Jump to content

Код Душана

(Перенаправлено из Кодекса Душана )
Код Душана
Кодекс Душана
Кодекс Душана
Призренская рукопись Душанского кодекса, 15 век.
Созданный 1349
Автор(ы) Сербский император Стефан Душан
Цель Конституция ( Кодекс )

Кодекс Душана ( сербская кириллица : Dušanov zakonik , латинизированный : Dušanov zakonik , исторически известный как Zakon blagovjernago cara Stefana – Закон благочестивого императора Стефана) представляет собой сборник нескольких правовых систем, который был принят Стефаном Урошем IV Душаном из Сербии в 1349 году. опирался на римское право, византийское право , а также на элементы обычного и канонического права. [ 1 ] Он использовался в Сербской империи и последующем сербском деспотате . Считается ранней конституцией или близкой к ней; передовой набор законов, которые регулировали все аспекты жизни, такие как семейные отношения, права собственности, контракты и преступления.

16 апреля 1346 года ( Пасха ) Душан созвал огромное собрание в Скопье , на котором присутствовали сербский архиепископ Иоанникий II , архиепископ Охридский Николай I , болгарский патриарх Симеон и различные религиозные лидеры Афона . Собрание и священнослужители согласовали, а затем торжественно совершили повышение автокефального Сербского архиепископства до статуса Сербского Патриархата . [ 2 ] С тех пор архиепископ носил титул Сербского Патриарха , хотя в одном документе он назывался Патриархом сербов и греков с резиденцией в монастыре Печ . [ 2 ] Первый сербский патриарх Иоанникий II теперь торжественно короновал Душана как « римлян » императора и самодержца сербов и . [ 2 ]

Деталь фрески сербского императора Стефана Душана.

Кодекс был обнародован на государственном совете 21 мая 1349 года в Скопье , столице Сербской империи. Предисловие «Мы принимаем этот Закон нашим Православным Синодом, Святейшим Патриархом Киром Иоаникием вместе со всеми Архиепископами такое: и Духовенством, малым и великим, и мной, правоверным Императором Стефаном, и всеми Владыками. , малая и великая, этой нашей Империи» . В Уставе , сопровождавшем Кодекс, говорилось: «Я желаю провозгласить определенные добродетели и истиннейшие законы православной веры, которые необходимо соблюдать и соблюдать». [ 3 ] Император Душан добавил к нему ряд статей в 1353 или 1354 году на совете в Серре . [ 4 ] Эта вторая часть была вдвое меньше и иногда цитировала проблемы первой части, отсылая ее к «первому Кодексу». [ 3 ]

Всего в нем была 201 статья. Четыре из них (79, 123, 152, 153), касающиеся различных предметов, ссылаются на авторитет «Закона святого короля» (т.е. Стефана Уроша II Милютина из Сербии , годы правления 1282–1321, деда Душана), который предполагает, что Милютин издал кодекс, текст которого не сохранился. [ 4 ] Таким образом, Кодекс Душана был дополнением к Кодексу Милютина, а также дополнением к различным сводам церковных законов, которые также имели силу в Сербии; в частности, Номоканон Святого Саввы ( Законоправило ) , принятый в 1219 году с основанием Сербской Православной Церкви и Сербского Царства . [ 4 ] Синтагма Канонум , написанная в 1335 году Матфеем Бластаресом , была переведена на сербский язык и получила юридическую силу к 1349 году, а ее статьи повлияли на текст Кодекса. [ 4 ] Кодекс Душана находился под сильным влиянием византийского права - почти половина его статей отражают определенное влияние, часто измененное для Сербии. [ 4 ] В кодексе было много статей, касающихся Церкви, что отражает византийское церковное право; Византийские кодексы гражданского права, особенно компиляция конца IX века Василия I и Льва VI , также оказали влияние на кодекс. [ 4 ] Ученые А. Соловьев и Сулис приходят к выводу, что Собор 1349 г. издал всеобъемлющий юридический документ, состоящий из трех частей, поскольку большинство ранних рукописей Кодекса содержат также два других текста: первая часть представляла собой сокращение Синтагмы, вторая часть - так - так называемый «Кодекс Юстиниана» (краткий сборник византийских правовых норм, в основном взятых из « Закона о земледельце» , не путать с Кодексом, который является частью Corpus Juris Civilis). ), а третьей частью всегда был сам Кодекс Душана. [ 4 ] По мнению Файна, существует вероятность того, что Кодекс был написан для дополнения первых двух частей путем добавления пунктов, которые не были охвачены, а не для создания всеобъемлющей правовой системы. [ 5 ]

Первая часть, «Синтагма», представляла собой энциклопедический юридический сборник, расположенный в алфавитном порядке. Он основывался на религиозном и светском праве; церковные статьи составляли большую часть византийского оригинала. [ 5 ] Версия рукописей Душана содержала лишь треть оригинальной греческой версии; в нем опущена большая часть церковного материала и содержится преимущественно светские статьи; В Сербии уже существовал церковный кодекс Номоканона Святого Саввы. [ 5 ] Светские статьи сокращенной сербской версии Синтагмы были взяты главным образом из свода законов Василия I и Новеллы императоров, пришедших ему на смену; они сосредоточились на законах, регулирующих контракты, займы, наследство, брак, приданое и т. д., а также на вопросах уголовного права. [ 5 ] Вторая часть, Закон Юстиниана, на самом деле представляла собой сокращенную версию Фермерского закона VIII века, кодекса, разрешающего проблемы и споры между крестьянами внутри деревни. [ 5 ]

Третья часть, Кодекс Душана, добавила то, что не было описано в двух других частях, и конкретные ситуации в Сербии. [ 5 ] Поскольку в двух частях были хорошо освещены аспекты гражданского и уголовного права, статьи Душана касались публичного права и судебных процедур. [ 5 ] Кодекс также предоставил больше материалов о реальных наказаниях; где существует сильное византийское влияние, где казни и увечья часто заменяют традиционные сербские штрафы. [ 5 ] Речь шла о преступлениях или оскорблениях и наказании за них; урегулирование гражданских исков (включая судебные разбирательства, выбор и роль присяжных); судебная процедура и судебная юрисдикция (определение того, какие дела будут рассматриваться какими органами среди церковных судов, [ 6 ] императорский суд, суды окружных императорских судей и решение дворянина); и права и обязанности, в том числе право свободно осуществлять торговлю (ст. 120, 121), налоговые обязательства (суммарный налог и срок уплаты), право выпаса скота и их нарушение, служебные обязанности перед Императором, освобождение от государственных пошлин (обычно за Церкви), обязательства, связанные с землей, и обязанность Церкви заниматься благотворительностью.

Кодекс также определял различные виды землевладения (с указанием различных прав и обязанностей, связанных с различными категориями земли), права наследования, положение рабов и положение крепостных крестьян. Он определял трудовую повинность, которую крепостные должны были платить своим господам (статья 68), но также давал им право подавать иск против своего хозяина в императорский суд (статья 139). В кодексе также отмечались особые привилегии иностранных общин (например, саксов ). [ 7 ]

Многие статьи касались статуса Церкви, дополняя тем самым существующие тексты канонического права. В целом Церковь получила очень привилегированное положение, хотя на нее была возложена недвусмысленная обязанность благотворительности: «И во всех церквах бедные будут накормлены... и если кто не накормит их, будь он митрополит , епископ или аббат, он должен быть лишен своего сана» (статья 28). Кодекс также запрещал симонию . В большинстве вопросов было установлено четкое разделение Церкви и государства, позволяющее церковным судам судить церковных людей и запрещающее дворянству вмешиваться в церковное имущество и церковные дела. [ 7 ]

Кодекс Душана не благосклонно относился к католической церкви, хотя он, как и его предшественники, был дружелюбен и уважителен к иностранным католикам (саксам и прибрежным купцам). [ 7 ] Он называл Римско-католическую церковь «латинской ересью », а ее приверженцев — « полуверующими ». Он запретил прозелитизм католиков среди православных, обращение православных в католичество и смешанные браки между католиками и православными, если только католики не перейдут в православие. Были у него и статьи, строго карающие «еретиков» ( богомилов ). Христианами называли только православных. [ 7 ]

Кодекс определял и позволял судебную процедуру, юрисдикцию и наказание зависеть от социального класса вовлеченного лица, поддерживая существующую классовую структуру. [ 7 ] Статьи касались положения в обществе и при дворе духовенства, дворянства, простолюдинов, крепостных, рабов, албанцев и валахов (двое последних - по скотоводческому образу жизни, а не по этническим причинам) и иностранцев. [ 7 ] Кодекс также гарантировал власть и доходы государства; он содержал статьи о налогах, обязательствах, связанных с землей, а также услугах и гостеприимстве, причитающихся императору и его агентам. [ 7 ] Греческие, «латинские» или итальянские, рагузские, болгарские, влахские, албанские и сербские купцы могут свободно и беспрепятственно торговать и транзитом свободно передавать свои товары. [ 8 ]

Статьи, подобные только что процитированным [Статья 158], также являются ценными источниками по социальной истории Сербии. Однако их следует использовать с осторожностью. Ведь ряд законов не является источником того же типа, что и описание общества посетителем. Кодекс законов не описывает, как все на самом деле функционировало, а только то, как они должны были функционировать. В некоторых случаях статьи могли быть основаны на обычном праве; в таких случаях содержание статей, вероятно, в целом соблюдалось или практиковалось и, таким образом, может рассматриваться как свидетельство о реальных практиках и условиях. Однако статья могла также отражать новшество, реформу, которую правитель пытался провести посредством законодательства. В этом случае оно не отражало бы существующие обычаи, и тогда мы должны задаться вопросом: удалось ли правителю осуществить свою реформу или она так и осталась мертвой буквой? Таким образом, свод законов иногда может точнее отражать идеал, чем реальность. А поскольку некоторые — возможно, многие — статьи кодекса Душана могли быть попытками законодательно узаконить изменения, попытками, которые могли быть успешными, а могли и не быть успешными (и даже если они были успешными в одном месте, возможно, не в других), мы всегда должны быть осторожны и избегать Прихожу к выводу, что та или иная статья описывает то, как дела обстояли в Сербии четырнадцатого века.

Джон Ван Антверпен Файн , автор книги «Позднесредневековые Балканы» . [ 9 ]

Кодекс также поддерживал закон и порядок, не ограничиваясь преступлениями и оскорблениями, но также возлагал ответственность на конкретные сообщества; в нем констатировался существующий обычай, согласно которому каждая территория несет ответственность за поддержание порядка; например, пограничный лорд отвечал за защиту своей границы: «если какая-либо иностранная армия придет и разграбит землю Императора и снова вернется через их землю, эти пограничные лорды должны заплатить всем [людям], через чью территорию они [армия] пришел." (статья 49). [ 7 ] Контроль над разбойниками , постоянная проблема на Балканах , также широко рассматривался в статьях 126, 145, 146, 158 и 191. [ 7 ] Статья 145 гласит: «В какой бы деревне ни был обнаружен вор или разбойник, та деревня должна быть рассеяна, а разбойник должен быть немедленно повешен... и старосты деревни должны быть приведены ко мне [Императору] и должны заплатить за все разбойник или вор совершил преступление с самого начала и будет наказан как вор и разбойник». и продолжается в статье 146: «также префекты, лейтенанты, судебные приставы, рифы и старосты, управляющие деревнями и горными деревнями. Все они должны быть наказаны в порядке, указанном выше [статья 145], если в них будет обнаружен какой-либо вор или разбойник». А статья 126 гласит: «Если на городской земле вокруг города произошел грабеж или кража, пусть за все это заплатит сосед». И, наконец, статья 158 требует, чтобы населенные пункты, граничащие с необитаемым холмом, совместно контролировали этот район и возмещали ущерб от любого происходящего там грабежа. [ 9 ] Файн заключает, что эти статьи демонстрируют слабость государства в поддержании порядка в сельских и приграничных районах, что привело к тому, что оно переложило ответственность на местных жителей, угрожая им штрафами, государство надеялось заставить населенный пункт взять на себя эту обязанность. [ 9 ] Другой причиной строгости статей по отношению к местности было убеждение, что разбойник не сможет выжить без местной поддержки, крова и еды. Таким образом, разбойник воспринимался как местная фигура, пользующаяся поддержкой местных жителей и охотящаяся на чужаков. В результате якобы поддерживающая местность разделила его вину и заслужила разделить наказание. Таким образом, строгие статьи были призваны отговорить общину от помощи разбойникам. [ 9 ]

Монарх имел широкие самодержавные полномочия, но был окружен и консультирован постоянным советом магнатов и прелатов. [ 10 ] Двор, канцелярия и администрация были черновыми копиями Константинополя . [ 10 ] В Кодексе административная иерархия определялась следующим образом: «земли, города, жупы и края », жупы и края были одним и тем же, а жупы на границах назывались крайиштес (« пограничный марш »). [ 11 ] В состав жупы входили деревни, их статус, права и обязанности регулировались конституцией. Правящая знать владела наследственными аллодиальными поместьями, которыми управляли зависимые себри , эквивалент греческой паройки ; крестьяне, имеющие отработку, формально связанные декретом. [ 10 ] Прежнее название жупан было упразднено и заменено греческим кефале ( кефалия , «глава, хозяин»). [ 10 ]

Правовая трансплантация примечательна статьями 171 и 172, регулировавшими юридическую независимость, взятыми из Василики (книга VII, 1, 16–17).

Крестьяне

[ редактировать ]

Кодекс Душана — один из немногих источников о положении сербских крестьян. [ 12 ]

У простолюдинов не должно быть совета. Если кто-нибудь окажется участвующим в совете, пусть отрежут ему уши и пусть вождей опалят. [ 13 ]

- О Совете простолюдинов

Одним из аспектов является отношение к положению и правам сербских крестьян. В контексте средневековой социальной структуры крестьяне были простолюдинами, занимавшимися сельскохозяйственными работами и составлявшими значительную часть населения. Простолюдинам, то есть крестьянам, не разрешалось формировать или участвовать в каких-либо советах. Те, кто был уличен в какой-либо деятельности, связанной с советом, подвергались суровому наказанию. Кодекс предписывает, что наказанием за участие в совете будет отрезание ушей нарушителя, а руководители или организаторы таких советов будут подвергаться опалению . [ 14 ]

Наследие

[ редактировать ]
, Пая Провозглашение свода законов Душана Йованович , холст, масло, 1900, Национальный музей Сербии .

Кодекс продолжал действовать как конституция при правлении сына Душана, Стефана Уроша V, и во время падения Сербской империи он использовался во всех провинциях. Официально он использовался в государстве-преемнике, Сербском деспотате . [ 15 ] до ее аннексии Османской империей в 1459 году. Кодекс использовался в качестве справочника для сербских общин, находящихся под турецким правлением, которые пользовались значительной юридической автономией в гражданских делах. [ 15 ] Код использовался в сербских автономных областях Венецианской республики, таких как Грбаль и Паштровичи . [ 16 ]

Ноэль Малкольм утверждал, что статью Кодекса Душана можно спекулятивно рассматривать как раннюю попытку подавить самоуправляемое албанское обычное право гор ( Канун ), и если это так, то это было бы ранним свидетельством того, что такие обычные законы были в силе. [ 17 ]

Кодекс Душана регулировал все социальные сферы, поэтому он считается второй старейшей сохранившейся конституцией Сербии. Оригинальная рукопись не сохранилась, но сохранилось около двадцати копий стенограммы, датируемой XIV-XVIII веками.

Рукописи

[ редактировать ]
Хиландарская рукопись

Семья Поповичей из Дворане , породившая 18 или 21 поколение деревенских священников, сыграла важную роль в сохранении средневековой сербской литературы : у них была Хартия Богоматери Левишской , написанная сербским королем Стефаном Дечанским (годы правления 1321–1331), в их прямой собственности; российский консул в Призрене Ястребов нашел его в доме последнего потомка семьи Йована Дворанаца Поповича в Призрене, который передал его Сербской академии наук и искусств . [ 18 ] Считается, что одним из праотцов семьи был старейшина монастыря Святых Архангелов (пожертвование Душана) недалеко от Призрена, и что во времена Османской империи ему удалось передать ценные тексты церкви в своем селе Дворане. В 1779 году священник Партение Попович стал монахом монастыря Святого Марка Коришки , куда он принес несколько важных книг. [ 19 ] В 1859 году призренский учитель Никола Мусулин нашел здесь Кодекс Душана, а в 1860 году в церкви Святого Николая в селе Кориша была найдена Грамота святых Архангелов . [ 18 ]

Сегодня известны 24 рукописи Кодекса Душана. Самая старая из сохранившихся - рукопись Струги 1373 года; который не сохранился полностью; осталось всего 100 статей. Рукописи Афона Рукописи и Студеницы датируются примерно 1418 годом. Хиландара , Бистрицы и Призрена, имеющие наиболее полные тексты, датируются 15 веком. Рукопись Раковаца , датируемая примерно 1700 годом, включает только последние 12 статей и комментарии императора.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Милетич, Бранко А. (2019). «Закон Святого Саввы (Номоканон Святого Саввы) и Закон Стефана Душана (Кодекс Душана): Источники права в средневековой Сербии» . Труды философского факультета в Приштине . 49 (2): 155–174. doi : 10.5937/ZRFFP49-20654 . ISSN   0354-3293 . S2CID   199931759 .
  2. ^ Jump up to: а б с Файн 1994 , с. 309
  3. ^ Jump up to: а б Чиркович 2004 , с. 68
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Файн 1994 , с. 314
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Файн 1994 , с. 315
  6. ^ Стоянович, Стефан (2018). «Церковный суд в кодексе Душана» . Труды юридического факультета в Нише . 57 (81): 487–495. дои : 10.5937/zrpfni1881487S . ISSN   0350-8501 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Файн 1994 , с. 316
  8. ^ Траян Стоянович; (1960) Православный купец-завоеватель Балкан с. 236; Журнал экономической истории, дои : 10.2307/2114856
  9. ^ Jump up to: а б с д Файн 1994 , с. 317
  10. ^ Jump up to: а б с д Перри Андерсон (1996). Переходы от античности к феодализму . Версо. стр. 290–. ISBN  978-1-85984-107-5 .
  11. ^ Радованович 2002 , с. 5
  12. ^ Файн 1994 , с. 318
  13. ^ Никола Селакович, Кодекс Душана и юридические переводы: сравнительное юридическое исследование (стр. 52)
  14. ^ Душан, Стефан (1950). «Кодекс Стефана Душана». Славянское и восточноевропейское обозрение . 28 (71). Малькольм Берр: 516–539. JSTOR   4204151 .
  15. ^ Jump up to: а б Банкноты, с. 330
  16. ^ Syndic 1951 , стр. 119–182
  17. ^ Малькольм 1998 , с. 54
  18. ^ Jump up to: а б Радованович 2008 , с. 268
  19. ^ «Слово» (PDF) . Слово сербское. п. 45. Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2014 г. Проверено 24 февраля 2012 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e80989688c1d303342518d12338d829b__1722926280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/9b/e80989688c1d303342518d12338d829b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dušan Code - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)