Великие миграции сербов
История Сербии |
---|
Портал Сербии |
Великое переселение сербов ( сербский : Velike seobe Srba , латинизированное : Velike seobe Srba ), также известное как Великий исход сербов , [1] были две миграции сербов в с различных территорий, находящихся под властью Османской империи, Венгерское королевство под властью Габсбургской монархии . [2] [3]
Первое великое переселение произошло во время Габсбургско-османской войны 1683–1699 годов при сербском патриархе Арсении III Црноевиче в результате отступления Габсбургов и повторной оккупации Османской империей южных сербских регионов, которые временно принадлежали Габсбургам между 1688 и 1690 годами. [4]
Второе великое переселение произошло во время Габсбургско-османской войны 1737–1739 годов под руководством сербского патриарха Арсения IV Йовановича , также параллельно с уходом Габсбургов из сербских регионов; между 1718 и 1739 годами эти регионы были известны как Королевство Сербия . [5]
Массы более ранних миграций из Османской империи считаются этнически сербскими, а массы Первой Великой миграции - национально сербскими. Первое Великое переселение народов стало окончательным показателем сербскости – православия и его лидера – патриарха. [6]
Фон
[ редактировать ]В 1683 году Османская империя осадила Вену , но была разбита союзной армией, в которую входила Священная Римская империя во главе с Габсбургами . Имперские силы, среди которых принц Евгений Савойский быстро становился заметным , последовали за победой других, в частности, одной под Мохачем в 1687 году и другой при Зенте в 1697 году, а в январе 1699 года султан подписал Карловицкий договор , по которому он признал суверенные права дома Габсбургов почти на всю Венгрию (включая сербов в Воеводине ). Когда войска Габсбургов отступили, они вывели 37 000 сербских семей под руководством Патриарха Арсения III Чарноевича из Сербского Патриархата Печ . [7] В 1690 и 1691 годах император Леопольд I посредством ряда указов (привилегий) задумал автономию сербов в своей империи, которая продлилась и развивалась более двух столетий до ее отмены в 1912 году. Однако до завершения войны Леопольд принял меры, чтобы укрепить свою власть в этой стране. В 1687 году венгерский сейм в Прессбурге (ныне Братислава) изменил конституцию, было признано право Габсбургов наследовать престол без выборов, а старший сын императора Иосиф I был коронован потомственным королем Венгрии. [8] [9]
Некоторые сербские историки , ссылаясь на документ, изданный императором Леопольдом I в 1690 году, утверждают, что массы были «приглашены» приехать в Венгрию. Оригинальный текст на латыни показывает, что сербам фактически советовали восстать против османов и «не покидать» земли своих предков. [10] [11]
Первая миграция
[ редактировать ]Во время австро-турецкой войны 1683–1699 гг. отношения между мусульманами и христианами в европейских провинциях Османской империи были крайне радикализированы. После решающей победы Османской империи в Качаникской битве в 1690 году на территории современного Косово местное православное христианское население подверглось жестоким репрессиям со стороны татар и боснийских мусульман со стороны османских войск, которые без разбора сжигали деревни и беспорядочно убивали или порабощали людей независимо от возраста, класса или пола. . [12] В результате проигранного восстания и репрессий сербские христиане и их церковные лидеры во главе с сербским патриархом Арсением III в 1689 году перешли на сторону австрийцев. Они поселились в основном в южных частях Венгерского королевства . Наиболее важными городами и местами, которые они заселили, являются Сентендре , Буда , Мохач , Печ , Сегед , Баха , Токай , Орадя , Дебрецен , Кечкемет , Сатмар . [13] По словам Малкольма, наибольшее количество беженцев было из Нишского региона, Моравской долины и Белграда района . Албанские католики и мусульмане также были частью исхода. [14]
В 1690 году император Леопольд I разрешил беженцам, собравшимся на берегах Савы и Дуная в Белграде , пересечь реки и поселиться в Габсбургской монархии. Он признал патриарха Арсения III Чарноевича своим духовным лидером. [15] Император признал Патриарха наместником- воеводой (гражданским лидером переселенцев), что со временем превратилось в этимологию северной сербской провинции Воеводина. [15] (такое происхождение названия Воеводина связано с тем фактом, что патриарх Арсений III и последующие религиозные лидеры сербов Габсбургской монархии обладали юрисдикцией над всеми сербами Габсбургской монархии, включая сербов Воеводины, и что сербы Воеводины приняли идею отдельного сербского воеводства на этой территории, которое им удалось создать в 1848 году).
