Дожа Дьёрдь
Дожа Дьёрдь | |
---|---|
![]() Современная гравюра на дереве, изображающая казнь Дожи. | |
Рожденный | 1470 |
Умер | Тимишоара , Трансильвания, Венгерское королевство | 20 июля 1514 г.
Причина смерти | Пытка |
Другие имена | Дьёрдь Секели, Георге Доя |
Известный | лидер крестьянского восстания |
Родственники | Гергей Дожа (брат) |
Дьёрдь Дожа (или Дьёрдь Секели , [ примечание 1 ] [ 1 ] Румынский : Георге Дожа ; в. 1470 — 20 июля 1514) — Секели воин из Трансильвании , Венгерское королевство , который возглавил крестьянское восстание королевства против земельной знати во время правления венгерского короля Владислава II . Восстание было подавлено, а Дожа схвачен, подвергнут пыткам и казнен, посажен на трон (который, согласно легенде , сам тлеет ), увенчанный раскаленным железом, заживо сожранный своими последователями под принуждением, а затем четвертованный.
Происхождение и молодость
[ редактировать ]Дьёрдь Дожа происходил из Секели и был известен своим современникам как Дьёрдь Секели. [ 1 ] [ 2 ] Судя по первоисточникам , на момент казни ему, вероятно, было около сорока или пятидесяти лет, и, следовательно, он, должно быть, родился около 1470 года. [ 3 ] Ничего более конкретного не известно о его происхождении, семье или молодости. Предполагается, что местом его рождения является Далнок (сегодня Далник, Румыния ). [ 3 ] в своей биографии Дожи 1913 года утверждал Марки , что он был человеком, идентифицированным в судебном документе 1507 года как Георгиус Доса Сицилийский де Макфальва (сегодня Гиндари, Румыния), и, следовательно, был из семьи Дожа, принадлежащей к ветви Сзоват клана Орлоч. . [ 1 ] С тех пор это было подвергнуто сомнению, поскольку варианты фамилии Дожа были «довольно распространены» в то время в Трансильвании. [ 4 ] Марки предложил генеалогическое древо, начиная с Андраша Дожи, жившего в начале 15 века в Марошеке . Его сыновья, Тамаш и Адам, затем переехали бы в Дальнок и создали семьи. Тамаш, войда (капитан пехоты). Отцом Дьёрдя Дожи стал [ 1 ] Патаки сомневается в этом, поскольку Секелис ранга лофе (как предположил Марки, Дожи) зависели от своей земли из-за своего места в экономической и социальной иерархии, что ограничивало их мобильность, заставляя их неохотно продавать или обменивать свои земли (хотя они и делали это). делайте это время от времени). Поэтому он считает недоказанным, что Дьёрдь Дожа из Дальнока был тем же человеком, который записан как выходец из Макфальвы в судебном документе 1507 года. [ 5 ]

У Дожи был младший брат Гергей Дожа (Григорий Дожа), которого собирались казнить вместе с ним. Современные источники свидетельствуют, что у отца Дожи было четыре сына; помимо Дьёрдя и Гергея, их звали Янош, Лукач и Менихерт. Поскольку Лукачу обычно приписывают действия, приписываемые Гергею в других источниках, эти два имени, вероятно, обозначают одно и то же лицо. Менихерт якобы стал баном Хорватии , но эту связь мало что подтверждает. Марки предполагает, что Янош мог быть тем же, что Янош Секели, подстрекавший к восстанию среди трансильванских саксов в 1513–1514 годах. [ 1 ] но Патаки оспаривает это. [ 6 ] Марки утверждает, что в 1913 году в семье все еще были члены, происходящие от Адама Дожи, дяди Дьёрдя Дожи. [ 1 ] Однако Патаки не нашел никаких записей о людях по имени Дожа, живущих в Дальноке или рядом с ним ни в ходе более обширной переписи 1602 года, ни в более обширной переписи 1614 года , хотя там жили многие лофо и дворянские семьи с именем Секели. [ 6 ] Марки далее утверждает, что у Дожи была сестра Каталин, которая вышла замуж за Миклоша Зейка, будущего сторонника короля Иоанна Заполи . [ 1 ]

