Jump to content

Средневековая сербская литература

Средневековая сербская литература или старосербская литература ( сербский : Стара српска књижевност ) относится к литературе, написанной на средневековых формах сербского языка до конца 15 века, с ее традициями, простирающимися до раннего современного периода. [1] [2] В средние века странствующие монахи-писцы с Балкан путешествовали по Киевской Руси и за ее пределами, и их церковнославянские сочинения на протяжении веков стали общим литературным языком среди всех славян .

Средневековая Сербия является Константина Великого восточной , наследницей Византии части Римской империи . Сербская старославянская литература создавалась по византийскому образцу, причем сначала на славянский язык переводились церковные службы и библейские тексты, а вскоре и другие произведения, посвященные христианским жизненным ценностям, из которых они черпали необходимые знания в различных областях (в том числе и латинские произведения). Эта христианская литература хотя и воспитала славян, но не оказала подавляющего влияния на оригинальные произведения. Вместо этого использовался более узкий аспект, жанры и поэтика, с помощью которых мог праздноваться культ святых, благодаря славянскому прославлению Кирилла и Мефодия и их славянских учеников как святых и ответственных за славянскую грамотность. [3] [4]

Ритуальными жанрами были жития, гомилетика и гимнография, известные на славянском языке как житие (вита), похвала (хвалебная речь), служббе (церковные службы), что фактически означает прозу, риторику и поэзию. То, что первые славянские произведения были в канонической форме обрядовой литературы, а литературным языком был обрядовый славянский язык, определило дальнейшее развитие. Кодекс Марианус представляет собой старейшую найденную рукопись, датируемую 11 веком, если не старше, написанную на средневековой сербской редакции старославянского языка . Средневековая славянская литература, особенно сербская, была создана по образцу этой классической славянской литературы. Все новые темы в сербской литературе создавались в рамках классических ритуальных жанров. [2]

Самым старым известным на сегодняшний день произведением сербской светской литературы является легенда о Владимире и Косаре, записанная в письменной форме в сербском государстве Дукля в XI веке. Сохранившаяся лишь в отрывках и в переводе, это одновременно и история любви, и героическая песня о праведном князе Владимире, несправедливо казненном в 1016 году вследствие борьбы за престол.

Источник

[ редактировать ]
Святой Савва , основоположник средневековой сербской литературы.

В отличие от стран Западной Европы, Сербия ведет свою историю, литературу, художественное, религиозное и культурное наследие, когда христианство стало государственной религией во времена Константина Великого и Нового Рима . Однако между 10 и 13 веками основы независимой сербской литературы были сформированы через ее древнесербское житие . [5] В этот период направление и характер литературы строились на основе элементарной системы жанров в ее основных ориентирах, с избранным и видоизмененным литературным языком.

Лишь с творениями святого Саввы и развитием автокефальной Сербской церкви сербская литература получила то содержание, которое сделало бы ее равноправным и активным участником литературной жизни православно-славянского мира. Также нельзя игнорировать роль, которую сербская канцелярия в Дубровнике (Рагуза) сыграла в истории сербской кириллицы. Таким образом, XIII век был не только новым, но и главным этапом в становлении сербской средневековой литературы. Этот этап завершился где-то до конца века окончательной стандартизацией сербской орфографии в грамотности и завершением создания основных жанров этого периода: агиографии ( žitije ) и богослужения ( služba ). Основные литературные центры раннего государства Неманич были окончательно созданы к концу 13 века: Хиландар , Студеница , Жича , Милешева , Печ ; в котором запас старославянской общей литературы пополнялся произведениями сербских, отечественных литературных мастерских. [2]

В течение 13 века сербская литература стремилась достичь вершины византийско-славянской литературы. Мотивом этой деятельности, ее главной движущей силой является создание сербских православных культов, культов святой династии (Неманичей) и автокефальной церкви. Чтобы войти в мир византийской и европейской цивилизации Средневековья, Сербии необходимо было не только иметь свое независимое государство и независимую Церковь, но и иметь свою роль в общей христианской культуре того времени, особенно участие в святости. , в высшей духовной общине, где сербский народ был представлен через «свой народ». Таким образом, его собственная литература была необходимым выражением социальной и национальной независимости, но в то же время интеграцией в духовную ойкумену христианской цивилизации, посредством которой она демонстрировала зрелость и оправдывала политическое существование самого государства в мировом масштабе. На этой основе развивались все особенности старой сербской литературы, а также ее универсальное, глобальное своеобразие: специфика выражается в создании общих жанров, главным образом в агиографической литературе, т. е. в так называемой «правительственной историографии»; гораздо менее выражены в гимнографии, в поэзии, где совершенно очевидны каноны византийской поэтики. Роль отца-основателя независимой сербской литературы принадлежит святому Савве, младшему сыну великого князя. Стефан Неманья , основатель и первый архиепископ независимой Сербской Церкви. [6]