В 1694 году Леопольд I, император Священной Римской империи, назначил Арсения III Чарноевича главой вновь созданной Православной церкви в Монархии. [16] Патриаршее право наследования было закреплено Майским собранием сербского народа в Карловцах в 1848 году после провозглашения Сербской Воеводины во время сербской революции на землях Габсбургов (1848–1849). [16] Сербы получили от императора привилегии, гарантировавшие им национальную и религиозную самобытность, а также комплекс прав и свобод в Габсбургской монархии . [16]
Вторая миграция
[ редактировать ]Начало Габсбургско -Османской войны 1737–1739 годов спровоцировало Второе великое переселение сербов. В 1737 году, в самом начале войны, сербский патриарх Арсений IV Йованович встал на сторону Габсбургов и поддержал восстание сербов в районе Рашки против османов. Во время войны армии Габсбургов и сербское ополчение не смогли добиться существенных успехов и впоследствии были вынуждены отступить. К 1739 году вся территория Габсбургского королевства Сербия была захвачена османами. Во время войны большая часть христианского населения из региона Рашка и других сербских земель мигрировала на север после отступления армий Габсбургов и сербского ополчения. Они селились главным образом в Сирмии и соседних регионах, в пределах Габсбургской монархии . Среди них было и католическое албанское племя Клименте , поселившееся в трех деревнях в Сирмии. [5]
Количество мигрантов
[ редактировать ]Источники приводят разные данные о количестве людей в первой миграции, имея в виду группу, возглавляемую Патриархом Арсением III:
- По словам Ноэля Малкольма , сохранились два заявления Арсения. В 1690 году он писал «более 30 000 душ», а шесть лет спустя писал, что «более 40 000 душ». [17] Малкольм также цитирует заявление кардинала Леопольда Карла фон Коллонича от 1703 года о более чем 60 000 человек во главе с Патриархом из Белграда в Венгерское королевство - цифра, которую, как утверждает Малкольм, Коллонич, возможно, был склонен преувеличивать. [17] По словам Ноэля Малкольма, данные о том, что в этой миграции участвовало 37 000 семей, взяты из одного источника: сербской монашеской хроники, написанной через много лет после этого события и содержащей несколько других ошибок. [18]
- 37 000 семей присоединились к Габсбургской монархии, согласно рукописи монастыря Шишатовац, написанной монахом Стефаном из Раваницы через 28 лет после первой волны. [19]
- 37 000 семей, согласно книге Павла Жюлинака, напечатанной в 1765 году. [20]
- По данным Йована Раича, опубликованным в 1794–1795 годах, «37 000 семей во главе с Патриархом». [21]
- По данным Иоганна Энгеля, опубликованным в 1801 году, «37 000 семей во главе с Патриархом». [22]
- Микаэль Антолович изучил статьи Илариона Рувараца , который утверждал, что от 70 000 до 80 000 беженцев покинули Косово во время миграции, в то время как сербская общественность утверждала, что их было более полумиллиона, и что большинство бежало из-за «страха мести Османской империи». [23]
- Эмиль Пико пришел к выводу, что это было от 35 000 до 40 000 семей, от 400 000 до 500 000 человек. «Это постоянная традиция, что это население считают по семьям, а не по главам», настаивая также на том, что это были большие расширенные семьи (см. «Задруга» ). [24]
- Сербская академия искусств и наук поддерживает цифру в 37 000 семей. [16]
- Татьяна Попович упоминает около 60 000 семей сербских мигрантов только за первую сербскую миграцию. [25]
- По словам Стевана К. Павловича, не менее 30 000 человек. [15]
- 20 000–30 000 человек, по данным «Teatri europei». [26]
- По словам Симы Чирковича , цифра в 40 тысяч человек является преувеличением. Он говорит, что нет никаких других показаний, кроме показаний Патриарха, для более достоверной оценки. [27]
- Другие историки утверждают, что за это время уехало всего несколько тысяч беженцев. [28]
Последствия
[ редактировать ]Сербы в результате этих миграций поселились в южных частях Венгрии (хотя и на севере, до города Сентендре , в котором они составляли большинство населения в 18 веке, но в меньшей степени также и в городе Комаром ) и Хорватия .
