Jump to content

Трансильванское крестьянское восстание

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Трансильванское крестьянское восстание
Дата Июнь 1437 г. - январь 1438 г.
Расположение
Результат Патрицианская победа
Воюющие стороны
Трансильванские крестьяне и мелкая знать Трансильванская аристократия
Командиры и лидеры
Антал Надь де Буда
Пал Надь де Вайдахаза
Михаил Влах
Ладислав Чаки
Джордж Лепес
Майкл Якс
Генри Тамаси
Дезидериус Лосончи
Сила
неизвестный неизвестный

Трансильванское крестьянское восстание ( венгерский : erdélyi parasztfelkelés ), также известное как крестьянское восстание Бабольны или восстание Бобыльны ( румынский : Răscoala de la Bobâlna ), было народным восстанием на восточных территориях Венгерского королевства в 1437 году. Восстание вспыхнуло. после того, как Жорж Лепес , епископ Трансильвании , в течение многих лет не мог собирать десятину из-за временного ухудшения качества чеканки, но затем потребовал выплатить задолженность одной суммой, когда снова были выпущены монеты более высокой стоимости. Большинство простолюдинов не смогли выплатить требуемую сумму, но епископ не отказался от своего требования и применил интердикт и другие церковные наказания, чтобы добиться выплаты.

Трансильванские крестьяне уже были возмущены увеличением существующих сеньорских пошлин и налогов и введением новых налогов в первые десятилетия века. Епископ также пытался собирать десятину с мелких дворян и православных влахов , поселившихся на участках, брошенных крестьянами-католиками. Весной 1437 года венгерские и валахские простолюдины, бедные горожане из Коложвара (ныне Клуж-Напока в Румынии ) [примечание 1] и мелкая знать начала собираться на плоской вершине горы Бабольна возле Альпарета ( Бобыльна ), где они разбили укрепленный лагерь. Епископ и его брат Роланд Лепес, заместитель воеводы (или королевского губернатора) Трансильвании , собрали свои войска для борьбы с повстанцами. Воевода, два графа Секели и многие трансильванские дворяне также поспешили на гору, чтобы помочь им в борьбе с повстанцами.

Восставшие отправили к воеводе послов, чтобы сообщить ему о своих обидах, но послы были схвачены и казнены. Воевода вторгся в лагерь повстанцев, но крестьяне оказали сопротивление и предприняли успешную контратаку, убив в ходе боя многих дворян. Чтобы помешать повстанцам продолжать войну, епископ и вожди дворян начали переговоры с посланниками повстанцев. Их компромисс был зафиксирован в аббатстве Коложсмоностор 6 июля. Соглашение уменьшало десятину вдвое, отменяло девятую (сеньорский налог), гарантировало крестьянам право на свободное передвижение и разрешало им проводить ежегодное собрание для обеспечения исполнения соглашения.

Дворяне, графы Секели и делегаты саксонских мест заключили «братский союз» против своих врагов в Капольне ( Capâlna ). Восставшие крестьяне покинули свой лагерь и двинулись в сторону Деса ( Dej ). После боя под городом стороны 6 октября заключили новое соглашение, по которому увеличивалась арендная плата, выплачиваемая крестьянами помещикам. Вскоре после этого крестьяне вторглись в аббатство Коложсмоностор и овладели Коложваром и Надьедом ( Аюдом ). Объединенные армии воеводы Трансильвании, графов Секели и саксонских престолов вынудили повстанцев сдаться в январе 1438 года. Руководители восстания были казнены, а другие бунтовщики были изуродованы на собрании представителей Трех Народов Трансильвания в феврале.

