Влахи в средневековой Боснии и Герцеговине
История Босния и Герцеговина |
---|
![]() |
![]() |
Влахи в средневековой Боснии и Герцеговине представляли собой население Западных Балкан , произошедшее от смеси романизированных дославянских романоязычных народов и южных славян. С 14 века этническое значение термина «Влах» сменилось общественным значением и часто обозначало славянское население со схожим образом жизни. [ 1 ] Они практиковали отгонное животноводство в качестве пастухов, пастухов, земледельцев и со временем создали своеобразные социально-политические организационные единицы, известные как катуны . С помощью своих караванов влахи осуществляли большую часть перевозок между внутренними боснийскими и прибрежными городами, такими как Дубровник . Они также имели тесные контакты и служили в военном отношении различным боснийским знатным семьям и королям.
История
[ редактировать ]В более старых исследованиях Марко Вего утверждал, что влахская автохтония, потому что некоторые валахские поселения, названные в честь валахских племен, такие как Войничи и Хардомилье , находятся возле римских фортов и памятников, в то время как Богумил Грабак поддержал утверждение Вего о том, что влахи предшествовали как туркам-османам , так и боснийским славянам. в Захлумии , [ 2 ] но сейчас уже точно известно, что они возникли лишь как средневековый симбиоз автохтонных и славянских народов. [ 1 ] Грабак и Доминик Мандич утверждали, что некоторые валахи из Герцеговины мигрировали туда из Фессалии , Эпира и Македонии до османского вторжения в Южную Европу. [ 3 ] но хотя, вероятно, произошли какие-то волны небольших миграций оттуда и Албании в Черногорию, Сербию и Боснию и Герцеговину, [ 1 ] [ 4 ] для такого теоретизирования недостаточно доказательств, а свободные ономастические корреляции не могут быть использованы в качестве обобщенного доказательства определенного языкового и географического происхождения личности. [ 4 ]
Влахи впервые упоминаются в боснийских документах ок. 1234 г. – бан Матея Нинослава . Источники 1361, 1385, 1399, 1406, 1407, 1408 и 1417 годов, среди прочих, упоминают их в связи с боснийскими банами и королями. [ 2 ] Влахи в боснийском государстве Твртко I считались военным элементом. [ 5 ] Связь влахских катунов с феодальными владениями прослеживается с 14 века. [ 6 ] К 1382 году они находились под юрисдикцией боснийского правителя, а позже были переданы крупным землевладельцам. [ 7 ] Отношения влахов и лордов указывают на то, что средневековая Босния не была компактной - некоторые валахские вассалы правителя, такие как, например, клан Гледевичей, находились на значительном расстоянии от королевских земель. Некоторые вассалы влахов, такие как Ненко Крайсалич или Радослав Бороевич, стали вассалами довольно поздно, хотя Косача правил некоторыми землями возле восточных берегов реки Неретвы в течение пятнадцати лет. Некоторые вассалы влахов, такие как клан Малеш, были вассалами частично Павловичей , а частично семьи Косача, хотя и работали над владениями Косачи. [ 8 ]
назначил Вукослава Пищича князем В 1382 году король Боснии Твртко I всех влахов . Как первые дворянские землевладельцы в Хуме (позже Герцеговина), вместе с катуном Томичем, они были отнесены к дворянской семье Санковичей . [ 9 ] В 1409 году, когда Твртко I завоевал части Рашии и Зеты , влахи населяли около 100 катунов . Их упоминали как «влахские собрания и киты». [ 10 ] В окрестностях Столаца и Жабляка проживало так много влахов, что в конце 15 века эта территория называлась Доньи Власи (Нижние влахи). [ 11 ] Горни Власи (Верхние Влахи) упоминались только Мавро Орбини . [ 10 ]
