Jump to content

Культура Сербии

« Белый ангел» Фреска из Милешева монастыря ; отправлено как послание в первом сигнале спутникового вещания из Европы в Америку , как символ мира и цивилизации.
Фестиваль трубы Гуча, также известный как Драгачевский собор, в западной Сербии.

Сербская культура – ​​это термин, охватывающий художественные , кулинарные , литературные , музыкальные , политические и социальные элементы , характерные для сербов и Сербии .

Византийская империя оказала большое влияние на сербскую культуру, поскольку первоначально управляла византийскими и франкскими границами от имени императоров. Сербы вскоре образовали независимую страну . Они были крещены восточно-православными миссионерами и приняли кириллицу с латинским и католическим влиянием в южных регионах. оказала Венецианская республика влияние на морские регионы Сербского государства в средние века . Сербская Православная Церковь получила автокефалию от Константинополя в 1219 году. Папа провозгласил Стефана Первым Коронованным королем, положив начало процветающему средневековому периоду сербской культуры. Османская империя завоевала сербский деспотат в 1459 году, положив конец культурному и политическому ренессансу. Османы управляли территорией и влияли на сербскую культуру, особенно в южных регионах. Между тем, в северных регионах, начиная с конца 17 века, монархия Габсбургов распространилась на современную сербскую территорию, культурно связав эту часть страны с Центральная Европа , а не Балканы . После того, как сербская революция привела к автономии и, в конечном итоге, к независимости , ее люди стали оказывать основное влияние на культуру Сербии.

Обращение южных славян из славянского язычества в христианство началось в начале VII века, задолго до Великого раскола — раскола между греческим православным Востоком и римско-католическим Западом. [1] Сербы впервые были обращены в христианство во время правления Ираклия (610–641). Они были полностью христианизированы восточными православными миссионерами (святыми) Кириллом и Мефодием в 869 году во время правления Василия I , который послал их после признания князем Мутимиром сюзеренитета Византийской империи. [2]

Церковь Святого Саввы — один из крупнейших православных храмов мира и главный символ Белграда.
Известная средневековая фреска «Купание Христа» , входящая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Богоматерь Левишская» , сгорела во время волнений 2004 года в Косово.

После раскола те, кто жил под византийским влиянием, стали православными; те, кто жил под римским влиянием, стали католиками . Во время правления Стефана Неманича (1169–1196) сербские княжества были объединены в королевство, и на всей территории было построено множество церквей и монастырей, включая монастырь Студеница . Младший сын Неманича, Святой Савва (родившийся как Растко), был влиятельным сербским монахом, который стал первым независимым сербским архиепископом в 1219 году, пожалованным Вселенским Константинопольским Патриархатом . [2]

Позже, с приходом Османской империи, одна группа сербов приняла ислам . Их современные потомки считаются представителями горанских и боснийских этнических групп. Сербская православная церковь была самым западным бастионом восточного православного христианства в Европе. [3] которая сформировала свою историческую судьбу через контакты с католицизмом и исламом.

Во время Второй мировой войны сербы, проживавшие на обширной территории, подвергались преследованиям со стороны различных народов и организаций. -католики Хорваты в Независимом государстве Хорватия признавали сербов только как «хорватов восточно-греческой веры». Они придерживались идеологической точки зрения, согласно которой одна треть сербов должна быть убита, одна треть должна быть обращена в христианство, а последняя треть изгнана. [4] Эта точка зрения привела к гибели по меньшей мере 700 000 человек, обращению в религию 250 000 человек, а также массовому изгнанию. [5]

Согласно переписи населения Сербии 2011 года, 6 079 396 человек (84,6%) идентифицировали себя как православные христиане, пять процентов католиков, три процента мусульман и один процент протестантов. [6]

Второе имя

[ редактировать ]

Как и в большинстве западных культур , ребенку дают имя, выбранное его родителями, но одобренное крестными родителями ребенка, которые обычно одобряют их выбор). [ нужна ссылка ] Имя идет первым, фамилия – последней, например, «Желько Попович», где «Желько» — это имя, а «Попович» — фамилия. Женские имена обычно заканчиваются на -a или -ica. [7]

Популярные имена имеют в основном сербское (славянское), христианское (библейское), греческое и латинское происхождение. Некоторые примеры:

Большинство сербских фамилий (например, боснийские, хорватские и черногорские) имеют суффикс фамилии -ić (произносится [t͡ɕ] , кириллица: -ић ). [7] Это часто транслитерируется как -ic или -ici . В истории сербские имена часто записывались с фонетическим окончанием -ich или -itch. Эта форма часто ассоциируется с сербами до начала 20 века: поэтому Милютина Миланковича по историческим причинам обычно называют Милютином Миланковичем .

Суффикс -ić с вариантами «-ović»/»-ević» изначально является славянским уменьшительным словом, и его значение было расширено для создания отчеств . Таким образом, фамилия Петр(ов)ич означает «маленький Петар», как, например, «-сен»/»-сон» в скандинавских и, в меньшей степени, немецких и английских именах или распространенный префикс Мак («сын» ) в шотландских и ирландских именах и O' (внук) в ирландских именах. Подсчитано, что около двух третей всех сербских фамилий оканчиваются на -ić, но около 80% сербов носят такую ​​фамилию, причем многие общие имена разбросаны среди десятков и даже сотен не связанных между собой больших семей.

Другими распространенными суффиксами фамилий являются -ov или -in, который является славянским суффиксом притяжательного падежа , таким образом, сын Николы становится Николином, сыном Петара Петровым и сыном Йована Йовановым . Они более характерны для сербов из Воеводины . Эти два суффикса часто комбинируются. Наиболее распространенные фамилии - Маркович, Николич, Петрович и Йованович. [8]

Большинство людей в Сербии питаются три раза в день: завтрак , обед и ужин , причем обед является самым обильным и важным приемом пищи. Однако традиционно люди ели только обед и ужин, а завтрак появился во второй половине XIX века. [9]

Рулет (или рулет бурек ) подается с национальным напитком ракия. [10]

Традиционная сербская кухня разнообразна и, можно сказать, представляет собой смесь европейских, средиземноморских и ближневосточных блюд. [11] [12] чевапи, состоящий из жареных на гриле котлет из смешанного мясного Национальным блюдом считается фарша с сильными приправами. Другие известные блюда включают колживо, используемое в религиозных ритуалах, сербский салат , сарма (фаршированные винные листья), плов (плов, ближневосточное блюдо, похожее на риззото ), мусаку и фасолевый суп ( пребранак ). Чесница — традиционный рождественский хлеб .

Домашние блюда

[ редактировать ]

Ряд продуктов, которые легко доступны в западных супермаркетах, в Сербии часто готовят дома. К ним относятся ракия (фруктовый бренди), слатко , джем , желе и маринованные продукты (особенно квашеная капуста , айвар и колбаса ). За таким выбором продуктов питания могут стоять экономические или культурные причины. Приготовление еды является важной частью сербской семейной традиции.

Сербские десерты представляют собой смесь других балканских десертов и десертов, произрастающих в центральной Сербии. Обычно подаются десерты: уштипчи , тулумбе , крофне и палачинке (блины). Слатко — традиционный сербский десерт, популярный по всей Сербии, его можно найти в большинстве сербских ресторанов на Балканах и в диаспоре.

Пиво широко потребляется в Сербии. Наиболее популярные бренды — Jelen Pivo и Lav Pivo . Также широко распространена ракия, разновидность фруктового бренди, со сливовой ракией ( шливовица , символ Шумадии) и виноградной ракией ( лоза , южная Сербия). Это национальный напиток Сербии, распространенный в других странах Средиземноморья. домашнее вино Также популярно . Турецкий кофе (называемый домача или серпска кафа) также широко потребляется.

Сербский — единственный европейский язык с активной диграфией , использующий как кириллицу , так и латиницу. На фото: Вука Стефановича Караджича Сербские народные стихи , 1841 год.

Сербы говорят на сербском языке , одном из южнославянских языков, особенно в юго-западной славянской подгруппе, вместе с другими сербско-хорватскими вариантами и словенским языком. Он взаимопонятен с хорватским и боснийским языками (см. Различия в стандартном сербском, хорватском и боснийском языках ), и большинство лингвистов считают его одной из стандартных разновидностей общего сербско-хорватского языка .

Сербский язык состоит из нескольких диалектов, литературный язык основан на стокавском диалекте . [13]

Это официальный язык в Сербии, Боснии и Герцеговине и Черногории . В Венгрии , Словакии , Хорватии, Северной Македонии и Румынии это регионально признанный язык меньшинства.

Существуют также исторические варианты сербского языка, а именно старосербский и славяно-сербский , смесь церковнославянского , русского и сербского языков.

Йован Стерия Попович , крупный драматург, писатель и основатель нескольких учреждений культуры, таких как Национальный музей Сербии.

Сербский — единственный европейский язык с активной диграфией , использующий как кириллицу , так и латиницу . Сербский кириллический алфавит был разработан в 1814 году Вуком Караджичем , который создал алфавит на фонематических принципах. Кириллица берет свое начало в преобразовании Кирилла и Мефодия из греческой письменности . Латинский алфавит, используемый для сербского языка, представляет собой версию Людевита Гая, общую для всех юго-западных славянских языков.

Заимствования в сербском языке в основном происходят из турецкого , немецкого и итальянского языков ; слова венгерского происхождения присутствуют в основном на севере, а греческие слова - главным образом в литургии.

Два сербских слова, которые используются во многих языках мира, — это вампир и паприка . Сливовиц и Чевапчичи — сербские слова, которые распространились вместе с сербской едой/напитком, к которым они относятся. Вампир проник в большинство западноевропейских языков через немецкоязычные тексты в начале 18 века и с тех пор распространился по всему миру.

