Код Душана
Код Душана Кодекс Душана Кодекс Душана | |
---|---|
![]() Призренская рукопись Душанского кодекса, 15 век. | |
Созданный | 1349 |
Автор(ы) | Сербский император Стефан Душан |
Цель | Конституция ( Кодекс ) |
Кодекс Душана ( сербская кириллица : Dušanov zakonik , латинизированный : Dušanov zakonik , исторически известный как Zakon blagovjernago cara Stefana – Закон благочестивого императора Стефана) представляет собой сборник нескольких правовых систем, который был принят Стефаном Урошем IV Душаном из Сербии в 1349 году. опирался на римское право, византийское право , а также на элементы обычного и канонического права. [ 1 ] Он использовался в Сербской империи и последующем сербском деспотате . Считается ранней конституцией или близкой к ней; передовой набор законов, которые регулировали все аспекты жизни, такие как семейные отношения, права собственности, контракты и преступления.
Фон
[ редактировать ]16 апреля 1346 года ( Пасха ) Душан созвал огромное собрание в Скопье , на котором присутствовали сербский архиепископ Иоанникий II , архиепископ Охридский Николай I , болгарский патриарх Симеон и различные религиозные лидеры Афона . Собрание и священнослужители согласовали, а затем торжественно совершили повышение автокефального Сербского архиепископства до статуса Сербского Патриархата . [ 2 ] С тех пор архиепископ носил титул Сербского Патриарха , хотя в одном документе он назывался Патриархом сербов и греков с резиденцией в монастыре Печ . [ 2 ] Первый сербский патриарх Иоанникий II теперь торжественно короновал Душана как « римлян » императора и самодержца сербов и . [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Кодекс был обнародован на государственном совете 21 мая 1349 года в Скопье , столице Сербской империи. Предисловие «Мы принимаем этот Закон нашим Православным Синодом, Святейшим Патриархом Киром Иоаникием вместе со всеми Архиепископами такое: и Духовенством, малым и великим, и мной, правоверным Императором Стефаном, и всеми Владыками. , малая и великая, этой нашей Империи» . В Уставе , сопровождавшем Кодекс, говорилось: «Я желаю провозгласить определенные добродетели и истиннейшие законы православной веры, которые необходимо соблюдать и соблюдать». [ 3 ] Император Душан добавил к нему ряд статей в 1353 или 1354 году на совете в Серре . [ 4 ] Эта вторая часть была вдвое меньше и иногда цитировала проблемы первой части, отсылая ее к «первому Кодексу». [ 3 ]
Всего в нем была 201 статья. Четыре из них (79, 123, 152, 153), касающиеся различных предметов, ссылаются на авторитет «Закона святого короля» (т.е. Стефана Уроша II Милютина из Сербии , годы правления 1282–1321, деда Душана), который предполагает, что Милютин издал кодекс, текст которого не сохранился. [ 4 ] Таким образом, Кодекс Душана был дополнением к Кодексу Милютина, а также дополнением к различным сводам церковных законов, которые также имели силу в Сербии; в частности, Номоканон Святого Саввы ( Законоправило ) , принятый в 1219 году с основанием Сербской Православной Церкви и Сербского Царства . [ 4 ] Синтагма Канонум , написанная в 1335 году Матфеем Бластаресом , была переведена на сербский язык и получила юридическую силу к 1349 году, а ее статьи повлияли на текст Кодекса. [ 4 ] Кодекс Душана находился под сильным влиянием византийского права - почти половина его статей отражают определенное влияние, часто измененное для Сербии. [ 4 ] В кодексе было много статей, касающихся Церкви, что отражает византийское церковное право; Византийские кодексы гражданского права, особенно компиляция конца IX века Василия I и Льва VI , также оказали влияние на кодекс. [ 4 ] Ученые А. Соловьев и Сулис приходят к выводу, что Собор 1349 г. издал всеобъемлющий юридический документ, состоящий из трех частей, поскольку большинство ранних рукописей Кодекса содержат также два других текста: первая часть представляла собой сокращение Синтагмы, вторая часть - так - так называемый «Кодекс Юстиниана» (краткий сборник византийских правовых норм, в основном взятых из « Закона о земледельце» , не путать с Кодексом, который является частью Corpus Juris Civilis). ), а третьей частью всегда был сам Кодекс Душана. [ 4 ] По мнению Файна, существует вероятность того, что Кодекс был написан для дополнения первых двух частей путем добавления пунктов, которые не были охвачены, а не для создания всеобъемлющей правовой системы. [ 5 ]