Карта восточного региона Карпатского бассейна с Землей Секели в самом восточном углу и саксонскими местами на северной и южной территории.
Административные единицы Трансильвании в средние века

Трансильвания («Земля за лесами») — географический регион XV века в Венгерском королевстве . [1] четыре основные этнические группы — венгры , саксы , секелы и влахи ( румыны ). На территории проживали [1] Венгры, венгерскоязычные секелишы и саксы образовали оседлые общины, жившие в деревнях и городах. [1] Многие из валахов были пастухами, пасшими свои стада между горами и низменностями. [1] но монархи и другие землевладельцы предоставили им финансовые привилегии для продвижения своих поселений на пахотных землях со второй половины века. [2] Первоначально влахи пользовались особым статусом, который включал в себя то, что они должны были платить налог только за своих овец, но простолюдины-влахи, поселившиеся в королевских или частных поместьях, быстро потеряли свои свободы. [3] В административных целях Трансильвания была разделена на графства и округа . [1] [4] Семь трансильванских графств подчинялись власти высокопоставленного королевского чиновника — воеводы Трансильвании . [5] [6] Местом проведения были административные единицы автономных общин Саксония и Секеи. [7]

Воеводы председательствовали на общих дворянских собраниях, которые ежегодно проводились на лугу близ Торды ( Turda ). [8] [7] С начала 15 века воеводы редко посещали Трансильванию, оставляя управление графствами своим заместителям — вице-воеводам . [6] [8] Трансильванская знать была освобождена от налогов в 1324 году. [9] [10] В 1342 году дворянам было предоставлено право вершить правосудие над крестьянами, проживающими в их имениях. [9] [11] Такое же право в своих владениях прелаты получили во второй половине XIV века. [11] В 1366 году Людовик I Венгерский постановил , что клятва, принесенная влахским кнезом (или вождем), который «был приведен», [12] его поместье по королевскому указу было равно присяге истинного дворянина, но другие кнезы были на равных правах с главами деревень. [13] [14] Юридическое положение князей было аналогично « дворянам церкви » и другим группам условного дворянства , но монархи часто награждали их истинным дворянством. [14] [15] Благородные влахи пользовались теми же привилегиями, что и их этнические венгерские сверстники, таким образом, они стали членами «венгерской нации», которая была связана с сообществом дворян. [16] С другой стороны, валахские простолюдины, жившие в своих поместьях, лишились своих свобод. [16]

Секели были сообществом привилегированных пограничников. [17] [18] Они воевали в королевской армии, за что были освобождены от налогов. [19] Королевский чиновник, граф Секели , был их верховным лидером, но местами в Секели управляли выборные должностные лица. [4] Саксы также имели право выбирать магистратов на свои места. [20] [21] Они пользовались личной свободой и платили монархам единовременный налог. [20] Богатейшие саксонские города – Бистриц, Германштадт и Кронштадт ( Бистрица , Сибиу и Брашов ) – владели большими поместьями, которые обрабатывали сотни крестьян. [22] Десятки саксонских и секейских семей владели земельной собственностью в графствах, за что также пользовались статусом дворян. [23] Лидеров Саксонии и Секели время от времени приглашали в Торду для участия в генеральных ассамблеях, что позволяло лидерам трех стран координировать свои действия. [8]

Города, расположенные в графствах, вряд ли могли конкурировать с крупными саксонскими центрами. [24] Коложвару было предоставлено право покупать земельную собственность у дворян или других землевладельцев в 1370 году, но его горожан считали крестьянами епископы Трансильвании и аббаты Коложсмоносторского аббатства , которые заставляли их платить девятый (сеньорский налог) с свои виноградники до 1409 года. [25] Купцы из Коложвара, Деса и других трансильванских городов были освобождены от внутренних налогов, но дворяне часто игнорировали эту привилегию, заставляя торговцев платить пошлины во время путешествий по своим владениям. [26]

Венгры, саксы и секелиш придерживались католицизма. [27] входила В состав Трансильванской епархии большая часть провинции, но саксы Южной Трансильвании подчинялись архиепископам Эстергомским . [28] [1] Католические простолюдины должны были платить церковный налог — десятину , но Иоанн XXIII освободил от его уплаты мелких дворян в 1415 году. [1] Однако Георг Лепес , епископ Трансильвании, проигнорировал это решение, особенно после того, как Иоанн был объявлен антипапой . [1] Первоначально влахи были освобождены от церковного налога, но Сигизмунд Люксембургский , король Венгрии, постановил, что влахи, поселившиеся на землях, оставленных крестьянами-католиками, также должны были платить десятину. [29] Сигизмунд был отсутствующим монархом, глубоко вовлеченным в европейскую политику; он провел много времени за пределами Венгрии, особенно в других своих владениях, таких как Германия и Богемия . [30]

Османы нападали на Трансильванию почти каждый год, начиная с 1420 года. [31] [32] Крестьянам приходилось нести растущие расходы на защиту от османов. [33] [34] Их регулярно обязывали платить «чрезвычайные налоги» в дополнение к прибыли палаты (традиционный налог, уплачиваемый каждым крестьянским двором в царскую казну). [34] [35] Король также приказал, чтобы каждый десятый крестьянин взял в руки оружие в случае нападения Османской империи, хотя крестьяне всегда были освобождены от военных повинностей. [36] Размещение войск также было обременительной обязанностью, поскольку солдаты часто заставляли крестьян снабжать их продовольствием и одеждой. [37] Помещики стали собирать с крестьян девятку. [29] Хотя девятый был введен уже в 1351 году, в Трансильвании его собирали нерегулярно. [29] Дворяне также предпринимали попытки воспрепятствовать свободному передвижению своих крепостных. [33]

Растущие налоги и новые обременения взбудоражили простолюдинов. Трансильванские саксы смогли одолеть своих восставших крепостных только с помощью вице-воеводы Роланда Лепеса в 1417 году. [38] Объединенные армии графств и саксонских городов подавили восстание простолюдинов Секели в 1433 году. [39] В начале 1434 года горожанам Кронштадта пришлось обратиться за помощью к графу Секели против восставших влахов в графстве Фогарас . [40] Гуситские идеи , особенно их эгалитарная таборитская версия, начали распространяться среди крестьянства в 1430-х годах. [33] В мае 1436 года Жорж Лепес призвал инквизитора Джеймса Маркского приехать в Трансильванию, поскольку гуситские проповедники обратили в его веру многих людей в его епархии. [41]

Крестьянская война

[ редактировать ]

Действия епископа Лепеса

[ редактировать ]
Вход в церковь с одной башней
Собор Святого Михаила в Дьюлафехерваре ( Альба-Юлия ): кафедра епископов Трансильвании.

Чтобы справиться с финансовым бременем, возникшим в результате гуситских войн и военных кампаний против Османской империи , Сигизмунд Люксембургский в 1432 году ввел в обращение серебряные монеты меньшей стоимости. [32] [42] Новые пенни были известны как квартовые, потому что они содержали лишь четверть содержания серебра в старой валюте. [32] [43] Епископ Лепес, который знал, что через несколько лет снова будут чеканить монеты более высокой стоимости, приостановил сбор десятины в 1434 году. [32] [44]

После того как ценные монеты были выпущены в обращение, Лепес потребовал десятину за предыдущие годы одной суммой. [44] [45] По оценкам историков, крестьянские семьи должны были заплатить от шести до девяти золотых флоринов, хотя стоимость среднего крестьянского участка составляла всего около 40 флоринов. [45] [46] Большинство крестьян были не в состоянии выплатить эту сумму, тем более, что им приходилось платить еще и сеньорический налог владельцам своих участков. [45]

Чтобы обеспечить выплату задолженности, епископ применил церковные наказания, объявив летом 1436 года интердиктом целые деревни. [45] Он также отлучил от церкви мелких дворян, отказавшихся платить десятину. [45] Однако большинство крепостных сопротивлялись, и их лорды не желали помогать епископу. [46] По просьбе епископа король приказал воеводе и испанам (или главам) графств обеспечить сбор десятины в начале сентября. [47] Король также постановил, что все крестьяне, не уплатившие задолженность в течение месяца после отлучения от церкви, должны были выплатить в качестве штрафа двенадцать золотых флоринов. [48]

Вспыхивает восстание

[ редактировать ]

Восстание развилось из местных волнений в первой половине 1437 года. [45] Жители деревень Дарок, Мако и Тюре ( Доролцу , Макэу и Туреа ) в марте напали на настоятеля Клужского монастыря в Богартельке ( Багара ). [49] В уезде Альсо-Фехер и вокруг Девы ( Дева ) крепостные собирались в небольшие банды и нападали на дворянские поместья. [45] Крестьяне из Альпарета и Богаты ( Богата-де-Сус ) первыми поселились на вершине близлежащей горы Бабольна. [50] в мае или июне. [51] Окруженная высокими скалами и густыми лесами и увенчанная плато площадью около 7–8 гектаров (17–20 акров), гора была идеальным местом для обороны. [52] Следуя военной стратегии таборитов, повстанцы разбили лагерь на плоской вершине горы. [33]

Меньший дворянин Антал Надь де Буда пришел с группой крестьян из Диоса и Бурьянособуды ( Деушу и Вечеа ) на гору. [50] Влах Михай прибыл с людьми из Вирагосберека ( Флорешти ). [50] соляные шахтеры из Сека ( Sic ) и бедные горожане из Коложвара. К крестьянству присоединились [50] По оценкам историка Лайоша Демени, к концу июня на плато собралось около 5–6 000 вооруженных людей. [53]

Епископ Лепес и его брат, вице-воевода, начали собирать войска возле крестьянского лагеря. [54] Отсутствующий воевода Ладислав Чаки поспешил в Трансильванию. [33] Графы Секели Михаэль Якч и Генрих Тамаси также присоединились к объединенным армиям воеводы и епископа. [54] Присоединившиеся к походу молодые дворяне хотели совершить внезапное нападение на крестьян, но епископ предложил усмирить крестьян путем переговоров. [55] Задержка позволила бунтовщикам завершить укрепление своего лагеря. [56]

Первая битва и компромисс

[ редактировать ]

Крестьяне выбрали четырех посланников, чтобы сообщить воеводе о своих обидах. [33] Они просили Чаки положить конец злоупотреблениям в отношении сбора десятины и убедить епископа снять церковные запреты. [33] Они также требовали подтверждения права крепостных на свободное передвижение. [33] Вместо того, чтобы вступить в переговоры, воевода в конце июня подверг пыткам и казнил посланников повстанцев. [33] Вскоре он вторгся в лагерь повстанцев, но крестьяне отразили атаку и окружили его армию. [57] В ходе завязавшейся битвы погибло много дворян; Епископ Лепес едва спасся с поля боя. [57]

Представители дворянства и повстанцы вступили в переговоры в начале июля. [56] Заместители повстанцев назначались их лидерами, в том числе Палом Надь де Вайдахаза, который называл себя «знаменосцем университетов венгерских и валахских жителей этой части Трансильвании». [58] Использование термина « университас » свидетельствует о том, что крестьянство стремилось к признанию своих свобод как сообщества. [33] [59] Крестьяне подчеркивали, что хотят «вернуть себе свободы, дарованные им древними королями, свободы, которые подавлялись всевозможными уловками». [60] потому что они были убеждены, что их свободы были записаны в хартии во время правления первого короля Венгрии святого Стефана . [61] Их вера в «доброго короля», который обеспечил благополучие своих подданных в мифический «золотой век», не была чем-то необычным в средние века. [31]

