Влахское право

Закон Влаха ( лат . ius valachicum , румынский : legea românească , «румынский закон», или obiceiul pământului , «обычаи земли», венгерский : vlach jog ) относится к традиционному румынскому общему праву , а также к различным специальным законам и привилегии, которыми пользовались или навязывались особенно скотоводческим общинам (ср. obşti ) румынского происхождения или происхождения в европейских государствах позднего средневековья и раннего Нового времени , в том числе в двух румынских государствах Молдавии и Валахии , а также в Венгерском королевстве , Королевство Польское , Королевство Сербия , Речь Посполитая и др.
Первые документы, связанные с урегулированием по влахскому праву, начали появляться в 14 веке. Основные характеристики влахского права независимо от местонахождения: [1]
- Право путешествовать и носить оружие (иногда право на охоту).
- Не была обязательной трудовая повинность по отношению к землевладельцу, налоги уплачивались живыми или деньгами.
- Обязанность военной службы перед страной (формируется в зависимости от страны).
Термин « валахи » первоначально обозначал романоязычное население; в некоторых контекстах этот термин стал синонимом слова «пастухи», но даже в этих случаях этнический аспект подразумевался. Установление вокруг них большого количества «рабов», начиная с VI века, привело к языковой славянизации значительного числа этих общин, так что в VIII веке слово «валах» стало в славянских языках обозначать любой православный пастырь, оставался ли он романоязычным (как в Королевстве Восточная Венгрия и Княжестве Трансильвания) или стал славяноязычным (как на большей части Балканского полуострова). [2] Эта концепция берет свое начало в законах, действовавших в отношении влахов на средневековых Балканах. [3] В средневековых сербских уставах пасторская община, состоявшая в основном из влахов , находилась под особыми законами из-за их кочевого образа жизни. [4] В хорватских документах позднего средневековья влахи подчинялись специальному закону, согласно которому «те, кто живет в деревнях», платят налог, а «те, у кого нет деревень» (кочевники) служат кавалерией. [5] До 16 века термин влахи использовался не только для описания представителя влахского права или пастырской профессии, он имел и этническое значение, которое было потеряно в 17 веке, хотя все еще использовалось для людей (пастухов) независимо от их происхождения. [6]
Влахское право в Венгерском Королевстве
[ редактировать ]

Выражение «ius valachicum» появляется в документах, изданных в Венгерском королевстве в 14 веке, и относится к типу закона, которому соблюдается румынское население королевства. Классическое изложение было опубликовано в 1517 году в « Трипартитуме» Стефаном Вербочи государственным , венгерским деятелем и теоретиком права. Оно систематизировало правовые обычаи Венгерского королевства . [7]
Влахский закон представлял собой набор законов, регулирующих образ жизни и сельское хозяйство центральноевропейских и балканских народов, практикующих отгонное скотоводство, который также был введен в Венгерском Королевстве . В венгерской историографии в связи с поселенческой деятельностью кенезов в Венгерском королевстве между 13 и 16 веками возникли деревни с влахским правом, первоначально в основном населенные румынами ( валахами ) и русинами . Самые первые деревни с влахским правом были основаны в Трансильвании , их численность увеличивалась, и они распространились в Верхней Венгрии , и в других частях Венгерского королевства , прежде всего в горных районах, а также в Моравской Валахии и в Галиции . Этот образ жизни был перенят и частью русинского населения нынешнего Закарпатья с XIV века. В основном пастухи жили в своих деревнях по влахским законам. По этому закону люди селились там, где природные условия не были благоприятны для земледелия. Его существенными элементами были уникальные методы налогообложения. Поскольку закон имел больше свободы в отношении налогообложения, он благоприятствовал иммиграции иностранцев. [8]
Этот тип «общего права», используемый румынским населением в позднесредневековом Венгерском королевстве , родственен праву, используемому в Молдавии и Валахии . В Венгерском королевстве неписаное право (обычное право) сосуществовало с писаным правом (королевскими указами), они имели одинаковую власть и соответствующим образом применялись в судах. Закон связан с так называемыми румынскими округами " Districta Valachorum ". Первые румынские районы упоминаются в 14 веке, после того как они стали более заметными в записях. Поскольку районы, встречающиеся по всему Венгерскому королевству, не характерны для румынского населения, этот термин в зависимости от контекста различался по своему значению. Эти румынские районы имели своего рода юридическую автономию, где люди могли использовать румынское обычное право. Случаи по влахскому закону чаще встречались в Трансильвании , округе Марамарош , округе Заранд и Банате , где румынское население было наиболее плотным в Венгерском королевстве . В высокогорье Баната до конца 17 века сохранялась специфическая правовая практика, признававшаяся чиновниками Королевство Венгрия и Княжество Трансильвания . Влахское право имело корни в романо-византийской правовой традиции, находившейся под влиянием венгерского обычного права. [7]
