Корзина

Косара или Коссара ( болгарский и сербский : Косара ) — болгарская дворянка, дочь или родственница болгарского царя Самуила , которая была замужем за князем Йованом Владимиром из Дукли .
Происхождение и идентичность
[ редактировать ]Византийский историк XI века Иоанн Скилицес называет ее дочерью болгарского царя Самуила . [ 1 ] но в аннотациях к Скилицам епископа Дукльского Михаила этот отрывок читается якобы как «дочь Феодорита (sic!) Самуила». [ 2 ] Б. Прокич, первый редактор рукописи ( Codex Vindobonensis hist. gr. 74), содержащей аннотации, исправил вставленное имя очевидного отца Теодорет на Теодора, тем самым дав дочери, которую в другом месте называли Косара, имя Теодора Косара, под которым она часто известен во многих историографии. [ 3 ] Поправка Прокича была принята большинством ученых и в большинстве переводов. [ 4 ]
Н. Адонц, с другой стороны, принял интерполяцию как есть, определив мнимое «Теодорит» как уменьшительное отсылку к Теодору Хриселиосу, возможному сыну Иоанна Хриселиоса , магната Диррахия и тестя Самуила, [ 5 ] утверждая, что этот Теодор/Теодорет был отцом Косары, и далее предполагая, что имя Косара (встречающееся в Gesta Regnum Sclavorum ) было не личным именем, а переводом греческой фамилии Хриселиос. [ 6 ] Доводы Адонца принимаются, за исключением его интерпретации имени Косара Р.-Ж. Лили и др. [ 3 ] Реконструкция Адонца включает в себя множество предположений, таких как отождествление Феодорита с Феодором (фамилия не указана), который, сдал Диррахий императору Василию II в 1005 году. согласно одному источнику, [ 7 ] и с Феодором Хриселием, патрицием, упомянутым при дворе императора Михаила VI в 1057 году. [ 8 ]
Gesta Regum Sclavorum (также известная как Хроника священника Дукли ) , составленная ок. 1300, [ 9 ] Косара ( Коссара в оригинальном латыни) является дочерью Самуила. [ 10 ] и далее подразумевается, что ее очевидная дочь была внучкой Самуила. [ 11 ] Этот источник не делает никакой связи между именем Косара (Коссара) и семьей Хриселиос, которую он называет «Курсилий». [ 12 ]
Жизнь
[ редактировать ]Косара была замужем ок. 1000 Йовану Владимиру , князю Дукли , побежденному и взятому в плен царем Самуилом. [ 3 ] Устная (?) традиция, зафиксированная в начале XIV века в Gesta Regum Sclavorum, превращает бракосочетание в романтическую историю о том, как Косара посетил Владимира в его тюремной камере, в конце концов влюбился и попросил выйти за него замуж. [ 3 ]
История Владимира и Косары является предметом одной из самых романтических повестей ранней черногорской литературы; Вот : описание гесты встречи Владимира и Косары [ 13 ]
Случилось так, что дочь Самуила, Коссара, была одушевлена и вдохновлена блаженной душой. Она подошла к отцу и попросила, чтобы она спустилась со своими служанками и вымыла голову и ноги закованным в цепи пленникам. Отец исполнил ее желание, и она спустилась и совершила свое доброе дело. Заметив Владимира среди пленников, она поразила его красивый вид, его смирение, кротость и скромность, а также то, что он был полон мудрости и познания Господа . Она остановилась поговорить с ним, и его речь показалась ей слаще меда и сот. [ 14 ]
Итак, Косара влюбилась в красивого пленника и попросила у отца руки и сердца. Самуил, завоевав земли Владимира, хотел привязать к себе новых подданных более сердечно, не только одной силой. Он разрешил брак, вернул Дуклю своему новому зятю, а кроме того, отдал ему всю территорию Диррахия, чтобы с этого момента он управлял ими как свой вассал .
Хотя Gesta Regum Scalvorum свято утверждала, что Косара и Йован Владимир жили свято и целомудренно, [ 15 ] общий образ, у них, по-видимому, была дочь, которая вышла замуж за Стефана Воислава , принца Зеты . [ 16 ] Их внук, Константин Боден из Зеты, в 1072 году будет ненадолго провозглашен императором Болгарии под именем Петра III. [ 17 ]
Царь Самуил умер в 1014 году, и ему наследовал его сын Гаврила Радомир , но правление его было недолгим: в 1015 году его убил двоюродный брат Иван Владислав и правил вместо него. [ 18 ] Владислав считал, что укрепит свое положение, если истребит всю семью Самуила, поэтому задумал убийство Йована Владимира. [ 19 ] Новый царь послал к нему гонцов с требованием его присутствия в Преспе , но Владимир не хотел выходить из своей земли; даже после многих последующих обещаний и заверений Владислава, что он не причинил ему никакого вреда. Наконец Владислав прислал ему золотой крест со своим залогом, на что Владимир ответил: [ 20 ]
Мы верим, что умерший за нас Господь наш Иисус Христос был подвешен не на золотом кресте, а на деревянном. Посему, если и вера твоя, и слова твои истинны, пошли мне крест деревянный в руки верующих людей, то по вере и убеждению Господа Иисуса Христа я буду иметь веру в животворящий крест и святую древесина. Я приеду. [ 14 ]
Два епископа и отшельник пришли к Владимиру, дали ему деревянный крест и подтвердили, что царь дал на него залог. Владимир поцеловал крест, собрал несколько последователей и отправился в Преспа. Как только он прибыл туда, он зашел в церковь на молитву. Когда он вышел из церкви, то был сбит воинами Владислава и обезглавлен, все время держа крест в руках; это было 22 мая 1016 года. [ 14 ] [ 21 ]
Йован Владимир был похоронен в Преспе, в той же церкви, перед которой он был замучен. Вскоре после смерти его признали мучеником и святым.