1376 и 1454 годов В документах Рагузской республики о торговле с боснийскими землями упоминаются Влачи и Босньяни . [ 12 ] В документе Гргура Николича 1418 года четко различаются валахи, сербы и рагузы. [ 13 ] В документах XIV века их называли пастухами с гор, разделяющих Хорватию и Боснию. [ 14 ] Утверждается, что некоторая группа валахов в 14 веке мигрировала в округ Загора и Цетина внезапно появилось стечаков . в Хорватии, после чего на территории, где они жили, [ 15 ] [ 16 ] В 1436 году упоминаются валахи, жившие вокруг Цетины , вместе с хорватами и сербами, входившими в состав поместья графа Ивана Франкопана . [ 17 ] Во времена социальных волнений влахи часто бежали в район Рагузы или Котора , служили в армии Рагузы во время османской угрозы, а когда к 1472 году большая часть Герцеговины была оккупирована османами, снова бежали на территорию Рагузы. [ 18 ] Некоторые данные исторических документов показывают, что часть валахов принадлежала Боснийской церкви , и они во многом способствовали распространению этой церкви. [ 19 ] По словам Симы Чирковича , этнические группы, которые появляются в средневековых текстах из Боснии, включают такие имена, как «бошнянин», «влах», «латининец» и «серб». [ 20 ]
Османское правление
[ редактировать ]Османы в Боснии и Герцеговине , по примеру катунов , организовали filurîci eflakan (Vlach filurîci) по «влахской модели» в Смедерево , Видине и Браничево . [ 11 ] С них собирали налоги бадухава эфлакан , [ 21 ] или Русская Валахия , [ 22 ] в основном в виде овец или коз, а также золотой валюты. [ 23 ] В конце 1470-х и 1480-х годов в Центральную и Северо-Центральную Боснию, вокруг Високо и Маглая , прибыло около 800 валахов в сопровождении двух православных священников. В условиях войны и эпидемий, а также по мере бегства католиков заселение Боснии из Герцеговины и Сербии представляло большой интерес для османов из-за их военной деятельности. Бенедикт Курипечич в 16 веке отмечал, что Боснию населяют три народа; (Мусульмане) Турки, (Католики) Боснийцы и (православные) сербы, «которые называют себя влахами... Они прибыли из Смедерево и Белграда». По словам Ноэля Малькольма, в этих миграциях также участвовали сербы и герцеговинцы, не являвшиеся валахами. [ 24 ] Поскольку османы не платили влахам за военную деятельность, им было разрешено грабить вражескую территорию, и они стали известны как мартолос или воинук . Их военная деятельность принесла им особые налоговые льготы. В конце 15 века в Герцеговине проживало не менее 35 000 валахов, а в 16 веке 82 692 семьи влахов проживали в районе Смедерево в Сербии. [ 25 ]
В пределах территорий, находившихся под властью Османской империи, группы влахов переместились из юго-восточной Боснии (район Павловича) в центральные районы Тешань и Жепче, а также распространились на северо-запад и север от Савы в сторону будущей Босанской Краины . [ 26 ] Живя на границе Габсбургской империи, они переселялись, если на другой части границы социальная ситуация была лучше. Там они получили и особую социально-военную систему. До 1516 года влахи заселили Нахию Врбаню , Прусац , Гламоч и Купрес . [ 27 ] В 1527 году Фердинанд I освободил их от феодальных повинностей, поделился с ними добычей, дал им собственных капитанов ( воеводы ) и магистратов ( кнез эс), а также разрешил им исповедовать православие. В конечном итоге это привело к организации Военной границы и указу «Statuta Valachorum» Фердинанда II . В результате сложилась ситуация, почти похожая на борьбу валахов против валахов. [ 28 ]
Герцеговинские влахи
