Jump to content

Сербская историография

Граф Джордже Бранкович (ум. 1711), автор славяно -сербских хроник.

Сербская историография ( сербская кириллица : српска историографија , латинизированная : srpska istoriografija ) относится к историографии (методологии изучения истории) сербского народа с момента основания сербской государственности. Развитие можно разделить на четыре основных этапа: традиционная историография, критическая школа Рувараца, коммунистически-марксистское наследие и обновленное сербское национальное движение. [1]

Средневековая сербская историография

[ редактировать ]

Современная сербская историография

[ редактировать ]

Йован Раич (1726–1801) был предшественником современной сербской историографии. [2] и его сравнивали с важностью Николая Карамзина для российской историографии . [3] Основы сербской церковной историографии заложил епископ Никодим Милаш (1845–1915). [4] Иларион Руварац (1832–1905) считается основателем критической школы сербской историографии. [5] [6] Школа Рувараца вступила в противоречие со школой Панты Сречковича (1834–1903). [7] Сербская историография была в основном сосредоточена на национальных вопросах во времена Общества сербских ученых и Сербского ученого общества (1841–1886). [8] Основным вкладчиком в сербскую историографию девятнадцатого века был дипломат Стоян Новакович , который составил объемистую библиографию и считается «отцом дисциплины исторической географии в Сербии», сосредоточив внимание на сербском народе и государстве в средние века и его истоках. и развитие современного сербского государства. [9]

Сербская церковная историография совпала с националистическими взглядами, содержащимися в светской сербской историографии. [4] Традиции Православной Церкви и ранняя сербская историография через народную поэзию, основанную на битве за Косово, помогли преодолеть пробелы и связать старое с тогдашним новым сербским государством. [10] [11] Нация и религия были тесно связаны в националистической сербской истории начала 19 века. [12] Патриотическая историография рассматривала сербов как освободителей от иностранного притеснения своих южнославянских братьев во время Балканских войн и Первой мировой войны . Сербские националисты утверждают, что в коммунистической историографии сербы были превращены в угнетателей, четников времен Второй мировой войны клеймили как коллаборационистов как усташей , а массовые убийства сербов преуменьшались. [13] В Югославии после Второй мировой войны сербские историки утверждали, что истории отдельных народов после объединения больше не существовали, в отличие от словенских и хорватских историков, которые утверждали обратное. [14] Начиная с 1950-х годов интеллектуальная деятельность меньше находилась под контролем государства, а к 1960-м годам вновь возникли дебаты о Втором мире, кульминацией которых стало появление большего количества работ в 1980-х годах. [15]

Посткоммунистическая сербская историография (1980-е – настоящее время)

[ редактировать ]

На протяжении всего послевоенного периода, хотя Тито осуждал националистические настроения в историографии, эти тенденции сохранялись, и хорватские и сербские ученые время от времени обвиняли друг друга в искажении истории друг друга, особенно в отношении хорватско-нацистского союза. [16] Коммунистическая историография столкнулась с вызовом в 1980-х годах, и сербские историки начали реабилитацию сербского национализма. [17] [18] Историки и другие представители интеллигенции, принадлежащие к Сербской академии наук и искусств (САНУ) и Ассоциации писателей, сыграли значительную роль в объяснении нового исторического нарратива. [19] [20] [21] Процесс написания «новой сербской истории» происходил параллельно с зарождающейся этнонационалистической мобилизацией сербов с целью реорганизации югославской федерации. [18] К четырем факторам и источникам, повлиявшим на «новую историю», относятся: [18]

  1. Сербская этнонационалистическая идеология
  2. Национализм, зародившийся в церковной историографии и Православной Церкви.
  3. Сербская эмигрантская пропаганда и мифы
  4. Исследования геноцида и Холокоста (из-за того, что сербы идентифицировали себя с евреями, поскольку преступления против сербов рассматривались наряду с Холокостом как эквивалентные)

Используя идеи и концепции историографии Холокоста, сербские историки вместе с церковными лидерами применили их к Югославии времен Второй мировой войны и приравняли сербов к евреям, а хорватов к нацистским немцам. [22] Что касается жертв сербов во Второй мировой войне, то в эпоху Милошевича сербские историки и режим считали важным заручиться поддержкой видных югославских евреев и организаций относительно идеи общего сербско-еврейского мученичества. [23] Таким образом, несколько югославских евреев оказали помощь новой сербской историографии. [23] В 1980-х годах сербские историки выпустили множество работ о насильственном обращении во время Второй мировой войны сербов в католицизм в усташской Хорватии. [24] Эти дебаты между историками открыто приобрели националистический характер и проникли в более широкие средства массовой информации. [17] Историки в Белграде в 1980-е годы, имевшие тесные связи с правительством, часто по вечерам выходили на телевидение, чтобы обсудить вымышленные или реальные подробности геноцида усташей против сербов во время Второй мировой войны. [25] Эти дискуссии стали теоретическими выводами, которые послужили предшественником возможной этнодемографической инженерии, которая произошла в Хорватии. [25] В это время некоторые известные сербские историки, такие как Василий Крестич и Милорад Экмечич, были в авангарде националистического движения. [26] В 1986 году Василий Крестич вместе с историком Радованом Самарджичем были членами комиссии, которая позже разработала Меморандум Сербской академии наук и искусств , в котором упоминался «геноцид», совершенный албанцами и хорватами против сербов в Югославии. [26] [27]

В 1980-е и 1990-е годы основным центром националистической истории было Косово. [28] Сербские ученые, такие как Душан Батакович, получили щедрую поддержку для публикации националистических работ, которые были переведены на другие языки, а другие сербские историки Димитрий Богданович , Радован Самарджич и Атанасие Урошевич также написали аналогичные работы по Косово. [28] Хотя некоторые сербские историки не пропагандировали националистические взгляды, на историческую практику в Сербии повлияли ограничения, наложенные на нее со стороны национализма, спонсируемого государством. [28] Фокус исследований сербских историков был ограничен сербским опытом жизни при «турках», и лишь немногие сербские историки могут читать османские документы. [28] Таким образом, документы Габсбургов использовались, хотя сербские историки при составлении национальной истории отбрасывают в сторону корпус местных и важных свидетельств, основанных на османских документах. [29]

