильском происхождении стеччи, восходит к последнему десятилетию XIX века, когда он был выдвинут австро -венгерской бюрократией. а именно членом венгерского парламента Яношем фон Асботом, в связи с аналогичным тезисом о происхождении мусульманских жителей Боснии и Герцеговины как потомков Богомилы. [ 132 ] [ 133 ] Такое искажение истории позже вызовет критику со стороны таких ученых, как Венцель, который заявил, что посредством этого конкретного примера власти Австро-Венгрии практически преподнесли стеччи «как подарок мусульманам, подчеркивая их права наследования на землю и подразумевая, что более поздние христиане, сравнительно, были «новичками»». [ 133 ] [ 134 ] Во время войны 1990-х годов эта теория снова возродилась в средствах массовой информации и общественном дискурсе в поисках историко-политической легитимности, в которой исламизация местного населения Боснии и Герцеговины была вызвана не только османской оккупацией, но и укоренившейся религиозной идиосинкразией. воплощено в богомильстве, утверждая тем самым этнические и конфессиональные различия между богомильским, католическим и православным населением. [ 135 ] Однако оно не оказало существенного влияния ни на научную мысль, ни на научные и сравнительные исследования ни в Боснии и Герцеговине, ни где-либо еще. [ 136 ]
Первое публичное представление стеччи в Европе приписывается русскому иммигранту польского происхождения и югославскому дипломату Александру Соловьеву (1890–1971). О них он писал в сопроводительном проспекте парижской выставки «Средневековое искусство народов Югославии» (1950). [ 80 ] Первая региональная публичная презентация состоялась в 2008 году в галерее «Кловичеви двори» и стала примером поощрения общественного диалога между четырьмя странами. [ 137 ] Стеччи оказали влияние на различные виды искусства и были вдохновляющей темой для скульпторов, художников, поэтов, кинематографистов, писателей и фотографов. [ 6 ]
Защита
[ редактировать ]
Заметные приобретения
[ редактировать ]Стеччи обычно концентрируются группами: на кладбищах отдельных семей с небольшим количеством экземпляров, на кладбищах целых семей примерно с 30-50 экземплярами, в крупных сельских некрополях, иногда с несколькими сотнями экземпляров. Примерами семейных некрополей являются некрополи дворянской семьи Санковичей в деревне Бискуп недалеко от Коница , дворянской семьи Милорадович-Степанович (Храбрени) в Радимле возле Столаца , дворянской семьи Павловичей недалеко от Сараево и неизвестной семьи в Доне Згошче. недалеко от Какани . [ 71 ] Сегодня многие Стеччи также выставлены во дворе Национального музея Боснии и Герцеговины в Сараево. Средневековый некрополь Мраморье в Сербии является частью Памятника культуры исключительного значения и содержит большое количество гробниц стечаков. [ 138 ] Некоторые другие известные или изученные отдельные стеччи:
- Считается, что самым старым из известных стечаков является стечак Грдеши XII века , жупана из Требине . [ 139 ] [ 140 ]
- Считается, что самым старым известным стечаком с надписью является стечак Марии, жены священника Дабижива, с вписанным номером и предполагаемым годом — 1231, из Видоштака возле Столаца. [ 139 ]
- Могила некоего Влатко Вуковича, которого часто путают с великим герцогом Боснии, находится рядом с деревней Больюни недалеко от Столаца , Босния и Герцеговина, с конца 14 века. Надпись на могиле была написана боснийской кириллицей на икавианском языке . [ 141 ]
- Два хребта стеччи, принадлежавшие Ерко Кустражичу и его жене Владне с середины 15 века, в Чисте недалеко от Имотски и Сплите, Хорватия. [ 142 ]
- Гребень стечака Влкойа Богданича (сына Радмиля), погибшего в бою в середине 15 века, сделанный каменщиком Юриной, в Ловрече , Хорватия. [ 142 ]
места ЮНЕСКО
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
Некрополь Радимля , Босния и Герцеговина.
-
Радимля, Босния и Герцеговина
-
Умольяни , Босния и Герцеговина
-
Дуго Поле, Босния и Герцеговина
-
Морин, Босния и Герцеговина
-
Велике Гребенице, Босния и Герцеговина
-
Сараево , Босния и Герцеговина
-
Неум , Босния и Герцеговина
-
Велимле , Черногория
-
Цетинье , Черногория
-
Кленак , Черногория
-
Мраморье , Сербия
-
Где-то в Далмации , Хорватия.