[ редактировать ]множество влахских катунов . В юго-восточном Хуме (позже юго-восточной Герцеговине) между 1393–1437 гг . появилось [ 11 ] [ 29 ] Основными правителями герцеговинских влахов были боснийские славянские дворянские семьи Косача , Павловичи , Санковичи и Николичи . [ 7 ] Влахи из Герцеговины когда-то грабили земли Республики Рагуза в 14 и 15 веках и разбогатели за счет торговли товарами между Рагузой и рудниками Боснии. [ 22 ]
Влахов звали Плишчич, Гледжевич, Угарак, Бобан, Мирилович, Врагович, Кресоевич, Ненкович, Банчич, Пилатовац, Почрня, Дробняк и Рижан . Некоторые из Баньяни и Малешеваца (Станковича) были вассалами Косачи. [ 7 ]
Влахи по фамилиям Влахович, Журович и Предоевич, те, кто принадлежал к пастбищному лагерю Прибач Николич, а также некоторые из баньянских и малешевацких влахов (по фамилиям Гребелянович, Миличевич и Милошевич) были вассалами Павловлича. [ 7 ]
Клан Кутловичей был вассалом Николичей. Клан Примиловичей принадлежал к более крупной группе валахов, данных о лордах которых обнаружено не было. [ 7 ]
Другими катун- валахами были Больюн, Буквич, Бурмаз, Годун, Хардомилич, Хороевич, Храбрен , Юрьевич, Керсоевич, Кичурич, Куявич, Милобрадачич, Первентинич, Прибинович, Рудинян, Веселичич, Виткович, Войнович, Врагович. Ч, Зотович. [ 30 ]
Влахи часто не носят имя «племя-катун» в качестве фамилии, вместо этого используют отчества, например, катунар Драгич Добрилович из Бобан катуна или катунар с Клапацем Станковичем и Радосав Миличевич из Малешевацкого катуна . [ 31 ]
Османская оккупация захватила территории валахов, что вызвало миграцию; В рагузских документах 1386 года записано, что некоторые влахи со своими животными Стоне и Пелешаце. приют в нашли [ 32 ] и 1466 г. пали Корита, Баньяни и Риджани к востоку от Требине . [ 33 ] В 1448 году Рагуза снова приняла в Стоне и Пелешаце «крестьян и влахов герцога Степана, Радое Николича и Вукашина Гргуревича с семьями и стадами, с вождями и пастухами». [ 34 ] а также в 1463 г. (валахи и поповцы ) . [ 35 ] В течение 15 века они постоянно находили приют на территории Рагузанской Республики, а также Венецианской Далмации и Которского залива . [ 35 ] В 1475–1477 годах в нахии Почителя зафиксировано одиннадцать заброшенных деревень (Гояновичи, Ричица , Кукрица, Опличичи , Плешивац Свитава , , Шаница , Козица , Горня Любиница, Скочим, Дретель ), которыми владели влахи. [ 36 ] В то время многие валахи (в основном, из Банджани, Малешевци, Бобани, Зубчи в частности) сотрудничали с османами в качестве рабов-агентов. [ 37 ]
Культура
[ редактировать ]Они жили в небольших деревнях под названием катун , вождя которых называли катунар . Вокруг них поставили стражу; посты охраны назывались варде или вардишта . [ 38 ] Они занимались отгонным животноводством в качестве пастухов и пастухов, а после постоянного поселения стали заниматься сельским хозяйством. Они экспортировали продукцию животноводства; шкура животных, шерсть, сыр, сливочное масло и сушеное мясо. Другие статьи экспорта включали мед и древесину. Влахский сыр славился своим жиром, и в 1325 году одну либру продавали за 10 фоларов. [ нужны разъяснения ] по сравнению с другим сыром, который продавался за 8 фоларов . В 1420 году сыр Влах продавался за 15 фоларов . [ 18 ] Со своими караванами во главе с Крамаром , [ 18 ] В основном состоящие из лошадей численностью от 10 до 100 человек, они вели большую часть торговли между внутренними и прибрежными городами. [ 10 ] [ 11 ] [ 22 ] Их военные традиции и мобильный образ жизни использовали боснийские лорды, а затем и османы. [ 22 ] Эти черты очень мало изменились на протяжении веков. [ 22 ]
Появление стечаков и их символики в Боснии и Герцеговине ученые часто связывают с общинами валахов. Самым значительным некрополем стечаков, национальным памятником Боснии и и Герцеговины Радимля, был семейный некрополь Влахов Милорадовичей, который объявлен КОНС внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть номинации стечаков. [ 22 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Язык