Стороны достигли компромисса, который был зафиксирован в аббатстве Коложсмоностор 6 июля. [56] Они согласились, что десятина будет уменьшена вдвое. [60] Выплата ренты, налогов и других поборов, причитавшихся помещикам и царской казне, была приостановлена ​​до сбора десятины. [60] Соглашение отменяло девятое и предписывало, что крестьяне обязаны были платить только арендную плату помещикам. [60] Годовая сумма арендной платы была установлена ​​в размере 10 динаров, что намного ниже, чем арендная плата до восстания. [60] Дворяне также признавали право крестьян на свободное передвижение, которое могло быть ограничено только в случае неисполнения крестьянми своих обязательств перед помещиком. [31] [60] Чтобы держать под контролем исполнение соглашения, крестьянам было разрешено проводить ежегодное собрание на горе Бабольна. [31] [62] Их собрание имело право наказывать дворян, нарушивших компромисс. [62]

Коложсмоносторское соглашение предписывало «делегатам дворян и жителей королевства» просить Сигизмунда Люксембургского прислать подлинную копию грамоты Стефана. [61] Крестьяне согласились, что положения устава следует применять в случае противоречия между уставом и Колозсмоносторским договором. [61] Крестьяне сохраняли за собой право избирать делегатов и начинать новые переговоры с представителями дворянства, если Стефанова грамота не урегулировала должным образом их обязательства перед помещиками. [61]

Союз трех наций

[ редактировать ]

Епископ и дворяне рассматривали Коложсмоносторское соглашение как временный компромисс. [62] [63] Их мотивами было побудить повстанцев к демобилизации и дать им время для сбора новых войск. [63] Они собрались в Капольне и начали переговоры с графами Секели и делегатами саксонских мест. [64] Это был первый случай, когда представители дворянства, Секели и саксов провели совместное собрание без разрешения монарха. [65] В начале сентября они заключили «братский союз» против своих врагов, пообещав оказывать друг другу военную помощь против как внутренних, так и внешних агрессоров. [64] [65] По словам Демени, епископ, похоже, признал, что мелкие дворяне были освобождены от уплаты десятины, поскольку сейм Венгрии постановил, что дворян нельзя принуждать к уплате десятины в 1438 году. [66]

Вторая битва и второй компромисс

[ редактировать ]
Каменная церковь с небольшой башней на холме
Коложсмоносторское аббатство ( монастырь )

Повстанцы покинули свой укрепленный лагерь на горе Бабольна, скорее всего, потому, что им требовались новые продовольствия. [66] Они двинулись в сторону Деса, грабя во время марша дворянские поместья. [66] [67] Они угрожали суровыми наказаниями всем, кто их не поддержит. [66] Они разбили новый лагерь на реке Самос (Сомеш) недалеко от города. [67] В конце сентября возле лагеря произошел новый бой между повстанцами и их врагами. [68]

Не сумев одолеть повстанцев, дворяне начали с ними новые переговоры в Делллоапати ( Апатиу ). [68] 6 октября представители двух сторон достигли нового компромисса, который четыре дня спустя был включен в новый устав аббатства Коложсмоностор. [65] [69] По неизвестным причинам крестьяне приняли менее выгодные условия, чем условия первого соглашения. [70] Демени утверждает, что их лидеры, скорее всего, осознали, что они не смогут сопротивляться в течение длительного времени. [70]

По новому соглашению минимальная сумма ренты, уплачиваемой крестьянами помещикам, была увеличена до 12 динаров в год; крестьяне, владевшие более крупными наделами, должны были платить своим господам от 25 до 100 динаров, что равнялось сумме, подлежавшей уплате до восстания. [67] [71] В новом договоре не определялись «подарки», которые крестьяне должны были давать помещикам, а лишь устанавливалось, что они обязаны выполнять это обязательство трижды в год. [72] Соглашение подтверждало право дворян вершить правосудие над крестьянами, проживающими в их имениях, но также предусматривало, что крестьяне могли обжаловать решение своих господ в суде близлежащей деревни или небольшого города. [73]

Последний этап

[ редактировать ]

Второе соглашение снова было расценено обеими сторонами как временный компромисс. [74] Хартия предписывала направить к королю, находившемуся в Праге, совместную делегацию повстанцев и дворян для поиска его арбитража . [65] [75] Никаких свидетельств о назначении делегатов или их отъезде в Прагу нет. [75] Сигизмунд Люксембургский умер 9 декабря 1437 года. [65]

