Влахи в средневековой Сербии
В средневековой Сербии существовала социальная группа, известная как « Влахи » ( серб . Власи / Власи ). Хотя термин «валахи» имел большее значение, он в первую очередь обозначал жителей арумынского происхождения, а также зависимых пастухов в средневековом сербском государстве.
Фон
[ редактировать ]Элементы романтики в ранневизантийский период
[ редактировать ]После ухода римлян из провинции Дакия в конце III века название римского региона было изменено на Дакия Аврелиана (позже Dacia Ripensis ); он простирался на большую часть территории нынешней Сербии и Болгарии, и неопределенное количество романизированных даков . там проживало [ 1 ] Сильное римское присутствие сохранялось в регионе до конца правления Юстиниана I в VI веке. [ 2 ] [ нужна страница ]
Объединение славян и римлян.
[ редактировать ]Славяне, заселившие Балканы в VI и VII веках, на протяжении веков поглощали романизированное население. Некоторые романские топонимы пережили славянизацию, например названия рек и гор. Древнеримская культура сохранилась главным образом в приморской Далмации , тогда как во внутренних районах преобладали восточное, греческое влияние и лингвистика. Лингвистическая граница примерно проходила от Лежи , ниже дороги Шкодер -Призрен в сторону Липляна и Скопье, а затем в сторону Софии. Римские элементы на внутренних территориях отступили в горы после вторжений славян, однако более крупные территории римских элементов сохранились в некоторых частях внутренних Балкан, например, в южной Македонии и в Карпатских регионах. Романская пастушеская терминология сохранилась в некоторых районах Динарских Альп . Славяне благодаря своей многочисленности и обилию резервов легко ассимилировали римское население в связи с ухудшением состояния Римской империи. Сербы попали в сферу латинского влияния и благодаря этим контактам впервые вступили в контакт с христианством. Сербы переняли многие латинские термины, которые до сих пор входят в словарный запас. Со временем связи между славянами и римлянами на Балканах стали более тесными, более многочисленные славяне поглотили большую часть римского населения на Западных Балканах. Влахские пастухи полностью смешались с сербами в результате преобладания скотоводческого общества и христианства. Римляне долгое время держались обособленно в городских муниципалитетах на побережье, однако после X века славянский приток усилился, и впоследствии морские города носили более или менее славянский характер (такие как Дубровник и Сплит, став носителями славянской культуры и литературы в XIV-XV вв.). Как отметил антрополог Й. Эрделянович, сербы получили от валахов элементы культуры, такие как каменный дом и коттедж, части народных костюмов, некоторую пастушескую терминологию и, вероятно, некоторые пастушеские навыки. Комбинации славяно-романской номенклатуры сохранились в высокогорных районах, а с многочисленными миграциями из гор в низменности на север, большинство сохранившихся старых балканских характеристик были слиты с общими характеристиками всех или большей части сербов и хорватов из Адриатики и реки Тимок. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Влахи впервые упоминаются в 1198 году и жили на территории между Тимоком и Моравой , которая позже была аннексирована сербами в 1292 году Стефаном Милютиным . Также Стефан Милютин в дарственной грамоте монастырю Хиландар потребовал, чтобы приезжающие в королевство влахи принадлежали Святой Церкви, что распространялось и на иностранцев, и на зависимых крестьян. [ 4 ] Сербия 12-го и 13-го веков с греко-православным населением принимала растущее число валахов, которые мигрировали с побережья Далмации , Эпира или Фессалоники и из Болгарии после того, как Калиман Асен II был свергнут и изгнан. Влахи во времена Стефана Дечанского и Стефана Душана обеспечивали сербское государство отличными лошадьми для армии. Сербские крестьяне и валахские пастухи имели разногласия друг с другом, особенно потому, что влахи уничтожали сельскохозяйственные угодья, вынуждая сербское государство регулировать бродячих пастухов и защищать своих собственных славянских крестьян драконовскими законами. После этого многие валахи мигрировали из Сербии в Валахию или Трансильванию. [ 5 ]
К северо-западу от Ниша есть записи о влахах с 1382 года, а в Кучево районе с 1428 года. Сулейман Великолепный в 1521 году издал закон (имя Канун) для валахов, живущих между Браничево и Видином . [ 6 ]
Социальный класс
[ редактировать ]Власи ( (власи) или пастири пастири) - это прежде всего жители арумынского происхождения, а также зависимые пастухи в средневековом сербском государстве, часть социального класса себри . [ 7 ] [ 8 ] Многочисленность и вероятное преобладание влахов (романизированных остатков) среди пастухов сделали термин «валахи» синонимом пастухов, точно так же, как термин Срблин время от времени использовался для обозначения фермеров. [ 9 ] Статус власи в основном был равен меропси . [ 9 ]