[ редактировать ]Влахи, вероятно, были двуязычными (говорили на языке, близком к румынскому и славянским языкам). [ 22 ] Многие личные имена в записях, многие из которых сохранились, указывают на их двуязычие. [ 22 ] Первоначально влахи использовали икавский акцент, а затем икавский акцент (распространяя его дальше) неоштокавского диалекта сербско -хорватского языка . Те, кто мигрировал на Запад во время османского вторжения, говорили на том, что сейчас называют восточногерцеговинским и боснийско-далматинским субдиалектами. [ 42 ] [ 22 ] Лингвист ЛЗМК Наташа Башич утверждала, что валахи были создателями новоштокавского диалекта с уменьшенным числом падежей в склонении, с новоштокавским акцентом, с утратой фонемы / Н /, с дифтонгизацией старого джата и другими модификациями, характерными для иностранцев, особенно для римлян . [ 43 ] Чиро Трухелка утверждал, что уклонение от написания и написания буквы / H / в сербском языке до реформы Караджича произошло из-за влияния Влаха, поскольку это особенность романского языка. [ 38 ]
Трухелька отметил множество сохранившихся неславянских семейных фамилий в Боснии и Герцеговине валахского происхождения, которые часто славянизируются суффиксами ić , ović и ević , наиболее примечательными из которых являются; Баньян, Балац, Бильбия, Бобан, Бокан, Бандука, Бенцун, Белен, Бендер, Бесара, Бован, Чокорило, Дарда, Доман, Дречо, Герман, Гац, Гала, Яракула, Калин, Кешель, Кесер, Кочо, Калаба, Кокоруш, Косор, Лопар, Макура, Матаруга, Паджен, Палавестра, Пунья, Риджан, Шола, Шоладжа, Шабат, Шурла, Шатра, Шкипина, Шпира, Тубин, Таор, Тинтор, а также Кецман, Шикман, Тороман, Шуман, Каран, Шурлан. , Серван и т. д. [ 44 ]
Религия
[ редактировать ]Папа Григорий XI в 1372 году в письме для францисканцев в Боснии приказал им обратить в веру влахов, живущих в палатках и на пастбищах . [ 10 ] Их религия зависела от социальных и политических событий. [ 45 ] Во время османской оккупации православная церковь пользовалась большим политическим благоприятствованием, чем римско-католическая. [ 46 ]
Первые православные церкви в Боснии и Герцеговине были построены в 13 веке на ее восточных окраинах. До прихода османов в самой Боснии Православная церковь имела некоторое присутствие в качестве Сербской Православной Церкви, ограниченное исключительно территориями, присоединенными к Королевству Босния в результате завоеваний Твртко I на землях к востоку за рекой Дрина . традиционно находился под сербским сюзеренитетом. В районе восточного Хума, сегодня Восточная Герцеговина, находилась епархия Захлумии и Приморья , и она играла весьма заметную роль до 1250-х годов, когда она переехала из Стона в долину реки Лим . В 16 веке, хотя османский закон запрещал строительство новых церквей, было построено несколько православных монастырей, в частности, в Тавне , Ломнице , Папраче , Озрене и Гостовиче, а монастырь Рманж на северо-западе Боснии впервые упоминается в 1515 году. По словам Ноэля Малкольма, хотя Православные верующие находились в неблагоприятном положении и часто подвергались жестокому обращению при османском режиме. Однако Православная церковь пользовалась большим благоприятствованием, особенно по сравнению с Римско-католической церковью. [ 47 ] Значительная часть православных церквей и монастырей в современной Герцеговине была построена только во время правления Османской империи. Для нужд церковной иерархии было построено несколько более крупных монастырей, таких как Житомислич на Неретве , Тврдош возле Требине , Николяц (в Биело-Поле ), Святой Троицы в Плевле и Пиве .
