Дмитрий Льотич
Дмитрий Льотич | |
---|---|
![]() | |
Министр юстиции Югославии | |
В офисе 16 февраля 1931 г. - 17 августа 1931 г. | |
Монарх | Александр I |
премьер-министр | Петар Живкович |
Предшественник | Милан Срскич |
Преемник | Драгутин С. Койич |
Личные данные | |
Рожденный | Белград , Королевство Сербия | 12 августа 1891 г.
Умер | 23 апреля 1945 г. Айдовщина , Демократическая Федеративная Югославия. | (53 года)
Место отдыха | Шемпетер недалеко от Новой Горицы , Словения. |
Политическая партия | Югославское национальное движение (Збор) |
Другие политические принадлежность | Народно-радикальная партия (1920–27) |
Супруг | Ивка Мавринац (1920–45; его смерть) |
Отношения | Милан Недич (двоюродный брат) Милутин Недич (двоюродный брат) |
Дети | 3 |
Родители) | Владимир Льотич Любица Станоевич |
Альма-матер | Белградский университет |
Профессия | Адвокат |
Военная служба | |
Верность | ![]() ![]() |
Филиал/служба | Армия |
Лет службы |
|
Классифицировать | |
Битвы/войны | Балканские войны Первая мировая война |
Димитрий Льотич ( сербская кириллица : Димитрије Йотић ; 12 августа 1891 - 23 апреля 1945) был сербским и югославским фашистским политиком и идеологом, который основал Югославское национальное движение (Збор) в 1935 году и сотрудничал с немецкими оккупационными властями на территории военного командующего. в Сербии [ 1 ] во время Второй мировой войны .
Он присоединился к сербской армии с началом Балканских войн , воевал на сербской стороне во время Первой мировой войны и оставался на действительной службе до 1920 года, когда он решил продолжить карьеру в политике. В том же году он вступил в Народно-радикальную партию и в 1930 году стал региональным депутатом округа Смедерево. В 1931 году назначил его на должность министра юстиции король Александр I Югославии , но подал в отставку из-за разногласий между ним и королем по поводу плана. югославской политической системы. Льотич основал Збор в 1935 году. Партия не получила особой поддержки со стороны преимущественно антинемецкой сербской общественности и никогда не набирала более 1 процента голосов на югославских парламентских выборах 1935 и 1938 годов . Льотич был арестован в преддверии последних выборов и ненадолго отправлен в психиатрическую лечебницу после того, как власти обвинили его в «религиозной мании». Он выразил свое несогласие с Соглашением Цветковича-Мачека в 1939 году, и его сторонники отреагировали на него бурно. Збор вскоре был объявлен вне закона югославским правительством, что вынудило Льотича скрываться. Он скрывался до апреля 1941 года, когда Державы Оси вторглись в Югославию . Позже немцы пригласили Льотича присоединиться к сербскому марионеточному правительству Милана Ачимовича, и ему предложили должность экономического комиссара. Он так и не вступил в должность, отчасти потому, что ему не нравилась идея играть второстепенную роль в администрации, а отчасти из-за своей непопулярности. Он прибегнул к косвенному оказанию влияния на сербское марионеточное правительство через двух своих ближайших соратников, которых немцы выбрали комиссарами. В сентябре 1941 года немцы разрешили Льотичу сформировать Сербские добровольческие отряды, которые позже были переименованы в Сербский добровольческий корпус (СДК).
Льотич был публично объявлен предателем югославским правительством в изгнании и четников лидером Дражой Михайловичем в июле 1942 года. Он и другие сербские коллаборационистские чиновники покинули Белград в октябре 1944 года и направились в Словению, откуда намеревались начать наступление. против Независимого Государства Хорватия (NDH). В период с марта по апрель Льотич и Михайлович договорились о последнем отчаянном союзе против коммунистами возглавляемых югославских партизан их силы объединились под командованием четника-генерала Миодрага Дамьяновича , и 27 марта . Льотич погиб в автокатастрофе 23 апреля и был похоронен в Шемпетер-при-Горичи . Его отпевание провели совместно епископ Николай Велимирович и Патриарх Сербской православной церкви Гаврило Дожич , освобождение которого из концентрационного лагеря Дахау Льотич добился в декабре прошлого года. В начале мая Дамьянович возглавил под своим командованием формирования СДК-четников на северо-запад Италии, где они сдались британцам и были помещены в лагеря для задержанных. Многие из них были позже экстрадированы в Югославию, где несколько тысяч человек были казнены партизанами и похоронены в братских могилах в Плато Кочевский Рог . Другие иммигрировали на запад, где основали эмигрантские организации, призванные продвигать политическую программу Збора. Антагонизм между этими группами и теми, кто был связан с четниками, продолжался и в изгнании.
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Димитрий Льотич родился в Белграде 12 августа 1891 года в семье Владимира Льотича и его жены Любицы ( урожденной Станоевич). [ 2 ] [ 3 ] Его отец был видным политиком в портовом городе Смедерево. [ 4 ] и служил консулом правительства Сербии в Греции. [ 5 ]
Семья Льотичей произошла от двух братьев, Джордже и Томислава Димитриевичей, родом из деревни Блаце в греческой Македонии . Происхождение фамилии Льотич связано с Джордже, который часто носил прозвище «Льота». Два брата поселились в деревне Крнево примерно в 1750 году и переехали в Смедерево во второй половине 18 века. [ 6 ] Льотичи были тесно связаны с династией Караджорджевичей , которая несколько раз правила Сербией на протяжении 19 века. [ 7 ]
В 1858 году конкурирующая династия Обреновичей захватила власть в стране и вынудила принца Александра Караджорджевича покинуть страну. Отец Льотича был вынужден покинуть страну в 1868 году после того, как был замешан в заговоре против династии Обреновичей и ее главы, принца Милана . Он не возвращался в Сербию до отречения Милана 6 марта 1889 года. [ 8 ] Помимо того, что отец Льотича был близким другом будущего короля Сербии Петра I , он также был первым, кто перевел «Коммунистический манифест» на сербский язык . [ 9 ] Прадед Льотича по материнской линии, князь Станое, был преступником и был убит во время резни кнезов в январе 1804 года. [ 2 ]
Льотич окончил начальную школу в Смедерево. Он посещал гимназию в Салониках , куда его семья переехала в 1907 году. [ 8 ] Льотич в юности был религиозно преданным и даже подумывал о карьере в Сербской Православной Церкви . [ 4 ] На него большое влияние оказала Льва Толстого доктрина христианского ненасилия , но позже отверг эту доктрину во время Первой мировой войны . [ 5 ] Следуя совету отца, он продолжил изучать право. [ 4 ] и окончил юридический факультет Белградского университета . [ 7 ] С началом Балканских войн Льотич присоединился к сербской армии . [ 10 ]
Осенью 1913 года он принял государственную стипендию на обучение в Париже. Он пробыл в городе почти год. [ 4 ] и во время учебы в Сельскохозяйственном институте он познакомился с правыми, протофашистскими идеями писателя Шарля Морраса . [ 5 ] Моррас был французским контрреволюционером, который основал крайне правое политическое движение, известное как « Французское действие» , и чьи произведения оказали влияние на европейских фашистов и идеологов режима Виши во время Второй мировой войны . [ 11 ] Льотич описал Морраса как «редкий яркий дух» и назвал его одним из величайших интеллектуалов, оказавших на него влияние. [ 7 ]
Льотич вернулся из Парижа 1 сентября 1914 года и снова присоединился к сербской армии. он получил звание капрала К концу года и был ранен во время наступления на Овче-Поле . Зимой 1915–1916 годов он участвовал в отступлении сербской армии через Албанию . [ 8 ] Льотич оставался на действительной службе после окончания войны в отряде, охранявшем границу между недавно сформированным Королевством сербов, хорватов и словенцев и Королевством Италия недалеко от города Бакар . [ 12 ] В это время он также работал в разведке Королевства сербов, хорватов и словенцев. [ 13 ] В 1919 году он помог остановить забастовку железнодорожников, призванную прервать поток боеприпасов, предназначенных для антикоммунистических сил, сражающихся против Белы Куна в Венгрии. [ 14 ] В 1920 году он приказал войскам под своим командованием арестовать бастующих железнодорожников, убежденный, что все они были соучастниками коммунистического заговора. [ 15 ] Льотич был демобилизован 17 июня 1920 года. [ 16 ] Впоследствии он женился на Ивке Мавринаце, хорвате -католике из деревни Красица на хорватском побережье . [ 2 ] [ 17 ] У пары родилось двое сыновей Владимир и Никола и дочь Любица. [ 8 ] Льотич и его жена переехали в Белград вскоре после свадьбы. Льотич сдал экзамен на адвоката 22 сентября 1921 года и начал юридическую практику. [ 18 ] Позже он стал вице-президентом епархиального совета Сербской Православной Церкви в городе Пожаревац и представлял Пожаревацкую епархию в патриаршем совете церкви. [ 19 ]