Литература

[ редактировать ]

Большая часть средневековой литературы была посвящена религиозным темам. Были написаны различные евангелия , псалтыри , менологии , жития , а также сочинения и проповеди основателей Сербской Православной Церкви. В конце XII века были созданы два важнейших произведения сербской средневековой литературы — Мирославовское Евангелие ( Вуканское Память мира ЮНЕСКО) и Евангелие , в которых сочетались рукописные библейские тексты с нарисованными инициалами и небольшими картинками. [14] Сербская эпическая поэзия была центральной частью средневековой сербской литературы, основанной на исторических событиях, таких как битва на Косово .

Известные в стиле барокко авторы включают Андрия Змаевич , Гаврил Стефанович Венцлович , Йован Раич и Захарие Орфелин . Доситей Обрадович — самый выдающийся литературный деятель эпохи Просвещения , а самый известный писатель-классицист — Йован Стерия Попович , хотя его произведения также содержат элементы романтизма. Вука Караджича Современная сербская литература началась со сборников народных песен XIX века и произведений Негоша и Бранко Радичевичей . Первым видным представителем сербской литературы 20-го века является Йован Скерлич перед Первой мировой войной , который писал в Белграде и помог познакомить сербских писателей с литературным модернизмом.

В ХХ веке сербская литература процветала, появилось множество молодых и талантливых писателей. Наиболее известными авторами являются Иво Андрич , Милош Црнянский , Меша Селимович , Борислав Пекич , Данило Киш , Милорад Павич , Давид Албахари , Миодраг Булатович , Добрица Чосич , Зоран Живкович и другие. Елена Димитриевич и Исидора Секулич - две женщины-писательницы начала 20 века; Светлана Велмар-Янкович была самой известной писательницей середины 20-го и начала 21-го веков. Иво Андрич получил Нобелевскую премию по литературе в 1961 году.

Евангелие Мирослава, напечатанное в 1186 году, в реестр ЮНЕСКО внесено «Память мира».

Милорад Павич — один из наиболее широко известных сербских авторов, особенно благодаря его «Хазарскому словарю» , который был переведен на 38 языков. [15]

Традиции и обычаи

[ редактировать ]
Традиционный сербский прием хлеба и соли.

Среди славян и православных христиан обычай славы существует только у сербов . [16] В каждой семье есть один святой покровитель, которого они почитают в свой праздник. [16] В отличие от большинства общих для всех обычаев, каждая семья отдельно празднует своего святого (конечно, есть много совпадений), который считается ее защитником. Слава . передается в основном, хотя и не исключительно, от отца к сыну (Если в семье нет сына, а в родительском доме остается дочь и переезжает ее муж, ее слава празднуется , а не его). В каждой семье чествуют только одного святого, поэтому этот праздник объединяет всю семью. Однако, поскольку у многих святых (например, у святых Николая, Иоанна Крестителя, святого Георгия, святых архангелов Гавриила и Михаила и апостолов Петра и Павла) два праздника, отмечаются оба.

Сербы представляют собой общество, в значительной степени ориентированное на семью, что становится ясно, если взглянуть на сербский словарь и на богатство их терминологии, связанной с родством .

Слава семьи — семейный праздник, который готовят в честь покровителя . Он был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

Традиционный танец — хоровод под названием коло , распространенный среди сербов, черногорцев и македонцев. Это коллективный танец, где группа людей (обычно несколько десятков, максимум трое) держат друг друга за руки или вокруг талии в танце, образуя круг (отсюда и название), полукруг или спираль . его называют Оро В Черногории . Подобные хороводы существуют и в других культурах региона.

Фотография молодой женщины в зимней одежде, расставляющей дубовые ветки разного размера по двум сторонам небольшой площади. Площадь окружена рядом деревьев, сквозь которые можно увидеть крупные здания города.
Бадняк — центральная традиция сербского празднования Рождества.

Сербская Православная Церковь использует традиционный юлианский календарь , поэтому Рождество (25 декабря) приходится на 7 января по григорианскому календарю и является днем, когда сербы празднуют Рождество. Это разделяется с православными церквями Иерусалима , России , Грузии , Украины и греческими старостильниками . У сербов есть свои собственные обычаи относительно Рождества . [17] Рано утром в сочельник глава семьи шел в лес, чтобы срубить бадняк , молодой дуб , затем дуб приносился в церковь, чтобы его благословил священник. Затем его лишали ветвей и вместе с пшеницей и другими зерновыми продуктами сжигали в камине. Сожжение бадняка это ритуал языческого происхождения, который считается жертвой Богу (или старым языческим богам), чтобы наступающий год принес много еды, счастья, любви, удачи и богатства. Сегодня, когда большинство сербов живут в городах, они приходят на церковную службу, чтобы получить небольшой сверток из дуба, пшеницы и других ветвей, связанных вместе, чтобы отнести их домой и поджечь. Пол дома и церковь покрыты сеном , напоминая прихожанам о конюшне , в которой Иисус родился .