Дожа, вероятно, не получил большого образования и, похоже, был неграмотен . Он вырос во времена повсеместных социальных потрясений и небольших бунтов. Во время правления короля Матьяша Корвина , которое, вероятно, было детством Дожи, крестьяне облагались высокими налогами; [ 7 ] после смерти Матьяша в 1490 году Война за венгерское наследство разразилась между Яном Корвином (внебрачным сыном покойного короля), императором Максимилианом I , и двумя братьями из династии Ягеллонов , Яном Альбертом и Владиславом . Конфликт затронул Трансильванию, где Секели поддержали Владислава. После его победы они, тем не менее, пострадали от тирании воеводы Иштвана Батори , который вымогал арендную плату и налоги путем пыток и запугивания. Многие секели бежали из страны, и действия Батори в конечном итоге спровоцировали успешное восстание, сменившее его в декабре 1492 года. Даже после этого период, который, вероятно, был юностью и ранней взрослостью Дожи, был отмечен восстаниями и восстаниями, наиболее жестокими из которых были 1506 год. [ 8 ]
Если в судебном документе 1507 года о Георгии Досе Сицилийском де Макфалве действительно упоминается Дожа, то в том же году он совершил жестокое ограбление на рынке в Медьесе (сегодня Медиаш, Румыния), убив нескольких торговцев . В документе содержится просьба наказать его и удалить, чтобы сохранить мир в обществе. [ 8 ] Однако остается неясным, касается ли это дело Дожи или другого человека с похожим именем. [ 4 ] Семейная традиция, изложенная Марки, гласит, что Дожа был «высоким, сильным» человеком с вьющимися каштановыми волосами и исключительной физической силой, но современных ему изображений или описаний не существует. [ 9 ]
Наемническая карьера и героизм
[ редактировать ]Об этом заявил Марки [ 9 ] и Патаки признал, что Дожа участвовал в кампании Иоанна Заполи 1513 года против османских войск. [ 10 ] Затем он, вероятно, присоединился к защите Нандорфехервара (сегодня Белград, Сербия ). Источники упоминают его как кавалерийского капитана , проявившего большую храбрость во время этой осады. Они рассказывают историю о том, как он победил на дуэли 28 февраля 1514 года османского чемпиона, сегодня Смедерево бея спахи , Сербия), которого звали Али из Эпейроса Сзендро ( . Али был великим фехтовальщиком , который уже стал причиной смерти многие венгерские доблестные воины во время его дуэлей. [ 11 ]

Жажда славы Дожи росла, и его однополчане тщетно пытались отговорить его от вызова внушающего страх чемпиона Османской империи на дуэль. Согласно легенде, Дожа был возмущен оскорблением Али венгров и тоже захотел забрать себе его «великолепного коня». Согласно популярному рассказу, двое мужчин сначала сражались копьями , а затем мечами на поле возле замка Нандорфехервар, а Дожа отрубил покрытую доспехами правую руку Али «целиком». Затем он убил его. Хотя убедительных доказательств того, как произошла дуэль, нет, она, похоже, считалась важной: король Владислав наградил Дожу дворянским титулом, деревней и гербом . Некоторые источники утверждают, что Дожа сам потребовал приз, прибыв в Буду с рекомендательным письмом от своего командира, другие утверждают, что он был вызван королевским двором. Возможно, он взял там правую руку Али в доказательство своей победы. [ 9 ] Один источник утверждает, что Дожа совершил преступление еще до прибытия в суд. Предполагается, что король наградил его крупной суммой денег, которую казначей Иштван Телегди отказался ему дать. При этом Дожа убил королевского сборщика налогов , украл у него три тысячи золотых монет и пригрозил присоединиться к османам. Двор опасался, что Дожа может открыть Нандорфехервар для врага, и купил его лояльность двумя сотнями золотых монет и двумя лошадьми в золотых и серебряных сбруях. Однако Марки не верит, что это произошло, поскольку у суда не было бы оснований наградить солдата, угрожавшего изменой, вместо того, чтобы казнить его. [ 9 ] Благодаря этой победе Дожа завоевал всенародную репутацию и известность.
«Без какой-либо надежды на измеримую выгоду [...] зачем нам ссориться друг с другом? Ибо какую добычу мы могли бы взять с вашей равнины, и без того разрушенной непрерывной войной? [...] [Не было бы] лучше, если бы мы сражались, [чтобы получить] военную славу? Если же, венгры, кто-нибудь из вас желает отличиться и имеет хоть немного смелости: пусть он встанет посередине и сразится со мной наедине!»