Межвоенная политическая карьера
[ редактировать ]Народно-радикальная партия и Министерство юстиции
[ редактировать ]Льотич присоединился к Народной радикальной партии ( сербско-хорватский : Narodna radikalna stranka , NRS) Николы Пашича в 1920 году, заявив, что на это была «воля Божья». [ 20 ] Он баллотировался на государственную должность на парламентских выборах 1927 года и получил 5614 голосов. Это составило 19,7 процента голосов, поданных в округе Смедерево, и этого было недостаточно для того, чтобы он получил место в парламенте, и его выиграл Демократической партии политик Коста Тимотиевич . Льотич покинул НСР вскоре после этих выборов. [ 8 ]
20 июня 1928 года черногорский политик Пуниша Рачич убил представителей Хорватской крестьянской партии ( сербско-хорватский : Hrvatska seljačka stranka , HSS) представителей Павле Радича и Журо Басаричека , а также смертельно ранил лидера HSS Степана Радича в перестрелке, которая произошла в зале парламента Королевство сербов, хорватов и Словенцы. Расстрел привел к тому, что король Александр приостановил действие Конституции Видовдана 6 января 1929 года и провозгласил королевскую диктатуру . [ 21 ] Страна была переименована в Югославию и разделена на 9 бановин (или провинций ), каждая из которых была названа в честь основных рек страны. Территория бывшего Королевства Сербия до 1912 года была разделена в основном между Дуная и Зеты Моравы и , в меньшей степени, бановинами Дрины и бановинами . [ 22 ]
В 1929 году Льотич получил первую из нескольких аудиенций у Александра. [ 20 ] В 1930 году он стал областным депутатом Смедеревского района. [ 23 ] 16 февраля 1931 года он был назначен на должность министра юстиции Югославии при королевской диктатуре короля Александра в результате его непоколебимой преданности династии Караджорджевичей. [ 20 ] В июне того же года Льотич предложил Александру построить югославскую политическую систему по итальянской фашистской модели. [ 24 ] Он представил ему проект конституции, в которой предлагалась «органическая конституционная наследственная монархия, недемократическая и непарламентская, основанная на мобилизации народных сил, собранных вокруг экономических, профессиональных, культурных и благотворительных организаций, которые будут политически подотчетны королю». " [ 15 ] Король отверг конституцию Льотича как слишком авторитарную . [ 25 ] 17 августа Льотич подал в отставку со своего поста после того, как правительство решило создать единую поддерживаемую правительством политическую партию в Югославии. [ 20 ]
Хор
[ редактировать ]В 1934 году Александр был убит в Марселе болгарским наемником, работавшим на усташей . [ 15 ] В том же году Льотич вступил в контакт с тремя профашистскими движениями и издателями их соответствующих газет: «Отаджбина» («Отечество»), издающейся в Белграде; ежемесячный журнал «Збор» («Ралли»), издаваемый в Герцеговине ; и еженедельник «Буденье» («Пробуждение»), издававшийся в Петровграде (современный Зренянин ). Льотич внес свой вклад во все три публикации и стал самым влиятельным в движении Отаджбина . [ 20 ] Впоследствии он основал Югославское национальное движение ( сербско-хорватский : Jugoslovenski narodni pokret ), которое также было известно как Объединенная активная рабочая организация . [ 15 ]
Збор был создан в результате слияния трех фашистских движений — «Югославского действия» из Загреба , «Борцов» из Любляны и «Буденье » из Петровграда. Он был официально учрежден в Белграде 6 января 1935 года, в шестую годовщину провозглашения диктатуры короля Александра . Его члены избрали Льотича своим президентом, хорвата Юрая Коренича - вице-президентом, словенца Франа Кандаре - вторым вице-президентом и серба Велибора Йонича - генеральным секретарем. Официальной заявленной целью Збора было введение плановой экономики и «расовая и биологическая защита национальной жизненной силы и семьи». Отаджбина стала его официальной газетой. [ 26 ]
Збор был объявлен незаконным при создании, поскольку практически все политические партии в Югославии были запрещены после провозглашения диктатуры короля Александра в 1929 году. 2 сентября 1935 года Йонич и адвокат Милан Ачимович Югославии с просьбой обратились в министерство внутренних дел легализовать Збора. 8 ноября Министерство внутренних дел признало Збора официальной политической партией. [ 27 ] Немецкие официальные лица в Югославии быстро заметили это движение: посланник Германии в Югославии Виктор фон Херен предоставил ему финансовую помощь и внедрил в него немецких агентов. [ 11 ] Немецкий обозреватель отметил: «Движение Збор представляет собой своего рода национал-социалистическую партию. Ее принципы — борьба против масонов, против евреев, против коммунистов и против западного капитализма ». [ 27 ] Немецкие промышленные фирмы предоставили Збору дополнительную финансовую помощь, как и немецкие разведывательные службы. [ 27 ]
С 1935 года Льотич был членом Совета Браничевой епархии , вице-президент которого был членом Патриаршего совета Сербской Православной Церкви в Белграде. Благодаря этим связям Льотич установил прочные отношения с епископом Николаем Велимировичем , под влиянием которого некоторые члены его духовной организации Богомоличцы стали частью движения Збор. [ 28 ]
Большая часть поддержки, которую Збор получил в Сербии, исходила от представителей городского среднего класса, а также студентов правого толка и военнослужащих. Большинство членов Збора были этническими сербами , хотя к ним присоединились и некоторые хорваты и словенцы. Его состав часто менялся, в первую очередь из-за разногласий по поводу авторитаризма Льотича и отсутствия у него популярности и политической власти в Сербии. [ 15 ] Льотич был непопулярной фигурой в Сербии из-за своих прогерманских симпатий и религиозного фанатизма. [ 29 ] Ограниченная поддержка, полученная самим Збором, была вызвана тем фактом, что радикальные правые настроения не были сильны среди сербского населения. Причиной этого было то, что правая политика была связана с Германией . Будучи крайне антинемецкими, большинство этнических сербов категорически отвергали фашистские и нацистские идеи. [ 30 ] У Збора никогда не было более 10 000 активных членов в любой момент времени, при этом большая часть его поддержки исходила из Смедерево и этнического немецкого ( Volksdeutsche ) меньшинства в Воеводине , которое подвергалось нацистской пропаганде с 1933 года. [ 29 ]
Во время премьерства Милана Стоядиновича многие члены Збора покинули партию и присоединились к Югославскому радикальному союзу Стоядиновича ( сербско-хорватский : Jugoslovenska radikalna zajednica , JRZ). [ 15 ] Тем не менее, движение продолжало выступать за отказ от индивидуализма и парламентской демократии . Льотич призвал Югославию объединиться вокруг единого правителя и вернуться к своим религиозным и культурным традициям, приняв учение христианства, традиционные ценности и корпоративизм . Он выступал за централизованно организованное государство, заявляя, что объединение южных славян было исторической и политической неизбежностью и что сербы, хорваты и словенцы разделяли «кровное родство и чувство общей судьбы». В то же время Югославия, которую представлял себе Льотич, должна была находиться под доминированием Сербии. [ 31 ] Збор открыто пропагандировал антисемитизм . [ 32 ] будучи единственной партией в Югославии, которая открыто делала это, [ 33 ] а также ксенофобия . [ 32 ]
Выборы
