Иларион Руварак
Иларион (Йован) Руварац ( сербский : Иларион Руварац ; 1 сентября 1832 — 8 августа 1905) — сербский историк и православный священник, член Сербской академии наук и искусств (первого Сербского учёного общества и Сербской королевской академии наук) . ). Он был основателем и одним из ведущих сторонников критической школы сербской историографии . Он был архимандритом монастыря Грегетег .
Биография
[ редактировать ]Йован Руварац родился в Сремска-Митровице 1 сентября 1832 года в семье преподобного Василия Рувараца (1803–1873) и его жены Юлианы, урожденной Шевич. [ 1 ] У него было три брата: Лазарь, Коста и Дмитрий . Лазарь Руванац стал чиновником сербского правительства, Коста Руварац (1837–1864) был писателем и литературным критиком, который умер еще будучи студентом университета в Пеште, а Димитрий Руварац (1842–1933) был историком и православным священнослужителем. [ 2 ] Семья Руварац поселилась в Сирмии в Австро-Венгрии , нынешней Сербии , из региона между Бихачем и Цазином , ныне Босния и Герцеговина , затем Османская империя . [ 3 ]
Его детство прошло в Стари Сланкамене и Стари Бановаце в Среме , где он учился в гимназии. Затем его семья переехала в Карловцы, а затем в Вену, где он закончил среднюю школу в Карловицкой гимназии и гимназии в Вене, а затем поступил на университета в 1852 году. юридический факультет Венского [ 4 ] В то же время он изучал историю; страсть, связанная с его возвращением в школьные годы, когда его вдохновил один из его профессоров Яков Герчич . [ 5 ] Будучи студентом в Вене, Руварац вошел в круг общения выдающихся южнославянских интеллектуалов, таких как филологи Вук Караджич и Джуро Даничич , которые собирались в знаменитом кафе «Slavisches Kafeehaus» . [ 5 ]
Во время учебы Руварак посещал лекции австрийского историка Альберта Егера . Он также был вдохновлен работами Фридриха Кристофа Шлоссера , Георга Готфрида Гервинуса и, прежде всего, Леопольда фон Ранке . Руварак взял за основу своего исследования принцип объективности Ранке к истории. [ 6 ]
Окончив юридический факультет в 1856 году, он поступил в Духовную семинарию Святого Арсения ( Sveti Arsenije ) в Сремских Карловцах , которую окончил в 1859 году. По завершении учебы в области права, истории и теологии он решил принять духовный сан и новое имя Илариона в день его пострижения в Крушедольском монастыре 1 января 1861 года. При новом именем (Иларион), он опубликовал многочисленные исторические исследования, написанные им до того времени. Затем он был назначен секретарем Сербского православного церковного суда в Карловцах. [ 6 ] В 1872 году он стал членом преподавательского состава Карловицкой гимназии, своей альма-матер. возведен в сан архимандрита В 1874 году в монастыре Грегетег . [ 4 ] Через год он был назначен ректором Духовной семинарии святителя Арсения в Карловцах.
В начале 1880 года ему было поручено составить отчет о состоянии образования среди сербов в Австро-Венгрии, и его умелое выполнение этой задачи принесло ему предложение епископства Карловиц, от которого он отклонил. [ нужна ссылка ] В 1882 году он решил возобновить свою монашескую деятельность в качестве архимандрита монастыря Грегетег. Последние годы его жизни прошли в полном уединении в монастыре. Он умер там 8 августа 1905 года. [ 5 ]
Иларион Руварак, как и многие его сербские сверстники того времени, говорил на нескольких языках: латыни, греческом, немецком, венгерском, румынском и итальянском. [ нужна ссылка ]
Историография
[ редактировать ]Для меня самое важное — сказать правду или сказать то, что я считаю правдой.
— Иларион Руварак [ 7 ]
В 1887 году велась серьезная интеллектуальная дискуссия между приверженцами старых, традиционалистских и романтических школ в сербской историографии, представленными историками Пантой Сречковичем и Милошем Милоевичем , и сторонниками новой, критической и реалистической школы, возглавляемой Иларионом Руварацем и Любомиром Ковачевичем. .