Состав
[ редактировать ]Первая часть, «Синтагма», представляла собой энциклопедический юридический сборник, расположенный в алфавитном порядке. Он основывался на религиозном и светском праве; церковные статьи составляли большую часть византийского оригинала. [ 5 ] Версия рукописей Душана содержала лишь треть оригинальной греческой версии; в нем опущена большая часть церковного материала и содержится преимущественно светские статьи; В Сербии уже существовал церковный кодекс Номоканона Святого Саввы. [ 5 ] Светские статьи сокращенной сербской версии Синтагмы были взяты главным образом из свода законов Василия I и Новеллы императоров, пришедших ему на смену; они сосредоточились на законах, регулирующих контракты, займы, наследство, брак, приданое и т. д., а также на вопросах уголовного права. [ 5 ] Вторая часть, Закон Юстиниана, на самом деле представляла собой сокращенную версию Фермерского закона VIII века, кодекса, разрешающего проблемы и споры между крестьянами внутри деревни. [ 5 ]
Третья часть, Кодекс Душана, добавила то, что не было описано в двух других частях, и конкретные ситуации в Сербии. [ 5 ] Поскольку в двух частях были хорошо освещены аспекты гражданского и уголовного права, статьи Душана касались публичного права и судебных процедур. [ 5 ] Кодекс также предоставил больше материалов о реальных наказаниях; где существует сильное византийское влияние, где казни и увечья часто заменяют традиционные сербские штрафы. [ 5 ] Речь шла о преступлениях или оскорблениях и наказании за них; урегулирование гражданских исков (включая судебные разбирательства, выбор и роль присяжных); судебная процедура и судебная юрисдикция (определение того, какие дела будут рассматриваться какими органами среди церковных судов, [ 6 ] императорский суд, суды окружных императорских судей и решение дворянина); и права и обязанности, в том числе право свободно осуществлять торговлю (ст. 120, 121), налоговые обязательства (суммарный налог и срок уплаты), право выпаса скота и их нарушение, служебные обязанности перед Императором, освобождение от государственных пошлин (обычно за Церкви), обязательства, связанные с землей, и обязанность Церкви заниматься благотворительностью.
Кодекс также определял различные виды землевладения (с указанием различных прав и обязанностей, связанных с различными категориями земли), права наследования, положение рабов и положение крепостных крестьян. Он определял трудовую повинность, которую крепостные должны были платить своим господам (статья 68), но также давал им право подавать иск против своего хозяина в императорский суд (статья 139). В кодексе также отмечались особые привилегии иностранных общин (например, саксов ). [ 7 ]
Многие статьи касались статуса Церкви, дополняя тем самым существующие тексты канонического права. В целом Церковь получила очень привилегированное положение, хотя на нее была возложена недвусмысленная обязанность благотворительности: «И во всех церквах бедные будут накормлены... и если кто не накормит их, будь он митрополит , епископ или аббат, он должен быть лишен своего сана» (статья 28). Кодекс также запрещал симонию . В большинстве вопросов было установлено четкое разделение Церкви и государства, позволяющее церковным судам судить церковных людей и запрещающее дворянству вмешиваться в церковное имущество и церковные дела. [ 7 ]