Когда Дожа прибыл в Буду, некоторые первоисточники сообщают, что Миклош Чаки , епископ Чанадский, сделал ему выговор за свои преступления. Затем Дожа пожаловался кардиналу Тамашу Бакочу , архиепископу Эстергомскому , который в качестве утешения поручил ему командовать крестоносцами. Вряд ли это произошло таким образом. Однако король посвятил Дожу в рыцари , а его зарплата увеличилась вдвое. Ему подарили деревню из сорока дворов, расположенную между Нандорфехерваром и Темешваром, а также двести золотых монет. Герб . его семьи также был обновлен (или передан ему для облагораживания, поскольку неясно, были ли его предки дворянами), и на него была включена кровоточащая отрезанная рука, держащая меч Основываясь на подаренных ему малиновых одеждах, расшитых золотом, и золотой цепочке, Марки утверждает, что Дожа был вознагражден выше уровня простого рыцарства и мог надеяться на карьеру при королевском дворе. [ 9 ]
Крестьянский крестовый поход
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1513 году был избран Папа Лев X , человек, страстно желавший изгнать османов из Европы. 17 июня он опубликовал буллу, разрешающую крестовый поход , назначив его организатором архиепископа Бакоча. Булла призывала не европейских князей, а народ вести священную войну и упреждающе клеймила предателями всех, кто будет препятствовать крестовому походу . Когда он вернулся в Венгрию, король предупредил архиепископа, что страна испытывает финансовые затруднения и не может обустроить даже самые важные крепости на границе. [ 12 ] Среди ведущих баронов страны произошла дебаты о мудрости запуска крестового похода: Бакокз утверждал, что Венгрия необходима для использования внутренней раздора Османской империи для своей собственной защиты и пойти против них с максимально большой армией, как можно более крупной армии, как можно Учитывая, что иностранная помощь была маловероятной. страны Казначей, Истван Тельжди, подумал, что было бы разумно не набирать простых людей: большое количество пропавших крестьян было бы разрушительным для сельского хозяйства в течение лета, а неподготовленные сельскохозяйственные работники имели небольшую военную ценность. Нобла Он предложил только просить простых людей о пожертвованиях и полагаться на Бандиумы для крестового похода. [ 13 ] Победила партия, выступающая за крестьянский крестовый поход, и 9 апреля была опубликована булла. Король организовал перенаправление десятины на финансирование операций. [ 12 ]
Социальная напряженность и роль францисканцев
[ редактировать ]Бакоч поручил набор в францисканский орден, вероятно, 25 апреля. Благодаря работе монахов в лагере Пешта за две недели находилось около 15 000 добровольцев. [ 14 ] Однако поступали также новости о монахах, выступающих против феодального порядка по всей стране. Радикальные представления о социальном равенстве были отмечены среди венгерских францисканцев на протяжении десятилетий. Настоятели были обеспокоены склонностью монахов подвергать сомнению власть на том основании, что они обязаны подчиняться только Богу. [ 15 ] и молодые монахи произносили длинные речи, основанные на Священных Писаниях, вместо повторения традиционных интерпретаций. [ 16 ] С начала 1510-х годов эти явления усугубились апокалиптическими видениями, которые, по утверждениям некоторых францисканцев, были у них. В 1512 и 1513 годах, по-видимому, существовало движение молодых монахов, которые не подчинялись приказам и открыто критиковали епископов и аббатов . [ 17 ]
Идеологии ранних религиозных реформ , особенно учение Яна Гуса , присутствовали в Венгрии на протяжении десятилетий, и многие добровольцы, присоединяясь к крестовому походу, имели в виду социальные и политические цели. [ 18 ] [ 19 ] Францисканцы организовали «собрания» во многих частях страны, что обеспокоило лордов. Монахи и их сторонники призывали крестьян отказаться от арендной платы и налогов, причитающихся королю и помещикам, и объявляли о всеобщем неповиновении начальству. Раздавались призывы к насилию в отношении сборщиков налогов и чиновников. Напряженность достигла точки открытого восстания не позднее 15 мая, но не позднее 20-го числа, а за несколько дней до 15-го числа Бакоч был предупрежден о нападениях на усадьбы и возможности широкомасштабного восстания. [ 20 ]