Пример Герцеговины показывает, что пастухи-иммигранты-валахи обладали большей экономической властью и были более религиозными, чем их предшественники, жившие там под властью христианских лордов. [ 48 ] Со временем славянизированные валахи, исповедовавшие православную веру, в конечном итоге были сербизированы , а католики - хорватизированы . [ 49 ] в то время как другие, принявшие ислам, стали мусульманами , а позже (в наши дни) боснийцами . [ 50 ]
Наследие
[ редактировать ]Илона Чаманская утверждает, что «большинство сербов из Республики Сербской современной Боснии имеют влахское происхождение, как и большинство населения Боснии и Герцеговины в целом» - это также относится ко всем Западным Балканам как к смеси славянских языков. и коренное население, но также заявляет, что «нет прямых источников поддержки влахской колонизации этих земель». [ 1 ] Сербская Православная Церковь играет решающую роль в процессе национальной идентификации валахов в Хорватии и Боснии и Герцеговине, которые стали сербами, а католические влахи стали хорватами. [ 51 ]
Сегодня под этим именем выступает лишь небольшая часть бывших валахов. [ 51 ] По мнению Ноэля Малкольма , сегодня нет смысла утверждать, что боснийские сербы «на самом деле» влахи, поскольку члены Сербской Православной Церкви со временем пересекли Дрину и переселились в Боснию или двинулись на север от Герцеговины, но не все люди, заселившие северную Боснию в 15 и 16 веках были влахи. Было слишком много прибытий и отъездов, чтобы определить, каков процент предков валахов боснийских сербов, поскольку валахи не только способствовали росту сербского населения, валахи, в основном в Хорватии, обратились в католическую веру, позже став хорватами, и многие из они в Боснии обратились в ислам, а затем стали боснийцами. [ 50 ] [ 52 ]
Известные боснийские влахи
[ редактировать ]- Хасан-паша Предоевич [ 53 ] (ок. 1530 - 22 июня 1593 г.) - Предоевичи-валахи впервые упоминаются в 1372 г., а с 1468 г. были включены в османскую иерархию. [ 54 ]
- Храбрен-Милорадовичи, вероятно, являются наиболее изученным кланом боснийских влахов. Семья с ее многочисленными более поздними ветвями была включена в османскую иерархию и стала сипахами и тимариотами . Как это было принято и обычной практикой при османах, им было разрешено сохранить свою религию, титулы и привилегии, а также получить новые. В случае клана Милорадовичей их принадлежностью была Боснийская церковь и преимущественно православное христианство , а некоторые ветви обратились в ислам . Обе группы до сих пор присутствуют в Герцеговине в районе Нижней Неретвы .
См. также
[ редактировать ]- Влахи
- Морлахи
- Влахское право
- Влахи Хорватии
- Племена Черногории
- Влахи в средневековой Сербии
- Влахи (османский социальный класс)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Илона Чаманская (2016). «Влахи и славяне в средние века и новое время» . Res Historica . 41 . (Адам Мицкевич): 18–19. doi : 10.17951/rh.2016.41.1.11 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Мужич 2009 , стр. 319.
- ^ Мужич 2010 , стр. 202, 204, (Богумил Грабак).
- ^ Jump up to: а б Пийович 2018 , с. 278–279.
- ^ Мужич 2010 , стр. 203, (Богумил Грабак).
- ^ Куртович 2011a , стр. 648.
- ^ Jump up to: а б с д и Куртович 2011а , стр. 694.
- ^ Куртович 2011a , стр. 694–695.
- ^ Куртович 2011a , стр. 649–650.
- ^ Jump up to: а б с д Вего 1957 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с д Мужич 2010 , стр. 122, (Чиро Трухелка).
- ^ Мужич 2010 , стр. 230.
- ^ Вего 1957 , с. 128–129.
- ^ Мужич 2009 , стр. 318.
- ^ Мужич 2009 , стр. 318–319.
- ^ Мужич 2010 , стр. 219, (Богумил Грабак).
- ^ Чиркович 2004 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с Вего 1957 , с. 129.
- ^ Чобану 2021a , стр. 11-32.
- ^ Чиркович, Сима (2020). Жизнь с историей . Белград: Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии. п. 330.
- ^ Мужич 2010 , стр. 125, (Чиро Трухелка).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Малькольм 1994 .
- ^ Матковки, Александр (1990). « Дань скотоводам филуричам». Архив журнала (на сербско-хорватском языке) (34). Загреб: Государственный архив Хорватии: 71–77.