Кодекс Душана не благосклонно относился к католической церкви, хотя он, как и его предшественники, был дружелюбен и уважителен к иностранным католикам (саксам и прибрежным купцам). [ 7 ] Он называл Римско-католическую церковь «латинской ересью », а ее приверженцев — « полуверующими ». Он запретил прозелитизм католиков среди православных, обращение православных в католичество и смешанные браки между католиками и православными, если только католики не перейдут в православие. Были у него и статьи, строго карающие «еретиков» ( богомилов ). Христианами называли только православных. [ 7 ]
Кодекс определял и позволял судебную процедуру, юрисдикцию и наказание зависеть от социального класса вовлеченного лица, поддерживая существующую классовую структуру. [ 7 ] Статьи касались положения в обществе и при дворе духовенства, дворянства, простолюдинов, крепостных, рабов, албанцев и валахов (двое последних - по скотоводческому образу жизни, а не по этническим причинам) и иностранцев. [ 7 ] Кодекс также гарантировал власть и доходы государства; он содержал статьи о налогах, обязательствах, связанных с землей, а также услугах и гостеприимстве, причитающихся императору и его агентам. [ 7 ] Греческие, «латинские» или итальянские, рагузские, болгарские, влахские, албанские и сербские купцы могут свободно и беспрепятственно торговать и транзитом свободно передавать свои товары. [ 8 ]
Статьи, подобные только что процитированным [Статья 158], также являются ценными источниками по социальной истории Сербии. Однако их следует использовать с осторожностью. Ведь ряд законов не является источником того же типа, что и описание общества посетителем. Кодекс законов не описывает, как все на самом деле функционировало, а только то, как они должны были функционировать. В некоторых случаях статьи могли быть основаны на обычном праве; в таких случаях содержание статей, вероятно, в целом соблюдалось или практиковалось и, таким образом, может рассматриваться как свидетельство о реальных практиках и условиях. Однако статья могла также отражать новшество, реформу, которую правитель пытался провести посредством законодательства. В этом случае оно не отражало бы существующие обычаи, и тогда мы должны задаться вопросом: удалось ли правителю осуществить свою реформу или она так и осталась мертвой буквой? Таким образом, свод законов иногда может точнее отражать идеал, чем реальность. А поскольку некоторые — возможно, многие — статьи кодекса Душана могли быть попытками законодательно узаконить изменения, попытками, которые могли быть успешными, а могли и не быть успешными (и даже если они были успешными в одном месте, возможно, не в других), мы всегда должны быть осторожны и избегать Прихожу к выводу, что та или иная статья описывает то, как дела обстояли в Сербии четырнадцатого века.
Джон Ван Антверпен Файн , автор книги «Позднесредневековые Балканы» . [ 9 ]
Кодекс также поддерживал закон и порядок, не ограничиваясь преступлениями и оскорблениями, но также возлагал ответственность на конкретные сообщества; в нем констатировался существующий обычай, согласно которому каждая территория несет ответственность за поддержание порядка; например, пограничный лорд отвечал за защиту своей границы: «если какая-либо иностранная армия придет и разграбит землю Императора и снова вернется через их землю, эти пограничные лорды должны заплатить всем [людям], через чью территорию они [армия] пришел." (статья 49). [ 7 ] Контроль над разбойниками , постоянная проблема на Балканах , также широко рассматривался в статьях 126, 145, 146, 158 и 191. [ 7 ] Статья 145 гласит: «В какой бы деревне ни был обнаружен вор или разбойник, та деревня должна быть рассеяна, а разбойник должен быть немедленно повешен... и старосты деревни должны быть приведены ко мне [Императору] и должны заплатить за все разбойник или вор совершил преступление с самого начала и будет наказан как вор и разбойник». и продолжается в статье 146: «также префекты, лейтенанты, судебные приставы, рифы и старосты, управляющие деревнями и горными деревнями. Все они должны быть наказаны в порядке, указанном выше [статья 145], если в них будет обнаружен какой-либо вор или разбойник». А статья 126 гласит: «Если на городской земле вокруг города произошел грабеж или кража, пусть за все это заплатит