Само Рождество отмечается застольем, обязательно является жареный поросенок главным блюдом которого . Самым главным рождественским блюдом является чесница , особый хлеб. В нем есть монета; во время обеда семья разламывает хлеб, и говорят, что тому, кто найдет монету, будет особенно счастливый год. [17]

В отличие от Запада, Рождество не ассоциируется с подарками, хотя это день Святого Николая , покровителя детей, которому дарят подарки. Большинство сербских семей дарят подарки на Новый год. Санта-Клаус ( Деда Мраз (буквально означает Дедушка Мороз )) и рождественская елка (обычно ассоциирующаяся с Новым годом ) также используются в Сербии из-за глобализации . Сербы отмечают Старый Новый год (в настоящее время 14 января по григорианскому календарю).

На православную Пасху у сербов существует традиция украшать славянские яйца .

Еще одна связанная с этим особенность, на которую часто сетуют сами сербы, — это разобщенность и разногласия; как выразился Слободан Наумович: «Разобщенность и раздор приобрели в сербском народном воображении пресловутый, квазидемиургический статус. Их часто воспринимают как главных злоумышленников в сербской истории, вызывающих политические или военные поражения и угрожающих расколоть сербское общество. совершенно отдельно». Эту разобщенность часто называют источником сербских исторических трагедий, от битвы за Косово в 1389 году до югославских войн 1990-х годов. [18] Даже современное представление о «двух Сербиях» — одной предположительно либеральной, проевропейской , евроцентристской и прозападной — и другой консервативной, националистической , русофильской и евроскептической, кажется продолжением разногласий. [19] Популярные пословицы «два серба, три политические партии» и «Боже, спаси нас от сербов, которые могут объединиться!», и даже неофициальный сербский девиз « Только единство спасает сербов » ( Samo sloga Srbina spasava ) иллюстрируют национальное разочарование неспособностью объединиться по важным вопросам.

Сербский язык имеет давнюю традицию юмора и популярных шуток. Самый распространенный тип юмора - черный юмор , и сербские шутки часто имитируются другими народами Балкан, часто с изюминкой. Как и у многих других народов, на местном уровне существуют популярные стереотипы: в популярных анекдотах и ​​рассказах северные сербы Воеводины ( Лале ) [20] воспринимаются как флегматичные , невозмутимые и медлительные; Черногорцы ленивы и напористы; жители Пирота скряги ; [21] Боснийцы грубы и просты; Сербов из Центральной Сербии ( Шумадия ) часто изображают капризными и злобными и т. д. [ нужна ссылка ]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]
Картина Паи Йовановича «Миграция сербов» (1896 г.) изображает Великое переселение сербов , выставленное в Национальном музее Сербии .

После восстановления сербского патриарха в 1557 году творческая деятельность возобновилась. Джордже Митрофанович был ведущим художником начала 17 века, а его работы над церковью монастыря Морача считались одними из лучших. [22]

Шид под снегом (1935) Савы Шумановича

Барочная церковь «Богоматерь в скалах» на острове в Бока-Которской бухте в Черногории является одним из самых известных памятников архитектуры Сербии раннего Нового времени; В его стенах хранится множество прекрасных образцов серебра 17 века. Традиционное сербское искусство начало проявлять влияние барокко в конце 18 века, как это показано в работах Николы Нешковича , Теодора Крачуна и Якова Орфелина . [22]

В XIX веке, когда Сербия постепенно восстановила свою автономию, произошло некоторое возрождение сербского искусства. Князь Александр заказал строительство памятника повстанцам в парке Караджорджев в 1848 году во Врачаре . Сербские картины продемонстрировали влияние неоклассицизма и романтизма XIX века. Анастас Йованович был фотографом-новатором в Сербии, сфотографировавшим многих выдающихся граждан.

Кирило Кутлик основал первую художественную школу в Сербии в 1895 году. Многие из его учеников уехали учиться в Западную Европу, особенно во Францию ​​и Германию, и привезли с собой авангардные стили. Фовизм оказал влияние на Надежду Петрович , а Сава Шуманович работал в кубизме .

возникла Белградская школа живописи, После Первой мировой войны в столице в которой некоторые члены, такие как Милан Коньович, работали в фовистской манере, а другие, такие как Марко Челебонович, работали в стиле под названием Intimisme, основанном на использовании цветов.

Самыми известными сербскими художниками были Пая Йованович и Урош Предич , писавшие в стиле реалиста . [23] Их монументальные картины, изображающие исторические события, вдохновили поколения сербских художников.

Исполнительское искусство

[ редактировать ]
Мария Шерифович выиграла конкурс Евровидение от Сербии в 2007 году.