Руварац был основателем и одним из ведущих сторонников критической школы сербской историографии . [ 8 ] [ 9 ] Он подчеркнул важность первоисточников и документации для открытия прошлого, проводя различие между первичными и вторичными источниками, а также отделяя исторические свидетельства и литературу. [ 6 ] Он выступал против использования сербской эпической поэзии в качестве исторического источника, хотя и признавал ее художественную ценность, и выступал против представления сербской истории на основе эпосов, мифов и легенд. [ 10 ]
Он использовал научные подходы, чтобы опровергнуть многие глубоко укоренившиеся и любимые легенды, предания о предательстве Вука Бранковича, вечной свободе Черногории и смерти царя Стефана Уроша V от предполагаемых рук Вукашина Мрнявчевича . Руварак разоблачил множество черногорских басен, которые некоторые хотели выдать за исторические факты – либо ради личной, политической выгоды, династических причин (Габсбурги, Ватикан, Османы), либо просто для того, чтобы польстить собственному тщеславию. [ нужна ссылка ] Он также доказал, что так называемая резня, описанная в «Горном венке» Негоша и в черногорских историях того периода, никогда не имела места. Он знал, что Негош использовал поэтическую вольность , чтобы создать драму, в которой он мог бы выразить свои идеи. [ нужна ссылка ]
Большую часть карьеры Руварак провел в борьбе с национальными мифами, искажающими историческую правду, но пути назад после него уже не было, поскольку он вдохновил других историков исследовать прошлое критическим взглядом. Традицию учености Рувараца и критического метода продолжили Стоян Новакович (1842–1915), Любомир Ковачевич (1848–1918), Михаил Гаврилович , Станое Станоевич и многие другие. Йован Радонич посвятил свою первую книгу Илариону Руварацу, отдав ему должное за введение критического подхода в сербскую историографию. [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]Он включен в число 100 самых выдающихся сербов .
Избранные работы
[ редактировать ]- О патриархах Печских от Макария до Арсения III , 1868, 1879.
- Стари Сланкамень , 1892 год.
- Две боснийские королевы в 1893 году.
- Запрет компании с 1333 по 1377 год , 1894 год.
- Черногорец, вклад в историю Черногории , 1898 г.
- О епископах Хума и митрополитах Герцеговины до 1766 , 1901 гг.
- Рашские епископы и митрополиты в 1901 году.
- Руварац, Иларион (1902), Джурад Вукович, деспот Сербии и Джордже Кастриот-Скандербег, лидер Албании, лидер албанцев 1444 года)) (на сербском языке), Штамп. сербский книжный магазин Брача М. Попович
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Southeast European Works, том 75, выпуск 4 (на немецком языке). Немецкий институт международных исследований. 1933. ISBN 9783486424218 .
Руварац, Иларион (Йован), сербский историк, * Сремска-Митровица 1. IX. 1832, † Монастырь Грегетег (Сирмия) 8 VIII 1905 г., сын православного священника Василия Р. и Юлианы Р., урожденной Шевич.
- ^ Manuscriptum: ежеквартальный журнал под редакцией Музея румынской литературы, том 14 (на румынском языке). Музей. 1983. с. 140.
- ^ Пилипович, Радован. «Писатель сербской церковной истории Димитрий Руварац (1842-1931) – историк и библиотекарь» . Православие, новый Сербский Патриархат. Архивировано из оригинала 25 августа 2011 года . Проверено 23 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Эрсой, Ахмет; Горный, Мацей; Кехриотис, Вангелис, ред. (2010). Модернизм: репрезентации национальной культуры . Издательство Центральноевропейского университета. п. 15. ISBN 9786155211942 .
- ^ Jump up to: а б с Антолович 2016 , с. 337.
- ^ Jump up to: а б с Антолович 2016 , с. 338.
- ^ «Литературная премия Вука Караджича в области науки, 2007» . Региональный сайт конкурсов. Архивировано из оригинала 13 апреля 2011 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
Для меня главное – говорить правду или то, что я считаю правдой. – И. Руварак
- ^ Младенович, Милош; Шлипер, ХК (1969). Восточная Европа: исторические очерки, подаренные студентами профессору Милошу Младеновичу в день его шестидесятипятилетия . Новые обзорные книги. п. 128.
...Иларион Руварац, один из виднейших представителей критической школы в сербской историографии.
- ^ Тренченьи, Балаж; Яновский, Мацей; Баар, Моника; Фалина, Мария; Копечек, Михал, ред. (2016). История современной политической мысли в Центрально-Восточной Европе: Том I: Переговоры о современности в «долгом девятнадцатом веке» . Издательство Оксфордского университета. п. 334. ИСБН 9780191056956 .
- ^ Антолович 2016 , стр. 338–339.
- ^ Югославский исторический журнал . Союз обществ историков Югославии. 1979 стр. 2 . Проверено 29 ноября 2011 г.
Йован Радонич посвятил свою первую книгу Руварацу — «создателю критического направления сербской историографии».
Источники
[ редактировать ]- Антолович, Майкл (2016). «Современная сербская историография между национальным строительством и критической наукой: случай Илариона Рувараца (1832–1905)» (PDF) . Венгерский исторический обзор . 5 (2): 332–356.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сувайджич, Бошко (2007), Иларион Руварац и народная литература (Иларион Руварац и народная литература) (на сербском языке), Институт за книжев. и искусство., ISBN 978-86-7095-126-6 , заархивировано из оригинала 11 сентября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1832 рождения
- 1905 смертей
- Жители Сремской Митровицы
- Члены Сербского научного общества
- Сербские священники
- Сербские историки XIX века
- Сербские историки ХХ века
- Люди из Княжества Сербия
- Люди из Королевства Сербия
- Архимандриты
- Восточно-православное духовенство XIX века
- Восточно-православное духовенство ХХ века
- Захоронения в сербских православных монастырях и церквях.