Ян Паточка
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2017 г. ) |
Ян Паточка | |
---|---|
![]() Ян Паточка (1971) Фото: Йиндржих Пршибик | |
Рожденный | |
Умер | 13 марта 1977 г. | (69 лет)
Заметная работа |
|
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия Феноменология «Асубъективная феноменология» / Экзистенциальная феноменология «Негативный платонизм ». |
Известные студенты | |
Основные интересы | |
Известные идеи |
|
Ян Паточка ( Чешское произношение: [ˈpatot͡ʃka] ; 1 июня 1907 — 13 марта 1977) — чешский философ . Учившись в Праге , Париже , Берлине и Фрайбурге , он был одним из последних учеников Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера . Во Фрайбурге у него также на протяжении всей жизни сложилась философская дружба с помощником Гуссерля Ойгеном Финком . Паточка проработал в Чехословацкой Социалистической Республике почти всю свою карьеру, но так и не вступил в Коммунистическую партию и подвергся преследованиям, которые закончились его смертью как диссидентского представителя Хартии 77 .
Паточка был плодовитым писателем и лектором с широким спектром знаний, внесшим большой вклад в экзистенциальную феноменологию , а также в интерпретацию чешской культуры и европейской культуры в целом. Из его чешского собрания сочинений некоторые из наиболее известных были переведены на английский и другие основные языки. К ним относятся поздние работы «Платон и Европа» (1973) и «Еретические очерки философии истории» (1975), в которых Паточка разработал философию истории, определяющую сократико - платоническую тему заботы о душе как основу «Европы». .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Паточка посещала гимназию Яна Неруды .
В 1936 году он защитил докторскую диссертацию на тему « Мир природы как философская проблема» — первое систематическое феноменологическое исследование на чешском языке, которое оказало соответствующее влияние на чешскую философию. В 1937 году Паточка занял пост главного редактора философского журнала «Чешский разум ». В 1938 году он стал членом Международного института философии .
Работает
[ редактировать ]Его работы в основном касались проблемы первоначального данного мира ( Lebenswelt ), его устройства и положения человека в нем. Он пытался развить эту гуссерлианскую концепцию под влиянием некоторых основных тем Хайдеггера (например, историчности, техничности и т. д.). С другой стороны, он также критиковал философию Хайдеггера за то, что она недостаточно занимается основными структурами бытия -в-мире. , которые не являются деятельностью по раскрытию истины (это привело его к пониманию творчества Ханны Арендт ). С этой точки зрения он сформулировал собственную оригинальную теорию «трех движений человеческого существования»: 1) получение , 2) воспроизводство , 3) трансцендентность . Он также перевел на чешский язык многие Гегеля и Шеллинга произведения . При жизни Паточка публиковался на чешском, немецком и французском языках.
Помимо своих работ по проблеме Lebenswelt , он написал интерпретации досократической и классической греческой философии и несколько более длинных эссе по истории греческих идей в формировании нашей концепции Европы. Паточка все больше внимания уделял идее Европы в 1970-е годы. [ 1 ] Поскольку ему запретили преподавать (см. ниже), в конце 70-х годов он читал в своей частной квартире тайные лекции по греческой мысли в целом и по Платону в частности. Эти тайные лекции известны под общим названием «Платон и Европа» и публикуются под тем же названием на английском языке. Он также участвовал в дискуссиях о современной чешской философии, искусстве, истории и политике. Он был уважаемым знатоком чешских мыслителей, таких как Коменский (род. 1592) (также известный как Коменский) и Масарик (род. 1850). В 1971 году он опубликовал небольшой трактат о Коменском на немецком языке под названием Die Philosophy der Erziehung des JA Comenius («Философия образования Коменского»). В 1977 году его работа о Масарике завершилась публикацией «Двух исследований о Масарике», которая изначально представляла собой машинописный текст, распространявшийся в частном порядке. [ 2 ]
«Еретические очерки Паточки в философии истории» подробно и тщательно анализируются в Жака Деррида важной книге «Дар смерти». Деррида был последним человеком, который писал или высказывал мысли Паточки; Поль Рикер и Роман Якобсон (написавшие соответственно предисловие и послесловие к французскому изданию « Еретических эссе ») — еще два примера.