[ редактировать ]Несмотря на свою оппозицию парламентской демократии, Збор участвовал в парламентских выборах в Югославии 1935 года. [ 31 ] Он предложил 8100 кандидатов по всей Югославии. [ 34 ] 5 мая правительство Югославии впервые объявило результаты выборов, которые показали, что 72,6 процента имеющих право голоса избирателей проголосовали в общей сложности 2 778 172 бюллетеня. Партия Боголюба Евтича получила 1 738 390 (62,6%) голосов и 320 мест в парламенте, а Оппозиционный блок во главе с Владко Мачеком получил 983 248 (35,4%) голосов и 48 мест. Збор занял последнее место в опросах, набрав 23 814 (0,8%) голосов, и не получил ни одного места в парламенте. [ 35 ] Из всех полученных голосов 13 635 поступило от Дунайской Бановины , в которой находился родной район Льотича Смедерево. [ 36 ] Результаты выборов, первоначально опубликованные властями, вызвали волнения среди общественности, вынудив правительство опубликовать результаты пересчета голосов 22 мая. Пересчет показал, что было подано 100 000 дополнительных бюллетеней, которые не были зарегистрированы 5 мая, и что партия Евтича получила 1 746 982 (60,6%) голосов и 303 места, Оппозиционный блок получил 1 076 345 (37,4%) и 67 мест, и что Збор получил 24 008 (0,8%) голосов и снова нет мест. [ 35 ]
В 1937 году Льотич начал нападать на Стоядиновича через публикации Збора и обвинил его в соучастии в убийстве короля Александра тремя годами ранее. [ 34 ] Правительство Стоядиновича в ответ разоблачило Льотича как финансируемого немцами и предоставленного ими финансовыми ресурсами для распространения нацистской пропаганды и продвижения экономических интересов Германии в Сербии. [ 29 ] Компрометирующие материалы, связывающие Льотича с немцами, были переданы югославским властям немецких люфтваффе командиром Германом Герингом , сторонником Стоядиновича. [ 37 ] Стоядинович использовал эти разоблачения в свою пользу на парламентских выборах следующего года , представив своих оппонентов, в том числе Льотича, как «нелояльных агитаторов». [ 38 ] Льотич в ответ напал на Стоядиновича через выпуски Отаджбины , многие из которых впоследствии были запрещены. Правительство Стоядиновича запретило все митинги Збора и выпуск газет, конфисковало пропагандистские материалы Збора и арестовало лидеров Збора. В сентябре 1938 года Льотич был арестован после того, как югославская жандармерия открыла огонь по толпе сторонников Збора, в результате чего погиб по крайней мере один человек. [ 37 ] Он часто посещал церковь, его обвинили в религиозной мании и ненадолго отправили в психиатрическую лечебницу, прежде чем освободить. [ 39 ] [ 40 ]
10 октября Стоядинович распустил парламент Югославии , объявил новые выборы и организовал дальнейшие аресты членов Збора. Льотич в ответ публично заявил, что сторонников Збора арестовывают, чтобы помешать им участвовать в предстоящих выборах. [ 37 ] На парламентских выборах в декабре 1938 года было предложено три кандидата — Стоядинович, Мачек и Льотич. [ 41 ] Во время самого голосования члены оппозиционных партий, в том числе Збор, были арестованы и подвергнуты запугиванию со стороны полиции, а списки избирателей, как утверждается, были сфальсифицированы в пользу Стоядиновича. [ 38 ] Збор финишировал последним на выборах, получив 30 734 (1,01%) голосов, и снова не получил мест в парламенте. [ 38 ] 17 573 голоса в пользу Збора были отданы в Дунайской Бановине, а число голосов в Далматинской Приморской Бановине увеличилось с 974 в мае 1935 года до 2427 в декабре 1938 года. [ 36 ]
Антиеврейская пропаганда
[ редактировать ]Среди антиеврейской пропагандистской деятельности Льотича была брошюра 1938 года под названием Drama savremenog chovečanstva ( Драма современного человечества ), где он писал, что «иудаизм — величайшее зло современности. Это самый коварный и самый опасный противник для всех христианских народов». Поэтому иудаизм должен быть ликвидирован быстро и энергично, ибо в противном случае крах христианской цивилизации и христианского мира неизбежен». [ 42 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Деятельность в Югославии
[ редактировать ]В августе 1939 года двоюродный брат Льотича Милан Недич был назначен министром обороны Югославии . [ 19 ] Позже в том же году почти все публикации Збора, в том числе «Отаджбина» , «Буденье» , «Збор» , «Наш путь » («Наш путь») и «Вихор» («Вихрь»), были запрещены. [ 37 ] Льотич использовал свои связи с Недичем, чтобы обеспечить запрещенного журнала Bilten распространение (Бюллетень), издаваемого Збором, среди членов Королевской югославской армии . Журнал издавался нелегально в военной типографии и распространялся по стране военными курьерами. Льотич был основным автором и главным редактором журнала. С марта 1939 по октябрь 1940 года было опубликовано пятьдесят восемь номеров журнала Bilten , в которых Льотич выступал за проосевую внешнюю политику Югославии и критиковал толерантность Белграда к евреям. Более поздние выпуски журнала были напечатаны тиражом по 20 000 экземпляров. Льотич был особенно доволен возможностью оказывать идеологическое влияние на молодых курсантов военной академии, а также на офицеров старшего возраста. [ 43 ]
С началом Второй мировой войны Льотич поддержал политику нейтралитета Югославии в конфликте, одновременно продвигая позицию, согласно которой югославская дипломатия должна сосредоточиться на отношениях с Берлином. [ 36 ] Он категорически выступал против Соглашения Цветковича-Мачека от августа 1939 года. [ 36 ] [ 44 ] и неоднократно писал письма принцу Павлу, призывая его аннулировать его. [ 45 ] В этих письмах он выступал за немедленную реорганизацию правительства в соответствии с идеологией Збора, отмену хорватской автономии, разделение Королевской югославской армии на контингенты, состоящие в основном из этнических сербов, с некоторыми хорватскими и словенскими добровольцами, которые будут вооружены. и контингенты большинства хорватов и словенцев в вооруженных силах, которые будут служить в качестве трудовых единиц и не будут вооружены. По сути, цель всех этих пунктов заключалась в том, чтобы низвести несербов в Югославии до статуса граждан второго сорта. [ 46 ] К этому моменту в Збор проникли немецкое гестапо , абвер (немецкая военная разведка) и шуцстаффель (СС). [ 47 ] В 1940 году Королевская югославская армия очистила свои прогерманские элементы, и Льотич потерял большую часть влияния, которое он имел на вооруженные силы. [ 19 ]
Последователи Льотича отреагировали на Соглашение Цветковича-Мачека насилием, столкнувшись с молодежным крылом Коммунистической партии Югославии (КПЮ). [ 44 ] Эти инциденты привлекли в Збор около 5000 новых членов и привели к формированию студенческого крыла Збора, известного как « Белые орлы» ( сербско-хорватский : Beli orlovi ). [ 25 ] В июле 1940 года Льотич выразил резкое несогласие с дипломатическим признанием Советского Союза со стороны Белграда, которое должно было укрепить Югославию внутри страны в случае войны. [ 36 ]
23 октября 1940 года члены «Белых орлов» собрались возле кампуса Белградского университета. [ 48 ] Президент университета Петар Мичич сочувствовал Збору. Белградская полиция, которая, как утверждается, заранее знала о беспорядках, покинула этот район до того, как вспыхнула вспышка насилия. [ 47 ] Затем члены « Белых орлов» угрожали преподавателям и студентам пистолетами и ножами, зарезали некоторых из них, приветствовали Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини как своих героев и кричали «Долой евреев!» [ 48 ] Члены сербского националистического движения «Словенский Юг» ( «Славянский Юг» ) участвовали в беспорядках, организованных Льотичем с целью спровоцировать военное положение и ввести более централизованную систему контроля в университете. Сербская общественность отреагировала на беспорядки возмущением. 24 октября правительство Югославии лишило Збора юридического статуса. 2 ноября Министерство внутренних дел разослало список членов Збора всем муниципальным администраторам Сербии. [ 47 ] Правительство расправилось с Збором, задержав несколько сотен членов, вынудив Льотича скрываться. [ 25 ] Одним из единственных общественных деятелей в Сербии, высказавшихся в пользу Льотича в этот период, был сербский православный епископ Николай Велимирович , который высоко оценил его «веру в Бога» и «хороший характер». [ 49 ]