-
Где-то в Далмации, Хорватия.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Турецкое слово «мешхед» означает памятник, воздвигнутый исламскому мученику Шехиду . Проблема с происхождением заключается в том, что стеччи приписываются исламу, неверным христианам и богомилам, термин «машет» также может быть получен из турецкого «машатлик», означающего «немусульманское кладбище», термин «машет» относится к мужскому полу, а «машета» - к женскому полу, что означает специфичен для мусульман. [ 11 ]
- ↑ См . весеннее шествие Льеле/Кралице в Хорватии с мечами и цветами, которое аналогично танцевали влахи к востоку от Белграда в день Пятидесятницы . [ 51 ] Этимологическое и культурное родство желен (олень), Леля и Лельо, которые являются детьми Перуна , а также цветка лилян (лилия), также называемого перуника, еще предстоит подтвердить. [ 61 ] Иво Пилар отметил, что использование названия Льельен для холмов в топонимике Герцеговины и Восточной Боснии является обычным явлением. [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Совместная номинация на включение Стеччи – средневековых надгробий в Список всемирного наследия» . ЮНЕСКО . 14 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Мусли, Эмир (23 ноября 2014 г.). «Чьи мы стеччи?» (на боснийском языке). Немецкая волна . Проверено 1 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Валасек, Хелен (2002). «Мариан Венцель 18 декабря 1932 г. - 6 января 2002 г.» . Боснийский институт. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 3 ноября 2009 г.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 52, 72, 176, 307.
- ^ Jump up to: а б Трако 2011 , стр. 71–72, 73–74.
- ^ Jump up to: а б с д «Экспертиза номинаций объектов культурного наследия в Список всемирного наследия» . ЮНЕСКО . 2016 . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Тодорович, Милош (2022). «Наследие в дипломатии и как дипломатия: исследование, основанное на практике» . Международный журнал исследований наследия . 28 (7): 857. дои : 10.1080/13527258.2022.2091637 . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Альмир Оловчич; Аида Йотанович; Альмира Кевиль-Оловчич; Амра Вейспахич (26 апреля 2022 г.). «ЭД-РФ-анализ серебряных и золотых украшений, найденных в средневековом некрополе Црквина, Донья Згошча (муниципалитет Какань), БиГ» . Ежегодник / Ярбух | Ежегодник Центра балканологических исследований (50): 149–158 . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Кужич 1999 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с Бутурович 2016 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Трако 2011 , с. 72.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б «Стечакс – средневековые надгробия (Босния и Герцеговина)» . ЮНЕСКО. 18 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 1 апреля 2016 г.
- ^ Кужич 2001 , с. 272.
- ^ Блог 2007 , с. 390.
- ^ Jump up to: а б с д и Мужич 2009 , с. 322.
- ^ Кужич 2001 , с. 269.
- ^ Jump up to: а б Кужич 2001 , с. 268.
- ^ Кужич 2001 , с. 270.
- ^ Кужич 2001 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б Кужич 2001 , стр. 271–273.
- ^ Ловренович 2013 , с. 60.
- ^ Ловренович 2013 , с. 59.
- ^ Хорват 1963 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Чеботарев 1996 , с. 321.
- ^ Пургарич-Кужич 1995 , стр. 246.
- ^ Ловренович 2013 , с. 241.
- ^ Милошевич 1991 , стр. 6, 61.
- ^ Jump up to: а б с Ловренович 2013 , с. 62.
- ^ Милошевич 1991 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чеботарев 1996 , с. 322.
- ^ Jump up to: а б с Пургарич-Кужич 1995 , с. 244.
- ^ Ловренович 2013 , с. 176.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 69–71.
- ^ Милошевич 1991 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , стр. 71, 176, 368–369.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 72, 176, 225.
- ^ Jump up to: а б с Бутурович 2016 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Бутурович 2016 , с. 121.
- ^ Пургарич-Кужич 1995 , стр. 249.
- ^ Трако 2011 , с. 73.
- ^ Пургарич-Кужич 1995 , с. 248.
- ^ Ловренович 2013 , с. 180.
- ^ Ловренович 2013 , с. 128–201, 371.
- ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 369.
- ^ Ловренович 2014 , стр. 73–122.
- ^ Jump up to: а б Пургарич-Кужич 1995 , с. 251.
- ^ Мужич 2009 , с. 328.
- ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 329.
- ^ Jump up to: а б с Мужич 2009 , с. 334.
- ^ Мужич 2009 , стр. 329–335.
- ^ Ловренович 2013 , с. 61, 71, 78, 92–93, 120–121, 146, 208, 269, 283, 347.
- ^ Мужич 2009 , стр. 332–333.
- ^ Мужич 2009 , с. 333.
- ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 332.
- ^ Мужич 2009 , с. 331.