Крупные миграции сербов с Балкан на Паннонскую равнину начались в 14 веке и продолжались до конца 18 века. Великие миграции 1690 и 1737–1739 годов были самыми крупными и послужили важной причиной предоставления привилегий, которые регулировали статус сербов в Габсбургской монархии. Сербы, которые в ходе этих миграций поселились в Воеводине, Славонии и частях, принадлежащих военной границе. [29] увеличил (частично) существующее сербское население в этих регионах и со временем сделал сербов важным политическим фактором в монархии Габсбургов.
Массы более ранних миграций из Османской империи считаются этнически сербскими, а массы Первой Великой миграции - национально сербскими. Первое Великое переселение народов принесло окончательный показатель сербства, православия и его лидера, патриарха. [30]
Современный анализ
[ редактировать ]Нарратив о миграции является частью нарратива сербской идентичности. Это национально-религиозный миф с героической темой. [31] [11] Фредерик Анскомб предполагает, что это «вместе с другими повествованиями о косовском мифе составляет основу сербского национализма и разжигает конфликты». [32] По мнению Анскомба, Великая миграция совмещает романтическую национальную историю с реальностью позднего Нового времени, изображая косовских албанцев потомками спонсируемых Османской империей переселенцев, которые поселились после изгнания сербского населения и предположительно взяли на себя контроль над территорией. [33] таким образом, повторение «второй битвы за Косово », [34] и постоянная борьба за свободу. [33] Фредерик Анскомб далее заключает, что этому нет никаких доказательств: [35] и что западная и часть центрального Косово рассматривались как Османская Албания до вторжения Габсбургов в 1690 году. [36] Малкольм и Элси заявляют, что различные миграции произошли из-за войны Священной лиги (1683–1699) , когда тысячи беженцев нашли убежище на новой границе Габсбургов . [37] [38] Малкольм предполагает, что большинство сербских беженцев прибыли не из Косово и что Арсений никогда не руководил исходом из Косово, поскольку его отъезд был чрезвычайно поспешным. Он отмечает, что Тома Распасани , едва спасшийся от турок из Западного Косово во время австрийского отступления, позже сам писал, что «никто не смог выбраться». [39] [40] Малькольм утверждает, что Арсений был в Черногории, а затем бежал в Белград, оплот, все еще находящийся под контролем Австрии и ставший естественным местом назначения для многих сербских беженцев со всех сербских земель. [41] [42] Среди собравшихся там были люди из некоторых частей Косово (в основном из Восточного Косово), которым удалось спастись от османского вторжения, но большинство беженцев, вероятно, были из других районов. [42] Среди беженцев, переехавших в то время на территории, находившиеся под контролем Австрии, также было значительное количество албанцев, православных и католиков. [43]
Эмиль Саггау утверждает, что современная адаптация и популяризация миграции черпает вдохновение из произведений Вука Караджича и Петра II Петровича-Негоша , и что до этого она еще не стала компонентом сербской национальной идентичности. [44] По словам Мароша Мелихарека, миграция также была изображена с использованием сербской национальной символики. Знаменитая картина Паи Йовановича , написанная по заказу Патриарха Георгия Бранковича в 1896 году. [45] сравнивали с известной картиной Эмануэля Лойце « Вашингтон, пересекающий Делавэр» . [46] Изображение и символика Великого сербского переселения все еще очень сильны и актуальны. Мелихарек упоминает, что Великую миграцию сравнивали и с другими, например, с Великим отступлением и фотографией сербов, бегущих из Республики Сербской Краины . [47]