Зная, что их лагерь на Самоше может быть легко атакован, повстанцы в октябре или ноябре двинулись в сторону Коложвара. [75] Они вторглись и разграбили поместья Батори в Фейерде ( Фейурдени ). [74] Они также схватили и обезглавили многих дворян, прежде чем напасть на аббатство и вынудить аббата бежать. [76] Группа повстанцев овладела Надььедом при помощи его бедных горожан и жителей близлежащих деревень. [77] Большинство горожан Коложвара также сочувствовали повстанцам, которые, таким образом, вошли в город без сопротивления. [75] В саксонской хартии записано, что Антал Надь де Буда погиб, сражаясь против дворян, до 15 декабря. [78] Демени опровергает достоверность сообщения, заявляя, что все другие источники указывают на то, что крестьяне все еще сопротивлялись в январе 1438 года. [79]

Объединенные армии нового воеводы Дезидериуса Лошонци и Михаэля Якча осадили Коложвар. [80] 9 января они направили письмо саксонским лидерам, призывая их послать подкрепление, чтобы способствовать уничтожению «неверных крестьян». [80] Согласно отчету осаждающих, во время осады «ни одна душа не могла выйти или войти» в город. [80] [75] Блокада вызвала голод, который вынудил защитников сдаться до конца января. [75] [81] Примерно в то же время были уничтожены повстанческие группы вокруг Надььеда. [77]

Последствия и оценка

[ редактировать ]
Пара памятных марок, выпущенных Румынской Народной Республикой в ​​1957 году.

Делегаты трех сословий Трансильвании, дворяне (включая дворянских саксов и валахов), секелис и саксы, собрались в Торде 2 февраля 1438 года. [82] Они подтвердили свой «братский союз» против восставших крестьян и османских мародеров. [65] [75] На съезде были казнены девять лидеров восстания. [65] Другие защитники Коложвара были изуродованы. [65] [75] Воспользовавшись победой, предводители дворян также предприняли попытки нанести вред своим личным врагам. [83] Например, воевода, который хотел захватить часть собственности Батори, обвинил их в сотрудничестве с повстанцами. [83] В отместку за поддержку повстанцев 15 ноября Коложвар был лишен муниципальных прав. [65] бюргеры добились восстановления своих свобод при поддержке Иоанна Хуньяди . Однако 21 сентября 1444 года [84]

В письмах того времени восстание единодушно описывалось как крестьянская война против своих господ. [85] 22 июля 1437 года королевский судья Стефан Батори назвал события в Трансильвании «крестьянской войной»; 30 сентября Ролан Лепес упомянул, что дворянин был ранен «в общей борьбе с крестьянством»; а епископ Лепес написал о «крестьянской войне» 27 января 1439 года. [85] В других документах (в том числе протоколах заседаний городского совета Надььеда) подчеркивалось, что к восстанию присоединились также ремесленники и горожане. [86] Ни один источник того времени не указал, что национальная ненависть сыграла какую-либо роль в восстании. [87] Напротив, сотрудничество венгерских и валахских простолюдинов во время восстания хорошо задокументировано. [88] Первый компромисс между повстанцами и дворянами прямо затрагивал их общие обиды. [88] Например, повстанцы жаловались, что «как венгры, так и валахи, жившие вблизи замков», были произвольно вынуждены платить десятину за своих свиней и пчел. [88]

Историк Джозеф Хелд утверждает, что «консервативная позиция трансильванского крестьянского движения была похожа на крестьянские движения позднего средневековья в других частях Европы». [62] Крестьяне хотели лишь добиться отмены новых сеньорских повинностей и восстановления традиционного уровня своих налогов, не ставя под сомнение основную структуру общества. [62] С другой стороны, пишет Лайош Демени, движение переросло в «всеобщее наступление на феодальное общество» в Трансильвании. [89] Оба историка приходят к выводу, что повстанцы не смогли достичь своих основных целей. [62] [90] Право крестьян на свободное передвижение было частично восстановлено. [62] но помещикам снова удалось сократить его в последнее десятилетие века. [91] По словам историка Жана Седлара, влахские крестьяне «занимали самую низкую ступень социальной лестницы, превосходя только рабов» в средневековой Трансильвании из-за своей православной веры. Однако никакие чисто этнические предрассудки не позволяли влахам приобретать землю и присоединяться к венгерскому дворянству при условии, что они примут католицизм и будут вести благородный образ жизни. В то же время тот факт, что восходящая мобильность требовала отказа от валахской идентичности, явно препятствовал развитию у этой группы чувства этнической солидарности. [92]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В статье всегда в скобках упоминается румынское официальное название поселений, поскольку Трансильвания теперь является частью Румынии.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Состоялось в 1977 году , с. 28.
  2. ^ Питер 1998 , с. 185.
  3. ^ Маккай 1994 , стр. 198, 222.
  4. ^ Перейти обратно: а б Поп 2005 , с. 233.
  5. ^ Состоялось в 1977 году , с. 200.
  6. ^ Перейти обратно: а б Поп 2005 , с. 227.
  7. ^ Перейти обратно: а б Поп 2005 , с. 232.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Маккай 1994 , с. 223.
  9. ^ Перейти обратно: а б Маккай 1994 , с. 207.
  10. ^ Поп 2005 , с. 258.
  11. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 76.
  12. ^ Поп 2003 , с. 123.
  13. ^ Маккай 1994 , с. 215.
  14. ^ Перейти обратно: а б Поп 2005 , с. 221.
  15. ^ Маккай 1994 , стр. 215–216.
  16. ^ Перейти обратно: а б Маккай 1994 , с. 218.
  17. ^ Энгель 2001 , с. 116.
  18. ^ Состоялось в 1977 г. , стр. 28–29.
  19. ^ Энгель 2001 , с. 115.
  20. ^ Перейти обратно: а б Энгель 2001 , с. 114.
  21. ^ Поп 2005 , стр. 232–233.
  22. ^ Демени 1987 , стр. 32–33.
  23. ^ Маккай 1994 , стр. 209–210.
  24. ^ Маккай 1994 , с. 232.
  25. ^ Демени 1987 , стр. 30, 33.
  26. ^ Демени 1987 , стр. 25–26.
  27. ^ Маккай 1994 , с. 212.
  28. ^ Поп 2005 , с. 238.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Маккай 1994 , с. 224.
  30. ^ Энгель 2001 , стр. 229–231.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Поп 2005 , с. 259.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д Состоялось в 1977 году , с. 29.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Маккай 1994 , с. 225.
  34. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 55.
  35. ^ Энгель 2001 , стр. 224–225, 227.
  36. ^ Маккай 1994 , стр. 225–226.
  37. ^ Демени 1987 , стр. 56–57.
  38. ^ Демени 1987 , с. 84.
  39. ^ Демени 1987 , с. 85.
  40. ^ Демени 1987 , стр. 85–86.
  41. ^ Демени 1987 , стр. 103–104.
  42. ^ Демени 1987 , с. 112.
  43. ^ Энгель 2001 , с. 223.
  44. ^ Перейти обратно: а б Энгель 2001 , с. 277.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Состоялось в 1977 году , с. 30.
  46. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 114.
  47. ^ Демени 1987 , с. 116.
  48. ^ Демени 1987 , стр. 116–117.
  49. ^ Демени 1987 , с. 117.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д Демени 1987 , с. 120.
  51. ^ Состоялось в 1977 году , с. 31.
  52. ^ Демени 1987 , с. 121.
  53. ^ Демени 1987 , с. 123.
  54. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 128.
  55. ^ Демени 1987 , с. 129.
  56. ^ Перейти обратно: а б с Состоялось в 1977 году , с. 32.
  57. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 130.
  58. ^ Демени 1987 , с. 132.
  59. ^ Поп 2005 , стр. 258–259.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Состоялось в 1977 году , с. 33.
  61. ^ Перейти обратно: а б с д Демени 1987 , с. 153.
  62. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Состоялось в 1977 году , с. 34.
  63. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 154.
  64. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 156.
  65. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Маккай 1994 , с. 226.
  66. ^ Перейти обратно: а б с д Демени 1987 , с. 159.
  67. ^ Перейти обратно: а б с Состоялось в 1977 году , с. 36.
  68. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 162.
  69. ^ Демени 1987 , стр. 162–163.
  70. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 173.
  71. ^ Демени 1987 , с. 168.
  72. ^ Демени 1987 , стр. 168–169.
  73. ^ Демени 1987 , с. 169.
  74. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 171.
  75. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Состоялось в 1977 году , с. 37.
  76. ^ Демени 1987 , стр. 175–176.
  77. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 179.
  78. ^ Демени 1987 , с. 176.
  79. ^ Демени 1987 , стр. 176–177.
  80. ^ Перейти обратно: а б с Демени 1987 , с. 177.
  81. ^ Демени 1987 , с. 178.
  82. ^ Маккай 1994 , стр. 222, 226.
  83. ^ Перейти обратно: а б Состоялось в 1977 году , с. 38.
  84. ^ Демени 1987 , с. 180.
  85. ^ Перейти обратно: а б Демени 1987 , с. 185.
  86. ^ Демени 1987 , стр. 185–186.
  87. ^ Состоялось в 1977 году , с. 35.
  88. ^ Перейти обратно: а б с Демени 1987 , с. 184.
  89. ^ Демени 1987 , с. 200.
  90. ^ Демени 1987 , с. 201.
  91. ^ Демени 1987 , с. 204.
  92. ^ Банкноты 1994 г. , стр. 404.

Источники

[ редактировать ]
  • Демени, Лайош (1987). Крестьянское восстание в Трансильвании [Крестьянское восстание в Трансильвании] (на венгерском языке). Мысль. ISBN  963-281-856-3 .
  • Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . ИБ Таурис . ISBN  1-86064-061-3 .
  • Хелд, Джозеф (1977). «Крестьянское восстание в Бабольне, 1437–1438» . Славянское обозрение . 36 (1): 25–38. дои : 10.2307/2494669 . JSTOR   2494669 .
  • Маккай, Ласло (1994). «Возникновение сословий (1172–1526)». В Кёпечи, Бела; Барта, Габор; Бона, Иштван; Маккай, Ласло; Сас, Золтан; Борус, Юдит (ред.). История Трансильвании . Академическое издательство. стр. 178–243. ISBN  963-05-6703-2 .
  • Питер, Джордан (1998). "Румыния". В Полстоне Кристина Брэтт; Пекхэм, Дональд (ред.). Языковые меньшинства в Центральной и Восточной Европе . Многоязычные вопросы. стр. 184–223. ISBN  978-1-85359-416-8 .
  • Поп, Иоанн-Аурел (2003). «Нации и конфессии в Трансильвании (13–14 века)». В Леваи, Чаба; Весе, Василе (ред.). Толерантность и нетерпимость в исторической перспективе . Плюс. стр. 111–123. ISBN  88-8492-139-2 .
  • Поп, Иоанн-Аурел (2005). Поп, Иоанн-Аурел; Болован, Иоанн (ред.). Румыны в XIV–XVI веках от «Христианской республики» до «Восстановления Дакии» . Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований). стр. 209–314. ISBN  978-973-7784-12-4 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  • Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг . Вашингтонский университет Press. ISBN  0-295-97290-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be6f28c7777fdf337c1882ce8727d24e__1720240980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/4e/be6f28c7777fdf337c1882ce8727d24e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transylvanian peasant revolt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)