Хотя правительственное расследование признало Збора виновным в государственной измене за получение немецких средств, власти старались не арестовывать Льотича, чтобы не провоцировать немцев. Льотич был помещен под наблюдение правительства, но власти быстро потеряли его из виду. Он скрывался у друзей в Белграде и поддерживал контакты с Недичем и Велимировичем. 6 ноября Недич подал в отставку со своего поста в знак протеста против репрессий правительства против Збора. Дополнительные выпуски Билтена продолжали печататься, несмотря на его отставку. Они поддерживали проосевую внешнюю политику Югославии, критиковали толерантность правительства к евреям и масонам и нападали на пробританских членов правительства за их противодействие подписанию Югославией Тройственного пакта . [ 45 ] Льотич скрывался до апреля 1941 года. [ 50 ]
Оккупация Югославии
[ редактировать ]
Во время вторжения войск Оси в Югославию несколько десятков офицеров Королевской югославской армии, связанных с Збором, были захвачены Вермахтом, но были быстро освобождены. Немцы направили Льотичу письменное уведомление, гарантируя ему свободу передвижения по оккупированной немцами Сербии. [ 51 ] Вскоре после того, как немецкие войска вошли в Белград, последователям Льотича было поручено отобрать примерно 1200 евреев из нееврейского населения города. [ 52 ]
Когда немцы впервые оккупировали страну, они запретили деятельность всех сербских политических партий, кроме Збора. [ 53 ] Хотя изначально они намеревались сделать Льотича главой сербского марионеточного правительства , и Льотич, и немцы понимали, что его непопулярность приведет к провалу любого правительства, возглавляемого им. [ 54 ] Немцы считали, что Льотич имеет «сомнительную репутацию среди сербов». [ 55 ] Льотич сказал офицеру гестапо Карлу Вильгельму Краузе , что «[] бескомпромиссный человек с общепризнанным авторитетом и силой личности ... [необходим] для того, чтобы убедить людей в том, что немцы - их друзья, что они хотят лучшего для людей и что они спасители человечества от коммунизма». [ 54 ] Вскоре немцы пригласили Льотича присоединиться к первоначальному сербскому марионеточному правительству - администрации комиссара Милана Ачимовича. Льотичу предложили должность экономического комиссара, но он так и не вступил в должность, отчасти потому, что ему не нравилась идея играть второстепенную роль в администрации, а отчасти из-за его непопулярности. [ 50 ] Он прибегнул к косвенному оказанию влияния на сербское марионеточное правительство через двух своих ближайших соратников, Стевана Иванича и Милослава Васильевича, которых немцы выбрали комиссарами. [ 56 ] Единственной официальной должностью, которую Льотич выполнял в оккупированной немцами Сербии, был администратор Смедерево. Он помог в восстановлении города после того, как большая его часть была разрушена в результате взрыва склада боеприпасов в июне 1941 года. [ 57 ]
В июле и августе немцы разрешили Льотичу транслировать три его выступления по радио Белграда и проконсультировались с ним перед назначением Недича руководителем Правительства национального спасения на территории военного командующего в Сербии. [ 36 ] В одной из своих июльских речей Льотич провозгласил, что конечной целью Советского Союза было «разрушение национального и христианского порядка, за которым последует господство евреев над всеми народами». [ 29 ]
Формирование сербских добровольческих отрядов
[ редактировать ]В ответ на коммунистическое восстание , вспыхнувшее после немецкой оккупации Сербии, сотни видных и влиятельных сербов подписали «Обращение к сербской нации», которое было опубликовано в крупных белградских газетах 11 августа. Обращение призывало сербское население всемерно помогать властям в их борьбе с коммунистическими повстанцами, призывало к лояльности нацистам и осуждало партизанское сопротивление как непатриотическое. [ 58 ] Льотич был одним из 546 подписавшихся. [ 59 ]
Немцы доверяли Льотичу больше, чем любому другому этническому сербу в оккупированной Югославии. [ нужна ссылка ] Нуждаясь в надежной коллаборационистской силе для борьбы с коммунистами, они дали ему разрешение на формирование Сербских добровольческих отрядов ( сербско-хорватский : Srpski dobrovoljački odredi , SDO) в сентябре 1941 года. Первоначально SDO выступило с публичными призывами к добровольцам «для борьбы». против коммунистической опасности» и в конечном итоге выросла до 3500 вооруженных людей. В этих обращениях не упоминался лидер партизан Дража Михайлович или его четники . К ноябрю Льотич открыто осудил Михайловича. В одной газетной статье он обвинил его в гибели многих сербов и в массовых разрушениях в результате его «наивного» сотрудничества с коммунистами. [ 46 ]
В ответ на коммунистическое восстание немцы постановили, что 100 сербских гражданских лиц будут казнены за каждого убитого немецкого солдата и 50 — за каждого раненого немецкого солдата. Кульминацией этой политики стала резня в Крагуеваце в октябре 1941 года, в которой участвовало подразделение добровольцев Льотича. [ 60 ] Ранее в том же месяце четники и партизаны устроили засаду на колонну немецких солдат возле Горни-Милановаца , убив 10 и ранив 26 человек. [ 61 ] Немцы обратились в Крагуевац с просьбой о возмездии не из-за антинемецкой активности в городе, а потому, что иначе не удалось найти достаточное количество взрослых мужчин, чтобы удовлетворить необходимую квоту для казней. [ 62 ]
По словам очевидцев, командующий СДО Марисав Петрович и его люди вошли в казармы, в которых держали заложников, и с одобрения Германии освободили тех, в ком они признали сторонников Льотича и Недича, а также тех, чьи политические взгляды они считали «национальными». правильный". Петрович обвинил тех, кого ему не удалось освободить, в поддержке коммунистов и распространении коммунистической пропаганды, тем самым «заражая» сербское общество своими левыми идеями. Большинство из тех, кто остался в руках немцев и впоследствии был казнен, были старшеклассниками. Согласно послевоенным показаниям Косты Мушицкого , другого высокопоставленного командира СДО, Петрович также приказал арестовать бесчисленное количество мирных цыган из окрестных деревень и передать их немцам для казни. [ 60 ] Во время резни было убито более 3000 жителей Крагуеваца. [ 63 ]
Сербский добровольческий корпус и пропагандистские усилия
[ редактировать ]22 октября, [ 64 ] в Белграде открылась Большая антимасонская выставка . [ 65 ] организован Збором при финансовой поддержке Германии. Выставка была призвана разоблачить предполагаемый иудео-масонский/коммунистический заговор с целью мирового господства посредством нескольких экспозиций, демонстрирующих антисемитскую пропаганду. [ 64 ] Сербские коллаборационистские газеты, такие как «Обнова» ( «Обновление» ) и «Наша борьба » ( «Наша борьба ») положительно отзывались о выставке, объявляя евреев «древними врагами сербского народа» и что «сербам не следует ждать, пока немцы начнут истребление евреи». [ 66 ] Последняя газета, «Наша Борба» , была основана Льотичем ранее в этом году, и ее название перекликалось с названием гитлеровской « Майн кампф» ( «Моя борьба »). Большинство его участников были хорошо образованы, среди них были студенты университетов, преподаватели, юристы и инженеры. [ 67 ] Льотич и его соратники были ответственны за печать пятидесяти антисемитских изданий в период с 1941 по 1944 год. [ 65 ] Он также основал Радну Службу ( Службу Труда ), молодежное движение, подобное Гитлерюгенду . [ 23 ]
В ноябре Льотич выступил от имени 300–500 человек, задержанных немцами по подозрению в масонстве . Он убедил главу немецкой военной администрации Харальда Тернера , что захваченные люди не были масонами, и сказал ему, что их нельзя расстреливать как заложников. По словам его личного секретаря, Льотич также просил Тернера не отдавать приказ об убийстве евреев, заявив: «[Я] против евреев, управляющих экономикой моей страны, но я против их убийств». Он добавил, что "их невинно пролитая кровь не может принести никакой пользы людям, которые это делают". Сообщается, что Тернер был удивлен заявлениями Льотича, учитывая его историю антисемитизма. [ 68 ]