В 1939–1945 годах, когда чешские университеты были закрыты, а также в период с 1951 по 1968 год и с 1972 года Паточке запретили преподавать. Лишь несколько его книг были опубликованы, а большая часть его работ распространялась только в виде машинописных текстов, которые хранились у студентов и распространялись в основном после его смерти. Вместе с другими запрещенными интеллектуалами он читал лекции в так называемом «Подпольном университете», который был неформальным учреждением, пытавшимся предложить бесплатное культурное образование без цензуры. В январе 1977 года он стал одним из первых подписантов и главных представителей движения за права человека Хартия 77 (Хартия 77) в Чехословакии. В течение трех месяцев после публикации Хартии он активно писал и говорил о значении Хартии, несмотря на ухудшающееся здоровье. Он также был допрошен полицией по поводу его причастности к движению «Хартия». 3 марта 1977 года его десять часов удерживала полиция, утверждавшая, что ему будет разрешено выступить в роли представителя Хартии с высокопоставленным чиновником (фактически это было предлогом, чтобы задержать его от посещения приема в посольстве Западной Германии [ 3 ] ). В тот же вечер он заболел и был доставлен в больницу, где его здоровье на короткое время улучшилось, что позволило ему дать последнее интервью Die Zeit и написать заключительное эссе под названием «Чего мы можем ожидать от Хартии 77». 11 марта у него случился рецидив, а 13 марта он умер от апоплексии в возрасте 69 лет.
Его брат Франтишек Паточка был микробиологом.
Список работ
[ редактировать ]- Мир природы как философская проблема [Мир природы как философская проблема]
- Введение в феноменологию Гуссерля [Úvod do Husserlovy fenomenologie]
- Аристотель, его предшественники и его наследники [Аристотель, его предшественники и наследники]
- Тело, Сообщество, Язык, Мир
- платонизм Негативный
- Платон и Европа
- Кто такие чехи? [Что такое чехи?]
- Забота о душе
- Еретические очерки философии истории
- Два исследования о Масарике
По-английски
[ редактировать ]- «Войны двадцатого века и двадцатый век как война». Телос 30 (зима 1976–77). Нью-Йорк: Телос Пресс.
- Ян Паточка: Философия и избранные произведения. Под редакцией Эразима Кохака. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета, 1989.
- Тело, Сообщество, Язык, Мир . Перевод Эразима Кохака. Под редакцией Джеймса Додда. Чикаго, Иллинойс: Открытый суд, 1998.
- Еретические очерки философии истории . Перевод Эразима Кохака. Под редакцией Джеймса Додда. Чикаго, Иллинойс: Открытый суд, 1996.
- Введение в феноменологию Гуссерля . Перевод Эразима Кохака. Под редакцией Джеймса Додда. Чикаго, Иллинойс: Открытый суд, 1996.
- Платон и Европа . Перевод Петра Лома. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2002.
- Мир природы как философская проблема. Перевод Эрики Абрамс. Под редакцией Ивана Хватика и Любицы Учника. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 2016.
- Избранные сочинения Яна Паточки . Под редакцией Эрин Планкетт. Лондон: Блумсбери, 2022.
СМИ
[ редактировать ]Фильм 2017 года «Пражский Сократ » был снят в Праге и дебютировал в Брюсселе. Этот фильм исследует жизнь и деятельность Паточки во второй половине двадцатого века в коммунистической Центральной Европе, беря интервью у нескольких его учеников и друзей. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арнасон, Дж. П. , и Дойл, Н., ред., Области и разделы европейской истории ( Ливерпуль : Liverpool University Press , 2010), стр. 153 .
- ^ Эразим Кохак, «Ян Паточка: Философская биография» в (ред.) Эразим Кохак, Ян Паточка: Философия и избранные произведения (Чикаго и Лондон: The University of Chicago Press, 1989), стр. 4.
- ^ Джон Болтон, Миры инакомыслия (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2012), стр. 159.
- ^ «Сократ Пражский», [1] .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рено Барбарас , Движение существования. Исследования по феноменологии Яна Паточки , Les Editions de la Transparency, 2007 г.
- Далибор Трухлар, Ян Паточка. Сократ между Гуссерлем и Хайдеггером , специальное издание Венского университетского центра исследований мира, 1996 г.
- Эразим Кохак, Ян Паточка: Философия и избранные сочинения .
- Жак Деррида , Дар смерти
- Эдвард Ф. Финдли, Забота о душе в эпоху постмодерна: политика и феноменология в мысли Яна Паточки. Олбани: SUNY Press, 2002.
- Марк Крепон, Инаковость Европы.
- Ян Паточка и европейское наследие, Studia Phaenomenologica VII (2007) - Иван Хватик (приглашенный редактор)
- Эмре Шан, Трансцендентность как феноменологическая проблема: чтение Мерло-Понти и Паточки. Париж: Мимесис, 2012.
- Франческо Тава , Риск свободы: этика, феноменология и политика в Яне Паточке. Лондон: Rowman & Littlefield International, 2015.
- Дариам Мичем и Франческо Тава (ред.), Думая после Европы: Ян Паточка и политика. Роуман и Литтлфилд Интернэшнл, 2016.
- Джеймс Менш. Асубъективная феноменология Паточки: на пути к новой концепции прав человека ( Orbis Phaenomenologicus Studien , т. 38), Вюрцбург: Königshausen & Neumann,
- Иван Хватик и Эрин Планкетт (ред.), Избранные сочинения Яна Паточки: Забота о душе. Блумсбери, 2022.
Внешние ссылки
[ редактировать ]