Набор персонала
[ редактировать ]Поначалу волонтеры собирались медленно: к 24 апреля в лагере находилось всего триста человек. Современный источник утверждает, что Дожа отправился в Бакоч «чрезвычайно расстроенный», прося назначить его лидером крестового похода, чтобы защитить крестьян от эксплуатации. Летописец поясняет, что Дожа на самом деле хотел использовать крестьянское войско, чтобы отомстить панам за удержание у него двухсот золотых монет награды. По крайней мере, на данный момент его не называли лидером, и история о том, как он просил командовать, маловероятна. [ 21 ]
Выбор командующего был проблемой для крестового похода: лорды «презирали» общины, и ни один из них не пользовался достаточной популярностью. Бакочу нужно было найти кого-то благородного происхождения (чтобы поддерживать идею о том, что армией должны руководить дворяне), но недостаточно могущественного, чтобы вызвать зависть ведущих лордов страны; он также должен был нравиться крестьянам и обладать некоторым военным опытом. По словам Марки, это были причины, по которым архиепископ вступил в переговоры с Дожей, имевшим недавний опыт боевых действий против османов, и 24 апреля назначил его командующим. [ 21 ] Однако в современных источниках нет упоминаний о Доже до 3 июня, а также нет доказательств того, что он когда-либо был назначен командовать крестоносцами, разбившими лагерь вокруг Пешта. Более поздние исследования показывают, что в это раннее время руководил человек по имени Менихерт, а Дожа взял на себя управление только тогда, когда недовольные крестьяне стали агрессивными. В современных дипломатических отчетах командиром лагеря упоминается Мельхиор Баннер/Банкур/Вансер/Ванбосор, который, вероятно, был капитаном немецких или чешских наемников . Во время крестьянского восстания этот Мельхиор или Менихерт и Дожа часто смешивались в отчетах, и неясно, какие действия к какому из них относились в первые недели крестового похода и развивающегося восстания. [ 22 ]
Лидер крестьянского восстания
[ редактировать ]За несколько недель Дожа собрал армию численностью около 40 000 так называемых хайду. [ нужна ссылка ] , состоявшая по большей части из крестьян, странствующих студентов , монахов и приходских священников — одних из низших групп средневекового общества. Они собрались в своих графствах , и к тому времени, когда он обеспечил им некоторую военную подготовку, они начали выражать недовольство своим статусом. Никаких мер по снабжению этих добровольных крестоносцев продовольствием и одеждой принято не было. Когда приблизилось время сбора урожая, помещики приказали им вернуться и жать поля, а, отказавшись это сделать, начали жестоко обращаться с их женами и семьями и натравливали своих вооруженных вассалов на местное крестьянство. [ 23 ]
Добровольцы все больше злились на неспособность дворянства обеспечить военное руководство (исходную и основную функцию дворянства и оправдание его более высокого статуса в обществе). [ 24 ] Мятежные, антипомещичьи настроения этих «крестоносцев» стали очевидны во время их марша по Великой Венгерской равнине , и Бакоч отменил кампанию. [ 25 ] В то время Бакоч прекратил вербовку из-за новостей о столкновениях между крестьянами и дворянами в Мезотуре , а позже прекратил всю кампанию. Однако Дьёрдь Дожа, его брат Гергей Дожа и несколько монахов-францисканцев во главе со священником Лоринцем не подчинились приказу прекратить вербовку. С тех пор крестоносцы заклеймили дворян и самого короля проосманскими предателями. После этого крестьянские армии рассматривали поражение знати и короля как необходимое условие победы в крестовом походе против Османской империи. [ 26 ]
Таким образом, движение отклонилось от своей первоначальной цели, и крестьяне и их лидеры начали войну мести против помещиков. [ 23 ]
Самые известные избранные соруководители Дожи
[ редактировать ]Крестьянские войска не доверяли руководству дворянства и избирали своих вождей.