- ^ Мужич 2009 , стр. 328–329.
- ^ Мужич 2009 , с. 336.
- ^ Ловренович 2014 , с. 91.
- ^ Мужич 2009 , с. 335.
- ^ Мужич 2009 , стр. 331–332.
- ^ Ловренович 2014 , стр. 80–81.
- ^ Пургарич-Кужич 1995 , с. 250.
- ^ Милошевич 1991 , с. 42.
- ^ Ловренович 2014 , с. 81.
- ^ Ловренович 2014 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с Пургарич-Кужич 1995 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б Пургарич-Кужич 1995 , с. 245.
- ^ Мужич 2009 , стр. 327, 336.
- ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 372.
- ^ Jump up to: а б с Милошевич 1991 , с. 40.
- ^ Милошевич 2013 , с. 91.
- ^ Милошевич 1991 , стр. 61.
- ^ Jump up to: а б Чеботарев 1996 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б с д Милошевич 1991 , с. 7.
- ^ Зорич 1984 , с. 208.
- ^ Зорич 1984 , стр. 207–211.
- ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б с д и Трако 2011 , с. 75.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 33, 367.
- ^ Прекрасно 2007 .
- ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 327.
- ^ Пургарич-Кужич 1995 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б с Ронель Александер; Эллен Элиас-Бурсак (2010). Боснийский, хорватский, сербский, Учебник: с упражнениями и базовой грамматикой . Университет Висконсина Пресс. п. 270. ИСБН 978-0299236540 .
- ^ Кужич 2001 , с. 273.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 35, 367.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 368.
- ^ Брук, Антея (5 марта 2002 г.). «Мариан Венцель» . Хранитель . Лондон . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 38–43.
- ^ Хорошо, Джон В.А. (1991). Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Издательство Мичиганского университета. п. 486. ИСБН 0472081497 .
- ^ Пургарич-Кужич 1995 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 373.
- ^ Трако 2011 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 338.
- ^ Пургарич-Кужич 1995 , стр. 245–246.
- ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 225.
- ^ Куртович 2013 , с. 2.
- ^ Бешлагич 1982 , с. 525.
- ^ Jump up to: а б с Пургарич-Кужич 1995 , с. 252.
- ^ Ловренович 2013 , с. 48.
- ^ Малькольм 1995 , с. 30–31.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 37–38.
- ^ Ловренович 2013 , с. 52.
- ^ Ловренович 2013 , с. 37.
- ^ Куртович, Эсад (2020). «Надгробия влахов и стечаков» . Журнал философского факультета Сараево . 7 (2): 59–71. дои : 10.46352/23036974.2020.2.59 . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Милошевич 1991 , с. 8.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 231.
- ^ Милошевич 1991 , с. 45.
- ^ Милошевич 2013 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , с. 323.
- ^ Куртович 2015 , с. 316.
- ^ Куртович 2013 , с. 12.
- ^ Милошевич 1991 , стр. 52–53.
- ^ Милошевич 1991 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Милошевич 1991 , с. 35.
- ^ Милошевич 1991 , с. 37.
- ^ Ловренович 2013 , с. 363.
- ^ Игорь Масник (1993). "Раса" . Интернет-энциклопедия Украины .
- ^ Горный, Мацей (2019). «Расовая антропология на Восточном фронте, 1912 — середина 1920-х годов». Национальные расы: транснациональная борьба за власть в науке и политике человеческого разнообразия, 1840-1945 гг . Издательство Университета Небраски. стр. 279, 283. ISBN. 9781496215840 .
- ^ Ловренович 2013 , с. 363–364.
- ^ Калайджич, А; Джеверович, М; Буяк, Э; Пилав, А; Чакар, Дж; и др. (2019). «Прогнозирование гаплогруппы Y при анализе останков человеческого скелета из археологических раскопок в Боснии и Герцеговине» . Генетика и приложения . 3 (2): 50. Архивировано из оригинала 06 октября 2022 г. Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ Джеверович, М; Буяк, Э; Пилав, А; Джусич, Б; Пойскич, Н; Чакар, Дж; и др. (2021). «Анализ ДНК останков скелета человека из средневековых некрополей в Боснии и Герцеговине» (PDF) . Биотехнология и биотехнологическое оборудование . 35 (1). дои : 10.1080/13102818.2020.1871545 . S2CID 232059571 .
- ^ Jump up to: а б Джеверович, М; Чакар, Дж; Буяк, Э; Пилав, А; Рамик, Дж; Калайджич, А; Пойскич, Н; и др. (2021). «Анализ ДНК останков скелета важной исторической фигуры периода средневековой Боснии». Международный журнал остеоархеологии . 31 (5): 857–865. дои : 10.1002/oa.3002 . S2CID 236265288 .
- ^ Ловренович 2013 , стр. 30–32.
- ^ Ловренович 2013 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Ловренович 2013 , с. 30.
- ^ Милошевич 1991 , с. 39.
- ^ Бутурович 2016 , с. 115.
- ^ Ловренович 2013 , с. 36.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 28–38, 368.
- ^ Койич Л.; Венцель М. (1980). «Австро-Венгрия и наука богомила стеччи: обзор трех зарубежных книг о стеччи». Антиквар (XXXI). Белград: Археологический институт: 209.
- ^ Jump up to: а б Мариан Венцель (1999). «Ложная история Боснии». Боснийский стиль на надгробиях и металле (изд. Biblioteka Kulturno erdeljedice BiH). Сараево: Сараево-Паблишинг. п. 175. ИСБН 9958211068 .
- ^ Ловренович 2013 , стр. 35.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 43–46.
- ^ Ловренович 2013 , стр. 46–48.
- ^ Трако 2011 , стр. 79.
- ^ Памятники культуры Сербии: «Некрополь Стечаки» ( SANU ) (на сербском и английском языках)
- ^ Jump up to: а б Трако 2011 , с. 74.
- ^ Ловренович 2013 , с. 63.
- ^ Шимич, Маринка. «Язык надписей Болджуна» (PDF) . Старославянский институт.
- ^ Jump up to: а б Милошевич 1991 , стр. 54, 62.
- Источники
- Хорват, Анжела (1963). «Вклад в распространение стечака в Лике и Бане» . Вклад в историю искусства Далмации (на сербско-хорватском языке). 15 (1). Сплит: Сплит литературного кружка и Департамент консервации в Сплите: 26–35.
- Бешлагич, Шефик (1982). Стеччи - культура и искусство (на сербско-хорватском языке). Сараево: Веселин Малеша.
- Зорич, Дамир (1984). «Вклад в проблему стечаков. По случаю выхода книги Шефика Бешлагича, Стеччи – культура и искусство, Сараево, 1982» . Документы (на сербско-хорватском языке). 17 (1). Загреб: Институт истории Хорватии: 207–211.
- Милошевич, Анте (1991). Стеччи и влахи: миграции Стеччи и влахов 14 и 15 веках в Далмации и Юго-Западной Боснии (на хорватском языке в ). Сплит : Региональный институт охраны памятников культуры.
- Малклом, Ноэль (1994). Босния: Краткая история . Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-5520-8 .
- Пургарич-Кузич, Бранка (1995). «Предыдущие исследования приобретений» . Сочинения (на сербско-хорватском языке). 28 (1). Загреб: Институт истории Хорватии: 242–253.
- Чеботарев, Андрей (1996). «Обзор Стеччи и Влахов: миграции Стеччи и Влахов в 14 и 15 веках в Далмации и Юго-Западной Боснии» . Povijesni prilozi [Исторические материалы] (на хорватском языке). 14 (14). Загреб : Хорватский институт истории.
- Кужич, Крешимир (1999). «Вклад в знание средневековых сельскохозяйственных орудий и других сельских инструментов по их изображениям на стоящих надгробиях внутренних районов Далмации» . Ethnologica Dalmatica (на хорватском и английском языках). 8 (1). Этнографический музей Сплит: 175–185.
- Кужич, Крешимир (2001). "Zašto bi trebalo terminom "kamik" zamijeniti termin "stećak"?" [Почему нам следует заменить термин «стечак» (буквально: стоящий надгробный камень) на термин «камик» (буквально: камень)]. Исторические материалы (на хорватском и английском языках). 20 (20). Загреб: Хорватский институт истории: 259–272.
- Милошевич, Анте (2004). «Стеччи – chi li fece e quando?» [Стеччи – кто их сделал и когда?]. Hortus Artium Medievalium (на итальянском языке). 10 . Загреб: Международный исследовательский центр поздней античности и средневековья: 187–202. дои : 10.1484/J.HAM.2.305307 .
- Булог, Иосип (2007). «Вклад в понимание камичи в районе Вргораца». Исторические вклады (на хорватском языке). III (34). Загреб : Хорватский институт истории: 389–420.
- Хорошо, Джон В.А. (2007). Боснийская церковь: ее место в государстве и обществе с тринадцатого по пятнадцатый век: новая интерпретация . Лондон: SAQI, Боснийский институт. ISBN 978-0863565038 .
- Мужич, Иван (2009). «Влахи и древнебалканская дохристианская символика оленя на стеччи» . Старое хорватское образование (на хорватском языке). III (36). Сплит: Музей хорватских археологических памятников: 315–349.