сосед». И, наконец, статья 158 требует, чтобы населенные пункты, граничащие с необитаемым холмом, совместно контролировали этот район и возмещали ущерб от любого происходящего там грабежа. [ 9 ] Файн заключает, что эти статьи демонстрируют слабость государства в поддержании порядка в сельских и приграничных районах, что привело к тому, что оно переложило ответственность на местных жителей, угрожая им штрафами, государство надеялось заставить населенный пункт взять на себя эту обязанность. [ 9 ] Другой причиной строгости статей по отношению к местности было убеждение, что разбойник не сможет выжить без местной поддержки, крова и еды. Таким образом, разбойник воспринимался как местная фигура, пользующаяся поддержкой местных жителей и охотящаяся на чужаков. В результате якобы поддерживающая местность разделила его вину и заслужила разделить наказание. Таким образом, строгие статьи были призваны отговорить общину от помощи разбойникам. [ 9 ]
Монарх имел широкие самодержавные полномочия, но был окружен и консультирован постоянным советом магнатов и прелатов. [ 10 ] Двор, канцелярия и администрация были черновыми копиями Константинополя . [ 10 ] В Кодексе административная иерархия определялась следующим образом: «земли, города, жупы и края », жупы и края были одним и тем же, а жупы на границах назывались крайиштес (« пограничный марш »). [ 11 ] В состав жупы входили деревни, их статус, права и обязанности регулировались конституцией. Правящая знать владела наследственными аллодиальными поместьями, которыми управляли зависимые себри , эквивалент греческой паройки ; крестьяне, имеющие отработку, формально связанные декретом. [ 10 ] Прежнее название жупан было упразднено и заменено греческим кефале ( кефалия , «глава, хозяин»). [ 10 ]
Правовая трансплантация примечательна статьями 171 и 172, регулировавшими юридическую независимость, взятыми из Василики (книга VII, 1, 16–17).
Крестьяне
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2012 г. ) |
Кодекс Душана — один из немногих источников о положении сербских крестьян. [ 12 ]
У простолюдинов не должно быть совета. Если кто-нибудь окажется участвующим в совете, пусть отрежут ему уши и пусть вождей опалят. [ 13 ]
- О Совете простолюдинов
Одним из аспектов является отношение к положению и правам сербских крестьян. В контексте средневековой социальной структуры крестьяне были простолюдинами, занимавшимися сельскохозяйственными работами и составлявшими значительную часть населения. Простолюдинам, то есть крестьянам, не разрешалось формировать или участвовать в каких-либо советах. Те, кто был уличен в какой-либо деятельности, связанной с советом, подвергались суровому наказанию. Кодекс предписывает, что наказанием за участие в совете будет отрезание ушей нарушителя, а руководители или организаторы таких советов будут подвергаться опалению . [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2012 г. ) |

Кодекс продолжал действовать как конституция при правлении сына Душана, Стефана Уроша V, и во время падения Сербской империи он использовался во всех провинциях. Официально он использовался в государстве-преемнике, Сербском деспотате . [ 15 ] до ее аннексии Османской империей в 1459 году. Кодекс использовался в качестве справочника для сербских общин, находящихся под турецким правлением, которые пользовались значительной юридической автономией в гражданских делах. [ 15 ] Код использовался в сербских автономных областях Венецианской республики, таких как Грбаль и Паштровичи . [ 16 ]
Ноэль Малкольм утверждал, что статью Кодекса Душана можно спекулятивно рассматривать как раннюю попытку подавить самоуправляемое албанское обычное право гор ( Канун ), и если это так, то это было бы ранним свидетельством того, что такие обычные законы были в силе. [ 17 ]
Кодекс Душана регулировал все социальные сферы, поэтому он считается второй старейшей сохранившейся конституцией Сербии. Оригинальная рукопись не сохранилась, но сохранилось около двадцати копий стенограммы, датируемой XIV-XVIII веками.