28 марта 1942 года Недич сообщил Тернеру, что в случае его ухода Льотич будет единственным человеком, которого можно будет считать его преемником на посту лидера Правительства национального спасения. Тернер заметил, что «[Недич] не мог [относиться] серьезно к этому, потому что Льотич был пророком и провидцем, а не лидером и государственным деятелем». [ 46 ] В декабре 1942 года СДО было переименовано в Сербский добровольческий корпус ( сербско-хорватский : Srpski dobrovoljački korpus , SDK) и передано под командование General der Artillerie (генерал-лейтенанта) Пауля Бадера . Хотя формально СДК не входила в состав Вермахта , она получала от немцев оружие, боеприпасы, продовольствие и одежду. [ 69 ] Как и Сербская государственная гвардия ( сербско-хорватский : Srpska državna Straža , SDS), СДК находилась под непосредственным командованием высшего руководителя СС и полиции Августа Мейшнера и командующего генерала в Сербии. В ходе боевых действий ее части были переданы под тактическое командование немецких дивизий. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] Это была единственная группа вооруженных сербов, которой немцы когда-либо доверяли во время войны, и немецкие командиры часто хвалили ее подразделения за доблесть в действиях. [ 73 ]
СДК помог гестапо выследить и задержать мирных евреев, которым удалось избежать захвата немцами. [ 74 ] и участвовал в отправке еврейских заключенных в концентрационный лагерь Баница . [ 75 ] Подразделениям СДК не разрешалось покидать закрепленную за ними территорию без разрешения Германии. [ 69 ] Члены партии принесли присягу, в которой обязались сражаться до смерти как против коммунистических сил, так и против четников, оставаться в СДК не менее шести месяцев и «служить делу сербского народа». [ 76 ] Сам Льотич не контролировал СДК, которой непосредственно командовал Мушицкий. Большинство офицеров СДК были либо выходцами из рядов расформированной Королевской югославской армии, либо югославской жандармерии. Моральный дух добровольцев был высоким: в каждую роту, батальон и полк были назначены офицеры по образованию, подобные тем, которые работали в Советском Союзе и югославских партизанах, для обучения и идеологической обработки солдат, а также для поддержания высокого морального духа. Согласно идеологии СДК, Льотич был «руководящим духом» в своих «политических и философских заявлениях». [ 77 ] В своих инструкциях командирам подразделений Льотич подчеркнул важность того, чтобы добровольцы верили в Бога и уважали его. Он призвал их регулярно молиться и предупредил, что плохие результаты на поле боя и неспособность заручиться поддержкой сербской общественности стали результатом «колеблющейся религиозности и веры» командиров и их частого проклятия имени Бога. Льотич раскритиковал широко распространенную практику алкоголизма, азартных игр и сексуального упадка среди волонтеров. Он осудил акты ненужного насилия, когда ему сообщили о них. [ 78 ]
15 июля 1942 года Михайлович направил телеграмму югославскому правительству в изгнании с просьбой публично осудить Льотича, Недича и открыто коллаборационистского лидера четников Косту Печанаца как предателей. Правительство Югославии в изгнании отреагировало на это публично по радио BBC . [ 79 ] В октябре Льотич был вынужден отозвать двух своих представителей в марионеточном правительстве Сербии, чтобы избежать ответственности за непопулярные и трудные экономические меры и продовольственную политику, принятые Недичем в том же месяце. [ 77 ] После капитуляции Италии в сентябре 1943 года командир черногорских четников Павел Джуришич установил связи с Льотичем. [ 80 ] Позже Льотич предоставил Джуришичу оружие, еду, пишущие машинки и другие припасы. [ 81 ]
Отступление и смерть
[ редактировать ]В феврале 1944 года 2-й батальон 5-го полка СДК был отправлен в Черногорию для оказания помощи четникам Дуришича в соответствии с планами Льотича. Из 893 отправленных мужчин 543 погибли в боях с партизанами. 6 сентября Михайлович взял под свой контроль несколько сербских коллаборационистских формирований, включая СДК. [ 82 ] Льотич отправил Ратко Парежанина , члена Збора и редактора «Нашей борьбы» , и отряд из 30 человек в Черногорию, чтобы убедить Джуришича отвести своих четников в сторону удерживаемой немцами Словении , где у Льотича был план сосредоточить сербские силы и начать атаку на НДХ. [ 83 ] 4 октября Льотич вместе с Недичем и примерно 300 сербскими правительственными чиновниками бежал из Белграда вместе с немецкими чиновниками. [ 84 ] В начале октября СДК было поручено защищать Шабацкий плацдарм на реке Сава от партизан вместе с некоторыми немецкими частями под командованием полковника Юнгенфельда, начальника 5-го полицейского полка. Бой за Белград начался 14 октября, и немцы решили эвакуировать СДК в место, где его можно было бы использовать для охраны и антипартизанских действий, поскольку он считался непригодным для обычных операций. Гитлер приказал переместить СДК в оперативную зону Адриатического побережья и передал ее под командование высшего руководителя СС и полиции Одило Глобочника . Командующий группой армий «Ф» эвакуировать СДК с железнодорожной станции в Руме приказал 17 октября . В период с 19 по 21 октября Верховное командование Юго-Востока разрешило СДК транспортировку на запад. [ 85 ] В конце октября Льотич и СДК прибыли в город Осиек . Именно здесь немецкий чиновник Герман Нойбахер согласился организовать им безопасный проход к словенскому побережью. [ 83 ] Хотя отступление коллаборационистских войск через NDH было легким, были и исключения. В ноябре усташи удалили от тридцати до сорока офицеров СДК из транспорта, следовавшего через Загреб, после чего они были казнены без суда и следствия. [ 86 ]
В декабре Льотич организовал освобождение Николая Велимировича и Патриарха Сербской православной церкви Гаврило Дожича из концлагеря Дахау . [ 83 ] Велимирович был заключен в тюрьму немцами в июле 1941 года по подозрению в том, что он симпатизировал четнику, и Льотич тем летом написал несколько писем немецким чиновникам, призывая их освободить епископа на том основании, что он якобы хвалил Гитлера перед войной. Велимирович был переведен в Дахау вместе с Дожичем через Будапешт и Вену в сентябре 1944 года и содержался там как «почетный узник». [ 87 ] После освобождения он и Дожич были переведены на туристический курорт, а затем в отель в Вене в качестве гостей правительства Германии, где они встретились с Льотичем и другими сербскими чиновниками-коллаборационистами. [ 83 ] Здесь проходили переговоры между сербской стороной и немцами. [ 88 ] силам командира четников Момчило Джуича Льотич и Недич обратились к Нойбахеру с просьбой разрешить проход в Словению , как это сделал словенский коллаборационист генерал Леон Рупник . [ 89 ]
Немцы призвали Недича собрать отряд численностью 50 000 человек для борьбы с наступающими советскими войсками. Недич в принципе согласился на создание такой армии, но настаивал на том, что ее нельзя использовать для борьбы с Советами. Он также потребовал, чтобы в любое новое коллаборационистское правительство входил Михайлович. Льотич категорически выступал против создания нового сербского правительства в любой форме, настаивая на восстановлении Королевства Югославии при Петре II . Этот план получил поддержку как Дожича, так и Велимировича. [ 88 ]
В начале 1945 года Джуришич решил перебраться в Люблянский перевал независимо от Михайловича и организовал встречу сил Льотича, уже находящихся в Словении, возле Бихача на западе Боснии, чтобы помочь его движению. Чтобы добраться до Бихача, Джуришичу пришлось заключить соглашение о безопасности с элементами Вооруженных сил Независимого государства Хорватия и с черногорским сепаратистом Секулой Дрлевичем . Он был схвачен усташами и последователями Дрлевича в апреле 1945 года и убит вместе с другими лидерами четников, некоторыми сербскими православными священниками и другими. [ 90 ]
В период с марта по апрель 1945 года Льотич и Михайлович обменивались сообщениями о последнем отчаянном союзе против партизан. силы Льотича и Михайловича объединились под командованием четника-генерала Миодрага Дамьяновича . Хотя соглашение было достигнуто слишком поздно, чтобы иметь какое-либо практическое применение, 27 марта [ 73 ] Вместе они пытались связаться с западными союзниками в Италии, пытаясь заручиться иностранной помощью для предложенного антикоммунистического наступления по восстановлению роялистской Югославии. [ 91 ] В середине апреля по просьбе Льотича Дожич и Велимирович благословили около 25 000 членов СДС, СУК, сербской пограничной службы и специальной полиции, а также четников Джуича и Доброслава Евдевича и словенских коллаборационистов, собравшихся на Словенское побережье. [ 92 ]
22 апреля Жуич связался с Льотичем и попросил встретиться с ним в городе Постойна, чтобы скоординировать общий вывод четников-СДК в Италию. Льотич уехал из деревни Добравле, На следующий день чтобы встретиться с Джуичем. Его шофер Ратко Живадинович имел очень плохое зрение и, подъехав к мосту на реке Хубель, не заметил, что он частично разрушен партизанскими диверсантами. [ 93 ]
Льотич погиб 23 апреля 1945 года в автокатастрофе в Истрии недалеко от Бистрицы. [ 94 ] Он был похоронен в заброшенном склепе венгерского графа в городе Шемпетер-при-Горичи . [ 68 ] Его похороны прошли в часовне четника Динарской дивизии . [ 94 ] проведено совместно Дожичем и Велимировичем, причем последний восхваляет Льотича как «самого верного сына сербского мира ». [ 92 ] Велимирович добавил, что «Льотич принадлежал не только сербам, он принадлежал человечеству, Европе и миру». [ 94 ] и далее охарактеризовал его как «политика, несущего крест» и «идеолога религиозного национализма», чье значение «[вышло] за пределы сербской политики». [ 49 ]
Последствия
[ редактировать ]В начале мая Дамьянович повел большую часть войск под своим командованием на северо-запад Италии, где они сдались британцам и были помещены в лагеря для задержанных. [ 73 ] Многие были экстрадированы в Югославию, где от 1500 до 3100 человек были казнены партизанами. [ 95 ] и похоронен в братских могилах на плато Кочевский Рог . [ 68 ] Другие иммигрировали в западные страны, где основали эмигрантские организации, призванные продвигать политическую программу Збора. [ 68 ] Многие последователи Льотича поселились в Мюнхене , где открыли собственное издательство и печатали газету «Искра» ( «Искра» ). [ нужна ссылка ] .
В 1974 году брат Льотича был застрелен агентами Югославской службы государственной безопасности . [ 96 ] Антагонизм между группами, поддерживающими Льотича, и теми, кто был связан с четниками, продолжался и в изгнании. [ 73 ]
После войны тело Льотича было извлечено из гробницы, в которой оно было похоронено. Существуют две теории о том, что с ним произошло. Одна утверждает, что его вывезли последователи Льотича и увезли в неизвестное место после создания Свободной территории Триест в 1947 году. Другая теория утверждает, что Льотич был похоронен в Шемпетер-при-Горичи до подписания Осимонского договора в 1977 году, когда его последователи извлекли его тело из гробницы, в которой оно было похоронено, и увезли его в неизвестное место за пределами Югославии, возможно, в Италию. [ 93 ]
Просмотры
[ редактировать ]Льотич был ярым антисемитом. [ 24 ] [ 31 ] [ 97 ] Говорят, что он выступал за уничтожение евреев за годы до начала Второй мировой войны. [ 98 ] [ 99 ] В своих выступлениях он утверждал, что за всеми мировыми проблемами стоит «Великий Директор», и имел в виду «коллективную личность, состоящую из народа без земли, языка, устойчивой религии… народа без корней… евреев». " Льотич утверждал, что предполагаемый еврейский заговор начался во время Французской революции и с тех пор был причастен ко всем значимым историческим событиям. Он также утверждал, что евреи и масоны несут ответственность за русскую революцию . В своих произведениях Льотич изображал евреев ответственными за появление либеральной демократии , масонства и коммунизма и, как таковых, врагами как Збора, так и югославского государства. [ 31 ] Льотич выступал за «ликвидацию влияния масонов, евреев и всех других духовных потомков евреев» как единственный способ предотвратить начало войны в Югославии. Он также объяснил политическую непопулярность Збора «подрывным влиянием» сербских евреев на образование и средства массовой информации. Тем не менее, антисемитизму Льотича во многом не хватало расовой идеологии из-за его несоответствия христианской вере. [ 31 ] Несмотря на усилия Льотича и Збора, антисемитизм в Сербии не достиг уровня, наблюдаемого в других регионах Европы, и еврейская община там в значительной степени была избавлена от преследований и насилия до прибытия немецких войск в апреле 1941 года. [ 29 ]
Льотич считал фашизм единственной формой сопротивления будущему глобальному еврейскому контролю. Он похвалил Гитлера за разоблачение «заговора мирового еврейства». [ 31 ] и назвал его «спасителем Европы». [ 100 ] Восхищение Льотича Германией частично объяснялось его восхищением военной мощью страны и страхом перед ее политическими амбициями. Хотя идеология самого Збора имела много параллелей с другими европейскими фашистскими движениями, Льотич часто подчеркивал различия между фашизмом Збора и фашизмом фашистских движений в Германии и Италии, несмотря на их многочисленные сходства. [ 29 ] Большинство авторов описывают Льотича как фашиста, но историк Йозо Томасевич утверждает, что эта точка зрения является «слишком односторонней характеристикой». [ 101 ]
Льотич считал, что божественное провидение «предназначило сербскому народу определенную великую роль». Эта концепция стала постоянной темой в его произведениях. [ 5 ] Стойкий патриот и глубоко религиозный человек, веривший в основные религиозные этики Сербской Православной Церкви, он выступал за абсолютную лояльность династии Караджорджевичей. Ярый монархист, веривший в авторитаризм , корпоративную организацию государства и целостность Югославии. [ 101 ] он считал себя христианским политиком, [ 97 ] За преданность своей вере он получил прозвище Мита Богомоляк ( Богоборец Мита ). [ 102 ] Он часто с подозрением относился к сербским православным священнослужителям, обвиняя некоторых в том, что они являются масонами и/или британскими агентами, а других призывал присоединиться к Збору. [ 103 ] Многие это сделали, но известно, что по крайней мере двое были убиты войсками Льотича во время войны. [ 104 ]
Наследие
[ редактировать ]После распада Югославии члены местного совета в Смедерево выступили за присвоение самой большой площади города имени Льотича. Несмотря на последовавшие разногласия, члены совета защитили послужной список Льотича во время войны и оправдали инициативу, заявив, что «[сотрудничество] ... это то, чего требовало биологическое выживание сербского народа» во время Второй мировой войны. [ 4 ] Позже сербский журнал Pogledi опубликовал серию статей, пытаясь оправдать Льотича. [ 105 ] Югославии В 1996 году будущий президент Воислав Коштуница похвалил Льотича в публичном заявлении. [ 106 ] Стремясь продвигать романтическую и националистическую картину антикоммунизма, Коштуница и его Демократическая партия Сербии ( Demokratska stranka Srbije , DSS) активно проводили кампанию по реабилитации таких фигур, как Льотич и Недич, после свержения Слободана Милошевича и его социалистического правительства в октябре 2000 года. Попытки реабилитировать Льотича вызвали неоднозначную реакцию. Сербская Православная Церковь. [ 97 ] прошли панихиды по Льотичу и Милану Недичу В 1997 и 2009 годах в Михайловском соборе , оба были признаны «невинными жертвами коммунистического террора». [ 107 ]
Используя приемы современного экспериментального театра, сербский драматург Небойша Пайкич написал постановку о жизни Льотича под названием «Льотич» . [ 108 ] Видеозапись, на которой Льотич присутствует на похоронах полковника Милоша Масаловича , показана в фильме Душана Макавеева 1968 года «Невиновность без защиты ». [ 109 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хен 1971 , официальное название оккупированной территории.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1937 , с. 573.