В венгерской историографии происхождение влахского права гласит, что кенез был не только вождем, но и подрядчиком поселений, который получает от короля некоторую необитаемую землю для ее заселения, а затем он и его потомки судят поселенцев в не- принципиальные дела. Эти площади могут быть меньше или больше пропорционально размеру подаренной земли. Были кенезы с 300 семьями, но были и кенезы, в которых было всего четыре-пять семей. В результате возникла большая разница в авторитете и ранге между отдельными кенезами . Первоначально они селились в окрестностях существовавших деревень, но с середины 14 века основали и самостоятельные поселения. [9]
В свидетельстве венгерского короля Людовика Великого от 1350 года: «Надеясь, что под их усердной опекой наши влахские деревни обретут много жителей, мы даем кенезиатус». Документ, датированный 1352 годом, в котором сеньоры-наместники уезда Крассо пишут следующее: «Они просили у меня необитаемую землю ручья Мутнок с той же свободой, с какой кенезы, живущие в уезде Себес, управляют своими селами, чтобы заселить это." Вначале румыны селились только в королевских поместьях, позже король разрешил епископу Трансильвании и капитулу поселить румын в их поместьях. Во времена короля Людовика Великого города и даже частные землевладельцы могли селить румын-иммигрантов. [9]
В венгерской историографии румынские иммигранты в Венгерском королевстве неизменно характеризуются в венгерских источниках как горные пастухи. Еще в 16 веке в официальном отчете румыны упоминались как люди, которые держали много животных в лесах и горах. «Овечий налог» ( quinquagesima ovium , что означает «пятидесятая овца») платили только румыны, народ, тесно связанный с овцеводством. Налог требовал поставки одной овцы на каждые пятьдесят овец. Поскольку горные румыны вели только натуральное хозяйство, они не облагались налогом на свою сельскохозяйственную продукцию. [10]
Согласно румынской историографии, князья были представителями автохтонного населения, и их поселенческая деятельность осуществлялась недалеко от их деревни, а новые группы домов строились на внешней границе старого поселения. Кнезы в низменных районах потеряли свое влияние и титул быстрее, поскольку их земли перешли под власть феодалов, в то время как князья в более высоких районах дольше сохраняли свои обычаи, например, в районах Хацег , Банат и Марамуреш . Некоторые воеводы и князья восстали против короля и перешли в Молдавию и Валахию , где установили свою власть, а те, кто находился в конфликте с новой властью, перешли в Венгерское королевство . [11]
Вопреки названию этого закона, не только румыны ( валахи это право имели ), но и другие народы. Слово влах в 15–16 веках уже в первую очередь обозначало не народ, а занятие и образ жизни, деревня с влахским правом была не только местом проживания румынского или русинского населения , словаков , поляков , хорватов и Венгры также селились по более свободному влахскому закону, благоприятному для иммиграции иностранцев. [8]
Воевода — титул руководителя, обладавшего властью над несколькими кенезами . Источники, датированные XIV веком, подтверждают, что, хотя кенез был наследственным титулом, воеводы изначально избирались румынами, что соответствовало обычному праву Венгрии, которое предусматривало, что группы иммигрантов избирали лидера из своих рядов. ( Секели избирали своих капитанов и судей, саксы избирали магистратов, работавших вместе с королевским двором) и ). Воеводы последовали примеру кенезов и добились передачи их статуса и привилегий наследникам. Наследственный статус воевод и кенезов не лишал рядовых румын их юридических и экономических прав, эти права признавались кастелянами во главе венгерских замковых округов. В окружных судах, в соответствии с венгерской административной практикой, назначались не только кенезы, но и румынские священники и простолюдины, а при вынесении решений суды следовали румынскому обычному праву. [10]
Важнейшими характеристиками правового статуса деревень по влахскому праву были следующие: [8]
- Судьей переселенного населения был поселенческий кенез, или был его наследником, а судил кенез суд венгерских королевских офицеров .