- Трако, Режо (2011). «Стеччи: Божественная игра чисел и букв» [Стеччи: Божественная игра чисел и букв]. Социальная экология (на хорватском языке). 20 (1). Загреб: Хорватское социологическое общество, Институт социологии философского факультета Загребского университета: 71–84.
- Ловренович, Дубравко (2013). Стеччи: Боснийский и Хумский мрамор средневековья [ Стеччи: Боснийский и Хумский мрамор средневековья ] (на хорватском языке). Левша. ISBN 978-9533035468 .
- Милошевич, Анте (2013). «О проблеме Стеччи с точки зрения Далмации» . Ежегодник (на хорватском языке). 42 . Сараево : Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины : 89–102. doi : 10.5644/Godisnjak.CBI.ANUBiH-40.23 . ISSN 2232-7770 .
- Куртович, Эсад (2013). «Влахи и стеччи» [Влахи и стеччи]. Документы (на боснийском языке) (16). Сараево: Факультет философии.
- Куртович, Эсад (2015). «Vlasi Drobnjaci i stećci (Заметка о Николе Рашковиче и его наследнице)» [Drobnjaci Vlachs and stećci (Заметка о Николе Рашковиче и его наследнице)]. Ежегодник (на боснийском языке) (44). Сараево: АНУБиГ : 303–316.
- Бутурович, Амила (2016). Высеченные в камне, запечатленные в памяти: смерть, надгробия и поминки в боснийском исламе с ок. 1500 . Рутледж. ISBN 978-1317169567 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Малком, Ноэль (1994). Босния: Краткая история . Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-5520-8 .
- Бешлагич, Шефик (1971). Стеччи и их искусство (на сербско-хорватском языке). Сараево: Институт издания учебников.
- Бешлагич, Шефик (1980). «Документация средневековых могильных памятников XIX века в прибрежной зоне Макарски на примерах Мията Сабляра и фра Луйо Маруна» . Вклад в историю искусства Далмации (на хорватском и английском языках). 21 (1). Сплит : Литературный кружок Сплита: 638–647.
- Милошевич, Анте (1982). « Позднесредневековый некрополь со «Стеччи» под Бориновцем в Триле». Старое хорватское образование (на хорватском языке). III (12). Сплит : Музей хорватских археологических памятников: 185–199.
- Бешлагич, Шефик (2004). Лексикон стечака (на боснийском языке). Сараево: Свет. ISBN 978-9958107511 .
- Куртович, Эсад (2005). «Надпись на стечаке князя Покраяца Оливеровича из Врхполья – Вопросы датировки» [Надпись на стечаке князя Покраяца Оливеровича из Врхполья – Вопрос установления даты происхождения]. Наследие (на боснийском и английском языках) (1). Сараево: Комиссия по сохранению национальных памятников: 371–380.
- Томасович, Маринко (2007). «Документация средневековых могильных памятников XIX века в прибрежной зоне Макарски на примерах Мията Сабляра и фра Луйо Маруна» . Starohrvatska Prosvjeta (на хорватском и английском языках). III (34). Сплит : Музей хорватских археологических памятников: 421–436.
- Алдук, Иван (2011). «Ковач из Горской жупы» [Ковач из Горской жупы]. Вклад в историю искусства Далмации (на хорватском и английском языках). 42 (1). Сплит : Литературный кружок Сплита: 161–186.
- Алдук, Иван (2012). «Надгробия возле церкви Св. Георгия на горе Козьяк]. Тускулум (на хорватском и английском языках). 5 (1). Сплит : 115–122.
- Куртович, Эсад (2012). « Вклад в контекстуализацию и датировку Стеччи в Старо-Слано недалеко от Требине». Ежегодник (на боснийском языке) (41). Сараево: АНУБиГ : 211–218. doi : 10.5644/Godisnjak.CBI.ANUBiH-40.12 . S2CID 131461305 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- ЮНЕСКО (2016). «Кладбища средневековых надгробий Стеччи» .
- Хорватская энциклопедия (2011). «Стеччи» .
- Объекты всемирного наследия в Черногории
- богомильство
- Погребальные памятники и сооружения в Боснии и Герцеговине
- Средневековые европейские скульптуры
- Наскальное искусство в Европе
- Наскальные рисунки в Боснии и Герцеговине
- Объекты всемирного наследия в Боснии и Герцеговине
- Объекты всемирного наследия в Хорватии
- Объекты всемирного наследия в Сербии
- Религия в средневековой Боснии и Герцеговине
- Средневековая архитектура Боснии и Герцеговины
- Стечак