- Григорий Дожа (Гергели Дожа), младший брат Дьёрдя Дожи,
- Лоуренс Месарош (Лёринц Месарош), францисканский монах и приходской священник Цегледа, который в своем прокламации Папа II. От имени короля Владислава и легата он обещал прощение всех грехов и потустороннее наказание тем, кто пойдет в крестовый поход, поможет ему и позаботится о его больных, но грозит церковными проклятиями тем, кто этого не сделает. [ 27 ]
- «Священник Варавва» (Барабас),
- Амвросий Ваня (Амбрус Ваня) из Туркеве, францисканский богослов, окончивший университет, редактировал пламенные воззвания Дожи к народу, [ 28 ] [ 29 ]
- Томас Кечкес (Tamás Kecskés) из Асало, [ 30 ]
- Фрэнсис Багош (Ferenc Bagos),
- Энтони Надь (Антал Надь), предводитель крестоносцев Калоча, дворянин из Саркоза, [ 31 ]
- Бенедикт Погани (Бенедек Погани),
- Амвросий Салерези (Ambrus Száleresi), зажиточный житель Пешта. [ 32 ] [ 33 ]
Социальные цели
[ редактировать ]Основываясь на исследовании профессора Сандора Марка , Дозса и его соавторных старших стипендиатов хотели изменить церковь и политическую систему в основном. Они стремились иметь одного избранного епископа для всей страны и сделать всех священников равными по званию. Они также хотели отменить дворянство и распределить земли дворянства и католическую церковь одинаково среди крестьян. Они решили, что должно быть только два порядка: городская бургероаза (торговцы и мастера) и крестьяне, и они также хотели отменить королевство как форму правительства. Сам Дозса только хотел быть военачальником и представителем людей: подчиняя себя во всем решениям людей. [ 34 ] [ 35 ]
бывшие крестьянского происхождения монахи-францисканцы . Идеологами восстания стали [ 36 ] С их помощью Дожа фактически пригрозил отлучить от церкви религиозно настроенных солдат-крестьян своей армии, если они предадут свое «священное движение крестоносцев» и свои «справедливые» социальные цели. [ 37 ]
Растущее восстание
[ редактировать ]
Я, Георгий Дожа, могучий доблестный чемпион, глава и капитан благословенного народа крестоносцев, единственный король Венгрии – но не подданный лордов – индивидуально и коллективно шлю вам наш привет! Во все города, торговые поселки и деревни Венгрии, особенно в повятах Пешт и Внешний Сольнок. Знайте, что предательская лживая знать яростно восстала против нас и против всех крестоносных армий, готовящихся к священной войне, чтобы преследовать и истреблять нас. Поэтому под страхом изгнания и вечного проклятия, не говоря уже о смертной казни и утрате всего вашего имущества, мы строго предписываем и приказываем вам, чтобы вы немедленно по получении этого письма, без промедления и оправдания, поспешили сюда, в город. Сегледа, чтобы вы, блаженные простые люди, укрепившиеся в освященном вами завете, дворяне, должны быть ограничены, сдержаны и уничтожены. В противном случае вам не избежать наказания предназначенных вам дворян. Более того, мы, простые простолюдины, подвешиваем и вешаем дворян на их собственных воротах, вешаем на вертелах, уничтожаем их имущество, сносим их дома и убиваем их жен и детей посреди величайших пыток. .
- Выступление Дожи в Цегледе
Восстание стало еще более опасным, когда города перешли на сторону крестьян. В Буде и других местах посланная против них кавалерия была сброшена с лошадей, проходя через ворота. [ 23 ]
Армия не состояла исключительно из крестьян венгерской национальности. Часть армии, около 40%, составляли словаки и русины из Верхней Венгрии , румыны из Трансильвании , сербы с Юга, возможно, были и немцы, но последних было очень мало. После того, как распространились новости о первых победах Дожи, в большинстве мест страны произошли крестьянские беспорядки, в которых также приняли участие крестьяне других национальностей, например, словаки, немцы, хорваты, словенцы или сербы.