Работы сербских историков и этнографов, устаревшие с академической точки зрения и политически предвзятые, направленные на оправдание сербского экспансионизма, были переизданы столетие спустя, а второе издание некоторых работ было запланировано в 1990-х годах. [30] Эти работы получили высокую оценку сербских историков, поскольку считали их чуть ли не первоисточниками из-за их архаичного стиля и близости к описываемым событиям, и поэтому способствовали их переизданию в 1990-е годы. [30] Принимая во внимание, что работы и идеи этих националистически ориентированных сербских историков XIX и начала XX веков были расширены писателями сербской литературной сцены в 1990-е годы. [31] Когда в 1990-е годы разразились войны, большинство сербских историков сосредоточили внимание на страданиях, которые сербы пережили в предыдущих конфликтах, чтобы подчеркнуть прошлые сербские виктимизации, этнические чистки сербов и сексуальные посягательства на сербских женщин. [32] Сербские историки защищали действия режима во время распада Югославии. [19]

Лишь немногие сербские ученые критически относились к литературе сербской историографии, основанной в значительной степени на мифах. [33] В число тех, кто это сделал, входит историк Миодраг Попович , который заявил, что сербская история в Османской империи отделена от мифов, содержащихся в сербской народной поэзии. [34] Попович добавил, что мифы о «турецком иге» и «рабстве под властью турок» были продуктом более поздних времен и призваны мобилизовать сербов в процессе строительства национального государства, поэтому миф содержит так много антиисламских и антитурецких взглядов. . [34] Сербская историография в наше время по-прежнему остается политически чувствительной. [35] Падение режима Милошевича (2000 г.) ознаменовало разногласия внутри интеллигенции по поводу примирения с недавним военным прошлым и моральной ответственности в Сербии. [36] Усилия либеральных историков были сосредоточены на опровержении националистических дискурсов, которые широко распространены в средствах массовой информации и общественных взглядах, а также на неспособности сербского общества принять современность. [36] Их взгляды на распад Югославии основаны на более широкой поляризации и массовых дебатах, содержащихся в сербских общественных дебатах о прошлом, а также на ответах на националистические дискурсы историков, связанных с националистически-патриотической группой. [36]

В последние годы в сербской историографии произошли положительные изменения в разнообразии тем и спектре исследований, проводимых многими сербскими историками. [37] К сербским ученым, которые критически или негативно подошли к сербской историографии двадцатого века, относятся Дубравка Стоянович , Ольга Манойлович-Пинтар, Ольга Попович-Обрадович, Латина Перович и Хордже Станкович. Стоянович раскритиковал содержание и тон сербских учебников, изданных после 1990 года. [38] Станкович, возглавлявший исторический факультет Белградского университета, бросил вызов реабилитации нацистских коллаборационистов, предоставив документацию, доказывающую Милана Недича в военных преступлениях. виновность квислинговского правительства [39] Сербский историк Тибор Живкович в 2012 году критически отнесся к сербской историографии, посвященной периоду раннего средневековья, заявив, что белградская византистская школа после 1940-х годов по настоящее время (в том числе такие как Ферьянчич, Максимович, Новакович, Чиркович, Коматина, Бабич) защищала Де Отчет Администрандо Империо о миграции сербов и хорватов, без какой-либо критики, но также и с непониманием всей DAI , с большим количеством повторений, застрял на 150 лет позади современной международной историографии. [40]

Сербская историография (19 век – настоящее время) через своих историков разработала различные историографические позиции, взгляды и выводы по предметам и темам, связанным с изучением сербской истории и сербского народа. Из них:

Средневековые периоды и периоды до обретения независимости

[ редактировать ]

В сербской историографии существуют расхождения во взглядах относительно византийского культурного влияния на Сербию: некоторые сербские историки поддерживают точку зрения, которая существовала, а другие считают ее минимальной. [41] Сербские историки утверждали, что валахи в Далмации в раннем средневековье были полностью славянизированы и, следовательно, были настоящими сербами. [42] Соперничество между князем Бранимиром (правил 879–887), который предпочел (католический) Рим (православному) Константинополю, и князем Здеславом (правил 878–879), который отдавал предпочтение Константинополю, закончилось казнью последнего первым. [43] В сербской церковной историографии Здеслав рассматривается как мученик Православной церкви, а приход Бранимира к власти интерпретируется как катастрофа, разделившая два славянских народа, которые до этого времени склонялись к Православной церкви. [43] Король Звонимир (годы правления 1075–1089 гг.), фигура, укрепившая католицизм и отвергшая православие в Хорватии, рассматривается историками сербской церкви как враг православной христианской религии. [43] Некоторые сербские историки утверждают, что средневековая Боснийская церковь была частью православной церкви, а не еретической. [44]

Сербская историография подчеркивает православное сербское происхождение боснийцев , которые интерпретируются как отказавшиеся от связей с этим этнорелигиозным наследием после обращения в ислам, а затем отрицающие его, отказываясь принять сербскую идентичность. [45] [46] В то время как битва в Косово (1389 г.) против мусульманских османских войск была вырвана из контекста сербской историографии. [47] Это событие было использовано для того, чтобы поместить его в более широкую сербскую политическую цель — очернить боснийских мусульман, связав их обращение в ислам с личностью османского захватчика. [47] Боснийские мусульмане в основной части сербской националистической историографии представлены как потомки психически больных, ленивых, рабов, жадных землевладельцев, заключенных, воров, изгоев или как сербы, которые сбили с толку и победили, решившие следовать религии своих врагов. [48] Сербская историография мифологизировала появление ислама на Балканах как результат принуждения и системы девширме , а не как настоящее и сложное явление. [49] [50]

В сербской истории часто подчеркивается, что Печский патриархат был восстановлен (1557 г.) Соколлу Мехмед-пашой , великим визирем из Боснии, который по происхождению имел православное христианское наследие и, таким образом, претендовал на сербскую принадлежность в сербской истории, в то время как его родственник стал первым патриарх. [51] Чтобы продемонстрировать сербский характер Боснии и Герцеговины , сербские историки приводят пример того, что этот регион после его подчинения юрисдикции Сербского Православного Патриархата привел к сербизации большей части территории. [52] В некоторых сербских историографиях православное духовенство считается сыгравшим ведущую военную и идеологическую роль во время Первого сербского восстания (1804–1813). [53] Принимая главным образом точку зрения восточноевропейских традиций, сербская историография рассматривает национальную борьбу как результат освобождения от так называемого «пяти веков» «турецкого ига». [54] [55] Сербская историография считает, что сербы находятся в авангарде защиты балканских христиан. [56] « Горный венок» , стихотворение XIX века, написанное Петром Петровичем Негошем, содержащее повествование о славянских мусульманах, отказывающихся вернуться в христианство, за которым последовала их резня, рассматривается в сербской историографии как часть идеологии национального освобождения от османского владычества. [57] Критическая сербская историография считает это событие мифическим, поскольку черногорские племенные обычаи не допускали убийства членов клана. [58]

Независимость, Первая мировая война и межвоенная Югославия

[ редактировать ]

Начиная с первого сербского восстания (1804 г.), сербские историки рассматривали Балканы как регион постоянных этнических конфликтов, в отношении которых балканские народы на протяжении веков были настроены антисербски. [59] В сербской историографии группы «меньшинств» изображались как ненадежные, с «естественными» тенденциями к восстанию, предательству и обману. [60] В сербской историографии упоминались предательство мусульман и албанский ирредентизм, что совпало с новыми кампаниями по изгнанию людей из Македонии и Косово в Турцию. [61]

Сербская историография придерживается мнения, что русские и сербы имеют особые отношения, выраженные через славянофильство и панславизм , и что оба народа являются частью более крупного славянского «братства». [56] В начале 20-го века сербская историография в учебниках географии имела тенденцию служить политическим целям Великой Сербии, рассматривая большую часть балканских славянских земель как населенную сербами, пока югославская идея постепенно не изменила эти взгляды. [62] Патриотическая сербская историография изображает сербов во время Балканских войн (1912–1913) и Первой мировой войны (1914–1918) как освободителей южных славян от иностранных угнетателей. [63] Сербские историки рассматривают Балканские войны (1912–1913 гг.) В основном как событие сербской государственной экспансии. [64] Что касается объединения Черногории с Сербией после Первой мировой войны, сербские и черногорские историки попытались критически проанализировать события, хотя этому препятствовали политические проблемы и идеологические предубеждения югославской эпохи. [65] Лишь в последнее время несколько сербских и черногорских историков с меньшим идеологическим багажом попытались заняться этими событиями. [65] Сербские историки утверждают, что в период Балканских войн македонской нации не существовало и что местные славяне были либо сербами, либо болгарами . [66] [67]

Убийца Гаврило Принцип , убивший в Сараево (1914 г.) эрцгерцога Франца Фердинанда, сербскими историками рассматривается как сербский герой. [68] Большинство сербских историков считают, что Австро-Венгрия и Германия ( центральные державы ) спровоцировали Первую мировую войну , в то время как действия Млады Босны представлены как автономные и не зависящие от сербских правительственных кругов. [69] Роль Российской империи и позиция, которую она заняла накануне войны, благоприятно изображена в сербской историографии. [69]

Некоторые сербские историки считают, что идеология югославизма и создание бановин умалили сербскую идентичность. [70] Другие сербские историки предполагают обратное: бановины укрепили Югославию, сделав сербов доминирующей группой в шести из них. [70] Действия сербов в межвоенной Югославии изображаются в националистической сербской историографии как оборонительные и призванные защитить государство от хорватского сепаратизма, который обвиняют в нестабильной парламентской системе государства в межвоенный период. [71]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Четники наряду с усташами подвергались критике в историографии эпохи Тито в Югославии. [72] В 1980-х годах сербские историки инициировали процесс пересмотра повествования о том, как рассказывалась Вторая мировая война в Югославии, что сопровождалось реабилитацией лидера четников Дражи Михайловича . [73] [74] Монографии, касающиеся Михайловича и движения четников, были написаны некоторыми более молодыми историками, идеологически близкими к нему, к концу 1990-х годов. [75] < Озабоченные той эпохой, сербские историки стремились оправдать историю четников, изображая четников как праведных борцов за свободу, сражающихся с нацистами, одновременно удаляя из учебников по истории двусмысленные союзы с итальянцами и немцами. [76] [72] [77] [78] Тогда как преступления четников против хорватов и мусульман в сербской историографии в целом «замалчиваются». [79] В эпоху Милошевича история Сербии была фальсифицирована, чтобы скрыть ту роль, которую сербские коллаборационисты Милан Недич и Димитрий Льотич сыграли в чистке еврейской общины Сербии, убивая их в стране или депортируя в восточноевропейские концентрационные лагеря. [23]

Тема потерь сербского населения во Второй мировой войне активно обсуждалась после окончания Второй мировой войны. [80] [81] В сербской историографии документирование преступлений нацистов и усташей против цыган, евреев и сербов было приоритетом. [79] По мнению сербских историков, Независимое государство Хорватия несет ответственность за смерть сотен тысяч сербов в сельских районах и в концентрационных лагерях, таких как Ясеновац . [80] [81] В 1980-х и 1990-х годах вопрос о жертвах среди гражданского населения во время Второй мировой войны оспаривался и подвергался манипуляциям между хорватами и сербами. [15] [82] [83] Сербские историки и политики часто преувеличивали цифры погибших в Ясеноваце, чтобы посеять страх среди широких слоев сербского населения во время распада Югославии. [83]

Историография Югославии Тито представила усташское Независимое государство Хорватия (NDH) как навязанное нацистскими захватчиками и отклонение в истории хорватов. [18] К середине 1980-х годов это изображение было оспорено сербскими историками. [18] Они утверждали, что Независимое Государство Хорватия было хорошо организованным образованием, учинившим геноцид сербов, который готовился в Хорватии на протяжении нескольких столетий. [18] В 1980-е годы Ватикан стал центром внимания сербской историографии. [84] Папы изображались антисербскими, как люди, причастные к упадку межвоенной Югославии и принимавшие участие в геноциде сербов в проосевском Независимом государстве Хорватия . [84] Новая сербская историография 1980-х годов, в которой участвовали светские и церковные историки, подчеркнула роль религии в качестве основного источника сербско-хорватской вражды. [18] Католическая церковь изображалась как главный носитель ненависти, вдохновившей идею геноцида сербов во время Второй мировой войны. [18] В работах сербских историков-националистов Ватикан связан с повторяющимся хорватским заговором по уничтожению Сербии. [15] Используя аналогии с исторической ролью Ватикана на Балканах, сербские историки утверждали, что Ватикан не понимал последствий мусульманско-албанского пробуждения в Косово и других частях Югославии. [84]