- Треть суммы наложенных на население штрафов поступала в кенез , а две трети могли быть использованы селами на собственные нужды.
- Деревни могли погасить свои обязательства по коммунальным услугам за десятую часть своей продукции.
- Население отдало царскую пятидесятую часть своих животных.
Банате Северина владели территориями нескольких влахских княжеств, они были обязаны платить дань для поддержки провинции и помогать в качестве воинов в защите территории. После восстания Басараба несколько румынских князей бежали в уезды Хуньяд , Крассо и Темеш . Беженцы были расселены в небольших округах, рядом с другими территориями, ранее созданными в составе Венгерского королевства румынскими князьями. На этих князей была возложена обязанность заселять частные и королевские поместья. Румынские князья в обмен на свою поселенческую деятельность получили постоянное управление основанными ими поселениями и права на доходы. В начале 14 века было зарегистрировано около 40 румынских округов, которые простирались через восточную Венгрию и Трансильванию на север до Марамароша . Румынские округа включали поместья, принадлежавшие румынским князьям, где работало румынское крестьянство, в некоторых из них было более сотни крестьян. . Кнезы имели титул дворян, однако князья не считались полноправными дворянами, поскольку были обязаны платить замку пошлины в обмен на свои поместья. Обязанности румынских кнезов различались в зависимости от округа и индивидуальных условий, при которых их предки первоначально приобрели и заселили землю: предоставить одного конного воина для охраны Река Дунай против вторжения, а также для снабжения скота, включая доставку «пятидесятых овец». [12]
В румынской историографии право берет свое начало с древних времен на землях, населенных румынами. [13] Обычное право происходит от римского обычая распределять землю: были нарисованы «sortes» (румынский: sorti ), земля была разделена на falces (румынский: fălci ), соседним falces владельцем был vicinus (румынский: vecin). За соблюдением закона следил иуд (румынский juzi ) — титул, который был заменен славянским словом « кнез» . [13] В структуру раннефеодального румынского общества входили иуда и дукэ , два титула, позднее переименованные под славянским влиянием в кнеаз и воеводу . Хотя воевода выполняла в основном военные обязанности, князь был представителем законной власти. Таким образом, во времена династии Арпада кнезы, не находившиеся на церковных или дворянских землях, находились под королевской властью и становились ее представителями в обществе, в том числе в сфере применения закона. В этом контексте многие князья действовали как мелкая знать, сохраняя титул по наследству и расширяя свое правление за счет новых поселений в соседних областях. Их поселенческая деятельность осуществлялась в пределах их районов: новые группы домов строились на внешней границе старого поселения. После отделения Валахии Венгерское кнезы, конфликтующие с новой властью, перешли в королевство. [14] Ситуация изменилась во времена Анжуйской династии , в частности, с Указом Турды , который предпринял явно негативные действия против румын и потребовал, чтобы кнезы были наделены законом королевства, а не обычным правом. [13]
По мнению румынского историка Иоанна-Аурела Попа , в Трансильвании после создания Союза трёх наций и подавления Бобыльнского восстания в 1438 году валахское право постепенно исчезло, в то время как румынские господа и бояре (которые пользовались Universitas Valachorum ) имели выбирать между тремя решениями: утратой всех прав и попаданием в крепостное право, необходимостью перекочевать за Карпаты в Молдавию или Валахию , либо влиться в венгерское дворянство, перейдя в католицизм и приняв венгерский язык . [15] [16]
Документ 1436 года, изданный Иваном VI Франкопаном, иллюстрирует отношения между валахами и местными правителями. Среди наиболее важных правил - военные и финансовые обязанности влахов, которые обязаны участвовать «с щитом и мечом» или платить штраф. Взамен влахи потребовали, чтобы ни один иностранный князь и воевода . ими не правил [17] [18] [19]