Влахи в чартерах Неманича
[ редактировать ]Первое упоминание о «валахах» в сербских исторических источниках — это учредительная грамота Хиландара (1198–99) Стефана Немани . В Призренском районе было упомянуто 170 влахских семей. [ 10 ] предоставлено вместе с селами и церквями. Романские имена были идентифицированы через де Раду и Джурда . [ 11 ] Сын Немани, Стефан Первовенчанный , подарил монастырь Жича 200 семьям валахов с горы Проклетие , недалеко от Печа , Косово. [ 11 ] В 1220 году король Стефан провозгласил, что все влахи его королевства принадлежат Жичской епархии . [ 11 ] Графы влахов ( происходит catuni или catunarius ) упоминаются в Хвосно в 1220, 1282–98 и 1302–09 годах. [ 11 ] Хроники крестоносцев описывают встречи с валахами в различных частях современной Сербии в XII и XIII веках. [ 11 ] Король Сербии Стефан Урош I подарил монастырь Хиландар еще 30 семьям валахов из реки Дрим . [ 11 ] В пожаловании (около 1280 года) его жены и королевы Елены Анжуйской , подтвердившей дар, данный Стефаном Владиславом Враньинскому монастырю , отдельно упоминаются валахи, наряду с арбанаси (албанцами), латинянами и сербами. [ 11 ] короля Стефана Милютина Грамота Баньскому монастырю даровала ему шесть катунов (горных деревень), а также впервые упоминала о « влахском законе » ( закон Влахом ). [ 11 ] В 1330 году король Стефан Дечанский пожаловал монастырю Высоки Дечани пастбища вместе с влахскими и албанскими катунами вокруг рек Дрим и Лим , которые должны были возить соль и обеспечивать монастырь крепостной рабочей силой. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] В трех дарственных грамотах, написанных Стефаном Душаном, валахи упоминаются вместе с сербами, где они упоминаются отдельно ( «Влахи, а также сербы» ). [ 14 ] Наделение монастырей влахами продолжалось во время правления императора Стефана Уроша V (1355–1371 гг.) в его грамоте как членов церкви Св. Николая в Хвосно и 30 влахских семей в качестве служащих монастыря Грачаница в Косово. [ 11 ]
По мнению хорватско-албанского историка Зефа Мирдиты, несмотря на то, что экзоним «влахи» частично означал пастухов как социально-профессиональную категорию (независимо от этноса), индивидуальность и самобытность валахов просматриваются в Баньских и Дечанских уставах, как а также в Кодексе Душана (1349 г.). [ 11 ] Сюда входит запрет смешанных браков между сербами и валахами. [ 11 ] в то время как после того, как император Душан завоевал большую часть юго-восточной Европы (включая Македонию , Эпир и Фессалию , то есть Великую Влахию , и Албанию со значительным валахским населением), он четко отличает валахов от сербов и албанцев . [ 11 ] Статья предусматривает, что в случае конфликта между жителями села наказывается штрафом в размере 50 человек , а среди влахов и арбанаси - 100 человек. [ 11 ] Другая статья, посвященная влахам и арбанаси , запрещает другим пастухам ночевать в деревнях влахов или арбанаси, а в случае, если они это сделали, им приходится платить за сумму, которую выпасают их стада. [ 11 ] Защита славянских крестьян Кодексом Душана вынудила многих валахов мигрировать из Сербии. [ 5 ] В уставах Душана монастыря Святых Архангелов и Хиландара упоминаются обязанности влахов по пастушеству и ежегодной отдаче либо овец, двух лошадей для перевозки соли и других монастырских нужд, покоса сена , вознаграждения 30 человек или строителей. [ 11 ]
Средневековые валахи на Балканах имели гибридные имена, что свидетельствует о смешанных браках со славянами. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]По словам Симы Чирковича , документы 13-15 веков показывают, что сербы считали валахов «другими», то есть отличными от самих себя, тогда как документации по этому конкретному вопросу недостаточно, поэтому очень трудно сделать вывод, как воспринимается эта разница. . [ 16 ] Примечательно также, что имя «Влах» в средневековых источниках имеет тот же ранг, что и имя «греческий», «сербский» или «латинский». [ 17 ] По словам Андре Дю Не, в письменных источниках Сербии XIII-XV веков упоминаются албанцы, валахи, а также сербы, жившие в тех же районах, хотя исторические записи более ранних периодов не существуют, определенные обстоятельства указывают на то, что влахско-албанский симбиоз происходит от древность. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Морлахи
- Влахское право
- Влахи в средневековой Боснии
- Влахи Хорватии
- Влахи (османский социальный класс)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уотсон, Аларик (2003). Аврелиан и третий век . Психология Пресс. п. 155. ИСБН 9780203167809 .
- ^ Уильям Розен (2007). Блоха Юстиниана: чума, империя и рождение Европы . Викинг взрослый.