Среди сербских историков, занимающихся Второй мировой войной, они интерпретируют албанское движение Балли Комбетар либо как «антиюгославское», либо как «контрреволюционное». [85] В то время как Буянская конференция (1943 г.) рассматривается как противоречащая антифашистской борьбе, поскольку албанские коммунисты настаивали на передаче Косово Албании по завершении войны. [85] Хотя Тито был против такого объединения, в 1980-е годы сербские историки настроили против него митинг в Буяне. [86] В Югославии до 1990-х годов сербская историография прославляла помощь, оказанную Албании Югославией после Второй мировой войны. [87]

В сербской историографии князь Лазарь , человек, который собрал сербские силы в битве за Косово для борьбы с османами, изображается как благословенный мученик. [88] В годовщину битвы в Косово в конце 1980-х годов два сербских историка после критического историографического анализа независимо пришли к выводу, что Вук Бранкович во время битвы в Косово не был предателем, и это открытие считается важной вехой в сербской историографии. [89] Среди сербских историков, принявших сербскую мифологию, битва за Косово рассматривается как главное сражение, преобладающее над всеми другими сражениями, а для некоторых из них она рассматривается как историческая идея, помогающая нации соединиться с реальным историческим прошлым. [90] [91] [92] Сербские историки до конца 1940-х годов все еще изображали битву за Косово как «победу» сербов над турками-османами. [93] Сербская историография утверждает, что, начиная с битвы за Косово (1389 г.), сербы подвергались многовековому притеснению со стороны мусульманско-османской империи и боролись за восстановление своей средневековой Сербской империи . [94] [95] Миф о Косово до сих пор влияет на сербскую историографию, поскольку в нем подчеркиваются сербское мученичество и страдания наряду с конфликтами и несовместимостью христианства и ислама. [94] Битва за Косово является для сербской историографии историческим событием, которое узаконивает утверждение сербского характера Косово. [96]

Сербы переходят реку на территорию Австрии, 1690 год.

Некоторые сербские историки утверждают, что в документе, изданном 6 апреля 1690 года австрийским императором, речь шла о «приглашении» сербов переселиться в Венгрию. [97] Сербское поселение на Паннонской равнине рассматривается в сербской историографии как результат катастрофического исхода из Косово, который произошел в 1690 году и получил название Великого переселения народов (Велика Сеоба) после того, как косовские сербы восстали и присоединились к прибывшим силам Габсбургов, сражавшимся с османами. [98] [99] Сербские историки считают, что миграция имела огромные масштабы. [100]

Сербские историки часто рассматривают историю Албании с узконационалистическим подходом. [101] Сербские историки оспаривают аргумент о том, что албанцы являются потомками древних иллирийцев и обосновались в регионе до славян, при этом утверждая, что присутствие албанцев на Балканах начинается с 11 века. [102] Большая часть современной сербской историографии изображает ситуацию конфликтных отношений между сербами и албанцами после их обращения в ислам. [94] Исследование Косово также охватывало исследования османских провинций, которые выявили этнический состав некоторых косовских поселений XV века, однако, как и их албанские коллеги, сербские историки, использующие эти записи, многое из них сделали, но мало что доказали. [103]

Сербская историография не поддерживает точку зрения историографии Албании о том, что прародители косовских албанцев были коренными жителями Косово. [104] Вместо этого в сербской историографии присутствие косовских албанцев и их возможное преобладание в регионе приписывают (националистические) сербские историки. [105] по ряду причин. Из них либо прибытие и распространение албанцев на север из Албании после османского завоевания, австро-османская война , которая привела к миграции сербов на север в 1690 году с заменой албанцами, либо ассимиляция местных сербов албанцами. [104] [106] [107] [108] [105] [109] [110] [111] Сербская национальная история рассматривает присутствие албанцев в Косово помимо недавних иммигрантов как явление, которое решительно поддерживало и укрепляло османское правление, призванное вытеснить сербов и усилить мусульманский контроль. [99]

Многие сербские историки отвергают тот факт, что албанские семейные кланы в период Османской империи помогали охранять и сохранять православные монастыри и церкви в Косово. [112] Вместо этого они утверждают, что албанцы занимали в Османской империи военные и административные должности и были так же, как и турки, виноваты в беспорядках, которые вынудили многих сербов в 1690 и 1734 годах мигрировать на север. [112]

Республика Сербия

[ редактировать ]

Сербская историография в целом придерживается мнения, что западные державы всегда преследовали Сербию и что большая часть того, что произошло в сербской истории, является результатом деятельности других могущественных стран, таких как Австро-Венгрия. [56]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вульф 2014 , с. 825.
  2. ^ Лучиан Бойя (1 января 1989 г.). Великие историки от античности до 1800 года: Международный словарь . Гринвуд Пресс. п. 343. ИСБН  978-0-313-24517-6 .
  3. ^ Университет Колорадо (1956). Журнал по делам Центральной Европы . Том. 16. Боулдер, Колорадо: Университет Колорадо. п. 23.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Перика 2002 , стр. 72.
  5. ^ Сербские исследования . Том. 45. Североамериканское общество сербских исследований. 1986. с. 180. Среди этих историков он указывает на значимость Йована Раича (1726–1801) и Илариона Рувараца (1832–1905). Первый действительно «стоял на пороге между эпохой просвещения и эпохой романтизма», а позже, как главный представитель и основатель критической школы сербской историографии, «первый относительно объективный взгляд на...
  6. ^ Мэтью Энтони Фицсаймонс ; Альфред Джордж Пундт; Чарльз Э. Ноуэлл (1967). Развитие историографии . Кенникат Пресс. п. 348. Руварац (1832–1905) принадлежал к строго научной, неустанно аналитической школе историографии, которая считала, что источники должны быть... школа Рувараца в конце концов восторжествовала, и к началу 1880-х годов сербская историография окончательно утвердилась в России. ..
  7. ^ Филип Лоуренс Гарриман; Массимо Сальвадори (1953). Современная общественная наука . Компания Стэкпол. п. 255.
  8. ^ Пол Стивенсон (20 декабря 2010 г.). Византийский мир . Рутледж. стр. 482–. ISBN  978-1-136-72787-0 .
  9. ^ Делетант, Деннис; Ханак, Гарри (1988). Историки как строители нации: Центральная и Юго-Восточная Европа . Спрингер. стр. 53–54. ISBN  978-1-34909-647-3 .
  10. ^ Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. п. 95 . ISBN  978-1-60344-724-9 . Сербская историография Ислама.
  11. ^ Беннетт, Мэтью (2004). «Армия освобождения Косово» . В Беннетте, Мэтью; Латавски, Пол (ред.). Изгнание армий . Спрингер. п. 160. ИСБН  978-0-230-52245-9 .
  12. ^ Дерингил, Селим (2012). Обращение и отступничество в поздней Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 6. ISBN  978-1-139-51048-6 .
  13. ^ А. Павкович (8 января 2016 г.). Фрагментация Югославии: национализм и война на Балканах . Спрингер. стр. 88–. ISBN  978-0-230-28584-2 .
  14. ^ Клеменчич, Матяж; Жагар, Митя (2004). Разнообразные народы бывшей Югославии: Справочник . Абк-Клио. п. 99. ИСБН  978-1-57607-294-3 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кокс, Джон К. (2002). История Сербии . Издательская группа Гринвуд. п. 118. ИСБН  978-0-313-31290-8 .
  16. ^ Коландер, Патрисия (1999). « Злонамеренное партнерство явного оппортунизма?» Хорватско-германские отношения, 1919–1941 гг . В Булливанте, Кейт; Джайлз, Джеффри Дж.; Пейп, Уолтер (ред.). Германия и Восточная Европа: культурная идентичность и культурные различия . Родопи. п. 267. ИСБН  978-90-420-0678-2 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бруннбауэр, Ульф (2011). «Историческая письменность на Балканах» . В Вульф, Дэниел; Шнайдер, Аксель (ред.). Оксфордская история исторического письма: Том 5: Историческое письмо с 1945 года . Издательство Оксфордского университета. п. 364. ИСБН  978-0-19-922599-6 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Перика 2002 , стр. 147.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бибер и Галияш 2016 , с. 117
  20. ^ Рамет 2002 , с. 19.
  21. ^ Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Издательство Университета Индианы. п. 322. ИСБН  978-0-253-34656-8 .
  22. ^ Перика 2002 , стр. 150.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Перика 2002 , стр. 151.
  24. ^ Aleksov 2007 , p. 106.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стоянович 2011а , стр. 221.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Армор, Ян Д. (2014). Яблоко раздора: «венгерский фактор» в австро-сербских отношениях, 1867–1881 гг . Издательство Университета Пердью. стр. XVIII. ISBN  978-1-55753-683-9 .
  27. ^ Рамет 2002 , стр. 19–20.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Анскомб 2006 , с. 761. «Даже если некоторые сербские историки не продвигали сознательно националистические взгляды, история, практикуемая в Сербии, наблюдала ограничения, налагаемые поддерживаемым государством национализмом. Как предполагается в Части I, государства, строящие нации на бывших османских территориях, использовали свое влияние над образованием, поддержкой и распространением исследований, а также через средства массовой информации, чтобы провести неявные, а иногда и явные границы приемлемой исторической интерпретации. Могут быть разрешены незначительные вариации устоявшегося повествования, но еще менее откровенно идеологические историки остаются летописцами нации. В большинстве других постосманских государств лишь немногие историки в Сербии способны читать османские тексты: фокус их исследований ограничивается сербами и сербскими землями, находившимися под «турками». В 1980-х и 1990-х годах такие откровенно националистические сербские ученые, как Душан. Батакович получил самую щедрую поддержку за публикацию своих работ. [2] В центре внимания большей части такой националистической истории было Косово. Сноска: [2] Батакович написал серию националистических работ о Косово, из которых несколько (). «Косовские хроники» [Белград, 1992] и «Косово, ла спиральс де ла хэн» [Париж, 1993]) переведены на другие языки. Многие подобные произведения не переведены: напр., Косово и Метохия в сербской истории , изд. Р. Самарджич (Белград, 1989 год); Д. Богданович, Книга Косово (Белград, 1985); и А. Урошевич, «Этнические процессы в Косово во время турецкого правления» (Белград, 1987)».
  29. ^ Анскомб 2006 , с. 771. «Малкольм, как и историки Сербии и Югославии, которые игнорируют его открытия, упускает из виду наиболее ценные свидетельства коренных народов. Нежелание учитывать свидетельства Османской империи при построении национальной истории иллюстрируется сербскими историками, которые отмечали трехсотлетие великой миграции. путем составления сборника ранее неопубликованных упоминаний о сербах в современных документах, все они по происхождению Габсбурги и ни одно из них не является османским».
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алексов 2007 , с. 96. «Работы этих историков и этнографов, хотя и устарели с научной точки зрения и были политически предвзятыми в своей цели оправдать сербский экспансионизм, тем не менее были возрождены почти столетие спустя, и многие из них вышли во второе издание в 1990-х годах. Сербские историки, которые хвалил их и выступал за их переиздание в 1990-е годы, обращаясь с ними так, как если бы они были почти первоисточниками из-за их архаичного стиля и предполагаемой близости к описываемым ими событиям».
  31. ^ Хашимбегович, Эльма; Гаврилович, Дарко (2011). «Мифы этногенеза» . И Боскович, Александр; Девич, Ана; Хашимбегович, Эльма; Любоевич, Ана; Великоня, Митя (ред.). Политические мифы в бывшей Югославии и государствах-преемниках . Институт исторической справедливости и примирения. п. 21. ISBN  978-90-8979-067-5 .
  32. ^ Боковой, Мелисса (2012). «Гендер и переосмысление Первой мировой войны в Сербии в 1980-х и 1990-х годах» . В Регульской, Джоанна; Смит, Бонни Г. (ред.). Женщины и гендер в послевоенной Европе: от холодной войны к Европейскому Союзу . Рутледж. п. 183. ИСБН  978-1-136-45480-6 .
  33. ^ Карич 2011 , с. 739. «Справедливости ради следует отметить, что есть несколько сербских ученых, которые разоблачили те работы сербской историографии, которые в значительной степени опирались на мифы».
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карич 2011 , стр. 739.
  35. ^ Фельдман, Мэтью; Турда, Мариус (2008). « Клерикальный фашизм» в межвоенной Европе: введение» . В Фельдмане, Мэтью; Турда, Мариус; Джорджеску, Тюдор (ред.). Клерикальный фашизм в межвоенной Европе . Рутледж. п. 36. ISBN  978-1-317-96899-3 .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бибер и Галияш 2016 , с. 120.
  37. ^ Nielsen 2020 , стр. 99–101.
  38. ^ Нильсен 2020 , стр. 98.
  39. ^ Нильсен 2020 , стр. 97.
  40. ^ Живкович, Тибор (2012). (944-959)» « Новые интерпретации данных о южнославянских родах из De Administando Imperio византийского императора Константина VII Багрянородного )]. Ежегодник Центра балканологических исследований (на сербско-хорватском языке) (41). Ежегодник: 204. doi : 10.5644/Godisnjak.CBI.ANUBiH-40.11 .
  41. ^ Мишкова, Диана (2015). «Загробная жизнь Речи Посполитой: рассказы о Византии в национальных историографиях Греции, Болгарии, Сербии и Румынии» . В Даскалове, Румен; Везенков, Александр (ред.). Запутанная история Балкан - Том третий: общее прошлое, спорное наследие . Брилл. п. 200. ИСБН  978-90-04-29036-5 .
  42. ^ Иуда, Тим (2000). Сербы: история, миф и разрушение Югославии . Издательство Йельского университета. п. 11. ISBN  978-0-300-08507-5 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Перика 2002 , стр. 65.
  44. ^ Бринга, Тоне (1995). Быть мусульманином по-боснийски: идентичность и община в центральной боснийской деревне . Издательство Принстонского университета. п. 15 . ISBN  978-0-691-00175-3 . Исламизация сербской историографии.
  45. ^ Бибер, Флориан (2006). Послевоенная Босния: этническая принадлежность, неравенство и управление государственным сектором . Пэлгрейв Макмиллан. п. 5. ISBN  978-0-230-50137-9 .
  46. ^ Мекич, Сеяд (2016). Мусульманский реформист в коммунистической Югославии: жизнь и мысли Хусейна Дозо . Рутледж. п. 17. ISBN  978-0-230-50137-9 .
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Келес, Фетхи (2008). «Соединение макроса с микроанализом конфликта: структурное упрощение как эвристический прием» . У Флейшмана, Рэйчел; О'Лири, Розмари; Джерард, Кэтрин (ред.). Раздвигая границы: новые рубежи в разрешении конфликтов и сотрудничестве . Издательство Изумрудной группы. п. 65. ИСБН  978-1-84855-291-3 .
  48. ^ Алибашич, Ахмет (2014). «Босния и Герцеговина» . В Чезари, Джоселин (ред.). Оксфордский справочник по европейскому исламу . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 431. ИСБН  978-0-19-102640-9 .
  49. ^ Инграо, Чарльз В. (2009). Противостояние югославским противоречиям: инициатива ученых . Издательство Университета Пердью. п. 110. ИСБН  978-1-55753-533-7 .
  50. ^ Aleksov 2007 , p. 100.
  51. ^ Анскомб 2006 , с. 765. «В сербской истории много внимания уделяется тому факту, что восстановление Печского патриархата в 1557 году было приписано Соколлу Мехмед-паше, по происхождению православному христианину из Боснии (и, таким образом, заявленному как член нации в сербской истории). и великий визирь в конце правления султана Сулеймана I («Великолепного») и в начале правления его преемника Селима II. Один из родственников Мехмеда стал первым патриархом».
  52. ^ Гибаль, Барбара; Хулак, Флоренция (2004). «Босния-Герцеговина и ее границы» . Города . 2 (18): 166. «Со своей стороны, сербские историки не преминули продемонстрировать «сербность» Боснии, сообщив о ее прошлом подчинении юрисдикции Сербско-Православного Патриархата, что привело к «сербизации» большинства территории А вот эти историографические тезисы.
  53. ^ Лампе, Джон Р. (1995). «Национализм в бывшей Югославии» . В Латавски, Пол (ред.). Современный национализм в Восточной и Центральной Европе . Пресса Святого Мартина. п. 147. ИСБН  978-1-349-23809-5 .
  54. ^ Омерика, Армина (2015). «Конкурирующие национальные ориентализмы: случаи Белграда и Сараево» . В Кемпере, Майкл; Калиновский, Артемий М. (ред.). Переоценка ориентализма: переплетение ориентологий во время холодной войны . Рутледж. п. 154. ИСБН  978-1-317-63670-0 .
  55. ^ Спасич, Ивана (2015). «Травма Косово в сербских национальных повествованиях» . В Эйермане, Рональд; Александр, Джеффри С.; Бриз, Элизабет Батлер (ред.). Повествование о травме: о влиянии коллективных страданий . Рутледж. п. 84. ИСБН  978-1-317-25569-7 .
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гилберг, Тронд (2000). « Югославский национализм в конце двадцатого века» . В Сурьядинате, Лео (ред.). Национализм и глобализация: Восток и Запад . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 7. ISBN  978-981-230-073-7 .
  57. ^ Карпат, Кемаль Х. (2001). Политизация ислама: реконструкция идентичности, государства, веры и сообщества в позднем Османском государстве . Издательство Оксфордского университета. п. 179. ИСБН  978-0-19-513618-0 .
  58. ^ Вуячич, Велько (2015). Национализм, миф и государство в России и Сербии . Издательство Кембриджского университета. п. 135. ИСБН  978-1-107-07408-8 .
  59. ^ Карич 2011 , стр. 738.
  60. ^ Блуми, Иса (2012). Основы современности: человеческая деятельность и имперское государство . Рутледж. п. 190. ИСБН  978-0-415-88464-8 .
  61. ^ Блуми, Иса (2013). Османские беженцы, 1878–1939: Миграция в постимперском мире . А&С Черный. п. 230. ИСБН  978-1-4725-1538-4 .
  62. ^ Сегестен, Анамария Дутчак (2011). Миф, идентичность и конфликт: сравнительный анализ румынских и сербских учебников . Лексингтонские книги. п. 48. ИСБН  978-1-109-19838-6 .
  63. ^ Павкович, Александр (2000). Фрагментация Югославии: национализм и война на Балканах . Пэлгрейв Макмиллан. п. 88. ИСБН  978-0-230-28584-2 .
  64. ^ Трох, Питер (2015). Национализм и Югославия: образование, югославизм и Балканы перед Второй мировой войной . Питер Трох. п. 91. ИСБН  978-0-85773-768-7 .
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Павлович, Срджа (2008). Балканский аншлюс: Аннексия Черногории и создание общего южнославянского государства . Издательство Университета Пердью. п. 13. ISBN  978-1-55753-465-1 .
  66. ^ Деспот, Игорь (2012). Балканские войны глазами воюющих сторон: представления и интерпретации . iUniverse. п. 243. ИСБН  978-1-4759-4703-8 .
  67. ^ Детрез, Раймонд (2003). «Право на самоопределение и отделение Югославии: осиное гнездо противоречий» . В Коппитерсе, Бруно; Саква, Ричард (ред.). Контекстуализация отделения: нормативные исследования в сравнительной перспективе . Издательство Оксфордского университета. п. 125. ИСБН  978-0-19-925871-0 .
  68. ^ Стоянович 2011a , стр. 230.
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петровская, Оксана (2015). «Истоки Первой мировой войны в современной историографии посткоммунистической Восточной Европы» . В Бьяджини, Антонелло; Мотта, Джованна (ред.). Первая мировая война: анализ и интерпретация, Том 1 . Издательство Кембриджских ученых. п. 37. ИСБН  978-1-4438-8186-9 .
  70. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нильсен, Кристиан Аксбо (2014). Создание югославов: идентичность в Югославии короля Александра . Университет Торонто Пресс. п. 107. ИСБН  978-1-4426-2750-5 .
  71. ^ Биондич, Марк (2008). «Историческое наследие: эволюция межвоенной югославской политики, 1918–1941» . В Коэне, Ленард Дж.; Драгович-Сосо, Ясна (ред.). Государственный крах в Юго-Восточной Европе: новые перспективы распада Югославии . Издательство Университета Пердью. п. 45. ИСБН  978-1-55753-460-6 .
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рамет, Сабрина П. (2005). Сербия с 1989 года: политика и общество при Милопевиче и после него . Вашингтонский университет Press. п. 129. ИСБН  978-0-295-80207-7 .
  73. ^ Эммерт, Томас; Инграо, Чарльз (2013). Конфликт в Юго-Восточной Европе в конце двадцатого века: «Инициатива ученых» оценивает некоторые противоречия . Рутледж. п. 42. ИСБН  978-1-317-97016-3 .
  74. ^ Драпак, Весна (2014). «Католическое сопротивление и сотрудничество во Второй мировой войне: от главного повествования к практическому применению» . В Рутаре, Сабина (ред.). За пределами Балкан: на пути к инклюзивной истории Юго-Восточной Европы . ЛИТ Верлаг. п. 282. ИСБН  978-3-643-10658-2 .
  75. ^ Стоянович 2011b , стр. 249.
  76. ^ Макдональд, Дэвид Брюс (2003). Балканские Холокосты?: Сербская и хорватская пропаганда, ориентированная на жертв, и война в Югославии . Издательство Манчестерского университета. п. 138. ИСБН  978-0-7190-6467-8 .
  77. ^ Суботич, Елена (2015). «Мифологизация коммунистического насилия» . В Стэне, Лавиния; Недельский, Надя (ред.). Посткоммунистическое правосудие переходного периода: уроки двадцатипятилетнего опыта . Издательство Кембриджского университета. п. 201. ИСБН  978-1-107-06556-7 .
  78. ^ Финни, Патрик (2010). «Земля призраков: Воспоминания о войне на Балканах» . В Бакли, Джон; Кассимерис, Джордж (ред.). Научный компаньон Эшгейта в современной войне . Рутледж. п. 353. ИСБН  978-1-4094-9953-4 .
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бечиревич 2014 , с. 46.
  80. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии: 1941–1945 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 718. ИСБН  978-0-8047-7924-1 .
  81. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уотсон, Руби С. (1999). Память, история и оппозиция: при государственном социализме . Издательство Джеймса Карри. п. 177. ИСБН  978-0-85255-902-4 .
  82. ^ Лукич, Ренео; Линч, Аллен (1996). Европа от Балкан до Урала: Распад Югославии и Советского Союза . Издательство Оксфордского университета. п. 35. ISBN  978-0-19-829200-5 .
  83. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стоун, Дэн (2010). «Геноцид и память» . В Блоксхэме, Дональд; Моисей, А. Дирк (ред.). Оксфордский справочник по исследованиям геноцида . Издательство Оксфордского университета. п. 109. ИСБН  978-0-19-161361-6 .
  84. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Перица, Виктор (2006). «Политика амбивалентности: европеизация и Сербская Православная Церковь» . В Бирнсе, Тимоти А.; Катценштейн, Питер Дж. (ред.). Религия в расширяющейся Европе . Издательство Кембриджского университета. п. 181. ИСБН  978-1-139-45094-2 .
  85. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рамет, Сабрина П. (2001). Бакли, Мэри; Каммингс, Салли (ред.). Косово: Восприятие войны и ее последствий . А&С Черный. п. 32. ISBN  978-0-8264-5669-4 .
  86. ^ Лампе, Джон Р. (2000). Югославия как история: Дважды была страна . Издательство Кембриджского университета. п. 228. ИСБН  978-0-521-77401-7 .