Через два-три года после погребения Йована Владимира Косара перевез его останки в Дуклю. Она похоронила его возле своего двора в Краине , в церкви монастыря Пресвятой Богородицы . Косара больше не женился; по ее завещанию она была похоронена в той же церкви, у ног мужа. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скилицы, изд. Турн 1973, стр. 416: «Владимир, гробовщик дочери Самуила».
- ^ Скилицы, изд. Турн 1973, с. 416, н. 66: «Владимир, гробовщик дочери Феодориты Самуиловой».
- ^ Jump up to: а б с д PmbZ , Косара (#24095).
- ^ Например, Флузин и Чейнет 2003, стр. 295 и н. 199; Уортли 2010, с. 335, н.205; Файн, 1983, стр. 193–194; Божилов и Гюзелев 2006, стр. 322 и 696.
- ^ Адонц 1938, стр. 398-399
- ^ Адонц 1938, стр. 404-405.
- ^ Адонц 1938: 397.
- ^ Адонц 1938: 397; Скилицы, изд. Турн 1973, с. 498.
- ^ Деяния королей-рабов II, с. 379
- ^ Gesta Regum Sclavorum I, стр. 128: «дочь императора Самуила по имени».
- ^ Деяния королей-рабов I, стр. 142.
- ^ Деяния королей-рабов I, стр. 146-155.
- ^ Деяния королей-рабов I, с. 128, 130
- ^ Jump up to: а б с Стивенсон, Пол (ноябрь 2006 г.). «Частичный перевод летописи священника Дукля» . .Мак . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 3 декабря 2007 г.
- ^ Деяния королей-рабов I, с. 130: «во всякой святости и целомудрии».
- ^ Gesta Regum Sclavorum I, стр. 142: «Доброслав [т. е. Стефан Воислав] ... женился там на красивой девственнице, внуке Самуила»; Божилов и Гюзелев 1996, с.696.
- ^ Файн 1983, стр. 213-214; Божилов и Гюзелев 2006, стр. 403-405.
- ^ Острогорский, Георгий Александрович (1956). История Византийского государства . Оксфорд : Бэзил Блэквелл . стр. 273–275.
- ^ Чорович, Владимир (2005). «Государство македонских славян» . Иллюстрированная история сербов Иллюстрированная история сербов (и сербский). Том. 1. Белград: Политика: Народная книга. ISBN 86-331-2521-8 .
- ^ Деяния королей-рабов I, с. 132.
- ^ Jump up to: а б Милович, Желько; Мустафич, Сульо (2001). «Культ Святого Владимира». Книга о Баре (на сербском языке). Бар : Информационный центр Бар. стр. 53–57.
Источники
[ редактировать ]- Андреев, Ю. (1999). Кто есть кто в средневековой Болгарии . Эд. Дом "П. Берон". п. 1. ISBN 954-402-047-0 .
- Адонц, Николя, «Самуил Армянин, царь болгар», Мемуары, опубликованные Королевской академией Бельгии в 1938 году, переизданные в Etudes Arméno-Byzantines , Лиссабон, 1965, стр. 347-407.
- Божилов Иван и Василь Гюзелев, История на средневековной Балгарии, VII – XIV век , София, 2006.
- Файн-младший, Джон В.А., Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века , Анн-Арбор, 1983.
- Флюзен, Бернар и Жан-Клод Шейне, перевод, Жан Скилицес, Empereurs de Constantinople , Париж, 2003.
- Деяния королей-рабов I, изд. Т. Живкович и Д. Кунчер, Белград, 2009 г.
- Лили, Ральф Йоханнес; Людвиг, Клаудия; Зильке, Беате; Пратч, Томас, ред. (2013). «Просопография средневизантийского периода онлайн» . Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Де Грютер.
- Скилицы, Джон, изд. Х. Турн, Краткое изложение историй Иоанна Сцилицы , Corpus Fontium Historiae Byzantinae 5, Берлин, 1973. онлайн.
- Уортли, Дж., перевод, Джон Скилицес, Краткий обзор византийской истории 811–1057 гг ., Кембридж, 2010.
- Златарский, В. (1927–1971). История Первого Болгарского царства. II. От славянизации государства до падения Первого царства (852-1018). VI. Борьба за независимость . София. стр. 673–676.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )