Моравская Валахия
Моравская Валахия ( чеш . Moravské Valašsko , или просто Valašsko ; румын . Valahia Moravă ) — горный этнорегион, расположенный в самой восточной части Моравии в Чехии , недалеко от словацкой границы, примерно с центром в городах Всетин , Валашске Мезиржичи и Рожнов-под. Радгоштем . [1] Название Валахия раньше применялось ко всем высокогорьям Моравии и соседней Силезии , хотя в 19 веке меньшая территория стала определяться как этнокультурная Моравская Валахия. Традиционный диалект представляет собой смесь элементов чешского и словацкого языков и имеет отчетливую лексику румынского происхождения , связанную с пастырской экономикой горной местности. Название произошло от термина « » , экзонима румын Влах .
География и антропология
[ редактировать ]
Моравская Валахия — горный регион, расположенный в самой восточной части Моравии в Чешской Республике , недалеко от границы со Словакией, примерно с центром в городах Всетин , Валашске-Мезиржичи и Рожнов-под-Радгоштем . Это часть Западных Карпат .
Граничит на западе с Лахией ( чеш . Lašsko ) по линии Штрамберк — Пршибор — Фридек (по Шембере) или согласно диалектологии (по Франтишеку Бартошу ). [2]
Культура
[ редактировать ]Население традиционно скотоводческое. Хотя животноводство долгое время ассоциировалось с сельским хозяйством, практиковавшимся в низинах, прилегающих к Западным Карпатам, методы валахов и связанные с ними ритуалы ухода за овцами и козами были уникальными и впервые введены ими, как и введение выпаса скота в высокогорье и акцент на производство молока и сыра ( брынзы ), с другими специфическими словами , такими как кошар или котар - загон для овец, чутора - бутылка с водой, фуяра - пастушья флейта со специфическим меланхоличным звуком, колиба - домик для пастухов и бача - главный пастух, входящий в местный язык. [3] Платье «Влах» до сих пор является важным элементом этнографии Чехии, Словакии и Польши. Считается, что музыка этого региона возникла под влиянием валахов (например, см. « Лахские танцы »), но она также представляет собой местную яркую смесь влахской культуры со словацкой, чешской, немецкой и польской музыкальной культурой из Татр и долины Моравы. [4] [ нужна страница ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Неясно, почему и когда произошла миграция влахов на территорию нынешней Чехии и Словакии . [5] Согласно Лозовану, влахи сначала были романоязычными, православными христианами , скотоводами-отгонщиками, происходящими из Трансильвании . [6] Камуселла отмечает, что влахи мигрировали вдоль Карпат в Моравию между 13 и 18 веками и что большинство из них сохранило православное христианство, но было славянизировано. [7]
Особое культурное наследие также отражается в генетических результатах Y-хромосомы: моравские влахи больше напоминают изолированные балканские группы, такие как арумыны, чем окружающие центральноевропейские популяции. [8]
Ранний современный период
[ редактировать ]
Влахи в Восточной Моравии восстали во время Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.). Они успешно боролись против правления Габсбургов в 1620–1623 годах и первоначально были поддержаны мятежными протестантскими венграми. Имея под своим контролем к 1621 году всю Моравию к востоку от реки Моравы, влахи потерпели поражение в 1623 году, после чего произошла серия публичных казней. Они возобновили атаки в конце 1623 года и, в частности, разгромили польский контингент в марте 1624 года. В 1625–1630 годах армии Габсбургов и Дании неоднократно пересекали Моравию. Влахи присоединились к датчанам, а позже и к шведам. После отступления датчан в 1627 году и отступления шведов в 1643 году Габсбурги окончательно разгромили валахов в 1644 году. [9]
Современный период
[ редактировать ]По крайней мере, с середины 18 века население Моравской Валахии называло себя валашским. В то время на немецком языке община называлась die Wallachey . Даниил Слобода заменил термин Уалачи (Влахи) на Уаласко (Валаско), определил моравского валаха как пастыря и подчеркнул, что этот термин не имеет ничего общего с румынами. Он отметил, что в речи присутствуют элементы польского и восточнославянского диалектов. [10]
В 1866 году Хайд Кларк сообщил, что моравцы рассматривают моравских влахов ( валашцев ) как «чужую расу», но славяноязычную. У них были характерные привычки и одежда. [11]
Известные люди
[ редактировать ]- Леош Яначек [ нужна ссылка ] - известный композитор
- Милан Барош - футболист
- Ян Антонин Бата - бизнесмен, сапожник (Bata Shoes)
- Томаш Батя - сапожник
- Томаш Бердых - профессиональный теннисист
- Радослав Бжобогатый – чешский актёр.
- Ота Филип - писатель, журналист, издающийся на чешском и немецком языках.
- Богуслав Фукс – пионер современной архитектуры
- Алоис Хаба - сочинение
- Маркета Ирглова - певица и автор песен, обладательница премии Оскар
- Болеслав Поливка - актер
- Том Стоппард – британский писатель и драматург
- Ивана Трамп — американская бизнес-леди, бывшая жена Дональда Трампа
- Мирек Тополанек - бывший премьер-министр Чехии
- Людвик Вакулик — чешский писатель и соавтор «Хартии 77» (совместно с Яном Паточкой и Вацлавом Гавелом )
- Эмиль Затопек - бегун на длинные дистанции, наиболее известный тем, что выиграл три золотые медали на летних Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Валашская деревня - краткая история Валашского региона. В музее под открытым небом Рожнов под Радгоштем, 2012 г. [1] Архивировано 27 октября 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Кевин Ханнан (1996). Границы языка и идентичности в Тешенской Силезии . Питер Лонг. стр. 67–71. ISBN 978-0-8204-3365-3 .
- ^ Кошталова, Петра (2022). «Спорный ландшафт: Моравская Валахия и Моравская Словакия» . OpenEdition.org . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ Джонстон 2010 .
- ^ Чехословацкое общество искусств и наук в Америке (1968). Чехословакия в прошлом и настоящем: политические, международные, социальные и экономические аспекты . Мутон. п. 686.
- ^ Лозован 2015 , p. 175.
- ^ Камуселла 2008 , стр. 64.
- ^ Элер, Эдвард; Ванек, Даниэль; Стенцль, Властимил; Ванчата, Вацлав (июнь 2011 г.). «Y-хромосомное разнообразие валахов из Чехии: модель для изолированной популяции в Центральной Европе» . Хорватский медицинский журнал . 52 (3): 358–367. дои : 10.3325/cmj.2011.52.358 . ПМК 3131682 . ПМИД 21674832 .
- ^ Полишенский 1971 .
- ^ Кевин Ханнан (1994). Язык и идентичность в западнославянском приграничье: на примере Тешенской Силезии . Техасский университет в Остине. стр. 124–125, 148.
- ^ Антропологический обзор . Трюбнер и компания. 1866. стр. 91–.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Камуселла, Т. (2008). Политика языка и национализма в современной Центральной Европе . Спрингер. ISBN 978-0-230-58347-4 .
- Конечный З.; Майнус, Ф. (1979). : Главы из Следы прошлого истории Моравии и Силезии . Брно: Блок.
- Лозован, Евгений (2015). Священная Дакия . Бухарест: Издательство Saeculum. ISBN 978-973-9399-17-3 .
- Полишенский, Йозеф В. (1971). Тридцатилетняя война . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01868-6 .
- Ярослав Штика (1973). Этнографический регион Моравская Валахия: его возникновение и развитие . Профиль.
- Бартош, Франтишек (1880), «Регион и люди Моравской Валахии» (PDF) , Освенцим
- Матуш Вацлавек (1894). Моравская Валахия: Народная живопись как вклад в историю чешской культуры .
- Экерт, Ева. (1993). Разновидности чешского языка: исследования чешской социолингвистики . Атланта/Амстеродам, Родопи. п. 53-54
- Шорт, Д. (1993). Чехия и Словакия: языковая ситуация. В: Ашер Р.Э. (ред.) Энциклопедия языка и лингвистики , Оксфорд, том. 2, 804-805
- Группа соавторов (2007): Вокруг природы и истории Валашске-Мезиржичи, Валашске-Мезиржичи, Чешский союз охраны природы. 66 страниц. ISBN 978-80-254-4470-2 .(на чешском языке)
- Джонстон, Джесси А. (2010). «Цимбал (цимбал) и народная музыка в Моравской Словакии и Валахии». Журнал Американского общества музыкальных инструментов . 36 : 78–117. hdl : 2027.42/87955 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://web.archive.org/web/20100503172548/http://www.vsacan.cz/en/ Vsacan, валашский ансамбль песни и танца.