Сербская музыка восходит к средневековому периоду с сильными церковными и народными традициями. Церковная музыка в Сербии того времени была основана на « Осмогласнике» — цикле религиозных песен, основанных на воскресении и продолжавшихся восемь недель. Во времена династии Неманичей и при других правителях, таких как Стефан Душан , музыканты пользовались королевским покровительством. С этого времени в Сербии существовала сильная народная традиция.

Стеван Стоянович Мокраняц

Во время османского правления сербам запрещалось владеть собственностью, учиться читать и писать, а также запрещалось пользоваться музыкальными инструментами. Церковную музыку приходилось исполнять в частном порядке. Гусле . , однострунный инструмент, в это время использовался сербскими крестьянами в попытке найти лазейку в строгих османских законах Филип Вишнич был особенно известным гусляром (гуслелистом). В XVIII веке были созданы русская и греческая певческие школы, а Сербская Православная Церковь приняла церковнославянский язык в свое богослужение.

Народная музыка пережила возрождение в 19 веке. Стеван Мокраньяк , композитор и музыковед , собирал народные песни, а также исполнял свои собственные произведения. Корнелие Станкович написал первые произведения для хоров на сербском языке.

Традиционная сербская народная музыка остается популярной и сегодня, особенно в сельской местности. Западная рок- и поп-музыка становится все более популярной, в основном в городах, где рок-исполнители, такие как Рибля Чорба и Джордже Балашевич, включают в свою музыку политические заявления. Турбо-фолк сочетает в себе стили западного рока и поп-музыки с традиционным вокалом фолк-музыки. Сербские иммигранты перенесли свои музыкальные традиции в такие страны, как США и Канада.

Мария Шерифович заняла первое место на конкурсе песни «Евровидение-2007» , а Сербия стала хозяйкой конкурса-2008. [24]

Несколько известных композиторов использовали мотивы сербской народной музыки и сочиняли произведения, вдохновленные сербской историей или культурой, такие как Иоганнес Брамс , Ференц Лист , Артур Рубинштейн , Антонин Дворжак , Петр Ильич Чайковский , Николай Римский-Корсаков , Франц Шуберт , Ганс Хубер и другие. [25]

Театр и кино

[ редактировать ]
Кадр из фильма «Жизнь и деяния бессмертного вождя Караджордже» , первого художественного фильма, выпущенного на Балканах .

Сербия имеет устоявшуюся театральную традицию со многими театрами. Сербский национальный театр был основан в 1861 году. [26] Труппа начала исполнять оперу в конце 19 века, а постоянная опера была основана в 1947 году. Была основана балетная труппа.

Битеф , Белградский международный театральный фестиваль, является одним из старейших театральных фестивалей в мире. «Новые театральные тенденции» — неизменный подзаголовок фестиваля. Основанная в 1967 году компания Bitef постоянно следит и поддерживает новейшие театральные тенденции. Он стал одним из пяти самых важных и крупнейших европейских фестивалей и одним из самых значимых культурных учреждений Сербии.

Кино в Сербии возникло достаточно рано: до начала Второй мировой войны было снято 12 художественных фильмов. Михайло Поповича Самым известным из довоенных фильмов является «Битва за Косово» 1939 года.

Национальный театр в Белграде , основанный в 1869 году.

Кино процветало после Второй мировой войны. Самым известным послевоенным режиссером является Душан Макавеев , получивший международное признание за фильм «Любовный роман: или дело о пропавшем телефонистке» 1969 года. [27] » Макавеева «Черногория была снята в Швеции в 1981 году. Зоран Радмилович был одним из самых заметных актеров послевоенного периода.

Сербское кино продолжало развиваться в 1990-е и сегодня, несмотря на потрясения 1990-х. Эмир Кустурица получил две «Золотые пальмовые ветви» за лучший полнометражный фильм на Каннском кинофестивале , за фильм «Когда отец был в командировке» в 1985 году, а затем еще раз за «Метро» в 1995 году. В 1998 году Кустурица получил «Серебряного льва» за режиссуру «Черная кошка, белая кошка» . [28]

Сербские ремесла

[ редактировать ]

Сербия имеет давнюю традицию ремесел. Джаковица в Косово была известна своей черной керамикой. Пирот на юге Сербии стал известен своей керамикой при османах, а гончары следовали византийским образцам. [29] Он также стал центром производства килимов или ковров.

Славяне завезли ювелирное дело в Сербию в VI веке нашей эры. Металлообработка начала развиваться в значительных масштабах после образования сербского государства. Мастерские открывались в городах, крупных имениях и монастырях. Монастырь Студеница был известен качеством своего ювелирного дела. Монеты чеканили не только короли, но и представители более богатой знати. Дворянство находилось под влиянием богатства византийского двора. Металлообработка, как и многие другие виды декоративно-прикладного искусства, пришла в упадок после османского завоевания. Тем не менее, в более поздние века произошло частичное возрождение с сильным влиянием барокко, в частности, столовое серебро 17-го века в Богоматери в скалах на Бока-Которской.