Вместе со святым Саввой и другими (а именно монахом Симеоном ) в следующем столетии появились произведения выдающихся писателей того периода, таких как Доментиан и Атанасий , Григорий II Рас , Теодосий , Старец Григорий , Антоний Багаш , Лазарь Хиландарий , Пахомий Серб. , Гавриил Хиландарий , Константин Костенец , Киприан , митрополит Киевский , Григорий Цамблак , Исайя Монах , Григорий Горнякский , Райчин Судич , Яков Серресский , Ромилос Видинский , Йован Серб Кратовский , Гавриил Лесновский , Никодим Тисманский , Димитар Кратовский , Анонимный Афонский , Марко Печки и Деметриус Кантакузенос , а также важные тексты женщин-поэтов и писателей, в том числе Ефимии , Марии Ангелины Дукаины Палеологиной , княгини Сербской Милицы , Святой Ангелины Сербской , Мары Бранкович , Оливеры Деспины , Елены Балшич , Елена Анжуйская , Симонида , Катарина Бранкович и другие. Одним из самых выдающихся писателей средневековой Сербии был архиепископ Данило II (ум. 1337). [7]

1370-е годы знаменуют начало разделения сербской кириллицы и латиницы в том, что двух канцелярий в Рагузе . касается [8] С основанием ум. 1427) монастыря Манасия ( Стефаном Лазаревичем здесь собралось много образованных монахов. Они способствовали копированию и литературному делу, которое своим совершенством и производством изменило историю южнославянской литературы и языков, распространив свое влияние на православные Балканы и императорскую Россию . Одним из самых известных ученых Решавской школы был Константин Философ , влиятельный писатель и биограф основателя школы Стефана Лазаревича . Лазаревич был безусловно одним из самых эрудированных людей своего времени и, учитывая его взгляды, интересы и достижения, был истинным представителем сербского Возрождения. [9]

С 1459 года, после падения Смедерево, и до Первого сербского восстания в 1804 году, православные монастыри были важными центрами, которые поддерживали жизнь и процветание сербской культуры во время трудной и бурной оккупации, длившейся три с половиной века. Скрипторий житие бастионом знаний, где создавались иллюминированные рукописи, а также великие богословские и научные труды, такие как Старое сербское каждого монастыря был ( жития сербских королей и архиепископов), также встречающиеся как в русской, так и в болгарской литературе. На протяжении всего этого времени сербы, жившие под властью Габсбургов , венецианцев и на землях их влахских единоверцев ( Валахия и Молдавия ), печатали книги, строили монастыри, школы, больницы, церкви и занимались самых ранних движений искусств и ремесел. рисованием икон и иконостасы в эпоху Возрождения — перехода от средневековья к современности. Свидетельством этого являются многочисленные сербские православные монастыри, церкви и библиотеки (учреждения), существующие сегодня в Венгрии ( Рацкеве и Сербский монастырь Ковин ), Румыния ( Ходош-Бодрог , Базьяш , Свети Джурад , Бездин, Златица, Кушич, Свети Симеон, Шемлюг и другие), Греция ( Хиландар , Афон и Метеоры ), Италия ( Святой Спиридон ), Хорватия , Босния и Герцеговина , Северная Македония , Косово и Албания , которые говорят о своем богатом искусстве и литературе.

Несколько философских работ, в основном греческих (византийских), также были переведены на сербский язык или адаптированы в средневековый период. [10]

Рост периода Возрождения произошел с прибытием сербских и болгарских агиографов, литераторов и художников, которые бежали со своих родных земель, когда они либо находились под угрозой, либо были оккупированы османами . Их творческая деятельность в науке и литературе олицетворяется в таких выдающихся личностях, как Лазарь Серб , среди первых хиландарианцев, прибывших в Москву с Афона ; уроженец Болгарии Григорий Цамблак , прибывший из Сербии и в конечном итоге ставший митрополитом Киевским ; Пахомий Серб , один из представителей нового орнаментального стиля, известного как «плетение слов », и другие.

С 1630-х годов Киев стал ведущим центром культурной жизни восточнославян. Большое значение имела Киево-Могилянская академия в то время . Позднее Феофан Прокопович наложил свой отпечаток на русскую литературу эпохи барокко, распространившуюся повсюду, особенно в Сербии. Именно в знаменитой Киевской академии во второй половине XVII — начале XVIII веков молодые сербские художники и педагоги получали западное образование.

Многочисленные авторы книг Сербской Православной Церкви , работавшие в монастыре Рача с 15 по 18 века, названы в сербской литературе «Рачанами»... Среди этих анонимных монахов-писцов, идентифицированных по именам, наиболее Известные просветители иеромонах Христофор Рачанин , Теодор Рачанин , Киприан Рачанин , Григорий Рачанин , Прохор Рачанин , Чирьяк Рачанин , Иеротей Рачанин , Симеон Рачанин , Ефрем Янкович Тетовац и Гаврил Стефанович Венцлович . Это известные сербские писатели, которые являются связующим звеном между литераторами эпохи позднего средневековья (позднего средневековья) и барокко в искусстве, архитектуре и литературе в частности.

Работает

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7ba801fb24d25933a85eeb4754b8d48f__1716859560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/8f/7ba801fb24d25933a85eeb4754b8d48f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Medieval Serbian literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)