Рукописи
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2012 г. ) |

Семья Поповичей из Дворане , породившая 18 или 21 поколение деревенских священников, сыграла важную роль в сохранении средневековой сербской литературы : у них была Хартия Богоматери Левишской , написанная сербским королем Стефаном Дечанским (годы правления 1321–1331), в их прямой собственности; российский консул в Призрене Ястребов нашел его в доме последнего потомка семьи Йована Дворанаца Поповича в Призрене, который передал его Сербской академии наук и искусств . [ 18 ] Считается, что одним из праотцов семьи был старейшина монастыря Святых Архангелов (пожертвование Душана) недалеко от Призрена, и что во времена Османской империи ему удалось передать ценные тексты церкви в своем селе Дворане. В 1779 году священник Партение Попович стал монахом монастыря Святого Марка Коришки , куда он принес несколько важных книг. [ 19 ] В 1859 году призренский учитель Никола Мусулин нашел здесь Кодекс Душана, а в 1860 году в церкви Святого Николая в селе Кориша была найдена Грамота святых Архангелов . [ 18 ]
Сегодня известны 24 рукописи Кодекса Душана. Самая старая из сохранившихся - рукопись Струги 1373 года; который не сохранился полностью; осталось всего 100 статей. Рукописи Афона Рукописи и Студеницы датируются примерно 1418 годом. Хиландара , Бистрицы и Призрена, имеющие наиболее полные тексты, датируются 15 веком. Рукопись Раковаца , датируемая примерно 1700 годом, включает только последние 12 статей и комментарии императора.
Кавычки
[ редактировать ]Этот раздел является кандидатом на копирование в Wikiquote с использованием процесса Transwiki . |
|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Милетич, Бранко А. (2019). «Закон Святого Саввы (Номоканон Святого Саввы) и Закон Стефана Душана (Кодекс Душана): Источники права в средневековой Сербии» . Труды философского факультета в Приштине . 49 (2): 155–174. doi : 10.5937/ZRFFP49-20654 . ISSN 0354-3293 . S2CID 199931759 .
- ^ Jump up to: а б с Файн 1994 , с. 309
- ^ Jump up to: а б Чиркович 2004 , с. 68
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Файн 1994 , с. 314
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Файн 1994 , с. 315
- ^ Стоянович, Стефан (2018). «Церковный суд в кодексе Душана» . Труды юридического факультета в Нише . 57 (81): 487–495. дои : 10.5937/zrpfni1881487S . ISSN 0350-8501 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Файн 1994 , с. 316
- ^ Траян Стоянович; (1960) Православный купец-завоеватель Балкан с. 236; Журнал экономической истории, дои : 10.2307/2114856
- ^ Jump up to: а б с д Файн 1994 , с. 317
- ^ Jump up to: а б с д Перри Андерсон (1996). Переходы от античности к феодализму . Версо. стр. 290–. ISBN 978-1-85984-107-5 .
- ^ Радованович 2002 , с. 5
- ^ Файн 1994 , с. 318
- ^ Никола Селакович, Кодекс Душана и юридические переводы: сравнительное юридическое исследование (стр. 52)
- ^ Душан, Стефан (1950). «Кодекс Стефана Душана». Славянское и восточноевропейское обозрение . 28 (71). Малькольм Берр: 516–539. JSTOR 4204151 .
- ^ Jump up to: а б Банкноты, с. 330
- ^ Syndic 1951 , стр. 119–182
- ^ Малькольм 1998 , с. 54
- ^ Jump up to: а б Радованович 2008 , с. 268
- ^ «Слово» (PDF) . Слово сербское. п. 45. Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2014 г. Проверено 24 февраля 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Анджелини, Паоло (2012). «Кодекс Душана, 1349–1354 гг.» . Журнал истории права . 80 (1–2): 77–93. дои : 10.1163/157181912x626920 .
- Батричевич, Ана (22 декабря 2006 г.). Правовые трансплантации и кодекс сербского царя Стефана Душана: сравнительное исследование . дои : 10.2139/ssrn.953277 . ССНР 953277 .
- Бубало, Джордже (2013). «Изложение по истории текста Кодекса Душана» . Труды Византологического института . 50 (2): 725–740. дои : 10.2298/ZRVI1350725B .