Малкольм считает, что исторические свидетельства не подтверждают внезапный массовый исход сербов из Косово в 1690 году. [48] Если сербское население сократилось в 1690 году, похоже, оно должно было быть заменено притоком сербов из других областей. [49] Такие потоки действительно происходили, и из самых разных областей. [50] Была также миграция албанцев из Малси, но это были медленные, долгосрочные процессы, а не связанные с внезапным выбросом населения в вакуум. [50] Учитывая, что албанцы составляли значительную часть населения до 1690 года и что албанское большинство не было достигнуто до середины XIX века, массовый исход сербов из Косово в 1690 году кажется маловероятным. [51] В 1689 году в Косово как албанцы-мусульмане, так и сербы восстали против Османской империи во главе с албанскими архиепископами Петером Богдани и Томой Распасани . [52] [53]
Именно после миграции 1690 года османы впервые поощряли миграцию албанцев в Косово. В большей, восточной части Косово по-прежнему преобладали православные сербы, с албанцами-католиками, а затем и албанцами-мусульманами, присутствие которых с запада к 16 веку росло. Городская экономика начала приходить в упадок вместе с добычей полезных ископаемых, однако албанские горные животноводы продолжали мигрировать, так что к концу 18 века Косово достигло албанского большинства. [54] Тема Великого переселения народов является источником споров между некоторыми сербскими и албанскими историками, при этом каждая сторона имеет свою точку зрения. [43] включая сомнительные заявления сербов об отсутствии предыдущего присутствия албанцев, а также сомнительные заявления албанцев о более широком предыдущем присутствии. [55] Кроме того, албанцы заявляют о своем происхождении от иллирийцев , населявших древнюю Дарданию . [56] [57] Албанцы присутствовали в Косово до османского периода, и было высказано предположение, что часть албанского населения там присутствовала как иллирийцы до того, как славяне пришли в Юго-Восточную Европу . [58] [59] [60] Вполне вероятно, что албанцы в Косово до османского периода составляли если не большинство, то значительное меньшинство. [59] Во времена короля Лазаря в 14 веке и в начале периода Османской империи в 1455 году в этом регионе было «подавляющее славянское (сербское) большинство», но к середине 16 века произошла значительная миграция албанцев. века среди значительного албанского населения в некоторых частях западного Косово. [56] По словам Малкольма, основная часть демографического роста албанцев заключалась в расширении коренного албанского населения внутри самого Косово. [61] Официальные документы Османской империи и отчеты Эвлии Челеби в 17 веке показывают, что до вторжения Габсбургов 1689–1690 годов и Великого переселения сербов, по крайней мере, западное и центральное Косово рассматривалось как часть Османской Албании и имело большое албанское население. . [57] Таким образом, албанские соплеменники, переселившиеся из неспокойных гор Шкодры в западное и центральное Косово после 1670 года, просто переселились в другие части Османской Албании. [62] Иштван Деак из Колумбийского университета утверждает, что сербы, которые были несколько лучше образованы, чем албанцы, были готовы уехать в поисках лучших экономических возможностей, что способствовало демографическим изменениям на территории Косово на протяжении веков. [63]
См. также
[ редактировать ]- расцианцы
- Новая Сербия (историческая провинция)
- Славо-Сербия
- Сербская историография
- Архив Сремских Карловцев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мохареб, Набиль; Кардачи, Алессио; Марутавиран, Сритеран; Кавалагли, Никола (29 июля 2022 г.). Идентичность городов через архитектуру и искусство . Спрингер Природа. п. 201. ИСБН 978-3-030-99480-8 .
- ^ Чиркович 2004 , стр. 143–148, 153–154.
- ^ Гаврилович 2014 , с. 139–148.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 143-148.
- ^ Перейти обратно: а б Чиркович 2004 , стр. 153-154.
- ^ Николас Дж. Миллер (15 февраля 1998 г.). Между нацией и государством: сербская политика в Хорватии перед Первой мировой войной . Университет Питтсбурга Pre. п. 13. ISBN 978-0-8229-7722-3 .
- ^ Фрейзи, Чарльз А. (1969). Православная церковь и независимая Греция 1821-1852 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 6.
- ^ Чарльз В. Инграо (29 июня 2000 г.). Габсбургская монархия, 1618–1815 гг., стр. 1656 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-26869-2 .
- ^ Эндрю Уиткрофт (10 ноября 2009 г.). Враг у ворот: Габсбурги, османы и битва за Европу . Случайный дом. ISBN 978-1-4090-8682-6 .
- ^ Рамет 2005 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б Ноэль Малкольм (2004). Косово: цепочка причин 1225 г. до н.э. – 1991 г. и последствия 1991–1999 гг . Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии. стр. 1–27.
- ^ Деян Джокич 2023 , стр. 181-182.
- ^ Мелихарек 2017 , стр. 88.
- ^ Малькольм 1998 , стр. 161–162.
- ^ Перейти обратно: а б с Павлович 2002 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Архивы в Сремских Карловцах» (PDF) . сану.ac.rs. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б Шмитт, Оливер Йенс, изд. Албанская история: состояние и перспективы исследования . Ольденбург. п. 238. ИСБН 9783486589801 .
Сохранились два письменных заявления Арсения с указанием количества людей: в конце 1690 года он назвал его «более 30 000 душ», а шесть лет спустя он написал, что это «более 40 000 душ». Это самые авторитетные заявления, которые у нас есть...
- ^ Малькольм 1998 , с. 161.
- ^ Станоевич, Любомир. (ред) Старые сербские записи и надписи , том 3, Белград, 1905, 94, № 5283: «37000 семей»
- ^ Pavle Julinac, Kratkoie vredeniie v istoriiu proikhozhdeniia slaveno-serbskago naroda . Venetiis 1765 (ed. Miroslav Pantic, Belgrade, 1981), p. 156: numbers derived from an official Imperial report to Vienna.
- ^ Jovan Rajić, Istoriia raznikh slavenskikh narodov, naipache Bolgar, Khorvatov, i Serbov , vol 4, 1795, p. 135: "37000 familii Serbskikh s Patriarkhom
- ^ Энгель, Иоганн Кристиан фон, История Венгерской империи и ее данников , том. 3. Зал 1801, 485: «37 000 сербских семей со своим патриархом».
- ^ Антолович, Майкл (2016). «Современная сербская историография между национальным строительством и критической наукой: случай Илариона Рувараца (1832–1905)». Венгерский исторический обзор . 5 (2): 332–356. JSTOR 44390760 .
- ^ А.Е. Пико, Сербы Венгрии , 1873, стр. 75
- ^ Попович 1988 , стр. 28.
- ^ Александр Протич, Еще о том же, Миграция в спорах, Нови-Сад, 1991, стр. 91.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 144.
- ^ Маис, Рамон; Уильям, Сафран (2014). Идентичность и территориальная автономия в множественных обществах . Рутледж. ISBN 978-1-135-30401-0 .
- ^ Мучлехнер, Мартин. «Сербы в Габсбургской монархии» . Первая мировая война .
- ^ Миллер 1997 , с. 13.