  87. ^ Чеку, Этем (2015). Косово и дипломатия после Второй мировой войны: Югославия, Албания и путь к независимости Косово . ИБТаурис. п. 42. ИСБН  978-0-85773-953-7 .
  88. ^ Гэлбрет, Дэвид Дж. (2007). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) . Рутледж. п. 83. ИСБН  978-1-134-13353-6 .
  89. ^ Попов, Небойша (2000). Дорога к войне в Сербии: травма и катарсис . Издательство Центральноевропейского университета. п. 205. ИСБН  978-963-9116-56-6 .
  90. ^ Карич 2011 , с. 739. «В то время как для Османской империи битва за Косово была одной из многих битв, для сербских историков, принявших сербскую мифологию, эта битва является ключевой битвой, битвой всех битв».
  91. ^ Даскаловский, Жидас (2003). «Претензии к Косово: национализм и самоопределение» . В Бибере, Флориане; Даскаловский, Жидас (ред.). Понимание войны в Косово . Психология Пресс. п. 13. ISBN  978-0-7146-5391-4 .
  92. ^ Флеминг, Колин М. (2016). Вневременная троица Клаузевица: основа современной войны . Рутледж. п. 87. ИСБН  978-1-317-16522-4 .
  93. ^ Рамет, Сабрина П. (1998). Восточная Европа: Политика, культура и общество с 1939 года . Издательство Университета Индианы. п. 173. ИСБН  978-0-253-21256-6 .
  94. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дуйзингс, Герлахлус (2000). Религия и политика идентичности в Косово . Херст и компания. стр. 8–9. ISBN  978-1-85065-431-5 .
  95. ^ Горт, Джеральд Д.; Янсен, Генри; Врум, Хендрик М. (2002). Религия, конфликт и примирение: многоконфессиональные идеалы и реалии . Родопи. п. 345. ИСБН  978-90-420-1166-3 .
  96. ^ Хьярпе, Ян (2013). «Историография и исламская лексика в войне и мире: напоминание о разрешении конфликтов в мусульманском мире» . Во Фрае, Дуглас П.; Бьёркквист, Кай (ред.). Культурные различия в разрешении конфликтов: альтернативы насилию . Психология Пресс. п. 116. ИСБН  978-1-135-80883-9 .
  97. ^ Рамет, Сабрина П. (2005). Думая о Югославии: научные дебаты о распаде Югославии и войнах в Боснии и Косово . Издательство Кембриджского университета. п. 206. ИСБН  978-0-521-61690-4 .
  98. ^ Анзулович, Бранимир (1999). Небесная Сербия: От мифа к геноциду . Нью-Йорк Пресс. п. 70 . ISBN  978-0-8147-0671-8 . Сербская историография Великого переселения.
  99. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анскомб 2006 , стр. 769–770. «Согласно сербской национальной истории, косовские сербы восстали, чтобы присоединиться к наступающим Габсбургам в борьбе за изгнание османов. Когда армия Габсбургов ушла, 37 000 сербских семей ушли вместе с ними или бежали впереди отвоевавшей османской орды в ответ на «приглашение» императора Леопольда I поселиться в Венгрии. Их места в Косово были заняты албанцами, депортированными или поощряемыми к миграции из северной Албании османами, чтобы обеспечить постоянное вытеснение мятежных католиков среди обращенных албанцев. Таким образом, косовские албанцы — относительно недавние иммигранты, поселенные государством с целью вытеснить сербов и укрепить мусульманское правление».
  100. ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Лондон: Макмиллан. п. 140. ИСБН  978-0-333-66612-8 .
  101. ^ Магаш, Бранка (1993). Разрушение Югославии: отслеживание распада 1980–92 гг . Версо. п. 47. ИСБН  978-0-86091-593-5 .
  102. ^ Мухич, Майя (2011). «Парадокс решения: влияние вопроса Косово на Македонию» . В Гудзоне, Роберт; Боуман, Гленн (ред.). После Югославии: идентичности и политика внутри государств-преемников . Пэлгрейв Макмиллан. п. 81. ИСБН  978-0-230-20131-6 .
  103. ^ Анскомб 2006 , с. 785. «Хотя этнические корни некоторых поселений можно определить по османским записям, сербские и албанские историки временами придавали им слишком много значения в своем продолжающемся споре об этнической истории раннего османского Косово. Их попытки использовать ранние османские провинциальные опросы (tahrir defterleri), позволяющие оценить этнический состав населения в пятнадцатом веке, мало что дали».
  104. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Банак, Иво (1988). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. стр. 294–295. ISBN  978-0-8014-9493-2 .
  105. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янссенс, Йелле (2015). Государственное строительство в Косово. Множественный взгляд на полицейскую деятельность . Маклу. п. 50. ISBN  978-90-466-0749-7 .
  106. ^ Виннифрит, Том (1992). Перспективы Албании . Спрингер. п. 8. ISBN  978-1-349-22050-2 .
  107. ^ Павлакович, Вьеран; Рамет, Сабрина Петра (2004). «Соперничество албанцев и сербов в Косово: реалистический и универсалистский взгляд на суверенитет» . В Бахчели, Тозун; Бартманн, Барри; Сребрник, Генри (ред.). Де-факто говорится: Стремление к суверенитету . Рутледж. п. 79. ИСБН  978-1-135-77121-8 .
  108. ^ Биделе, Робер; Джеффрис, Ян (2007). Балканы: посткоммунистическая история . Рутледж. п. 516 . ISBN  978-1-134-58328-7 . Сербские историки-албанцы.
  109. ^ Шварц, Стивен (2000). Косово: Предыстория войны . Гимн Пресс. п. 45. ИСБН  978-1-898855-56-9 .
  110. ^ Янетович, Зоран (2000). «От врага к другу и обратно. Албанцы в учебниках истории Сербии 1918–2000» . Балканология . 4 (1/2). пункт. 7.
  111. ^ Малькольм, Ноэль (2006). "Правда ли, что албанцы в Косово - не албанцы, а потомки албанизированных сербов?" . В Ди Леллио, Анна (ред.). Доводы в пользу Косово: переход к независимости . Гимн Пресс. п. 20. ISBN  978-0-85728-712-0 .
  112. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Удовички, Ясминка (2000). «Связи и линии разлома» . В Удовичках, Ясминка; Риджуэй, Джеймс (ред.). Сожгите этот дом: создание и разрушение Югославии . Издательство Университета Дьюка. п. 29. ISBN  978-0-8223-2590-1 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Книги
Журналы
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10393d4f43ea5e6af31c220dc86bb263__1712981100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/63/10393d4f43ea5e6af31c220dc86bb263.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serbian historiography - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)