Восстание быстро распространилось, главным образом в центральных или чисто мадьярских провинциях, где были сожжены сотни усадеб и замков , а тысячи низших безымянных дворян были убиты путем сажания на кол, распятия и других методов. Лагерь Дожи в Цегледе был центром жакерии , поскольку все набеги на окрестности начинались оттуда. [ 23 ]
В ответ папская булла была отозвана, а король Владислав издал прокламацию, предписывающую крестьянам вернуться в свои дома под страхом смерти. К этому времени восстание достигло размеров революции ; Против него были призваны все вассалы королевства, и в спешке были наняты солдаты удачи из Венецианской республики , Богемии и Священной Римской империи . Тем временем Дожа захватил город и крепость Чанад (сегодняшний Сенад) и ознаменовал свою победу пронзив епископа , и кастеляна . [ 23 ]
Впоследствии в Араде лорд-казначей Иштван Телегди был схвачен и замучен до смерти. Однако в целом повстанцы казнили только особо злобных или жадных дворян; те, кто добровольно подчинился, были освобождены условно-досрочно . Дожа не только никогда не нарушал данного слова, но часто помогал беглецам бежать. Однако он не мог постоянно контролировать своих последователей, и многие из них выслеживали соперников. [ 23 ]
Падение и казнь
[ редактировать ]
В течение лета Дожа захватил крепости Арад, Липпа (ныне Липова) и Вилагос (ныне Ширия), снабдив себя пушками и обученными артиллеристами. Один из его отрядов продвинулся на расстояние 25 километров от столицы. Но его плохо вооруженные пахари уступали тяжелой коннице дворян. Сам Дожа, очевидно, был деморализован успехом: после Чанада он издал прокламации, которые можно охарактеризовать как нигилистические . [ 23 ]
Поскольку его подавление стало политической необходимостью, Дожа был разбит в Темешваре (сегодня Тимишоара , Румыния ) 20-тысячной армией. [ 38 ] во главе с Джоном Заполя и Стефаном Батори . После битвы он был схвачен и приговорен сидеть на тлеющем, раскаленном железном троне и вынужден носить раскаленную железную корону и скипетр (высмеивая его стремление стать королем). Пока он страдал, к этому трону привели процессию из девяти товарищей-повстанцев, заранее уморенных голодом. [ 23 ] Лидером был младший брат Дожи, Гергей, которого сократили на три части, несмотря на то, что Дожа просил пощадить Гергея. Затем палачи вытащили из костра несколько плоскогубцев и вонзили их в кожу Дожи. После того как он разорвал его плоть, оставшимся повстанцам было приказано кусать места, где были вставлены горячие плоскогубцы, и проглатывать плоть. Трое или четверо отказавшихся были просто изрезаны, что побудило остальных подчиниться. В конце концов, Дожа умер от этого испытания, а подчинившиеся повстанцы были освобождены и оставлены в покое. [ 39 ]
Восстание было подавлено, но около 70 000 крестьян подверглись пыткам. [ 40 ] Казнь Дьёрдя и жестокое подавление крестьян во многом способствовали османскому вторжению 1526 года , поскольку венгры больше не были политически единым народом, а крестьяне отказались от военной службы против османов. Другим последствием стало создание новых законов, инициатива венгерского парламента под руководством Иштвана Вербочи . Образовавшийся в результате Трипартитум разработал старые права крестьян, но также значительно повысил статус мелкого дворянства (дворянства), возведя железный занавес между венграми до 1848 года, когда крепостное право было отменено. [ 41 ]
Наследие
[ редактировать ]
Часто предвзятая историография дворянства позже часто утверждала, что память о Дьёрдь Дожа служила образцом для подражания для других великих крестьянских восстаний на территории венгерской короны, таких как восстание Йована Черни, произошедшее всего через двенадцать лет после Дожская война и крестьянское восстание в Хорватии под руководством Амброза Губека в 1572–1573 годах.
Сегодня на месте мученической кончины горячего престола стоит памятник Деве Марии , построенный архитектором Ласло Секели и скульптором Дьёрдь Кишем . Согласно легенде, во время пыток Дьёрдя Дожи некоторые монахи увидели в его ухе образ Марии. Первая статуя была установлена в 1865 году, а сам памятник был установлен в 1906 году. Венгерский оперный композитор Ференц Эркель оперу « Дожа Дьёрдь написал о нем ».
Его революционный имидж и трансильванское происхождение были использованы во время коммунистического режима Георге Георгиу-Дежа . Венгерский компонент его движения был преуменьшен, но подчеркнут его сильный антифеодальный характер. [ 42 ]
В Будапеште его имя носят площадь, оживленный шестиполосный проспект и станция метро , и это одно из самых популярных названий улиц в венгерских деревнях. Ряд улиц в ряде городов Румынии носил имя Георге Дожа . Также ряд улиц в нескольких городах Сербии получил название «Улица Дожа Джерджа». Две почтовые марки были выпущены в его честь Венгрией 12 июня 1919 года. [ 43 ] и 15 марта 1947 г. [ 44 ] последний из серии «эсеров».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вариации включают Герогиуса Сицилийского, Сечела Георгия, Цекола Джорджио, Зехееля, Зехелиуса, Зеглиуса, Георгиуса quidam Ceculus, Зекеля, Георгия Зекеля, Секеля, Скифы, Зека, Сеггия, Зекеля, Зехеля, Зееля или даже Зафкля Йорга. Его назвали Дожа (Джорджио Доша Чикуло) не ранее 1571 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Марки, Шандор (1913). «Семья Доса» [Семья Доса]. Дьёрдь Доса 1470–1514 (на венгерском языке). Будапешт: Венгерское историческое общество . Проверено 8 декабря 2023 г. - через МЭК ОСЗК .