- ^ Дж. М. Фрейзер (1998). Международный журнал . Канадский институт международных отношений. п. 603.
- ^ Дэн Лэндис; Розита Д. Альберт (2012). Справочник по этническим конфликтам: международные перспективы . Springer Science & Business Media. п. 351 . ISBN 9781461404477 .
- ^ Перейти обратно: а б Мелихарек 2017 , стр. 93.
- ^ Анскомб 2006 , стр. 767–769.
- ^ Анскомб 2006 , с. 780.
- ^ Анскомб 2006 .
- ^ Анскомб 2006 , стр. 769–770.
- ^ Элси, Роберт (2004). Исторический словарь Косово . Пугало Пресс. п. 71. ИСБН 978-0-8108-5309-6 . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Малькольм 1998 , с. 158.
- ^ Малькольм 2020 , стр. 137–141.
- ^ Малькольм 1998 .
- ^ Перейти обратно: а б Малькольм 2020 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Шинаси А. Рама (2019). Несостоятельность нации, этнические элиты и баланс сил: Международная администрация Косово . Спрингер. п. 64.
- ^ Эмиль Хилтон, Саггау (2019). Распятое Косово — нарративы в современном сербско-православном восприятии Косово . Копенгагенский университет: факультет церковной истории. стр. 6, 10, 11 . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Тим, Джуда. «Сербы» . Вашингтон Пост . Проверено 30 марта 2020 г.
Оригинал картины был заказан в 1896 году патриархом Георгием Бранковичем. Художником был Пайа Йованович. Он был одним из самых выдающихся сербских художников своего поколения, и его изображения величайших моментов сербской истории прочно поставили его в центр национального художественного возрождения того времени.
- ^ Мелихарек 2017 , стр. 88–89.
- ^ Мелихарек 2017 , стр. 88-89.
- ^ Малькольм 1998 , стр. 158–159.
- ^ Малькольм 2020 , с. 128-129, 143.
- ^ Перейти обратно: а б Малькольм 2020 , с. 143.
- ^ Малькольм 2020 , с. 132.
- ^ Малькольм 2020 , с. 134.
- ^ 1689 | Косово в Великой турецкой войне - Перевод Роберта Элси, из австрийского архива
- ^ Лампе, Джон Р.; Лампе, профессор Джон Р. (2000). Югославия как история: была страна дважды «Первое османское поощрение миграции албанцев действительно последовало за исходом сербов в 1690 году» . Издательство Кембриджского университета. п. 26. ISBN 978-0-521-77401-7 . Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Лампе, Джон Р.; Лампе, профессор Джон Р. (2000). Югославия как история: Дважды была страна . Издательство Кембриджского университета. п. 26. ISBN 978-0-521-77401-7 . Проверено 3 апреля 2020 г. .
Последующие разногласия развернулись вокруг сомнительных заявлений албанцев о более широком первоначальном присутствии и сомнительных заявлений сербов о практически полном отсутствии албанского присутствия, пока давление Османской империи не подтолкнуло их по религиозным, а также политическим причинам.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн, Пол (2014). История и народная память . Издательство Колумбийского университета. стр. 7–8. ISBN 9780231537292 .
- ^ Перейти обратно: а б Анскомб 2006 , стр. 784–788.
- ^ Малькольм 1998 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Дюселье, Ален (2006). Дело Косово . Гимн Пресс. п. 34.
- ^ Кинг, Иэн (2011). Мир любой ценой: как мир подвел Косово . п. 26.
- ^ Малькольм 1998 , с. 36, 111–112.
- ^ Анскомб 2006 , с. 791.