Военная граница была границей Габсбургской монархии против вторжений со стороны Османской империи . Создание новой системы обороны в Венгрии и Хорватии произошло в 16 веке, а в районе Военной границы были построены крепости. Когда территория стала заселенной, жители получили наследственное владение землей. Пограничники имели самоуправление и были связаны с этим централизованным военно-политическим порядком через право собственности на землю и личную свободу. Таким образом, Габсбурги достигли нескольких целей, таких как создание дешевой армии для защиты границ. В результате пограничники были чрезвычайно лояльны к королю Габсбургов, и он мог использовать их не только против османов, но и для внутренних конфликтов против крестьян и дворян. Когда была установлена военная граница, многим бывшим крепостным, фермерам-кочевникам и иммигрантам из территорий, оккупированных Османской империей, было поручено охранять границы. Среди них влахи и разбойники были самыми разными группами, получившими привилегии в 17 веке, таким образом они стали привилегированными классами общества по влахскому закону и разбойничьим привилегиям. Влахи, эмигрировавшие с Балкан, принесли с собой свое обычное право как старославянскую социально-экономическую общность. У них также были герцоги в качестве военачальников, а также самоуправление и судебная система. Влахам было поручено охранять границы, контролировать основные дороги и горные тропы для обеспечения безопасности пассажиров и грузового транспорта. Взамен монархи Габсбургов предоставили им другие привилегии и налоговые льготы. [20]
Jus Valachicum продолжал использоваться в 18 веке в районе Маргинимеа Сибиулуй и, в определенном формате, в районе Фэгэраш, где последнее изменение в уставе было внесено в 1885 году. [21]
Влахское право в Королевстве Сербия
[ редактировать ]Эквивалент ius Valachichum , Zakon Vlachom — это сборник норм XIV века, основанный на трёх монастырских уставах: Баньском монастырском уставе, изданном королем Стефаном Милютиным в 1313–1316 годах, Хиландарском монастырском уставе 1343–1345 годов и Призренском монастырском уставе 1348 года. –53. Закон различал две категории влахов: солдат и хелаторов , а также определял обязанности и формы налогообложения: влахи , платившие большую десятую часть десятины (что составляло десятую часть скота ), освобождались от уплаты любых других налогов монарху, а влахи , которые платил небольшую десятину, должен был выполнять различные работы по монастырям (например, обработка шерсти, изготовление шерстяных изделий и т. д.). [22]
Влахское право в империи Габсбургов
[ редактировать ]В Габсбургской монархии в 1630 году были приняты Влахские статуты ( Statuta Valachorum ), определявшие права аренды и налогообложение православных беженцев на Военной границе ; земли предоставлялись в обмен на военную службу. [23] В 16-17 веках славянские скотоводческие общины (типа горалов ) по влахскому праву были расселены на севере Венгерского королевства . [24] Колонизация народов по влахскому праву привела к образованию этнических анклавов чехов, поляков и русинов в исторической Венгрии. [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чаманская, Илона (2015). «Влахи – некоторые исследовательские проблемы» . Balcanica Posnaniensia Acta et Studia . 22 (1). Познань – Бухарест: 7. doi : 10.14746/bp.2015.22.1 .
- ^ Мурвар, Ватро (1956). Балканские влахи: типологическое исследование . Университет Висконсина – Мэдисон. п. 20.
- ^ Дю Нэ, Ален; Дю Нэ, Андре; Коштин, Арпад (1997). Трансильвания и румыны . Матиас Корвинус. п. 15. ISBN 978-1-882785-09-4 .
- ^ Филипович, Гордана (1989). Косово – прошлое и настоящее . Обзор международных отношений. п. 25.
- ^ Чеботарев, Андрей (июнь 1996 г.). «Обзор стечаков (стоячих надгробий) и миграций власов (автохтонного населения) в Далмации и Юго-Западной Боснии в 14 и 15 веках» . Povijesni prilozi [Исторические материалы] (на хорватском языке). 14 (14). Загреб: Хорватский институт истории: 323.
- ^ Гаурон, январь (2020). «Местоположения поселений валашского права в Самборской старости XV и XVI вв. Территориальное, этническое и социальное происхождение» . Балканика Познания. Acta et Studia . 26 : 274–275. дои : 10.14746/bp.2019.26.15 . S2CID 213877208 .
- ^ Jump up to: а б Магина, Адриан (2013). «От обычая к писаному закону: Ius Valachicum в Банате» . В Рэди, Мартин; Симион, Александру (ред.). Правительство и право в средневековой Молдавии, Трансильвании и Валахии . Школа славянских и восточноевропейских исследований UCL. ISBN 978-0-903425-87-2 .