По состоянию на 2001 год в Сербии издавалось 27 ежедневных газет и 580 других газет. Некоторые из них имеют интернет-издания. «Политика», основанная в 1904 году, является старейшей ежедневной газетой на Балканах. [30] В Сербии также издавался 491 периодический журнал. [31] « Недельне информативне новине» (НИН) и «Време» Среди наиболее примечательных из них - . Государство оказывает свое влияние на некоторые ежедневные издания, такие как «Вечерние новости» и «Политика» . [32]

Телевещание началось в 1958 году, когда в каждой стране бывшей Югославии была своя станция. стала называться RTS В Сербии государственная телевизионная станция была известна как RTB, а после распада Югославии (Радио Телевидение Сербии). Со времен Югославии и до Бульдозерной революции 2000 года правящая партия контролировала государственное вещание. НАТО бомбило штаб-квартиру станции РТС во время авиаударов по Югославии в 1999 году , утверждая, что она использовалась в пропагандистских целях.

Начиная с 1989 года существовало частное вещание радио- и телестанции B92 , хотя оно было закрыто в 1999 году во время боевых действий. После падения Милошевича РТС стала известна как «новая» РТС как утверждение независимости, в то время как B92 начала вещание. В 2001 году в Сербии действовало 70 телецентров, 24 из которых находились в частной собственности. В 2003 году цензура вернулась, поскольку правительство Зорана Живковича временно ввело чрезвычайное положение после убийства Зорана Джинджича . Европейская федерация журналистов по-прежнему обеспокоена ситуацией со свободой СМИ в стране.

Первая ракетка мира по теннису Новак Джокович
мира, Европы и Бриллиантовой лиги Чемпионка прыгунья в длину Ивана Шпанович

Сербия очень успешна во многих видах спорта. Среди самых популярных видов спорта — футбол , баскетбол, водное поло , спортивная стрельба , гандбол , волейбол и теннис.

Двумя самыми популярными футбольными клубами Сербии являются «Црвена Звезда Белград» и «Партизан» . Их сторонниками являются Делиже и Гробари соответственно. участвовала Сборная Сербии по футболу в чемпионате мира по футболу 2010 года .

В баскетболе сербские клубы успешны и регулярно участвуют в еврокубках, где часто выходят в четвертьфиналы и полуфиналы. Сборная Сербии по баскетболу успешно выступает на международных соревнованиях, выиграв несколько золотых медалей чемпионата мира ФИБА , Евробаскета и Олимпийских игр .

Мужская и женская сборные Сербии также являются чемпионами мира по таким видам спорта, как водное поло и волейбол.

Сербские теннисисты добились успеха. Новак Джокович на данный момент является первой ракеткой мира, и на данный момент он выиграл девятнадцать титулов Большого шлема в одиночном разряде. [33] Янко Типсаревич , Виктор Троицкий , Елена Янкович и Ана Иванович также добились успеха. выиграла Сборная Сербии финал Кубка Дэвиса 2010 года, проходивший на Белградской арене .

Культурные учреждения

[ редактировать ]
Matica srpska, расположенная в Нови-Саде, является старейшей матицей в мире.

В начале XXI века в Сербии действовало 32 художественные галереи и 142 музея. [34] В Белграде есть многие из наиболее значительных из них: Национальный музей Сербии в Белграде, Галерея фресок с изображением православного церковного искусства, Этнографический музей и резиденция принцессы Любицы . В Нови-Саде находятся Музей Воеводины , Галерея Матицы Сербской, а также Петроварадинская крепость.

Матица Сербская — старейшая и наиболее известная культурная и научная организация современной Сербии. Его название переводится на сербский язык как сербская матрица или родительская организация сербов. Он был основан в 1826 году в Будапеште и переехал в Нови-Сад в 1864 году. Помимо других достижений, он составил шеститомное исследование сербского языка в период с 1967 по 1976 год. Его журнал Letopis Matice Srpske является одним из старейших периодических изданий, посвященных научным и культурным исследованиям. проблемы в любой точке мира. Провинция Воеводина в Австро-Венгрии стала привлекательной для сербов с момента падения Сербии в 15 веке и была местом Великого сербского переселения народов , когда сербы колонизировали эту территорию, спасаясь от турецкой мести. Сремские Карловцы стали духовным, политическим и культурным центром сербов Габсбургской империи, в городе проживал митрополит Сербской Православной Церкви. По сей день Сербский Патриарх сохраняет титул митрополита (Сремского) Карловицкого . В городе была первая сербская и славянская гимназия (сербский: гимназия /гимназија, франц. Lycée ), основанная 3 августа 1791 года. В 1794 году в городе была основана также православная семинария, занимавшая второе место в мире (после Духовной академии в Киеве). В Нови-Саде находится старейший профессиональный театр Сербии, основанный в 1861 году как Сербский национальный театр ( сербский : Srpsko Narodno Pozorište ), за которым последовал Белград в 1868 году; однако два других города претендуют на это звание: город Крагуевац Княжеско-Србский театр с 1835 года и Суботица с 1851 года (* театры были по всей Сербии задолго до этого времени, но их нельзя отнести к «профессиональным»).

