Управление государственной безопасности (Югославия)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2017 г. ) |
| |
Обзор агентства | |
---|---|
Сформированный | 13 марта 1946 г. |
Предыдущий | |
Растворенный | 1991 |
Юрисдикция | СФР Югославия |
Штаб-квартира | Белград |
Служба государственной безопасности , также известная под своим первоначальным названием Управление государственной безопасности , была тайной полиции организацией коммунистической Югославии . Во все времена оно было наиболее известно под аббревиатурой UDBA , которая происходит от оригинального названия организации на сербско-хорватском языке : « Uprava državne bezbednosti » («Управление государственной безопасности»). Аббревиатуры SDB (сербский) или SDS (хорватский) официально использовались после переименования организации в «Службу государственной безопасности». [ 1 ] В последние десятилетия своего существования она состояла из восьми полунезависимых организаций тайной полиции — по одной для каждой из шести югославских федеративных республик и двух для автономных провинций, — координируемых центральным федеральным штабом в столице Белграде . [ 2 ]
Хотя UDBA действовало с большей сдержанностью, чем агентства тайной полиции в коммунистических государствах Восточной Европы , оно было инструментом контроля, которого опасались. Утверждается, что ответственность за «ликвидации» несет UDBA. [ нужны разъяснения ] тысяч врагов государства в Югославии и за рубежом (по оценкам, около 200 убийств и похищений). Ликвидации варьируются от ликвидаций усташей времен хорватских лидеров- Второй мировой войны Векослава Лубурича в Испании до хорватского писателя-эмигранта Бруно Бушича и боснийского писателя-эмигранта Драгиши Кашиковича , хотя военных преступников следует отличать от тех, кто был убит только по инакомыслию или по политическим причинам. [ 3 ]
После распада Югославии отколовшиеся республики сформировали свои собственные агентства тайной полиции Сербии , в то время как Управление государственной безопасности сохранило свое название, похожее на UDBA.
Имя
[ редактировать ]С момента своего основания в 1946 году организация тайной полиции первоначально носила название «Управление государственной безопасности». В Югославии преобладающим административным языком на федеральном уровне был сербско-хорватский язык , а точнее его сербский вариант: в нем название было Uprava državne bezbednosti («Управа државне безбедности» в равной ему кириллице ). Отсюда произошла аббревиатура «УДБ», или, менее формально и точно: «УДБА». «UDBA» (произносится как одно слово, а не аббревиатура) было наиболее распространенным разговорным названием организации на протяжении всей ее истории.
Спустя 20 лет, в 1966 году, после политического падения ее лидера, придерживавшегося жесткой линии, Александра Ранковича , организация была переименована в «Службу государственной безопасности», которая (в сербском варианте сербско-хорватского языка) называется «Служба државне безбедности ». ), с соответствующей аббревиатурой SDB. Несмотря на то, что это будет ее название на протяжении оставшихся 28 лет существования Югославии, она никогда не переставала быть известна в основном как «() УДБА». Даже после того, как в 1967 году она была (по крайней мере формально) децентрализована на 8 полунезависимых организаций, каждая из которых подчинялась отдельному федеральному субъекту.
Функции
[ редактировать ]UDBA составляла основную часть югославских разведывательных служб с 1946 по 1991 год и в первую очередь отвечала за внутреннюю государственную безопасность . После 1946 года UDBA претерпела многочисленные изменения в системе безопасности и разведки в связи с актуальными в то время проблемами, в том числе: борьба с бандами; защита экономики; Коминформ / Информбиро ; и бюрократические устремления. Например, в 1945 и 1946 годах УДБА была разделена на районы. В 1950 году, когда административно-территориальные единицы были упразднены как органы власти, [ 4 ] UDBA была вновь реорганизована. В этот период деятельность по разведке и обеспечению безопасности была сосредоточена не столько на разведке, сколько на внутренней безопасности. Особое внимание уделялось коллективизму , братству, социальной гармонии, лояльности и терпимости к людям с разными взглядами. Отклонение от этого набора ценностей стало непосредственной проблемой для служб безопасности.
Позже применение силы было смягчено, а когда начался процесс «децентрализации народной власти», службы разведки и безопасности подверглись дальнейшей реорганизации с целью децентрализации власти и повышения эффективности. На пленуме ЦК в июле 1966 года политическое руководство обвинило СБР в препятствовании реформам в направлении самоуправления. В результате СБР было децентрализовано, сокращен его штат (особенно на федеральном уровне) и созданы контрольные комиссии. Были изданы новые постановления, укрепляющие независимую инициативу служб государственной безопасности шести югославских республик и автономных провинций. ГКБ лишили исполнительных функций и на него возложили выявление и предотвращение враждебной деятельности. [ 5 ] Закон о внутренних делах [ 6 ] а Постановление об организации Государственного секретариата внутренних дел регламентировало полномочия разведывательной безопасности как прерогативу Управления государственной безопасности Министерства внутренних дел. Следующая реорганизация затронула вопросы, относящиеся к компетенции федерации (государственная безопасность, трансграничное движение, иностранные граждане, паспорта, введение и распространение иностранной прессы, федеральное гражданство).
Структура
[ редактировать ]Разведывательная и охранная деятельность была организована следующим образом:
- После упразднения ОЗНА ( Департамент народной защиты) разведывательная деятельность была разделена между различными федеральными министерствами: Федеральное министерство внутренних дел - Управлением государственной безопасности и Федеральное министерство иностранных дел - Службой исследований и документации (СИД). который собирал внешнеполитическую информацию; Военно-оборонной разведкой занимался 2-й отдел ГШ — КОС контрразведки ( Служба ) Югославской народной армии .
- ГКБ в республиках не было автономным, а было привязано к федеральной службе, которая координировала работу и давала указания.
- Государственная безопасность регулировалась секретным законодательством (Секретный официальный вестник), предписывавшим применение специальных операций. СБР осуществляло обыски домов, тайный прослушивание внутри помещений, прослушивание телекоммуникаций, скрытое наблюдение за людьми, а также тайный перехват писем и других грузов.
- Главным интересом SDB была внутренняя безопасность; выявление и препятствование деятельности «внутреннего врага» (т.е. «правых буржуазии», клерикалистов, членов Коминформа , националистов и сепаратистов ). Разведывательная работа за границей считалась менее важной и находилась под федеральным контролем.
- SDB была «политической полицией», подотчетной партийной организации, от которой она получала свои руководящие принципы и которой она подчинялась. SDB настолько глубоко укоренился в политической системе, что одной из его задач была подготовка «Оценок политической безопасности»; то есть оценки буквально по всем сферам жизни.
- В ходе своей деятельности СДБ пользовалось широким спектром полномочий, включая классические полицейские полномочия (установления личности, допросы и аресты).
- Организация SDB постоянно менялась и совершенствовалась, но оставалась привязанной к центральному подразделению в столицах республик и более мелким рабочим группам на местах. Вся информация и данные поступали в центральный блок в столицах и отправлялись оттуда пользователям. Полевые группы имели рабочие контакты с местными властями, но не отвечали им.
Деятельность
[ редактировать ]1946–1986 годы
[ редактировать ]Одним из первых успешных действий УДБА была операция «Гвардиян» , которая лишила Божидара Каврана возможности проникнуть в группы бывших усташей, чтобы начать восстание против Югославии, в конечном итоге захватив самого Каврана.
С 1963 по 1974 годы спецслужбы занимались рядом внутри- и внешнеполитических событий. Внутри страны происходили политические конфронтации как до, так и после Пленума Бриони (1966 г.), либеральные вспышки и массовые студенческие демонстрации левых взглядов в Белграде в 1968 г. , Hrvatsko proljeće ( Хорватская весна ) или «МАСПОК» (массовое движение) в Хорватии в 1971 г. националистическое вторжение группы Бугойно в район Радуши (1972 г.) и возрождение национализма в Югославские республики. Наиболее значимым событием за рубежом стало вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году.
Таковы были обстоятельства на момент принятия в 1967 году первого закона о внутренних делах отдельных республик. Согласно этому закону, внутренние дела велись непосредственно муниципальными органами управления и секретариатами внутренних дел каждой республики или их губернскими органами управления. тела. Впервые с 1945 года республики получили контроль и большее влияние на свои отдельные органы безопасности и разведывательные службы.
Служба государственной безопасности (СГБ) была определена законом как профессиональная служба в составе Республиканского секретариата внутренних дел (РСУП). Естественно, большая часть его компетенции оставалась в пределах федеральных учреждений, как это предписывал Закон «О ведении внутренних дел, находящихся в ведении федеральных органов управления» (1971 г.), определявший, что федеральный секретариат внутренних дел будет координировать работу ГКБ в республиках и республиках. провинции. [ 7 ] Дальнейшие шаги были предприняты с преобразованием государственного управления, принятием Федерального закона о государственном управлении (1978 г.) и Республиканского закона (1978 г.). Вновь принятый закон о внутренних делах возложил на Республиканский секретариат внутренних дел (РСУП) вопросы государственной безопасности, которые затем стали вопросами РСУП и уже не получили специального рассмотрения «в РСУП». Это постановление оставалось в силе до внесения в 1991 году изменений в закон о внутренних делах.
Период после 1986 года
[ редактировать ]Роль разведки и безопасности изменилась после 1986 года, когда внутри партии воцарился другой менталитет и начались процессы демократизации. Спецслужбы подверглись нападкам, и многие люди начали публично писать и критиковать СДБ. В СДБ была упразднена партийная организация и начались первые попытки ввести парламентский контроль.
Первые демократические многопартийные выборы 1990 года, ускорившие процесс демократизации, отразились на Федеральном секретариате внутренних дел (ССУП) и Федеральной службе государственной безопасности (ССГБ), которые боролись за сохранение контроля над отдельными СГД в республиках. которая становилась все более разобщенной. Они по-прежнему были юридически связаны с федеральными органами, но осознавали, что действуют и работают в своей конкретной республике. Некоторые профессиональные кадры, особенно работающие во «внутренней сфере» (имеющие дело с «правым буржуазным крылом», клерикалистами и студенческими движениями), начали уходить со службы. Конфликт нарастал, а архивы SDB систематически уничтожались. В поисках новых ролей SDB также начали ограничивать информацию, которую они отправляли в SSDB. В конечном итоге они ограничили свою информацию иностранными спецслужбами.
Наряду с ослаблением позиций SSDB, Югославской народной армии Служба безопасности ( КОС) предпринимала попытки укрепить свои собственные опорные пункты в различных республиках и в отдельных SDB. Попытки провалились, поскольку они зависели от кадров других национальностей, которые все еще работали в ОКБ, но не имели доступа к базам данных и не имели полномочий принимать решения из-за своей «югославской» ориентации. [ нужны разъяснения ]
Недавно опубликованные файлы содержат информацию об одном миллионе граждан Социалистической Республики Словения и других бывших югославских республик, чьи файлы вел UDBA в Словении. В 2003 и 2010 годах на сайте udba.net можно было увидеть имена агентов UDBA в Словении, некоторые из которых до сих пор действуют в словенских вооруженных силах и Министерстве внутренних дел. Правительство Словении оперативно потребовало удалить страницы с сайта, поэтому на данный момент они недоступны.
Список известных целевых людей
[ редактировать ]Год | Страна | Убит |
---|---|---|
1946 | Италия | Иво Протулипак |
1969 | Западная Германия | Нахид Куленович |
Испания | Вьекослав (Макс) Любурич | |
1977 | Соединенные Штаты | Драгиса Касикович |
1978 | Франция | Бруно Бушич |
1981 | Западная Германия | Юсуф Гервалла |
1983 | Западная Германия | Степан Джурекович |
1990 | Бельгия | Энвер Хадри |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спенняк, Катарина: «Брионский пленум» - отголоски IV. Заседание ЦК SKJ от июля 1966 г. в хорватской политической общественности, в: ČSP 3/1999, стр. 463-489.
- ^ « Югославия: Возможности внутренней безопасности . Оценка разведки», ЦРУ (Управление разведки), октябрь 1985 г.: «И SDB, ведущее в значительной степени секретную войну против подрывной деятельности, и Milicija, на которую возложены традиционные полицейские функции по поддержанию правопорядка, формально организованы на децентрализованной основе. основе, при этом власть широко рассредоточена между шестью республиками и двумя автономными провинциями».
- ^ Шиндлер, Джон (4 февраля 2010 г.), доктор шпионажа: Жертвы UDBA , Сараево: Slobodna Bosna, стр. 35–38.
- ^ см. Закон об отмене власти, LRS Off. Газета №. 4/51
- ^ Робионек, Бернд: Государственная безопасность вышла из-под контроля? Влияние политического руководства Югославии на целенаправленные убийства за рубежом (1967–84 гг.) , В: Рабочий документ OEZB, март 2020 г.
- ^ FNRJ Off. № 30/56.
- ^ Кристиан Аксбо Нильсен: Симбиоз военных преступлений и организованной преступности в бывшей Югославии, в: Südosteuropa-Mitteilungen 52 (2012), стр. 6–17: «Конституция Югославии 1974 года произвела явный сдвиг в сторону децентрализации во всех сферах государственного управления. администрация. […] Статус Федерального секретариата внутренних дел постепенно был низведен до статуса центра обмена информацией и, наконец, осенью 1992 года он был передан Сербскому секретариату внутренних дел».
Сноски
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Управлением государственной безопасности, на Викискладе?
- Социалистическая Федеративная Республика Югославия
- Учреждения национальной безопасности
- Спецслужбы Восточного блока
- Правоохранительные органы в Югославии
- Тайная полиция
- 1946 г. заведения в Югославии
- Государственные учреждения, созданные в 1946 году.
- Закрытие 1991 года в Югославии
- Государственные учреждения упразднены в 1991 году.
- Югославские спецслужбы