- ^ Малькольм 1995 , стр. 96–97.
- ^ Малькольм 1995 , с. 105.
- ^ Чиркович 2004 , с. 114.
- ^ Адем Ханджич; (1994) Исследования по истории и культуре Боснии и Герцеговины: исторический вклад османско-турецкого периода (Исследования по истории и культуре Боснии и Герцеговины), с. 26; Организация Исламская конференция, ISBN 9290630566
- ^ Малькольм 1995 , с. 98.
- ^ Чобану 2018 , стр. 5-10.
- ^ Вего 1957 , стр. 127–132.
- ^ Куртович 2011a , стр. 655, 666.
- ^ Крешич 2010 , стр. 114.
- ^ Крешич 2010 , стр. 111.
- ^ Крешич 2010 , стр. 115.
- ^ Jump up to: а б Крешич 2010 , стр. 116.
- ^ Крешич 2010 , стр. 120.
- ^ Крешич 2010 , стр. 117–118.
- ^ Jump up to: а б Мужич 2010 , стр. 121, (Чиро Трухелка).
- ^ Куртович, Эсад (2013). «Влахи и стечаки» [Влахи и стечаки]. Документы (на боснийском языке) (16). Сараево: Философский факультет: 79–88.
- ^ Файн 1987 , с. 19.
- ^ Пастух 2018 .
- ^ Шарич 2009 , стр. 346–350.
- ^ Мирдита 2004 , с. 333
- ^ Мужич 2010 , стр. 129, (Чиро Трухелка).
- ^ Мужич 2010 , стр. 126, (Чиро Трухелка).
- ^ Мужич 2010 , с. [ нужна страница ] , (Чиро Трухелка).
- ^ Малькольм 1995 , стр. 92–95.
- ^ Чиркович 2004 , с. 118.
- ^ Мужич 2010 , стр. 121, 128, (Чиро Трухелка).
- ^ Jump up to: а б Ловренович, Дубравко (2013). Стеччи: Боснийский и Хумский мрамор средневековья [ Стеччи: Боснийский и Хумский мрамор средневековья ] (на сербско-хорватском языке). Левша. стр. 72, 225–231. ISBN 9789533035468 .
- ^ Jump up to: а б Ладислав Гека (2019). «Влахский закон и его сравнение с привилегиями венгерских разбойников» . Подравина: Журнал междисциплинарных исследований . 18 (35).
- ^ Малькольм 1995 , стр. 107–109.
- ^ Куртович 2011b , стр. 243.
- ^ Куртович 2011a , стр. 675–677.
Источники
[ редактировать ]- Вего, Марко (1957). Поселения боснийского средневекового государства (на сербско-хорватском языке). Сараево: Свет. стр. 127–129.
- Хорошо, Джон (1987). Позднесредневековые Балканы: критический обзор конца двенадцатого века . Издательство Мичиганского университета. ISBN 9780472081493 .
- Малькольм, Ноэль (1994). Босния, Краткая история . Издательство Нью-Йоркского университета.
- Малькольм, Ноэль (1995). История Боснии: краткий обзор . Эразм Гильда: Новая Либерия. ISBN 953-6045-03-6 .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Мирдита, Зеф (2004). Влахи в историографии (на хорватском языке). Хорватский институт истории. ISBN 953-6324-43-1 .
- Шарич, Марко (2009), «Домодернистские этнические группы в Лике и Крбаве согласно переписи 1712/14 года», в Желько Холеваце (ред.), Идентичность Лики: корни и развитие (PDF) (на хорватском языке), том 1. , Загреб: Институт социальных наук Иво Пилар, ISBN 978-953-6666-65-2
- Мужич, Иван (2009). «Влахи и древнебалканская дохристианская символика оленей на стеччи» . Старое хорватское образование (на хорватском языке). III (36). Сплит: Музей хорватских археологических памятников: 315–349.
- Мужич, Иван (2010). Влахи в старой хорватской историографии (PDF) (на хорватском языке). Сплит : Музей хорватских археологических памятников. ISBN 978-953-6803-25-5 .