По состоянию на 1998 год существует сеть библиотек, включающая три национальные библиотеки, 689 публичных библиотек, 143 библиотеки высших учебных заведений и 11 неспециализированных библиотек. Национальная библиотека Сербии Самая значительная из них - . Проект Растко , основанный в 1997 году, представляет собой интернет-библиотеку сербской культуры. [35]

Корни сербской системы образования уходят в XI и XII века, когда в Воеводине (Титель, Бак) были основаны первые католические колледжи. Средневековое сербское образование, однако, в основном проводилось в сербских православных монастырях ( Сопочани , Студеница , Патриархат Печа , находящиеся под защитой ЮНЕСКО ), начиная с возвышения Рашки в 12 веке, когда сербы в подавляющем большинстве приняли восточное православие, а не католицизм . Однако первые высшие учебные заведения европейского типа были основаны в католической Воеводине, в педагогическом колледже в Суботице, в 1689 году, хотя некоторые учреждения функционировали и раньше (например, школа иезуитов в Белграде с 1609 года). После недолгой независимости Сербии между 1804 и 1813 годами Белград официально стал образовательным центром страны (за исключением Воеводины). — Белградский университет крупнейшее и престижнейшее высшее учебное заведение Сербии, основанное как Белградская высшая школа в 1808 году. [36] Гимназия Йована Йовановича Змая была основана в 1810 году, и в ней учились многие важные деятели сербской культуры.

В правительстве Сербии за управление культурными объектами отвечает Министерство культуры Сербии.

Национальные символы

[ редактировать ]
Сербский тетраграмматический крест.
Сербский гражданский флаг, постоянно используется с 1835 года.

И орел, и крест не только являются основой различных сербских гербов на протяжении всей истории, но и являются основой символов различных сербских организаций, политических партий, учреждений и компаний.

Сербская народная одежда различается, главным образом, из-за очень разнообразной географии и климата территории, населенной сербами. Однако некоторые его части являются общими:

  • Традиционная обувь, называемая опанак . Его можно узнать по характерным кончикам, закручивающимся назад. В каждом регионе Сербии есть разные советы.
  • Традиционная шапка, называемая шайкача . Его легко узнать по верхней части, напоминающей букву V или днище лодки (вид сверху), в честь которой он и получил свое название. Широкую популярность он приобрел в начале 20 века, поскольку был головным убором сербской армии во время Первой мировой войны . Некоторые жители деревни до сих пор носят его каждый день, и это был обычный головной убор среди боснийских сербов военачальников во время Боснийской войны в 1990-х годах. Однако шайкача распространена в основном для сербского населения, проживающего в районе Центральной Сербии ( Шумадия ), в то время как сербы, живущие в Воеводине , Черногории , Боснии и Герцеговине и Хорватии , имели разные типы традиционных головных уборов, не похожих на шайкачу . Различные типы традиционных головных уборов также можно найти в восточной и южной частях Центральной Сербии.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пьерони, Андреа; Куэйв, Кассандра Л. (2014). Этноботаника и биокультурное разнообразие на Балканах: перспективы устойчивого развития сельских районов и примирения . Издательство Спрингер . п. 229. ИСБН  978-1-4939-1492-0 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робинсон, Майкл Д. (2019). Христианство: Краткая история . Wipf и Stock Publishers . п. 127. ИСБН  978-1-4982-4377-3 .
  3. ^ «Лидеры Сербской Православной Церкви встречаются, чтобы избрать нового Патриарха» . rferl.org . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода. 22 января 2010 г.
  4. ^ Лефебюр, Лео Д. (2016). Религия, власть и государство: от Константина к современному миру . Спрингер. п. 161. ИСБН  978-1-1375-9990-2 .
  5. ^ Майхилл, Джон (2006). Язык, религия и национальная идентичность в Европе и на Ближнем Востоке: историческое исследование . Издательская компания Джона Бенджаминса . п. 217. ИСБН  978-9-0272-9351-0 .
  6. ^ Рамет, Сабрина П.; Хасенстаб, Кристин М. (2017). Построение демократии в государствах-правопреемниках Югославии: достижения, неудачи и проблемы с 1990 года . Издательство Кембриджского университета . п. 169. ИСБН  978-1-1071-8074-1 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шуман, Михаэль (2014). Сербия и Черногория . Издание информационной базы . п. 10. ISBN  978-1-4381-2252-6 .
  8. ^ «Наше прошлое». Наше прошлое . 7 . Национальный музей Кралево: 124. 2006. ISSN   0550-4317 .
  9. ^ Антонич, Драгомир (23 июля 2006 г.). Царство за гибаницу . Политика 33300 (на сербском языке). Политика. п. 11.
  10. ^ «Коньячная история Ракия Бар» . www.rakiabar.com . Проверено 13 января 2020 г. .
  11. ^ «Стево Карапанжа: Обожаю южного защитника» . Южные вести (на сербском языке) . Проверено 13 января 2020 г. .
  12. ^ Тамара Шевард (октябрь 2014 г.). «Секрет европейского гурмана» . Одинокая планета . Проверено 24 июня 2018 г.
  13. ^ Сассекс, Роланд ; Кабберли, Пол (2006). Славянские языки . Издательство Кембриджского университета . п. 506. ИСБН  978-0-521-22315-7 .
  14. ^ Кокс 2002 , с. 20.
  15. ^ «Хазарский словарь — Милорад Павић» . www.khazars.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2020 года . Проверено 30 июля 2019 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Делисо, Кристофер (2008). Культура и обычаи Сербии и Черногории . АВС-КЛИО . п. 67. ИСБН  978-0-3133-443-7-4 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Андрич, Гордана (6 января 2014 г.). «Отпразднуйте Рождество по-сербски» . БалканИнсайт .
  18. ^ Слободан Наумович (2005). «Социальное происхождение и политическое использование популярных повествований о сербском разобщении» (PDF) . Филозофия и Друшство (26): 65–104 . Проверено 22 июня 2009 г.
  19. ^ Бранко Радун (10 марта 2007 г.). «Две панихиды по «двум Сербам» » . Новая сербская политическая мысль . Проверено 5 декабря 2010 г.
  20. ^ Портной. «Сувениры Сербии – Сувенир Лала» . www.suvenirisrbije.com .
  21. ^ Сербия, РТС, Радио Телевидение Сербии, Радио Телевидение. « Из скупости» о людях Пироча» . rts.rs. Проверено 26 октября 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Делисо, Кристофер (2009). Культура и обычаи Сербии и Черногории . Гринвуд Пресс . стр. 166–167. ISBN  978-0-3133-4436-7 .
  23. ^ Кокс 2002 , с. 121.
  24. ^ «Сербская баллада побеждает на Евровидении» . Би-би-си . Новости Би-би-си. 12 мая 2007 г.
  25. ^ Томич, Деян (2019). Сербы и европейские композиторы: Сербская музыка и сербы в творчестве европейских композиторов XIX — начала XXI века . Нови Сад: РТС. ISBN  978-86-6195-173-2 .
  26. ^ «История сербского национального театра» . snp.org.rs. ​Сербский национальный театр.
  27. ^ Рамет, Сабрина П. (1998). Восточная Европа: политика, культура и общество с 1939 года . Издательство Университета Индианы . п. 342. ИСБН  978-0-2532-1256-6 .
  28. ^ «Эмир Кустурица» . Каннский фестиваль.
  29. ^ Яничиевич, Йован (1998). Культурная сокровищница Сербии . ИДЕЯ Книги. п. 116. ИСБН  978-8-6754-7039-7 .
  30. ^ Грдешич, Марко (2019). Форма популизма: Сербия до распада Югославии . Издательство Мичиганского университета. п. 30. ISBN  978-0-4721-3133-4 .
  31. ^ Всемирный ежегодник Европы 2007, том 2 . Рутледж. 2007. с. 3947. ИСБН  978-1-8574-3414-9 .
  32. ^ Ранкович, Лариса. «СМИ в Сербии» . Медиа-ландшафты.
  33. ^ «Мужской теннисный рейтинг ATP 2021 года» . espn.com . Архивировано из оригинала 6 августа 2016 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
  34. ^ Тернер, Б. (2017). Ежегодник государственного деятеля 2007: Политика, культура и экономика мира . Спрингер. п. 1086. ИСБН  978-0-2302-7135-7 .
  35. ^ «[Проект Растко] О Проект» . rastko.rs . Проверено 13 января 2020 г. .
  36. ^ «Белградский университет в мировом рейтинге университетов» . timeshighereducation.com . Архивировано из оригинала 21 сентября 2017 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
  37. ^ «Византийская империя» . www.crwflags.com .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Интернет-ссылки

[ редактировать ]

Другие ссылки

[ редактировать ]
  • «Сербия и Черногория», Британская энциклопедия , 2005 г.
  • «Сербия», Grove Art Online , 2005 г.
  • «Сербия», Grove Music Online , 2005 г.
  • Ежегодник государственного деятеля 2005: Политика, культура и экономика мира , Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, 2004, ISBN   1-4039-1481-8
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bc4786b1bb3312fb809f23dac031d25__1716038340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/25/0bc4786b1bb3312fb809f23dac031d25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of Serbia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)