- ^ Кеньерс, Агнес, изд. (1967). «Дьёрдь Дожа» . биографическая Венгерская энциклопедия . Проверено 8 декабря 2023 г. - через Arcanum.
- ^ Jump up to: а б Патаки 1971 , с. 1150.
- ^ Jump up to: а б Ковач, Питер; Эрдели, Габриэлла (2 мая 2014 г.). « «Тлеющий железный трон - плод воображения» - История Габриэллы Эрдели о крестьянском восстании в Доже 1514 года». Венгерский апельсин . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Патаки 1971 , стр. 1150–1151.
- ^ Jump up to: а б Патаки 1971 , с. 1151.
- ^ Бак, Янус (1994). «Период позднего средневековья, 1382–1526». В «Сахаре» Питер Ф.; Ханак, Питер; Фрэнк, Тибор (ред.). История Венгрии . Блумингтон, Индианаполис: Издательство Университета Индианы . п. 71. ИСБН 0253355788 . Проверено 8 декабря 2023 г. - из Интернет-архива .
- ^ Jump up to: а б Марки, Шандор (1913). «Юность Дьёрдя Дожи» [Юность Дьёрдя Дожи]. Дьёрдь Доса 1470–1514 (на венгерском языке). Будапешт: Венгерское историческое общество . Проверено 8 декабря 2023 г. - через МЭК ОСЗК .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Марки, Шандор (1913). «Доблесть и отличие Дьёрдя Досы» . Дьёрдь Доса 1470–1514 (на венгерском языке). Будапешт: Венгерское историческое общество . Проверено 8 декабря 2023 г. - через МЭК ОСЗК .
- ^ Патаки 1971 , с. 1152.
- ^ Гергели Хидаси (2017). Фехтование на саблях: спорт и боевое искусство . Ассоциация школ Сабли. п. 157. ИСБН 9786150010120 .
- ^ Jump up to: а б Марки, Шандор (1913). «План крестового похода» [План крестового похода]. Дьёрдь Доса 1470–1514 (на венгерском языке). Будапешт: Венгерское историческое общество . Проверено 8 декабря 2023 г. - через МЭК ОСЗК .
- ^ Э. Ковач, Питер; К. Тот, Норберт; Палосфальви, Тамаш (2014). «Дожа Дьёрдь 1514–2014. Разговор с Норбертом К. Тотом и Тамашем Палосфальви» [Дожа Дьёрдь 1514–2014. Разговор с Норбертом К. Тотом и Тамашем Палосфальви]. Венгерская наука (на венгерском языке).
- ^ Сюч 1974 , с. 413.
- ^ Сюч 1974 , с. 419.
- ^ Сюч 1974 , стр. 422–423.
- ^ Сюч 1974 , стр. 420–421.
- ^ Сюч 1974 , с. 410.
- ^ Марки, Шандор (1913). «Запрет крестового похода» [Запрет крестового похода]. Дьёрдь Доса 1470–1514 (на венгерском языке). Будапешт: Венгерское историческое общество - через MEK OSZK .
- ^ Сюч 1974 , с. 414.
- ^ Jump up to: а б Марки, Шандор (1913). «Доса, главнокомандующий крестоносцев». Дьёрдь Доса 1470–1514 (на венгерском языке). Будапешт: Венгерское историческое общество . Проверено 8 декабря 2023 г. - через МЭК ОСЗК .
- ^ К. Тот, Норберт (2015). «Битва при Абатфалва-Наглаке. Путь основной армии крестоносцев от Пешта до Наглака» [Битва при Абатфалва-Наглаке. Путь Главной армии крестоносцев от Пешта до Наглака. Повстанцы из крестоносцев. Этюды по Венгрии 1514 года [ От крестоносцев к повстанцам. Исследования Венгрии 1514 года ] (PDF) (на венгерском языке). Будапешт: Институт истории, Центр гуманитарных исследований Венгерской академии наук. ISBN 9789634160120 . Проверено 8 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бейн 1911 г.