- ^ Душан Достанич; (2010) Хор JNP и сербское православие (Хор JNP и сербское православие ) с. 50; Труды Матицы Сербской по общественным наукам, [1]
- ^ Jump up to: а б с д и Байфорд 2011 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б с д Коэн 1996 , с. 13.
- ^ Стефанович 1984 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с Леви 2005 , с. 431.
- ^ Jump up to: а б с д и Перич 2001 .
- ^ Попов 2000 , с. 305.
- ^ Маркович 2012 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Краньц 2013 , стр. 39.
- ^ Байфорд 2011 , стр. 296–297.
- ^ Коэн 1996 , стр. 13–14.
- ^ Байфорд 2011 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Байфорд 2011 , с. 297.
- ^ Стефанович 1984 , с. 19.
- ^ Пропадович 1990 , с. 44.
- ^ Стефанович 1984 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с Байфорд 2011 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б с д и Коэн 1996 , с. 14.
- ^ Вучинич 1969 , стр. 18.
- ^ Клеменчич и Шофилд 2001 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Байфорд 2006 , с. 392.
- ^ Jump up to: а б Рамет 2006 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с Лампе 2000 , с. 197.
- ^ Коэн 1996 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б с Коэн 1996 , с. 15.
- ^ Стефанович 1984 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Байфорд 2011 , с. 299.
- ^ Прибичевич 1999 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Байфорд 2011 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б Вучинич 1969 , с. 24.
- ^ Пешич 2008 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Коэн 1996 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Ротшильд 1974 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томасевич 2001 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с д Коэн 1996 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Вучинич 1969 , с. 26.
- ^ Пейн 1996 , с. 326.
- ^ Крэмптон 1997 , с. 163.
- ^ Коэн 1996 , с. 18.
- ^ Дарко Гаврилович, Милош Савин (2016); Антисемитизм в Сербии во время прибытия евреев Избеглицы и Кралевины Югославии (на сербском языке) с.76-77; Культура – Полис Нови Сад; [2] Архивировано 19 июля 2020 года в Wayback Machine.
- ^ Коэн 1996 , стр. 18–21.
- ^ Jump up to: а б Байфорд 2011 , стр. 300–301.
- ^ Jump up to: а б Коэн 1996 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Томасевич 2001 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б с Коэн 1996 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Израильский 2013 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Байфорд 2008 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Байфорд 2011 , с. 301.
- ^ Коэн 1996 , с. 29.
- ^ Израиль, 2013 , с. 23.
- ^ Томасевич 2001 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б Коэн 1996 , с. 30.
- ^ Рамет и Лазич 2011 , стр. 19–20.
- ^ Коэн 1996 , с. 31.
- ^ Байфорд 2011 , с. 310.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 178–179.
- ^ Коэн 1996 , стр. 137 и 138.
- ^ Jump up to: а б Антич 2012 , с. 29.
- ^ Коэн 1996 , с. 37.
- ^ Синглтон 1985 , с. 194.
- ^ Томасевич 2001 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Израильский 2013 , с. 24
- ^ Jump up to: а б Байфорд 2011 , с. 302.
- ↑ Израиль, 2013 , стр. 24–25.
- ^ Коэн 1996 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с д Байфорд 2011 , с. 307.
- ^ Jump up to: а б Томасевич 2001 , с. 189.
- ^ Томасевич 2001 , с. 183.
- ^ Димитриевич 2014 , с. 321.
- ^ Стефанович 1984 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с д Томасевич 2001 , с. 191.
- ^ Байфорд 2011 , с. 305.
- ^ Коэн 1996 , с. 48.
- ^ Томасевич 2001 , стр. 189–190.
- ^ Jump up to: а б Томасевич 2001 , с. 190.
- ^ Антич 2012 , стр. 21, 23.
- ^ Робертс 1987 , с. 63.
- ^ Коэн 1996 , с. 45.
- ^ Томасевич 1975 , с. 350.
- ^ Коэн 1996 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д Коэн 1996 , с. 59.
- ^ Портманн 2004 , с. 13.
- ^ Димитриевич 2014 , с. 505.
- ^ Томасевич 1975 , с. 445.
- ^ Байфорд 2008 , стр. 54–55.
- ^ Jump up to: а б Коэн 1996 , стр. 59–60.
- ^ Коэн 1996 , стр. 45–47.
- ^ Томасевич 1975 , стр. 447–48.
- ^ Томасевич 1969 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Коэн 1996 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Телеграф.рс и 28 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Миланович, Никола (1984). Поражение, книга 2: Рассеянные. Перерыв. Вне закона. Эмиграция . Белград: Рад. стр. 326–328.
- ^ Моисей 2011 , с. 127.
- ^ Хокенос 2003 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Бухенау 2011 , с. 124.
- ^ Рамет 2006 , с. 133.
- ^ Коэн 1996 , с. 83.
- ^ Израиль, 2013 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Томасевич 2001 , с. 186.
- ^ Байфорд 2008 , с. 50.
- ^ Павлович 2002 , с. 160.
- ^ Томасевич 2001 , с. 572.
- ^ Макдональд 2002 , с. 140.
- ^ Рамет 2005 , с. 268.
- ^ Петрович, Майло, изд. (2014). Переосмысление прошлого и исторический ревизионизм: (неправильное) использование истории гражданской войны в Испании и Второй мировой войны в Югославии (PDF) (на сербском языке). Белград: Фонд Розы Люксембург . п. 312. ИСБН 978-8-69176-750-1 .
- ^ Милин 2008 , с. 218.
- ^ Леви 2007 , стр. 18–19.
Ссылки
[ редактировать ]- Антич, Ана (2012). «Полицейские силы в оккупации: Сербская государственная гвардия и корпус добровольцев в Холокосте». В Горовице, Сара Р. (ред.). Назад к источникам: пересмотр преступников, жертв и свидетелей . Эванстон, Иллинойс : Издательство Северо-Западного университета. ISBN 978-0-8101-2862-0 .
- Бухенау, Клаус (2011). «Православные ценности и современные потребности». В Листхауге, Ола; Рамет, Сабрина П.; Дулич, Драгана (ред.). Гражданские и негражданские ценности: Сербия в эпоху пост-Милошевича . Будапешт : Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-9776-98-2 .
- Байфорд, Йован (2006). «Димитрий Льотич». В Бламире, Киприан; Джексон, Пол (ред.). Мировой фашизм: Историческая энциклопедия . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO. ISBN 978-1-57607-940-9 .
- Байфорд, Йован (2008). Отрицание и подавление антисемитизма: посткоммунистическая память о сербском епископе Николае Велимировиче . Будапешт : Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-9776-15-9 .
- Байфорд, Йован (2011). «Добровольные свидетели: Димитрий Льотич, «Сотрудничество с Щитом» и уничтожение сербских евреев». В Хейнсе, Ребекка; Рэди, Мартин (ред.). В тени Гитлера: личности правых в Центральной и Восточной Европе . Лондон: IBTauris. ISBN 978-1-84511-697-2 .