- ^ Паркер, Франклин; Паркер, Бетти Джун (2017). Образование в Китайской Народной Республике, прошлое и настоящее (PDF) (В целом семьи, кланы и племена перемещались, селились, обращались и вновь обращались в другую веру на Балканах; только в наше время такие действия стали серьезной политической проблемой. Нет Сомневаюсь, что доля албаноязычных мусульман в Косово на протяжении веков увеличивалась, так что сегодня они составляют подавляющее большинство, но отчасти это было связано с готовностью местных сербов, несколько более образованных, чем албанцы, переехать в поисках лучших экономических возможностей – ред.). п. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2020 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Анскомб, Фредерик Ф. (2006). «Османская империя в современной международной политике II: случай Косово» (PDF) . Обзор международной истории . 28 (4). Birkbeck ePrints: хранилище результатов исследований Биркбек-колледжа с открытым доступом: 758–793. дои : 10.1080/07075332.2006.9641103 . S2CID 154724667 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2020 года . Проверено 30 марта 2020 г.
- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825119587 .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Кокс, Джон К. (2002). История Сербии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780313312908 .
- Деян Джокич (2023). Краткая история Сербии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-02838-8 .
- Дордевич, Живота; Пеич, Светлана, ред. (1999). Культурное наследие Косово и Метохии . Белград: Институт охраны памятников культуры Республики Сербия. ISBN 9788680879161 .
- Гаврилович, Владан С. (2014). «Примеры сербской миграции в венгерские провинциальные округа 1699–1737 гг.» [Примеры сербской миграции в венгерские провинциальные округа 1699–1737 гг.]. Исследования (на сербском языке). 25 . Факультет философии в Нови-Саде: 139–148.
- Инграо, Чарльз; Самарджич, Никола; Пешаль, Йован, ред. Пассаровицкий мир 1718 года . Вест-Лафайет: Издательство Университета Пердью. ISBN 9781557535948 .
- Ивич, Павле , изд. (1995). История сербской культуры . Edgware: Издательство Porthill. ISBN 9781870732314 .
- Елавич, Барбара (1983). История Балкан: восемнадцатый и девятнадцатый века . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521274586 .
- Катич, Татьяна (2012). Османское завоевание Сербии в 1690 году [ Османское завоевание Сербии в 1690 году ] (на сербском языке). Белград: Сербский генеалогический центр, Центр османских исследований.
- Миллер, Николас Дж. (1997). Между нацией и государством: сербская политика в Хорватии перед Первой мировой войной . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 9780822939894 .
- Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллан. ISBN 9780333666128 .
- Малькольм, Ноэль (2020). Повстанцы, верующие, выжившие: исследования по истории албанцев . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198857297 .
- Мелихарек, Марош (2017). «Великое переселение сербов (1690 г.) и его отражение в современной историографии» . Сербские исследования . 8 (1): 87–102.
- Павлович, Стеван К. (2002). Сербия: История названия . Лондон: Херст и компания. ISBN 9781850654773 .
- Попович, Татьяна (1988). Князь Марко: герой южнославянского эпоса . Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815624448 .
- Рамет, Сабрина П. (2005). Размышляя о Югославии: научные дебаты о распаде Югославии и войнах в Боснии и Косово . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521616904 .
- Самарджич, Радован (1989). «Миграции в сербской истории (Эпоха иностранного правления)». Миграции в истории Балкан . Белград: Институт балканских исследований. стр. 83–89. ISBN 9788671790062 .
- Томич, Йован Н. (1902). Десять лет истории сербского народа и церкви под турками (1683-1693) (PDF) . Белград: Государственная типография.
- Трифуноски, Йован Ф. (1990). «Великое переселение сербов в народных легендах из Македонии» [Великое переселение сербов в народных сказаниях из Македонии] (PDF) . Этнологические тетради (на сербском языке). 11 : 54–61.
- Живойинович, Драголюб Р. (1989). «Войны, миграции населения и религиозный прозелитизм в Далмации во второй половине XVII века». Миграции в истории Балкан . Белград: Институт балканских исследований. стр. 77–82. ISBN 9788671790062 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чорович, Владимир (2001) [1997]. «Великое переселение сербов в Австрию» . История сербского народа . Проект Растко.