- ^ Норман Хаусли: Религиозная война в Европе 1400–1536 гг. (стр.: 70) Oxford University Press, 2002 г.
- ^ http://www.history.com/topics/hungary/page4 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Шандор Марки: ДЬОРДЬ ДОСА, 1470–1514 гг.
- ^ Вильмос из Фракно (1889 г.). «Последние годы жизни Тамаша Бакоча Эрдеди, глава V» . mek.oszk.hu. Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ Лайош Дьерфи (1975). «Кем был Амбрус Ваняи?, Яшкунсаг, март-июнь 1975 г.» (PDF) . Яскунсаг . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ «Амбрус Ваньяи (Амбрус Туркевей)» . новый.turkeve.hu . Проверено 22 сентября 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Иван Великий: Семьи Венгрии – семья Кечкешей» . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ Аттила Папп (8 мая 2014 г.). «Лорды и епископы были посажены на кол» . duol.hu. Архивировано из оригинала 28 сентября 2014 года . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ «Венгерский биографический лексикон Амбрус Салереши» . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ «Йозеф Банлаки. Военная история венгерской нации - Восстание на крыльце 1514 года» . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ «Дьёрдь Марки Шандор Доса 1470–1514» . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ Агостон Кейс (27 апреля 2014 г.). «Дожи хотели создать государство без дворян» . ориго.ху . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ «Крестьянская война Дожи, май – июль 1514 года: крупнейшее крестьянское восстание в истории Венгрии» . lexikon.katolikus.hu . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Петер Каталин (2001). «Дорога от храма священника к церкви собрания» . Egyháztörténeti Szemle. Архивировано из оригинала 22 марта 2021 года . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ Молнар, с. 82
- ^ Барбаси стр. 263–266
- ^ «Краткая история Венгрии» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 года . Проверено 14 июня 2010 г.
- ^ Молнар с. 83
- ^ (на румынском языке) Эмануэль Копилаш, «Конфискация Бога и механизм исторической неизбежности». Архивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine , Sfera Politicii 139, сентябрь 2009 г.
- ^ colnect.com/en/stamps/stamp/190132-György_Dózsa-Social_Revolutionists-Hungary
- ^ colnect.com/en/stamps/stamp/179860-György_Dózsa_1474-1514-Hungarian_Freedom_Fighters-Hungary
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Бейн, Роберт Нисбет (1911). « Дожа, Дьёрдь ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 462. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- К. Тот, Норберт (2015). «Битва при Абатфалва-Наглаке. Путь основной армии крестоносцев от Пешта до Наглака» [Битва при Абатфалва-Наглаке. Путь Главной армии крестоносцев от Пешта до Наглака. Повстанцы из крестоносцев. Этюды по Венгрии 1514 года [ От крестоносцев к повстанцам. Исследования Венгрии 1514 года ] (PDF) (на венгерском языке). Будапешт: Институт истории, Центр гуманитарных исследований Венгерской академии наук. ISBN 9789634160120 . Проверено 8 декабря 2023 г.
- Барабаши, Альберт-Ласло (2010). Всплески (Первое изд.). Нью-Йорк, США: Penguin Group . ISBN 978-0-525-95160-5 .
- Патаки, Йожеф (август 1971 г.). «О жизненном пути Дьёрдя Дожи» (PDF) . Наш век (на венгерском языке). 30 (8): 1147–1155 – через EPA OSZK.
- Мольнар, Миклос (2001). Краткая история Венгрии . Кембриджские краткие истории (пятое издание, 2008 г.). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-66736-4 .
- Сюч, Ено (1974). «Течение францисканской оппозиции на фоне венгерской крестьянской войны и реформации» [Течение францисканской оппозиции на фоне венгерской крестьянской войны и реформации] (PDF) . Публикации по истории литературы (на венгерском языке). LXXVIII (4): 409–435 – через EPA OSZK.

- 1470-е годы рождения
- 1514 смертей
- Люди из округа Ковасна
- Казненные революционеры
- Венгерский народ XV века
- Венгерский народ XVI века
- Средневековые трансильванцы
- Венгерские наемники
- Крестьянские восстания
- Секели люди
- Казненные венгерские люди
- Повстанцы 16 века
- Казни XVI века в Венгрии
- Средневековые наемники
- Люди казнены через сожжение