- ^ Jump up to: а б с Барт, Янош (1982). « Деревня с влахским правом». В Ортутае, Дюла; Бодроги, Тибор; Диосеги, Вилмос; Бойся, Эдит; Гунда, Бела; Коса, Ласло; Мартин, Джордж; Поч, Ева; Раечки, Бенджамин; Таласи, Иштван; Винце, Иштван; Маленький, Александр; Надь, миссис Оливер; Чикос, Магдольна; Корокнай, Иштван; Кадар, Йожеф; Мате, Карой; Суле, Джено (ред.). лексикон Венгерский этнографический - Том V (на венгерском языке). Будапешт: Akadémiai Kiadó - Группа этнографических исследований Венгерской академии наук. ISBN 963-05-1285-8 .
- ^ Jump up to: а б Доктор Янчо, Бенедек. «История Трансильвании во времена правления Анжуйского дома» [История Трансильвании во времена правления Анжуйского дома]. История Трансильвании [ История Трансильвании ] (PDF) (на венгерском языке). Клуж-Клуж: Минерва. п. 63.
- ^ Jump up to: а б Маккай, Ласло (2001). «Монгольское нашествие и его последствия» . История Трансильвании Том I. От истоков до 1606 г. - III. Трансильвания в средневековом Венгерском королевстве (896–1526) — 3. От монгольского нашествия до битвы при Мохаче . Издательство Колумбийского университета (венгерский оригинал, подготовленный Институтом истории Венгерской академии наук). ISBN 0-88033-479-7 .
- ^ Поп, Иоан-Аурел (1996). Румыны и венгры в 9-14 веках. Генезис средневекового государства в Трансильвании] [Румыны и венгры с 9 по 14 век. Генезис трансильванского средневекового государства. Центр трансильванских исследований. стр. 49
- ^ Рэди, Мартин (2000). Дворянство, земля и служба в средневековой Венгрии . ПАЛГРЕЙВ, Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир и Нью-Йорк. стр. 91–93. ISBN 0-333-71018-5 .
- ^ Jump up to: а б с Поп, Иоанн-Аурел (1996). Румыны и венгры в 9-14 веках. Генезис средневекового государства в Трансильвании] [ Румыны и венгры с 9 по 14 век. Генезис трансильванского средневекового государства . Центр трансильванских исследований. стр. 49.
- ^ Поп, Иоанн-Аурел (1997). История Румынии. Трансильвания [ История Румынии. Трансильвания ]. Издательство Джорджа Барициу. стр. 451–543.
- ^ Поп, Иоан Аурел (1999). Румыны и Румыния: краткая история . Издательство Колумбийского университета, 1999. ISBN. 0-88033-440-1 .
- ^ Филипашку, Александру (1945). «L'Ancienneté des Roumains de Marmatie» [Старшинство румын из Марматии]. Bibliotheca rerum Transsilvaniae (на французском языке). стр. 8–33.
- ^ Драгомир, Сильвиу (1924). Происхождение румынских колоний в Истрии] [ Происхождение румынских колоний в Истрии ]. Национальная культура. стр. 3–4, [1] .
- ^ Илона Чаманска; (2015) Влахи – некоторые исследовательские проблемы с. 14; БАЛКАНСКОЕ ПОСНАНИЕНСИЯ XXII/1 IUS VALACHICUM I, [2]
- ^ Срджан Рудич, Селим Асланташ: Государство и общество на Балканах до и после установления османского владычества , страницы 33-34
- ^ Гека, Ладислав (2019). «Влахский закон и его сравнение с привилегиями венгерских разбойников» . Подравина: журнал географических и исторических междисциплинарных исследований . 18 (35). Копривница, Хорватия: 26–45.
- ^ Косма, Эла (сентябрь 2022 г.). «Принял «Jus Valachicum» в Южной Трансильвании (14-18 вв.)» . Исследовательские ворота . п. 4 . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Милош Лукович: Закон Влахом (Jus Valachicum) в хартиях, выданных сербским средневековым монастырям и канунам относительно влахов в раннем османском налоговом регистре , 2015, стр. 36
- ^ Лампе, Джон Р.; Джексон, Марвин Р. (1982). Балканская экономическая история, 1550-1950: от имперских пограничья до развивающихся стран . Издательство Университета Индианы. п. 62. ИСБН 0-253-30368-0 .
- ^ Кочиш, Кароли; Ходоси, Эстер Кочишне (1 апреля 2001 г.). Этническая география венгерских меньшинств в Карпатском бассейне . ООО «Саймон Пабликейшнз». стр. 45–46. ISBN 978-1-931313-75-9 .
- ^ Этнография . Том 105. Общество. 1994 с. 33.