- ^ Чорович, Владимир (2001) [1997]. «Балканская культура во времена переселения славян» . История сербского народа (на сербском языке). Белград : Янус.
- ^ Андре Дю Нэ; (1996) Происхождение румын: ранняя история румынского языка с. 35; Издательство Матиаса Корвинуса, ISBN 1882785088
- ^ Jump up to: а б Эндре Харасти; (1977) Происхождение румын (Влахское происхождение, миграция и проникновение в Трансильванию) с. 60-61; Дунайская пресса, ISBN 0879340177
- ^ Андре Дю Нэ; (1996) Происхождение румын: ранняя история румынского языка с. 35, 43; Издательство Матиаса Корвинуса, ISBN 1882785088
- ^ Шаркич 1996 , с. 31.
- ^ Срджан Шаркич; ˙(2011) Правовое положение иностранцев в средневековой Сербии (Правовое положение иностранцев в средневековой Сербии ) с. 54 (сноска); [1]
- ^ Jump up to: а б Евтич и Попович 2000 , с. 46.
- ^ Андре Дю Нэ; (1996) Происхождение румын: ранняя история румынского языка с. 33; Издательство Матиаса Корвинуса, ISBN 1882785088
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Зеф Мирдита (1995). «Балканские влахи в свете данных византийских авторов» . Исторические вклады (на сербско-хорватском языке). 14 (14). Загреб: Хорватский институт истории: 27–31 (сербский), 31–33 (Крестовые походы).
- ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллан. п. 54. ИСБН 9780810874831 . «Из подробностей о монастырских поместьях, приведенных в хризобулах, можно почерпнуть дополнительную информацию об этих влахах и албанцах. Самое раннее упоминание находится в одной из грамот Немани о передаче собственности Хиландару, сербскому монастырю на Афоне: упоминается 170 влахов, вероятно, расположен в деревнях вокруг Призрена. Когда Дечанский основал свой монастырь Дечани в 1330 году, он имел в виду «деревни и». катуны валахов и албанцев в районе белого Дрина: катун (алб.:катунд) был пастушеским поселением».
- ^ Уилкинсон, Генри Роберт (1955). «Югославское Косово: эволюция приграничной провинции и ее ландшафта». Сделки и документы (Институт британских географов) . 21 (21): 183. дои : 10.2307/621279 . JSTOR 621279 . «Монастырь в Дечани стоит на террасе, ведущей в Высокую Албанию. Когда Стефан Урос III основал его в 1330 году, он подарил ему множество деревень на равнине и катунов валахов и албанцев между Лимом и Бели-Дримом. Влахи и албанцы имели возить соль для монастыря и обеспечивать его крепостным трудом».
- ^ Андре Дю Нэ; (1996) Происхождение румын: ранняя история румынского языка с. 34; Издательство Матиаса Корвинуса, ISBN 1882785088
- ^ Библиотека Этнологического общества Югославии . Этнологическое общество Югославии. 1962.
Что касается национальности средневековых валахов, то я считаю, что только такие типы названий, как 1) рад и 2) с артиклем радул, позволяют сделать достоверный вывод о том, что влахи того времени были двуязычным народом (билингами), поскольку только так можно понять эти гибридные явления». Скок также установил тот весьма существенный факт, что балканские влахи переняли и славянскую ономастическую систему, поскольку в источниках Средневековья имена, которые показывают «не только Славянские композиты, а также славянские суффиксы -ан, -ое, ило». Затем следовали славянские имена, такие как Рад, Брайк, Нег, которые валахи смоделировали по образцу своих имен Бун, Букур, и, наконец, некоторые румынские имена, которые появляются в основании фамилии с суффиксом ić, ović, такие как Бун — Бунишич, Жур — Журович. Мне кажется, что гибридность влахо-славянских и славяно-валахских имен в источниках Средневековья указывает, прежде всего, на гибридные браки, т.е. о брачных связях между валахами и славянским населением. Славянские лицемерные имена...
- ^ Сима М. Циркович; (2008) Сербы среди европейских народов, (Сербы) с. 5; Золотой маркетинг/Техническая книга; ISBN 9789532123388 [2]
- ^ Чиркович, Сима (2020). Жизнь с историей . Белград: Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии. п. 309.
- ^ Андре Дю Нэ; (1996) Происхождение румын: ранняя история румынского языка с. 45; Издательство Матиаса Корвинуса, ISBN 1882785088
Источники
[ редактировать ]- Евтич, Драгош; Попович, Драголюб (2000). Национальная правовая история (на сербском языке). Современная администрация. ISBN 9788638706181 .
- Шаркич, Срджан (1996). Средневековое сербское право (на сербском языке). Матица сербская. ISBN 9788636303696 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мирослав В. Драшкич (1970). Национальная культура Сербии в свете этнического смешения построманизированного (валахского) и славянского населения . Городской музей.