- Бубало, Джордже (2015). «Эра Кодекса Душана» . Slovene=Словѣне. Международный журнал славистики . 4 (2): 119–146.
- Бубало, Джордже (2010). Код Душана . Белград. стр. 72–73.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Берр, Малькольм (ноябрь 1949 г.). «Кодекс Стефана Душана: царь и самодержец сербов и греков». Славянское и восточноевропейское обозрение . 28 (70): 198–217. JSTOR 4204107 .
- Чиркович, Сима М. (2004). Сербы . Уайли-Блэквелл. ISBN 0-631-20471-7 .
- Файн, Джон Ван Антверпен младший (1994), Балканы позднего средневековья: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания , University of Michigan Press, ISBN 978-0-472-08260-5
- Хапчик, Деннис П. (1995). Конфликт и хаос в Восточной Европе . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0-312-12116-7 .
- Каждан, Александр , изд. (1991), Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-504652-6
- Кршлянин, Нина (2012). «Классовое неравенство в уголовном законе Кодекса Душана». Вдали от юридической жизни . 3 : 41–68.
- Никол, Дональд МакГилливрей (1993). Последние столетия Византии, 1261–1453 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43991-4 .
- Новакович, Стоян (1898). «Кодекс Стефана Душана» . Белград. (Общественное достояние)
- Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 54 . ISBN 0-8147-5598-4 .
- Мошин, В. (1949). «Студенческая рукопись - к шестилетнему юбилею кода Душана, синтагмы Властара и кода Душана в Студеничках «Отечник» . Древности ДЖАЗУ .
- Новакович, С. (2004). Кодекс Стефана Душана, сербского императора 1349–1354 гг . Белград.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Радованович, Милован (2002). «Гора Шар и ее округ в регионе Косово-Метохия Южной Сербии: географическое положение и многоэтнические характеристики» . Труды Географического института «Йован Цвиич» (51). САНУ: 7–22. дои : 10.2298/IJGI0251007R .
- Радованович, Милован (2008). «Косово и Метохия: антропогеографические, историко-географические, демографические и геополитические основы». Официальный вестник .
- Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг . Том. III. Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97290-4 .
- Сулис, Джордж Христос (1995). Сербы и Византия в период правления императора Стефана Душана (1331–1355) и его преемников . Думбартон Оукс . ISBN 0-88402-137-8 .
- Синдик, И. (1951). «Законодательство Душана в Паштровичах и Грбле». Коллекция в честь шестого столетия Кодекса императора Душана (I). Белград: SANU: 119–182.
- Соловьев, Александр
- Избранные памятники сербского права XII-XV веков (1926 г.)
- Законодательство Стефана Душана, императора сербов и греков (1928 г.)
- Кодекс Душана 1349 и 1354 годов (1929 г.)
- Вильгельм-Стемпин, Николаус (2009). Албанское обычное право с точки зрения юридического фольклора . Мюнхен: GRIN Verlag. ISBN 978-3-640-40128-4 .
- Зорич, Петар (2006), Законодательство Святого Саввы и правовые трансплантации (PDF) (на сербском языке), Алан Уотсон, заархивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2011 г.
- Голиян, Драган и Владан Станкович. «Кодекс Душана – Закон конституционного характера и основания сербского государства». Международный журнал экономики и права 13 (2015): 30–34.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- КОДЕКС СЕРБСКОГО ЦАРЯ СТЕФАНА ДУШАНА , автор Радоман Станкович (на английском языке)
- 1340-е годы в законе
- 1350-е годы в законе
- 14 век в Сербии.
- Византийское право
- Несуществующие конституции
- Правовая история Сербии
- Средневековые документы Сербии
- Средневековые правовые кодексы
- Средневековые правовые кодексы Сербии
- Средневековая история Сербии
- Церковнославянские рукописи
- Сербские книги
- Сербский деспотат
- Сербская империя
- Закон Сербии
- Сербские рукописи
- Южнославянские рукописи
- Стефан Душан
- Феодализм в Сербии
- Кириллические рукописи
- 1349 в Европе