- Коэн, Филип Дж. (1996). Тайная война Сербии: пропаганда и обман истории . Колледж-Стейшн, Техас : Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-0-89096-760-7 .
- Крэмптон, Р.Дж. (1997). Восточная Европа в двадцатом веке - и после (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-44546-5 .
- Димитриевич, Боян Б. (2014). Армия Сербии Недича: Вооруженные силы сербского правительства 1941–1945 на сербском языке ( ). Белград, Сербия: Официальный вестник. ISBN 978-86-519-1811-0 .
- Хен, Пол Н. (1971). «Сербия, Хорватия и Германия 1941–1945: Гражданская война и революция на Балканах». Канадские славянские документы . 13 (4). Университет Альберты: 344–373. дои : 10.1080/00085006.1971.11091249 . JSTOR 40866373 .
- Хокенос, Пол (2003). Призвание к Родине: Патриотизм изгнания и Балканские войны . Итака, Нью-Йорк : Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-4158-5 .
- Израильтянин, Рафаэль (2013). Лагеря смерти Хорватии: видения и пересмотры, 1941–1945 гг . Нью-Брансуик, Нью-Джерси : Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-4975-3 .
- Клеменчич, Младен; Шофилд, Клайв Х. (2001). Война и мир на Дунае: эволюция хорватско-сербской границы . Дарем : Отдел исследования международных границ. ISBN 978-1-89764-341-9 .
- Краньц, Грегор Йозеф (2013). Идти с дьяволом: словенское сотрудничество и оккупация Оси, 1941–1945 гг . Торонто : Издательство Университета Торонто. ISBN 978-1-4426-1330-0 .
- Лампе, Джон Р. (2000). Югославия как история: Дважды была страна (2-е изд.). Кембридж : Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-77401-7 .
- Леви, Павел (2007). Дезинтеграция в кадрах: эстетика и идеология в югославском и постюгославском кино . Стэнфорд, Калифорния : Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-5368-5 .
- Леви, Ричард С. (2005). Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-439-4 .
- Макдональд, Дэвид Брюс (2002). Балканские Холокосты?: Сербская и Хорватская пропаганда, ориентированная на жертв, и война в Югославии . Манчестер : Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-6467-8 .
- Маркович, Владимир (2012). «Пересмотр студенческого движения в Сербии». В Гудзоне, Роберт; Боуман, Гленн (ред.). После Югославии: идентичности и политика внутри государств-преемников . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-30513-7 .
- Милин, Бошко (2008). «Между помолвкой и бегством от действительности». В Барнетте, Деннис; Скелтон, Артур (ред.). Театр и перформанс в Восточной Европе: меняющаяся сцена . Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-6023-0 .
- Михок, Бриджит (2009). Справочник по антисемитизму: ненависть к евреям в прошлом и настоящем [ Справочник по антисемитизму: ненависть к евреям в прошлом и настоящем ] (на немецком языке). Том 2. Мюнхен : КГ Саур Верлаг. ISBN 978-3-598-24072-0 .
- Мойзес, Пол (2011). Балканские геноциды: Холокост и этнические чистки в ХХ веке . Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-0665-6 .
- Павлович, Стивен К. (2002). Сербия: История идеи . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-6708-5 .
- Пейн, Стэнли Г. (1996). История фашизма, 1914–1945 гг . Мэдисон, Висконсин : Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0-299-14874-4 .
- Перич, Славиша (2001). «Димитрий Мита Льотич и его ХОР». Смедерево : Музей Смедерево.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - Пешич, Дмитрий (2008). «Журналы как способ поддержания региональной межэтнической коммуникации: на примере балканских еврейских периодических изданий». В Роте, Клаус; Бруннбауэр, Ульф (ред.). Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе, Часть 1 . Берлин : LIT Verlag Münster. ISBN 9783825813871 . OCLC 41714232 .
- Попов, Небойша (2000). «Университет в идеологической оболочке». В Попове, Небойша (ред.). Дорога к войне в Сербии: травма и катарсис . Будапешт : Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-9116-56-6 .
- Попович, Йово; Лолич, Марко; Латас, Бранко (1988). Папка издана: четническим герцогом Момчило Джуичем (PDF) (на сербско-хорватском языке). Загреб: Реальность. ISBN 978-86-7075-039-5 .
- Портманн, Майкл (2004). Коммунистическое возмездие и преследования на территории Югославии во время и после Второй мировой войны (1943–1950) . Мюнхен : GRIN Verlag. ISBN 978-3-638-66048-8 .
- Прибичевич, Огнен (1999). «Сербские радикальные правые». В Рамете, Сабрина П. (ред.). Радикальные правые в Центральной и Восточной Европе с 1989 года . Юниверсити-Парк, Пенсильвания : Penn State Press. ISBN 978-0-271-04379-1 .
- Пропадович, Милутин (1990). Д. В. Льотич, Збор и Коммунистическая партия Югославии: вклад в правду о JNP Zbor [ Д. В. Льотич, Збор и Коммунистическая партия Югославии: вклад в правду о JNP Zbor ] (на сербско-хорватском языке). Нортгемптон : Искра. ОСЛК 25188129 .
- Рамет, Сабрина П. (2005). Размышляя о Югославии: научные дебаты о распаде Югославии и войнах в Боснии и Косово . Кембридж : Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61690-4 .
- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34656-8 .
- Рамет, Сабрина П.; Лазич, Сладжана (2011). «Коллаборационистский режим Милана Недича». В Рамете, Сабрина П.; Листхауг, Ола (ред.). Сербия и сербы во Второй мировой войне . Лондон : Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0230278301 .
- Робертс, Уолтер Р. (1987). Тито, Михайлович и союзники: 1941–1945 гг . Нью-Брансуик, Нью-Джерси : Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-0773-0 .
- Ротшильд, Джозеф (1974). Восточно-Центральная Европа между двумя мировыми войнами . Сиэтл : Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-80364-7 .
- Синглтон, Фредерик Бернард (1985). Краткая история югославских народов . Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27485-2 .
- Стефанович, Младен (1984). ХОР Димитрия Льотича (PDF) . Белград : Народная книга. OCLC 13418730 .
- Тейлор, Стивен (1937). Кто есть кто в Центральной и Восточной Европе (2-е изд.). Цюрих : Издательство Central European Times. OCLC 12416261 .
- «Где тело Дмитрия Льотича?: Пустая могила в Словении!» (на сербском языке). Телеграф.рс. 28 октября 2013 г.
- Томасевич, Йозо (1969). «Югославия во время Второй мировой войны». В Вучиниче, Уэйн С. (ред.). Современная Югославия: двадцать лет социалистического эксперимента . Беркли, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета. OCLC 652337606 .
- Томасевич, Йозо (1975). Война и революция в Югославии, 1941–1945: Четники . Стэнфорд, Калифорния : Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0857-9 .
- Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд, Калифорния : Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3615-2 .
- Вучинич, Уэйн С. (1969). «Межвоенная Югославия». В Вучиниче, Уэйн С. (ред.). Современная Югославия: двадцать лет социалистического эксперимента . Беркли, Калифорния : Издательство Калифорнийского университета. OCLC 652337606 .

- 1891 рождений
- 1945 смертей
- Политики из Белграда
- Люди из Королевства Сербия
- Сербские националисты
- Сербские фашисты
- Сербский народ македонского происхождения
- Политики Народно-радикальной партии
- Члены Сербской Православной Церкви
- Православные христиане из Сербии
- Сербские военнослужащие Балканских войн
- Сербские военнослужащие Первой мировой войны
- Выпускники юридического факультета Белградского университета
- Смертельные случаи на дорогах в Югославии
- Сербские коллаборационисты с нацистской Германией
- Политики Югославского национального движения
- Виновники Холокоста в Югославии
- Цыганские виновники геноцида
- Солдаты Королевской сербской армии
- Сербские антикоммунисты
- Сербские теоретики заговора
- Сербские массовые убийцы
- Военные из Белграда
- Министры юстиции Югославии