- Крешич, Миленко (2010). «Обезлюдение юго-восточной Герцеговины, вызванное турецким завоеванием» . Исторические вклады (на хорватском языке). 39 (39). Загреб : Хорватский институт истории: 107–123.
- Куртович, Эсад (2011a). «Сеньоры герцеговинских влахов» [Сеньоры герцеговинских влахов]. Хум и Герцеговина на протяжении всей истории. Материалы международной научной конференции, состоявшейся в Мостаре 5 и 6 ноября 2009 г. [ Хум и Герцеговина через историю. Материалы международной научной конференции, состоявшейся в Мостаре 5 и 6 ноября 2009 г. ] (на хорватском языке). Загреб : Хорватский институт истории. стр. 646–695.
- Куртович, Эсад (2011b). «Об истории Предоевича Влаха». Ежегодник (на боснийском языке) (40). Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины : 242–254. ISSN 2232-7770 .
- Пийович, Марко (2018). века XIV Влахи в источниках Рагузы до (доктор философии). Загреб: Факультет гуманитарных и социальных наук Загребского университета .
- Чобану, Октавиан (2018). «Появление влахских некрополей с петроглифами на Западных Балканах». Журнал этнологии и культурологии . XXIV . Кишинев: 5–10.
- Чобану, Октавиан (2021a). «Роль валахов в экспансии богомилов на Балканы». Журнал балканских и черноморских исследований . Год 4, выпуск 7. Стамбул: 11–32.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Куртович, Эсад (2005). «Небольшая статья о Власах Влаховичах» . Ежегодник BZK Preporod (на боснийском языке). Сараево: боснийское культурное сообщество «Репород»: 49–58. ISSN 1512-8180 .
- Куртович, Эсад (март 2006 г.). «Вклад в историю Влахо Мириловича» . Мост (на боснийском языке) (196). Мостар: Отделение писателей HNK - Мостар: 77–80. ISSN 0350-6517 .
- Куртович, Эсад (2006). « 'Знаменитые люди своего рода' - Станкович времен герцога Сандаля Гранича Косачи» . Между Центральной Европой и Средиземноморьем: коллекция Войета (на боснийском языке). Любляна: ZRC SAZU . стр. 395–413. ISBN 9789616568883 .
- Куртович, Эсад (2007). «Вклад в историю Влахо Гледевича» . Приложения (на боснийском языке). 36 . Сараево: Институт истории в Сараево: 11–31. ISSN 0350-1159 .
- Куртович, Эсад (2008). «Из истории Влаха Плищича» . Ежегодник (на боснийском языке). 35 . АНУБиГ : 219–244. ISSN 0350-0020 .
- Куртович, Эсад (2008). «Дубравчичи, власи венгры из района Любомира, Исторический журнал» . Исторический обзор (на боснийском языке). ЛВII . Белград: 107–122. ISSN 0350-1159 .
- Куртович, Эсад (2009). «Власи Ненковичи» . Ежегодник (на боснийском языке). 36 . АНУБиГ : 153–164. ISSN 0350-0020 .
- Куртович, Эсад (2012). ( на Бобан Влахи боснийском языке). Сараево: Факультет философии, Общество изучения средневековой боснийской истории. ISBN 978-9958-625-26-8 .
- Куртович, Эсад (2013). «Влах Дробняк Жур Стипанович (1429-1459)» . Ежегодник BZK Preporod (на боснийском языке). Сараево: Боснийское культурное сообщество «Возрождение»: 373–383. ISSN 1512-8180 .
- Дженан, Даутович (2014). «Эсад Куртович, Власи Бобани [Бобан Влахи] (Рецензия на книгу)» . Дубровницкие летописи (18). Загреб: ХАЗУ : 123–124.
- Куртович, Эсад (2014). «Власи Пилатовцы» . Работы (на боснийском языке). XVII (3). Сараево: Исторический факультет философского факультета Сараево: 301–310.
- Куртович, Эсад (2015). «Власи Дробняци и Стеччи» . Ежегодник (на боснийском языке). 44 . АНУБиГ : 303–316. ISSN 0350-0020 .